Производство материальных благ и услуг. продукт и характер труда

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). производственный возможность кривая богатство

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Анализ производственной, коммерческой, экономической и хозяйственной деятельности предприятия ЗАО Одема им. В. Соловьевой
Характеристика предприятия ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой и организация его производственного процесса...

Финансирование инновационной деятельности в России
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, сп...

Общественное производство - это процесс создания любых материальных благ, необходимых для существования и нормального функционирования общества. Производство называется общественным, поскольку существует разделение труда между самыми разными членами общества. Всем известно, что любое производство организовывается для удовлетворения определенных потребностей людей. Степень обобществления производственных элементов, которые свидетельствуют об их принадлежности частным лицам или обществу, считается критерием развития общественно-экономической формации данного общества.

Основы общественного производства в мировой политэкономии были заложены несколько столетий назад. Любая деятельность человека, направленная на превращение каких-то в может считаться общественным производством. Основными его фазами являются:

Производство продукции;

Распределение;

Потребление.

В ходе производственной деятельности человека получаются материальные и В процессе распределения готового продукта (предметов потребления и средств производства) происходит их перераспределение между различными субъектами производства. Обменом считается процесс сбыта и приобретения различных благ за другие блага или их денежный эквивалент. Потребление или использование благ бывает личным или производственным.

Общественное производство характеризуется следующими факторами, являющимися его первоосновой:

Труд или осознанная деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей человека в различных духовных и материальных благах;

Средства производства, которые включают в себя (материалы, сырье) и (оборудование, инвентарь, сооружения).

Общественное производство и его структура были предметом изучения самых известных экономистов и философов. В результате такого изучения был сделан вывод, что оно имеет ячеистую структуру. Практически в любой стране трудовые ресурсы, сырьевые базы и потребители рассредоточены по ее территории, поэтому для обеспечения потребностей человека в тех или иных предметах потребления необходимо разделение труда, при котором общественное производство рассредоточено между разными специализированными предприятиями.

Из-за ячеистой структуры данного производства при его функционировании различают два уровня:

Производство как аспект технико-технологического процесса труда, осуществляемый прямо в первичных ячейках производства;

Производство как общественно-экономический и всей страны или нации.

На первом (микроуровне) люди являются непосредственными работниками с определенными трудовыми и производственными отношениями. На втором уровне функционирования общественного производства, называемом «макроуровнем», между субъектами хозяйствования складываются экономические и производственно-хозяйственные отношения.

Общественное производство имеет следующую структуру:

Его образуют самые различные отрасли строительства, промышленности, сельского хозяйства, в основе которых лежит создание материальных благ из природных ресурсов. К нему также относятся обслуживающие потребности людей отрасли: торговля, транспорт, коммунальное хозяйство, предприятия бытового обслуживания;

Нематериальное производство - его образуют такие системы: здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, в которых оказываются нематериальные услуги и создаются различные духовные ценности.

Первоначальной основой жизни любого общества является общественное производство. Так, человек, прежде чем создавать произведения искусства, заниматься наукой, политикой или здравоохранением, должен удовлетворить свои самые минимальные потребности: иметь кров, одежду, питание. Именно оно является источником благополучия общества.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства : труд, земля, капитал, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, что в свою очередь составляет богатство общества.

Национальное богатство - совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы трудом за весь предшествующий период его развития.

Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем так и или иначе обладает нация. К национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. Но все это очень трудно посчитать в силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова – это все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей.

По своей структуре национальное богатство складывается из следующих основных элементов. Первым и наиболее важным элементом национального богатства следует считать основные производственные фонды и оборотные – предметы труда. К национальному богатству относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонды.

4. Технологический выбор в экономике. Кривая производственных возможностей.

Количество ресурсов и производственных возможностей всегда ограничено, поэтому при производстве товаров приходится осуществлять технологический выбор – какой товар производить, и в каком количестве.

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития.

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержекпроизводства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

Кривая показывает все возможные комбинации двух товаров, которые могут быть произведены одновременно в течение определённого периода времени, при прочих равных условиях. Для экономики, при увеличении количества одного произведённого товара, производство другого товара должно быть принесено в жертву.

5. Альтернативная стоимость (иногда экономическая стоимость ) - наилучшаястоимостьиз упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта. Также имеет названия -альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки. Припроизводствеможет быть определено какколичестводругоготовара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.

Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Так же альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).

7. Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятель­ности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих по­требность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности. Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий экономической деятельности.

8. Согласно теории предельной полезности , ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю нужно одно, потребителю другое. Производителем движет "невидимая рука" А. Смита: включаясь в общественное производство он преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель. Ценность блага двойственна: производитель измеряет его издержками производства, потребитель - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу.

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации