Е кисин личная жизнь. Евгений кисин женился на подруге детства


- Вы любите Санкт-Петербург?

Очень. А кто не любит? Я таких не знаю ни среди россиян, ни среди иностранцев. Одна моя знакомая - итальянка лет семидесяти, которая больше половины своей жизни прожила в Лондоне, - побывав в Санкт-Петербурге, сказала: «Мне просто смешно сравнивать какие-то города с Санкт-Петербургом». Была в полном восторге и даже более того.

- Вам удавалось побродить по городу?

Удавалось, но давно, когда я приезжал еще подроcтком и в полной мере не мог еще оценить всю концентрацию этой красоты. В следующем сезоне я восемь месяцев не буду играть концерты. С сентября по январь включительно и с марта по июнь. У меня будет много свободного времени. Кто знает, может, и приеду в Петербург и побуду здесь подольше.

- Вы устали от концертов, хотите отдохнуть?

Нет, просто хочется сделать хотя бы что-то из того, на что обычно не хватает времени. Выучить новые произведения в репертуар, потом - книг есть много непрочитанных, фильмов прекрасных, да просто интересных мест на земле, где хочется побывать.

- Что именно планируете выучить?

Произведений так много, что я до сих пор еще думаю, чему же посвятить это время. Попробую пойти в разные стороны, в музыку разных стилей: импрессионистов, например, хочу побольше играть. Старинную музыку очень люблю, но с ее исполнением нужно еще определиться: понятно, что с музыкой, написанной для далеких предшественников современного рояля, неизбежно возникает вопрос: как ее исполнять? Вопрос гораздо больший, чем с музыкой XVIII-XIX веков.

Михаил Плетнев в телеэфире высказал парадоксальную мысль о том, что гряда великих композиторов, возвышающаяся на протяжении нескольких веков, закончилась на Шостаковиче.

Я не считаю эту мысль парадоксальной. Ее придерживаются и другие музыканты. Я бы, впрочем, вместо Шостаковича назвал Мессиана, что пережил Шостаковича на 17 лет. Я бы не стал говорить, что великой музыки с тех пор не создавалось, но мне не приходилось слышать после Мессиана ничего, что приближалось бы к уровню классиков прошлого. Многие считают, что в наше время и писателей масштаба Томаса Манна нет.

Если бытие классической музыки действительно подошло к концу, в этом нет чего-то противоестественного или трагичного. Противоестественного - потому что все на свете кончается, а трагичного - потому что столько прекрасной музыки уже создано! Чем дольше я живу на свете, тем больше убеждаюсь в том, сколько есть прекрасных произведений. Надеюсь, что проживу достаточно долго для того, чтобы побольше их сыграть.

Вы смогли бы прокомментировать произведения, которые выбрали для своего турне, - музыку Прокофьева и Шопена?

Я не умею говорить о музыке словами. У меня есть естественное ощущение, что музыка выше слов. Многие разделяли и разделяют это убеждение. Ницше говорил: «Когда не хватает слов, начинается музыка». Есть люди, для которых комментирование музыки словами является делом жизни. Михаил Казиник, например. Он выступает с лекциями-концертами, посвятил жизнь приобщению людей к искусству. Но даже он сам признает, что слова неадекватны. Слова - это для тех, кто еще далек, кому необходимо только настроиться на восприятие музыки. Но слова зачастую оставляют ощущение пошлости и даже кощунственности. Что, если я скажу, что финал концерта Бетховена полон юмора и мне весело его играть?

- Вы говорите о музыке с Анной Павловной Кантор, вашим учителем? И как сейчас строятся ваши взаимоотношения?

Мы обсуждаем обычно мое исполнение, а не саму музыку. Я ей играю перед выступлениями, показываю новые программы. Анна Павловна часто со мной ездит на гастроли, слушает меня на репетициях в зале перед концертом. За все годы она стала мне близким другом, практически членом нашей семьи. У нее никогда не было собственной семьи, и мы с ней очень сблизились.

- У вас уникальная судьба. Мировое признание в раннем возрасте, один педагог на всю жизнь…

У Ойстраха был один педагог - Столярский, у Рихтера - Нейгауз. Такие примеры есть. Глен Гульд тоже имел лишь одного педагога.

- Как, кстати, вы к нему относитесь?

Мы с ним, конечно, музыканты разного плана, я говорю о музыкантском типе. Мы принадлежим к разным стилям, и репертуар у нас тоже разный. Но есть у него и вещи, которые мне очень близки. В смысле отношения к записям мы с ним полные противоположности. Мои лучшие записи - с концертов, в то время как он делал записи в студии. Жизнь не оправдала его прогнозов: концертные залы продолжают существовать. Я сам без концертов не могу жить.

- Вернемся к вашей экстраординарной карьере. Какова цена такого успеха?

Для меня вопрос о цене никогда не стоял. И если вы подразумеваете, что пришлось чем-то пожертвовать, то, даже если и так, это было что-то незначительное - то, что не представляет для меня ценности. Например, пианистам нельзя играть в волейбол. Ну и что? По-настоящему я могу жалеть только о том, что сам порой не до конца использовал свои возможности.

- Вы перфекционист?

Да. Это естественное свойство моей натуры.

- Вы счастливы?

Это вопрос очень глобальный и философский, на который трудно ответить однозначно. Бывают моменты счастья и бывают моменты разочарований, но, во всяком случае, я уж никак не могу назвать себя несчастливым человеком, особенно думая о том, что миллионы на земле умирают в младенчестве, миллиарды людей голодают...

- Вы не думали о том, чтобы начать дирижировать?

Нет. Нет. Чем больше я играю на рояле, тем больше убеждаюсь, как это трудно. Для того чтобы делать что-то хорошо, нужно посвятить этому всю жизнь. Вы же меня спрашивали, перфекционист ли я. И потом, когда я пытаюсь представить себе дирижирование, то думаю так: на рояле я играю сам, а дирижеры вынуждены прибегать к помощи других людей. Мне больше нравится первое.

Вот Юрий Хатуевич Темирканов - прирожденный дирижер. Где-то в шутку он сказал, что многие начинают дирижировать, видя, как это легко. Он же мне рассказывал, как учился у великих Мусина и Рабиновича. Как и полагается этому ремеслу учиться: и фуги писал, и инструментовки делал.

Мы с ним очень любим друг друга. Любим проводить вместе свободное время. Между нами есть «химия», что очень важно в работе. Когда мы репетируем, выступаем на сцене, мы просто работаем. С людьми, к которым испытываешь личную симпатию, выступать приятнее.

Мы играем вместе более 20 лет. Познакомились с ним в Амстердаме в 1988-м, где оба были на гастролях. Месяцем позднее встретились в Лондоне, где ужинали после концерта и он рассказывал, как любит Брамса. Кстати, к вопросу о счастье. Это Темирканов мне как-то сказал: «Когда мне плохо, я смотрю на улицу и думаю: вот эти люди вокруг не знают Брамса, а я знаю».

- Вы не пробовали писать прозу?

Прозу - нет. Но недавно я играл концерт памяти Светланова, и меня попросили об интервью в форме переписки по электронной почте. Я начал отвечать на вопросы, и в результате у меня вместо ответов получилось нечто вроде воспоминаний в виде небольшой статьи. Ее напечатали в программке концерта вместо обычной аннотации. Я получил удовольствие от этой работы.

- Вы прекрасно владеете языком, не только русским, но и английским...

Я начал постоянно говорить по-английски в 20 лет, перебравшись в Америку. Для того чтобы в таком возрасте полностью избавиться от акцента, нужно заниматься языком профессионально. Английский язык очень богат, и до сих пор, в целом прекрасно понимая смысл текстов, я иногда встречаю незнакомые слова.

- У вас есть любимая книга на английском языке?

Могу перечислить несколько шекспировских пьес.

- Вы также говорите и по-немецки, и по-французски?

О, лишь на бытовом уровне. Каждый раз, когда начинаю учить язык, под руку попадается что-то более интересное.

- Почему, став «гражданином мира», вы поселились в Париже?

Когда мы уехали из России, сначала жили в Нью-Йорке. Но мне всегда хотелось жить в Европе. Сначала мы переехали в Лондон, затем осели в Париже. Он ближе к центру Европы, мне удобнее так ездить на концерты, да и климат там лучше. Не так сыро, как в Лондоне.

- Какова ваша жизнь вне профессии?

Какие-то вещи мне интересны, какие-то совсем нет. Однажды я воспользовался услугами астролога - женщины, что жила по соседству с нами в Лондоне. Она дала четкое описание моего характера, настолько четкое, что я сам вряд ли смог бы сформулировать лучше. У меня, оказывается, из десяти семь планет в воздухе и ни одной на земле. Поэтому меня не интересуют материальные вещи, а интересуют идеи. Меня интересуют люди, которые снабжают меня идеями.

) - пианист, классический музыкант.

Биография

Пожалуй, со времен конкурсного дебюта Вана Клиберна ни одно пианистическое открытие так не взбудоражило советскую музыкальную общественность, как выступления юного Евгения Кисина в середине 80-х годов. Ученик средней специальной школы имени Гнесиных сразу стал любимцем москвичей, потом с триумфом гастролировал в Ленинград е, а потом начались и зарубежные его поездки. Он играл разную музыку, но преимущественно произведения Шопена, всякий раз демонстрируя и свободную виртуозность и, главное, великолепную стилистическую чуткость, подкупающий артистизм.

Вновь заговорили о вундеркиндах на концертной эстраде, о загадочной природе этого явления, о необходимости бережного отношения к таланту. В общем никто не возражал против встреч с искусством одаренного школьника, но определенные нюансы мнений замелькали на страницах специальной печати. С. Мальцев в "Советской музыке" писал: "Концерты Кисина выдвигают проблему детского и юношеского исполнительства. Порой приходится слышать: зачем столь юному музыканту так рано выступать, нет ли в этом чего-то нездорового, ненормального? Но с каких пор достижения в искусстве „мерились" с позиций „нормы"? И где ее искать, эту „норму"? Разве не являются нормой Искусства как раз исключения? И, наконец, самое важное: не недооцениваем ли мы в наших методиках музыкального воспитания действительных музыкальных потенций, которыми обладают наши юные таланты?!"

Также высоко оценивая дар пианиста, Г. Цыпин следующими словами завершал свою рецензию 1985 года на вечер камерного оркестра "Виртуозы Москвы", где прозвучал, в частности, Концерт ля мажор Моцарта: "После выступлений Кисина нередко спрашивают с недоумением в голосе: как, каким образом удается ребенку проникнуть в сокровенную суть таких недетских произведений, как, скажем, фортепианные концерты Моцарта или Шопена? Только интуитивно и никак не иначе. Благодаря своему редкостному, практически безошибочному музыкальному инстинкту. Этим-то и впечатляет более всего его талант. Кисин предвосхищает художественным чутьем, всепроникающей догадкой своей все то, чего, разумеется, нет еще в его собственном опыте - жизненном и творческом. Кстати, это и есть отличительная черта детей, называемых вундеркиндами. Тех, кто далеко и намного обгоняет возможности своего возраста... В прошлом году Женя Кисин выступил на концерте в БЗК вместе с Дмитрием Китаенко. Теперь - с Владимиром Спиваковым. Конечно, приятно видеть внимание прославленных музыкантов к своему юному коллеге по искусству. В то же время, когда присутствуешь на публичных выступлениях мальчика, в голову иной раз закрадывается мысль: а не лучше было бы, если до поры до времени он не был слишком избалован этим вниманием? Наверняка-лучше..."

Так или иначе, но в своих восхищениях оказались единодушны и любители музыки, и самые требовательные профессионалы. Особенно выразительный портрет Кисина дал в журнале "Музыкальная жизнь" Дмитрий Башкиров: "Что больше всего поражает в облике Жени и его игре, что делает его художественным явлением особого порядка? Абсолютное слияние с музыкой, погружение в нее и рождение ее как бы заново под его пальцами, удивительное чувство пропорции, не прерывающееся ни на одно мгновение состояние творчества. Особая гибкость и благородство фразировки, интуитивно безупречное чувство времени дают ему возможность воплотить шопеновское rubato... Фразировка Кисина естественна, как дыхание, выразительна и гуманна, как речь возвышенного поэта... Великолепная пластика пианизма Кисина лишена даже тени усилия или усердия... Редкой красоты звучание рояля никогда не переходит границу эстетически прекрасного. Тончайшая педализация - следствие не только особого слухового, гармонического и интонационного контроля, но и воображения! Все это позволяет Жене выражать себя и музыку с редким мастерством. Как не вспомнить хотя бы Larghetto из Фа-минорного концерта, исполненное в этот вечер прямо-таки с совершенством поразительным!.. Как удается ему выразить с пронзающей душу простотой и глубиной поэзию трагизма поздних мазурок и стремительные легкие видения Вальса ми минор Шопена, юношескую пылкость и духовность "Посвящения" Шумана в обработке Листа. Примечательно, что впечатление не только не ослабевает, но даже усиливается при прослушивании записи выступления Жени. Слушая его и наблюдая, поражаешься несоответствию между детским обликом и глубиной постижения сути исполняемого. Только слушая запись - покоряешься выразительности и мастерству, полностью отрешаясь от мысли, что это играет ребенок..."

В 1985 году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года состоялся дебют Кисина в Северной Америке, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принимает участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчётам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей. В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый клавирабенд за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сейджи Озава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнёров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие. Ведущие музыканты нашего времени, равно как и многочисленные слушатели Кисина во всём мире отмечают такие черты его исполнительского искусства, как поэтичность и глубину, романтическую одухотворённость и возвышенность; музыкальные критики называют Кисина наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера, Владимира Горовица.

Живёт в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Премии и награды

Е. Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий, к числу главных можно отнести:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Musical America» «Инструменталист года» (1994)
  • Почётная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

В мае 2001 года Кисину присвоено звание почётного доктора музыки Манхеттенской школы музыки, в июне 2005 - почётного члена Королевской академии музыки (Лондон), в 2009 году - почетного доктора Гонконгского университета, в 2010 году - почётного доктора Еврейского университета в Иерусалиме.

Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на посланную ему (мою) книгу Женя прислал коротенькое письмо: «Книгу получил, уже читаю с большим интересом…»


- Женя, наше с вами интервью девятилетней давности закончилось вопросом: какой самый большой триумф в жизни вы испытали? Ваш ответ был: «Наверное, самый большой тот, который еще не испытал». Позвольте мне задать тот же вопрос, но с коррекцией: какой самый большой триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было несколько ярких моментов. Вспоминаю свой первый приезд в Россию в 1997 году после пятилетнего отсутствия, получение там премии «Триумф». Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был первый фортепианный концерт за всю более чем столетнюю историю этого фестиваля.

- На российский «Триумф» вас выдвигал Василий Павлович Аксенов - теперь этот секрет можно раскрыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали также, независимо друг от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

- На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, например, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе - Шуберт, концерт будет записываться «живьем». Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

- Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю лишь Джеймса Ливайна - дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же прекрасный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но довольно часто исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал немало записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки - на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

- Не могли бы вы назвать несколько имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, наверное, имеете в виду пианистов современных, то есть ныне живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы тоже играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто еще? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, наконец, Андраш Шифф.

- Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, который, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

- Ваш репертуар, насколько мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, например, или Шостаковича исполняете?

Шнитке - нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, впрочем, пока не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был еще учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хороший приятель Ваграм Сараджян, ныне живущий в Хьюстоне.

- Один музыкальный критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

- Знатоки вашего творчества говорят также, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех никогда не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, особенно - ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, совсем неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное место в моем репертуаре, я играю довольно много его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады - много чего.

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт - рано умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю жизнь тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось испытать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню еще Владимира Владимировича Софроницкого, который тоже жил в бедности и довольно рано умер.

- Я где-то читал, что Сталин иногда приглашал В.В. на дачу, любил слушать его игру. И однажды спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: «Спасибо, ни в чем».

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий вместе с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: «Говорят, у вас тяжелое жилищное положение?» И Софроницкий ответил: «Да», но никаких позитивных последствий этот ответ не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

- Вы успели посмотреть фильм Романа Поланского «Пианист»?..

Фильм замечательный, произвел на меня огромное впечатление.

- Теперь спрошу вас о книге Солженицына «Двести лет вместе»…

У меня есть пока первая книга его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, поэтому вынести какое-либо твердое суждение пока что не могу. Тем более, что второго тома я даже не видел.

- Со времени нашего первого интервью вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, особенно - первым. Это была встреча с моим прошлым - детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, громадный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова «Площадь искусств». На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф - это было очень приятно.

А потом я снова столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, потому что был еще ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был один из самых трогательных моментов. А в Москву я попал последний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

- У вас не возникало мысли - не желания, а именно мысли - вернуться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли… Скорее, мысли были желанием, чтобы жизнь в России стала нормальной. И если бы она стала таковой, я хотел бы жить там. Это все-таки свое, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы хотеть вырвать эти годы из своей души. Нет, предложений вернуться не было.

- Ваши занятия на фортепиано сейчас ежедневные?

В принципе - да, хотя обычно я не занимаюсь на следующий день после концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в наш последний приезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще каждый сам должен для себя определять, сколько ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: «Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой». Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколько нужно спать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так далее? Он ответил, что всё индивидуально, каждый должен установить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

- Ваша работа требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу сказать, что моя работа сама по себе требует хорошего здоровья, однако огромных затрат энергии - определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься трудно.

- Страдаете бессонницей?

После концерта никогда не могу заснуть. Прибегаю к снотворным, но даже они не всегда помогают.

- Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку - это и удовлетворение моих личных потребностей, и часть моей профессиональной жизни.

- Вы - человек известный. К вам часто обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то рекомендовать?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семья - родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой посмотреть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

- Сейчас очень большое число китайцев и японцев, по крайней мере, здесь, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем - составят. И тот китайский мальчик, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут развиваться правильно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, поскольку они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали еще тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы - тоже музыкальный народ. Я был в Японии десять раз и очень люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы - народ сентиментальный и горячий.

- Что читаете сейчас, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книга. В течение четверти века, в последний период жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил полный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру - 903 произведения!

- А правда ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: «Учить этого мальчика нечему»?

Я о таком никогда не слышал, во всяком случае, я для него никогда специально не играл. В его дневниках моя фамилия один раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

- В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это естественно. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери - Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса более лиричным, более глубоким пианистом, чем Рихтер…

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных черт. Между ними, я думаю, гораздо больше сходств, чем различий. А кто из них лучше - невозможно сказать, ибо речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, всегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди чуть ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни другой не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не играть роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сперва назвал бы глубину, а потом уже - лирику.

- Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: «Я знаю, что такое слава. / Она - ошейник из цветов».

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в большой степени лишает человека свободы: чем больше человек известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

- Закончу интервью традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.

Eugene Kisin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 10.10.1971
Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на посланную ему (мою) книгу Женя прислал коротенькое письмо: Книгу получил, уже читаю с большим интересом.

Женя, наше с вами беседа девятилетней давности закончилось вопросом: какой что ни на есть огромный триумф в жизни вы испытали? Ваш реакция был: Наверное, самый-самый огромный тот, тот, что ещё не испытал. Позвольте мне задать тот же вопросительный мотив, но с коррекцией: какой самый-самый громадный триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было немного ярких моментов. Вспоминаю свой начальный наезд в Россию в 1997 году после этого пятилетнего отсутствия, приобретение там премии Триумф. Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале Proms в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был основополагающий фортепианный концерт за всю больше чем столетнюю историю этого фестиваля.

На русский Триумф вас выдвигал Василий Павлович Аксенов в настоящий момент тот самый секрет разрешается открыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали ещё, независимо товарищ от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, в частности, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе Шуберт, концерт будет записываться живьем. Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю только Джеймса Ливайна дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же великолепный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но достаточно зачастую исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал полно записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

Не могли бы вы окрестить немного имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, очевидно, имеете в виду пианистов современных, то есть сегодня живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы также играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто ещё? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, в конце концов, Андраш Шифф.

Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, тот, что, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

Ваш репертуар, сколь мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, в частности, или Шостаковича исполняете?

Шнитке нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, хотя вообще-то, покуда не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был ещё учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хоть куда друг Ваграм Сараджян, сейчас живущий в Хьюстоне.

Один мелодический критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

Знатоки вашего творчества говорят кроме того, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех ни в жизнь не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, в особенности ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, нимало неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное местоположение в моем репертуаре, я играю достаточно невпроворот его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады невпроворот чего.

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт раньше времени умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю существование тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось попробовать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню ещё Владимира Владимировича Софроницкого, тот, что также жил в бедности и достаточно до времени умер.

Я где-то читал, что Сталин временами приглашал В.В. на дачу, любил внимать его игру. И как-то раз спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: Спасибо, ни в чем.

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий сообща с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: Говорят, у вас тяжелое жилищное положение? И Софроницкий ответил: Да, но никаких позитивных последствий тот самый отклик не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому как что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

Вы успели осмотреть кино Романа Поланского Пианист?..

Фильм отличный, произвел на меня огромное ощущение.

Теперь спрошу вас о книге Солженицына Дизвестия лет вместе

У меня есть покуда первая книжка его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, оттого перенести какое-либо твердое суждение покуда что не могу. Тем больше, что второго тома я более того не видел.

Со времени нашего первого беседа вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, в особенности первым. Это была саммит с моим прошлым детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, огромный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова Площадь искусств. На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф это было сильно славно.

А позже я вновь столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, вследствие того что что был ещё ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был единственный из самых трогательных моментов. А в Москву я попал крайний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

У вас не возникало мысли не желания, а аккурат мысли возвратиться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли Скорее, мысли были желанием, чтобы бытие в России стала нормальной. И если бы она стала таковский, я хотел бы существовать там. Это все-таки родное, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы желать вытащить эти годы из своей души. Нет, предложений возвратиться не было.

Ваши занятия на фортепиано в текущий момент ежедневные?

В принципе да, хотя как правило я не занимаюсь на следующий день следом концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в свойский финальный наезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще произвольный сам должен для себя предуготовлять, сколь ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой. Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколь нужно почивать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так дальше? Он ответил, что всё индивидуально, всякий должен определить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

Ваша служба требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу вымолвить, что моя служба сама по себе требует хорошего здоровья, при всем при том огромных затрат энергии определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься тяжело.

Страдаете бессонницей?

После концерта ни при каких обстоятельствах не могу забыться сном. Прибегаю к снотворным, но более того они не завсегда помогают.

Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку это и ублаготворение моих личных потребностей, и доля моей профессиональной жизни.

Вы дядя именитый. К вам зачастую обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то советовал?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семейство родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой глянуть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

Сейчас шибко большое цифра китайцев и японцев, по крайней мере, тут, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем составят. И тот китайский мальчуган, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут рскручиваться точно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, потому что они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали ещё тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы также мелодический население. Я был в Японии десять раз и крайне люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы население сентиментальный и жаркий.

Что читаете в текущее время, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книжка. В течение четверти века, в окончательный отрезок времени жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил совершенный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру 903 произведения!

А истина ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: Учить этого мальчика нечему?

Я о таком ни в жизнь не слышал, во всяком случае, я для него ни в жизнь сознательно не играл. В его дневниках моя фамилия единственный раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это вестимо. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса больше лиричным, больше глубоким пианистом, чем Рихтер

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных нечистая сила. Между ними, я думаю, значительно больше сходств, чем различий. А кто из них лучше нереально заявить, оттого что речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, завсегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди капельку ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни прочий не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не игрывать роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сначала назвал бы глубину, а вслед за тем уже лирику.

Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: Я знаю, что такое слава. / Она ошейник из цветов.

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в крупный степени лишает человека свободы: чем больше дядя известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

Закончу беседа традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Клячкин Eugene Klyachin

Песни начал писать в октябре 1961 г. сначала на стихи других поэтов (И. Бродского, К. Кузьминского, А. Вознесенского, Г. Горбовского и др.), затем..

Евгений Кобылянский Eugene Kobylyansky

Известный композитор, аранжировщик, музыкант, продюсер и звукорежиссер.

Евгений Крылатов Eugene Krilatov

Писать для кино композитор Евгений Крылатов начал, когда ему уже исполнилось тридцать. Однако на сегодняшний день количество фильмов, в которых..

Евгений Куликов Eugene Kulikov

Куликов Евгений Викторович (р. 4 декабря 1964, деревня Марьевка Пензенской области) - эстрадный певец, композитор, автор песенных текстов.

В Москве.

В 1985 году Кисин исполнил Первый и Второй фортепианные концерты Шопена в Большом зале Московской консерватории с Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко.

Первые выступления Кисина за рубежом состоялись в 1985 году в Восточной Европе, в 1986 году он совершил первый тур по Японии. В 1987 году дебютировал на Берлинском фестивале.

В 1988 году Кисин совершил тур по Европе с "Виртуозами Москвы" под управлением Владимира Спивакова, а также дебютировал в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. В декабре 1988 года Евгений Кисин выступил с известным дирижером Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра.

В сентябре 1990 года состоялся дебют пианиста в Северной Америке, где он исполнил Первый и Второй концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А через неделю музыкант выступил с сольным концертом в Карнеги Холл.

В феврале 1992 года Кисин принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке.

В 1995 году он стал самым молодым человеком, когда-либо названным лучшим инструменталистом года в США. В 1997 году пианист дал сольный концерт на фестивале BBC Proms.

Евгений Кисин выступал в лучших залах мира с известными оркестрами — Берлинским и Нью-Йоркским филармоническими, Чикагским симфоническим, оркестром Метрополитен Опера, оркестром Баварского радио и многими другими под управлением Герберта фон Караяна, Зубина Меты, Даниэля Баренбойма, Джеймса Ливайна, Лорина Маазеля, Сейджи Озавы, Клаудио Аббадо, Карло Марии Джулини, Курта Зандерлинга, Курта Мазура, Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Валерия Гергиева.

Евгений Кисин — почетный доктор Манхэттенской школы музыки (2001) и почетный член Лондонской Королевской академии музыки (2005).

В 1987 году он получил хрустальный премию Symphony Hall в Осаке за лучшее исполнение 1986 года в Японии.

В 1996 году Кисин был удостоен российской премии "Триумф".

Обладатель премии имени Шостаковича (2003), Герберта фон Караяна (2005), Артуро Бенедетти Микеланджели (2007), многочисленных премий в области звукозаписи, включая Echo Klassik (2002, 2006).

Является дважды лауреатом премии "Грэмми". В 2006 году он был отмечен премией в номинации "Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте" за альбом произведений Александра Скрябина, Николая Метнера и Игоря Стравинского. вместе с дирижером и пианистом Владимиром Ашкенази он был удостоен "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение Второго и Третьего концертов Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации