Категории альпинистских маршрутов. Попчиковский В.Ю

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий - перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

"Некатегорированные" (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй - простой трудности - это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей - средней трудности - это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой - выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки - различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности - крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка - только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности - гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера, количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10-25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности, но должны включать 20-30 м и более участков I - легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3-15 м) участков II - простой трудности, либо 80-100 м и более снежно-ледовых участков I - легкой трудности, или иметь короткие (30-40 м) участки II - простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута - от 1.5 до 5-8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м. Средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой трудности и I - легкой трудности, но должны включать не менее 5-20 м скальных участков II - простой трудности или не менее 80-100 м снежно-ледовых участков II - простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 6-10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 - очень легкой и I - легкой трудности, но должны включать участки II - простой трудности: скальные - не менее 15-30 м и более или снежно-ледовые - не менее 80-100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III - средней трудности: скальных - по 3-10 м или снежно-ледовых - по 20-50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 2 до 5-8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I - легкой и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 5-20 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II - простой трудности, но должны включать участки III - средней трудности: скальные - не менее 20-30 м и ледово-снежные - не менее 100-300 м, либо иметь несколько коротких участков IV - выше средней трудности: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 3-10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2-6 крючьев). Спуск - спортивным способом или дюльферами.

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 20-50 м или ледово-снежные - не менее 50-200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. - не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. - не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 5-6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10-20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной - 30-50°. Маршруты в основном состоят из участков II - простой и III - средней трудности, но должны включать участки IV - выше средней трудности: скальные - не менее 40-80 м или ледово-снежные - не менее 200-400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных - по 3-15 м или ледово-снежных - по 50-150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10-15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 700 м, средняя крутизна - 40-60°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные - не менее 10-40 м или ледово-снежные - не менее 100-400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 6-8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15-20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута - 750 м, средняя крутизна основной его части 45-70°. Маршруты в основном состоят из участков III - средней и IV - выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300-500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3-20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов - 8-10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40-50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 65-75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20-40 м с суммарной протяженностью не менее 200-250 м. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4-5А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута - 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) - 70-80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов - не менее 3-4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск - только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F - easy - facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.

PD - not difficult - peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

TD - very difficult - trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA .

ED1/2/3/4 - extremely difficult - extramement difficile (экстремальная сложность)

ED+/ED1/ED2 - 6A

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA .

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:

I - Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II - Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III - Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV - Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V - Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI - Один или два дня тяжелой работы - скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I - Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II - Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия",1993 г.

На сайт

Обзор подготовил: Кирилл Фильченков, г.Москва
По книге: "Yosemite Climbs: Big Walls", автор Don Reid

Североамериканская система категорий сложности скальных альпинистских маршрутов

Примеры

El Capitan , США
Маршрут The Nose 900м
VI, 5.11, A2 (or 5.13b)


Морчека , Крым
Маршрут "Центр" 380м
По российской системе
сложности: 6А (VI+, A2)
(В скобках указана сложность
лазания на ключевом участке
и характер участков ИТО, в
соответствии с отечественной
классификацией)
По американской системе
сложности: IV, 5.10d, A2

Малый Кильсе-Бурун , Крым
Маршрут "Немецкая" 260м
По российской системе
сложности: 5Б (VI, A2)
По американской системе
сложности: II, 5.10b, A1

Фороский Кант , Крым
Маршрут "Рыжий угол" 300м
По российской системе
сложности: 5А+ (V)
По американской системе
сложности: I, 5.8

Сложность маршрута описывается не одной цифрой (буквой), а комбинацией из трех параметров, характеризующих соответственно:

  • Протяженность (римские цифры от I до VI),
  • Сложность лазания на ключевом участке (десятичная система принятая для свободного лазания),
  • Трудность участков с ИТО и организации страховки (от A1 до A5)

Пример: V, 5.8, A2+

Протяженность.
Характеризует среднее время прохождения маршрута достаточно опытной командой при нормальных условиях.

I - от 1 до 3 часов
II - от 3 до 4 часов
III - от 4 до 6 часов (полная половина дня)
IV - полный день (именно ПОЛНЫЙ)
V - 1 - 2 дня. Ночевка, как правило, неизбежна
VI - 2 и более дня на стене.

Сложность лазания на ключевом участке.
Это десятичная система, принятая для участков, проходимых, как правило, свободным лазанием.

Трудность участков с ИТО и организации страховки.
Участки ИТО, характеризуемые данной шкалой - это НЕ ТЕ участки, которые характеризует предыдущая шкала (сложность свободного лазания). Данная шкала характеризует участки, которые свободным лазанием не идутся (как правило).

A1 - надежные точки страховки, (независимо от применяемого снаряжения - крючья, закладки и т.п.) способные выдержать значительное падение. Все станции должны быть сделаны (по возможности) на основе точек A1.
A2 - не очень надежные точки страховки, способные держать массу тела и даже небольшое падение. Крючья, забитые не до конца и подвязанные у основания, закладки, лежащие не лучшим образом и т.п.
A3 - ненадежные точки страховки, способные держать только массу тела с маленьким избытком прочности. Никакой срыв не держат. Самые мелкие крючья, скайхуки, медные головки, даже небольшое падение.
A4 - Предел. Держат только массу тела, и то не всегда. Не выдерживают никаких срывов, даже мелких.
A5 - То же, что A4, плюс реальная опасность разбиться насмерть или получить травмы в случае срыва, так как в случае вероятного срыва неизбежно падение с большой высоты на полку, опасный маятник об стену без промежуточных точек страховки или с гарантированным вырыванием всех промежуточных точек.

Приведенная выше шкала учитывает лишь надежность искусственных точек опоры, но никак не крутизну участка стены. Например, огромное нависание с возможностью организации надежной страховки будет обозначаться как A1, а стена с положительным наклоном но с микротрещинами под закладки первого номера, с перспективой срыва 6-8 закладок или микрокрюков и полета метров на 15 до повисания на более надежной точке, будет обозначена как A3.

Необходимо отметить, что приведенная шкала (A1-A5) сейчас претерпевает изменения в оценке степени трудностей и риска. Альпинисты так называемой New Wave (Новой Волны), выведшие технику прохождения маршрутов класса Big Wall на новый уровень (примерно начиная с 1980-х годов) используют свою шкалу, которая, однако, мало чем отличается от традиционной, вкладывая примерно тот же смысл при присуждении участку маршрута определенного рейтинга. New Wave использует те же категории (с A1 по A5), плюс категории A0 (участок не требует ИТО, все можно пролезть свободным лазанием) и A6 (абсолютный теоретический максимум опасности, когда при срыве первого улетает не только он со всеми точками, но и все остальные вместе со стремной станцией). A6 на практике не используется (наверное зарезервировано на будущее). Чтобы не запутаться, есть следующее простое правило: в любой из Североамериканских систем A1 означает очень надежную точку страховки, а A5 - самый ужасный максимум сложности и опасности.

Маршруты (участки), которые можно пройти без применения крючьев (не портя скалу), с использованием только щадящих скалу закладок, френдов, скайхуков (под рельеф), называют Clean (Чистый). Иногда для классификации таких участков вместо буквы "A" употребляют букву "C". Например чистый A2 иногда называют C2.

Таким образом, приведенный выше пример (V, 5.8, A2+) означает, что: на маршруте почти наверняка придется провести одну ночь (и даже больше, если Вы не достаточно опытны), для прохождения маршрута надо уметь проходить свободным лазанием участки категории 5.8, и быть готовым к участкам ИТО A2+, что означает неприянные участки с не очень удобными и несколько стремными точками на протяжении 3-5 метров над последней хорошей точкой (при срыве возможен вырыв точек и полет метров на 5-10), однако полет без особых последствий.

Сравнительная таблица категорий скальной сложности
По материалам книги: "On Peak Rock: A guide to selected rock climbs on hundred Peak District outscops."

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ

Необходимость во введении понятия сложности в альпинизме появилась, когда взбирание на горы вышло за рамки очень узкого круга любителей экстремальных ощущений. Лазить по горам стало больше людей. Это потребовало классифицировать маршруты и ввести качественную систему оценки, на основе которой происходит подготовка инструкторов и присвоение разрядов по альпинизму.

Альпинистские категории сложности и категории трудности прохождения горных районов – официально установленные нормативы, которые мало изменились с советского времени. Уже к тому времени было собрано достаточно информации для того, чтобы классифицировать более 2000 маршрутов по горным районам СССР. На основе этих данных и была разработана система, которая используется до сих пор во всех постсоветских странах.

Факторы сложности

При оценке сложности маршрутов учитывают несколько факторов:

  • протяженность и расположение трудных участков;
  • высота вершины;
  • протяженность маршрута;
  • крутизна подъема;
  • время прохождения;
  • особенности метеорологических условий.

Сложные участи для прохождения оцениваются по следующим факторам:

  • рельеф;
  • крутизна;
  • характер выступов, трещин и др.;
  • количество и полезность зацепок;
  • возможность прохождения с рюкзаком;
  • способ подъема;
  • оптимальный способ спуска;
  • количество необходимого спецснаряжения;
  • использование технических приемов.

По рельефу маршруты разделяют на:

  • скальные;
  • комбинированные (ледово-снежно-скальные).

Иногда в отдельный вид выделяют ледово-снежные маршруты. Однако практической целесообразности в этом нет: их можно отнести к подвиду комбинированных.

Методика оценки сложности маршрута учитывает весь комплекс перечисленных факторов.

Категории сложности участков

Участки по своей сложности ранжируются на 7 категорий:

IA – очень легкий

Угол подъема до 20°, не требует специального снаряжения и экипировки.

I – легкий

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 30° или некрутые скалы. Необходимы альпинистские ботинки, ледоруб и, на всякий случай, веревка для страховки.

II – простой

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 35° или некрутые скальные участки. Прохождение с опорой на руки, экипировка – та же, что в I.

III – средний

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 45°, включения скальных образований, уступов или пологих плит, по которым возможно совершение уверенного движения. Восхождение проводится свободным лазанием при помощи рук. Использование кошек предполагается. Возрастает необходимость страховки: карабины, молотки, крючья, веревки др.

IV – выше среднего

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 55°, скальный рельеф с ограниченным количеством возможных зацепок. Преодолевается на кошках, вырубкой ступеней в замерзшей основе. На скалах – свободное лазание. Возможно прохождение с рюкзаком. Спуск по веревке дюльфером или спортивным способом. Снаряжение аналогично III.

V – трудный

Ледово-снежный рельеф с углом подъема более 50°, для прохождения требуется создавать искусственные точки опоры, вырубать ступени. Скальный рельеф с крутым подъемом, выступы и зацепки неудобны, их количество ограничено; проходится с помощью создания искусственных опор в трещинах породы. Подъем с рюкзаком крайне затруднителен и часто невозможен. Используется крючьевая страховка. Необходима отличная физическая подготовка, наличие навыков в выборе оптимального маршрута и способа движения. Спуск вниз – дюльфером. Экипировка полная.

VI – очень трудный

Вертикальные гладкие скальные породы, минимальное количество трещин и выступов, которые могут быть использованы для стабилизации положения тела альпиниста при помощи формирования искусственных опор и страховки. Требуют наличия солидного альпинистского опыта. Экипировка полная.

Категории трудности маршрутов

Для оценки сложности прохождения, помимо рассмотренных характеристик участков, используют классификацию маршрутов по трудности, включающую 11 категорий.

  • Горы высотой до 4,5 км, рыхлая порода, включая камни и траву.
  • Соответствуют категории сложности IA с включением непродолжительных участков I категории.

  • Комбинированный или скальный рельеф гор высотой до 5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, короткие дистанции II категории.

  • Скальный или комбинированный до 6 км.
  • Минимальная длина восхождения – 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной до 100 м ледово-снежных или до 20 м скальных рельефов II.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной от 80 метров ледово-снежных или от 30 метров скальных рельефов II, до 30 м ледово-снежных и до 3 м скальных участков III.
  • Страховка: до 2 крючьев.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 6,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 200 м ледово-снежных или 20 м скальных рельефов III.
  • Страховка: до 5 крючьев.
  • Продолжительность – от 4 ч.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 300 м ледово-снежных или 30 м скальных рельефов III, до 100 м ледово-снежных и до 8 м скальных участков IV
  • Страховка: до 8 крючьев.
  • Продолжительность – от 5 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 3-ей кат., сколько угодно маршрутов 1-2 кат.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 200 м ледово-снежных или до 50 м скальных рельефов IV.
  • Страховка: до 20 крючьев.
  • Продолжительность – от 6 ч.
  • Траверсы: 5 и более маршрутов 3А, 3 и более – 3Б.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 80 м скальных рельефов IV или до 5 м рельефа V.
  • Страховка: 10 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 8 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4А.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: I, II, III, IV, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 40 м скальных рельефов V.
  • Страховка: до 40 крючьев.
  • Продолжительность – от 10 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4Б, 1 маршрут 4А, сколько угодно маршрутов 1-3 кат.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7,5 км.
  • Состав маршрута: III, IV, с участками длиной более 50 м скального рельефа, более 600 м ледового рельефа V, до 5 м скальных участков VI.
  • Страховка: 30 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 15 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 5А.

6А, Б

  • Скальный или комбинированный рельеф от 3,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,7 км.
  • Состав маршрута: IV, V, с участками более 20 м VI.
  • Страховка: 100 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 40 ч.
  • Траверсы: 3 и более маршрутов 5Б, один из них – стенный.

Для отнесения маршрута к категории 6Б требуется экспертное заключение, рекомендация комиссии по новым маршрутам, подтвержденные решением Федерации альпинизма.

Иностранные системы оценки сложности в альпинизме

В других странах существуют свои системы оценки, которые соотносимы и адекватны категориям, использующимся у нас. Например, американская система категорий в альпинизме предполагает комплексный учет нескольких факторов сложности:

  • время проведения восхождения усредненной командой (6 уровней);
  • осложнение свободного лазания на основном участке (2 десятка вариантов);
  • осложнение прохождения с искусственными точками опоры (5 уровней).
Каждое восхождение описывается тремя показателями через запятую (напр.: III, 5.5, A1).

Британская система оценки в альпинизме оперирует буквенными кодами. Сложные уровни описываются буквой Е и соответствующей цифрой (от Е1 до Е10). Альпийская классификация похожа на британскую: имеет меньшую категорийную градацию, сверхсложным уровням присваиваются буквы ED и цифры, определяющие сложность (напр.: ED1, ED4 и т.д.). Канадская система использует для оценки такие факторы, как длина, опасность, трудность.

Отдельная классификация используется для оценки сложности льдовых восхождений. Она основывается на анализе следующих факторах:

  • качество льда;
  • наклон в градусах;
  • наличие мест для отдыха;
  • длина маршрута;
  • наличие осложняющих факторов (сосули, расслаивающийся лед и др.)

Эта классификация маршрутов на территории «советского альпинизма», в других местах классификация иная, напишу о ней позже.

«Маршрут – двойка, но ключик там интересный…» - о чем это?

Все мы любим сюрпризы. Особенно приятные. Всем нам нужно место для подвига. И каждый его успешно находит. Но когда мы выходим на восхождение или приближаемся к скалолазному маршруту, очень хочется знать заранее (ну хотя бы примерно), что нас там ждет.

Для этого в альпинизме и существует система классификации маршрутов. В действительности, этих систем много – каждая уважающая себя страна, имеющая в активе приличные горы, имеет и свой взгляд на их описание.

В этой статье уделяется внимание советской системе, системе UIAA (которая частично была использована нашими) и французской (она медленно становится мировым эталоном и применяется в современных описаниях). Этого обзора хватит на Крым, Кавказ и, возможно, ближнее зарубежье. Собираясь в более отдаленные места, будет не лишним поинтересоваться их национальной системой оценки.

В советских описаниях вам может встретиться характеристика лазания как «легкого, среднего, трудного, очень трудного и чрезвычайно трудного» (с) (взято из классификатора маршрутов бывшего СССР).

Согласна, человеку, впервые подходящему к скалам (и даже во второй раз), это мало о чем говорит. Поэтому обратимся к первоисточникам. В свое время Герман Хубер («Альпинизм сегодня» - Москва 1980 г.) дал прекрасное описание системе UIAA (UIAA – Union International des Associations d’ Alpinisme, международный союз альпинистских ассоциаций, руководящий орган интернационального альпинистского сообщества) .

Резюмирую :

I – легкие скалы. Для движения и сохранения равновесия иногда требуется помощь рук. Многочисленные, в основном крупные, зацепы на сильно расчлененном рельефе.

II – скалы средней трудности . Сохранение равновесия и передвижение невозможно без помощи рук. Для опытных альпинистов возможно одновременное движение связки на короткой веревке (на короткой, ребята! А не так, что напарник ушел на 30м, вы его не видите, не всегда слышите и уже соскучились… Сама не без этого…)

III – довольно трудные скалы. «Верхний предел для тех, кто занимается альпинизмом от случая к случаю», - пишет Хубер. Зацепки относительно невелики и далеко друг от друга. Одновременное движение невозможно, только попеременная страховка. Однозначно потребуются петли, закладки, карабины и прочее «железо».

IV – очень трудные скалы. Спортивное свободное лазание по крутым скалам. Попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Субъективно (в частности, в крымских горах) эта категория скал может восприниматься «не очень» трудной за счет оставленных на маршруте крючьев, забитых шлямбуров и т.д.

V – особо трудные скалы. Тут уже требуются незаурядные навыки и в технике, и в ОФП, и уверенности в себе. Часто скудные возможности страховки (автоматически повышаются требования к скалолазному мастерству), возможно использование лесенок.

VI – сверхсложные скалы. Конечно, со времен Хубера общий уровень навыков скалолазания среди альпинистов существенно вырос (ведь появилось большое количество тренировочных скалодромов), но прохождение участков на трение со своими точками страховки (если удалось их организовать) – это тот еще номер… Но это еще не чистое ИТО (см.ниже).

В СССР, с использованием системы UIAA, была принята одинадцатиступенчатая градация : от «единичек» до «шестерок» (а маршруты с «двоек» до «пятерок» имеют промежуточные полукатегории А и Б).

В общем представлении, чего следует ожидать от маршрута:

1 – простое передвижение в связках

– несколько веревок простого лазания в связках

– элементы II+ и III лазания на многоверевочном маршруте

– имеется 1-1,5 веревок лазания III-го класса на многоверевочном маршруте

– одна или две веревки класса III+/ IV на полнодневном маршруте

– полный день лазания уровня IV+

– несколько веревок IV+ или небольшое количество V лазания

– несколько веревок класс V на маршруте протяженностью 1-2 дня

– два или больше дней с наличием лазания класса V+

6 – многодневные маршруты с лазанием класса VI

Конечно, все эти категории условны и субъективны. Одинаковую оценку может получить маршрут попроще, но длинный, и короткая стеночка посложнее. Негде в Крыму лезть больше двух дней! Но это не значит, что там нет сложных и интересных «пятерок».

На уровень сложности также влияют забитые впоследствии крючья и шлямбура, состояние скал (сыпучие или нет), популярность маршрута. Фактор популярности в Крыму особенно ощутим. На майские праздники форосско-меллаская стена собирает такое количество народу, что сбрасываемые восходителями камни существенно усложняют (с точки зрения безопасности) относительно простые «двойки» (например, ПК). Ориентируясь на безопасность, категории некоторых маршрутов ввиду сыпучего рельефа искусственно завышены, допустим, до «пятерок» (это со слов создателей советских описаний).

Помимо этого П.П. Захаров («Инструктору альпиниста» - Москва, 1988 г.) настойчиво рекомендует после категории сложности указывать следующие важные сведения:

  • Защищенность маршрута (открытые и не защищенные от ветра места)
  • Утомительные, напряженные маршруты
  • Состояние скал
  • Опасность камнепадов, лавин, ледовых обвалов
  • Тактические сложности, трудная ориентировка
  • Плохая возможность или полное отстутствие возможности возвращения после определенных участков маршрута
  • Климатические особенности (резкая перемена погоды)
  • Общая высота в метрах и протяженность
  • Время, необходимое для преодоления маршрута или ключевых участков
  • Места для биваков
  • Необходимое снаряжение
  • Логичность, красота и другие преимущества маршрута

Возможно, это не особенно актуально для восхождений в Крымских горах, но уже на Кавказе полезность данных сведений переоценить сложно.

Еще Захаров приводит схему символов UIAA, которая часто встречается в описаниях:

Поэтому, если вам встречается текст типа:

«На участке R1-R2 – от грота вверх сначала по правой стороне внутреннего угла, а затем по гладким плитам на длинную горизонтальную полку. (R1-R2: 40 м, 700, III+)» (описание «ПК» 2Б к.с. взято с mountain.ru)

это первая веревка (R1-R2, R0 - это подход) протяженностью 40 м (т.е. при остатке 10 м должно попасться место под станцию - в данном случае дерево) и углом наклона 70 градусов (это не семьсот неизвестно чего - я поначалу долго ломала голову…). Категория III+ для двойки говорит о ключевом (см.ниже) участке. И плиты в данном случае действительно гладкие…

В современных описаниях сохранились советские «единички» и «шестерки», но отдельные участки лазания, а также скалолазные трассы категорируют по французской шкале.

Это сравнительная таблица французской системы и UIAA (взято из «Альпинизма…» Гарта Хаттинга - Москва, 2006г.):

UIAA Франция
I 1
II 2
III 3
IV 4
V-
V 5a
V+ 5b
VI- 5c
VI
VI+ 6а+
VII- 6b
VII 6b+
VII+ 6c
VIII- 6c+
VIII 7a/7a+
VIII+ 7b
IX- 7b+/7c
IX 7c+
IX+ 8a
X- 8a+
X 8b
X+ 8b+
XI- 8c
XI 8c+/9a

Восхождения с искусственными точками опоры (ИТО)

Классифицируются по шкале от А1 до А5. На маршруте А1 все элементы устанавливаются легко и считаются абсолютно надежными, а на А5 точки закрепления сомнительны, способны выдержать только вес тела с потенциальной возможностью затяжного и даже смертельно опасного падения при неблагоприятном развитии событий.

Пару слов вдогонку тем, кто уже радостно упаковывает рюкзак на восхождение. Даже внутри одной категории маршруты могут сильно отличатся между собой. Одна «тройка» может пройтись легко, а со второй придется дюльферять. Самый сложный участок на маршруте называется ключевым или «ключом» , ваш уровень лазания обязательно должен перекрывать его категорию. Стоит также обратить внимание на общую протяженность (часто маршрут считают «веревками» - участками по 50м или около того), среднее время прохождения и личные особенности (состояние скал, сторона склона, забитые шлямбура, спусковые кольца и прочее). Если это все (по рекомендации Захарова) было включено в описание. Если нет - постараться распросить тех, кто там уже был.

А теперь остается только пожелать удачи! И погоды:)

P.S. Отдельная благодарность Чижову О.А. за консультации и предоставленную литературу.

Об альпийских оценках категории трудности маршрута — .

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации