Ручки очень умелые (чиним поломанный спиннинг). Ремонт спиннинга своими руками: замена и починка разных деталей

В жизни каждого рыболова-спиннингиста, к сожалению, бывают моменты, когда его орудие лова ломается и приходится проводить ремонт спиннинга своими руками.

Особенно это бывает обидно, когда поломка происходит в самом начале рыбалки. В этом случае возможности отремонтировать удилище весьма ограниченны. Современные материалы, из которых сейчас производят спиннинги, требуют определенной подготовки и некоторого времени, для того, чтобы ремонт получился качественным.

Действия, приводящие к поломке удилищ

Каждый опытный рыбак знает, что к удочкам нужно относиться максимально бережно , и они не предназначены для отталкивания ими от берега, в случае если ловля проходит с лодки, или для других, нехарактерных задач. Однако иногда все-таки возникают ситуации, после которых приходится думать о том, как отремонтировать сломанный спиннинг. Самые часто встречающиеся из них:

  1. Неаккуратная переноска спиннинга в рабочем состоянии кончиком вперед. Это может привести к тому, что вы случайно «воткнете» его в ствол дерева или в землю. В большинстве случаев это приводит к необходимости ремонта вершинки спиннинга.
  2. Использование слишком тяжелых приманок , тех, которые превышают верхнее значение . В этом случае, при амплитудном забросе, спиннинг может просто переломиться (сложиться).
  3. Нередки случаи, когда собранный спиннинг кладут на землю и на них наступают , или облокачивают о машину с открытой дверью, и их ломают при ее захлопывании.
  4. Случайный удар бланком о борт лодки или перила моста, может привести к появлению у него трещин. Таких ударных нагрузок, особенно боятся высокотехнологичные и дорогие спиннинги из графитовых материалов.

Всегда следует помнить, что рыбалка со сломанной удочкой автоматически превращается в обыкновенный отдых у воды.

Поломки, которые возможно отремонтировать самостоятельно

Конечно, иногда случаются такие поломки удилищ, при которых их приходится выкидывать, или отдавать профессиональным мастерам – родбильдерам , специализирующихся на ремонте и сборке самых разнообразных бланков.

Но чаще, все-таки, происходят повреждения спиннингов, которые сможет исправить практически каждый любитель рыбной ловли. Например:

  • Перелом вершинки удилища.
  • Повреждение пропускных колец и .
  • Перелом бланка в срединной части (его колена).
  • Повреждение или приход в негодность рукояти.

Рассмотрим подробнее, как можно отремонтировать спиннинг своими руками в указанных случаях.

Ремонт вершинки

Очень часто приходится делать ремонт спиннинга своими руками из-за поломки вершинки . Это двойная неприятность, так как здесь расположен тюльпан – конечное , которое принимает на себя основные нагрузки.

Вершинки, в зависимости от материала и конструкции удилища, бывают полыми и монолитными. От этого зависит метод ее ремонта.

Ремонт полой вершинки

В этом случае есть возможность срастить вершинку с основной частью бланка. Это делается так:

  1. Для установки внутрь и соединения обеих частей, необходимо подобрать стержень подходящего размера . Он должен примерно соответствовать внутреннему диаметру отверстия. Это может быть упругий металлический или карбоновый прут, швейная игла и пр.
  2. Обе части зачищаются от заусенцев и обезжириваются .
  3. Подобранную вставку и торцы соединяемых частей смазываем эпоксидным клеем .
  4. Все соединяем и даем высохнуть.
  5. В целях повышения надежности соединения, место стыка можно покрыть лаком . Цвет лака для ремонта спиннинга может быть любым, в том числе и бесцветным. Главное, чтобы он был качественный, с хорошей водостойкостью.

При ремонте спиннинга с полой вершинкой , нет необходимости в перестановке тюльпана, здесь главное – расположить его на одной линии с остальными кольцами.

Ремонт монолитной вершинки

В данном случае есть два варианта ремонта:

  • попробовать соединить обе части;
  • снять и переставить вершинку с кончика на основное тело бланка.

В первом случае необходимо подобрать упругую трубку соответствующего диаметра , в которую можно плотно вставить обе части, и закрепить это соединение с помощью эпоксидного клея.

Во втором случае нужно:

  • осторожно нагреть основание тюльпана с помощью фена или зажигалки;
  • снять его с обломанного кончика;
  • с помощью надфиля подогнать внутренний диаметр основания тюльпана под диаметр оставшейся вершинки;
  • с помощью эпоксидного клея произвести соединение тюльпана и вершинки;
  • для большей надежности можно обмотать место соединения прочной нитью и залить ее лаком или тем же эпоксидным клеем;
  • после высыхания клея, мы получим, хоть и немного укороченный, но вполне функциональный спиннинг.

Все описанные манипуляции по ремонту сломанной вершинки, наверняка несколько изменят и отремонтированного спиннинга, но сохранят его в строю и дадут вам возможность еще не раз сходить с ним на рыбалку.

Ремонт пропускных колец

Ремонт колец на спиннинге , к которым относится и вершинка, чаще всего приходится делать в связи с их выходом из строя и потерей функциональных качеств. В этом случае, ремонт спиннинга, производимый своими руками, лучше делать дома, предварительно подготовившись. Перед началом ремонта нужно: оборудовать соответствующее рабочее место, приобрести новый комплект колец с тюльпаном, подготовить клей и инструменты.

Важно! Новые кольца нужно брать только качественные, соответствующие всем требованиям. Самый лучший вариант – приобретение комплекта колец того же производителя, который выпускает такие спиннинги.

Ремонт спиннинга, связанный с заменой колец, следует проводить в следующей последовательности:

  1. Нагрев основания старых колец, снимаем их с удилища.
  2. Места, на которых будут крепиться новые кольца, обрабатываем тонкой наждачной бумагой и обезжириваем.
  3. С помощью эпоксидного клея, плотно закрепляем новые кольца.
  4. Для более плотной фиксации, сверху накладываем бандаж и, после застывания клея, покрываем место крепления лаком.

При замене колец, очень важно следить, чтобы они находились на одной линии. Должна быть соблюдена соосность.

Ремонт колена удилища

Поломка одного из колен спиннинга, это одно из самых серьезных повреждений . В этом случае, для его замены, рационально было бы подыскать новое недорогое колено в рыболовном магазине.

Если этого сделать не удалось, то нужно постараться восстановить колено. Ремонт спиннинговых удилищ в подобных случаях аналогичен ремонту их вершинок:

  1. Если колено полое – подбираем упругий стержень соответствующего диаметра для вставки его внутрь колена. Если оно монолитное, то необходимо подобрать подходящую трубку, в которую будем вставлять обе части сломанного элемента.
  2. Очищаем обе части от заусенцев, повреждений и обезжириваем их.
  3. Соединение производим с помощью эпоксидного клея.
  4. Даем клею высохнуть и покрываем элемент лаком.

В случае если колено полое , при ремонте спиннинга своими руками, в месте соединения сломанных частей, нужно наложить дополнительный бандаж – накладываем несколько слоев капроновой нити и покрываем ее тем же клеем. Это придаст дополнительную прочность соединению.

Иногда бывают случаи, когда бланк получает повреждение своего верхнего слоя или трещину . Чаще всего это поправимо. Нужно тщательно очистить тонкой шкуркой поверхность спиннинга по всей длине повреждения, добавив еще по одному сантиметру с каждой стороны, затем покрыть это место тонким слоем хорошего водостойкого клея и обмотать его плотным слоем капроновой нити. После высыхания клея – покрыть слой нити тем же клеем и наложить второй слой нити. Нужно повторить эту процедуру трижды. После этого – наносим слой лака. Таким образом, получится достаточно надежная шина, которая позволит еще не раз воспользоваться спиннингом по назначению.

Ремонт рукоятки

Часто, под воздействием внешних факторов, начинают разрушаться пробковые рукоятки спиннингов. Чтобы не потерять ее окончательно, ее ремонт следует начинать, по возможности, скорее:

  • Несколько пробок от вина или шампанского необходимо разрушить и натереть в крошку.
  • Смешиваем эту крошку с водостойким клеем.
  • Полученной массой необходимо заполнить все образовавшиеся на ручке сколы и неровности.
  • После того, как рукоятка высохнет, ее необходимо обработать напильником и наждачной бумагой.

Рукоятка, отреставрированная таким образом, сможет еще долго выполнять свои функции.

Полезное видео

Узнайте из видео, как сделать ремонт спиннинга своими руками, если сломана вершинка спиннинга:

От того, как и насколько качественно вы сможете отремонтировать спиннинг своими руками, или с помощью специалиста, зависит возможность его дальнейшей эксплуатации. Ремонт, сделанный тщательно, без спешки, с использованием качественных материалов, хоть и изменит внешний вид удилища и некоторые его характеристики, но зато вернет ему прежнюю работоспособность.

Вероятно, каждый помнит продолжение этой народной мудрости, которой мы стараемся следовать в большинстве жизненных ситуаций. Едва ли, к примеру, кому-то придет в голову крамольная мысль вскрыть корпус неожиданно отказавшего мобильного телефона или CD-плеера - подобные действия может выполнить только квалифицированный специалист, к услугам которого мы обычно прибегаем.

Достаточно разумную аккуратность мы проявляем и при пользовании другими разнообразными и полезными устройствами, наводнившими нашу повседневную жизнь. И вряд ли кто-то станет проверять рабочие свойства, скажем, кофемолки, засыпав в нее гравий.

Только вот удивительное дело: на рыболовные принадлежности, в частности, на катушку (невзирая на ее “навороченность” и стоимость) и любые удилища эта разумность в обращении почему-то не распространяется. Так уж получается, что через мои руки проходит довольно много сломанных удилищ и “убитых” катушек разного ранга.

В подавляющем большинстве случаев эти важнейшие элементы практически любой рыболовной снасти пришли в негодность вследствие неаккуратного обращения с ними или в результате превышения предельно допустимой для них нагрузки.

Конструктивные же недостатки этих изделий и возможный производственный брак при их изготовлении составляет всего лишь 0,7 % и легко выявляется во время проверки (как удилищ, так и катушек) в момент покупки непосредственно у прилавка магазина. И приходится иногда только диву даваться, как можно угробить вполне надежное и качественное, зачастую изготовленное солидной фирмой изделие в суперкороткий срок.

Мне не хочется верить в то, что приобретенное удилище или катушку кто-то целенаправленно будет уродовать (хотя и такое порой случается), и остается только надеяться, что все поломки происходят от неумелого обращения со снастями, особенно в момент, когда адреналин, что называется, хлещет из ушей, если на том конце лески беснуется сильная рыбина, отчаянно сражающаяся за свою жизнь.

Неумение обращаться с удилищем или катушкой вообще и на рыбалке в частности основано, как мне видится, на отсутствии элементарной информации о свойствах этих изделий и материалов, из которых они, собственно, изготовлены. Знание же этих свойств поможет иметь представление о реальных возможностях тех или иных моделей удилищ и катушек на практической рыбалке.

Многоликий углерод. Большинство современных удилищ для разных способов ловли рыбы сделаны из углепластика -слоистого композита, почти полностью вытеснившего стеклопластик, или, как его еще называли, фиберглас (от fiber -волокно и glass - стекло), хотя последний в несколько модифицированном виде продолжает использоваться в производстве удилищ.

Углепластик представляет собой чрезвычайно легкий, имеющий высокий модуль упругости материал, состоящий из тончайших углеродных волокон, ориентированных по длине, и связующего - полимерных смол (как правило, эпоксидных, хотя были опыты применять и другие - как полиэфирные, так и на основе фенола).

Углеродное или карбоновое волокно не имеет ничего общего с графитом, кроме химической формулы С - физические свойства этих материалов и строение абсолютно различны, а посему называть углепластиковые удилища “графитовыми” никак нельзя.

Карбоновое волокно довольно плохо смачивается и идеальной адгезии связующих его смол добиться весьма трудно (то есть связующее не проникает глубоко в нити углерода), и его скорее можно представить некоей “упаковкой", формирующей общую форму изделия из композита. Количество связующего в большей степени влияет на свойства удилища, чем модульность самого углеволокна.

У большинства современных удилищ оно колеблется от 7 до 12 %. Чем больше связующего, тем мягче (более гибкое, или “медленное” по строю) и тяжелее удилище, зато оно сгибается чуть ли не в колесо и допускает резкопеременные нагрузки, что важно при вываживании рыбы накоротке. С уменьшением количества связующего при тех же конусности и наполнителе, то бишь углеволокне, удилище становится более жестким (“быстрым") и снижается его масса.

Это особенно заметно у длинных штекерных удилищ, предназначенных для поплавочной ловли с укороченной оснасткой. Технология производства бланков или отдельных колен такова, что практически исключает образование непроклеев и пузырей в стенках изделий, причем выжимаемое при опрессовке под большим давлением связующее образует на поверхности глянцевитое покрытие с характерными спиральными бороздками.

Еще недавно после опрессовки и полимеризации связующего бланк или отдельное колено проходили шлифовку, и на этой стадии иногда стенки истончались, что приводило к браку. Сейчас технология производства значительно улучшилась, и необходимость в шлифовке отпала.

Внешняя поверхность удилища покрывается полимерным лаком (обычно имеющим в своем составе несколько больший процент пластификатора), предотвращающим образование сколов и царапин при внешнем механическом воздействии и устойчивым к УФ-излучению. Покрывные лаки могут быть бесцветными, прозрачными цветными или глухими, с пигментом-наполнителем.

Их задача - предохранить углеволокно от повреждений и проникновения воды. Последнее достаточно важно, поскольку даже при значительной опрессовке бланка теоретически нельзя исключить, что обнаженный участок углеволокна (а оно обладает некоторым капиллярным эффектом) не будет впитывать воду.

При поверхностном повреждении лакокрасочного покрытия до “угля” его прочность на изгиб значительно понижается, и даже при небольшом превышении нагрузки может произойти излом в месте повреждения.

  • возьмите себе за правило внимательно осматривать удилища (особенно те, которые предназначены для махового заброса оснастки или приманки - спиннинговые, нахлыстовые, поплавочные, фидерные) до и после рыбалки, тем более если она была связана с передвижением по кустам, каменистым берегам или с длительной транспортировкой собранного (в рабочем положении) удилища в лодке.

Физика и механика. Очень многие рыболовы-любители, еще в детстве привыкшие размахивать шлангоподобными “телескопами” из стеклопластиков отечественного производства (а они подчас допускали очень вольное обращение), но по каким-либо причинам сделавшие длительный перерыв на рыболовной стезе или желая приобщить к рыбалке любимое чадо, приобретают современное “углевое" удилище, предполагая, что это новое, “продвинутое"", сдюжит абсолютно все.

И очень удивляются и негодуют, когда вдруг дорогое удилище с треском ломается на несколько частей от резкого взмаха хвоста поднятого над водой окуня или карпенка массой едва ли больше полкило. У чада - слезы, у папаши - брань, а у продавца в магазине - головная боль, потому как не может он (и не обязан!) всем и каждому объяснить физикомеханические свойства углекомпозитов и тем паче научить грамотно пользоваться удилищем.

Или такая ситуация. Приходит разгневанный покупатель и тычет в нос продавцу карбоновый “телескоп” или лайтовую спиннинговую “палочку” с отломанным “тюльпаном” на кусочке вершинки длиной в 1,5-2 см. И со святой невинной улыбкой объясняет (и довольно складно), что сломал-де при забросе или на подсечке, чего быть никак не может!

А виноват во всем "уголь", вернее, его физикомеханические свойства, о которых не имел ни малейшего представления незадачливый рыбачок. Дело в том, что углекомпозиты (особенно с малым количеством связующего) не имеют пластической деформации, как, скажем, металл, а обладают упругой, то есть стремятся занять первоначальное положение под нагрузкой - внешняя сторона согнутого луком хлыста растягивается, тогда как внутренняя сжимается.

При этом чем больше связующего, тем сильнее оно деформируется, тем самым предохраняя волокно “угля” от разрушения. Именно поэтому “медленные” по строю “палки” более живучи. С увеличением нагрузки на изгиб до критической “суховатые” (с малым количеством связующего) удилища без предупредительного потрескивания буквально лопаются, на “отдаче” разлетаясь на три и даже более частей (не долевых!).

Чтобы представить, что происходит с удилищем, давайте разберем два приведенных выше примера поломки. В первом случае у нас традиционный маховый 7-метровый “телескоп” с глухой оснасткой, равной по длине удилищу. На подсечке и в начальной стадии вываживания рыбы в полкило мы равномерно нагружали все удилище, и леска в 0,14 мм при этом не оборвалась.

Это означает, что нагрузка на “телескоп" составила явно менее 2,2 кг (такова средняя прочность на разрыв мононити указанного диаметра), ориентировочно -около 0,7 кг, поскольку рыба весит в воде порядка 10 % от собственной массы и развивает тягу, примерно равную ей, плюс некоторое сопротивление воды.

В заключительной стадии вываживания, когда удилище направлено почти вертикально вверх, но рыба еще в воде, максимальную нагрузку испытывает не вершинка (хлыстик), как полагают многие. Эта самая тонкая часть удилища работает только на растяжение, почти в одну прямую вытянувшись с леской, и ее практически нельзя сломать.

А вот верхняя часть следующего за вершинкой колена начинает подвергаться критическим нагрузкам, поскольку оно не может упруго деформироваться дальше, ибо стенки его для облегчения удилища сделаны довольно тонкими. И вот, наконец, рыбу поднимают удилищем над водой. Нагрузка уменьшается до 0,5 кг (масса рыбы), но удилище уже находится в вертикальном положении, и верхние колена чрезмерно напряжены.

Тут карпенок или окунь делает резкий взмах хвостом и удилище ломается в 10-15 см от верхнего конца следующего за вершинкой колена. Почему увечилась нагрузка? Попробуйте встать на бытовые напольные весы. Допустим, ваша масса -70 кг. Если резко присесть или сделать мах одной ногой, диск весов прыгнет до отметки 95-100 кг, то есть на 35-42 % больше вашей массы. Именно это и произошло в нашем случае.

  • подобная нагрузка на любое, тем более длинное, удилище, когда оно находится в вертикальном положении, гарантирует поломку его верхних колен;
  • поднимать рыбу, даже небольшую, над водой нельзя. Это чревато обрывом лески, а в худшем случае - поломкой удилища;
  • при ловле с длинными удилищами используйте и подсачек с длинной ручкой;
  • комель удилища при вываживании должен занимать положение не более 60° к горизонту (примерно на 11 часов по циферблату - фото 1);
  • на последней стадии вываживания следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше, чем вся длина удилища. В противном случае вы рискуете сломать удилище при приеме рыбы рукой или в подсачек.

Теперь рассмотрим второй случай. Строго говоря, “тюльпан” вместе с коротким, в 0,5-1 см, кусочком бланка может отломаться и на забросе, но для этого леска должна “намертво” захлестнуться за концевое кольцо (фото 2), что иногда действительно происходит при ловле спиннингом на “вертушки” с толстой мононитью или жесткой “плетенкой”. Ну уж в этом ни изготовитель удилища, ни тем более продавец не виноваты.

  • если вы ловите на вращающиеся блесны, да еще на течении, будьте внимательны и не делайте заброс, пока не убедитесь, что леска свободно проходит сквозь все кольца. Для этого достаточно просто слегка потянуть ее указательным пальцем руки, удерживающей удилище у катушки.

Довольно часто подобная поломка происходит и при проводке искусственной приманки с опущенным к воде удилищем, когда на высокой скорости подмотки спиннингист не замечает, как вертлюжок оснастки (чаще на стальном поводке) со всего маху “влетает” в “тюльпан”. Такая ситуация возникает обычно при ловле в сумерках или просто по ротозейству, особенно когда долго не было поклевок и рыболов отвлекся, заглядевшись на пролетающую мимо чайку или купающуюся неподалеку младую деву.

  • на последних метрах проводки приманки лучше чуть замедлить скорость подмотки и немного приподнять удилище вверх. Так можно избежать не только удара по “тюльпану", но и досадного зацепа;
  • бесклевье - не повод для невнимательности. Если захотелось понаблюдать за природой или за чем-либо еще - отложите снасть в сторону, оперев удилище на рюкзак (фото 3), подставки или стульчик;

  • не кладите удилище на землю, тем более на песок. Попавшие в стыки грязь и песчинки безвозвратно испортят его, а случайный, невесть откуда взявшийся прохожий или коллега может наступить на удилище.

Весьма часто ломают вершинку удилища, как, впрочем, и его комлевую часть или колено (особенно это касается спиннингистов и поплавочников, которые переходят с места на место в поисках рыбы) при транспортировке. Причем как в рабочем, так и в сложенном для перевозки положении. Углепластик боится резких ударов о твердые предметы (камень, части металлической или другой жесткой лодки) и случайных силовых перегибов на коротком участке бланка.

Очень распространенное явление - излом верхнего колена спиннингового удилища в месте его контакта (даже в мягком чехле!) с рамкой входного, ближнего к катушке, пропускного кольца. Обычно это повреждение не замечают, и на первом же забросе удилище ломается.

  • у переходя с места на место по берегу, разберите удилище, если это возможно. В крайнем случае переносите его в рабочем состоянии только комлем вперед - так меньше шансов воткнуть вершинку в землю или в дерево (фото 4);

  • места возможного контакта с пропускными кольцами других колен удилища полезно дополнительно проложить чем-нибудь мягким; при перевозке удилищ в лодке располагайте их комлевой частью вперед к носу лодки, а лучше разберите;
  • не пытайтесь сами и не позволяйте другим "испытывать на прочность” вершинку любого удилища из “угля”, изгибая ее на коротком участке, - ее можно сломать, как спичку;
  • для транспортировки удилищ лучше всего использовать жесткий тубус в сочетании с мягким чехлом, чтобы колена не терлись друг о друга (фото 5);

  • не прислоняйте удилища или их части к автомашине с открытой дверью. Случайный порыв ветра может его захлопнуть, и тогда с рыбалкой придется распрощаться (фото 6).

Спокойствие, только спокойствие. Добрая половина всех поломок удилищ происходит в момент вываживания рыбы, причем ее размер, а соответственно и оказываемое сопротивление, как ни странно, не имеют решающего значения. Если рыба попалась небольшая, что обычно заметно сразу же после подсечки, большинство рыболовов напропалую тянут ее к себе, в азарте перенося удилище назад за спину и чрезмерно напрягая его при этом (фото 7).

Даже некрупная рыба на умеренном и тем более сильном течении способна согнуть удилище в таком положении больше, чем оно может выдержать, и тогда вероятность поломки почти неминуема. Подобное развитие событий подчас просто не берут в расчет, когда эмоции хлещут через край, а хладнокровие отдыхает где-то в уголке сознания. Но, как говорится, “Александр Македонский был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?”

При вываживании крупной рыбы многие рыболовы действуют значительно осмотрительнее, поскольку желание возыметь солидный трофей и представить его коллегам или домашним преобладает над желанием форсировать события. Но на заключительном этапе борьбы, когда упрямая рыбина уже бьет хвостом на поверхности воды, совсем рядом с бортом лодки или берегом, эмоции затмевают все и вся, и лишь одна мысль мечется под панамой рыболова: “Только бы леска (карабин, крючок, поводок...) выдержала!”

Про удилище в этой ситуации почему-то напрочь забывают (как, впрочем, и о том, что нужно ослабить фрикционный тормоз, если ловят с катушкой), лишь перехватывая его просто за бланк, чтобы легче было дотянуться до рыбы рукой или подсачком. “Медленные” удилища могут выдержать такое обращение, а вот “быстрые" далеко не всегда.

Потому как бланк рассчитан на нагрузку по всей его длине и, перехватывая удилище ближе к вершинке, мы излишне напрягаем его, что чревато поломкой, особенно при использовании мощной “плетенки”, которая, как известно, очень мало растяжима и не амортизирует, гася рывки рыбы. Точно такие же действия допускают рыболовы и при зацепе, частенько этим грешат спиннингисты-береговики (фото 8), которым приходится ловить отнюдь не в идеальных условиях.

Кстати, о “мертвых” зацепах. Я еще не видел ни одного спиннингиста, который бы, почувствовав зацеп приманки за подводное препятствие (а он на современном удилище довольно четко ощущается, хотя бывают и приятные исключения в виде сома или судака-переростка), не начал недоуменно дергать удилищем вправо и влево.

И я, грешным делом, делаю пару рывков, только после которых соображаю, что это не рыба, а "мертвяк”. Алгоритм дальнейших манипуляций по спасению приманки неоднократно описан в рыболовной литературе, и, казалось бы, известен всем и каждому, но... Попытка “выдрать” блесну или другую приманку резкими рывками ни в чём не повинного удилища, очевидно, бессмертна, как сицилийская мафия.

Надеюсь, излишне напоминать, что такие действия способны вывести из строя не только удилище, но и катушку. Впрочем, если вы не дорожите своими снастями и относитесь к ним как к расходному материалу для отправления своего удовольствия, можете не читать резюме этой части статьи.

  • не форсируйте без надобности вываживание рыбы, если ваша снасть на это не рассчитана;
  • уменьшайте усилие срабатывания фрикционного тормоза, если ловите с катушкой на последнем этапе вываживания крупной рыбы;
  • старайтесь не превышать указанную на удилище максимально допустимую разрывную нагрузку применяемой лески. Если она не указана, справьтесь об этом у продавца-консультанта или опытных коллег;
  • нельзя при вываживании или на “мертвом” зацепе излишне напрягать удилище, перенося его назад за вертикаль, тем более если оно “быстрое”.

Еще один казус подстерегает рыболова при обращении с удилищем. Это заклинивание колен, причем оно может произойти как при штекерном их соединении, так и при телескопическом. Основные причины заклинивания - загрязнение стыка и чрезмерное усилие, прикладываемое при сборке удилища для приведения его в рабочее положение.

Случайной песчинке или загрязнению органического происхождения (чешуей рыбы, остатками насадки и прикормки, частичками водорослей), попавшим с водой или при транспортировке, не придают значения, приступают к сборке и намертво “засаживают" колена.

После рыбалки, получив неразборное удилище и пытаясь его разобрать, большинство рыболовов начинают с пристрастием крутить заклинившие колена, продавливая тонкие стенки "телескопа” или штекера и “скручивая” до трещины (а часто и полного излома) бланк нижнего, как правило, колена спиннингового или матчевого удилища в месте стыка.

Единственно правильный способ разборки штекерного соединения колен в такой ситуации: плотно обхватив колена руками (удобно при этом использовать резиновые или подобные перчатки, чтобы руки не скользили) и помогая усилием обеих ног, можно разнять даже сильно заклинивший стык. Примерно так же, но только взявшись руками изнутри коленей, можно сложить заупрямившийся “телескоп”.

  • до и после рыбалки тщательно протирайте удилище в местах стыка чистой тряпицей. Для промывки используйте только чистую воду с небольшим количеством какого-либо средства для мытья посуды; не пытайтесь расстыковать заклинившие колена, проворачивая их.

Такие действия - верный путь к поломке; при перевозке удилищ со штекерным соединением, подобных спиннинговым, вставьте в ответную полую часть стыка пробку из губчатой резины или поролона (см. фото 5). Этим вы предохраните стыки от песка и грязи;

  • не применяйте органические растворители (тем более - автомобильную “химию”) при попытке расстыковать заклинившие колена - лак на удилище может частично раствориться и навечно склеить место стыка;
  • для облегчения сборки и разборки любого удилища используйте только фирменные специальные составы на основе силикона. Их можно приобрести в солидных рыболовных магазинах.

В заключение хотел бы посоветовать всем коллегам по страстному увлечению, коей является рыбалка, относиться к удилищу, как к любимому охотничьему ружью - с пониманием и заботой. Тогда оно вас никогда не подведет и будет надежным помощником и верным товарищем.

Ляльковский О.

Это происходит по-разному, но непременно хоть однажды случается с каждым. И к этому нужно быть готовым. Что же это? Поломка любимого спиннинга. И она может случиться в самых разнообразных ситуациях - начиная от вываживания крупной рыбы - и это самый необидный вариант - и заканчивая бесславной кончиной спиннинга под мягким местом товарища, неуклюже плюхнувшегося в лодке. В любом случае финал один - поломанный бланк спиннинга плюс серьезный повод для огорчения. Что тут можно сделать со спиннингом? На первый взгляд, кажется, что только выводы. Но, уверяю, в восьми случаях из десяти спиннинг можно отремонтировать. О том, как ремонтировать спиннинг своими руками , обойдясь без сложного инструмента, и поговорим в данной статье.

Для лучшего понимания принципов ремонта рассмотрим виды поломок спиннинга. Вначале - немного «анатомии». Бланк спиннинга имеет обычно штекерную двухчастную конструкцию. Иначе говоря, состоит из двух колен: первого - более толстого (комлевого) и второго - тонкого (вершинки). Если поломка происходит под действием динамического усилия - при вываживании рыбы, высвобождения от зацепа и т.п., то чаще всего ломается именно второе колено. Оно и понятно - вершинка спиннинга имеет стенки меньшей толщины чем комель, более изящна по своей конструкции, а значит - уязвима.

Другое дело, если со спиннингом происходит «несчастный случай». Понятно, ломаться здесь может что угодно - собственно, именно та часть спиннинга, на которую сели, наступили, наехали, уронили. Но ввиду конкретных конструктивных особенностей, а также обстоятельств аварийного случая, комель и вершинка спиннинга ломаются обычно по-разному. Вершинка часто подвергается деформации среза, т.е., к примеру, после захлеста при мощном забросе раздается характерный хруст-щелчок и наше колено «размножается делением» - обычно в районе третьего кольца, если считать от «тюльпана». При этом кромки двух вновь образовавшихся частей имеют довольно ровные края, без особого растрескивания. Ремонтируется такая поломка при помощи прочной втулки, которая подгоняется по внутреннему диаметру в месте повреждения и сажается на клей.

Комлевое же колено спиннинга, хоть и ломается реже, но обычно гораздо более сложен в ремонте. И снова это продиктовано особенностями конструкции (довольно мощная толстостенная «трубка» с большим количеством слоев графитного волокна) и характером повреждения. Здесь мы можем столкнуться с другим видом деформации - сжатия, которое вначале вызывает продольное растрескивание бланка в месте повреждения, а затем уже переходит в деформацию среза. В результате чего мы имеем две части одного колена с растрескавшимися краями. Целостность бланка спиннинга в данном случае восстанавливается при помощи той же внутренней втулки, но ситуация осложняется теми самыми продольными трещинами, которые нарушают монолитную конструкцию трубки, а значит - снижают показатели поперечной и продольной упругости бланка. Проще говоря, трещина в бланке приведет в итоге к новой поломке. Именно по этой причине растрескавшиеся части бланка спиннинга необходимо отрезать.

Тяжелый случай

Мощный спиннинг, на котором производителем было указано Duty Jerkbait & Light Trolling («Предназначено для джеркбейтов и легкого троллинга»), имевшее тест 40 - 120 г при длине 198 см, я, как и наказано, использовал при джеркинге и ловле на «дорожку». Как-то раз на Нижней Волге влетел вот такой трофей (фото 1) - амур на 21, 5 кг. Он изрядно меня измотал, а заодно - и снасть потрепал. В процессе вываживания спиннинг подвергался значительным нагрузкам, в результате чего произошел надрыв графитовых волокон внутри бланка. То испытание спиннинг выдержал, но на следующей же рыбалке сломался при выматывании крупного упористого воблера!

Причем поломка спиннинга случилась в весьма неприятном месте - месте стыка двух колен (фото 2). Ситуация осложнилась тем, что от комля отломался примерно 10-сантиметровый отрезок, который был тут же утерян. Что в результате? У меня в руках оказались два колена спиннинга, которые никак невозможно было состыковать меж собой. Соединение было выполнено по принципу OverStick, т.е. комлевая часть входила в верхнее колено. После поломки же оба колена на стыке стали иметь приблизительно равные диаметры, что, понятно, делало невозможной такую стыковку. Решить проблему можно было бы при помощи все той же втулки, но, во-первых, пришлось бы снимать рукоятку с катушкодержателем, чтобы получить доступ к полости комля, что представляет серьезную проблему. А во-вторых, внутренний диаметр комлевого колена оказался чересчур малым для того, чтобы вместить нужной толщины втулку. Решение нашлось довольно оригинальное, благо дома завалялось поломанное верхнее колено от спиннинга Shimano BeastMaster с тестом 20 - 50 г. Бланк этого спиннинга имеет внушительную толщину стенки и сходный с ремонтируемым диаметр, что и натолкнуло на мысль использовать его в качестве донора (фото 3). Идея состояла в том, чтобы изготовить эдакое мини-коленце, которое служило бы связующим звеном между комлем и вершинкой и замещало бы отломанный кусок.

Работаем

Для начала я отпилил растрескавшийся отрезок комлевого колена (фото 4). Это можно сделать обыкновенной ножовкой по металлу, я же за неимением таковой пользовался перочинным ножом с острой пилкой. Затем выровнял края среза при помощи мелкого напильника (фото 5). После демонтировал укрепляющую место стыка обмотку, что усилена эпоксидной смолой. Это легко удалось сделать тем же острым ножом. Покажу это на примере шимановского колена. Нужно аккуратно отстругивая защитный слой, добраться до бланка (фото 6). Причем, если осуществляем демонтаж кольца, то лучше строгать со стороны крепежных лапок, чтобы не повредить сам бланк. В итоге получается нечто подобное (фото 7). Затем остается просто поддеть острием кромку оплетки (фото 8), после чего она буквально слущивается с бланка спиннинга (фото 9).

Дальше я распилил донорское колено в месте с подходящим диаметром - с таким расчетом, чтобы оно плотно надевалось поверх реанимируемого комля. Перед распиловкой я обмотал место отреза скотчем - эта маленькая хитрость позволяет избежать растрескивания бланка и делает срез аккуратным и ровным, без щербинок. В результате получилось, что модифицированное таким образом колено от шимановского спиннинга как родное стыковалось с ремонтируемым комлем (фото 10). Правда, пришлось немного повозиться с подгонкой при помощи мелкой наждачки №0 (фото 11), которой я шкурил ремонтируемый комель, и все того же напильника, каким стачивал торец донорского колена, дабы достичь участка с подходящим внутренним диаметром. После того как две детали совместились, предстояло сделать еще один отрез шимановского колена.

По задумке требовалось изготовить составную втулку, которая надевалась бы поверх комля (на фото 12 справа налево - комель и составная втулка), и внутрь которой по телескопическому принципу вставлялась бы вторая ее часть. Понятно, с таким расчетом, чтоб верхнее колено ремонтируемого спиннинга плотно надевалось на всю эту конструкцию все тем же способом OverStick (на фото 13 справа налево - изготавливаемая втулка и вершинка ремонтируемого спиннинга). Сложностей здесь возникло две: во-первых, подобрать подходящие участки на донорском колене, из которых изготавливались наружная и внутренняя втулки, а во-вторых, по результатам ремонта общая длина удилища не должна была существенно измениться. Кроме того, вершинка ни в коем случае не должна была превосходить по длине комлевую часть спиннинга, потому как это очень небезопасно при транспортировке, что и понятно.

Вот так «на глазок» я распилил донорское колено еще в одном месте - чуть с запасом по длине, потому как знал, что укоротить при подгонке его будет несложно, а вот удлинить - никак. Получилась трубка, в которую плотно вставлялся комель. Затем из ампутированной ранее более тонкой части шимановского колена я изготовил подходящих размеров внутреннюю втулку, которая по принципу телескопического сочленения вставлялась в ранее полученную трубку, а кроме того - подходила по диаметру верхнему колену ремонтируемого спиннинга. Причем для усиления я сделал внутреннюю втулку в два слоя, плотно вставив один в другой два отрезка разных диаметров, предварительно промазав их эпоксидным клеем - это хорошо видно, если смотреть сверху (фото 14). Получилась толстостенная, очень прочная конструкция.

Конечная деталь - двухсоставное мини-коленце-втулка - вышла длиной под 20 см, при этом пришлось отпилить примерно 10 см от уцелевшего верхнего колена, чтобы подгадать с диаметрами сочленяющихся деталей. В итоге общая длина спиннинга практически не изменилась, а вершинка стала немного короче комля, что, в общем-то, не слишком повлияло на строй и транспортировочные параметры спиннинга. Не пришлось даже менять родной матерчатый чехол. После того как втулка была подогнана, оставалось зафиксировать ее эпоксидным клеем на ремонтируемом комле, затем сделать поверх места стыковки, а также на верхнем колене бандаж из шелковой нити и промазать все тем же эпоксидным клеем.

Делается это так: готовим эпоксидный двухкомпонентный клей согласно инструкции - обычно в пропорции 10:1 смола к отвердителю - важно, чтобы после высыхания клей становился полностью прозрачным, это с точки зрения эстетичности - уточните у продавца. Далее обезжириваем склеиваемые поверхности при помощи растворителя (я использую «Нефрас С2-80» но подойдет любой аналогичный). Затем наносим тонким слоем клеевой состав - я использую обыкновенную зубочистку. Нам остается лишь аккуратно и плотно совместить склеиваемые части колена спиннинга.

Далее сооружаем поверх места склейки бандаж из шелковой нити. Покажем технологию этого действия на примере вершинки ремонтируемого спиннинга. Для этого берем 10-сантиметровый отрезок тонкой «плетенки» (чем тоньше, тем лучше - я использую 0,1-миллиметровую), складываем его пополам и прижимаем к участку бланка, где делаем бандаж. Затем берем тонкую шелковую нить и, продев ее конец в образовавшуюся из «плетенки» петельку ровно таким же образом, как продеваем нить в ушко иголки (фото 15), начинаем обматывать нитью наше колено (фото 16). Чтобы бандаж получился аккуратным и ровным, нитку нужно держать в постоянном натяжении и уплотнять пальцами после двух - трех витков.

После того как сделали 5 - 10 оборотов, тянем за концы «плетенки» - в итоге петелька исчезает под витками нити, увлекая за собой и конец шелковой нити, тем самым надежно его фиксируя (фото 17). После продолжаем навивать нитку на бланк до тех пор, пока длина бандажа не окажется достаточной (обычно это 2 - 3 см). За те же 5 - 10 оборотов до конца вновь используем петлю из тонкой «плетенки», чтобы зафиксировать свободный конец нити (фото 18). В итоге у нас должно получиться нечто подобное (фото 19). Остается лишь обезжирить поверхность бандажа при помощи растворителя (фото 20) и нанести тонкий слой эпоксидного клея - я делаю это при помощи все той же зубочистки (фото 21).

Чтобы получить ровную красивую поверхность - как на заводских изделиях - нужно использовать свежеприготовленный эпоксидный клей, чтобы он лучше растекался, а деталь необходимо медленно вращать нескольких часов, пока происходит окончательное схватывание.

Профессионалы используют специальные приспособления с электроприводом, я же делаю это вручную в течение двадцати минут - получаса, подсушивая феном (фото 22). Важно, чтобы эпоксидка схватилась хотя бы в наружном слое - на этом этапе она может немного помутнеть, но не пугайтесь - после высыхания качественный двухкомпонентный состав станет прозрачным - как на заводских изделиях.

Ровно по той же технологии происходит и установка колец спиннинга. Идеальным считается вариант, при котором на месте ремонтного сочленения устанавливается кольцо. Это увеличивает прочность соединения, а зачастую позволяет скрыть место ремонта. Так я и поступил, установив на месте вклейки ранее изготовленного мини-колена пропускное кольцо, перенеся его с места повреждения комля (фото 23).

Ну вот, пожалуй, и весь рассказ про то, как при помощи своих рук вдохнуть вторую жизнь в поломанный спиннинг, да простят меня родбилдеры. Надо понимать, что все это делается из и при помощи подручных материалов, без специнструмента и из б/у компонентов. Возможно, эстетика оставляет желать лучшего, но зато отремонтированный таким образом спиннинг без проблем отработал у меня полноценный сезон 2011-го. И есть все основания полагать, что прослужит еще не один год.

Забегая наперёд я составил список того что нам понадобится при ремонте:

  • изолента или малярный скотч;
  • пищевая полиэтиленовая пленка или целлофановый кулёчек;
  • надфиль и мелкая наждачная бумага;
  • резинка (лучше чтоб было круглое сечение) ;
  • штангенциркуль для измерения диаметра бланка и толщины стенок в месте перелома;
  • эпоксидная смола
  • два шприца для удобства смешивания смолы и отвердителя;
  • кисточка для рисования или отвёртка (плоская) для нанесения смолы на место склеивания но все, же кисточкой удобней)));
  • клей Цианопан;
  • лист плотной тонкой бумаги (я использовал плотную журнальную бумагу);
  • нить или тоненький плетёный шнур;
  • жидкость для снятия лака.
И так начнем-с.

Ниже я предоставлю текст статьи, которую дополню своими фотографиями и комментариями.

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея, или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один - загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную ремонтную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Можно попробовать восстановить бланк самому.

Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность. Минимально изменить вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершают одну и ту же ошибку - изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом достаточно большой участок бланка выпадает из работы при изгибе. Значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того, чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на отдельном участке присутствует вставка, он выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом критические нагрузки деформации поперечника появляются на ее концах. Бандаж на зону «перелома» должен быть наложен только сверху, и состоять из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают ни где, а авиамоделисты используют совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, тем не менее, искомый материал всегда есть под рукой. Нужен «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга.« Этот вопрос я решил случайно в одном из магазинов увидев графитовые (наверное графитовые) кончики для удилищ длинной приблизительно 50 см по 15 грн штука, они отличались от обычных из стекловолокна ценой по 1,5-2 грн шт. и тем что при отжигании стекловолокно будет лохматится, а из этого кончика получается две ленты одна похожа на сетку а другая похожа на ткань из однонаправленных волокон (фото 1 и 2)»

От него отрезаем заготовку необходимой длинны (по ширине будущего бандажа) и зажав пинцетом аккуратно отжигаем на огне газовой плиты.«Обязательно отжигание проводите в хорошо проветриваном помещении или на улице, потому-что при сгорании эпоксидной смоли выделяется гарь, копоть и неприятный запах. Родным это точно не понравится))» Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой
стеклоткани между слоями.


Фото 1


Фото 2

«На втором фото: сверху вниз «графитовый» кончик, сетка которая скорей всего использовалась для армирования бланка и так называемая «графитовая» ткань»

После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из вертикально направленных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. «в моём «погорельце» поперечных нитей не было» Толщина такой ткани обычно составляет 0.2 -0.3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо (а так бывает чаще всего, если разрушение произошло от перегрузки бланка) его необходимо аккуратно снять. После ремонта его обязательно надо установить на линию перелома. С бланка в месте ремонта, удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой.


Фото 3


Фото 4 «место наложения бандажа я зачистил мелкой наждачной бумагой»

Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию,участки перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. «То есть торцы бланка НЕ ЗАЧИЩАТЬ И НЕ ВЫРАВНИВАТЬ, как торцы бланка поломались так пусть и остаются, со ступеньками и кривизной» Здесь уже не обойтись без внутренней вставки. Она играет роль направляющей и изготавливается из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги.


фото 5 « я использовал плотненькую журнальную бумагу»)


Фото 6


Фото7

Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. «Опираясь на горький опыт))) настоятельно рекомендую вставочку из бумаги не делать слишком длинной. Почему? А потому что бумага от эпоксидки раскисает также как и от воды и если наложения бандажа из графита немного затянулось и от неосторожного движения бумага разорвется, то можно обречь себя на выковиривание бумаги из внутренностей бланка и начинай все поновой... . Да совсем забыл, что вставочку из бумаги я садил на клей Цианопан, иначе бумажная вставочка просто провалится вовнутрь»

Склеиваем бланк любой эпоксидной смолой «пятиминуткой». «Я использовал обычную эпоксидную смолу, которую купил в магазине за 17 грн с копейками и купил шприцы в аптеке для удобства дозирования.


Фото 8

Перед склейкой необходимо измерить толщину стенки бланка, это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на рабочем участке, длина его при простом переломе ровняется 8 диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. « На фото 7 видно, что я использовал изоленту неправильно – это моя ошибка, но про неё поздней»

Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется 6 диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30 -50% больше толщины стенки бланка. Например: толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет1.5 мм, а его диаметр - 8мм, Ширина бандажа составит 44-50мм, а его толщина -2 мм. Сделать бандаж можно заведомо толще, так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем кусочек тонкой пищевой полиэтиленовой пленки (в нее заворачивают продукты в магазине и она всегда есть под рукой). «А вот тут лучше взять не пленку, а целлофановый пакетик, его легче отделять от зоны склеивания»


Фото 9

Берем небольшой отрезок круглой резиновой нити и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, растягивая ее, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. «я зафиксировал изолентой, да и еще один нюанс после того как мы наматали резинку и зафиксировали её ОБЯЗАТЕЛЬНО проверти геометрию бланка чтобы он был идеально прямым»


фото 10

«Ну а теперь об ошибке, о которой упоминалось выше. При уплотнении бандажа резинкой излишки смолы будут вытекать на бланк, поэтому я вам советую границы участка склеивания на бланке фото 7 делать как можно шире, чтоб весь лишний клей остался на изоленте или на малярном скотче, а не на бланке как получилось у меня»

При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. Материал его по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка. В зоне ремонта не должно быть ни одного грамма лишнего веса, а графит накладки будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой смоченной ацетоном, убираем излишки полностью не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течении суток. Затем, надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы (из эстетических соображений).


фото 11 "вот такое получилось после снятия резинки и пленки"


фото 12 "вот такое стало после обработки надфилем и мелкой наждачкой"

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или резиновым кольцом (заблаговременно одетым на бланк перед ремонтом) и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Лучше всего для этого подходит нить для вязания мушек, она продается почти во всех рыболовных магазинах, можно ее заменить отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, ремонтный бандаж тоже необходимо укрепить обмоткой нити, на участке равном 4 диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху намотанную нить, бандаж и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака.

Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько грамм, сохранился правильный строй и тактильная чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, будет заметно только при придирчивом осмотре.

В заключении, пару слов об эпоксидной смоле, применяемой в ремонте. Использовать для наложения ремонтного бандажа смолу отечественного производства, не имеет ни какого смысла. Она боится воды и ультрафиолета солнечного света. Под их воздействием она мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят, она очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ей пропитаться. Необходима смола с временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, предназначенный для родбилдеров. Я использую смолу и лак выпускаемый фирмой «FLEX СОАТ», приобретенную в рыболовном магазине (200 рублей за 200г идеальной по качеству смолы), встречаются в продаже и аналоги от других производителей.

Этим способом мной за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. "я пока отремонтировал два спининга))" По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ни чем не отличаются от новых.


Фото 13 Вот что получилось у меня.

Как отремонтировать спиннинг своими руками, не обращаясь в специализированные мастерские? Такой вопрос задают многие любители рыбалки, поскольку не во всех населенных пунктах есть подобные специалисты, да и сами поломки бывают незначительными, потому тратить лишние деньги не хочется.

Ни один, даже матерый рыболов, не говоря про новичков, не застрахован от неприятностей на рыбалке. Пожалуй, самым печальным, что может произойти на берегу, является поломка удилища. Не стоит отчаиваться, любую неисправность можно устранить. А если она мелкая, то ремонт вполне возможно произвести самостоятельно в домашних условиях.

Когда происходят поломки спиннинга?

Некоторым рыболовам, в частности новичкам, присуще небрежное отношение к снастям. Они не задумываются над прочностью материалов и их долговечностью, поэтому могут перегрузить спиннинг или создать для него нехарактерные нагрузки, которые приведут к поломке.

Самыми частыми ситуациями, после которых и возникают вопросы, как починить сломанный спиннинг, являются:

  • Случайный удар о борт лодки. В бланке может возникнуть трещина, и при следующей критической нагрузке удилище ломается.
  • Использование приманок большего веса, чем это позволяет удилище. В результате перегруженный бланк «сложится» на силовом забросе. Что такое тест спиннинга .
  • При сборке-разборке некоторые спиннингисты беспечно облокачивают удочку об дверцу машины либо кладут ее на землю. На бланк можно случайно наступить или сломать его, закрыв дверцу.
  • Переноска собранного спиннинга кончиком вперед. Его можно случайно «воткнуть» в землю или в ствол дерева. После этого обычно ломается кончик удилища.

Какие мелкие поломки можно ремонтировать своими руками?

Как починить спиннинг своими руками? Естественно, не каждую неисправность можно устранить в домашних условиях. При серьезных поломках удилище необходимо отдавать умельцам-родбильдерам, специализирующимся на ремонте «прутов» и сборке новых. Бывают ситуации, когда пришедшей в нерабочее состояние удочке уже ничего не поможет и ее придется выбросить.

Как сделать сломанный спиннинг, зависит от вида поломки. Неисправностями, которые может устранить любой рыболов, являются:

  • Поломка кончика спиннинга – слом не более 10–15 см вершинки.
  • Выход из строя колец и тюльпана – сколы и царапины на вставке, излом или деформация оправы.
  • Приход в негодность пробковой рукоятки – со временем пробка размокает, становится трухлой и начинает крошиться.

Восстановить удочку после обозначенных неприятностей под силу даже новичку, у которого есть опыт работы с инструментом и знания о современных материалах.

Это самая большая неприятность, которую сложнее всего исправить и сохранить работоспособность удилищу. Как отремонтировать спиннинг? Кончик необходимо обратно срастить с бланком. Это возможно только в удочках с полой вершинкой. Делается ремонт следующим образом:

  • Необходимо подобрать стержень, который будет установлен внутрь и сможет соединить обе части вершинки. Им может быть швейная игла, металлический либо карбоновый пруток подходящего диаметра.
  • Оба кончика зачищаются от заусенцев и дефектов, затем обезжириваются спиртом.
  • Внутреннюю вставку смазываем эпоксидным клеем и устанавливаем в бланк, соединяя две части верхнего колена удилища.
  • Даем клею подсохнуть. Для надежности место стыка покрываем бесцветным лаком. Можно на бывший слом нанести бандаж из прочных ниток.

Стоит отметить, что отремонтированное удилище может поменять свои характеристики – строй либо тест. Поэтому нужно обязательно протестировать «палку» перед полноценным выездом на берег реки или озера.

Как отремонтировать карбоновый спиннинг, у которого кончик цельный? В этом случае придется отыскать и купить новое верхнее колено, поскольку склейка отломанного элемента с бланком не принесет никакого результата, и вершинка непременно сломается даже от небольшой нагрузки.

Тюльпан удочки или кольца могут потребовать замены в связи с выходом из строя. Чаще всего на внутренней вставке образовываются царапины и сколы, которые приводят к порче лески и шнура. Это снижает прочность оснастки и может привести к обрыву на силовом броске приманке либо на вываживании крупной рыбы.

Как отремонтировать спиннинг, заменив кольца и тюльпан? Делается это по следующему алгоритму:

  • Выбираем и покупаем необходимый комплект пропускных колец и тюльпан.
  • Снимаем старые кольца, нагревая их крепление свечой или зажигалкой.
  • Посадочные места необходимо зачистить финишной наждачной бумагой и обезжирить спиртом.
  • Устанавливаем кольцо и усаживаем его на эпоксидный клей. Поверх фиксируем, накладывая бандаж.
  • После застывания клея, место посадки кольца покрываем бесцветным лаком.

Важно в процессе установки новых колец не нарушить соосность. Это приведет к снижению дальности заброса из-за возросшего трения шнура о вставки колец. Кроме того, это может нарушить строй спиннинга и будет создавать критические перегрузки в месте неправильно закрепленного кольца при вываживании рыбы.

Как самому отремонтировать спиннинг, если пробковая рукоятка приходит в негодность. Когда материал начинает крошиться, нельзя мешкать. Следует сразу приступить к исправлению поломки, дабы не усугубить ситуацию:

  • Берем пробку от вина или шампанского и мелко натираем ее.
  • Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА.
  • Образовавшейся густой массой замазываем все дефекты и сколы.
  • После высыхания клея, обрабатываем ручку мелкой наждачной бумагой.

Отремонтированная таким способом рукоятка выглядит почти как новая и в состоянии прослужить долго.

Как защитить спиннинг от поломки?

Существуют определенные правила обращения со спиннингом, чтобы он прослужил долго и не поломался в неподходящий момент:

  • Перевозить собранное удилище необходимо в специальном твердом чехле, защищающем его от ударов и сломов. Тубус для спиннинга позволяет не только транспортировать удочку, но и безопасно хранить ее дома.
  • Нельзя переносить удилище вершинкой вперед. Чтобы не сломался спиннинг, его следует держать кончиком назад.
  • Не надо класть удочку на землю, ведь на нее могут случайно наступить коллеги.
  • Нельзя бросать спиннинг в лодке или на берегу, чтобы он не испытывал ударных нагрузок.
  • Периодически «палку» нужно протирать, особенно внутренние вставки пропускных колец.
  • Нельзя перегружать спиннинг, превышая тест по приманкам.

В заключение

Любой рыбак должен знать, как починить спиннинг при незначительных поломках. Это позволит быстро вернуть работоспособность снасти и сэкономить на ремонте у специалистов. Хотя, лучше не расслабляться и всегда бережно относиться к удилищу, соблюдая правила обращения с ним.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации