Нужны ли в жизни правила. Конспект классного часа по правовым знаниям а нужны ли правила

Азбука права. А нужны ли правила?

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.п.).

Возраст учащихся: 9- 11 лет

Оборудование:

Сказка Бондаренко «Доброе слово».

Ход занятия

    Сообщение темы и цели занятия .

Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Как вы думаете, почему существуют правила и нужны ли они? Стоит ли это обсудить. Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Послушайте стихотворение:

Вся жизнь моя (буквально вся)

Пока что - из одних «нельзя»!

Нельзя крутить собаке хвост

Нельзя из книжек строить мост

(А может, даже замок

Из книжек толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,

На подоконнике сидеть,

Рукой огня касаться,

Ну, а ещё кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

Нельзя на скатерти писать,

Грызть грязную морковку

И открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда всё- всё

Мне будет можно!

Р. Рождественский .

Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого делать нельзя? Какая мечта была у этого мальчика? А может действительно обходиться без правил и делать что захочется? Значит, правила нужны?

    Обсуждение правил .

    Обсудить правила поведения на дороге:

Какие правила поведения на дороге вы знаете?

Что было бы, если бы их не было?

Что происходит, если кто- то их не выполняет?

Вывод: несоблюдение правил поведения на дороге приводит к травмам, несчастным случаям, авариям, несёт горе людям.

    Обсудить правила противопожарной безопасности.

Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? Наверняка, вам о них рассказывали дома родители, на уроках учителя?

Нельзя играть спичками, нельзя разводить костры на улице и т.п.

    Выведение правил доброты.

Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку Бондаренко «Доброе слово».

Как вы думаете, какая цель была у Гадюки?

Какое правило можно вывести из этой сказки?

Вывод: доброе слово, добрые поступки творят чудеса.

Обсуждение пословиц:

    Доброму слову – добрый ответ.

    Доброе слово два века живёт.

Вопрос для раздумья (без ответа):

Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки?

Какое главное правило должно быть в отношениях между людьми?

Вывод: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

    Ролевая игра «Автобус».

Учащиеся встают в две шеренги спиной друг к другу. Они изображают «плотно набитый» автобус. Каждый по очереди должен «протиснуться» к выходу, пройдя между рядами «пассажиров».

Обратить внимание детей на то, кто прибегал к вежливым, добрым словам, а кто к силе и грубости.

Как вам хотелось ответить, когда к вам вежливо обращались? А как, когда вам грубили?

5. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о правилах поведения. Нужны ли они? Для чего их следует соблюдать? К чему приводит несоблюдение правил? Какими должны быть правила, чтобы все их соблюдали? (Необходимыми, справедливыми, обеспечивать безопасность)

Приложение1 .

«Доброе слово» Бондаренко.

Доброе слово.

У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её: - Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.

На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она как говорила Пеночка- весничка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут- птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке… Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «Змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну что же ты,- погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упало на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.

Азбука права. А нужны ли правила?

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.п.).

Возраст учащихся: 9- 11 лет

Оборудование:

Сказка Бондаренко «Доброе слово».

Ход занятия

    Сообщение темы и цели занятия.

Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Как вы думаете, почему существуют правила и нужны ли они? Стоит ли это обсудить. Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Послушайте стихотворение:

Вся жизнь моя (буквально вся)

Пока что - из одних «нельзя»!

Нельзя крутить собаке хвост

Нельзя из книжек строить мост

(А может, даже замок

Из книжек толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,

На подоконнике сидеть,

Рукой огня касаться,

Ну, а ещё кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

Нельзя на скатерти писать,

Грызть грязную морковку

И открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда всё- всё

Мне будет можно!

Р. Рождественский.

Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого делать нельзя? Какая мечта была у этого мальчика? А может действительно обходиться без правил и делать что захочется? Значит, правила нужны?

    Обсуждение правил.

    Обсудить правила поведения на дороге:

Какие правила поведения на дороге вы знаете?

Что было бы, если бы их не было?

Что происходит, если кто- то их не выполняет?

Вывод: несоблюдение правил поведения на дороге приводит к травмам, несчастным случаям, авариям, несёт горе людям.

    Обсудить правила противопожарной безопасности.

Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? Наверняка, вам о них рассказывали дома родители, на уроках учителя?

Нельзя играть спичками, нельзя разводить костры на улице и т.п.

    Выведение правил доброты.

Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку Бондаренко «Доброе слово».

Как вы думаете, какая цель была у Гадюки?

Какое правило можно вывести из этой сказки?

Вывод: доброе слово, добрые поступки творят чудеса.

Обсуждение пословиц:

    Доброму слову - добрый ответ.

    Доброе слово два века живёт.

Вопрос для раздумья (без ответа):

Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки?

Какое главное правило должно быть в отношениях между людьми?

Вывод: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

    Ролевая игра «Автобус».

Учащиеся встают в две шеренги спиной друг к другу. Они изображают «плотно набитый» автобус. Каждый по очереди должен «протиснуться» к выходу, пройдя между рядами «пассажиров».

Обратить внимание детей на то, кто прибегал к вежливым, добрым словам, а кто к силе и грубости.

Как вам хотелось ответить, когда к вам вежливо обращались? А как, когда вам грубили?

5. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о правилах поведения. Нужны ли они? Для чего их следует соблюдать? К чему приводит несоблюдение правил? Какими должны быть правила, чтобы все их соблюдали? (Необходимыми, справедливыми, обеспечивать безопасность)

Приложение1.

«Доброе слово» Бондаренко.

Доброе слово.

У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её: - Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.

На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она как говорила Пеночка- весничка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут- птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. - Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке… Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «Змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну что же ты,- погрустнела Пеночка. - Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут - птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упало на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.

ЗАНЯТИЕ № 2. Тема: «Нужны ли нам правила?»

Цели: дать детям представление о необходимости правил в различных взаимоотношениях, побудить учащихся изменить отношение к правилам, устанавливаемым в школе, к дисциплинарным требованиям.

Метафора: «Человек без правил – как кипящее молоко: и молока нет, и вокруг все неопрятно».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу один, два, три и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей мяч не был пойман.

2. Работа со сказкой

Трумбик остался в маленькой стране, пошел в школу. Он очень гордился тем, что у него есть портфель. Когда в класс вошла учительница, он стал громкогромко кричать:
– Здрасте, тетенька!
Листик, которого посадили рядом с Трумбиком, схватил его за руку:
– Ты что, это же учительница Хурминка Апельсиновна! Ее надо звать по имени­отчеству, нельзя учительницу называть тетенькой.
Когда урок подошел к концу, Трумбик выскочил из класса первым.
– Ух, как я устал сидеть! – сказал он и помчался по школьному коридору, сбивая всех на своем пути. Когда учительница взяла его за руку, он вырвался и убежал, решив, что Хурминка Апельсиновна тоже хочет поиграть с ним. Он смеясь спрятался под лестницей. Затаив дыхание, он сидел и смотрел, как все его ищут: «Вот так игра, вот так веселье придумал!».
Так он просидел под лестницей и час, и два. А когда надоело, пошел в класс. Широко распахнув дверь, он прокричал: «Ага, не нашли! Теперь вы прячьтесь!». Хурминка Апельсиновна почемуто стала его ругать. Он обиделся на всех и молча сел за свою парту. Но вскоре ему наскучило сидеть спокойно, и он громко начал задавать Листику разные вопросы, копаться в своем портфеле, чихать и смеяться, а под конец свалился со стула. Просто так, потому что ему скучно стало.
Хурминка Апельсиновна делала ему замечания. Ребята сначала смеялись над ним, а потом стали на него как­то особенно смотреть. Но Трумбик не замечал этого. Следующим уроком было чтение. Ребята читали интересную сказку. Но Трумбику и это быстро надоело:
– Сидишь тут, по буквам что­то складываешь... Вот мама быстро читает, так зачем же самому читать? Лучше маму послушать, а читать как­нибудь потом научусь!
Ребята стали возмущаться:
– Помолчи, пожалуйста, ты нам мешаешь! Нам очень интересно читать!
Но Трумбик не успокаивался, стал возиться в портфеле, есть бутерброды и падать со стула.
Следующим уроком была физкультура. Трумбику очень понравился этот урок, где можно прыгать и бегать. Но вдруг учитель Минуткин сказал:
– Ребята, посидите на скамеечке спокойно минутку, я сейчас положу маты к бревну, и мы с вами вместе будем учиться выполнять упражнение на бревне.
Трумбику в голову пришла такая мысль: «Вот ребята со мной целую перемену не общались, а я им покажу, какой я смелый и бесстрашный! Сейчас как пройду по этому бревну! Без помощи учителя Минуткина!». И Трумбик помчался к бревну. Он быстро залез на него, но никто и не заметил, что он уже вовсю пляшет на бревне. Только его радостные крики привлекли внимание ребят и учителя:
– Посмотрите на меня, тра­ляля, тра­ляля! Вот как я умею! – И в тот же миг Трумбик свалился с бревна вниз головой. Под бревном не было матов, поэтому Трумбик ударился очень­очень больно.
Он так громко плакал, что всем стало его жалко. Но учитель Минуткин сказал:
– Трумбик, я всех предупредил, но ты не послушал меня. Как ты думаешь: почему так произошло?
Трумбик молчал».
– Ребята, а вы как думаете: почему так произошло?

3. Рисунок на заданную тему: «Школа с правилами и без»

– Дети, так как мы с вами находимся в школе, то и поразмышлять о правилах нам проще на примере школы.
Пожалуйста, подумайте: что бы происходило в школе, если бы не было правил?
А теперь я предлагаю вам сделать два рисунка на такие темы: «Школа с правилами» и «Школа без правил».

Обсуждение:

– Что общего есть в рисунках? Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, обзывают? Можно ли назвать рисунки «Школа без правил» радостными? Так нужны ли нам правила или нет?

Правила в школе нужны. Они помогают нам. Выполнять их иногда очень трудно и не хочется, но все равно нужно.

4. «Самоесамое главное»

– В некотором царстве, в некотором государстве жилабыла школа. А в этой школе были правила. Давайте познакомимся с ними. (Ведущий называет правило и показывает к нему рисунок.)
«На уроках веди себя спокойно», «Играем на переменах», «Учителя нужно слушать», «Драки запрещены», «На уроках вскакивать нельзя».
Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры.
Но однажды сильный ветер принес с собой колючку. Детям, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки прикрепились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить... Но все было напрасно. Ребята обзывали друг друга, не слушали учителя. Оказалось, что эта колючка была сделана из злости и вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда правила решили: «Раз мы вам не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете!».
Правилам стало обидно, что их не замечают. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мыто с вами знаем, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать!.. Ребята, что будет, если уйдет правило «Драки запрещены»? (Таким образом разбираются последствия нарушения каждого правила.) То есть мы можем сделать вывод, что у правил очень тяжелая работа, что они очень нужны и полезны. Давайте теперь скажем нашим правилам какие­то хорошие слова. Может быть, кто­то придумает подарок для правил и они все­таки вернутся?
(Далее проводится ролевая игра. на роль правил назначаются добровольцы. Остальные участники должны сказать или сделать им что­то приятное, привести доводы, почему им нельзя уходить.)

Обсуждение:

– Что важное узнали мы из этой игры? Понравилась или не понравилась игра? Что запомнилось? Какой момент показался очень важным? Какие выводы мы можем сделать? Смогут ли люди жить без правил?

5. Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко»


Тема: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»
Цель: Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи:
- дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;
- развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, медиа проектор, презентация.
План занятия:
1. Игра «Крестики – нолики»
2. «Нужны ли правила в нашей жизни?»
3. «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»
4. «Зачем человеку правила?»
- Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?
- А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?
5. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?
(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).
6. Назовите известные вам правила поведения на уроке.
7. А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.
- Нарушали ли вы правила поведения на уроке?
- Как вы себя при этом чувствовали?
- Как отреагировали на это окружающие?
- Какой вывод для себя вы сделали?
Самостоятельная работа по группам:
1.Этикет общения
2.Правила поведения.
Поведение на занятиях:
1. Когда учитель входит в класс, обучающиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образ учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).
2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство обучающегося.
3. Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.
4. На уроке обучающиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относится к нему надо бережно и аккуратно.
5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
6. Обучающийся вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.
7. Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)
Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, нервничать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».
9. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова, по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.
10. Обучающиеся несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в лицее, правила посещения занятий. Если обучающийся, достигший возраста 16 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
Общие правила поведения
Обучающийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.Приносить на занятия все необходимые тетради, пособия, письменные принадлежности
Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды
Курение на территории школы запрещено
Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках
Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты
Обучающиеся в школе должны уважать достоинство педагогического состава и работников школы
Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
Обучающиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
Все обучающиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и территории, в меру своих физических возможностей.
Обучающимся следует уважать право собственности. Тетради, ручки, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
К обучающимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
Обучающимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.В случае пропуска занятий, обучающийся должен предъявить классному руководителю справку или написать объяснительную о причине отсутствия на занятиях.
Поведение учащихся в столовой
1. Во время еды в столовой обучающимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.
2. Обучающиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.
4. Обучающиеся убирают стол после принятия пищи, ставят на место стулья.
5. Обучающиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.
11. Подведение классного часа.
Притча: У одного старого восточного мудреца спросили: "У кого ты обучался воспитанности?” - "У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”
Первое условие воспитанности - познание общепринятых норм и правил поведения;
2-ое - тренироваться упражняться в правильном поведении;
третье - крепкие и устойчивые привычки поведения.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации