Софийско успенский собор. Софийско-успенский собор в тобольске

Года освятил новый деревянный Софийский собор. Он сгорел 29 мая года от молнии. Пожар был так велик и силен, что расплавился огромный, привезенный в году из Москвы , 110 пудовый колокол.

Каменный собор

В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары , покрытие заменили на четырехскатную кровлю.

Собор был закрыт в 1920-х годах . В году были конфискованы все соборные драгоценности.

В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны . Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик" .

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения " , мотивируя свой отказ следующим рассуждением:

"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи" .

Собор является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии .

Архитектура

Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля Тобольского кремля . Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м.

Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан ("шея") главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый.

Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией.

Летом года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными "дыньками". Дверь от главного (западного) входа нашел московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду.

С года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которые велись и в году. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана.

Святыни

Иконы в синодальный период

В настоящее время

  • мощи свт. Варлаама (Петрова) , в деревянной резной раке установлены у стены собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского

Настоятели

  • Матфей Бирюков (1640-е - ?)
  • Константин Кубасов (упом. 1686)
  • Василий Русанович (1749 - 1765)
  • Никита Арамильский (1765/66 - 1786)
  • Михаил Карпинский (29 марта 1786 - 16 января 1789)
  • Николай Флоровский (18 февраля 1789 - 1792)
  • Лев Земляницын (4 июня 1792 - 1821)
  • Василий Капустин (15 сентября 1821 - 1826)
  • Петр Фелицын (14 августа 1826 - 1879)
  • Матфий Боголепов (1879 - 3 февраля 1893)
  • Никанор Грифцев (март 1893 - 1897)
  • Александр Архангельский (1897 - 21 февраля 1907)
  • Димитрий Смирнов (июнь 1907 - 23 марта 1913)
  • Никанор Грифцев (17 мая 1913 - 27 июня 1916) 2-ой раз
    • Димитрий Смирнов (27 июня 1916 - февраль/март 1917) и.о.
  • (февраль/март - 26 июня 1917)
  • Владимир Хлынов (5 июля 1917 - 1920-е?)

Ключари

  • Иван Васильев (упом. 1686)
  • Василий Копылов (? - 1777)
  • Михаил Карпинский (6 ноября 1777 - 29 марта 1786)
  • Георгий Шестаков (апрель 1786 - 1798)
  • Матфей Бурдуков (24 июля 1798 - 1799)

Начинаем новую серию- серию про г. Тобольск, этот город связан с г. Санкт-Петербургом, связан очень давно и я надеюсь, что эту связь и Вы увидите, а я постараюсь рассказать про Тобольск. Мои родственники тоже живут в Сибири, нет они не потомки декабристов... Благодаря друзьям все фото будут "живыми"!
Итак начнём!
Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии.


Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири.


Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве.
"…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…".
В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили.


27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.


Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века.


Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой.
Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия.


В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный теплый придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нем в 1715 году был погребен митрополит Сибирский свт. Иоанн (Максимович).

В 1710 году, по именному указу Петра I, было выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие.
Пожар 1733 года уничтожил простые луковичные главы и вызвал первый крупный ремонт здания.

В 1735 году главы и кровля собора были покрыты вместо теса железом, изменили также форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре.
В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел во имя свт. Иоанна Златоуста. Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до начала XXI века северная паперть.


К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть.

В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания.

Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова.

"Язык" этого колокола весил пятьдесят один пуд - более 800 кг. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом.


До 1840-х годов собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей.
Собор был закрыт в 1920-х годах. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности.
В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В процессе "реставрации" собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены.

К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году.
28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви.
"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик".

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения", мотивируя свой отказ следующим рассуждением:
"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи".

В 1989 году Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: "Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях".
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы. К 1994 году основной объем ремонтных работ был закончен, и 26 июня собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников.
Собор действует является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии.

Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири. Прототипом собора является Вознесенский собор Московского кремля. Софийский собор построен по типу крестово купольных храмов, имевших распространение на Руси. В 18 веке к собору были сделаны две пристройки - северный Златоустовский предел и ризница - хранилище церковной утвари.

Самое старое каменное здание Сибири. Каменный Софийско-Успенский кафедральный собор был построен при митрополите Павле I; до своего назначения в Тобольск он был архимандритом московского Чудова монастыря в Кремле и заведовал делами по постройке церквей и монастырей, а также был духовником царевны Софьи. В ответ на его прошение в 1680 г. была прислана царская грамота, где государь Феодор Алексеевич указал "...класть каменную церковь на казенные деньги... чтобы соборная церковь за денежною скудностью не стояла...".

Строить было велено "против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре". К июню 1684 г. собор был почти построен: был выложен уже большой барабан. Но не выдержали опорные столбы - свод рухнул ночью 27 июня. Через год строительство возобновилось. 27 октября 1686 г. состоялось освящение каменного собора "в память Успения Божией Матери". Но прежнее название - Софийский - сохранилось в традиции его наименования. К моменту освящения собора был готов иконостас, включающий в себя и древнего письма образ Софии - Премудрости Божией, и образ Успения.

К тому времени иконы писались уже в иконописных мастерских при архиерейском доме. Внутри собор поражает своими массивными столбами, преднамеренно утолщенными после случившегося обрушения сводов. И все равно пространство его громадно. В 1710 г. по именному указу Петра I выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие. Приехавшие с митрополитом Филофеем (Лещинским) украинские мастера, работая над иконостасом, создали выдающееся произведение искусства и привнесли в Сибирь традиции европейского барокко. В 1930 г. все церкви в Тобольске были ликвидированы. Черная страница в истории Софийского собора - содержание в нем ссыльных и раскулаченных семей.

В это время исчез бесследно иконостас и церковная утварь, были сняты кресты. Затем собор использовался под зерносклад. Но уже в 1939 г. отдел искусства при Совете народных комиссаров начал заниматься выявлением памятников архитектуры и взятием их на учет. С 1940 г. памятники истории и культуры Тобольска паспортизировались и передавались на баланс музея. В 1991 г. Софийский собор вновь отошел епархии и был заново освящен в 1995 г. Во всей Сибири нет сейчас здания более древнего, чем белокаменный пятиглавый тобольский Софийский собор. Почти триста лет он был кафедральным собором архиреев и митрополитов Тобольских и всея Сибири и их усыпальницей, под полом находится семь захоронений.

Софийско - Успенский собор строили (1683-1686г) московские и устюжские каменщикиво главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Высота собора 47 м, толщина стен около 2м. Известно, что он строился по образцу пятиглавых кубичных храмов, широко распространенных в монастырях. В качестве примера зодчему велено было руководствоваться чертежом собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Собор славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. С прибытием сюда первого архиепископа Киприана имя Ермака и его сподвижников было навечно записано в синодик Софийского собора и ежегодно, в первую неделю великого поста, с амвона произносились их имена. Поминались их ратные подвиги.

Под покровительством святой Софии создавались первые летописи Сибири, закладывались основы духовного и светского просвещения. В соборе происходили многие общественно важные церемонии при большом стечении народа, вершились "великие дела" Сибири. Сила духовного авторитета Софийского собора была такова, что с его кафедры произносились иногда не совсем угодные правительству проповеди.

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации