Опыт использования Sitka в зимнем походе на Чукотке. Список личных вещей и снаряжения для зимнего похода Снаряжение для зимнего туризма

Зима - необычное, и по своему, чудесное состояние природы. Походы по Крыму в зимний период хороши и интересны, как впрочем, и в другие сезонные промежутки года. Любители зимних походов, а есть и такие)), имеющие опыт походов в экстремальных условиях хорошо знают, что и как нужно брать с собой в эти, порой нелёгкие, но надолго запоминающиеся путешествия.

Для тех, кто захотел попробовать и принял решение идти с нами в зимний поход, мы расскажем как проще и лучше подготовиться в путешествие в зимний мир горного Крыма, в его кристально чистые прозрачности пейзажей, в его метельные непогоды, в его солнечные, искрящиеся снегом, дни.

Итак, что же мы берём с собой в зимние походы Крыма?

Рюкзак

Пожалуй основной, и тщательно продуманный подбор. Объём рюкзака для зимних походов должен быть не менее 80-100 литров. Женский 60-80 литров. Почему? Потому как в зимних условиях, когда нужно быстро упаковать рюкзак - метель. мороз, непогода, мёрзнут руки - лучше всего, чтобы он был более просторен. Тогда в рюкзак можно легко и технично упаковать всё своё походное снаряжение.

Примечание. Ваши личные вещи должны быть упакованы в:

  1. либо, в так называемые герма мешки (непромокашки),
  2. либо в полиэтиленовые пакеты - нужно постараться, что-бы ваши вещи были сухими. А это неплохой залог успеха в зимних путешествиях.

Накидка или чехол на рюкзак

Должен заметить что всё и вся, кроме резины, промокает. Поэтому не лишним будет иметь эту данность в комплекте походного снаряжения. Чехол или накидка защитит ваш рюкзак не только от всяческих непогод, но и от всяких, не очень, увы, чистых багажников общественного автотранспорта. Чехол легче постирать, чем сам рюкзак.

Походный коврик (лучше ижевский), он же каремат

В зимние походы берём ДВА коврика! Хорошая термоизоляция. Один каремат - плохая ночёвка (холодрыга). Неплохо приобрести и чехлы к ним - защита не только от колючести кустарниковой, но и от сырости. Есть ещё самонадувающиеся коврики. Чуть тяжелее ижевских, но тоже хороши и комфортны. Единственно, чего они боятся, это всяких колючек и шипов.

Спальный мешок

Х ранитель тепла и уюта. Для того, чтобы Ваш сон был крепок и спокоен, спальник должен быть подобран по температурному режиму (обычно маркируется как t комфорта). В данном случае тёплый (минусовик) - он немного тяжелее, зато тепло и хорошо. И по возможности с компрессионным мешком. В компрессионник можно быстро и легко запихнуть спальник, именно запихнуть, как попало, не сворачивая в скатку, ваш "хранитель тепла и уюта". Спальники бывают двух основных типов – «одеяло» и «кокон». Лучше всего "кокон" - идёт с капюшоном - с помощью затяжек закрывает голову и лицо от холода. Для семейных пар неплохо подойдут зеркально состёгивающиеся спарки.

Палатка

Это дом на время наших путешествий по Крыму и не только. Лучше всего подходят палатки нового типа, облегчённые, весом не более 1,5 - 2,5 кг., двухслойные - тент и сама палатка. Есть зимние варианты походных палаток с юбкой, позволяющей хорошо защитить походный дом от холода и ветра. Палатку можно приобрести в экипировочных центрах (воспользуйтесь консультацией продавцов - как правило специалистов). Обычное человеческое общение, на мой взгляд, гораздо лучше сухих текстов интернета. А если такой возможности нет, Вы всегда сможете воспользоваться нашим прокатным снаряжением . Или пообщаться с нами, где мы подскажем, что и как лучше сделать.

Походная одежда

Помимо основных предметов снаряжения для зимнего путешествия, нужно и необходимо уделить внимание вашей походной одежде. Надёжное качество и комфортность - вот основной, успешный залог, в принципе не только зимнего, но и любого путешествия. Продвинутые пользователи лесов и гор хорошо знакомы и достаточно опытны в подборе одежды для зимних походов. Сейчас практикуют, и не без основания, так называемые трёх слойки - походные одежды, помогающие достаточно хорошо чувствовать себя в любых погодных условиях.

Давайте поближе познакомимся с этим... читаем:

  • Первый слой - хорошо пропускающий влагу (пот) и согревающий. Термо белье - новое и неплохо практикуемое в походах изобретение человечества. Есть на разные, межсезонные промежутки года. Для зимы акцентируем более теплое термо белье - об этом вам раскажут и подскажут спецы-консультанты в экипировачных центрах или туристических магазинах. У некоторых пользователей лесов и гор есть предпочтения к хлопковому нижнему белью или обычным спортивкам и футболкам. Всё таки хлопок был, есть и будет хлопком, нежели синтетические нововведения.
  • Второй слой - так же согревающий и отводящий влагу. Верх - куртка-флисс, желательно Polartec, с хорошо и плотно закрывающим шею, высоким воротом, или же шерстяной свитер. Низ одежды - штаны из синтетики (непромокашки, мембранного типа) - быстрее сохнут, легче и прктичнее, нежели быстро намокающие брюки из хлопковых тканей. Дополнительно с собой берут в зимние походы так называемые самосбросы, ищем наиболее лёгкие варианты. Это непромокаемые штаны с полными молниями по бокам для быстрого и непринужденного одевания в условиях сильных непогод - сильного ветра, метели, дождя, холода - рекомендуем.
  • Третий слой - верхний и пожалуй самый основной - в зимних походах, где бы то ни было, верхняя одежда является необходимым и важным компонентом для вашего и нашего успешного путешествия. Рекомендуем походные куртки облегчённого и утеплённого типа (можно лыжные, но обязательно с капюшоном). Шапка и перчатки или тёплые рукавицы - первейшая необходимость. Штормовка - в зимних условиях применяется поверх основной, тёплой куртки, для дополнительной защиты от всяческих ветров и сохранения вашей комфортности в движении. Фонарики или гамаши (одеваются на ноги ниже колена) помогают избежать попадания снега в обувь и так же дают дополнительное тепло ногам. Горные башмаки для зимних походов тоже должны быть комфортными и достаточно высокими, непромокашки.

Ниже приведён, более подробный, перечень необходимого снаряжения для зимних походов:

  • Куртка - непромокашка, тёплая (штормовка) , обязательно с капюшоном. На вечер - пуховка (для автономных, экстремальных походов, появились облёгченного типа - прималофты) - храним в непромокаемом пакете или герма мешке.
  • Ветрозащитный костюм - непромокашка . Необходимая вещь в случае ухудшения погодных условий – он защитит вас от дождя и ветра (с зимой в Крыму дела обстоят так – сегодня прекрасные морозные дни, а завтра дождь, туманы, мокрый снег и пр.)
  • Жилетка пуховая или на флиссе . Удобна для утепления на привалах и в вечернее время, когда становится прохладней.
  • Штаны тёплые, непромокаемые . Лыжные комбинезоны, на лямках или же полные, тоже вполне подходят для таких маршрутов. Еще применяют штаны самосбросы - с боковыми молниями по всей длине штанов - расстёгиваются сверху и снизу.
  • Флиссовая куртка полар мембранного типа - полар хорошо отводит влагу, прерасно греет и совсем немного весит - или же обычный шерстяной свитер.
  • Шапка - нужнейшая вещь в зимних походах. Я беру с собой в зимние походы две - толстую и тонкую и применяю в зависимости от погоды. Это может быть шерстяная шапка или шапка типа виндблок или же полартек. Беру с собой так называемую Баффку - она сделана в виде рукава и в зависимости от погодных условий ее можно носить как шапку или на шее. Также используются в зимних походах так называемые "Балаклавы" - глубокая шапка с прорезью для глаз - от сильных ветров и морозов.
  • Обувь для зимних походов, пожалуй самый важный элемент в такого рода путешествиях:

Ещё русский гений военных баталий полководец Суворов говорил – “Голова, батенька, в холоде, а ноги всегда держи в тепле .”

Обувь должна быть не только удобной и крепкой, на один размер больше, но и непромокаемой. Сейчас появилась, так называемая, мембранная обувь. Рекомендуем. В зимних походах по Крыму, хорошо использовать термоноски (выбор в экипировочных центрах вполне достаточен). Если нет, тогда как вариант (практиковали много лет) - сначала одеваем хлопковые носки, а затем шерстяные. Когда ноги начинают потеть, хлопок впитывает, а шерсть поглощает влагу и все дела. Это старый, проверенный походами способ. Кожаной обуви (нобук и пр.) лучше сделать гидроизоляцию специальными пропитками (они продаются в магазинах горного снаряжения, но дорогие) или же обычным сапожным кремом или каким-нибудь жиром.

  • Гамаши, фонарики, бахилы - эти названия определяют защиту на ноги от влаги, грязи, снега. В период межсезонья и зимой гамаши хорошо согревают и сохраняют сухими ноги.
  • Берём с собой запасной комплект носков - обязательно. На каждый день одна пара сухих носков. Тёплые, шерстяные - на ночь (храним в непромокаемом пакете) или же новые технологии - треккинговые или термоноски для зимы.
  • Сменная обувь - берем непременно. Ноги должны отдыхать после перехода. Это могут быть трекинговые сандалии или легкие кроссовки или же просто шлепы. Сейчас (смотреть в экипировочных центрах Росси - я их там видел) появились специальные, утепленно-леёгкие тапочки для зимнего отдыха на бивуаке. В них можно ходить по снегам и не снимая, предварительно протерев подошву, спокойно спать в палатке. На мой взгляд, очень удобны.
  • Походные перчатки или рукавицы - берём две пары – можно лыжные или шерстяные. Хороши флисовые перчатки, двойные, с манжетами, теплее да и снег вовнутрь не попадает. Я практикую одну пару тонких, флисовых перчаток, в них удобно делать что нибудь на холоде и пару толстых для теплого комфорта. Можно взять запасные - на непредвиденный случай, в непромокаемом пакете.
  • Треккинговые палки – пешеходные, телескопические складные палки, удобны при различных транспортировках. Хорошо помогают на подъемах, крутых склонах и спусках. Зимний вариант - обязательно с кольцами - не проваливаются в снег. Продаются практически во всех магазинах туристического снаряжения.
  • Бельё - хватит одной смены. Можно приобрести термобельё - на переход используем тонкое, на вечер и ночёвку тёплое. Удобно, хорошо отводит влагу, греет, быстро сохнет. Если такой возможности нет, тогда хлопок. Хлопок во все времена был хлопком или же берем то, что вам более привычно.
  • Аптечка - берём обычно то, что используем дома, своё, привычное, обязательно! У инструктора есть походная аптечка, практически на все случаи жизни.
  • Солнечные очки – если много солнца и снега - пригодятся.
  • Кружка, ложка, миска, нож.
  • Термос - 1 литр. Берём, в обеденное время и на привалах горячий чай - отличная штука.

P.S. В процессе сборов, перед походом, мы сможем подсказать и помочь Вам (если возникнут вопросы) в выборе вашего личного, зимнего снаряжения. Звоните, непременно расскажем. В живом общении всегда лучше и проще понять необходимое.

Зимний поход отличается от похода в любое другое время года своей сложностью, ведь он может стать испытанием, как для человека, так и для его экипировки.

Важно выбирать такую одежду, в которой вам будет тепло и которая не позволит вам замерзнуть, но при этом гарантирует вам исключительный комфорт. Действительно подходящая одежда редко напоминает о себе и сидит на теле естественно, безупречно выполняя свои функции.

В первую очередь, выбирая экипировку для зимнего похода, следует получить информацию о климате и температуре не только днем, но и ночью. Также важно, где именно вы планируете ночевать, ведь если это будет палатка, вам стоит одеться теплее, чем в случае с ночевкой в домике. Именно в ночной период времени становится особенно холодно, и той экипировки, которая так хорошо спасала от холода днем, ночью может быть уже недостаточно. Что касается климата, на Кавказе и в Крыму он будет различным, в первом случае будет присутствовать сильный ветер и температура, которая часто снижается ниже 20 градусов мороза.

  1. Забудьте раз и навсегда о кроссовках и городских ботинках, ведь они не защитят вас ни от холодов, ни от повышенной влажности. Берцы - сразу нет, даже зимние. Лучше сапоги из ЭВА . А вообще желательно иметь обувь на переход и стоянку. Никогда не экономьте на обуви, пусть даже данный предмет экипировки и так является одним из самых дорогих.
  2. Всегда одевайте поверх обуви бахилы, ведь именно они защитят обувь от повреждения и намокания, а также попадания внутрь ботинка снега. Лучше приобрести готовые бахилы в магазине, специализирующемся на продаже туристического снаряжения. Но при желании вы всегда можете сделать бахилы своими руками.
  3. Носки - лучше взять с собой в поход сразу 6-8 пар хлопчатобумажных носков, а также не забыть про теплые термоноски . Их вполне хватит и 2-3 пары. При ходьбе оптимальным вариантом станет ношение двух пар носков. Сначала вы надеваете хлопчатобумажные носки, а сверху них - термоноски. Как только вы почувствуете, что ваши носки стали мокрыми - тут же меняйте их на сухие, ведь ношение мокрых носков - прямой путь к перемерзанию.
  4. Зимние палатки бывают разными, но лучше всего выбрать двухслойную палатку с широким тамбуром и прочными дугами из алюминия, которая будет устойчивой к резким порывам ветра. Почему дуги должны быть алюминиевыми? Все просто - этот металл не чувствителен к холоду, а потому, если палатку засыплет снегом, дуги не поломаются.
  5. Кроме этого, стоит уделить особое внимание выбору рюкзака , вместимость которого не должна быть менее 90 л .
  6. Если идете компанией, возьмите нормальный котел , чтобы можно было и воду на всех вскипятить и еду нормально приготовить. А то придется кипятить воду в котелке, в котором только что варилась тушенка.
  7. Возьмите карту и обычный компас. GPS навигаторы могут вас подвести, постоянно указывая в разные направления, и будете ходить кругами.
  8. На компанию возьмите два-три топора и цепную пилу . Ищите место для ночлега возле сухостоя, тогда в дровах не будете испытывать нужду.
  9. Не всегда верьте тому что пишет производитель на газовых баллонах . В сильный мороз газ может попросту замерзнуть. Для таких случаев лучше использовать лампы и примусы на жидком топливе!
  10. Запасть горячую воду на утро, даже в термосе , бессмысленно. Потому что к утру, пока вы спите, вода всё равно замерзнет, и термос просто лопнет.
  11. Из еды, кроме тушенки можем посоветовать нарубленную кусками свинину. Куски с жиром посыпались солью и жарились малыми порциями на миниатюрной сковородке. Отличная жирная, калорийная пища для таких условий! Сытно, согревает и восстанавливает силы!
  12. Занавески из серебрянки вокруг костра вещь очень полезная.
  13. Очень полезными станут обычные строительные перчатки . Для работы с дровами самое то. Не мешают и греют руки.

У путешественников есть такая традиция, рассказывать после походов о снаряжении и экипировке. Традиция эта древнейшая, уходящая корнями к шумерам и финикийцам. Точных сведений о чём писали первопроходцы до нас не дошло, но я не сомневаюсь, что писали они непременно. Во-первых, это сакральное знание, которое каждый член секты путешественников, а все путешественники сектанты религии путешествий, иначе стремление к бродяжничеству ничем не объяснимо, обязан передать свои знания следующему поколению. А во-вторых, всё что взял с собой и как оно работало, непременно нужно зафиксировать на бумаге, иначе спустя какое-то время сам забудешь, что, чего и как.

Нарушать традиции я не намерен, поэтому рассказываю что брал и как это работало.

Снаряжение

Двухместная палатка "Баск" CLIF . Начну с того, что это не зимняя палатка. Без снегозащитной юбки и имеет крайне неудобную для зимних условий форму установки: сначала полог, потом тент. Почему именно эта палатка? Всё просто, из всесезонных у меня только трёшки, а тащить трёшку в соло походе излишняя роскошь. Но не смотря на не специфические условия, палатка выдержала испытания отлично. "Местность" - количество мест в палатке, в зимних условиях рассчитывается с коэффинциентом 1,5, от летнего. Летняя двушка, это прекрасная зимняя однушка, а летняя трёшка это комфортная зимняя двушка. После того, как я "подсел" на басковские палатки (Bonzer", "Friend", "Vostok"), в которых тент и полог ставятся одновременно (полг можно отстёгивать, когда в этом есть необходимость), палатки собирающиеся "по частям", с начала полог, потом тент, у меня вызывают недоумение: зачем их до сих пор ещё делают? Это в первую голову не удобно. В хорошую пургу, сбор такой палатки в одно лицо испытание ещё то. Улетит или не улетит тент, вот в чём вопрос.

Ну а то, что во время пурги под тент набивались выдающиеся сугробы, которые сжимали стенки так, что палатка вдвое уменьшалась в объёме, пенять мне не на что. Она и не рассчитана на зиму, юбки нет.

Одна конструктивная деталь в этой палатке мне не понятна до сих пор. При её установке на крыше образуется углубление. А там, где есть пусть и небольшая впадинка будут скапливаться осадки. В моём случае это снег. Может я её ставлю как-то не правильно?

А в целом к палатке нареканий у меня нет. Это уже третий длительный соло-поход (первый зимний), в котором я хожу с этой палаткой. То что она до сих пор цела и функциональна, о многом говорит.

2. Палатка "Баск Клиф"

Волокуша: СО-5 (Нор-Пласт) 155х55х15. О волокушах, я уже как-то писал. Эта модель, которую я позаимствовал у друга Тимура Ахметова ("вынудив" его идти в лыжный поход с рюкзаком), всем хороша, кроме высоты бортов и низкого носа. О своих мытарствах на застругах я уже тоже рассказывал.

3. Волокуши

Газ. Редко, когда получается осуществить заброску снаряги к месту старта по земле. Этот поход был тот самый редкий раз, поэтому у меня появилась возможность доставить из Анадыря в Эгвекинот резьбовые газовые баллоны (Колеман). Колмановский газ более лоялен к отрицательным температурам и горит "ровнее", чем китайский (корейский) в цанговых баллонах, за счёт более качественной газовой смеси. Газ я взял с хорошим запасом - 7 больших резьбовых баллонов и 2 цанговых. Израсходовал только три. Причин тому две: в некоторых местах была вода, поэтому готовка пищи требовала меньшего расхода топлива, также экономии топлива способствовала относительно тёплая погода, нежели могла бы быть.

Газовая горелка . Всем, кто собирается покупать газовые горелки, настоятельно рекомендую обратить внимание на отечественную фирму "Следопыт". Фирма отечественная, а горелки сделаны в Чехии. Горелки очень добротные (их несколько видов). Запас прочности снаряжения в зимних походах, обязательно должен присутствовать, поэтому в наличии у меня было две горелки: "Вулкан" и "Говорящий огонь". Функциональность обоих - без нареканий. Абсолютно ничем не хуже ковеевских, а ценник более, чем в два раза ниже.

4. Процесс готовки пищи на газовой горелке

Ружьё и 15 патронов. Домой вернулся с ружьём и теми же 15 патронами.

Коврик "Термарест Кэмпер делюкс". 196х63х6,3 . Ну что ж, когда-то всё должно быть в первый раз. Не стал я в этот поход брать оленью шкуру, решил апробировать самонадувающийся коврик в зимних условиях. Очень противоречивые чувства. С одной стороны, все те неудобства, которые доставляла шкура: запах, постоянно выпадающая шерсть, которая была всюду, большой объём, коврик исключил. Тепловые качества чуть хуже, чем у шкуры, но не сильно намного, ибо на улице всё-таки уже весна и не было, запредельно низких температур (производитель рекомендует использовать коврик до -22 градусов). Беда, точнее проблемы, возникли с самонадуванием. При температуре ниже -12-15 градусов этот процесс практически полностью отсутствует. Поэтому коврик лишился приставки "само" и был просто надувающимся. По итогу пришёл к выводу, что для таких, весенних походов, использовать подобные коврики ещё можно, а вот в зимние походы брать его не стоит. Зимой шкура надёжнее и теплее.

5. Процесс самонадувания коврика

Лыжное снаряжение . Лыжи "Фишер" Е109 (190 см), ботинки "Фишер" ВСХ 5, палки "Блэкдаймонд". В январе этого года я перешёл на следующий лыжный уровень, который именуется "Бэк кантри" или зашифрован в английской аббревиатуре ВС. Радовало всё и ширина, и прочность лыж, и наличие на них металлического канта, и более надёжная система креплений, позволяющая пусть и не по горнолыжному, но всё же осуществлять уверенные спуски с гор. Радовало до тех пор, пока не сходил в них в первый поход. Было это в январе, погоды стояли сильно минусовые. Из того январского похода я пришёл униженным и оскорблённым. Униженным, потому что ботинки адски сильно давили на щиколотку (внешнюю костяшку), оскорблённым, потому что материал на ботинках в месте сгибания стопы лопнул. И это называется профессиональные зимние ботинки! Было предположение, что они просто не рассчитаны на температуры ниже 30. Видимо так оно и есть. Долго анализируя причину, доставляющую боль лодыжке пришёл к выводу, что виной тому боковая скоба для шнурков. Не долго думая, взяв в руки мультитул, вырвал к чертям эти скобы (на обоих ботинках). И о чудо! Боль исчезла. Не считая того, что теперь в ботинках остались дырки от скоб и на них лопнул материал, всё остальное просто прекрасно. Хорошее снаряжение, удобное и надёжное.

6. Лыжи

7.

Спальник "Баск" Челенджер " (утеплитель термолайт экстрим). Эксплуатирую этот спальник впервые. В целом спальник неплох для этого времени года. Непонятен только смысл в длинном регуляторе воротниковой части спальника. Полметровый шнурок явно излишен.

8. Единственный день, когда с утра можно было высушить спальник

Экипировка.

Человек, хотя бы отчасти знакомый с аутдор экипировкой, по фотографиям сразу распознал во что я был одет. Да, это "Ситка", высокотехнологичная и дорогая одежда американского бренда, специализирующегося на экипировке охотников и рыбаков. Для активного аутдора эта одежда приспособлена не менее, чем по своему маркетинговому профилю. Я уже не раз описывал свойства и качества этой экипировки. Кому интересно ищем соответствующие статьи под тэгом "экипировка и снаряжение". Одежда работает. Причём работает в самых жёстких условиях и уже не первый сезон. Это главный аргумент. Всё, больше добавить нечего.

9. Верхняя одежда из серии "Ситка Колдфронт"

И вот здесь хотелось бы немного отойти в сторону и ответить на вопросы читателей. Читатели задавали вопрос: а почему ты не носишь традиционную меховую одежду? Она же теплая, в ней люди живущие на севере веками ходили. Веками люди и на телегах ездили, но сегодня все предпочитают автомобиль. Грош нашей цивилизации и техническому прогрессу если бы к XXI веку человечество не придумало одежду по своим свойствам превосходящую традиционную. И лучшие умы и руки человечества придумали такую одежду. Случилось это не так давно, во второй половине прошлого века. А в Россию эта одежда и технологии и вовсе пришли "вчера", лет двадцать назад.
В чём главный недостаток меховой одежды? Она очень требовательная. Меходежда категорически боится влаги. Поэтому её всегда снимают и хранят на холоде. Меходежда требует постоянного ухода и починки. "Приложением" к меходежде в традиционном быту оленеводов была женщина, которая эту одежду постоянно ремонтировала и подшивала. Срок службы у меходежды, при её активной эксплуатации - один сезон, дальше зимняя одежда становится летней. И самое главное - предназначение этой одежды. Образ жизни оленных чукчей не подразумевал активных пеших путешествий. Оленевод на ногах проводил всю жизнь. Но его жизнь была вокруг стада. Да, в этой одежде можно зарыться в снег и переждать пургу, но идти на лыжах много дней подряд - удовольствие сомнительное. Дальние поездки совершались на упряжках: собачьих или оленьих. Да, в качестве одежды для статики она прекрасна, олений полый волос прекрасный теплоизолят. В случае же когда происходила активность в меходежде, вентиляция осуществлялась через подол и воротник. Это эффективный способ бороться с влагой, но крайне дискомфортный для современного человека. Наденьте на голое тело куртку не застёгивая воротник и не затягивая низ куртки и выйдите на ветер. Ага, удовольствие ещё то.

В современной одежде всех выше перечисленных проблемных моментов нет. Она тёплая, лёгкая, дышащая, легко сохнущая, долговечная и прочая, и прочая. Единственно, сегодня меходежду можно использовать в качестве снегоходной одежды, где присутствует длительная статика. Но и сегодня кухлянки и меховые штаны используют в качестве верхнего, дополнительного слоя под современные комбинезоны.

А вот в качестве одежды для оленеводов меходежда и сегодня является незаменимой.

10. Комбез из меходежды

Связанные товары: 10010-CH-M, 50039-PB-32T, 10018-BK-M, 50069-DT-XXL, 50032-DT-S, 50070-WS-M, 70002-OS-M, 30028-PB-M, 30013-WS-XXL, 30012-MS-M,

Часть первая: когда мы идём.

Эта статья об экспедиционной экипировке в лыжном походе на Чукотке, но она будет интересна не только лыжникам, но и любителям других outdoor активностей: ходовая зимняя охота, ходьба на снегоступах, альпинизм и т.д., потому что общие принципы организации походного гардероба одинаковы.

Лыжные экспедиции делятся на две фазы активности: "идём" и "стоим". Исходя из этого и подбирается одежда для лыжной экспедиции.

Но если было бы всё так просто, то и писать эту статью не стоило. Существует "маленький" нюанс - температура. Сразу оговорюсь, под температурой, я понимаю ощущаемую температуру, которая в отличии от лабораторной, дополнительно учитывает влияние ветра и влажности. Разброс значений шкалы ощущаемой температуры на Чукотке в период с января по апрель может составлять свыше 50 градусов: от нуля, или начальных чисел положительных значений, до -50 градусов. Но обычно, в период экспедиций, длящихся от 2 до 4 недель этот показатель не превышает тридцатиградусной разницы.

В былые годы, мой экспедиционный гардероб был разномастен: штаны от одного производителя, куртка от другого, утеплитель вообще сделан трудолюбивыми жителями Поднебесной. Но вот, уже второй зимний сезон я тестирую "Ситку". Ну как тестирую? Хожу и радуюсь. Повод есть. Теперь передо мной не стоит выбор, какую вещь взять? Выбор всегда рождает сомнения. Сомнения, в свою очередь, плодят ошибки: либо возьмёшь больше одежды, что негативно сказывается на объёме и весе снаряжения, либо, чего-то не доберёшь, что тоже печально, ибо холодно. Общую характеристику для экипировки "Ситка" можно охарактеризовать тремя тезисами: компактно, легко, тепло. При чём каждый из этих пунктов самодостаточен и важен. От общих фраз, переходим к конкретике.

Фаза "Идём"

Лыжный поход - один из самых энергозатратных способов активности. Кроме, собственно самого лыжного передвижения, у лыжных экспедиционщиков на "буксире" тянутся волокуши с грузом. Опытным путём пришёл к выводу: 1 кг груза в волокуше, примерно соответствует 1% дополнительной энергопотребляемой нагрузки. Действует это правило, когда вес волокуш варьируется в пределах 10-60 кг, т.е. если вес волокуш полцентнера и вы должны пройти 10 км, то это примерно также, как без волокуш прошли 15 км. Энергопотребление существенно возрастает, когда вводятся отягчающие обстоятельства: рыхлый снег, встречный ветер, подъёмы и т.п.

Почему я акцентирую особое внимание на факторе энергопотреблении? Потому, что это один из ключевых показателей в выборе одежды. Чем выше этот показатель, тем меньше требуется одежды. На улице двадцати градусные морозы, а лыжник идёт полураздетый, потому что лыжник тот же двигатель, которому нужно охлаждать тело от перегрева.

В фазе "идём", существуют 3 условных температурных зоны, которые влияют на количество одежды путешественника.

Температура выше -8/-10 градусов .

Аксессуары: обычно никаких, разве что налобная флисовая повязка.

Температура от -10 до -20/-23.

Самая комфортная температура для лыжника-экспедиционщика, особенно в верхних значениях этого показателя. Характеризуется наиболее эффективным показателем лыжной КПД активности.

Стоит отметить, что верх является самой мобильной частью экипировки, которая в случае повышения или понижения температуры очень легко может быть усилена или облегчена.

Температура от -20, до -35/40

Это предельная зона относительно комфортного лыжного путешествия, за которой начинается зона экстремально низких температур, ходить при которых в принципе можно, но не нужно, ибо не целесообразно. Расход энергии становится запредельно высоким, а эффективность передвижения крайне низкой. В этой температурной зоне, в отличии от предыдущих, уже холодно. Собственно эти температуры и можно считать морозом. Процесс замерзания начинается после остановки через 5 и менее минут. В крайнем отрицательном показателе, замерзание начинается сразу после остановки. Руки мёрзнут даже после непродолжительного снимания перчаток. Маска на лицо - обязательна. При наличии ветра, также надеваются горнолыжные очки.

Аксессуары: утеплённые перчатки или рукавицы, шапка-шлем, флисовая маска на лицо.

Терморегуляция при верхних температурных значениях (-20-25) осуществляется при помощи боковых молний на брюках и расстёгивании куртки.

Часть вторая: когда мы стоим.

Какой бы ни была дышащей одежда, всю влагу от тела она отвести не может, поэтому во время нашей активности, будь то лыжный поход или длительный пеший переход, одежда становиться влажной. Пока мы идём это не страшно, но как только мы остановились необходимо утепляться.

Фаза "стоим"

Разумеется, под словом "стоим" я подразумеваю не полное бездействие. Это фаза окончания активной деятельности и бывает она в двух случаях: во время остановки на "чаёвки" и во время разбивки лагеря.

"Чаёвки"

Двигаться постоянно человек не может. Ему, точнее его мышцам нужен отдых. Останавливаться и отдыхать нужно даже тогда, когда ещё не устал. Потому что если основательно забил мышцы, восстановить во время небольшого отдыха их будет нельзя. Кроме того, на безостановочные переходы организм может "ответить" коллапсом и тогда человека очень быстро "накрывает" усталость. Однажды, правда это было летом, меня "накрыло". Причём минут за десять до этого я был ещё бодр и дал себе установку идти три километра. Это было вечернее время, но солнце ещё только начинало садиться. В итоге я прошёл чуть больше километра. Причем последние метров триста шёл минут 20! Количество остановок и их продолжительность зависит от выбранной стратегии вашего похода. Обычно, я стараюсь делать остановки через 40-50 минут ходьбы, как летом, так и зимой. Время остановки 5-10 минут.

Чтобы комфортно провести время отдыха и не переохладиться, необходимо утеплиться. Для этой цели в легко доступном месте на волокушах лежит куртка/жилет и брюки-самосбросы. Особенность этой фазы остановки заключается в том, что наша ходовая одежда не снимается.

Самое мерзкое дело завершать "чаёвку". Тело только привыкло к теплу, а тут снова приходиться раздеваться и в течение некоторого количества времени снова "входить" в рабочий температурный режим. Но если чаёвка выдалась долгой, а температура низкой, можно начать движение и в утеплённой экипировке, а после согрева остановиться и снять.

"Разбивка лагеря"

Это самая приятная часть похода. Как только дошёл до места ночёвки необходимо сразу утеплиться. Мешкать с этим делом не стоит, ибо если сначала насладиться прелестями жизни: попить чай, покурить, посмотреть на звёздное небо или прекрасный закат, то ко времени, когда соберёшься переодеваться, организм уже основательно остынет и для повторного согрева придётся изрядно подвигаться. А это лишняя энергия. В походе всё должно подчиняться принципу целесообразности, а главная целесообразность - не тратить энергию. К тому же, переодевшись сразу, пока тело ещё разгорячённое и выделяет большое количество тепла, начинается процесс сушки термобелья на себе. В идеале, влажную термуху лучше заменить на сухую (в походном комплекте всегда должно быть две пары), но если окружающая температура ниже -20 градусов, то подобные смены белья нецелесообразны.

В части переодевания во время разбивки лагеря есть свой нюанс. Верхнюю "шкуру" (куртку и брюки), в которых вы активно двигались, необходимо снять и вместо них надеть вещи из пуха или синтетики. А снятые вещи хорошенько вытряхнуть и выбить, отчистив от изморози, особое внимание уделив внутренней части одежды. Это замечание касается периода, когда на улице ниже -20 градусов мороза. Степень утепления зависит от окружающей температуры. Мой полный комплект утепления состоит из:

После того, как переоделся можно с чистой душой, тёплым телом и хорошим настроением попить уже подстывший к вечеру чай из термоса, полюбоваться на окружающую природу, взглянуть на одометр навигатора и сказать вслух: "Какие же я (мы) молодец (цы)". Дальше будет установка палатки и прочие приятные вечерние хлопоты. А если на завтра ещё и днёвка намечается, с рыбалкой или охотой, то радость будет безграничной.


Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки

Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки.

Илья Гуревич, Дмитрий Кимбер, Михаил Каменцев

Эти строки мы начинаем писать 20 апреля на полярной станции Валькаркай, где мы злоупотребляем гостеприимством метеорологов, по причине "так себе" погоды. На улице минус 6, солнце. И это вроде не плохо. Однако ветер 20 метров в секунду удерживает нас от выхода на завершение маршрута. А маршрут у нас был (и есть - впереди еще чуть менее 80 км пути) такой: Биллингс - Валькаркай - Певек. И, несмотря на то, что впереди еще предстоит нам покататься, я попробую подвести итоги использования нашей экипировки. Передать опыт, так сказать, для будущих поколений покорителей замерзших Арктических морей. Что было хорошо, и что - плохо.

Начнем с главного - велосипеды типа ФАТ байк. Надо сказать, что, видимо, на велосипедах МТБ, делать в этих краях совершенно нечего. Район засушливый, снега мало, но того что есть, вполне себе хватает для того, чтобы велосипеды на обычных колесах мало где могли пройти. ФАТ байки же у нас с двумя вариантами резины. Одна 3,7-3,8 дюйма, другая, и это, видимо, самый правильный вариант, 4,7-4,8 дюйма идут много где. Количество осадков тут падает от Биллингса к Певеку. У Биллингса мы ездили по довольно твердому насту, что вряд-ли удалось бы на тонких колесах. И на ФАТбайке-то, тоже, прямо скажем, были участки пути, где не ехалось. Но в целом, тащить велосипеды на себе приходилось менее 20% пути вначале, и порядка 5-7% пути перед Валькаркаем. Это хороший результат, и достигнут он был за счет использования этого класса техники. Средняя скорость движения составляла от 5,5 км в час, до 9,5 км в час. Сами понимаете, что на нашем пути не было пока ни одного метра дороги. Только льды Восточно-Сибирского моря, тундры берега, или галечные пляжи засыпанные небольшим слоем снега. Особая статья - езда по торосам. Ты едешь по ледовым полям, ища проезжаемые перемычки в торосах, чтобы проехать очередной торос не слезая с велосипеда. Понятно, что иногда движение идет в режиме 200 метров проехал, 5 метров перетащил велосипед через торос. И, тем не менее, это было довольно эффективно, так как скорость пешком у нас варьировалась от 1300 метров в час на полуострове Ачим, до 4х км в час на хороших участках.

Что было не вполне удачно с велосипедами, о чем можно уже судить, еще не дойдя до Певека? В качестве первой проблемы я бы выделил протектор на заднем колесе. Этому протектору явно не хватало "гребучести". Посему, когда мы въезжали на торос, который был подсыпан снегом, то довольно часто заднее колесо уходило в срыв, и вместо того, чтобы толкать велосипед, проворачивалось. Это, конечно, ставило крест на попытке ездить по крутым льдинам. Крайне редко колесо после срыва в проворот, можно было вернуть к поступательному движению. Чаще приходилось слезать с велосипеда. При этом, делать это приходилось, разумеется, в самый неподходящий момент, на наклонной льдине, или на склоне надува.

Второе, чтобы я отметил, это насос. Для шин такого большого размера, конечно, надо бы использовать более большие насосы. Один насос у нас совсем маленький, резервный (SKS DIAGO) и надо сделать движений 200, чтобы немного поддуть шину. Объем то ее весьма большой! Другой насос, основной, Giyo GM-61, среднего размера, но с ним в первый же день произошла неприятность. На морозе -30 развалилась пластиковая гайка, удерживающая резинку, обжимающую ниппель. Теперь эта резинка хранится отдельно от насоса и надо приобрести сноровку, чтобы не выронить ее в снег при подкачке колес. Вообще, главный тезис этого похода: обычные вещи, не имеющие «морозной специализации», работают на морозе плохо. Надо этот вопрос учесть, может быть поискать какие-то насосы ножные и с металлическими деталями. Тут в ФАТ байке есть такой фокус, что его проходимость сильно зависит от количества атмосфер в камере. Если едешь по твердому, то можно поддать до 2,5 атмосфер и более (на покрышке доп. давление указано 3 атм). Но если едешь по снегам и торосам, то на таком давлении ловить нечего. Сбрасываешь давление и едешь. А потом надо опять давление поднимать. Это, конечно, суета. С карманным насосом тут не удобно.

Перед поездкой в эти края я хотел снять с велосипеда один из тормозов. Облегчить велосипед, да и просто на скоростях ФАТ байка иметь два тормоза - это гусарство. Хотя пару раз тут удавалось неплохо съездить по насту вниз с берега к морю. Может быть километров до 20-25 в час я разгонялся на коротком участке. Если снимать, то, все-таки, передний тормоз. Задний надо оставлять. Одного тормоза на велосипед при таких скоростях вполне достаточно. На моем велосипеде стоят ВВ7 механические тормоза. Передний (более эффективный) не нужен. Подтормаживать на скоростях до 25 км в час на ледяном склоне безопаснее задним. Тем более, что оно догружено велосипедным рюкзаком.

Теперь от велосипеда перейдем к снаряжению.

Чтобы разгрузить велосипеды мы использовали рюкзаки ТРЕК-65 (65 литров вместимости) и санки волокуши 50 и 70 литров. Схема зарекомендовала себя довольно удачной, хотя санки-волокуши временами добавляли нам острых ощущений. Они буксируются за велосипедом по снегу на гибкой веревке. Соответственно, когда вы проезжаете в узкостях, они могут в узкостях и не проехать. А если вы едете по высокому надуву, то эти санки могут соскользнуть вниз и попытаться сдернуть ваше заднее колесо с надува. Я разок таким образом упал, и после этого стал внимательно следить и рассчитывать возможную траекторию движения санок. Другая проблема оказалась с тем, что санки производства Терры оказались немного гниловаты. То есть, одни санки, видимо, где-то долго валялись у производителя, или он сэкономил на нитках и материалах. Уже на второй день санки зацепились за торчащую из снега корягу и крепление пулей отлетело от них! Скорость была в этот момент порядка 5,5 км в час. Нитки то ли были слабыми, то-ли где то сгнили при хранении. Я перецепил веревку за металлические ушки, и проехал в таком виде метров 300 - ушки разогнулись. Тогда я привязал санки за стропы и проехал так 6 дней, потом стропа лопнула. Перевернул санки привязал за другие стропы. И тут на Валькаркае в ожидании погоды Дима Кимбер пришил крепление на старое место. Надеюсь до Певека доеду. Тут ведь какая штука, санки хоть и гнилые, но спроектированы правильно. Когда тянешь их как полагается, то они едут хорошо, препятствия обтекают. А когда привязываешь их не штатно, то получается так, что санки за все цепляются, а где более менее глубокий снег, так они идут как бульдозер. Скорости это, сами понимаете, не добавляет. Кроме этого набить их до состояния барабана, как они должны быть набиты, не удавалось. Ну и, во время пурги в любую щель забивается снег, в том числе и в небольшую ранку в санках. А ранок теза получила много. Словом, конструкция правильная, идея правильная, а вот реализация - отстой. Правда, замечу, что вторые санки что куплены были к этому походу и едут за Димой Кимбером, не порвались и едут нормально. Думая о будущем, видимо надо продумывать санки, которые можно каким то образом быстро крепить на рюкзаки, и снимать. Иногда приходится ехать по камням, которые уже протаяли от весеннего солнца. Сейчас мы пытаемся объезжать такие участки по снегу, но в принципе, можно было бы и шпарить прямо по камням, если не надо при этом тащить санки. Еще идея — делать не санки-волокуши, а прицеп на колесе на металлической штанге. Но тут другие вопросы: вес.

Для смазки велосипедов использовалась смазка Нанопротек, которая зарекомендовала себя лучшим образом. Конечно, мы ехали по сверкающему льду, и белоснежному снегу, который никто не посыпал реагентами и прочей дрянью. И, тем не менее, вода есть вода. К концу похода снег попадавший на велосипеды активно таял. Да и просто снег набрасывался на цепь, на другие части. Переключатели были обработаны один раз, цепь - дважды. Никакой видимости ржавчины. Отлично все работало.

По поводу рюкзака. Трек 65 - рюкзак правильного объема для такого путешествия. Вместе с волокушами у меня получается 135 литров объема. Это более чем достаточно для похода, автономность которого была рассчитана на 13 дней. С другой стороны, все-таки для походов такого класса, было бы правильнее использовать конструкцию Трек-90 с плавающим карманом сверху. Кроме этого на морозах, а в первые ночи морозы были около 30 градусов, фурнитура ведет себя не очень. Ломается. От собачек на молниях отлетает металлический хлястик, потом пользоваться не удобно. Да и вообще на холоде молниями на рюкзаках пользоваться не так удобно, чем затяжками, или фастексами, например.

Идем далее. Палатка. В этот раз мы использовали палатку "Титан" от "Снаряжения". И это был не верный выбор. Не сомневаюсь, что производитель в будущем доведет палатку до ума, но пока она довольно сырая. Во-первых в ней один маленький тамбур. Это не очень удобно. Если плохая погода, готовим в тамбуре. Там же складываем продукты, чтобы за ними не выходить каждый раз. В итоге, если уж зашел, так зашел. Пока готовка не закончится не выйти. В прошлые разы мы использовали палатки другого производителя с двумя тамбурами. И это было намного удобнее. Кроме того, размер тамбура у Титана маловат. Сама конструкция же понравилась тем, что оттяжки (основные) крепятся не к тенту, а к силовому каркасу, и потом, через карман в тенте выводятся наружу, и далее крепятся к колышкам. Вместо колышков мы использовали альпинистские титановые буры. Еще из минусов - карман для дуги тента очень мал. На морозе, не снимая перчаток, попасть в него дугой было сложно. Это явно минус. И, главное, не ясно ради чего так сделано. Также дуга (по середине палатки) идет в ловители, которые располагаются под юбкой. Мы ножом проделали отверстия в юбке и крепили дугу не задирая юбку. Итак при метели у нас весь тамбур и бока были засыпаны спрессовавшимся снегом. Сами лохи, конечно, южак не ждали, юбку не прижали. В принципе, это можно и оставить, так как проблема не особо большая.

Горелки. У нас было две горелки производства Примуса (EtaPower, совершенно новая, и повидавшая виды Omnifuel) , и котлы, в том числе котел, на дне которого нагорожена конструкция, которая по мнению ее создателей экономит топливо и ускоряет процесс закипания воды. Чистая правда. Это приспособление (теплообменник) очень понравилось. У нас были и простые котлы, без изысков, и мы сразу перешли на такой режим готовки: в котле с теплообменником топили снег и доводили до кипения воду, а потом в обычном котле уже доваривали пищу. Несколько менее понравились сами горелки, которые засорялись местным бензином. Понятно, что бензин тут не "галоша". В Биллингсе мы купили 6 литров 80-ого бензина, подозрительно черного цвета. И горелки постоянно забивались. Горелка EtaPower , в комплект к которой и входила кастрюля с теплообменником,через неделю потеряла мощность, а затем и вовсе вышла из строя, а ремонт ее невозможен вне слесарной мастерской. Конструкция непригодна к использованию с бензинами, встречающимися на российском севере, хотя ветрозащита, удобство использования и экономичность замечательные. Разумеется, наш старый добрый Омнифюел тоже засорился. Но, будучи более старым, он оказался и более ремонтопригодным. Ведь наш «прогресс цивилизации», похоже настроен на то, что нечто, что вышло из строя, надо просто выбросить, и купить новое. Не всегда это возможно.

Видео в этом походе мы снимали на Экшен-камеру Contour+2 . Полный тест драйв можно прочитать вот в этой статье

GPS -модуль я не использовал для экономии батареи, внешний микрофон тоже не подключал: он сделан отдельно, вставляется в гнездо, и либо потеряется при езде, либо на его подключение тратится много времени. Камера удобной формы, хорошо видно состояние памяти и аккумуляторов, индикатор включенной записи виден даже на ярком солнце. На -30 аккумулятора хватает не более чем на 10 минут, но конструкция камеры позволяет на ходу вынуть его и погреть за пазухой. Камеру я закрепил на рулевом стакане рамы фатбайка. Камера исправно работала всю дорогу, тогда как у фотоаппаратов в самые морозные дни отказывал автофокус. Качество картинки меня более чем удовлетворило.

Одежда от Satila . Вся хорошая. Курточка полартековая с мембраной е-вент не продувается, дышит и легко очищается от снега. Термобельё «Кинетическое» http://satila.ru/catalogu.html удобное, сохнет быстро, к телу стало намного приятнее, чем то, что было у нас в прошлый раз от того же производителя. Носкость его увеличилось. Кинетическое белье 2007 года образца нами было ухожено практически за один поход. Это тоже не похоже на то, что можно завещать внукам, но еще одну зиму прокататься в нем не проблема. Из пожеланий к нему разве что сделать более высокий воротник. Шапки — это действительно шедевр. Теплые, дышащие, легкие. И спать в них, и идти, и ехать. Одно, пожалуй, «но»: теплые слишком. Когда солнце уже сильно пригревало, то в них было жарковато. В этот раз с нами были шапки Orsa, которые можно посмотреть на сайте производителя http://satila.ru/catalogu.html

Вначале были претензии к перчаткам, швы в месте усиления у большого пальца на ладони давили, когда я держал руль велосипеда. Но на второй день перчатки обмялись и я в них ехал все время, пока, к великому сожалению, не потерял на полуострове Аачим. Носки у нас были трех вариантов. Самые «особенные» - модель «носки компрессионные». Вернувшись с похода они были опробованы в бреветах на 200 км, и заслужили хорошую оценку. В рамках похода, заметить, что они чем то особо выделялись было сложновато. Такого ощущения не осталось. Другие модели носков (у нас были Brota и Alba), посмотреть можно тут http://satila.ru/catalogu.html мне очень понравились. Ноские, хорошо сидящие. Есть ощущение, что немного подсушивающие ногу. Но это могу и присочинить. Но ноге в них было комфортно. Одни более плотные, другие менее плотные. Можно одевать по погоде.

Что не очень понравилось, это ботинки Сэтила. Модель Berget http://satila.ru/catalogu.html Это, пожалуй, единственный элемент снаряжения от этого производителя, над использованием которого надо подумать. Вернее, для меня и думать нечего, ботинки красивые, с отличной подошвой, теплые и немного дышащие. Для зимнего города — самое оно. В походе зарекомендовали себя не очень. Поломался один крючок для шнурков, к ноге на голени прилегали не так, как хотелось бы. Словом, поменял на резервные ботинки. Scarpa. Модель уже и не вспомнить, но тоже мне не нравятся. Может с возрастом просто характер портится: и то не се, и это не так .

Вот еще одна вещь, о которой слова плохого сказать не могу, так это спальник. Выбрал и к упил перед походом пуховый спальник фирмы «Снаряжение». Гоби Элит 1300. Последнее относится к весу пуха. 1300 грамм. Очень неплохо. Рад бы гадость написать, рука не поднимается. Рекомендую. И теплый и удобный и на мои габариты (187 рост 110 вес) налезающий. И кармашек и кулиска, словом — отлично!

Бахилы и гамаши. Вот тут я допустил заметный косяк. Надо было мне взять и бахилы, и гамаши. Или, на худой конец, гамаши. А я взял — бахилы. Слов нет — хорошие б ахилы, производства фирмы «Снаряжение». Отличные. Носил ежедневно, каждый день. И именно в этом была моя промашка. Я предполагал, что будут одевать бахилы в случае глубоких снегов. А в остальное время ехать без бахил. Не вышло. Режим движения был такой, что постоянно нужно было слезать с велосипеда, немного идти, потом обратно садится на велосипед и ехать. Без бахил было плохо. Один раз попробовав, я перестал снимать бахилы вообще. Проваливаешься под наст, и там рыхлый снег. Тянешь ногу наверх. В сочленении брюки-ботинки возникает бардак. Словом, бахилы не снимал. Но удобнее было бы взять гамаши, которые не закрывают подошву. Все таки протектор у калош — это совсем не то же самое, что протектор у треккинговых ботинок. При хождении по льду было не очень удобн о . Хотя я был единственным человеком в этом походе, у кого не было никаких проблем с влажными ногами. Хотя я и был близок к влаге. На третий день я провалился к моржам собачьим между двух льдин, но на мое счастье, до воды не долетел. Льдины вздымались над водой образуя, как-бы, букву л, по макушке которой я и шел. Пока не провалился. Но, так как до воды не долетел, то и ноги остались сухими.

Спутниковый телефон Iridium. в отличии от применяемого в 2007 году на Карском море телефона системы GlobalStar, уверенно ловил сигнал на протяжении всего похода, часто и в избушках. СМС доставлялись, хотя похоже были некоторые проблемы с оперативностью. Для посылки смс на этот телефон с большой земли использовался сайт Иридиума, смс доставлялись. Но, похоже, не сразу. С качеством голосовой связи наблюдаются проблемы, но это требует проверки, так как (от жадности) использовали мало. Вывод: телефон подходит для полярных широт как средство передачи сообщений и средство экстренной связи. В прошлом походе за две недели использования Глобалстара, нам удалось отправить СМС. Или две. Уже не вспомнить точно. А о разговоре по телефону не могло быть и речи.

Батарейки Energizer ultimate lithium AA. Являются самыми мощными (правда и дорогими) батарейками этого типоразмера, однако самым важным свойством является способность работы при низких температурах без падения мощности. Примерное время работы GPS Garmin GPSMAP 62s c этими батарейками составляет 22-25 часов и это при температуре до -25. Великолепный результат. Ведь 22-25 часов, это как минимум три ходовых дня!

Фотоаппарат. В походе 2007 года мы использовали Pentax Optio w10, и он зарекомендовал себя отлично. Несмотря на наличие зеркалок, именно с этого аппарата получились лучшие фото. В этом году приобрели его новый релиз. И «шокпруф» тебе, и «ватерпруф», и это еще не все. И «колдпруф» и «крашпруф» — это все написано на корпусе. Но довольным я не остался. Во-первых, фотоаппарат был в ярко красном корпусе. Не уверен, что это хорошо, когда кругом местные жители. И так ты смотришься только что прибывшим с Марса, а тут еще фотоаппарат в ярком корпусе. Да и есть ощущение, что и оптика стала немного не та. Хотя опять же, вопрос требует дальнейшего исследования, но старый Pentax я решил не торопиться выбрасывать.

Илья Гуревич, (с) 2013.

Вы можете зайти к нам в "обмен опытом", и посмотреть отзывы туристов на используемые ими модели.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации