Что означает благовещение пресвятой богородицы. В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения - 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.


Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение — один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! — сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. — Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» — отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35

Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! —
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
“Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”


Благовещение — зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: “Радуйся, благодатная!


ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

«Благовещение» означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Библия, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
От 7 апреля (25 марта по ст.ст.) до 7 января (25 декабря по ст.ст.), т.е. до Рождества Христова — ровно девять месяцев.
Событие, о котором идет речь, случилось, согласно Писанию, спустя четыре месяца после обручения Марии с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом (Мария, объявившая о своем желании остаться Девой и посвятить себя Богу, была поручена его заботе).
Мария жила в доме Иосифа в городе Назарет, вела там скромную и благочестивую жизнь, как и при храме, где воспитывалась до этого. И вот в один из дней, когда Дева читала Священное Писание, к ней явился ангел и обратился со следующими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать – стать матерью Сына Божия. Мария смутилась от этих слов и спросила, как может родиться сын у той, которая не знала мужа. Гавриил ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Примечательно то, что, узнав волю Божию, Дева Мария проявила глубокую веру и смирение, ответив: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38).
Церковь считает, что в этот день и начинается Евангельская история: вместе с благой вестью было положено начало спасения человеческого рода.
Церковь начала праздновать Благовещение не позднее 4 века. Изначально праздник назывался по-разному («Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии»), в 7 веке ему было дано наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы».


Почему на Благовещение запускают белых голубей?

Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал Патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня же те голубей, которых запускает Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того, как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в группы и затем возвращаются в свои питомники в столице и Подмосковье.


Постные послабления

Обратите внимание на то, что церковный устав разрешает постящимся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы есть рыбу.

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru.

У православных христиан 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы. Спеките фигурки жаворонков

Благовещение — благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

К ней явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1, 28)

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в недрах Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Если говорить о народных традициях, то на праздник Благовещения было принято выпускать птиц из клеток на волю. В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц и в праздник, после Божественной литургии, их выпустить.

К этому дню пекли фигурки жаворонков из постного теста, вырезали и клеили бумажные фигурки ангелов, в честь Архангела Гавриила.

Напомним, 28 апреля у православных вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в народе называют «Вербным воскресением», Великая Пасха в этом году празднуется 5 мая.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)


«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»

Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου] ; лат. Annuntiatio - возвещение) - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

ПО КАНОНИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)


По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства ), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет»


По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в следующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
[править] Примыкающие сюжеты

Встреча Марии и Елизаветы

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (см. Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

Иосиф Обручник:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».


Символическое значение

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (подробнее о числе см. ниже) - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа .


Праздник Благовещения

Современное название праздника - Εὐαγγελισμός («Благовещение») - стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη - «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»


Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.


Другие даты празднования Благовещения

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду:
В амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, то есть в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря.
В испано-мосарабском обряде согласно некоторым источникам Благовещение предписано отмечать дважды - кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, то есть ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 году Десятым Толедским собором, так как традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 год) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение.
В восточно-сирийском обряде существует целый шестинедельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.


Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49, на литургии Лк.1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.


Гимнография

Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передает Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ’ αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.
Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

Благовещение Девы Марии – это один из значимых христианских общенародных праздников. В этот «светлый» день архангел Гавриил принес Марии благую весть от Господа, поведал, что она станет Матерью Сына Божьего. «Радуйся Благодатная!» — вещал архангел Гавриил, и поведал Марии, что на нее пала Божья милость и она избранна для рождения Сына Всевышнего.

Толкователи Слова Божия заявляют, что Благая весть, принесенная Марии ангелом – это первая за долгое время благоприятная весточка для рода людского, после немилости Всевышнего за множество грехов совершенных людьми. После явления Гавриила Пречистой Деве Марии у всего люда православного появилась надежда на иную светлую эру под покровительством Господа.

История Благовещения

Чтобы осознать в полной мере, что за праздник Благовещение нужно немного углубиться в историю. Прежде всего, согласие Девы Марии родить Иисуса это изъявление доброй воли, каковым Господь, милостью своею, одарил людей.

По мнению богословов, душевная свобода превозносит род людской над жестокой природой. Поэтому с позволения добросердечной и покорной Девы Марии Святой Дух озарил ее, не испортив при этом невинное девичье лоно. Тем не менее, беременность непорочной Девы протекала, как и у всех остальных женщин земных. И Мария покорно носила дитя Божие до его появления на свет.

Когда архангел Гавриил явился с вестью благой Деве Марии исполнилось так же давнее пророчество Исаии, в котором говорится о том, что настанет день, когда простая женщина станет матерью сына, нарекут которого именем Эммануил, которое означает « снами Господь».

Вселившись в лоно Марии, Дух Святой зачал младенца, назначением которого было избавление мира от дьявольской нечисти путем искуплением греха.

В самом названии Благовещение таится важный смысл толкования самой благой вести: известить Марию о том, что она зачала и носит Сына Божьего.

Светлый праздник Благовещения – один из 12 важнейших православных двунадесятых праздников после Светлого Воскресения (Пасхи). Все значимые для православных праздники приурочиваются к весомым событиям мирской жизни Богоматери и Иисуса.

Какого числа празднуют Благовещение?

У католической и православной церквей даты празднования Благовещения не совпадают. Католиками и протестантами светлый праздник отмечается 25 марта. Возникновение именно этой даты можно истолковывать по- разному:

Может быть, напрямую связанно с 25 декабря, датой рождения Иисуса. Если отсчитать от этой даты время вынашивания ребенка – 9 месяцев, то, как раз и получится 25 марта. Еще предполагается, что дата празднования Благовещения может исчисляться от даты сотворения человечества.

Существует мнение, что неспроста явление ангела Марии было 25 марта, в этот день произошло сотворение человечества Господом. В эту памятную дату положено начало искупления верующими первородного греха.

Также бытует мнение, что день равноденствия тоже можно считать датой создания мира и ввиду этого искупление грехов человечества должно положить свое начало в день весеннего равноденствия.

Российская же Православная церковь в определении дня Благовещения опирается на Юлианский календарь с иным времяисчислением, согласно которого Благовещение празднуется 7 апреля.

Празднование Благовещения

Зачастую этот праздник приходится на светлую пасхальную неделю или же на Великий Пост. Это и обусловливает вид литургии. В выпавший на Пост Благовещенский праздник делает небольшое послабление для верующих, в этот день можно побаловать себя рыбными блюдами.

Но если праздник пришелся на один из дней Страстной седмицы, то строгость поста нарушать нельзя. Не исключено совпадения Благовещения с днем Светлой Пасхи (это редкое совпадение носит название «Кириопасха»), в таком случае вместе с пасхальными песнопениями воспевают и Благовещение.

В Благовещенский день есть множество народных обрядов, может быть даже немного языческих. Это и разжигание костров, в которых народ сжигает разный мусор, тряпье, старую солому и даже навоз, символизируя этим, окончание зимы и вступление весны в свои права.

Еще существует народное поверье, что в Благовещение «небесные ворота» открыты и можно попросить у Господа об исполнении своих заветных желаний. Нужно лишь заметить на небе появление первой большой звезды и выкрикнуть: «Боже, подари мне славу!»

Статьи по теме:

Каждый год 7 апреля православные люди отмечают один из самых важных в истории Библии праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Он традиционно считается двунадесятым, число никогда не меняется. В 2018 году Благовещение совпало со Страстной субботой, которая выпадает в последний день перед Пасхой.

Это большой праздник, который отмечают с 3 века.

История возникновения праздника

Евангелие с греческого языка буквально означает «Благая весть». 7 апреля посвятили пророчеству, которое сообщает о появлении на свет Сына Божьего. У данного праздника три символа – световой луч, при помощи которого Святой дух спустился на землю, прялка – возле неё сидела Мария, когда услышала новость, что забеременеет непорочно, пальмовые листья – символизируют чувства и мысли, относящиеся к возвышенному и не пересекающиеся с мирской жизнью.

Деве Марии было предначертано стать матерью Иисуса, потому что вплоть до 14 лет она находилась в храме на территории Иерусалима. Так как после этого возраста все иудейские девушки должны были в обязательном порядке выйти замуж, Мария отказалась, и пообещала, что будет хранить девственность всю жизнь. Для соблюдения всех правил девушка была обручена с 80-летним праведником Иосифом.

Мария не просто получила информацию о том, что станет матерью Иисуса. Она вправе была решать, готова на это, или нет. Уже с 5 века в мировой живописи начали появляться картины художников, изображающих данную сцену из библейского сказания.

Традиции и обряды в Благовещение

Очень много традиций связано с этим днём – категорически запрещено работать, шить, вязать, забивать скотину, громко и шумно веселиться. 7 апреля в храмах освящаются просфоры, которые выпекала хозяйка дома. Сколько в семье было человек, столько нужно было их испечь.

После того как натощак они съедались, крошки и остатки собирались, а затем добавлялись в корм домашнему скоту, чтобы он не болел весь последующий год, и давал нормальный привес или приплод. Просфоре придавали такое же значение, как и святой воде. Для того чтобы быстрее приходила весна, на улицу выпускались домашних животных с символическим назначением «слушать весну». Девушки приходили к церкви, исполняли вокруг нее так называемый «кривой танец».

Все это происходило, чтобы весна пришла быстрее. Еще одним традиционным действием считалось «выпускание птиц». Для совершения действия ловили птиц, в основном голубей или синиц, которых сажали в клетку. Считалось, что если из клетки выпустить 7 апреля птицу, она полетит до самого Господа, и передаст все послания, которые ему адресуют люди.

Послабления и изменения в Страстную субботу

Так как в 2018 году Благовещение отмечается в период Великого поста, мяса и молока на столе не должно быть. Разнообразить меню можно рыбой и бокалом красного вина. В праздник не рекомендуется отдавать что-то, одалживать деньги, потому что вместе с материальными вещами можно лишиться части здоровья. Новую одежду также носить не рекомендуется, считается, что она быстрее портится.

Работа на огороде в этот день запрещена, но можно взять с собой в церковь семена растений. Считается, что они будут плодоносить больше. Расчесывать и стричь волосы запрещается, потому что можно запутать свою судьбу. Так как в этом году Благовещение выпадает на Страстную субботу, праздник рекомендуется проводить в кругу семьи, не посещать шумные места, посвятить свободное время мыслям о жизни Иисуса Христа перед его распятием.

На православных иконах принято изображать архангела Гавриила держащим в руках цветок — символ доброй вести. Именно ему даровано Богом приносить людям радостные, а иначе сказать — благие вести. Поэтому архангел Гавриил — всегда желанный гость. Но самую благую для всех людей на свете весть он принёс две тысячи лет назад, совсем ещё юной Деве Марии. Посланец Бога возвестил, что из Её чрева воплотится Спаситель мира. Вот с этих его слов и начинается история праздника Благовещение.

Обручение Пресвятой Девы Марии

В древней Иудее люди взрослели рано. Совершеннолетними считались уже достигшие четырнадцатилетнего возраста. Вот и Пресвятая Дева Мария, едва расставшись с детством, и воспитывавшаяся с ранних лет в храме, должна была по закону либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Но данный когда-то обет вечного девства закрывал для Неё путь к простому семейному счастью. Отныне Её жизнь принадлежала лишь Богу.

Её наставники — священники храма, где прошли Её детство и юность, нашли простое и мудрое решение: Деву Марию обручили с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем по имени Иосиф. Таким образом, и жизнь молодой материально обеспечена, и остался не нарушен обет, данный Ею Господу. После совершения брачного обряда Мария поселилась в городе Назарете в доме своего обручника. Именно под таким званием вошёл в Священное Писание Святой Иосиф — хранитель чистоты и девственности будущей Богородицы.

Явление архангела Гавриила Деве из Назарета

Четыре месяца прожила в новом доме Пресвятая Дева, посвящая всё Своё время молитвам и чтению Священного Писания. Вот за этим благочестивым занятием и застал её посланник Бога — архангел Гавриил. Под шелест своих крыльев он возвестил изумлённой Деве о той величайшей миссии, которая возложена на неё Творцом вселенной.

Это событие и получило название — Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника не может быть полной, если не уделить внимание тому, почему именно на Ней остановил Господь Свой выбор. Ответ прост — исключительная чистота, непорочность и преданность Богу выделили Её из великого множества других девушек. Для столь великой миссии потребовалась праведница, равной Которой не было от сотворения мира.

Готовность исполнить волю Творца

Для понимания всего значения описанного в Евангелии события, важно учесть ещё вот какую сторону происшедшего. В данном случае, как и всегда, Господь предоставляет своему творению - человеку полную действий. Обратите внимание, как важен архангелу Гавриилу ответ Девы Марии и Её добровольное согласие. Здесь нет и намёка на какое-либо принуждение.

Посланец Божий говорит о зачатии, которое должно свершиться вопреки человеческой природе, что не может не вызвать скептической реакции, но сила веры Марии столь велика, что Она безоговорочно верит всему услышанному. Вопрос же о том, как может зачать Она, не познавшая мужа, сводится лишь к желанию узнать частности предстоящего. Её готовность исполнить предначертанное явствует из каждой строки, описывающей великое Библейское событие — Благовещение.

История праздника, кратко о самом важном

Это событие стало предметом изучения многих учёных. Как явствует из их трудов, в центре которых лежит история праздника Благовещение, для установления даты торжества использовали простое логическое рассуждение.

Если считать моментом Беспорочного зачатия именно день, когда Дева Мария в ответ на слова архангела Гавриила ответила: «Да будет по глаголу твоему», то вполне естественно, что этот день должен отстоять от дня, когда Иисус Христос появился на свет, то есть от праздника Рождества, на девять месяцев. Нетрудно подсчитать, что таким днём для православных христиан является а для западных — 25 марта.

Открытия святой равноапостольной Елены

Праздник Благовещение, история которого уходит в глубокую древность, по мнению историков, начали отмечать в IV веке, хотя изображения сцены этого события были обнаружены при раскопках катакомб, датируемых III и даже II веками. В IV веке произошло важнейшее в жизни всего христианского мира событие — равноапостальная Елена открыла места земной жизни Иисуса Христа и начала строительство храмов на Святой земле.

Естественно, что это послужило причиной повышенного интереса ко всему, что связано с Рождеством, Воскресением и всеми прочими событиями земной жизни Спасителя. Неудивительно, что именно в этот период отмечено появление праздника. Таким образом, и история праздника Благовещение имеет непосредственную связь с открытиями этой великой подвижницы.

Празднование Благовещения в Византии и на западе

Следуя далее в хронологической последовательности, следует отметить, что история православного праздника Благовещение имеет своё начало в Византии. В VII веке он прочно вошёл в число наиболее отмечаемых дней церковного календаря. Однако надо признать, что в исторических документах двух предшествующих веков имеются отдельные упоминания о нём, но, судя по всему, речь идёт лишь о единичных случаях.

В западной традиции история праздника Благовещение начинается примерно в тот же период, что в восточной церкви. Сергий I (687-701) включил его в число трёх основных праздников, посвящённых Пресвятой Деве Марии. Отмечался он достаточно торжественно и сопровождался праздничной процессией по улицам Рима.

Исторические названия этого праздника и его статус

Любопытно, что не всегда этот праздник носил название Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника помнит и иные названия. Например, в трудах некоторых древних авторов он упоминается как «День приветствия» или «Возвещение». То название, которое употребляется в наши дни, произошло от греческого слова «евангелисмос». Впервые оно встречается в исторических документах VII века.

В тот период праздник считался в равной степени и Господским, и Богородичным, но время внесло свои изменения. Если в православной традиции Востока он до сих пор остаётся одним из важнейших событий года, то на Западе его роль несколько сузилась, оставив ему лишь место второстепенного праздника.

Празднование Благовещения в православном мире

В традиции Русской Православной Церкви он относится к числу двунадесятых, великих, непереходящих праздников. Как и во время богослужений прочих Богородичных праздников, духовенству в этот день положено облачение голубого цвета. Можно назвать целый ряд обстоятельств, указывающих на то, что совершенно особое значение в православной Церкви имеет праздник Благовещение.

История в частности, указывает на то, какое большое внимание ему уделялось отцами Церкви. На 6-м Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Константинополе, был принят документ, согласно которому в день этого праздника, несмотря на то что он по календарю выпадает на период Великого поста, служится литургия Иоанна Златоуста, а не Преждеосвящённых даров, что является указанием на его исключительное значение.

О важности праздника Благовещение пишет в своих трудах и Он именует его «первым праздником» и даже «корнем праздников». Сегодня в этот день предписывается ослабление поста. В частности, допускается вкушение рыбы и елея (масла). В народе же он является одним из самых любимых, несущих в себе покой и радость, ведь в его основе лежит благая весть, то есть весть, исполненная Благодатью Божьей.

Возрождение православной культуры в России

В наши дни, когда после многих десятилетий государственного атеизма православная Церковь вновь заняла подобающее ей место, многие наши соотечественники исполнились желанием вернуться к духовным истокам своего народа и узнать как можно больше из того, что до недавнего времени было закрыто для них. В частности большой интерес вызывают и среди них Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника, традиции и обряды — всё становится предметом пытливого изучения.

Ещё одним важным аспектом современной жизни является изучение основ православной культуры среди детей. Это важно для того, чтобы не повторилась трагическая ошибка прошлых лет, когда целые поколения в нашей стране выросли и вступили в жизнь в отрыве от веры своих предков. И в этом плане в наши дни ведётся работа. Многие Библейские события и праздники подаются в понятной для детей редакции.

Преподавание основ православной культуры детям

Это относится и к празднику Благовещение. История праздника для детей излагается таким образом, чтобы, несмотря на адаптированный характер текста, остался неизменным и понятным ребёнку смысл самого события. В этом состоит, безусловно, сложность задачи. История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, кратко, но содержательно изложенная, должна самым благодатным образом отложиться в детском сознании.

Неоценимую роль в возрождении православной культуры играют воскресные школы, организованные в наши дни при многих храмах. Кстати, и в их программу входит ознакомление учащихся с праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника для детей и взрослых, посещающих эти занятия, представляет большой интерес, так как о нём многие слышали, но имеют весьма расплывчатое представление о его содержании.

Народные традиции на день Благовещения

С давних пор в народе установились традиции, связанные с этим праздником. Так как приходится он на весенний месяц, то, естественно, многие из них связаны с началом полевых работ. Существовала традиция, по которой в день праздника засыпали в кадку зерно, приготовленное для посева, и, поместив сверху икону «Благовещение», поизносили специальную молитву о даровании обильного урожая. В ней крестьяне обращались к Пресвятой Богородице и Предвечному Её Сыну с просьбой благословить зерно, «всеваемое в мать - землю».

Существовали также традиции, являвшиеся явными отголосками язычества. Среди них была, например, такая. Вечером в канун праздника доставали из подвалов или кладовых капустные кочаны прошлогоднего урожая. Их, тайно ото всех, клали на землю вблизи дороги, по которой на завтра собирались идти в церковь. И вот на следующий день, возвращаясь после обедни, нужно было поднять кочаны, отыскать в них семена и посадить их на грядке вместе со свежей рассадой. Считалось, что в этом случае уродится богатый урожай капусты, которой не страшны никакие морозы.

Древнее поклонение наших предков-язычников огню и его очистительной силе нашло проявление в одной из народных благовещенских традиций. Имеется в виду обычай, согласно которому в этот день сжигали старую одежду, обувь, постельные принадлежности и тому подобное. Жилые помещения и надворные постройки окуривались дымом. Особое внимание уделялось домашней скотине, которую также тщательно окуривали, надеясь тем самым оградить от всякой нечисти.

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях - Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву. После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии - символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо - непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Стоит отметить: важно быть хорошим примером для своих чад, и тогда не нужно будет долго обучать их православным традициям - они впитают их с молоком матери.

Обычаи и традиции на Благовещенье

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали - боялись небесной кары.

Благовещение - символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры , которые потом освящали на службе в церкви . Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение - самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем - и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации