Некрасов николай - надрывается сердце от муки. «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Для Некрасова народ был «почвой и основой национального существования. Народная жизнь на страницах его поэтических произведений казалась многоцветной и разноликой, а способы ее поэтического воспроизведения многообразны. Например, в стихотворении «Надрывается сердце от муки … » тема народных страданий тесно взаимосвязана с изображением природы. Образ лирического героя, противопоставляющего гармоничный мир природы жестокому миру людей, объединяет их.

В стихотворении изображен весенний пейзаж, яркий, эмоционально насыщенный, красочный. Основной цвет весны — зеленый, но поэт называет ее «золотой». Эпитет «золотая», может быть, связан здесь с ярким весенним солнцем, заливающим все вокруг своим золотым светом. Также возможно, что этот эпитет отражает настроение автора: весна дорога ему, радует его картиной пробуждающейся природы. Весна приносит с собой ощущение праздника, гармонии жизни. «Сплошной, чудно-смешанный шум состоит из разных звуков: шепота зеленых трав, говора волны, ржания жеребенка, детского крика, соловьиного напева, писка галчат, крика лягушек, жужжания ос. Это звуки живой жизни. Даже скрип подводы и грохот тройки не нарушают этой гармонии, потому, что связаны с мирной жизнью крестьян: ее праздниками (тройка) и буднями (подвода).

Образ весны, ее звуковая картина композиционно противопоставлены «шуму иному», а «гармония жизни» — дисгармонии общественных отношений, добро — злу. Стихотворение состоит из трех частей, в первой из которых центральный образ — « в мире царящие звуки барабанов, цепей, топора». Эти звуки рождают в нашем сознании картины насилия, наказания, угнетения. Слово «звуки связано перекрестной рифмой со словом «муки». Лирический герой выражает свое отношение к народным страданиям: его сердце «надрывается», и он теряет веру в силу добра.

Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. «Музыке злобы» противостоит здесь чудный весенний шум. Этот образ пронизан мотивами детства (ребенок, жеребенок, галчата), свободы, чувством родины, ее просторов (холмы, леса, долины). Если звуки насилия связаны со смертью, которую символизируют топор, цепи, барабаны, то звуки весны — с жизнью:

«В обаянии счастья и славы,

Чувству жизни ты вся предана …»

В З-й строфе видим итог противопоставления — возникает образ «Матери-природы» как единственной силы, способной «заглушить музыку злобы», помочь забыться, отрешиться от страшной повседневности. Лирический герой ищет не только утешения. Ему нужно откуда-то черпать силы для борьбы, и эти силы дает ему природа.

Во многих стихотворениях Некрасова звучит тема народных страданий более явственно, чем в «Надрывается сердце от муки…», однако это стихотворение занимает важное место в его творчестве. По своей лирической силе оно не уступает знаменитым стихотворениям «Рыцарь на час», «В полном разгаре страда деревенская …». Неподдельное, искреннее чувство сострадания пронизывает эти стихи. Некрасова по праву называют певцом народных страданий. За «каплю крови, общую с народом», поэт заслужил и признание современников, и благодарность потомков.

Стихотворение «Надрывается сердце от муки» было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в «Современнике» № 9. 4-я строка стихотворения – «Барабанов, цепей, топора» – в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 «Стихотворений» Некрасова в 1864 г., но уже в «Стихотворениях» 1869 г. строка, запрещённая цензурой в 1863 г., была восстановлена.

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Стихотворение явилось живым отзывом на текущие события писателя-реалиста, главного редактора журнала «Современник», любимого читательской публикой именно за мужество и бесстрашие его реакции на зло и бесправие, всё ещё царившие в Российской империи, невзирая на начатые Александром II прогрессивные реформы.

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие . Весна – золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

«Надрывается сердце от муки…» Николай Некрасов

Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы
Чувству жизни ты вся предана,-
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна;
В стаде весело ржет жеребенок,
Бык с землей вырывает траву,
А в лесу белокурый ребенок —
Чу! кричит: «Парасковья, ау!»
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны — напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок,- в просторе свободы
Всё в гармонию жизни слилось…

Я наслушался шума инова…
Оглушенный, подавленный им,
Мать-природа! иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…»

В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт настоящим ударом для поэта, который после смерти ее законного супруга уже готов был идти под венец с женщиной, которая фактически была его женой на протяжении 16 лет. Тем не менее, Авдотья Панаева, которой любовный треугольник доставлял огромное удовольствие, вдруг осознала, что отношения с Некрасовым утратили для нее былую привлекательность и остроту. Поэтому она попросту ушла от своего любовника, предоставив ему полную свободу, с которой сам Некрасов не знал, что делать. Он учится жить заново и именно в этот период создает стихотворение под названием «Надрывается сердце от муки…».

Описывая свое душевное состояние, автор отмечает, что ему «плохо верится в силу добра», и надежда на то, что его жизнь будет течь в прежнем русле, уже развеялась окончательно. Подобную боль автор испытывал почти 20 лет назад, когда впервые увидел Авдотью Панаеву, признался ей в своих чувствах и был нещадно высмеян. Тогда Некрасов даже предпринял неудачную попытку самоубийства, хотя позже искренне в этом раскаивался. Ведь если он погиб, то никогда не услышал бы слова ответного признания от возлюбленной, которые были сделаны спустя несколько лет, когда имя Некрасова уже засияло на русском литературном небосклоне.

Теперь к поэту вновь приходят мысли о самоубийстве, от которого его удерживает, как это ни странно, бушующая за окном весна. Ее автор сравнивает с ребенком, который резвится, не зная без и забот. На этого малыша очень хочет походить и сам Некрасов – взрослый 40-летний мужчина, состоявшийся литератор и издатель . Обращаясь к весне, которая уже вступила в свои права, Некрасов не скрывает своего восхищения: «В обаянии счастья и славы чувству жизни ты вся предана». Однако эти строки в равной мере можно отнести не только ко времени года, но и к возлюбленной поэта, которая продолжает наслаждаться каждым прожитым мгновением и радоваться любым переменам в своей судьбе. Эту параллель автор проводит неслучайно, так как Авдотья Панаева в его представлении все еще остается юной девушкой, живой, обаятельной и обладающей острым умом. Поэтому, описывая весенний пейзаж, который открывается за окном сельского домика, Некрасов словно бы примеряет все увиденное к своей избраннице и понимает, что эта женщина, освободившись сразу от двух любивших ее мужчин, сейчас переживает период своего расцвета. «Все в гармонии жизни слилось» — это строки относятся и к весне, и к Авдотье Панаевой в равной степени. Автор не перестает удивляться тому, как легко эта женщина прощает обиды и избавляется от душевных ран. Она умеет быть счастливой при любых обстоятельствах, чему втайне завидует Некрасов, лишенный подобного дара.

Утешение поэт пытается найти не только в своих воспоминаниях, но и в весне, которая дает ему силы жить. Обращаясь к природе, автор отмечает: «Иду к тебе снова со всегдашним желаньем моим – заглушить эту музыку злобы!». Под злобой Некрасов подразумевает свою неукротимую ревность, которая, как он считает, и стала причинно разрыва взаимоотношений с Авдотьей Панаевой. Теперь же поэт мечтает лишь о том «чтоб душа ощутила покой». Только тогда поэт сможет переосмыслить собственную жизнь и научиться благодарить судьбу за все, что она ему преподносит. Стоит отметить, что избавиться от своей болезненной страсти к Авдотье Панаевой Некрасову так и не удалось. Тем не менее, после расставания с ней он пережил еще несколько бурных романов и в итоге женился на деревенской девушке, которая стала его верной спутницей жизни.

«Надрывается сердце от муки» Некрасов

«Надрывается сердце от муки» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Надрывается сердце от муки » было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в «Современнике» № 9. 4-я строка стихотворения - «Барабанов, цепей, топора» - в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 «Стихотворений» Некрасова в 1864 г., но уже в «Стихотворениях» 1869 г. строка, запрещённая цензурой в 1863 г., была восстановлена.

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Стихотворение явилось живым отзывом на текущие события писателя-реалиста, главного редактора журнала «Современник», любимого читательской публикой именно за мужество и бесстрашие его реакции на зло и бесправие, всё ещё царившие в Российской империи, невзирая на начатые Александром II прогрессивные реформы.

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски - именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора - и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора - царящие . Весна - золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова - прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ - палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы - золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо - несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы - всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации