Смоленская семинария. Смоленская и вяземская епархия

В Смоленске с древних времен существуют богатые традиции духовного православного образования. Уже в XII веке при дворе князя Романа Ростиславича существовала школа для детей духовенства, в начале XVIII века - Православная архиерейская школа, основанная митрополитом Сильвестром. В XVIII веке при епископе Гедеоне (Вишневском) по именному Указу императора Петра II об учреждении епархиальной школы в Смоленске была создана духовная семинария (15 марта 1728 год). Выпускниками Смоленской семинарии за 190 лет существования были выдающиеся деятели Русской Православной Церкви, культуры, науки и искусства. Среди них - известный миссионер, один из первых переводчиков Библии на русский язык,архимандрит Макарий (Глухарев),основатель Японской Православной Церкви, архиепископ Николай (Касаткин), причисленный к лику святых в 1970 году. Можно назвать и такие имена: ученый-почвовед, профессор В.В.Докучаев, писатель-фантаст А.Р.Беляев, ученый-краевед И.Н.Орловский. В 1918 году духовная семинария, как и другие духовные заведения Смоленска, была закрыта.

В 1989 году по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Смоленске было открыто межъепархиальное Духовное училище, в которое входили пастырское и регентское отделения.
В 1992 году училище посетил находившийся с архипастырским визитом в Смоленске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 1995 году согласно решению Священного Синода Смоленское межъепархиальное училище было преобразовано в Духовную семинарию.
В 1998 году регентское отделение семинарии по благословению правящего Смоленско-Калининградской епархией митрополита Кирилла и решением Священного Синода было преобразовано в межъепархиальное Православное Духовное училище. Первым ректором училища бала назначена монахиня Иоанна (Кадурова).


Центр подготовки церковных специалистов - учреждением среднего профессионального религиозного образования. Центр подготовки имеет государственную лицензию. Основными целями образовательной деятельности ЦПЦС являются:

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров церковнослужителей, а также иных работников Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей;

Удовлетворение потребностей личности в духовном, интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального религиозного образования. Основные цели религиозной деятельности Центра подготовки заключаются в исповедании и распространении православной веры.

Центр подготовки церковных специалистов имеет три отделения: регентское, иконописное, декоративно-прикладное и отделение сестер милосердия.

Регентское отделение готовит руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. Срок обучения - 4 года. Студенты изучают музыкальные, церковно-богословские, исторические, философские и гуманитарные дисциплины. В Центре подготовки накоплен опыт сочетания традиций светского и духовного музыкального образования. Студенты-регенты регулярно практикуются в храме Св.Иоанна Предтечи. Хор ЦПЦС участвует в архиерейских службах, в городских концертах, общественных и культурных мероприятиях города.

Иконописное отделение готовит иконописцев. Срок обучения - 4 года. Кроме богословского курса студенты осваивают академический рисунок, живопись, историю иконописи, историю искусства, иконографию, основы реставрации икон, иконописание. На четвертом курсе проводится музейная практика, которая проходит в картинной галереи «Русская старина» имени М.К.Тенишевой. Лучшие работы студентов-иконописцев выставлялись на различных выставках, последняя из которых - «Свет миру» в Центре культуры города Смоленска.

Отделение сестер милосердия готовит сестер милосердия широкого профиля: для хосписов, госпиталей, различных стационаров. Впоследствии выпускники помогают тяжело больным, облегчая их душевные и телесные страдания. Обучение на отделении построено по принципу соединения традиционного богословского и медицинского образования. По окончании студенты получают два образования: медицинское и богословское, - и имеют два диплома.

Выпускники Центра подготовки церковных специалистов могут продолжать учебу в высших учебных заведениях, работать в системе образования, в сфере социального и церковного служения.

Во главе учебно-воспитательной деятельности Центра подготовки стоит педагогический совет под председательством ректора.

В 2007 году Полянская Елена Васильевна была назначена ректором СМПДУ. Она окончила Московский Государственный Институт Культуры, Смоленское православное духовное училище (богословско-педагогическое отделение). Е.В. Полянская является педагогом высшей категории, имеет авторские методические программы, также является преподавателем Смоленского областного института усовершенствования учителей. Проректором по воспитательной работе является Маковцова Ольга Михайловна. Среди преподавателей ЦПЦС есть кандидаты педагогических, философских наук, кандидаты и доктора богословия, выпускники духовных семинарий и академий, члены Союза художников России, член Союза краеведов России, доценты.


Центром духовной жизни и главным средством нравственного воспитания студентов традиционно является церковь Центра подготовки - церковь святого Иоанна Предтечи, где совершаются богослужения три раза в неделю. Для прохождения учащимися богослужебной практики было составлено две богослужебные группы студентов. Настоятель церкви - иеромонах отец Деонисий (Новиков), доктор богословия, историк, преподаватель Смоленской духовной семинарии.


Ежегодно училище участвует в богословских, исторических конференциях. В училище ведется работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи и детей, а также просветительская деятельность.

В 2006 году при иконописном отделении училища по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла была открыта Смоленская православная детская художественная студия, преподавателями которой являются выпускники художественно-графического факультета СмолГУ.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки.

Смоленская духовная семинария сотрудничает с Центром по изучению религий при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) и др.

руководство

преподаватели

выпускники

события

В первой половине 90-х годов в СМДУ состоялись две международные научно-богословские конференции. В 1992 году была проведена первая в России научная конференция по теме «Исихазм: истоки, история, актуальность», посвященная памяти протоиерея Иоанна Мейендорфа. В конференции приняли участие богословы, священнослужители и ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска.

В 1994 году проходила Международная конференция на тему «Духовное просвещение в России. История и современность», в которой приняли участие представители известных российских и зарубежных духовных и светских учебных заведений: Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Свято-Владимирской Духовной Академии (Крествуд, США), Курской и Минской духовных семинарий, смоленских вузов, Московского и Калининградского университетов, Института восточных церквей (Регенсбург, Германия), и других Учебных заведений.

Во второй половине сентября 1997 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная научно-практическая конференция «Богословское образование: традиции и развитие». В ее работе приняли участие делегаты богословских школ России и Зарубежья и многочисленные гости: архиепископ Берлинский и Германский Феофан, ректор Московских духовных школ, председатель Учебного Комитета Московского Патриархата епископ Верейский Евгений, ректор Белгородской духовной семинарии епископ Иоанн, содиректор Института Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия) о. Николаус Вирволь, ректор Богословского университета во Франкфурте-на-Майне о. Вернер Лезер, профессора и преподаватели Восточного института в Риме, Санкт-Петербургских и Московских духовных школ, Библейско-Богословского и Свято-Тихоновского институтов и др.

12–13 октября 1998 года в Смоленской духовной семинарии состоялась третья конференция, посвященная актуальным вопросам развития духовного образования в России, приуроченная к 270-летию образования Смоленской духовной семинарии и 10-летию ее возрождения. В заседаниях приняли участие представители Санкт-Петербургских и Московских духовных академии и семинарии, Санкт-Петербургского института богословия и философии, Эрлангенского университета (Германия) и др. В торжествах принял участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

31 августа – 2 сентября 2003 г. в СПДС прошла богословская конференция, приуроченная к двадцать пятой годовщине со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) .

В 2003 году Смоленская духовная семинария торжественно отметила 275-летие основания и 15-летие возобновления своей деятельности. В семинарии прошла конференция, посвященная исследованию истории семинарии и жизненному подвигу ее выдающихся выпускников, в особенности архимандрита Макария (Глухарева).

15–16 октября 2005 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная богословская конференция «Пути развития русской богословской школы в ХХI веке: проблемы и перспективы». В конференции приняли участие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (председатель Отдела внешних церковных связей), архиепископ Верейский Евгений (председатель Учебного комитета Московского Патриархата), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (председатель Комиссии по образованию, ректор Тобольской духовной семинарии); представители Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, председатель Комиссии по взаимоотношению с религиозными организациями при Правительстве России и др.

7–8 апреля 2008 года в Смоленской духовной семинарии проходила первая научно-практическая межвузовская студенческая конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная Смоленской епархией и Смоленской духовной семинарией. В рамках конференции были представлены доклады студентов семинарии и смоленских вузов: Государственного и Гуманитарного университетов, Военной и Медицинской академий, филиала Московского университета МВД РФ и др.

Вторая межвузовская студенческая конференция состоялась 7–8 апреля 2009 года. В ней приняли участие студенты Смоленского государственного университета, Смоленской государственной медицинской академии, Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения, Военной академии и Смоленской духовной семинарии.

22–23 декабря 2009 года в СПДС прошла Международная научно-практическая конференция «Преподавание библейских дисциплин в Духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы».

Проведение международной научно-практической конференции «Преподавание библейских дисциплин в духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы» было обусловлено, с одной стороны, задачами, поставленными Святейшим Патриархом на ректорском совещании 13 ноября 2009 г., связанными с переходом духовных семинарий на Госстандарт «Теология»; с другой - рассмотрением проблем преподавания библейских дисциплин в Духовных школах и оснащением учебного процесса современными учебно-методическими комплексами.

В работе конференции приняли участие представители духовных и светских богословских учебных заведений: Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Минской духовной академии и семинарии, Варшавской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института теологии БГУ, Белгородской духовной семинарии, Сретенской духовной семинарии, Саратовской духовной семинарии, Екатеринбургской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Калужской духовной семинарии, Воронежской духовной семинарии, Иваново-Вознесенской духовной семинарии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

Издавна существующие в Смоленске традиции духовного образования уходят своими корнями в глубокую древность. Уже о XII веке вполне определенно можно говорить как о времени существования здесь центров грамотности и просвещения. Достаточно вспомнить имя Киевского митрополита Климента Смолятича, происхождение которого, как известно, связано со Смоленщиной, где он получил первоначальное образование и воспитание. Во второй половине XII века особую заботу о духовном просвещении проявлял смоленский князь Роман Ростиславич († 1180), сын и приемник известного князя Ростислава Мстиславича Набожного, занявшего в конце 1150-х годов великокняжеский Киевский престол. Не желая иметь в своем княжестве необразованных священников, Роман Ростиславич создавал училища, где обучались дети духовенства. В данных школах преподавали греческие и латинские учителя, которых князь содержал за собственный счет. Одно из таких училищ Роман Ростиславич организовал при построенной им Иоанно-Богословской церкви, являвшейся придворной.

Конец XII — начало XIII веков ознаменованы для Смоленской земли трудами и подвигами ее великого сына — преподобного Авраамия, выдающегося проповедника, просветителя и учителя. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, святой Авраамий занимался переписыванием книг, толкованием и разъяснением Священного Писания. Кроме того, он проявил себя также и как талантливый иконописец. Пройдя через большие трудности и испытания в своей жизни, преподобный Авраамий в сане архимандрита стал первым настоятелем монастыря в честь Положения ризы Богородицы, названного затем по его имени Авраамиевским. После взятия Смоленска в 1611 году войсками короля Речи Посполитой Сигизмунда III Авраамиевский монастырь отошел в ведение монахов доминиканского ордена, которые открыли при нем училище, просуществовавшее до освобождения города в 1654 году. Позже, в 1728 году, именно в этом монастыре и будет основана Смоленская духовная семинария.

Немаловажную роль в становлении духовного образования в Русском государстве, в том числе и на Смоленщине, сыграл Московский Собор 1666 года, повелевший священникам заниматься домашним обучением своих детей.

Позднее вышло еще немало постановлений, направленных на развитие духовного образования. Так в 1708 году император Петр I издал указ, который предписывал «поповым и диаконовым детям учиться в школах греческих и латинских; а которые в тех школах учиться не похотят, и их в попы и во диаконы на отцовы места никуда не посвящать».

Смоленской епархией в это время управлял митрополит Сильвестр III (Крайский) (1707-1712), получивший образование в Киево-Могилянской коллегии, а также обучавшийся во многих учебных заведениях Европы, в частности, Римской академии, где он прослушал полные курсы философии и богословия. Образованнейший архипастырь, ревнитель просвещения, в прошлом ректор Московской славяно-греко-латинской академии Сильвестр III, как никто другой, понимал и разделял политику государства и церковного священноначалия по повышению образовательного уровня духовенства. В Смоленске, находившемся в 1611-1654 годах под властью Речи Посполитой, и, испытавшем тогда насильственное насаждение католицизма и унии, потребность в хорошо образованных православных священнослужителях ощущалась особенно остро. Здесь, как нигде, нужны были просвещенные пастыри, которые бы могли оказать достойное противодействие западному прозелитизму и смело ответить на его вызовы.

С учетом всех этих обстоятельств, предполагается, что уже митрополит Смоленский Сильвестр III при своем архиерейском доме открыл школу для подготовки духовенства. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она «существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся». Дальнейшее развитие Смоленской духовной школы связано с именем приемника митрополита Сильвестра III — митрополита Дорофея (Короткевича) (1713-1718). Будучи также выпускником Киево-Могилянской академии, преосвященный Дорофей приложил много усилий и стараний для надлежащего существования духовной школы в Смоленске, что стало главным его делом на Смоленской кафедре. Митрополит Дорофей преобразовал данную школу из «училища элементарного» в школу «с учениями латинскими».

Весьма значимым для развития отечественного богословского образования стал Духовный Регламент, принятый императором Петром I в 1721 году. Данный законодательный акт обязывал архиереев открывать при своих домах училища для обучения детей священно- и церковнослужителей, в которых бы их готовили к принятию священства. С этого момента в России при многих архиерейских домах начали появляться духовные школы, получавшие название «семинариум». Однако, как видно, в некоторых епархиях, в том числе Смоленской, такие училища были открыты еще задолго до издания Духовного Регламента. Позднее, 31 января 1724 года, Святейшему Синоду был дан специальный именной указ об учреждении духовных семинарий как средних учебно-воспитательных заведений для подготовки священно- и церковнослужителей. Школьное духовное образование в Смоленске, начатое митрополитами Сильвестром III (Крайским) и Дорофеем (Короткевичем), окончательно сформировалось при епископе Смоленском Гедеоне (Вишневском) (1728-1761) созданием здесь семинарии в 1728 году. Преосвященный Гедеон, являвшийся ранее ректором Московской славяно-греко-латинской академии, с первых же дней своего пребывания на Смоленской кафедре приложил много усилий для распространения просвещения среди духовенства. Ввиду того, что Духовный Регламент предписывал создавать училища при монастырях, преосвященный Гедеон решает открыть семинарию в Авраамиевском монастыре, в котором в период вхождения Смоленска в состав Польши, как уже говорилось, существовала созданная доминиканцами школа. Для этого в 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору, где вместе с разрешением на создание семинарии просил также содействия данному проекту из государственной казны. В том же 1728 году в ответ на просьбу епископа Гедеона последовал именной указ императора Петра II об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Получив настоящий указ, преосвященный Гедеон сразу же приступил к реализации своих планов. Он заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания — библиотеку и корпус для учителей, вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил еще три каменных двухэтажных здания — учебные классы и корпус для учеников. Очевидно, что все это епископ Гедеон сделал не в один 1728 год, но в течение также и нескольких последующих лет.

Помимо внешнего устройства Смоленской семинарии преосвященный Гедеон приложил немало усилий и к должной организации ее внутренней жизни. Им были составлены правила — «Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis», ставшие своеобразным уставом семинарии, регулирующим весь ее распорядок. Данные правила, написанные епископом Гедеоном на латинском языке, свидетельствуют о его широкой начитанности и педагогическом опыте. В них глубоко отразилось знакомство владыки Гедеона с внутренним устройством не только Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академий, но и зарубежных учебных заведений, знание тогдашней методики преподавания, учебных пособий, классической литературы и т.д. Согласно этим правилам во главе семинарии стоит ректор, являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря. Помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант. Правилами епископа Гедеона в Смоленской семинарии в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие — четыре года, философия — два года, риторика и пиитика — по одному году каждая и грамматика — в трех низших школах — синтаксиме, грамматике и фаре. При этом изучались еще греческий, еврейский, французский и немецкий языки.

Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Солдатские же и крестьянские дети в семинарию поступить не могли. Все ученики семинарии, особенно высших школ, в классах и вне их обязаны были говорить на латыни. Преосвященный Гедеон в своих регулах дает подробные указания о том, что и как должно быть пройдено по богословию, философии, риторике, пиитике и в школах синтаксимы, грамматики и фары. Там же содержатся и определенные методические предписания учителям. Например, преподаватели богословия и философии должны были иметь обязательные субботние, месячные и третные диспуты, а также, по желанию, и в конце года, на которых присутствовал архиерей, ректор и прочие учителя.

В курсе риторики и пиитики все внимание практически полностью было сконцентрировано на составлении и произнесении похвальных, приветственных и благодарственных речей на латыни.

Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор Смоленской семинарии, как уже было сказано, одновременно являлся настоятелем Авраамиева монастыря и преподавателем богословия, а префект — настоятелем Троицкого монастыря г. Смоленска и преподавателем философии.

Первые сохранившиеся сведения о количестве учащихся в Смоленской семинарии относятся к 1741 году. На тот момент в ней обучалось 515 человек. Впоследствии число воспитанников с каждым годом увеличивалось. Так, в 1747 году оно доходило до 667 человек.

После смерти преосвященного Гедеона 2 февраля 1761 года, на Смоленскую кафедру был назначен епископ Парфений (Сопковский) (1761-1795), человек образованный и хорошо знавший жизнь и устройство тогдашних духовных учебных заведений. По окончании Киевской академии он был преподавателем, а затем в течение девяти лет (1750-1759) — ректором Новгородской семинарии.

Одним из первых дел преосвященного Парфения по прибытии в Смоленскую епархию стало знакомство с состоянием местных духовных школ. В первую очередь он обратил внимание на излишнее количество воспитанников в низших классах семинарии и славяно-русских школах окружных городов. Среди этих учащихся, помимо способных и прилежных, было также много великовозрастных, ленивых и бездарных учеников, которые своим дальнейшим пребыванием в школах могли лишь затруднить успешное преподавание учебных дисциплин в высших классах семинарии. В связи с этим епископ Парфений удаляет из низших школ неспособных и ленивых воспитанников, а саму семинарию берет под свое непосредственное наблюдение и руководство.

В 1768 году преосвященный Парфений издал специальный указ, которым устанавливались обязательные чередные богослужения для учеников трех высших классов, вводилось обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной, церковной и гражданской истории. Вообще епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии преосвященный Парфений отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства.

С 1763 года в Смоленской семинарии начал действовать класс греческого языка, посещавшийся воспитанниками по желанию. Кроме этого в семинарии преподавался также и польский язык.

Воспитанники семинарии всегда принимали активное участие в общественной и культурной жизни Смоленска. Так, в XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. В 1779-1783 гг. в Смоленской семинарии обучался будущий первый историк Смоленска, автор знаменитого труда «История города Смоленска» (1803 г.), героический участник Отечественной войны 1812 года священник Никифор Адрианович Мурзакевич. В 1795 году Смоленскую епархию возглавил епископ Димитрий (Устимович) (1795-1805). До назначения в Смоленск он являвлялся епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии, а еще ранее — ректором Киевской духовной академии. Прибыв на Смоленскую кафедру, преосвященный Димитрий сразу же вошел в курс епархиальных дел, в том числе и касательно семинарии. Усилиями епископа Димитрия, обладавшего богатым опытом преподавателя и руководителя духовной школы, в Смоленской семинарии был улучшен процесс обучения, введены новые дисциплины и учебные руководства. Помимо ранее существовавших классов с 19 октября 1802 года в Смоленской семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года — класс еврейского языка.

К этому времени в семинарии имелась хорошая библиотека, состоявшая из 2157 томов. По состоянию на 1802 год в Смоленской духовной семинарии обучалось 685 воспитанников. В 1798 году по распоряжению епископа Димитрия для лучшего надзора за учащимися в семинарии была учреждена административная должность супер-интенданта.

После преосвященного Димитрия на Смоленскую кафедру был определен епископ Серафим (Глаголевский) (1805-1812), ставший впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским. До назначения в Смоленск, в 1798-1799 гг. Серафим (Глаголевский) в сане архимандрита являлся ректором Московской духовной академии.

При преосвященном Серафиме преподавание в Смоленской духовной семинарии велось по методике Московской славяно-греко-латинской академии, как это было установлено в правление епископа Димитрия (Устимовича). Помимо прочих дисциплин в этот период в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника, то есть нечто вроде пастырского богословия, и изучение Кормчей книги. В воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. По-прежнему три раза в год в семинарии устраивались диспуты. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа 1808 года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введенное преподавание медицины.

По данным на 1806 год в Смоленской семинарии обучалось 716 человек. В 1808 году количество учащихся составляло 578 человек.

В 1812-1813 гг. Смоленскую епархию возглавлял епископ Ириней (Фальковский), являвшийся в свое время ректором Киевской духовной академии. Управление Смоленской епархией преосвященным Иринеем пришлось на тяжелейший для России период Отечественной войны с французами. Смоленская духовная семинария, как и весь город, подверглась разорению, воспитанников распустили по домам. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи и мн. др. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до начала августа 1813 года размещались пленные французы. Разграблению подверглась библиотека, были утрачены многие документы семинарии. В связи со всем этим в 1812/1813 учебном году Смоленская семинария не осуществляла своей учебно-воспитательной деятельности. В 1813 году епископ Ириней согласно собственной просьбе был переведен из Смоленска коадъютором Киевской митрополии.

В том же 1813 году на Смоленскую кафедру был назначен епископ Иоасаф (Сретенский) (1813-1821), бывший викарий Санкт-Петербургского митрополита в Новгороде. С прибытием в Смоленскую епархию преосвященный Иоасаф сразу же приступил к возобновлению учебного процесса в семинарии. Не дожидаясь окончательного восстановления семинарских корпусов после принесенных войной разрушений, он объявил о возобновлении занятий в самом начале сентября 1813 года. Однако родители не спешили отправлять своих детей на учебу в разоренный город. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому воспитанники, явившиеся раньше остальных, посещая уроки, вынуждены были сидеть на полу. Епископ Иоасаф старался как можно быстрее решить все эти проблемы, нередко он лично приходил в семинарию и своим добрым архипастырским словом поддерживал учащих и учащихся. В следующем 1814 году его усилия увенчались успехом, и семинария уже осуществляла свою деятельность на должном уровне.

Студенты богословия писали диссертации на латинском и русском языках, а также произносили собственные проповеди в Авраамиевом монастыре. Статистика количества учащихся Смоленской семинарии в первые четыре года после Отечественной войны 1812 года была такова: в 1813 году — 500 человек, в 1814 году — 499, в 1815 году — 529 и в 1816 году — 559.

Среди выпускников Смоленской семинарии данного периода был Михаил Глухарев — в будущем архимандрит Макарий, выдающийся ученый-богослов, знаменитый миссионер Алтая, прославленный за свои просветительские труды в лике святых.

С епископом Иоасафом связано не только восстановление Смоленской семинарии после Отечественной войны с французами, но и ее преобразование в соответствии с реформой духовного образования 1814 года.

В ходе нее семинарии были распределены между четырьмя духовно-учебными округами, во главе каждого из которых стояла духовная академия. Переустройство Смоленской семинарии по уставу 1814 года произошло в 1817 году. Тогда же Смоленская семинария с подведомственными ей училищами вошла в учебный округ Киевской духовной академии. Но уже в 1819 году ее перевели из Киевского в Санкт-Петербургский округ.

Согласно новому уставу семинарией руководил ректор, стоявший во главе семинарского правления. Кроме него в состав правления входили еще инспектор и эконом семинарии. Помимо внутреннего устройства семинарии правление занималось также подбором преподавателей.

В соответствии с уставом 1814 года во всех семинариях, в том числе и Смоленской, обучение продолжалось в течение шести лет на трех отделениях — высшем, среднем и низшем, по два года на каждом. В низшем отделении, иначе называвшемся классом словесности или риторики, изучались словесные науки и всеобщая история. В среднем отделении, или философском классе, преподавались философские науки, а также математика и физика. В высшем отделении, по-другому именовавшемся богословским классом, изучались богословские дисциплины и церковная история. Кроме этого во всех отделениях преподавались также греческий, немецкий и французский языки, а в среднем и высшем отделениях еще и еврейский.

В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась. Богословские предметы все более разветвлялись, их число увеличивалось с открытием новых кафедр. Преподавание основных дисциплин велось на латинском языке.

В 1834 году правящим архиереем Смоленской епархии был назначен Новгородский викарий епископ Старорусский Тимофей (Кетлеров) (1834-1859), уроженец Смоленщины, выпускник Смоленской семинарии, в 1817-1822 гг. являвшийся в ней инспектором. Проверка знаний учащихся осуществлялась посредством экзаменов, которых в течение года было два — третной или частный, проходивший во второй половине декабря и годовой или публичный, устраивавшийся в первой половине июня. Годовой (публичный) экзамен продолжался не менее двух дней, на нем всегда присутствовал епархиальный архиерей. Студенты, успешно сдавшие его, получали в награду книги.

В 1821 году в Смоленской семинарии насчитывалось 242 студента, в 1831 году — 395, а в 1840 году — 458. С 1817 года по 1839 год в семинарии состоялось 11 выпусков. Всего за этот период полный семинарский курс окончил 381 человек. Главным достоянием Смоленской семинарии была ее фундаментальная библиотека, основанная еще при епископе Гедеоне (Вишневском). Во время Отечественной войны 1812 года библиотека потерпела серьезный урон, но затем почти полностью была вновь собрана. Начиная с 1817, года библиотека семинарии стала значительно пополняться. К 1840-м годам количество книг в ней доходило уже до трех тысяч, из которых до тысячи были богословскими.

В 1840 году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам, составленным Святейшим Синодом. Согласно этим правилам в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин. Из курса философских наук были оставлены только логика и психология. Французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов.

С 1845 года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в 1850 году — преподавание практического земледелия.

В 1853 году по распоряжению Священного Синода при Смоленской семинарии был открыт Миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами. В 1857/1858 учебном году Миссионерское отделение в семинарии упразднили, однако вместо него для всех учащихся высшего отделения было введено преподавание учения о расколе.

Количество учащихся семинарии в 1841-1859 гг. было таковым: в 1841 г. — 545 человек, в 1847 г. — 524, в 1853 г. — 602, в 1859 г. — 571.

В течение всего XIX столетия многие выпускники Смоленской семинарии поступали в высшие учебные заведения — Санкт-Петербургскую, Киевскую и Московскую духовные академии, Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, Московский и Санкт-Петербургский университеты, Главный педагогический институт, Санкт-Петербургское строительное училище, Горыгорецкий земледельческий институт и Санкт-Петербургское земледельческое училище.

В 1857 году Смоленскую семинарию окончил Иван Касаткин — впоследствии архиепископ Николай, известный миссионер, первый проповедник Православия в Японии, основатель Японской Православной Церкви, прославленный за свои благовестнические труды в лике святых как равноапостольный.

В 1860 году Смоленскую кафедру возглавил известный богослов епископ Антоний (Амфитеатров) (1860-1866), бывший до этого ректором Киевской духовной академии, викарием Киевской митрополии. Этот ученый, энергичный и предприимчивый архипастырь за столь небольшое время сумел преобразовать и улучшить все стороны епархиальной жизни.

Особую заботу епископ Антоний проявил о вверенной ему Смоленской семинарии. С первых же дней своего пребывания в Смоленске он прикладывал все усилия для улучшения ее материального обеспечения, которое находилось тогда в весьма плачевном состоянии. Неоднократные обращения к обер-прокурору Святейшего Синода, разработка собственных планов, проектов и предложений и многое другое позволили преосвященному Антонию к 1865 году поставить быт семинарии на надлежащий уровень.

Перемены коснулись и учебной части. Епископ Антоний лично следил за образовательным процессом в семинарии, посещал занятия, присутствовал на экзаменах, старался быть ближе к профессорско-преподавательской корпорации. По его ходатайству из программы Смоленской семинарии было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины, кроме оспопрививания.

В 1861/1862 учебном году с разрешения Святейшего Синода, полученного по просьбе преосвященного Антония, при Смоленской семинарии был открыт иконописный класс.

В 1865 году епископ Антоний представил в Святейший Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии. В том же году Синод одобрил эти предложения и разрешил их «исполнение в виде опыта».

Количество учащихся в 1860-х годах было таково: в 1860 году — 571 человек, в 1863 году — 461, в 1866 году — 415.

9 ноября 1866 года епископа Антония назначили архиепископом Казанским и Свияжским. Его преемником стал епископ Иоанн (Соколов) (1866-1869) — известный богослов, канонист и проповедник, являвшийся до этого епископом Выборгским, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. К учебному процессу в Смоленской семинарии преосвященный Иоанн относился весьма строго. В первую очередь это проявилось в его распоряжениях относительно составления разрядных списков учащихся, их перевода из низших в высшие классы.

Следствием довольно требовательного подхода к успеваемости воспитанников стало сокращение их числа. Если ранее в Смоленской семинарии обучалось от 500 до 600 студентов, то с сентября 1867 года в ней осталось только 260. В итоге количество учащихся семинарии оказалось меньшим положенного по штату. Однако позже всем уволенным студентам было позволено вновь вернуться в семинарию.

В 1867 году система духовных школ вновь подверглась реформированию. В соответствии с новым семинарским уставом были ликвидированы духовно-учебные округа, упразднена административная власть академий по отношению к семинариям и семинарий по отношению к духовным училищам. Для управления всеми духовными учебными заведениями учреждался Учебный комитет при Святейшем Синоде. Наблюдение за деятельностью семинарии осуществлял епархиальный архиерей. Собрания правления семинарии разделялись на педагогические и распорядительные.

Новым уставом отменялось прежнее деление семинарии на три двухгодичных класса, вместо чего было сформировано шесть классов с годичными курсами обучения. В семинариях вводилось преподавание педагогики.

В 1861-1867 гг. в Смоленской семинарии учился будущий выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев.

В 1884 году был принят новый семинарский устав, увеличивавший властные полномочия епархиального архиерея по отношению к семинарии. Согласно этому уставу ректор назначался Святейшим Синодом по представлению епархиального архиерея.

В 1888 году Смоленскую духовную семинарию окончил Иван Васильевич Попов — знаменитый богослов, патролог, профессор Московской духовной академии, расстрелянный в 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 2003 году И. В. Попов был прославлен в лике святых как новомученик. В 1889 году обучение в Смоленской семинарии завершил в будущем известный местный историк, краевед Иван Иванович Орловский.

К началу 1870-х годов помещения семинарии уже не отвечали потребностям. Очевидной стала необходимость строительства нового здания семинарии. Однако реализация этого шла довольно медленно. Дело продвинулось после посещения Смоленской семинарии в 1886 году обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым.

В декабре 1887 года Святейший Синод утвердил план и смету и выделил необходимую сумму на строительство нового здания семинарии и ремонт двух старых корпусов. С началом 1888 года приступили к подготовке материалов, и уже весной началось само строительство. К сентябрю 1891 года здание семинарии было построено. Расположилось оно на Спасской улице (ныне ул. Реввоенсовета) и сохранилось до наших дней. Внутри нового корпуса была устроена домовая семинарская церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В XIX-начале XX вв. Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни Смоленска. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания — лучшем зале Смоленска того времени.

В 1901 году Смоленскую семинарию окончил Александр Романович Беляев — знаменитый писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

После Октябрьской революции 1917 года началась постепенная ликвидация духовных семинарий на основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа 1918 года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения г. Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям. Так закончилось без малого почти двухсотлетнее существование Смоленской духовной семинарии.

Попыткой возродить насильственно прерванные традиции богословского образования в Смоленске стало открытие здесь пастырских курсов в июне 1943 года в период немецкой оккупации 1941-1943 гг. Данные курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) (1942-1943) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

Богословское образование в Смоленске вновь стало далекой перспективой, осуществиться которой было суждено в 1988 году созданием Смоленского духовного училища, преобразованного в 1995 году в Смоленскую духовную семинарию.

Иеромонах СЕРАФИМ (Амельченков),
кандидат богословия,
преподаватель Смоленской духовной семинарии

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский Д. Драматическое произведение XVIII века, найденное в рукописях Смоленской духовной семинарии // Смоленские епархиальные ведомости, №3 от 1-15 февраля 1897.

2. Красноперов И. Никифор Адрианович Мурзакевич (Биографический очерк) (1769-1834) // Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче. Смоленск, 2007.

3. Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года. (1728-1868 г.). Смоленск, 1892.

5. Новый путь, №46 (168) от 13.06.1943.

6. Известия Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Западной коммуны, №225 от 24 сентября 1918.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Смоленская духовная семинария , высшее профессиональное учебное заведение Смоленской епархии Русской Православной Церкви

Предполагается, что школа для подготовки духовенства была создана при архиерейском доме митрополитом Смоленским Сильвестром III (Крайским) в начале XVIII века. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она "существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся". Следующий Смоленский владыка, митрополит Дорофей (Короткевич) , приложил много усилий для надлежащего существования духовной школы в Смоленске и преобразовал её из "училища элементарного" в школу "с учениями латинскими ". Наконец, школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Гедеоне (Вишневском) созданием семинарии в году в Смоленском Авраамиевском монастыре .

В 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору Петру II Алексеевичу , в ответ на что последовал именной указ императора об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Точной датой открытия семинарии указывают 15 марта 1728 года. Владыка Гедеон незамедлительно заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания - библиотеку и корпус для учителей, а вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил ещё три каменных двухэтажных здания - учебные классы и корпус для учеников. Преосвященный Гедеон также составил семинарские правила - "Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis". Согласно этим правилам во главе семинарии стоял ректор , являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря; помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант . Правилами епископа Гедеона в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие - четыре года, философия - два года, риторика и пиитика - по одному году каждая и грамматика - в трех низших школах - синтаксиме, грамматике и фаре; изучались ещё греческий , еврейский , французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Все ученики семинарии обязаны были говорить на латыни. Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор являлся настоятелем Авраамиевского монастыря и преподавателем богословия, а префект - настоятелем Смоленского Троицкого монастыря и преподавателем философии.

Вступление на Смоленскую кафедру нового владыки - епископа Парфения (Сопковского) в году - ознаменовалось переходом семинарии под непосредственное наблюдение и руководство архиерея. С года в семинарии начал действовать факультативный класс греческого языка; преподавался и польский язык. В году указом епископа Парфения были установлены обязательные чередные богослужения для учеников трёх высших классов, введено обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной , церковной и гражданской истории . В целом епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии владыка отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства. В XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. На рубеже веков, при епископе Димитрии (Устимовиче) , преподавание стало вестись по методике Московской славяно-греко-латинской академии . C 19 октября года в семинарии начал действовать медицинский класс, а с года - класс еврейского языка. В последующий период епископства Серафима (Глаголевского) в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника (подобие пастырского богословия), и изучение Кормчей книги ; в воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введённое преподавание медицины.

В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась, в связи с чем увеличилось число богословских предметов. Преподавание основных дисциплин по прежнему велось на латыни. В году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам от Святейшего Синода : в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин; из курса философских наук были оставлены только логика и психология; французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов - так, с года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в году - преподавание практического земледелия. В году по синодальному распоряжению при Смоленской семинарии был открыт миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами . В / учебном году миссионерское отделение в семинарии упразднили, но вместо него для всех учащихся высшего отделения ввели преподавание учения о расколе.

Значительные изменения в семинарии произошли после назначения на Смоленскую кафедру епископа Антония (Амфитеатрова) в году. Он прикладывал много усилий для улучшения весьма плачевного материального обеспечения семинарии, благодаря чему к году поставил быт семинарии на надлежащий уровень. Епископ Антоний лично вникал и реформировал образовательный процесс: по его ходатайству из программы было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины (кроме оспопрививания). Взамен, в / учебном году с разрешения Святейшего Синода при семинарии был открыт иконописный класс. В 1865 году епископ Антоний представил в Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии и получил разрешение на их "исполнение в виде опыта". Из-за строгости преемника владыки Антония, епископа Иоанна (Соколова) , смена правящего епископа в году в первую очередь проявилась в сильном сокращении числа учащихся (впоследствии всем уволенным тогда студентам было позволено вновь вернуться в семинарию).

В XIX -начале века Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни города. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания - лучшем зале Смоленска того времени.

На основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов, в России были ликвидированы все духовные семинарии. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям.

Попыткой возродить традиции богословского образования в Смоленске стало открытие там пастырских курсов в июне года, в период немецкой оккупации. Курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

Богословское образование в Смоленске удалось возродить лишь на исходе советского периода с созданием Смоленского духовного училища 30 ноября года. 5 мая года оно было преобразовано в Смоленскую духовную семинарию. На выпускном акте семинарии 24 июня года впервые в истории российского духовного образования выпускники получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации "бакалавр теологии ". Историческое семинарское здание 1891 года постройки сохранилось до наших дней.

Статистика

  • - 515 воспитанников
  • - 667 воспитанников
  • рубеж XVIII -XIX вв. - в библиотеке 2157 томов
  • - 685 воспитанников
  • - 716 воспитанников
  • - 578 воспитанников
  • - 500 воспитанников
  • - 499 воспитанников
  • - 529 воспитанников
  • - 559 воспитанников
  • - 242 студента
  • - 395 студентов
  • - с 1817 года состоялось 11 выпусков, за это время полный семинарский курс окончил 381 человек
  • - 458 студентов
  • - 545 студентов
  • - 524 студента
  • 1840-е - в библиотеке до 3 тыс. томов (из них до тысячи богословских)
  • - 602 студента
  • - 571 студент
  • - 571 студент
  • - 461 студент
  • - 415 студентов
  • сентябрь - 260 студентов

Ректоры

  • Павел (Саббатовский) (1809 - 1817)
  • Михаил (Добров) (13 декабря 1821 - 1823)
  • Иннокентий (Александров) (2 августа 1823 - 1832)
  • Поликарп (Радкевич) (19 марта 1836 - 1843)
  • Фотий (Щиревский) (25 сентября 1850 - 1858)
  • Павел (Лебедев) (23 августа 1861 - 1866)
  • Нестор (Метаниев) (20 декабря 1866 - 1877)

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации