Социальная сфера общества. Социальная сфера

группа отраслей, обеспечивающих социальное развитие как отдельных трудовых коллективов, так и общества в целом.

Социальная сфера

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

это область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, в первую очередь различающимися ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере относятся: торговля, образование, культура, социальное обеспечение и т.п.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера

ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура, здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения.

Социальная сфера

1) Социальная (непроизводственная) сфера общественного производства - это сфера, где не создаются непосредственно материальные блага. К социальной сфере относятся: искусство, культура, спорт, наука, образование, здравоохранение. 2) Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Она в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной сферы, в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, коллектив (трудовой, учебный и т. д.) и группы людей. Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, в то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека изменяется преобразуется самая.

Кафедра «Автоматизированных систем управления»

Курсовая работа

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

Введение. 3

Основная часть. 6

1. Социальная и экономическая сфера.

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.

Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком — отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения — это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда « присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер — предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций.

Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия.

Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот.

Особенности управления социальной сферой на региональном уровне.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е.

ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия. С учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона. Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.

В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика, с одной стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе - на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Помимо внерегиональных и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории. Конечный продукт деятельности организации в виде социальных благ и услуг направлен на активное использование во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.

Каждый регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах. При усилившейся дифференциации российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Справедливости ради нужно сказать, что эта задача не была легкой и раньше в условиях плановой экономики.

Могут быть выделены два основных типа социальных показателей. К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдельных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Социальные показатели второго типа характеризуются тем, что заключение о положительном или отрицательном значении для региона их фактического значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.

К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографические показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рынках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо миграции приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.

Конкретный тип социальной политики может быть определен в том случае, если учесть особенности социально-экономической ситуации, сложившиеся в стране и ее регионах к определенному периоду времени. Особенности этой ситуации в свою очередь, определяет принципиальные требования к общегосударственной социальной политике и направления ее межрегиональной дифференциации.

Сфера социальной жизни общества.

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.

В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации, микросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д.

Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» — stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей . Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство. ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

Человек, занимающий некоторое место в структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне(перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) Такой переход называется социальной мобильностью. (Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.)

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

Социальная сфера деятельности на региональном уровне заключается в осуществлении пространственных процессов в обществе, внедрении рациональных форм организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отвечает очинку, развития личности, обновления жизни, воспроизводства населения. Эта сфера непосредственно связана с политикой, экономикой, социологией, демографическими исследованиями и т.д.. Вопрос о развитии в социальной сфере как вида экономической деятельности рассматриваются исключительно в контексте организации жизни людей в пределах конкретной территории, территориальной организации рабоці.

В состав социальной сферы региона относятся учреждения, способствующих воспроизводству населения, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, организация санаторно-курортного, туристско-отель льного обслуживания, физкультуры и спорта. Задача региональных учреждений, способствующих воспроизводству населения - удовлетворить потребности людей. Специалисты учреждений здравоохранения, например, изучают уровень с ахворюваности людей отдельными болезнями, причины, влияющие на наличие того или иного класса болезней. Наличие населения, физическое состояние людей используют для определения потребностей в учреждениях здоровья, сети медицинских учреждений, сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, санитарно-курортных и других учреждений. На этой основе определяют необходимое количество медицинского персоналналу.

Важное значение для населения, проживающего на территории определенного региона, масс использования учреждений образовательно-культурного и духовного направления. От состояния образования зависит научный потенциал обществ ва и его развитие. К учреждениям образования относятся общеобразовательные учебные заведения и высшие учебные заведениеди.

Широкая сеть учреждений культуры способствует духовному росту общества. В состав этих учреждений входят музыкальные школы, школы художественного искусства, библиотеки, клубы, театры, музеи и т.д.о.

Среди учреждений, удовлетворяющих материально-бытовые потребности населения, важное место занимают учреждения жилищно-коммунального и бытового обслуживания. От их работы, от уровня обслуживания населе ения зависят социальные условия жизни и труда людей, общая культура общества. Развитая организация бытового обслуживания позволяет значительно сократить время каждого человека на выполнение бытовых х работ, использовать освободившийся время для удовлетворения культурных потребностей, организацию спортивных мероприятий, туризма тощщо.

Содержание социальной сферы деятельности определен. Конституцией Украины, учитывает интересы как каждого отдельного человека, так и всех социальных групп и слоев общества, создает условия для достижения нового уровня ния жизни, охраны здоровья человека, рост духовного и физического потенциала, обеспечение социальной защищенности населения. Конституция Украины гарантирует необходимые условия для развития всех наций, проц утнисть кризисов и конфликтов между людьми, создание необходимых социально-экономических языков для жизни людей. Деятельность в социальной сфере направлена??также на формирование инициативной личности, решения иток украинской культуры и культуры национальных меньшинствн.

последнее время научным исследованиям социальных процессов на региональном уровне уделяется значительное внимание. Результаты научных исследований и обобщения опыта практической работы дают возможность для изучения и обобщения тенденций в изменениях социальных процессов, оценить влияние на эти процессы экономической трансформации общества, изменений в характере производственных отношений тощо.

Рассматривая социальное положение населения, проживающего на территории определенного региона с системных позиций необходимо отметить, что социальная сфера развивается в результате последовательного воздействия политических, ор рганизацийно-правовых и экономических факторов. Обобщая наличие разнопланового влияния можно заметить, что формирование перспектив социального развития региона осуществляется под одновременным воздействием ор ганизацийних (прямых) и экономических (косвенных) методов, которые в своей совокупности определяют содержание вертикальных связей"центр-регион", а также содержание горизонтальных связей между отдельными территориями, п идприемствамы, коллективами и т.п.. Благодаря этому существуют благоприятные условия для аналитико-диагностической оценки существующего состояния социальных отношений, оценки уровня жизни людей, а также для прогностического, нор мативно-целевого определения перспектив социального развитияку.

Социальные процессы на региональном уровне формируются на основе имеющихся:

Социальных обязательств и ответственности;

Социальных стандартов и утвержденных норм;

Социальных ограничений.

В социальных обязательств и ответственности относится установление конкретных обязанностей между обществом и государственной властью относительно накопления национального богатства и его потребления соблюдение я рациональных соотношений границ производительностью труда и уровнем заработной платы, внедрения различных форм материального поощрения труда, рационального использования материально-технических, топливно- энергетических и природных ресурсов, сохранение окружающей природной среды.

Использование социальных стандартов и утвержденных норм предусматривает обеспечение конституционных прав граждан на социальные условия проживания, трудоустройства, удовлетворения образовательно-культурных и духовных их потребностей. Установление содержания и объема социальных услуг в соответствии с утвержденными нормами определяет законодательно определено удовольствия людей определенным объемом социальных услуг, в том числе таких, что надо ются на льготной основі.

Социальные ограничения формируются в зависимости от состояния экономического развития государства и региона, предусматривают определение объемов финансирования внедрения конкретных видов социальных услуг из всех воз жливих источникам финансирования.

Важное значение приобретает стремление обеспечить одинаково качественные условия жизни для населения независимо от места проживания. С этой целью государственные органы предусматривают меры по бюджетному выравнивание вания межрегиональных различий, что касается уровня трудоустройства людей, развития социальной инфраструктуры, внедрения на всей территории государственных стандартев.

Объективно оценивая особенности социально-экономического развития территорий, необходимо заметить, что абсолютно одинакового состояния качества жизни людей на всей территории Украины достичь невозможно. Рег. Гион различаются по природно-климатическими, экономическими, историческими и другими условиями, которые по своей сути определяют различия и специфические особенности жизни людей на отдельных территориях не выпадет ково. Законом Украины"О стимулировании развития регионов"(2005 г) впервые определены такое понятие, как"депрессивная территория"депрессивные территории считается регион, уровень развития которого является самым низким среди территорий соответствующего тылу. Согласно закону депрессивным регионом считается регион среди регионов такого типа, в котором в течение последних пяти лет был самым низким показатель валовой добавленной в артости на одного человека касается регионов промышленного типа, то депрессивным считается тот, в котором в течение последних трех лет являются самыми высокими средние показатели уровня безработицы, низкая занятость в промыш ности и объем промышленного производства на душу населения и самый низкий уровень средней заработной платы. Сельский регион считается депрессивным, в котором в течение последних трех лет являются самыми низкими плотно ость сельского населения и естественный прирост населения, низким объем производства сельскохозяйственной продукции на душу населения и уровень средней заработной платы. Город областного значения считается ется депрессивным, в котором в течение последних трех лет среди городов подобного типа является высшим показатель уровня безработицы и низким уровень средней заработной платы. Депрессивными определяются территорий ее областей, отдельных промышленных и сельских районов, а также города областного значения значення.

Таким образом, законодательно признано существование депрессивных территории и направления стимулирования их развития. Стимулирование развития региона понимают как комплекс правовых, организационных, научных, финансовых и других мероприятий, направленных на достижение устойчивого развития региона на основе сочетания экономических, социальных и экологических интересов максимально эффективного использования потенциала региона в инт ересь его жителив.

Оценка объективно существующих различий в социальном развитии регионов Украины раскрывается содержанием последующих разделов учебника. Рассматривается состояние и развитие образования, здравоохранения, социального в защиты и социального обеспечения людей, культуры, искусства, туризма, гостиничного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане России могут претендовать на социальные пособия, если возникают жизненные обстоятельства, требующие государственной помощи. Видов региональных и федеральных пособий много. Не все россияне знают, что имеют право на поддержку со стороны государства. Нужно разбираться в существующих видах дотаций, чтобы получать денежные компенсации, иные льготы, натуральную помощь. Ознакомьтесь с типами выплат, их размером и правилами начисления.

Что такое выплаты социального характера

Государством предусмотрены программы помощи гражданам, лишившимся трудоспособности, не могущим обеспечивать себя и семью вследствие разных причин. Социальные выплаты в России разнообразны – к ним могут относиться денежные разовые или регулярные дотации из федерального, регионального, местного бюджетов. Поддержка малоимущих слоев населения считается одной из приоритетных задач государства. Можно получать денежные пособия или набор социальных услуг (далее – НСУ), пользоваться льготами при оплате товаров и услуг.

Источники финансирования

Для каждой категории льготников установлены свои источники получения дотаций – федеральные, региональные или местные. Получить пособия из госбюджета могут граждане, имеющие установленный статус или заслуги перед Россией – доноры, герои Российской Федерации, ветераны, инвалиды войны, жители блокадного Ленинграда, репрессированные лица. К региональным дотациям относятся доплаты к пенсии до установленного прожиточного минимума (далее – ПМ) по данному субъекту страны.

К компетенции местных властей относится признание семей малоимущими с выдачей денежных сертификатов на получение жилья, льготы при оплате коммунальных услуг. Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) занимается начислением пособий, выдачей денег по материнскому капиталу. К функциям Фонда социального страхования (далее – ФСС) относится оплата листков нетрудоспособности, выдача льготных путевок, выплаты по профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве.

Принципы назначения

Законодатели предусматривают особые факторы, влияющие на социальные выплаты пенсионерам и другим категориям населения, нуждающимся в государственной помощи. Есть два основных критерия, которыми руководствуются сотрудники органов соцобеспечения при назначении социальных доплат:

  1. Снижение размера дохода вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от гражданина, претендующего на госпомощь. К таким случаям относятся временная или постоянная утрата дееспособности вследствие болезни, повлекшей инвалидизацию, наступление пенсионного возраста, увольнение по сокращению или ликвидации компании, вынашивание младенца, послеродовой период.
  2. Увеличение расходов, которое появляется при появлении в семье новорожденного, потребности семьи в улучшении жилищных условий, смерти одного из домочадцев и необходимости оплатить услуги погребения.

Нормативно-правовое регулирование

Есть много законов, регулирующих оказание государственной помощи нуждающимся гражданам. В ст. 41 Конституции РФ сказано, что любой гражданин страны имеет право получать медицинскую помощь, каждому россиянину гарантируется охрана здоровья. Меры госпомощи и защиты незащищенных слоев населения оговорены в следующих законодательных актах:

  • Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • Федеральном законе от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расходов при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Меры страховки граждан оговариваются такими социальными нормативами:

  • Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Дотации, выдаваемые семьям при появлении ребенка, регулируются следующими законодательными положениями:

  • Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Выплата пенсионных пособий относится к таким нормативным документам:

  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических веществ и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».

Кому положены социальные пособия в России

Все дотации, выделяемые нуждающимся россиянам, делятся на федеральные и региональные выплаты. Размер федеральных пособий одинаков для граждан, проживающих в любом субъекте страны. Региональные доначисления зависят от принятого в области, крае, республике ПМ и минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и варьируются в зависимости от обеспеченности местного бюджета, специфики финансирования данной статьи расходов.

Федеральные

Выплаты, относящиеся к категории федеральных, дотируются госбюджетом, распределяясь по целевым признакам среди министерств и ведомств, несущих ответственность за материальную помощь нуждающимся россиянам. На данные пособия могут претендовать такие категории льготников:

  • физлица, имеющие государственные награды, ордена, медали, свидетельствующие о заслугах перед страной: герои России, СССР, ветераны труда и войны, почетные доноры;
  • россияне, которым был присвоен статус безработных, инвалидов, лиц, пострадавших от репрессий, занимавшихся ликвидаций аварий, связанных с радиационным поражением, являвшихся работниками тыла во время Великой Отечественной войны.

Региональные

Субъектами Российской Федерации (далее – РФ) предусматриваются меры поддержки местного населения, которые относятся к категории региональных и зависят от степени наполненности местного бюджета. Некоторыми регионами предусмотрен обширный список дотаций для малообеспеченных физлиц, в других отсутствуют данные бюджетные статьи расхода. Рассчитывать на денежные пособия могут следующие категории граждан:

  • одиноко проживающие недееспособные люди пожилого возраста;
  • семьи, имеющие статус многодетных;
  • несовершеннолетние инвалиды;
  • родитель-инвалид, воспитывающий несовершеннолетних;
  • дети, лишившиеся одного из родителей;
  • несовершеннолетние сироты, оставшиеся без попечения взрослых;
  • граждане, подпавшие под сокращение или ликвидацию организации;
  • очно обучающиеся молодые люди, имеющие детей;
  • женщины, вынашивающие малыша или находящиеся в отпуске по уходу за младенцем;
  • люди, обслуживающие недееспособного инвалида 1 группы.

Чтобы знать, что относится к социальным выплатам, надо ориентироваться во всех вариантах государственной поддержки. Субсидии делятся по следующим принципам:

  • по форме получения (денежные, материальные компенсации, получение льгот);
  • по частоте выдачи (разовые, ежегодные, ежемесячные);
  • по целевой направленности (компенсация расходов или восполнение утраченных доходов вследствие объективных причин);
  • по категории льготника (федеральный, региональный).

По целевому назначению

Дотации, призванные компенсировать утраченный временно или навсегда уровень заработка физического лица, считаются выплатами целевого характера. К ним можно отнести следующие доначисления:

  • по временной нетрудоспособности;
  • доплачиваемые непосредственно к страховой пенсии до величины ПМ, установленного по региону;
  • выдаваемые по достижении установленного возраста или инвалидизации;
  • компенсирующие утраченный заработок при увольнении по сокращению или при ликвидации организации.

По частоте выделения средств

Выплаты делятся на три вида, в зависимости от регулярности перечисления денег из государственного или регионального бюджета. К ним относятся:

  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее – ДЕМО) или ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ), выдаваемые льготникам. Сюда входят социальные выплаты узникам концентрационных лагерей, участникам ВОВ, военнослужащим, получившим травму в боевых действиях, жителям блокадного Ленинграда, помощь матерям-одиночкам, иные доначисления.
  • Единоразовые дотации, к которым можно отнести денежные компенсации ветеранам труда при выходе на заслуженный отдых, пособие, получаемое женщиной после рождения ребенка, средства материнского капитала, сертификаты на материальную помощь малоимущим гражданам, субсидии на похороны.
  • Регулярные (периодические) выплаты, производимые каждые 12 месяцев. К ним относятся дотации, выплачиваемые россиянам со званием «Почетного донора», выплаты матерям-одиночкам при подготовке ребенка в школу на 1 сентября.

По форме выдачи

Госпомощь может предоставляться деньгами, вещами или набором социальных услуг (далее – НСУ). Имущество выдается гражданину по целевой заявке при действительной необходимости (моторизированная коляска для перемещения инвалида, жилье или земельный участок неимущей семье по договору найма). НСУ заключается в предоставлении льгот при покупке медикаментов, проезде на общественном транспорте. Данный вид дотаций можно изменить на ежемесячные денежные компенсации, если уведомить органы соцобеспечения об отказе от причитающегося пакета услуг.

По категориям получателей

Дотации делятся в зависимости от принадлежности человека к определенной категории лиц, нуждающихся в госпомощи. Выплаты производятся следующим группам россиян:

  • работающим, относящимся к категории малоимущих;
  • имеющим маленьких детей до 3 лет;
  • несовершеннолетним, оставшимся без опеки, или являющимся инвалидами;
  • стоящим на учете по безработице в местном отделении службы занятости населения (СЗН);
  • неработающим, получающим государственное обеспечение по возрасту или инвалидизации.

Размер пособий в 2019 году

Величина социальных дотаций зависит от множества факторов – трудоустроенности человека, размера его заработка, величины МРОТ, ПМ, установленного по региону, коэффициента инфляции. Государством нормируется верхний и нижний потолок пособий, варьирующийся в пределах 850-4900 р. МРОТ с 1.01.2018 г. повысился на 21,7% и составил 9 489 р. Величина ПМ изменяется по регионам. В Москве прожиточный минимум с 2019 г. зафиксирован на уровне 11 816 р., в Санкт-Петербурге для пенсионеров – 8 592 р. Выплаты, производимые нуждающимся гражданам, производятся на основе индексов МРОТ и ПМ.

Индексация социальных выплат

С 1 февраля 2019 г. ЕДВ, выдаваемые россиянам, возросли на 3,2%. Кроме доплат, планируется увеличение социальных пенсий с 1 апреля текущего года на 4,1%. Претендовать на повышенные дотации могут следующие категории физлиц:

  • имеющие несовершеннолетних иждивенцев;
  • ликвидировавшие последствия аварий, связанных с радиационным загрязнением;
  • награжденные государственными наградами и знаками отличия;
  • ветераны труда и войны;
  • инвалиды всех групп;
  • вдовы, дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей.

В Москве многократно увеличились размеры денежной помощи отдельным категориям горожан. Уровень городского стандарта, от которого исчисляются пособия, возрос в 2019 г. до 17 500 рублей. Пожилым москвичам, разменявшим 101 год, предназначена разовая выплата 15 000 р. Неработающие пенсионеры-москвичи могут воспользоваться бесплатным зубным протезированием. Ветеранам, оборонявшим Москву, будут выплачивать 8 000 р. ежемесячно. Городское пособие семьям с детьми до 3 лет увеличится до 10 тыс. рублей.

Перед правительством страны стоит задача повысить МРОТ до средней величины ПМ по регионам до 1 мая 2019 г. В январе текущего года размер МРОТ возрос до 9 489 р., достигнув величины 0,85 ПМ за 2 квартал 2017 г. В мае данный показатель должен увеличиться до 100% от ПМ и составить 11 163 рубля. Многие пособия рассчитываются, исходя из минимального размера оплаты труда, например, дотации безработным, стоящим на учете в СЗН.

Выплаты социального характера пенсионерам и инвалидам

Государством предусмотрены меры помощи незащищенных нетрудоспособных россиян. Выплаты пенсионерам и инвалидам включают несколько вариантов доначислений. К ним относятся:

  • ДЕМО;
  • НСУ в льготном или денежном выражении;
  • федеральная социальная доплата (ФСД).

Размер компенсаций инвалидам отличается в зависимости от присвоенной группы. Величину доначислений в 2019 г. можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Пенсионное обеспечение

Граждане, получающие государственное пенсионное обеспечение, составляют примерно 1/3 населения России. Доплаты, полагающиеся пенсионерам, делятся на три большие группы, куда относятся такие дотации:

  • Страховые пенсии. Назначаются в зависимости от начисленных пенсионных баллов, которые рассчитываются, исходя из размера среднего заработка человека и отработанных на производстве лет. Деньги выплачиваются самому гражданину, или наследникам по факту смерти кормильца.
  • Государственные пенсии. Назначаются строго оговоренным категориям граждан. Деньги могут получить летчики-испытатели и космонавты за выслугу лет, лица, пострадавшие от радиационного загрязнения при ликвидации техногенных катастроф, военнослужащие, получившие боевое ранение, иные граждане согласно нормативным документам ПФ РФ.
  • Социальные пенсии. Выдаются людям, не могущим вследствие объективных причин, претендовать на страховые пенсионные отчисления. Размер доплат фиксирован и индексируется ежегодно на уровень инфляции.

Доплаты к пенсиям до величины прожиточного минимума

Лица, получающие пенсионное обеспечение, могут претендовать на федеральные или региональные доплаты к назначенному пособию. Господдержку можно получить, если размер установленных дотаций меньше регионального ПМ на момент выделения денежных средств. Региональные доплаты выдаются пенсионеру, если установлено, что размер пособия меньше ПМ по субъекту РФ, но превышает величину прожиточного минимума, установленного государством в среднем по стране.

Дополнительное ежемесячное обеспечение

Физические лица, имеющие гражданство РФ, получающие пенсионные дотации, имеют право на ДЕМО в размере 1 000 или 500 рублей ежемесячных доначислений. Претендовать на получение 1 тыс. р. могут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние узники концентрационных нацистских лагерей;
  • ветераны, инвалиды 2 Мировой войны;
  • военнослужащие, получившие боевое ранение.

К гражданам, которые получают 500 рублей ежемесячных дотаций, относятся такие категории пенсионеров:

  • совершеннолетние узники концлагерей;
  • лица, имеющие статус жителя блокадного Ленинграда;
  • вдовы инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, не участвовавшие в боевых действиях в период ВОВ, но несшие службу не менее 6 месяцев в частях армии, флота, военно-воздушных сил;
  • военнослужащие, имеющие награды за период с 22.06.1941 по 03.09.1945 г.

Набор социальных услуг (НСУ)

Пенсионеры, получающие компенсации, относящиеся к ежемесячным денежным пособиям, могут автоматически пользоваться НСУ. Данный пакет представляет комплекс льгот, к которым относятся:

  • приобретение бесплатных медикаментов на сумму 828 р.;
  • путевка на лечение в санаторно-оздоровительных учреждениях стоимостью 128 р.;
  • компенсация проезда на железнодорожном, автомобильном транспорте к месту лечения на сумму 119 р.

Инвалиды 1 группы могут получать дополнительную путевку и пользоваться правом бесплатного проезда в больницы для сопровождающего лица. Предусмотрена возможность заменить пакет услуг денежной компенсацией. Если требуется изменить вариант дотаций на следующий год, то до 1 октября текущего года нужно подать заявку об отказе от НСУ и просьбу выдавать денежные средства в отделение ПФ РФ по месту проживания.

Социальные выплаты трудоспособным гражданам

Если человек лишается источника дохода вследствие объективных, не зависящих от него причин, государство помогает поддерживать приемлемый уровень жизни, предоставляя пособия. К подобным субсидиям трудоспособным россиянам относятся:

  • пособие, выдаваемое по временной нетрудоспособности;
  • дотации, назначаемые работнику при увольнении по сокращению штатов;
  • компенсации, начисляемые при закрытии компании и ликвидации ее деятельности.

По временной нетрудоспособности

Если человек заболел, то работодатель обязан выплачивать компенсацию заработка после предъявления бухгалтерии листка нетрудоспособности, подписанного врачом. Данные средства затем возвращаются предприятию ФСС на основании сдаваемой ежеквартально отчетности. Если гражданин является безработным, состоит на учете на бирже труда, то причитающиеся суммы выдаются ему безвозмездно от государства.

По безработице

Получить дотацию по безработице может человек, обратившийся в СЗН по месту жительства и ставший на официальный учет. Размер пособия зависит от величины оклада на предыдущем месте работы и варьируется в пределах 850-4900 рублей. Минимальную сумму начислят людям, впервые становящимся на учет, труженикам с перерывом в стаже работы не менее 12 месяцев, лицам, уволенным с дисциплинарными взысканиями. Пособие назначается на год, и выплачивается так:

  • Первый квартал безработный получает 75% от среднемесячного заработка за 3 последних месяца работы (при условии, что исчисленная сумма ниже верхнего лимита 4900 р.).
  • Следующие 4 месяца выдается 60% от исчисленного дохода.
  • Оставшийся период безработный получает 45% от заработной платы на последнем месте работы.

Пособия на детей

Демографический кризис побуждает государство принимать меры для стимуляции роста рождаемости среди населения. Женщинам, решившим родить малыша, усыновителям детей причитается обширный список дотаций. К ним относятся следующие доплаты:

  • при ранней постановке на учет в больницах, осуществляющих надзор за состоянием дам, вынашивающих плод;
  • по беременности и родам;
  • при рождении, усыновлении младенца;
  • по уходу за младенцем до полутора лет;
  • на первого ребенка;
  • материнский капитал на второго или третьего малыша;
  • по уходу за чадом до 3 лет;
  • детям из малообеспеченных семей до совершеннолетия.

По беременности и родам

Данный вариант доплат зависит от статуса беременной женщины. Больше всего денежных средств получают дамы, трудившиеся до наступления декрета. Отпуск по беременности и родам (БиР) варьируется по длительности, зависит от того, какими были роды. Стандартным периодом считается 140 дней декрета – 70 дней до родов и 70 дней после. Если роды были осложнены, то предоставляется 156 дней – 70 дней до родовспоможения и 86 дней после него. При многоплодной беременности женщине дается 194 дня оплачиваемого отпуска – 84 дня до начала родовой деятельности и 110 по прошествии родов.

Расчет больничного для беременных женщин, работавших до наступления декрета, производится на основании ставки среднего заработка, высчитанного за два последних года. Выплачивается 100% от полученной суммы. Верхний и нижний потолок отпускных за 2019 г., в зависимости от длительности декрета, можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Нетрудоустроенным женщинам государством выплачивается 613 рублей за 30 дней декретного отпуска. Если на денежные средства претендует студентка, проходящая очное обучение, то дотации начисляются по размеру стипендии, установленной в учебном заведении. Женщинам, служащим по контракту, пособие выплачивается, исходя из суммы денежного довольствия, установленного по месту службы.

Единовременные выплаты при рождении ребенка

Мать или отец ребенка могут получить фиксированную сумму после рождения малыша. Она зависит от величины МРОТ и индексируется каждый год. С 1.02.2018 г. размер дотации установлен на уровне 16 759 р. Деньги выдаются вне зависимости от статуса матери на рожденного или усыновленного ребенка. Работающие россияне получают средства, предъявляя заявление на ЕДВ работодателю, нетрудоустроенные отправляют заявку в органы соцзащиты. Обратиться за финансами нужно не позднее полугода после рождения малыша.

ЕДВ по уходу за ребенком

Работающие женщины получают ЕДВ в размере 40% от среднего заработка, исчисленного за последние два года трудовой занятости, до достижения малышом полутора лет. Далее выдается 50 р. ежемесячно от работодателя до трехлетнего возраста крохи. Нетрудоустроенным женщинам органами соцзащиты выделяется ежемесячно 3788 р. на первого родившегося младенца, 6285 р. на второго и последующих малышей. Кроме этого, есть другие доплаты ЕДВ. К ним относятся региональные доначисления на первого и второго ребенка до достижения ими 1,5 и 3 лет, исчисляющиеся от регионального ПМ.

Поддержка россиян, имеющих детей и живущих в малопригодных условиях для проживания, входит в приоритеты государства. Помощь предоставляется следующим категориям физлиц:

  • молодым семьям, с целью стимуляции рождаемости и улучшения условий жизни;
  • малообеспеченным россиянам с детьми, относящимся к нуждающимся;
  • многодетным семьям, признанным таковыми на основании региональных законодательных актов.

Молодым семьям на улучшение жилищных условий

Люди, состоящие в законном браке, возрастом до 35 лет, имеющие 1 ребенка, могут улучшить свои жилищные условия. Местным муниципалитетом выдается сертификат на возмещение начального взноса по ипотечной ссуде размером до 30% стоимости приобретаемой квартиры, если молодые люди докажут, что имеют право на субвенцию. К условиям предоставления финансов относятся такие требования:

  • Претенденты должны быть гражданами РФ.
  • На каждого домочадца должно приходиться до 15 кв.м занимаемой жилплощади.
  • В собственности лиц, прописанных на одной территории, претендующих на субсидию, не должно находиться недвижимости.
  • Совокупный доход на семью из двоих человек должен быть менее 21 621 р., на троих – 32 510 р.
  • Деньги можно тратить только на приобретение заново отстроенной квартиры у застройщика, аккредитованного банком, выдающим жилищный кредит.

Малообеспеченным семьям

Малоимущей считается семья со среднедушевым доходом ниже установленного размера ПМ по региону. При расчете берется заработок, иные официальные доходы всех работающих домочадцев за последний квартал, делятся на 3 месяца и на число человек, прописанных на одной территории, занимающихся совместным ведением хозяйства. Если полученная цифра будет ниже ПМ, то семья признается малоимущей. Можно претендовать на региональные субсидии, к которым относятся следующие компенсационные денежные ассигнования:

  • на детей до 3 лет;
  • на несовершеннолетних до 18 лет;
  • на рождение третьего и следующих детишек.

Законодательство предусматривает дополнительные меры соцподдержки малоимущим семьям, куда входят такие льготы:

  • скидка до 22% при оплате коммунальных услуг;
  • стипендия обучающимся очно студентам;
  • внеочередное зачисление в дошкольные учреждения;
  • бесплатный горячий обед в школьных столовых;
  • обеспечение детей до 6 лет лекарствами по рецепту врача бесплатно;
  • компенсация 50% от стоимости проезда на городском общественном транспорте;
  • бесплатная путевка детям по показаниям врача для поправки здоровья в санаторно-оздоровительные учреждения;
  • выдача льготного жилищного кредита;
  • получение земельного участка или жилья по соглашению найма;
  • иные индивидуальные привилегии, устанавливаемые региональными властями.

Многодетным

Семьи относятся к категории многодетных в большинстве регионов страны, если родители воспитывают не менее трех несовершеннолетних – родных или усыновленных. Чтобы получать деньги из федерального или регионального бюджетов, нужно подтвердить статус в администрации муниципалитета и получить специальное удостоверение. Кроме установленных доплат женщинам с детьми, малообеспеченным семьям, к мерам помощи многодетным семьям относятся следующие доначисления:

  • 9 700 рублей ежемесячно;
  • ЕДВ размера прожиточного минимума данного региона на каждое вновь рожденное дитя;
  • ЕДВ до 25 тыс. р. при условии награждении одного из родителей орденом «Родительской славы»;
  • региональные денежные дотации.

Государственная помощь матерям-одиночкам

Женщины, в одиночестве воспитывающие ребенка, получают доплаты, как все матери – по беременности и родам, ЕДВ при рождении малютки, до достижения им полутора и трех лет, материнский капитал. Кроме этого, одинокая мама может получать следующие виды помощи:

  • комплект пеленок, распашонок для новорожденного;
  • бесплатное детское питание до исполнения крохе 2 лет;
  • компенсацию лекарств для малютки до 3 лет.

Работающая мать-одиночка пользуется следующими привилегиями:

  • правом на дополнительный отпуск до 2 недель за свой счет в любое время года;
  • защитой от проводящихся сокращений на предприятии до исполнения 14 лет ребенку;
  • правом работать неполную смену;
  • ограничением на сверхурочную работу, труд по выходным, праздничным дням, командировки;
  • льготами при трудоустройстве.

Порядок и правила оформления выплат социального характера

Форм господдержки, причитающихся гражданам, много. Чтобы оформить пособие или привилегию, нужно собрать пакет документов, требующийся для назначения субсидии, и обратиться в соответствующие учреждения. После написания заявки на получение денежных средств или льготу, сдачи официальных бумаг под роспись сотрудника государственных инстанций, придется подождать некоторое время рассмотрения вопроса, и, после уведомления о положительном ответе, пользоваться финансами или скидками.

Куда обращаться

В зависимости от вида госпомощи, придется обращаться в разные инстанции. Вопрос о начислении денежных ассигнований при появлении в семье малютки решается с работодателем, если женщина трудоустроена, или с органами соцзащиты, если мать не работает. Выдача сертификата на материнский капитал относится к компетенции ПФ РФ. Там же происходит оформление компенсаций пенсионерам, относящимся к привилегированным категориям граждан.

Если требуется оформить выплаты инвалидам, то нужно обратиться в местное отделение соцзащиты. Вопросы о назначении льгот по оплате коммунальных услуг можно решить в отделении многофункционального центра (МФЦ). Выдача путевок на лечение, оформление страховок при наступлении несчастного случая на производстве, возникновения профессионального заболевания, происходит в ФСС.

Какие документы необходимо предоставить

Список документов для получения субсидий обширен. Для оформления отдельных доначислений может потребоваться свой перечень официальных бумаг. В общем виде пакет документации выглядит так:

  • паспорта заявителя, жены, иных членов семьи, с российской постоянной или временной пропиской;
  • свидетельства об усыновлении или рождении несовершеннолетних малышей;
  • СНИЛС;
  • сведения о браке (разводе);
  • свидетельство о смерти (для получения пособия по утрате кормильца, на погребение);
  • сведения о составе семьи;
  • справки о заработке заявителя и домочадцев;
  • удостоверения, подтверждающие статус просителя;
  • справки о присвоении группы инвалидности в связи с утратой трудоспособности;
  • сведения об опекунстве.

Видео

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

Всё, что связано с потребностями населения и с теми благами, продуктами и услугами, которые оно потребляет, относится к экономике социальной сферы . Для того, чтобы изучать, анализировать и исследовать все процессы, происходящие в этой сфере, существует , как наука. Она занимается природой потребностей людей, запросов потребления, его структурой, как отдельного человека, так и семьи, различных социальных групп, а также регионов страны и общества в целом.

Кроме того, предметом изучения социальной экономики являются доходы населения. Это анализ их видов и источников. Ведь уровень доходов, в том числе денежных, является немаловажным аспектом или характеристикой состояния общества.

Именно то, каким образом соотносятся доходы и расходы граждан страны, как формируется потребительский бюджет отдельного человека и семьи в разрезе пола, возраста, территории и профессии, входит в предмет изучения социальной экономики. Сюда же относятся накопление и сбережение денежных средств, имущество, которым владеют люди. То есть, всё то, что может определять уровень жизни и благосостояния, является социальной составляющей экономики.

Социальная сфера не может быть отделена от форм собственности, интересов людей в части собственности, а также отношений между социальными группами. Сюда входят: присвоение, образование, как личной, так и семейной собственности, имущественный передел.

В основе жизни любого общества и отдельного человека лежит производство благ (материальных и нематериальных). Их распределение включает в себя не только готовые продукты производства (товары и услуги), но и самих факторов производства, то есть, доступность к ним. Здесь уже решающим является принципов распределения собственности, потому что средства производства должны иметь своих собственников. В условиях рынка распределение происходит по принципу накопленного имущества, усиливается дифференциация доходов, обусловленная ещё и образованием собственных доходов населения, усиливается социальное расслоение общества. Чтобы сгладить этот разрыв между различными социальными слоями очень уместно вмешательство государства.

Это создает более благоприятные условия жизни для наиболее уязвимой части населения (дети, инвалиды, пенсионеры), сглаживает социальную напряженность в отношениях.

Насколько правильно происходит перераспределение внутреннего валового продукта для этих целей, настолько удается государству нивелировать экономические различия между социальными слоями и улучшить отношения в обществе.

Реализация таких целей государства осуществляется посредством распределения продуктов питания и различных услуг, денежных выплат и принятие определенных границ в виде прожиточного минимума и минимального оклада, стабилизирующих доходы.

На государственном уровне разрабатываются социальные программы, направленные на то, чтобы были обеспечены следующие конституционные права граждан:

  • бесплатное медицинское обслуживание и получение образования;


  • материальное обеспечение престарелых и лишенных трудоспособности;
  • выплаты по обеспечению материнства и детства.

Существуют три основных направления, по которым государство осуществляет регулирование распределительных процессов:

Часть выплат населению зависит главным образом от результатов их труда, хотя при этом учитываются и потребности, степень их удовлетворения для нормального существования.

Приоритетными оказываются потребности, выплаты должны их удовлетворять настолько, насколько это жизненно необходимо. Сюда относятся пособие на содержание ребенка, доплаты на определенные виды лечения.

Установленные в законодательном порядке льготы и услуги для поддержания определенных категорий населения. Такая государственная поддержка осуществляется, в основном, через различные непроизводственные учреждения.

Степень государственной поддержки зависит не только от экономического состояния страны, но и от других факторов: исторических, национальных и политических, а также от этических принятых норм конкретного общества.

Назначение экономики социальной сферы

Прежде, чем говорить о формах и методах, применяемых предприятиями и учреждениями социальной защиты населения для их реализации, они тщательно исследуются научными институтами и проверяются на практике. То есть, главными принципами этой являются научное обоснование и практическое применение. Кроме общих принципов в социальной экономике, существуют ещё и специфические.

Основной – это принцип гуманизма . Он заключается в признании того, что высшая и главная ценность -это сам человек и защита его прав, достоинств, обеспечение условий для его самореализации. В современном обществе социальная работа направлена, главным образом, на то, чтобы создать социально-экономическое благополучие для человека.

Социальная справедливость – это тот принцип, который применяется при уравнительности доходов и правильном их распределении. Для этого устанавливается справедливая цена труда, справедливый уровень доходов, который от минимального приближается к среднему. Определяются границы доходов для руководящего состава, если на государственном предприятии существуют нищенские оклады остального персонала. Регулируются доходы госслужащих, что должно исключить чрезмерные перекосы в доходах по сравнению с народным хозяйством.

По принципу общественной целесообразности происходит определение тех категорий населения, которые действительно нуждаются в поддержке государства. Соблюдение этого принципа помогает избежать роста иждивенческих настроений и предотвращает снижение трудовой активности населения. Этот принцип отражается в оказании адресной социальной помощи.

Чтобы установить наилучшее соотношение расходов на социальные нужды к отчислениям на их реализацию, применяется принцип экономической эффективности . При этом важно учитывать не только ВВП, оплаты труда, доходы населения, но ещё и соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Принцип приоритетности государства в решении социальных вопросов и материальной поддержке определенных слоев населения.

Экономическая самостоятельность местных органов - это принцип, на котором основано разделение полномочий между федеральным и местным уровнями. Минимум обеспечивает государство, а выплаты, которые могут быть сверх того, самостоятельно определяют на местном уровне. Это подразумевает заинтересованность населения и администрации в экономическом развитии своего региона или населенного пункта.

В социальной защите населения действуют ещё и такие принципы, как трудовая мотивация оплаты за труд , улучшение качества жизни, принцип возрастающих потребностей . Они призваны сохранять оптимальное соотношение между производством и потреблением продуктов и благ. Именно по таким принципам возможно справедливое распределение в осуществлении механизма социальной защиты населения.

Заключение

Главенствующая роль в экономике социальной сферыотведена тому, какую вообще социальную политику проводит государство в условиях рыночного хозяйства. Она должна осуществляться с помощью таких тонких инструментов, чтобы, с одной стороны, смягчать социальную напряженность в отношениях между разными слоями общества и уровне их жизни, а с другой, стимулировать и высокую эффективность труда наемных работников.


Главная задача государства при этом – обеспечение благоприятных условий для жизни самых уязвимых слоев, которые не могут себя обеспечить из-за ограниченной трудоспособности или её отсутствия, а также поддержка малообеспеченных граждан. Это осуществляется путем распределения доходов, с помощью различных выплат. Важно создание всевозможных условий, чтобы принимал активное участие в реализации социальных программ и нёс определенную ответственность в обеспечении социальных выплат населению, сохранив при этом его высокую мотивацию к развитию и процветанию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации