Автомобиль дымоудаления. Пожарные автомобили дымоудаления Ад пожарный автомобиль

Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

Общие сведения

Пожарные автомобили дымоудаления предназначены для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения , удаления дыма из зданий и сооружений, проветривания помещений, перемещения газовоздушных смесей при АСР , получения ВМП высокой кратности и подачи её в помещения и на открытые очаги пожара ; создания заградительных полос из пены на пути распространения пламени, а также в местах с опасным пылевидным покрытием поверхности для исключения пылеобразования в атмосфере.

Автомобили дымоудаления работают самостоятельно или совместно с отделениями автоцистерн для подачи воздушно-механической пены.

История создания автомобилей дымоудаления


В СССР ряд автомобилей дымоудаления изготавливался техническими подразделениями пожарной охраны . При этом использовались вентиляторы радиальной компоновки. По сравнению с осевыми, они имели большой напор, но меньшие расходные параметры (при одинаковой мощности). Аналогом первого опытного образца автомобиля дымоудаления стал экспериментальный пожарный автомобиль, созданный в 1977 г. на шасси ГАЗ-66. У этого автомобиля осевой вентилятор К-23 диаметром 1100 мм имел расход воздуха 120 тыс. м 3 /ч при давлении 800 Па. Производительность по пене кратности 800 составляла 12 м 3 /ч.

В состав АД входили: вентиляторная установка с приводом от двигателя автомобиля, узлы трансмиссии, ёмкость для пенообразователя , пенная система, всасывающие и напорные рукава , пенный рукав. Комплектующее оборудование размещалось в отсеках кузова.

В последующие годы Варгашинский завод ППСО при участии ВНИИПО изготовил ряд моделей аналогичных АД с осевыми вентиляторами разных моделей. Так, в 2006 принят опытный образец АД-120 на шасси ЗИЛ-4334 с комплектацией одним стационарным осевым вентилятором и двумя переносными дымососами производительностью 15 тыс. м 3 /ч с приводом от переносного генератора.

В 1998 Жуковский машиностроительный завод изготовил опытный образец автомобиля дымоудаления 90/20 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок». АД имел в комплектации 6 переносных дымососов с расходом по 15 тыс. м 3 /ч, с приводом от электродвигателя частотой тока 400 Гц и питанием от электрического генератора мощностью 20 кВт, установленного на шасси.

В этом же году Московский карбюраторный завод АМО ЗИП изготовил опытный образец АД-100 на шасси ЗИЛ-131. Особенностью этого автомобиля было то, что впервые разработан вентилятор с расходом 150 тыс. м 3 /ч, с давлением 1500 Па, с отсасыванием газовоздушных потоков с температурой до 300 0 С. В целях улучшения параметров вентилятора для режимов отсасывания и нагнетания воздуха в конструкции вентиляторной установки была предусмотрена возможность изменения формы проходных сечений.

В последние годы в России к производству автомобилей дымоудаления приступили и другие предприятия.

Конструктивные особенности

Автомобиль дымоудаления состоит из:
  • базового шасси,
  • кабины водителя и пожарного расчета,
  • вентиляторной установки;
  • отсеков для пожарно-технического вооружения.
Работа вентиляторной установки осуществляется от гидравлического привода. Он состоит из гидравлического насоса, маслобака, гидромотора и трубопроводов. В отсеках автомобиля могут располагаться переносные системы дымоудаления работающие от двигателей внутреннего сгорания или электропривода.

Вентиляторная установка так же может использоваться для формирования воздушно-механической пены высокой кратности.

style="border: solid 1px #CCCCCC; margin-top: 4px; display:inline-block; width:400px">

Пожарный автомобиль дымоудаления АД-90 (33086) ПМ-629:
1 - базовое шасси; 2 - кабина водителя и расчета; 3 гидравлический привод; 4 вентиляторная установка; 5 - грузоподъемное устройство; 6 - платформа.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей дымоудаления

В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей дымоудаления когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель Боевой расчет Макс скорость Масса полная Шасси Производительность Предприятие-изготовитель
АД-90(3308) 2 6300 ГАЗ-3308 90000
АД-90(33081) 2 ? ? ГАЗ-33081 90000 Варгашинский завод ППСО
АД-90(33086)ПМ-629 5 80 5800 ГАЗ-33086 90000 ОАО Пожтехника
АД-90(4327) 2 7250 ЗиЛ-4327 90000
АД-120(4334) 3 13000 ЗиЛ-4334 120000
АД-120(5557) 3 12000 Урал-5557 120
  • Классификация автомобильных дорог и улиц в городах. Расчет транспортных узлов. Учет фактора уровня автомобилизации.
  • Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

    АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

    На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /час. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

    Комплектация и технические характеристики АДУ представлены в таблице:

    Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

    Прицеп пожарный дымоудаления ПД-60/20(738) сооружен на шасси прицепа УАПЗ-738 .

    Боковые и задняя стенки прицепа обустроены распашными и откидными дверями для доступа к специальному оборудованию и ПТВ. Габаритные размеры ПД равны 3975х2170х2200 мм. Высота ПО с глушителем на кузове равна 2400 мм. Его колея равна 1770 мм, полная масса 2400 кг. Допускается максимальная скорость при транспортировании 40 км/ч.

    В отсеках кузова ПД размещены: электросиловая установка с двигателем, топливные баки, дымососы и прожекторы, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, специальное оборудование и электрооборудование.

    Электросиловая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и сопряженного с ним электрического генератора.

    Двигатель ПД – четырехцилиндровый четырехтактный дизель (ДМИ-60) с воздушным охлаждением. При частоте вращения вала двигателя 2200 об/мин он развивает мощность 44 кВт. Запас дизельного топлива 70 кг обеспечивает непрерывную работу ПД в течение 8 часов. На прицепе установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Она обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже –10 0 С, а также работу двигателя в жарких климатических условиях.



    Мощность от двигателя к генератору передается через раздаточную коробку.

    Электрогенератор ГТ40ПЧ6-2С является синхронной машиной трехфазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 200 В, воздушного охлаждения. Частота вращения вала генератора 6000 об/мин. Величина генерируемого тока 55 А, развиваемая мощность 20 кВт.

    Основное оборудование ПД включает прожекторы, дымососы, электропилу и др.

    Прожекторы. На прицепе закреплены два выносные прожектора типа ИО-02-1500-02. Один прожектор может устанавливаться на задней части крыши прицепа. Второй может использоваться на специальной подставке высотой 2 м на местности. Мощность одного прожектора 1,5 кВт.

    Освещение мест работы осуществляется переносной фарой ФГ-16 с кабелем длиной 20 м. На корпусе фары имеется струбцина для крепления ее на различные предметы.



    Дымосос пожарный электрический (ДПЭ) обеспечивает подачу воздуха не менее 10000 м 3 /ч при работе со всасывающими напорными рукавами, без них – не менее 15000 м 3 /ч.

    Он может подавать до 100 м 3 /мин пены. В комплекте оборудования на каждый дымосос имеется всасывающий рукав длиной 10 м и диаметром 520 мм. Напорный рукав соответственно имеет размеры 10 м и 540 мм. Масса ПД не более 48,5, потребляемая мощность не более 3 кВт. ПД укомплектован 4 дымососами.

    Аппарат сварочный специальный – АСС –7/400. Аппарат предназначен для электродуговой сварки или резки изделий из углеродистых сталей: листов, профилей, прутков. С его помощью можно сваривать или резать образцы толщиной от 1 до 5 мм. Потребляемая мощность аппарата не более 13 кВт.

    Цепная электропила ЭПЧ-3,0-2. В комплекте имеется две пилы мощностью по 3 кВт. Включение их в работу осуществляется через блок питания электропилы (БПЭ). На каждом БПЭ имеется штепсельная розетка для подключения кабельной вилки электропилы и кабельный ввод с вилкой для подключения к розеткам распределительных коробок КР.

    Коллекторный электроинструмент. ПД укомплектован отбойным молотком и резаком с электродвигателями на напряжение 220 В и 50 Гц и шлифовальной машинкой с корундовым диском. Силами подразделений ГПС он может укомплектовываться и другим электроинструментом, например, электродрелью, электропилой цепной типа «Парма» на напряжение 220 В и 50 Гц. Этот инструмент подключается к электросиловой установке через блок питания контактного инструмента (БПКИ). Этот блок выпрямляет напряжение 220 В 400 Гц переменного тока в напряжение 210 В постоянного тока.

    Катушки кабельные. На ПД имеются стационарная кабельная катушка с магистральным силовым кабелем длиной 96 м и четыре переносных кабельных катушки, на которые намотаны кабели длиной по 36 м. Эти четыре кабеля предназначены для удлинения линии электропитания от генератора к внешним выносным потребителям электроэнергии.

    Распределение электроэнергии 200 В 400 Гц от электросиловой установки к выносному оборудованию осуществляется коробками распределительными КР. В эксплуатации они устанавливаются на подставки с раздвижными опорами. Этим исключается контакт с влажным грунтом.

    Общее оборудование ПД. Для обеспечения безопасной работы на ПД в передней части установлено самоориентирующееся опорно-тормозное устройство (поз.1, рис.10.4). В походном положении оно поднимается вверх и фиксируется стопором. Имеется и задняя опора, состоящая из стойки в виде трубы и винта. В походном положении убирается вверх и фиксируется. На прицепе имеются два автомобильных противооткатных упора.

    На передней стенке кузова установлены сигнальные фонари красного цвета, а в задней части кузова на крыше установлен маяк сигнальный синего цвета.

    Для освещения мест работы в ночное время применяется фара переносная ФГ-16. Она имеет кабель длиной 20 м с вилкой на конце и струбцину на корпусе для крепления на различные предметы.

    В кузове установлен вентилятор, предназначенный для обдува блоков защиты и управления и вентиляции кузова при работающем двигателе.

    На водилеприцепа закреплен заземляющий медный провод длиной 5 м и сечением 10 мм 2 . Для обеспечения безопасности работы боевого расчета на ПД имеются резиновые боты, ковер и перчатки диэлектрические, аптечка, огнетушитель ОУ-2, прибор контроля изоляции.

    Для выполнения различных работ в комплекте (42 наименования) имеются чемодан электрослесаря, сумка инструментальная и другое оборудование.

    Боевое развертывание. Оборудование на ПД потребляет различную мощность. Кроме того, оно может приводиться в действие, как переменным током высокой частоты, так и постоянным током. Поэтому личный состав боевого расчета, состоящий из трех пожарных, должен быть специально подготовлен.

    Развертывание ЭСУ производит водитель автомобиля тягача, развертывание оборудования – пожарные.

    Схемы боевого развертывания могут быть различными. Однако должны выполняться два требования. Во-первых, суммарная мощность потребителей не должна превышать мощности генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выносном щите должно быть равномерным, т.е. не более 6 кВт на каждую линию. При боевом развертывании только прожекторов и дымососов схемы могут быть различными. Одна из них показана на рис.10.5. В случае, если не устанавливается прожектор на тягаче, он может быть включен (при необходимости) к левой КР.

    В случае использования сварочного аппарата он включается через КР в одну из линий, в две другие линии должно подключаться минимум агрегатов или инструмента.

    При необходимости использования электропил они включаются к блоку питания электропил БПЭ, которые соединяются с КР (рис.10.6). коллекторный электроинструмент напряжением 230 В постоянного тока включается через блок питания коллекторного инструмента (БПКИ).

    С помощью прицепа дымоудаления возможно удаление дыма из зданий и сооружений. Использование четырех дымососов позволяет рационально организовать отсасывание из них дыма. Достоинством является то, что удаление дыма, как и проветривание помещений можно организовать в различных их частях и даже на различных объектах.

    Имеющееся оборудование позволит вскрывать конструкции для обеспечения удаления дыма и проветривания помещений. С помощью дымососов возможно использовать для тушения высокократную пену. Прожекторы позволят освещать местность в темное время суток.

    Пожарный автомобиль дымоудаления АД 90/22(3205)-01 НН НАЗНАЧЕНИЕ АД - пожарный автомобиль дымоудаления. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и в открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пожара. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Изготовитель: ООО ТПП «Пеленг» Шасси………………. . …. ПАЗ-3205 Максимальная скорость, км/ч. ……. . 90 Мощность источника питания, к. Вт: основного………………. . 16 дополнительного…………. . 6 Высота подъема осветительной мачты от поверхности земли, м……………. . ………… 8* Максимальная суммарная произ-ть пожарных дымососов, тыс. м 3/ч………… 90 Суммарная мощность электрооборудования, ……………. 15 Число мест для боевого расчета…. …. . . 4 Габаритные размеры, д/ш/в, м…. . . 7, 3 х2, 5 х3, 4

    Пожарный автомобиль дымоудаления АД-120 (4334)-70 ВР НАЗНАЧЕНИЕ Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушномеханической пены на пути распространения пламени ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Шасси …………………. ……. ЗИЛ-4334 (6 х6) Максимальная скорость, км/ч……………. . 85 Число мест боевого расчета………………. 3 Производительность вентиляторной установки, м 3/ч……………. . 120000 Масса полная, кг……………………. . 9950 Габаритные размеры, м…………. . … 8, 0 х2, 5 х3, 35 Изготовитель: ОАО «Варгашинский завод ППСО»

    Автомобиль дымоудаления предназначен для доставки к области пожара пенообразователя, техническо-пожарного вооружения, боевого расчёта, а также удаление дыма из лифтовых шахт и лестниц многоэтажных зданий. Принцип его работы заключается в нагнетании воздуха в нижние части здания и последующий выпуск дыма из помещений подвального типа с помощью его отсоса, создания специальной пены (воздушно-механической) с высокими показателями кратности. Также автомобиль дымоудаления может применяться для создания заградительной полосы на пути распространения огня из специальной пены, причём для её создания необходимо участие дополнительно одного человека из пожарной команды. Водитель осуществляет процессы включения и последующего выключения установки вентиляторного типа, также он осуществляет запуск устройства, включает коробку мощности и необходимую передачу с помощью определённого рычага газа в специальном приборном отсеке. Выключение вентиляторных установок производится в противоположной последовательности, согласно установленным правилам.

    Удаление дыма

    Удаление дыма из помещений производится автомобилем дымоудаления только при условиях выключенного двигателя, включении стояночной тормозной системы с колёсами, которые фиксируются противооткатными упорами. Для того чтобы присоединить всасывающие рукава, снимается чехол с патрубка вентилятора (напорного). Затем достаётся и подаётся нужное число всасывающих рукавов, затем осуществляется их соединение, рукав при этом направляется в необходимый объём. Водителем автомобиля для удаления дыма производится включение установки вентиляторного типа и происходит процесс нагнетания. Он же и осуществляет полный контроль над всеми необходимыми манипуляциями. При заглушённом двигателе происходит подача пены. Также для подобных целей должна быть включена тормозная система для стоянки и зафиксированы колёса противооткатными упорами. Чехол с патрубка (напорного) снимается боевым расчётом, затем открывается дверь вентиляционного отдела кузова и осуществляется присоединение напорного рукава АС со специальным патрубком устройства (приёмным) получения пены. Достаётся пенообразующая сетка, затем присоединяется к внутреннему кузовному патрубку, к нему же крепится рукав пенный и направляется в требуемые объёмы. Включение АЦ и вентиляторной установки осуществляется водителем, затем подаётся раствор пенообразователя (шести процентный) в коммуникации (водопенные), при этом должна быть полностью открыта задвижка на патрубке насоса (напорном). Водитель устанавливает необходимые величины оборота вентилятора для создания пены с нужным показателем кратности. Необходимый показатель давления воды обычно не превышает величину 0,8 МПа (6-8 кг/см2).

    Создание заградительной полосы из пены

    Для того чтобы создать специальные заградительные полосы из пены осуществляются такие же этапы, что и при подаче ВМП. Только необходимо убрать упоры после получения стойкого пенообразования, водитель внимает устройство со стояночных тормозов и производит движение с небольшой скоростью, которая обеспечивает необходимую ширину полосы заградительной, а один из команды пожарных придерживает рукав и формирует его направление. После окончания данных работ автомобиль дымоудаления устанавливают в транспортное положение, все манипуляции производятся в противоположной последовательности по чётко установленной инструкции. К вождению автомобиля для удаления дыма допускаются только лица, которые прошли курсы обучения по надлежащей программе и получили специальное свидетельство установленного образца.

    © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации