Общественное сознание, его структура и формы. Основные формы общественного сознания

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.


Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Сознание - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание конкретного общества (массовое сознание), и идеальную модель общественного сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п.

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.

Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.

Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов (лиц), разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.

Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных (Маркс). Религия - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом.

Наука - специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства производства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

Уровни общественного сознания по Егорову

А) Теоретический уровень

1.Научное мышление

/ Отражает природное и социальное бытие.

2.Идеология

/ Механизм поведения человека в обществе.

В) Эмпирический уровень

1.Массовое сознание

/ Реакция на действия государства.

2.Обыденное сознание

3.Общая психология

Основные формы общественного сознания.

1. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания. Положение о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание, является фундаментальным в теории материалистического понимания истории. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» вводятся для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Его содержание выражено в марксистском принципе первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира, которую К.Маркс выделил из природы и представил в качестве социальной реальности. Он рассматривал развитие общества как особый материальный процесс, отличный от физического и биологического и подчиняющийся в своем развитии специфическим социальным закономерностям. Именно принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, идея общественных закономерностей и положение об определяющей роли материального производства в жизни общества составляют суть исторического материализма.

Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).

Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.

В исследовании общественного сознания наметилось несколько методологических подходов. Особый интерес представляют гносеологический и социологический аспекты изучения общественного сознания.

Гносеологический подход основывается на оценке общественного сознания и составляющих его элементов как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину. В этом случае все уровни и формы общественного сознания классифицируются в зависимости от того, отражают ли они объективно-содержательную сторону вещей, процессов, а если отражают, то какова степень глубины этого отражения.

Социологический подход нацелен на оценку общественного сознания и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевым моментом этого подхода является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта и его роли в обосновании жизнедеятельности человека и общества.

Следует иметь в виду еще одно важное методологическое положение, связанное с постижением сознания общества, сознания человека. Суть его в том, что сознание выступает не просто как отражение бытия, а как сама человеческая жизнь, т.е. речь идет о реальном бытийствовании самого сознания. С этой точки зрения общественное сознание выступает не только как идеальный образ бытия социального, регулятив его деятельности, но и как сама жизнь общества. Иными словами, общественное сознание является частью общественного бытия, а «само бытие людей есть общественное, потому что функционирует общественное сознание».

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания . Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия , определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали основоположники марксизма, «люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

Отражение общественного бытия – сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения. В классовом обществе этот закон проявляется и в классовом характере общественного сознания, поскольку общественное, в том числе, экономическое, положение (бытие) разных классов неодинаково. Следует обратить внимание также и на то, что общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности (личные и общественные), которые возникают в процессе жизни людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление удовлетворить эти интересы (скрытые за практическими потребностями). Именно этим люди руководствуются в своей практической деятельности, а не только мыслями, идеями, как они сами привыкли объяснять. Деятельность людей определяется потребностями, которые осмысливаются как личностные, корпоративные, классовые интересы.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Возникает вопрос: чем обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания? В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. Сознание не только копирует действительность, а стремится познать, проникнуть в ее сущность, как бы «идеально» преобразовать. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя, в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.



Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

– в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох. Например, эпоха Возрождения вряд ли состоялась бы без опоры ее «титанов» на гуманистические традиции античной философии и культуры;

– в том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии). Когда появились неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана, их современникам были неизвестны объекты, к которым сделанные открытия были бы применимы. И только впоследствии, по мере освоения пространства микромира и мегамира (космоса), эти геометрии получили широкое практическое применение;

– в том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представления, обладающие большой инерционной силой;

– в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации. Иначе говоря, общественное сознание обладает способностью активного, обратного воздействия на общественное бытие;

– во взаимодействии различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может быть приоритетной или даже монопольной в духовной жизни конкретного общества. Так, в тоталитарном обществе, как правило, доминирует политическое сознание (и политическая практика), все остальные оказываются в зависимом от них положении или вытесняются.

Таким образом, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

2. Структура общественного сознания, его основные элементы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляет собой сложное по структуре, многокачественное образование. Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Деление общественного сознания на отдельные элементы может быть осуществлено по разным основаниям. «Во-первых, с точки зрения носителя , субъекта выделяют индивидуальное, групповое (классовое, национальное и т.д.), общественное, общечеловеческое сознание. Во-вторых, с точки зрения конкретно-исторического подхода – мифологическое, религиозное, философское; по эпохам – античное, средневековое и т.д. В-третьих, исходя из различных форм деятельности , в процессе которых оно вырабатывается, или сфер деятельности, в рамках которых оно складывается, – экологическое, экономическое, правовое, политическое, нравственное, религиозное, философское, эстетическое, научное. В-четвер­тых, по уровню и глубине проникновения в деятельность – обыденное и теоретическое».

Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие различные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцировано, но и целостно.

Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как общественная психология и идеология.

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. В ходе развития общества обыденное сознание претерпевает изменения. Под влиянием научно-технической революции существенно меняется жизнь общества, что не может не сказываться на обыденном сознании. Вместе с тем, повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием на уровне науки. Например, использовать электричество, машины, компьютеры в быту можно и без знания тех научных принципов, которые лежат в основе создания этих технических феноменов. Обыденное сознание вполне удовлетворяет требованиям повседневной жизни. И в пределах этого локального пространства ему доступно постижение объективной истины.

Необходимо различать понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». В первом случае речь идет о степени «онаученности» сознания, во втором же – о степени его распространенности в конкретном обществе. Массовое сознание отражает условия повседневной жизни людей, их потребности, интересы. Оно включает в себя распространенные в обществе взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетены обыденно-психологические и теоретико-идеологические уровни общественного сознания. Вопрос о том, какой удельный вес каждого из них зависит от исторических условий и степени развития масс как субъектов социального творчества. Массовое сознание выражает также коллективную оценку поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, которые проявляются в признании одних и осуждении других.

Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Неслучайно общественная психология выступает духовным стимулом практической деятельности людей. Она формируется также с учетом специфических особенностей их духовного развития, национальных традиций, культурного уровня.

Теоретическое сознание включает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принципов, законов, категорий, программ практического преобразования реальности. Наука отражает мир в логической форме, раскрывая сущностную сторону вещей, процессов, явлений.

Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отводится идеологии . Термин «идеология» многозначен. Во-первых, различают широкий и узкий смысл этого понятия. В широком смысле под идеологией понимают теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стратегического) характера. Это может относиться к любому виду человеческой деятельности, которая предусматривает цели, задачи и конечные результаты.

Под идеологией в узком смысле понимают теоретическое и систематизированное сознание, выражающее интересы определенного класса или большой социальной группы. «Если физический мир подчинен законам движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса». Поскольку же интерес всегда прагматически ориентирован, в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой программ деятельности. Главное в идеологии то, что она избирательно относится к действительности, преломляя ее через призму соответствующего интереса.

Таким образом, идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.

В.С.Барулин считает основным водоразделом, позволяющим выявить качественную специфику идеологии, ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отображение объективных законов, объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация является главным. Иными словами, наука нацелена на получение объективно-содержательного знания, и чем лучше она эта делает, тем ценнее наука. Идеология же ориентирована на более глубокое отражение и выражение субъективного интереса определенной социальной общности. И в этом ее основная ценность. Однако было бы неправильно абсолютизировать это различие и тем самым лишать идеологию познавательного момента, а познание – идеологического.

Сопоставляя два названных уровня общественного сознания, необходимо проследить взаимоотношение идеологии и общественной психологии. Они связаны, соответственно, отражая рациональный и чувственный (эмоциональный) уровни общественного сознания. Идеология как раз и призвана прояснить то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникнуть в сущность явлений. Кроме того, если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под «напором» жизненных обстоятельств, в которых находится определенная социальная общность, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» лиц, которые служат этой общности – профессиональных теоретиков, идеологов.

Если ещё недавно роль идеологии в нашем обществе гипертрофировалась, то в настоящее время она явно недооценивается. В связи с этим важно подчеркнуть, что для общества одинаково пагубно как подменять идеологией все остальные формы общественного сознания, так и вообще отказаться от идеологии. В случае, когда идеология как высший уровень общественного сознания перестает нормально функционировать, его место занимают низшие пласты сознания: общественная психология, житейско-эмпирическое знание, мифы, коллективное и массовое сознание, которые по своей природе аморфны, поверхностны, бессистемны. Все это ведет к аномии (беззаконию) общества, его фрагментации. Таким образом, отказ от идеологии препятствует нормальному развитию общества, консолидации усилий людей на решение исторически назревших задач.

Необходимо обратить внимание на характеристику общественного и индивидуального сознания и проблему их взаимосвязи. Известно, что общественное сознание является продуктом деятельности людей и не существует вне и независимо от индивидуального сознания. Индивидуальное сознание человека – это его внутренний духовный мир, который постоянно обогащается, изменяется. Сознание индивида носит общественный характер, так как на его развитие, содержание и функционирование определяющее влияние оказывают те социальные условия, в которых он живет. Вместе с тем, сознание отдельного человека не отождествляется ни с сознанием общества в целом, ни даже с сознанием той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе (субъекте) своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи; особенности, фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе; и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. И все-таки, общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность, сумма индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания.

3. Основные формы общественного сознания. В современной философской литературе выделяется большое количество форм общественного сознания. Критерием для их выделения служат: предмет отражения , общественные потребности , которые вызвали появление этих форм, способы отражения бытия в мире, роль в жизни общества, характер оценки общественного бытия.

К числу основных форм общественного сознания относят:

Как видно из таблицы, первые четыре формы общественного сознания направлены на формирование картины мира, в то время как последние четыре – на регуляцию общественных отношений. Религиозное сознание двойственно по своим функциям и относится к обеим подгруппам.

Остановимся на характеристике названных выше форм подробнее.

1. Научное сознание . Среди форм общественного сознания особый статус имеет наука. Если в религии, морали, политике и других формах общественного сознания рациональное познание действительности является сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место. Это значит, что приоритетной ценностью в науке является Истина.

Единая Наука как форма общественного сознания и деятельности включает в себя ряд конкретных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Современные науки можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, по предмету и методу познания выделяются естественные , общественные , гуманитарные (науки о человеке), науки о мышлении и познании ; особое место занимают здесь технические науки. Во-вторых, по «удаленности» от практики науки можно разделить на фундаментальные , которые познают основные закономерности действительности, непосредственно не ориентируясь на практику, и прикладные , материализующие фундаментальные знания в предметные формы, в технологии и технику, соответствующие интересам и потребностям людей.

За критерий научности принимаются науки о природе (физика, биология, химия и др.), так как они первыми оформились в самостоятельные научные дисциплины, выделившись из некогда общего синкретического знания. Статус науки общественные и гуманитарные дисциплины приобрели значительно позже, дополняясь помимо критериев, применявшихся в естественных науках, и новыми, соответствующими их специфичности.

Общественные науки в отличие от наук о природе являются по своему объекту идеологизированными. Они в определённом смысле биполярны: с одной стороны, их задачей является раскрытие сущности общественных явлений (т.е. они должны следовать принципу объективности как основополагающему принципу науки); а с другой стороны, их представители не могут исследовать эти явления вне и независимо от социально-классовых и групповых пристрастий, т.е. от идеологических оценок этих явлений. В любом случае эта биполярность выводит общественные науки (хотя бы частично) в область вненаучного знания.

Следует обратить внимание и на специфику гуманитарного знания. Гуманитарные науки – это науки о человеке, его духовном внутреннем мире и человеческих взаимоотношениях. Дух невещественен, нематериален, реально он обнаруживает себя в знаковом, текстовом выражении. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текста, искусства постижения чужой индивидуальности. Отсюда – диалогичность как характерная черта гуманитарного знания.

Уяснение специфики научно-рационального сознания связано с пониманием и других, в частности, комплексных наук. К ним относятся: медицинские, сельскохозяйственные, технические науки, в которых формируется особенное междисциплинарное знание.

В последнее десятилетие изменилось положение технического знания в общей системе наук. Ранее это знание считалось исключительно прикладным, так как является сферой приложения законов физики, химии и других естественных наук к решению конкретных задач, возникающих в практической жизни. С середины ХХ в. в результате усилившейся тенденции к интеграции наук и координации их методов, широкое распространение в технике получил комбинационно-синтезирующий метод . Творчески применяя этот метод в тесной связи с методами моделирования, мысленного эксперимента и т.п., технические специалисты заметно продвинулись в познании многочисленных законов и свойств природы и выявили такие связи, которых изначально не существует в природе. В нетронутой человеком природе нет ни законов порошковой металлургии, ни закона усиления электромагнитных колебаний в лазерных устройствах и многих других. Но и природные, и выявленные инженером-техником законы, которые применяются в определенном, направляемом человеческой творческой мыслью, сочетании, позволяют получить принципиально новое знание и новую материальную конструкцию. На основе использования комбинационно-синтезирующего метода стали развиваться новые теории: теория автоматического регулирования, теория идеальных инженерных устройств, теория технологии, теоретическая радиолокация и немало других. Всё это свидетельствует о том, что технические науки достигли более высокого теоретического уровня развития, в них формируется ядро фундаментального знания.

Отличие деятельности естествоиспытателя от деятельности специалиста в области инженерного дела удачно подметил Э.Крик : учёный изучает то, что существует, а инженер создаёт то, чего ещё никогда не было. Технические науки – как фундаментальные, так и прикладные – нацелены на создание того, чего нет в природе.

Комплексность технических наук проявляется и в том, что в них в настоящее время все нагляднее обнаруживается гуманитарный, психологический, экономический, экологический, социальный, философский (в особенности – нравственный) аспекты. Последний приобретает особую остроту. Техника приносит не только благо людям, но и таит в себе многие угрозы, опасности, неопределенности. Речь идёт о губительных последствиях использования техники для человека, общества, природы. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, «технизации» души, подчинение человеческих интересов и стремлений выгоде, преобладания материального над духовным, катастрофическая гибель природы.

2. Философское сознание. Вопрос о специфике философии как формы общественного сознания неразрывно связан с более общим вопросом о специфике самой философии как особой области духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем.

Как отмечалось в первой теме, всякая философия является мировоззрением, т.е. системой наиболее общих взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру, позволяющих ему найти своё место, обрести смысл и цель жизни. Однако, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Оно включает в себя и другие виды мировоззрения, прежде всего, мифологическое, религиозное.

Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности, это самый глубокий уровень постижения мира, осуществляемый на основе рационального мышления. Мировоззрение на этом уровне называют уже миропониманием . Философия всегда оформлена в виде теории, объединяющей в единое целое систему соответствующих категорий, закономерностей, методов и принципов познания, которые распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Эту специфику философии удачно подметил В.И.Вернадский : «Философия всегда основана на разуме; размышление и углублённое проникновение в аппарат размышления – разум – неизбежно входит в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья; законы разума определяют её суждения». Созвучно этому определяет философию и современный русский философ В.В.Соколов . Его трактовка такова: философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Философская мудрость проявляется в непрерывном, никогда не прекращающемся процессе поиска истины. Подчеркнём, не овладение истиной, не возведение каких-либо истин в догму, а поиск её – вот основная цель философии. И в этом отношении философия противоположна науке. Если наука стремится очистить знание от субъективности, то философия, напротив, ставит человека в центр своих исканий.

В современных условиях, когда быстрыми темпами нарастает поток научной информации, особое значение приобретает древняя философская сентенция – «многознание уму не научает». Комментируя эту трактовку мудрости, И.Кант писал: «Одно многознание есть циклопическая учёность, которой не достаёт глаза философии». Циклопическая учёность – это учёность односторонняя, ограниченная предметом, искажающая картину мира. Здесь верно подмечена сущность мудрости. Мудрый понимает, а не только знает, он способен своей мыслью охватить жизнь в целом, не ограничиваясь констатацией эмпирических её проявлений, установлением только того, что «есть на самом деле». Цель философии – научить человека мыслить, философствовать. В отличие от науки, для философии важнее поставить проблему или обратить на неё внимание общественного сознания, культуры в целом.

3. Эстетическое сознание. Термин «эстетика» (от греч. ’αίσJησις – ощущающий, чувствующий, чувственный) был впервые введён Александром Г.Баумгартеном . С эпохи Просвещения эстетика становится самостоятельной областью знания, обретает свой предмет исследования – человеческую чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее. Однако уже в Древней Греции мыслители конкретизировали ряд эстетических понятий: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, возвышенное, низменное, художественное, эстетическое и т.п. При этом следует иметь в виду, что наряду с этими фундаментальными категориями античность сформулировала и более «технические» эстетические понятия, не потерявшие своего значения и в наше время. Имеются в виду понятия мимесиса (подражание) и катарсиса (очищение). В понятии мимесиса фиксируется особая форма подражания миру, которая свойственна ремёслам и искусству, создающим вторую – наряду с естественной природой – реальность. Понятие катарсиса содержит представление об очищающей психологической силе искусства, которое путём эмоционального потрясения побуждает человека к сопереживанию, эстетическому наслаждению.

Эстетическое сознание есть совокупность чувств, вкусов, ценностей, взглядов и идеалов, содержащих представления о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью, оптимальностью функционирования самих систем. Субъективно-эстетическое предстаёт в форме эстетических чувств, вкусов, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Человек, сталкиваясь с проявлениями эстетического как в объективном, так и субъективном мире, остро переживает их. Прекрасное вызывает чувства удовлетворения, радости, наслаждения, благоговения, восторга, оказывая очищающее действие на человека.

Неотъемлемой стороной эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения или, напротив, неудовольствия, неприятия – в зависимости от того, насколько объект восприятия соответствует вкусам и идеалам субъекта. Позитивное эстетическое чувство – это просветлённое чувство наслаждения красотой мира и отдельных его явлений. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они различаются по степени обобщённости и по силе воздействия: от умеренного удовольствия до эстетического восторга. Развитое эстетическое чувство не только делает человека индивидуально неповторимым, но и гармонизирует его духовные качества. Такой человек неравнодушен к природе, умеет видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностям. Наличие эстетического вкуса проявляется в соответствии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения, социальной реализации личности.

Эстетические идеалы – одна из форм эстетического отражения действительности, содержащая «наглядное должное». Эстетический идеал тесным образом связан с социальными и нравственными идеалами, являясь прообразом для создания эстетических ценностей и эталоном эстетических оценок.

Эстетическое сознание может обнаруживать себя в любом проявлении человеческой активности – в научном мышлении, производственной деятельности, бытовой сфере. Эстетическое отношение к действительности становится предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественном, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство.

Искусство – это профессиональная сфера деятельности художников, поэтов, музыкантов, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. В отличие от других видов познавательного отношения к миру, искусство обращено больше не к разуму, а к чувствам. Искусство может воспроизводить и существенные, и, порой, скрытые стороны действительности, но отражает их в чувственно-наглядной форме, что и позволяет ему необыкновенно сильно воздействовать на человека. Искусство (как способ реализации эстетического сознания) отличается от других форм познавательной деятельности неутилитарным характером отражения действительности. Искусство нацелено не столько на преобразование действительности, сколько на совершенствование самого человека, делая его чувства, поведение и действия более гуманными и высоконравственными. Фундаментальной функцией искусства является «очеловечивание человека» через приобщение его к миру возвышенного и прекрасного.

Подводя итог анализу эстетического сознания, необходимо отметить, что оно является объектом изучения такой отрасли философского знания, как эстетика. Кроме того, термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры. В этом случае говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Эстетика также подразделяется на теоретическую и прикладную (музыкальная эстетика, техническая эстетика).

4. Религиозное сознание. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении и сущности самой религии. Исходя из идеи удвоения мира, религия считает земной, эмпирический мир не самостоятельным, а творением всемогущего Бога. Именно Бог является для верующего человека высшей религиозной ценностью. Он – творец всего сущего, объект веры и высшего поклонения, бесспорный и безусловный авторитет. Религия, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с эволюцией человечества, продолжает оказывать влияние на сознание и поведение современного человека. К религии и сегодня причастно большинство населения нашей планеты.

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые обеспечивают им обретение подлинного смысла жизни. Термин «религия» целесообразно толковать как восстановление утраченной связи, ибо, например, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и реабилитируется Воскресением Христовым, а окончательно восстанавливается после второго пришествия и полного обновления человека и мира.

Основным способом религиозного восприятия мира является вера . Вера рассматривается в качестве мировоззренческой позиции и одновременно психологической установки, духовно ориентированных на обретение высшего смысла жизни, неограниченного земными биологическими и социальными потребностями. Вера вселяет в человека абсолютную уверенность в достижение желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) в том смысле, что она не требует никаких аргументов, кроме себя самой.

Вопрос о происхождении и сущности религии не имеет однозначного решения в современной науке. Различают антропологические, психологические, социокультурные, социальные и богословские (религиозно-философ­ские) концепции происхождения религии.

Представителем антропологической концепции является Л.-А.Фейербах , который отстаивал положение о том, что религия есть отражение человеческого бытия. Психологическая концепция сущности религии обнаружила себя в позиции З.Фрейда . Он определял религию как коллективный невроз навязчивости, массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворённое вытесненное бессознательное влечение. У.Джемс считал религиозные представления врождёнными, их источником является нечто сверхъестественное. С позиций социокультурной концепции выступил Э.Дюркгейм , причислявший к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Социальная концепция может быть проиллюстрирована на примере марксистской философии. Её основоположники считали, что религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия возникает на почве зависимости человека не только от природных, но и социальных сил. Религия – это надежда на спасение от бесчеловечности социального мира.

Знакомство с многочисленными богословскими концепциями ограничим точкой зрения протоирея А.В.Меня , который писал: «Слово «религия» не случайно происходит от латинского глагола religare – «связывать». Она есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным. И укреплённый этой связью человек оказывается активным соучастником мирового созидания». А.В.Мень утверждал, что в единении с Богом человек обретает полноту бытия, подлинный смысл жизни, который заключается в служении высшему объективному Добру и мужественному противостоянию злу. «Религия, – по его мнению, – есть подлинное основание нравственной жизни» . Итак, религия – это связь человека с самим Источником бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет его на служение, пронизывает светом всё его существование, определяет его нравственный облик.

Таким образом, религия представляет собой сложное историческое и духовное образование. В его структуре выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации .

Религиозное сознание определяется как способ отношения верующего к миру, связь с ним через систему взглядов и чувств, смысл и значение которых составляет вера в сверхъестественное. Религиозное сознание может быть охарактеризовано через такие присущие ему признаки, как образность, символичность, диалогичность, глубокая интимность, сложное и противоречивое объединение иллюзорного и реалистического, эмоциональная насыщенность, а также особая волевая сосредоточенность на предмете веры.

Религиозное сознание представлено двумя относительно самостоятельными уровнями: религиозной психологией и религиозной идеологией.

Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, обычаев, традиций, присущих верующим и формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства выступают побудительным мотивом практической деятельности верующих. Находясь во взаимодействии между собой, верования и чувства взаимно усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.

Религиозная идеология – это система религиозных идей, разработкой и распространением которых занимаются религиозные институты в лице профессиональных богословов и служителей культа. Религиозная идеология современных развитых религий включает в себя теологию, различные философские учения, социальные теории и т.д. Центральная часть религиозной идеологии – теология (от греч. Jεός – Бог, λόγος – учение), или богословие. Это система богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные положения вероучения на основе священных книг, содержащих «богооткровенные истины». Религиозная философия стремится, во-первых, обосновать истинность и особую значимость религиозного пути жизни, а во-вторых, гармонизировать отношение между верой и разумом, религией и наукой. Ранняя религиозная философия внесла заметный вклад в формирование религиозной догматики, а современная выполняет в основном апологетические функции.

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ . Это целая система символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные силы или реально существующие объекты. К культу относятся: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат культовые сооружения, сакральные места и предметы, задействованные в культовом действии. Роль культа в любой религии велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. В процессе культовых действий укрепляется религиозное мироощущение, между верующими возникают особые связи, формируется чувство единения, а в ряде случаев и – превосходства над инаковерующими и неверующими.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации , среди которых наиболее значимой является церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священниками. Церкви присущ иерархический принцип управления, деление на клир (т.е. получивших специальную профессиональную подготовку служителей культа) и мирян. Объединения верующих, противопоставлявших себя господствующей религии, представляют собой организации в виде сект . Секту отличает ряд характерных признаков: отсутствие жёсткого деления на клир и мирян, сознательное вступление в общину, активная миссионерская деятельность. В процессе развития секта может превратиться в церковь, или переходную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви (деноминация ).

Почти каждая религия в большей или меньшей степени содержит социально-гетерономные нормы поведения верующих, т.е. содержит в себе такие требования, которые сурово регламентированы и выполнение которых подкрепляется определенной формой запретов (табу), санкций, предписаний (десять заповедей Моисея, заповеди любви, Нагорная нравственная проповедь Христа).

5. Нравственное сознание (мораль) . Понятие мораль означает квинтэссенцию мыслительного и практического опыта людей, а именно обычаев, законов, норм, правил поведения, с помощью которых выражаются высшие ценности бытия и долженствования. Лишь через них человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо.

Мораль как система норм, принципов, ценностей выражает и закрепляет правила поведения, которые вырабатываются людьми стихийно в труде и общественных отношениях. Мораль есть обобщенный результат многовековой массовой житейской практики. Истоки морали – в нравах, обычаях, закрепивших те поступки, которые по опыту поколений оказались наиболее полезными для сохранения и развития общества и человека и которые отвечали интересам исторического прогресса (А.Г.Спиркин ). Мораль – это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.

Мораль как особая форма общественного сознания включает в себя нравственные нормы , в том числе, поведенческие нормы – предписания (заботиться о родителях, не сквернословить, не лгать и т.п.), нравственные принципы (справедливость / несправедливость, гуманизм / антигуманизм, индивидуализм / коллективизм и т.д.), ценности (благо, добро / зло), моральный идеал (интегральное представление о нормах нравственности), а также нравственно-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Поэтому основные оценочные категории становятся предметом этики как науки, изучающей моральное отношение и моральное сознание.

Учитывая названные структурные элементы морали, следует указать на специфические черты морали: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки пронизывают все сферы человеческой жизни и деятельности (быт, труд, науку, политику, искусство, семейные и личные отношения и т.д.). Каждая сфера общественного сознания, каждый конкретно-исторический этап развития общества и каждая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», проверяется на «человечность».

Внеинституциональность морали означает, что, в отличие от науки, искусства, религии и других форм общественного сознания, мораль не имеет специализированных учреждений, обеспечивающих ее функционирование и развитие. В отличие от права мораль опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, принятую в данном обществе систему нравственных ценностей.

Императивность морали означает, что мораль носит форму императива, прямого и безусловного повеления, долженствования (например, «золотое правило нравственности», категорический императив И.Канта ). Однако опыт свидетельствует, что строгое следование правилам морали не всегда приводит к жизненному успеху отдельного индивида. Тем не менее, мораль настаивает на строгом соблюдении ее требований. И этому есть свое объяснение. Ведь только в суммарном итоге, на уровне общества в целом правила морали срабатывают.

Под общечеловеческими нормами имеются в виду элементарные нормы нравственности и справедливости, социальное назначение которых – охранять людей от всего, что угрожает их жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию. Общечеловеческие нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость.

Теоретическую основу морали составляет этика как наука, изучающая, как отмечалось, феномен морали и связанного с ним нравственного сознания личности и общества. В истории этики сложились различные представления о фундаменте морали (моральных действий и моральных отношений): этика блага, этика закона, этика любви, этика долга, этика творчества, этика пользы и т.д.

На основе общей этики формируются прикладные этики, в том числе, профессиональные, выступающие «совокупностью моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом». К вопросу о специфике технической этики мы вернемся в последней теме данного пособия.

Основными функциями морали являются регулятивная, рестриктивная, аксиологическая, познавательная.

Регулятивная функция заключается в том, что мораль выступает всеобщим и уникальным способом регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения отдельного индивида. Уникальность этого способа состоит в том, что мораль не нуждается в подкреплении со стороны различных организаций, учреждений, карательных органов, а апеллирует к моральному чувству, разуму и совести человека.

Рестриктивная (запретительная) функция морали выражает специфические ограничения, эффективность которых обеспечивается не внешним контролем над поступками человека со стороны общественных институтов, а внутренним волением самого субъекта деятельности.

Аксиологическая функция состоит в выработке системы моральных ценностей. Нравственное освоение человеком действительности осуществляется на основе критерия добра и зла. С помощью этих основополагающих категорий дается оценка любому явлению общественной жизни, поступкам личности.

Познавательная функция морали тесно связана с аксиологической и заключается в стремлении людей находить наиболее гуманные, достойные и перспективные пути развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. Моральное одобрение или возмущение является показателем того, что наличная форма жизни устарела или, напротив, перспективна для развития. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком оценок, идеалов.

Мораль выполняет также воспитательную, ориентирующую, прогностическую и коммуникативную функции. Вместе взятые, они дают представление о социальной роли морали.

6. Политическое сознание . Ярко выраженной формой общественного сознания регулирующей подгруппы является политическое сознание, под которым понимается «совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, государственному строю, организации экономики общества, власти, а также к другим социальным общностям, к партиям».

Философский подход предполагает выделение в политическом сознании двух уровней – обыденного и теоретического. Обыденное сознание формируется стихийно на основе житейского опыта при непосредственном влиянии средств массовой информации и политических технологий. Оно является совокупностью представлений индивида о текущих политических событиях, о роли института государства в общественной жизни, о деятельности политических партий, общественных организаций, групп интересов, СМИ и т.д., складывающихся на основе усвоенных им мировоззренческих стереотипов, господствующих политических мифов и мифологем, эмоционально-чувственного, иррационального преломления политического процесса, здравого смысла.

Однако ведущую роль в политическом сознании играют идеологические установки, принципы, относящиеся к теоретическому уровню отражения политических реалий. Теоретический уровень политического сознания, составляющий содержание политической идеологии, предстаёт как система научных по форме взглядов, концепций, основанных на определенной интерпретации феномена власти (власти класса, расы, элиты, народа) и связанных с ней механизмов воспроизводства властных политических отношений. Политическая идеология вырабатывается сознательно политическими лидерами, идеологами, политологами, специалистами соответствующих исследовательских институтов. Общетеоретические и общеметодологические вопросы политической жизни обобщаются и разрабатываются политической философией.

Принято считать, что всякая политическая идеология подчинена своему ведущему компоненту, в качестве которого выступают интересы как рационально осознанные потребности: политические (потребность во власти), экономические (потребность в установлении контроля над ресурсами), социальные (потребность в повышении статуса, в господстве над другими людьми). Вопрос о соотношении политических и экономических интересов носит наиболее драматический характер. История знает несколько вариантов его разрешения:

– политическая надстройка первична по отношению к экономическому базису, определяет и направляет развитие экономических процессов;

– экономика первична по отношению к политике, политика есть концентрированное выражение определенных экономических интересов;

– равновесное соотношение двух составляющих, являющееся оптимальным вариантом их взаимодействия.

Очень важно иметь в виду и следующее обстоятельство. В силу специфики (тесная связь с экономикой, нацеленность на решение проблем власти) политическое сознание стремится подчинить себе все другие формы общественного сознания. В определенных реальных моделях государственного устройства политическая идеология стремится установить тотальный контроль над прочими формами общественного сознания, включая правосознание, мораль, эстетическое, философское, научное и даже религиозное сознание. Механизмами такого контроля выступают различного рода санкции, запретительные акты, вердикты, цензура, ограничение гражданских прав и свобод. Яркий пример давления политической идеологии на духовную культуру – принцип классового подхода к оценке научного и художественного творчества.

С другой стороны, в реальной практике встречается и либеральная модель государства-минимума, роль которого сводится к арбитражу происходящих в обществе процессов.

В современных условиях в политической теории разрабатываются концепции социального и экологического государств. Первая из них основывается как на учете частных интересов, так и на принципе солидарности, обеспечивающих согласование индивидуальной и коллективной сторон социально-политической жизни. Вторая модель государства нацеливает на решение актуальных задач экономико-технологического развития в условиях дефицита естественных ресурсов и обострения глобальных противоречий.

7. Правосознание. Правовое сознание является специфическим отражением моральных, политических и собственно правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Оно представляет собой систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного.

При этом правосознание определяется как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. Ядром правосознания является понятие справедливости , которое, хотя и исторически изменчиво, но, вместе с тем, носит абсолютный характер.

Этимологически русское слово «справедливость» (от лат. justitia, греч. dikais) восходит к слову «правда». Принцип справедливости связан с регулирующим взаимоотношением между людьми по поводу распределения и перераспределения, в том числе, взаимного в обмене (дарении, одаривании) социальных ценностей. Сами же социальные ценности – это свобода, благоприятные возможности, доходы и богатство, знаки престижа и уважения.

В правосознании, как и в любой другой форме общественного сознания, различают его психологический (обыденно-практический) и теоретический (или идеологический) уровни.

Психологический уровень составляют правовые чувства, эмоции, навыки, привычки, несистематизированные знания индивидами права, позволяющие им ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими людьми, государством и обществом в целом. Это уровень обыденного или «практического» правосознания. Выполняя принятые в обществе правовые требования в процессе повседневной жизнедеятельности, люди приобретают так называемые «практические знания» правовых норм, овладевают навыками правоотношений и правовой деятельности. Надо иметь в виду, что на уровне правовой психологии происходит также чувственная оценка индивидом не только правовых явлений в обществе, но и своего правового статуса. Правовое чувство, по словам русского философа и историка права И.А.Ильина , проявляется в качестве «инстинкта правоты» или «интуиции правоты». Он полагал, что раскрыть и описать содержание этого смутного инстинктивного чувства, перевести его из бессознательного чувства в план знания значит «положить начало зрелому естественному правосознанию». Тем самым И.А.Ильин указывал на наличие тесной, генетической связи между психологическим и более зрелым, теоретическим уровнем правосознания.

Теоретический уровень правосознания представлен правовой идеологией. Если на психологическом уровне отражается состояние индивидуального правосознания, то правовая идеология представляет теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп. На теоретико-методологическом уровне происходит осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов. Это уже сфера профессиональной деятельности юристов, теоретиков права, идеологов. Они разрабатывают систему правовых наук, научно-практические рекомендации органам государственной, судебной и исполнительной власти.

Более высокий теоретический уровень изучения правосознания обеспечивает философия права . Это направление философии интегрирует философские идеи, достижения теоретического правоведения, а также практического опыта реальной правовой жизни и деятельности. Подобный уровень синтеза знаний способствует уточнению, корректировке и, главное, формированию философских правовых идей. Таким образом, философия права – это теория и методология правового знания.

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания, прежде всего, с политическим сознанием и моралью. На него оказывают влияние исторические традиции, сложившийся образ жизни людей и т.д. Право базируется на нормах морали. Далеко не все, связанное с моралью, закрепляется правом: право – это «минимум нравственности», который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала – в совести человека, в его доброй воле. Право же есть принудительное требование реализации определенного минимума добра и порядка, не допускающих известных проявлений зла. Необходимо отметить, что если высокий уровень нравственности и культуры правосознания необходим рядовому гражданину, то еще более высокий их уровень должен поддерживаться государством и его чиновниками. Право одинаково обязательно и для властвующих, и для подвластных. К тому же власть есть сила, уполномоченная народом к управлению другими, что предполагает воспитующее воздействие на них.

Проблема взаимоотношения власти и личности является ключевой для понимания сущности правового государства. Её решение связано с осуществлением идеи народного суверенитета . Эта идея заключает в себе признание того, что только народ является источником власти государства.

Элементом правовой реальности, в которой живет человек, и соответственно элементом правосознания, которое соотносится с ним, являются правовые нормы . Они представляют собой воплощение поведенческих, психологических и ментальных стереотипов, которые указывают, что должен (разрешительные нормы) и чего не должен (запретительные нормы) делать человек.

Подводя итоги темы, следует подчеркнуть, что все формы общественного сознания не существуют изолированно, они взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняют друг друга, являясь проявлением более широкого феномена духовной жизни общества – активной творческой деятельности людей по освоению и преобразованию мира, состоящей в производстве и потреблении духовных ценностей и идеальных смыслов. Она связана с удовлетворением духовных потребностей, отношениями между людьми, многообразными формами их общения. Духовная жизнь общества включает в себя совокупность не только идеальных явлений, но и самих субъектов духовной жизни, обладающих определенными потребностями, интересами, идеалами, а также социальные институты, занятые производством, хранением, распределением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и т.д.). Вот почему нельзя сводить духовную жизнь общества лишь к функционированию общественного сознания.

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

- политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

- правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

- нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

- эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

действительности. Ключевая ценность – красота;

- религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

Мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

Эмоциональный, то есть религиозные чувства;

Нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

- святое.

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

Тема: Общественное сознание: структура его уровни, формы и функции

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.38K | Скачано: 79 | Добавлен 12.01.11 в 08:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Введение

Социальная философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая фи-лософская система имеет стержневой, главный вопрос, раскры-тие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т.д. Но существуют общие актуальные вопросы социальной фи-лософии. Среди них: «Что представляет собой общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества, почему и за счет чего общество самостоятельно развивается?». Общество есть материально-идеальная реальность, совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Общественное сознание функционирует в самых разнообразных уровнях, формах, состояниях и видах.

Предмет работы - общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества.

Цель - выяснить, какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.

Задачи моей работы:

Описать духовную реальность как составную часть и отражение общественного бытия;

Раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;

Показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание - совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание - это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» . Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и Госстрой, правовые и политические отношения и т. п. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие - это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

2. Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы.

Сознание структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания . Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память - также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание - это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Общественное сознание - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др.формы сознания.

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним. Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом , когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект пока-зывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предпола-гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз-граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб-ностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис-темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой , а на обыденном - эм-пирическим знанием .

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест-венной деятельности.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, по-литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз-ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест-венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ-ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход-ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо-отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего-риями.

3. Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе

Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания .

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества .

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение

Главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной целостностью. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют обыденно-практический - как общественную психологию и научно-теоретический - как идеологию уровни. Общественная психология складывается в результате целостно-непосредственных воздействий общественной жизни и прямо зависит от реального положения дел в обществе, от теоретического сознания, идеологического воздействия. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Выделяют формы общественного сознания - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

Источниками развития общества являются противоречия между: общественным бытием и общественным сознанием, общественной психологией и идеологией, между личностью и обществом, обществом и природой, городом и селом, бедными и богатыми, в экономике - между производителем и потребителем и т. д.

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С.442-443.

2. Социальная философия. Учебное пособие /П.В.Алексеев - ТК Велби, 2004-С.74,79,83.

3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.392.

4. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Кохановский В.П. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С.307.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 413 с.

Сообщите об этом нам.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации