Склады производственного назначения. Назначение, функции и классификация складов

Классификация складов:

по отношению к функциональным базисным областям логистики:

склады снабжения, производства, распределения;

по виду хранимой продукции: склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары и упаковки, остатков и отходов, инструментов;

по форме собственности: собственные склады предприятий, ком­мерческие склады (общего пользования), арендуемые склады;

* по функциональному назначению: склады сортировочно-распределительные, распределительные, сезонного или длительного хранения, транзитно-перевалочные (грузовые терминалы), снаб­жения производства (производственные), торговые;

по продуктовой специализации: специализированные, неспециализированные, специальные, универсальные, смешанные;

* по технической оснащенности: частично механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;

по наличию внешних подъездных путей: с причалами, с рельсовыми подъездными путями, с автодорожными путями;

по виду складских зданий сооружений:

по техническому устройству (конструкции); открытые склады (площадки), полузакрытые склады (площадки под навесом), закрытые склады;

по этажности здания: многоэтажные, одноэтажные

(с высотой до б м, высотные (свыше 6 м), высотно-стеллажные (более 10 м), с перепадом высот).

Производственные склады обрабатывают продукцию относительно постоянной и однородной номенклатуры. Продукция поступает на склад и уходит со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения. Требуется в основном высокий уровень механи­зации и автоматизации складских работ.

Склады сырья и материалов оперируют однородной продукцией, большими партиями поставки. Продукция характеризуется относительно постоянной оборачиваемостью.

Склады готовой продукции региональные распределительные склады производителей (филиальные склады) выполняют обработку тарной и штучной продукции. Распределительные склады (центры) преобразовывают производственный ассортимент в торговый ассортимент. Обеспечивают различных потребителей, включая розничную сеть. Предназначены в основном для перемещения и обработки продукции (консолида­ция, комплектация, фасовка и маркировка товаров), а не для ее хранения. Могут представлять собой крупный автоматизированный склад, предназначенный для приема продукции от различныхпоставщиков, приема заказов, их обработки и поставки продук­ции заказчикам.

Сортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов продукции. Единицы хранения нахо­дятся на этих складах непродолжительное время. К основным функциям таких складов относятся приемка продукции по коли­честву и качеству, сортировка и подготовка ее к отпуску и отправке потребителям. Сюда относят склады оптовых торговых баз, а также склады розничных торговых предприятий.

Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорож­ных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение. Это связано с необходимостью перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой. Склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

Склады оптовой торговли в основном обеспечивают снабжение товарами розничную сеть. Такие склады концентрируют запасы товаров широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (сезонные товары), реализуемых различными партиями поставки (от объёма менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). На таких складах осуществляется механи­зированная обработка товара.

Оборотный склад - выполняются операции перегрузки комп­лектных единиц хранения с одного транспортного средства на другое. Склады характеризуются высокой оборачиваемостью скла­дируемой продукции, короткими сроками хранения и высокой интенсивностью транспортных операций.

Склады хранения предназначены для складирования, хранения, охраны и защиты продукции.

Склады комплектации предназначены для комплектации зака­зов потребителей. Для таких складов характерны средний уровень оборачиваемости и средний срок хранения.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий продукции от промышленных предприятий и в виде крупнопартионных отправок направляют их в районы потребления.

Экспедиционные склады предназначены для централизованного снабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающей на базу продукции и кратковременного ее хранения.

Склады сезонного хранения - хранилища для картофеля и ово­щей, а также другие склады, на которых осуществляется обработка и хранение продукции сезонного характера.

Общетоварные склады предназначены для хранения непродовольственной и продовольственной продукции, не нуждающейся в создании особого режима хранения.

Универсальные склады предназначены для хранения широкого ассортимента непродовольственной или продовольственной продукции.

Специализированные склады служат для хранения продукции одной или нескольких подобных товарных групп.

К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Предназначены для хранения строительных материалов, топлива, продукции в контейнерах.

Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других видов продукции, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады являются основным, типом складских соору жений, представляя собой обособленное одно- или многоэтажное здание со складскими помещениями. Склады могут быть отапливаемыми и не отапливаемыми (утепленными и не утепленными).

Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и ус тройства для вентиляции воздуха. Предназначены для хранения продукции, требующей поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах.

Не отапливаемые склады предназначены для хранения продукции, не теряющей своих свойств при температуре ниже 0 С.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными (distribution centers) и логистическими центрами (logistics centers).

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Существует различная классификация складов.


По критериям

  1. По размерам : от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
  2. По высоте укладки грузов : в одних груз хранится не выше человеческого роста , в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
  3. По конструкции : размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
  4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим , например, температура, влажность.
  5. По количеству пользователей : склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).
  6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
  7. По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
  8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
  9. По месту в процессе движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:
    • склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
      • склады готовой продукции предприятий-изготовителей;
      • склады сырья и исходных материалов;
      • склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
    • склады на участке движения товаров народного потребления:
      • склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы ;
      • склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы .

Западная классификация

На Западе существует определенная классификация складских помещений, которая отражает и упорядочивает весь спектр требований, в соответствии с которыми и строятся склады определенного уровня.

В России же четкой классификации, утверждённой на законодательном уровне, пока нет.

Но для упорядочивания данного вопроса и определения единых критериев оценки складских помещений для всех участников этого рынка в нашей стране международная консалтинговая компания разработала и предложила свою классификацию складских помещений.

Согласно этой классификации все складские помещения делятся на 6 классов: А+, А, В+, В, С, D.

Соответствие склада тому или иному классу носит рекомендательный характер и зависит от многих факторов:

  • месторасположение;
  • этажность;
  • высота;
  • пролет;
  • наличие инженерного оборудования (вентиляция, отопление и прочее оборудование, позволяющее создавать определенные климатические условия);
  • наличие охранных систем и систем пожаротушения, видеонаблюдения;
  • высота расположения полов и наличие антипылевого покрытия;
  • наличие определенного количества ворот докового типа, погрузочно-разгрузочных площадок, регулируемых по высоте;
  • наличие площадок для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта;
  • наличие офисных, вспомогательных помещений и строений;
  • наличие ограждения территории с круглосуточной охраной и многое другое.

Склад класса А+


Складские помещения класса «А+»
— высшая категория складов согласно общей классификации. Такие помещения отвечают самым высоким требованиям складского хозяйства. Склад категории «А+» своего рода президентские апартаменты среди помещений этого предназначения.

Характеристики складских помещений класса A+ :

  • Тип здания. складские помещения класса «А+» представляют собой одноэтажные здания единого объема. Они построены из легких высококачественных металлоконструкций и предназначены специально для складских нужд. Высота потолков должна обеспечивать складирование в шесть-семь ярусов (не менее тринадцати метров).
  • Внутренние конструкции. Здания, как правило, прямоугольной формы без колонн, либо с колоннами. Шаг колонн не менее двенадцати метров и расстоянием между рядами не менее двадцати четырех метров.
  • Покрытие пола. Ровный бетонный пол располагается на уровне одного метра двадцати сантиметров от земли. Он должен обеспечивать нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр. Имеется антипылевое покрытие.
  • Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «А+» в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  • Температурный режим. Температурный режим регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза и обеспечивается системой кондиционирования.
  • Системы безопасности. Складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения. Все сигналы дублируются в соответствующие чрезвычайные службы.
  • электроснабжение обеспечивается собственной автономной электроподстанцией. Отопление поступает за счет собственного теплового узла. Имеются горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  • Склады класса «А+» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
  • Офисные и подсобные помещения. На территории склада имеются офисные помещения, конференцзал, комнаты отдыха, пункты питания и другие необходимые помещения.
  • Телекоммуникации. Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
  • Системы контроля и учета. Данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов. Производится учет пропускного режима.
  • Прилегающая территория. Территория склада круглосуточно охраняется. Отдельное внимание уделяется благоустройству и освещению территории.
  • Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование. Отдельно оборудуются стоянки легкового автотранспорта.
  • Железнодорожное сообщение. Наличие отдельной железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению. Желательно наличие ж/д рампы.
  • Расположение. Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более 4 км.

Склад класса А

Складские помещения класса «А» отвечают высоким требованиям логистики. От складов высшего класса они отличаются немногим. Различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков. Играет роль также расположение склада относительно магистралей. Склады класса «А» — это профильные сооружения, призванные обеспечить наилучшие условия хранения любых типов груза.

Характеристики складских помещений класса A :

  • Тип здания. Помещения складов класса «А» — это одноэтажные и однообъемные здания из металлоконструкций или сендвичпанелей. Они построены после 1994 года специально для использования в качестве складских помещений. Высота потолков составляет не менее десяти метров, что позволяет организовать многоуровневое хранение грузов.
  • Внутренние конструкции. Шаг колонн в складских помещениях класса А составляет не менее 9 метров и расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Площадь застройки не более 55%.
  • Покрытие пола склада. Ровный бетонный пол имеет антипылевое покрытие. Высота от земли составляет 1,2 м. Полы обеспечивают нагрузку не менее 5 тонн на кв. м.
    Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «А» оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
  • Температурный режим. Температурный режим в складах класса А обеспечивается системой кондиционирования и регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза.
  • Системы безопасности. Складское помещение класса A оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения.
  • Электроснабжение и коммуникации. Склады данного класса оснащены собственной автономной электроподстанцией. Отопление обеспечивается за счет собственного теплового узла. Подведено горячее и холодное водоснабжение и канализация.
  • Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса «А» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на семьсот квадратных метров площади. Ворота оборудованы docklevelers — погрузочно-разгрузочными площадками c регулируемой высотой подъема.
  • Офисные и подсобные помещения на складах А класса. На территории склада имеются офисные помещения, комнаты отдыха персонала, туалеты, душевые, иные служебные помещения.
  • Телекоммуникации. Передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Обеспечение телефонной связью осуществляется собственной АТС.
  • Системы контроля и учета на складах класса A. На территории склада действует пропускной режим, система учета и доступа сотрудников. Все движения грузов регистрируются в автоматизированной системе учета грузов.
  • Прилегающая к складу территория. Благоустроенная территория с достаточной степенью освещенности. Территория клада круглосуточно охраняется.
  • Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование.
  • Железнодорожное сообщение. Желательно наличие железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению.
  • Расположение. Складское помещение располагается вблизи крупных транспортных артерий и имеет подъезд, обеспечивающий движение большегрузного транспорта.

Складские помещения класса «B+» — категория B+ объединяет складские помещения, построенные или переоборудованные под выполнение задач хранения различных типов грузов. Категория «В+» — своего рода люкс в классификации складских помещений. Сооружения данной категории имеют ряд преимуществ, таких как приемлемая стоимость в сочетании со всеми необходимыми условиями складского хозяйства.

Характеристики складских помещений класса B+ :

  • Тип здания: Складские помещения данной категории были построены или переоборудованы из сооружений промышленного назначения. Они представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее 8 метров. Это позволяет расположить стеллажи для хранения грузов многоуровневым принципом.
  • Внутренние конструкции: Шаг колонн должен обеспечивать беспрепятственную транспортировку груза внутри склада и удобную закладку на хранение. Площадь застройки составляет от 45 до 55 %.
  • Покрытие пола: Антипылевое покрытие бетонного пола обеспечивает снижение пыльности во внутреннем пространстве. Допустимая нагрузка на 1 кв. м. не менее 5 тонн. Расстояние до земли не менее 1 метра.
  • Склады класса «В+» оснащены системой вентиляции, система кондиционирования является желательным условием.
  • Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью отопления и системы вентиляции. В помещениях этого класса поддерживается постоянный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия хранения.
  • Системы безопасности: Система противопожарной безопасности дополняется гидрантной системой пожаротушения, что обеспечивает надежную защиту от огня. Нередко применяется система порошкового пожаротушения.
  • Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение может происходить как от общих источников энергии, так и силами собственной автономной электроподстанции.
  • Обязательно наличие пандуса для грузовых машин. Ворота докового типа расположены из расчета не менее одних на тысячу квадратных метров склада.
  • На территории склада имеются подсобные помещения, помещения для персонала, туалеты, душевые. Офисные помещения располагаются либо в здании склада, либо в пристройке.
  • Телекоммуникации: Телефонная связь, системы телекоммуникаций, обеспечивающие работу электронных систем и средств автоматизации.
  • Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, учет прибытия-убытия сотрудников.
  • Прилегающая территория:
  • Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта непосредственно у складского помещения, возможно наличия мест отстоя вблизи территории.
  • Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции или наличие собственной ж/д ветки.
  • Расположение:


Складские помещения класса «B»
в полной мере можно считать оптимальным решением для компаний, умеющих считать свои деньги и в то же время пользоваться благами цивилизации без ненужных излишеств. Хранение грузов на складах этой категории выгодно и в то же время надежно. Склады отвечают современным требованиям.

Характеристики складских помещений класса B :

  • Тип здания: Складские помещения данной категории были вновь построены или реконструированы для выполнения задач хранения. Они представляют собой, как правило, многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от 4 до 8 метров. Транспортировка на верхние этажи обеспечивается грузовыми лифтами.
  • Внутренние конструкции: Особых требований не предъявляется.
  • Покрытие пола: Полы покрытия не имеют. Полы могут быть как бетонными, так и асфальтными. Расстояние до земли не менее 1 метра.
  • Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса «В» могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до 90% помещения.
  • Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
  • Системы безопасности: Безопасность грузов обеспечивается системой сигнализации. Имеется система гидрантного пожаротушения и противопожарная сигнализация.
  • Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
  • Разгрузочно-погрузочные конструкции: Для обеспечения удобства погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на 2 000 кв. м. Грузоподъемность каждого не менее 3 тонн.
  • Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
  • Телекоммуникации: Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
  • Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
  • Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
  • Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
  • Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции.
  • Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.

Склад класса C


Складские помещения класса «C»
— это, чаще всего, утепленный ангар или капитальное производственное помещение, с высотой потолков не менее четырех метров. Здания могут быть любой этажности. Главное в случае многоэтажных строений — наличие грузовых лифтов в необходимом количестве. Полы — бетонные или из асфальта, покрытие отсутствует. Обязательным условием для складских помещений категории «С» является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Климатический и температурный режим поддерживается системой отопления и вентиляцией. Поддерживаемая температура составляет от +8 до +14 градусов по Цельсию. Посещения данной категории имеют, как правило, систему водоснабжения и канализации. Противопожарная безопасность обеспечивается пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Организуется охрана периметра и контрольно-пропускной режим на территории склада. Склады класса «С» находятся на небольшом удалении от основных автомагистралей, к ним ведут качественные дороги-сателлиты, обеспечивающие беспрепятственное движение большегрузного транспорта. Вблизи складских помещений имеются стоянки для грузовых автомобилей и места для их маневрирования. Склады данного класса наиболее распространены на территории России. Стоимость аренды — невысокая, но арендатору зачастую самостоятельно приходиться оплачивать водоснабжение и электричество.

Склад класса D

Складские помещения класса «D» — пожалуй, самые непритязательные в плане требований к их оснащению. Под склады данной категории используют подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. Требования здесь предъявляются минимальные. На таких складах должно быть освещение, обеспечиваться постоянная температура и уровень влажности. Складские помещения должны иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота для осуществления погрузки и выгрузки. Безопасность обеспечивается сигнализацией. Для предупреждения пожаров устанавливается пожарная сигнализация, система и средства пожаротушения. Данные склады используются в основном для непродолжительного хранения небольших партий различных грузов. Плюсом складских помещений категории «D» является небольшая арендная плата. Складские помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.

Назначение и функции складов

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Но кроме хранения многие организации используют склады как удобные места для выполнения и других видов работ. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, добавляющих ценность продукту, а не являются чистыми центрами затрат.

Основные функции склада

  1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
  2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
  3. Преобразование материальных потоков. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида потоков: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
  4. Сокращение затрат на перевозку . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы материальные ресурсы от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории.
  5. Предоставление услуг . Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
    • подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
    • проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
    • придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
    • выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка );
    • доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;
    • транспортно-экспедиционные услуги;
    • услуга «запасы, управляемые продавцом » и др.

Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:

  • надежное хранение материальных ресурсов в необходимых условиях и с минимальными повреждениями;
  • обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;
  • минимизация затрат при высоком качестве операций;
  • эффективный контроль за перемещением материалов;
  • быстрое выполнение складских операций;
  • возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов;
  • обеспечение безопасных условий работы и др.

Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего склад-ского хозяйства — одно из решающих условий нормальной работы производящих продукт предприятия, объединения, отрасли народ-ного хозяйства, своевременного выполнения и перевыполнения ими планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой про-дукции.

Склад - комплекс со своей инфраструктурой, в которую входят инженерные коммуникации, транспортные пути внутри склада (базы), здания, открытые площадки, навесы, эстакады для размещения хранимых материалов, подъездные пути внешнего транспорта, административные и бытовые сооружения.

Складское хозяйство это отдельный объект, обычно состоящий из:

Капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

Вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

Системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канали-зация);

Системы дорог и стоянок на территории склада;

Системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

Системы погрузки, разгрузки (мостовые краны, краны-штабелёры , погрузчики, электроштабелёры, рампы);

Внутренние транспортные системы (электроштабелёры , ручные тележки, конвейеры, вагонетки);

Системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии сортировки, пакетирования, комплектации (комиссионирования) - составления заказов);

Системы хранения грузов (поддоны, стеллажи, резервуары, спецоборудование для сохранения качества грузов);

Системы складского учёта (ручные и автоматизированные);

Специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов (упаковочное и весовое);

Персонала склада.

Независимо от выполняемой роли любой склад выполняет следующие ос-новные операции:

Прием, хранение, обработку и отгрузку товаров;

Учет движения товаров;

Обеспечение сохранности товаров.

Место склада в логистической системе и выполняемые им функции (закупочные, производственные и распределительные) напрямую влияют на его техническую оснащенность.

1. Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем со-стоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки и относительно постоянной оборачиваемости, что позволяет полностью механизировать все операции и дает возможность ставить вопрос об авто-матизированной складской обработке груза.

2. Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой относительно однород-ной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Они работают с постоянной номенкла-турой с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.


3. Склады распределительной логистики , основное назначение которых — пре-образование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных реги-онах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуе-мых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизи-рованную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

4. Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой товара (от нескольких сотен до нескольких тысяч наиме-нований) и неравномерной оборачиваемостью (сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного паллета до нескольких паллет одной группы товаров). Все это делает не-целесообразным внедрение автоматизированной обработки товаров на таких складах. Здесь может применяться механизированная обработка то-варов, хотя доля ручных операций весьма высока.

5. Склады розничной торговли ведут снабжение розничной торговой сети, объединенные этими складами в единую организационно-хозяйственную единицу. Как и на оптовых складах, здесь хранятся товары очень большого ассортимен-та партий. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).

6. Склады транспортных организаций, предназначенные для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранс-порта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным.

Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого скла-да является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством пере-валки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправля-ются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо приме-нение высокого уровня механизации.

Группа этих складов может находиться как в рамках закупочной, так и распре-делительной логистики.

7. Контрактное складирование - это партнёрское соглашение между пользователем и провайдером складских услуг.

8. Логистические терминалы могут быть следующих основных типов:

Терминалы на магистральном транспорте, которые создаются в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и обеспечивают передачу грузопотоков с одних видов транспорта на другие, преобразовывая параметры транспортных партий грузов;

Терминалы, обеспечивающие снабжение предприятий продукцией производственно-технического назначения (сюда же относятся региональные распределительные центры);

Терминалы в системах оптовой и розничной торговли, на которых перерабатываются промышленные и продовольственные товары народного потребления.

Грузовые терминалы на магистральном транспорте сооружаются на грузовых железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах.

9. Распределительные (логистические) центры или терминалы — это складские комплексы, которые получают товары от предприятий-изготовителей или от предприятий оптовой торговли (например, находящихся в других регионах страны или даже за рубежом), и распределяющие их (на основе свободной купли-продажи) более мелкими партиями по заявкам потребителей (промышленных или торговых предприятий мелкооптовой и розничной торговли) через собственную или чужую товаропроводящую сеть. Важными задачами распределительных центров является организация эффективных входящих и выходящих грузопотоков товаров на основе принципов деловой логистики. Поэтому их называют также логистическими терминалами.

Распределительный центр по своему организационно-правовому статусу может быть самостоятельным коммерческим предприятием, акционерным обществом (в том числе с участием капитала предприятий-изготовителей, которые продают свою продукцию через этот складской комплекс) или унитарным муниципальным торговым предприятием, данным с участием администрации города, где он расположен, с целью улучшения снабжения товарами населения.

Обычно распределительные центры расположены в районах потребления товаров, т. е. территории целевого рынка. Это позволяет складам установить более тесные и эффективные связи с потребителями и сократить транспортные расходы по доставке товаров потребителям, а соответственно — и розничные цены, или увеличить прибыль распределительного центра. При этом важно обоснованно установить необходимую емкость складов, запасы хранения и номенклатуру грузов, всегда доступную для приобретения потребителями.

Производственные склады делятся на:

Сырьевые;

Склады полуфабрикатов;

Склады заготовок, деталей и сборочных единиц;

Склады готовой продукции;

Склады отходов производства.

Для всех видов перечисленных складов независимо от их технической осна-щенности переработки товаров управление складскими операциями, учет движения ТМЦ и обработка информационных потоков должны быть автома-тизированы.

По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса.

Склад класса А:

Современное одноэтажное складское здание, построенное по современ-ным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолка от 10 м, позволяющая установку многоуровневого стеллажного обо-рудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или по-рошковая). Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принуди-
тельная вентиляция.

Система охранной сигнализации и видеонаблюдения. Офисные площади
при складе. Оптико-волоконные телефонные линии. Достаточная территория
для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на
основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.

Склад класса А-:

По функциональности приближается к складам класса А, но уступает им
по качеству используемого оборудования, по менее выгодному расположе-нию, или же помещения такого уровня не предоставляют полный спектр ус-луг или не полностью соответствуют всем требованиям помещений класса А.

Склад класса В:

Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие
производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудова-нием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия.
Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения.

Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии. Охрана по периметру территории.

Склад класса С:

Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Вы-сота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.

Склад класса D:

Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, не отаплива-емые производственные помещения или ангары.

2.4.1. Роль складов в логистике

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

2.4.2. Виды и функции складов

Классификация складов

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

  • Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.
  • Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.
  • Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.
  • Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

  1. склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;
  2. склады хранения , обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;
  3. склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;
  4. склады сохранения , обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;
  5. специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

  • закрытые ,
  • полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),
  • открытые площадки .

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные . В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные ,
  • механизированные ,
  • автоматизированные ,
  • автоматические .

Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

  1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей . В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский, в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.
  2. Складирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
  3. Унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
  4. Предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

2.4.3. Процесс складирования

Комплекс складских операций осуществляется в определенной последовательности.

Разгрузка и приемка грузов производится в соответствии с условиями заключенного договора. Технология выполнения указанных работ на складе зависит от характера груза (штучный, сыпучий), от типа транспортного средства (трейлер, контейнер), а также от вида используемых средств механизации. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаро-сопроводительных документов, оформление прибывшего груза через информационную систему и формирование складской грузовой единицы.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения . Процесс хранения включает обеспечение соответствующих для этого условий и контроль за наличностью запасов на складе. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс комплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказами потребителей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовку товара к отправке (укладывание в тару), объединение отдельных заказов в партию отправки и оформление транспортных накладных, погрузку грузов в транспортные средства.

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение грузов между различными зонами склада: с разгрузочной площадки – в зону приемки, оттуда – в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка грузов внутри склада Должна осуществляться по сквозным прямоточным маршрутам. Это позволяет избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Оперативно-производственная деятельность склада на предприятии включает работы по выгрузке, рассортировке и приемке поступающих на склад материалов и изделий, их размещение и хранение, а также по отпуску и доставке потребителям.

Доставка грузов на материальный склад производится в соответствии с планом завода. Материалы и изделия на складе принимаются в соответствии с требованиями, изложенными в технической документации и инструкциях. Принятые материалы размещаются в отведенных для них местах хранения в установленном порядке – по маркам, сортам, размерам и т.п. Наиболее часто и в большом количестве потребляемые материалы размещаются ближе к отпускным площадкам, малоходовые – в более удаленных местах хранения. Тяжелые громоздкие грузы хранятся в местах, удобных для выполнения складских операций.

С целью снижения трудоемкости работ по комплектации материалов перед выдачей их в производство и облегчения контроля за комплектным обеспечением производства материалами применяется групповой метод размещения хранимых материалов, при котором материалы, входящие в комплект, хранятся в непосредственной близости друг от друга. Ячейки стеллажей и другие места хранения нумеруются и снабжаются табличками с названием и индексом материала. Подготовка материалов к выдаче производится по особому плану или непосредственно после их поступления.

Операции, связанные с отпуском материалов и изделий, включают отборку, комплектование и соответствующую подготовку материалов. Подготовка материалов к производственному потреблению включает операции их очистки, резки на заготовки, раскрой листового материала и др.

Учет движения запасов материалов на складе ведется с помощью специальной картотеки. Регулирование уровня запасов осуществляется по системе с фиксированным размером или периодичностью заказа.

Штат персонала складов определяется в зависимости от трудоемкости выполняемых складских операций, применяемых транспортных средств и степени механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и других складских операций.

2.4.4. Формирование системы складирования

Выбор формы складирования

Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует две основных альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования.

Ключевой фактор выбора между этими вариантами или их комбинаций – объем складского товарооборота . Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, выше качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.

Склады общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В закупочной и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие предприятия стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Аренда складов общего пользования имеет следующие преимущества:

  • не требуются инвестиции в развитие складского хозяйства;
  • сокращаются финансовые риски;
  • повышается гибкость использования складских площадей (возможность изменения размера и срока их аренды);
  • снижается ответственность за поддержание рационального уровня и сохранность запасов.

Определение количества складов
и размещение складской сети

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей и т.д. Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Увеличение числа складов связано с изменением общих расходов на размещение складской сети.

Зависимость общих расходов от увеличения количества складов в логистической системе показана на рис. 2.4.1.

Рис. 2.4.1. Зависимость общих расходов на
размещение складской сети от количества складов


При увеличении числа складов в системе уменьшаются транспортные расходы на доставку со склада конечному потребителю и расходы от упущенных продаж; одновременно происходит увеличение расходов на содержание складов и хранение запасов в связи с ростом процента на капитал, вложенный в запасы. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно реагировать на изменение их требований, что позволяет сократить расходы от упущенных продаж.

Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения. На практике используются два варианта формирования и размещения складской сети – централизованная и децентрализованная система складов.

Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, и филиальные склады (в их числе и склады общего пользования), располагающиеся в регионах сбыта.

В децентрализованной системе основная часть запасов концентрируется в сети складов, рассредоточенных в различных регионах в непосредственной близости от потребителя. Такая схема размещения складов наиболее целесообразна в системе распределения, где основным клиентом выступает розничная сеть, осуществляющая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

Расчет складских площадей

Основным показателем , характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада .

Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

  • грузовую или полезную , занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;
  • оперативную , занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;
  • конструктивную , занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.;
  • служебную , занятую под конторы и бытовые помещения.

Определение размера грузовой (полезной) площади склада может производиться двумя методами: по удельным нагрузкам; с помощью объемных измерителей.

По первому методу размер полезной площади определяется по формуле

где S пол – полезная площадь склада, м²;

Z max – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т;

q доп – допустимая нагрузка на 1 м² полезной площади склада, т.

В этом случае общая площадь S oбщ определяется по формуле

где K и – коэффициент использования общей площади склада.

Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле

где S ст – площадь, занимаемая одним стеллажом, м²;

n ст – количество стеллажей для хранения, шт.:

где n яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения максимального запаса, шт.;

n яст – количество ячеек в данном стеллаже, шт.;

где V я – объем ячейки стеллажа, м²;

g – удельный вес хранимого материала, т/м³;

К о – коэффициент заполнения объема ячейки.

2.4.5. Оценка работы складов

Оценка работы действующих складов, а также выбор наиболее выгодного варианта строящихся и реконструируемых производится по следующим группам технико-экономических показателей:

Показатели интенсивности работы складов

Показатели интенсивности работы складов включают складской товарооборот и грузооборот, а также показатели оборачиваемости материалов на складе.

Складской товарооборот – показатель, характеризующий количество реализованной продукции за соответствующий период (месяц, квартал, год) с отдельных складов предприятия, торгово-посреднических организаций и т.д.

Складской грузооборот – натуральный показатель, характеризующий объем работы складов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных) материалов в течение определенного времени (односторонний грузооборот).

Грузопоток – количество грузов, проходящих через участок в единицу времени.

Грузопереработка – количество перегрузок по ходу перемещения груза. Отношение грузопереработки к грузообороту склада характеризуется коэффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2-5 раз. Снижение коэффициента грузопереработки говорит об улучшении технологии переработки грузов и внедрении комплексной механизации и автоматизации на складе.

Коэффициент оборачиваемости материалов – это отношение годового (полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на складе за тот же период. Если обозначить Q – расход (отпуск) материала на складе за какой-либо календарный период (год, квартал, месяц); q 1 – остаток материала на складе на 1-е число первого месяца; q 2 – то же на 1-е число второго месяца; q n- 1 , – то же на 1-е число предпоследнего месяца; q n – то же на конец последнего месяца, то скорость оборота материалов рассчитывается по формуле

где m – количество остатков, использованных для расчета.

K об всегда должен быть больше единицы.

Коэффициент неравномерности К н поступления (отпуска грузов со склада определяется отношением максимального поступления (отпуска) груза в тоннах Q max за определенный период времени к среднему поступлению (отпуску) Q ср т.е.:

Неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает большое влияние на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу подъемно-транспортных механизмов.

Показатели эффективности использования площади склада

К данной группе показателей могут быть отнесены:

  • коэффициент использования складской площади;
  • коэффициент использования объема склада;
  • грузонапряженность.

Коэффициент использования складской площади K ип представляет собой отношение полезной (грузовой) площади к общей площади склада

Коэффициент использования объема склада K v характеризующий использование не только площади, но и высоты складских помещений, устанавливается по формуле

где V пол – полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (т.е. высоту стеллажей, штабелей);

V общ – общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (т.е. высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).

² полезной площади показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада

где g – удельная нагрузка на 1 м² полезной площади, т/м²;

Z max – количество единовременно хранимого груза или максимальный запас материалов, хранимый на складе, т.

Грузонапряженность 1 м² общей площади склада М в течение года устанавливается по формуле

где Q f – годовой грузооборот склада, т.

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность за рассматриваемый период.

Показатели механизации складских работ

Показатели механизации складских работ включают:

  • степень охвата рабочих механизированным трудом – определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих, занятых на складских работах;
  • уровень механизации складских работ – определяется отношением объема механизированных работ к объему выполненных работ;
  • объем механизированных работ – определяется как произведение грузопотока, перерабатываемого механизмами, на количество перевалок грузов механизмами.

Вопросы для повторения

  1. Понятие склада.
  2. Классификация и функции складов в логистике.
  3. Организация работы складов на предприятии.
  4. Выбор формы складирования.
  5. Расчет складских площадей.
  6. Показатели работы складов.

Объективная необходимость в накоплении и содержании запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

По отношению к базисным функциональным областям логистики различают: склады логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения. По виду продукции различают склады:

Сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

Промежуточные производственные, т.е. склады незавершенного производства;

Готовой продукции;

Остатков и отходов;

Инструментов.

По форме принадлежности различают склады: индивидуального пользования, принадлежащие одному предприятию; кооперативные, построенные несколькими предприятиями, совместно использующими свое складское хозяйство; арендуемые склады, собственные склады фирмы, склады государственных или муниципальных предприятий.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку содержания выполняемых операций. По этому признаку все склады можно разделить на следующие группы:

Подсортировочные;

Распределительные склады оптовой и розничной торговли;

Сезонного или длительного хранения;

Транзитно-перевалочные (оборотные) - для перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другое;

Заготовительные - для хранения продуктов сельского хозяйства;

Таможенные - для временного хранения грузов, подлежащих таможенному оформлению;

Склады сохранения - для выдачи хранимых товаров со склада на определенный срок и их последующего возврата на склад. Это могут быть, например, станки, оборудование, имеющие высокую стоимость и предназначенные для аренды и повторного многократного использования.

Исходя из товарной специализации склады делят на универсальные - для хранения различных продовольственных или непродовольственных товаров в широком ассортименте и специализированные - для хранения отдельных товарных групп. Кроме того, существуют склады узкоспециализированные - для хранения одного вида товара, а также смешанные -для хранения продовольственных и непродовольственных товаров.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, частично механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Склады различаются и по этажности здания, т.е. по высоте укладки грузов. Они могут быть: одноэтажные (до 6 м), высотностеллажные (более 10м), многоэтажные и с перепадом высот.

В зависимости от конструкции различают следующие типы складов:

Открытые, представляющие собой отгороженную асфальтированную площадку, приспособленную для хранения продукции. На таких площадках обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

Полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу и одну или две стены. Они предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т.д.);

Закрытые, используемые для хранения готовой продукции, комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность.

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.

В зависимости от размеров склады могут быть разными: от небольших помещений в несколько квадратных метров до складов-гигантов, имеющих площади в сотни тысяч квадратных метров (табл.).

Классификация складов

По форме принадлежности

Индивидуального пользования

Кооперативные

Арендуемые

Собственные склады фирмы

Склады государственных или муниципальных предприятий

Подсортировочные

Распределительные

Сезонного или длительного хранения

Транзитно-перевалочные (грузовые терминалы)

Заготовительные

Таможенные

Склады сохранения

По товарной специализации

Универсальные

Специализированные

Узкоспециализированные

Смешанные

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Механизированные

Частично механизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По этажности здания

Одноэтажные с высотой до 6 м

Высотностеллажные более 10м - Многоэтажные

С перепадом высот

По конструкции

Открытые площадки

Полузакрытые площадки

Закрытые сооружения

По размещению

Прирельсовые

Пристанционные. Портовые

Глубинные

С автодорожным подъездом

По размеру, м2

600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10 000; 25 000

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов.

В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, уровень и движение запасов на различных участках логистической цепи.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации