В первую очередь следует грамотно организовать рабочее пространство. Несмотря на кажущуюся формальность – это весьма важное условие. Правильно обустроенное место обеспечивает не только комфорт и удобство, что немаловажно при многочасовой работе ручным лобзиком, но и напрямую влияет на качество реализуемого проекта.
В качестве упорной конструкции используется специальный станок-столик, за которым закрепилось название «ласточкин хвост». Он представляет собой небольшую прямоугольную доску, имеющую клиновидный вырез, переходящий в рабочее поле для пиления. Ласточкин хвост крепится к краю стола или верстака с помощью струбцины.
Работают ручным лобзиком сидя или стоя, располагая заготовку для выпиливания на уровне 30-40 см от глаз. Источник света размещается спереди под углом к рабочей плоскости. Соблюдение этих правил позволит максимально точно контролировать линию раскроя, улучшая тем самым качество выпиливаемого проекта.
Несмотря на простоту своей конструкции, современные ручные лобзики отличаются рядом особенностей, на которые следует обратить внимание при выборе. От моделей с рамкой из листового железа лучше отказаться, выбрав лобзик, изготовленный из металлической трубки. Такой вариант обеспечивает лучшее натяжение полотна и исключает его перекос, благодаря чему пилку не будет «уводить» в процессе работы.
Пилка фиксируется в рамке путем поджатия верхних и нижних гаек-барашков. Выбирая лобзик, обратите внимание, чтоб он комплектовался барашками из качественной стали, имеющими широкие ушки. Это существенно повысит удобство пользования инструментом в процессе работы.
Пилка в лобзике фиксируется строго вертикально, располагаясь зубьями вниз. Полотно обязательно должно быть натянутым. Степень натяжения регулируется сжатием рамки: инструмент упирают о край стола или сжимают рукой, после чего затягивают барашки, при необходимости подтягивая их пассатижами. Распрямившись, рама обеспечит надлежащее натяжение полотна.
Для выпиливания ручным лобзиком мелких деталей, фигур с резкими контурами и сложных узоров по дереву используют небольшие пилки с большим количеством зубьев на дюйм. Они не заедают на поворотах, создавая тонкий и аккуратный распил, не оставляя сколов. Для создания крупных изделий из фанеры и длинных прямых пропилов используют полотна с большими зубцами, которые пилят на порядок быстрее.
Чтобы получить точную и аккуратную линию распила следует соблюдать ряд базовых правил:
Работая ручным лобзиком, его ведут не по линии узора, а по внутренней стороне контура, поскольку даже самая тонкое полотно оставляет пропил, ширину которого следует учитывать. Это особенно важно при выпиливании изделий с точной подгонкой элементов, например, или .
Закончив работу, не забудьте ослабить один из зажимов, чтобы рамка лобзика не утрачивала своей упругости.
В основе самых замысловатых узоров всегда лежит ряд базовых фигур и элементов, отработав которые вы будете подготовлены к выполнению сложных проектов. Делать это желательно на тонкой фанере толщиной до 3 мм.
Тупые и прямые углы : лобзик плавно движется без надавливания на заготовку, как бы совершая холостой ход; в это время вторая рука не спеша проворачивает деревянную заготовку на нужный угол.
Внутренний круговой контур : для этого во внутренней части фигуры просверливается небольшое отверстие, через которое пропускается пилка. При выпиливании круга линия распила ведется по внутреннему контуру рисунка. Ход инструмента должен быть средней интенсивности; заготовка разворачивается соразмерно движениям лобзика.
Овальный контур : выпиливая такую фигуру, увеличивайте ход лобзика на крутых участках, разворачивая заготовку в этом месте быстрее.
Острые углы : аккуратный острый угол без сколов и прочих дефектов получают путем сведения двух пропилов.
Совет! Выпиливая сложные ажурные узоры, начинайте работу из центра деревянной заготовки, равномерно смещаясь к периферии. Это существенно упростит процесс выпиливания и позволит избежать поломки хрупкой работы на финишной стадии.
Вы хорошо прочувствовали лобзик, добились плавности хода и ведете аккуратную линию распила, но тут движение инструмента затрудняется и пилку клинит в заготовке. Это типичная ситуация, возникающая при резьбе ручным лобзиком по фанере. Происходит она по следующим причинам:
Практика показывает, что лучший материал для работы ручным лобзиком – березовая фанера толщиной от 2 до 8 мм. Она доступна, проста в обращении и отличается высокой прочностью.
Для создания мелких деталей или «плотного» ажурного узора уместней использовать трехслойную фанеру толщиной до 3 мм. Ее легко пилить и при этом она довольно прочная. Вероятность, что вы испортите выпиленный завиток при очередном заедании полотна – существенно ниже.
Выбирая материал для поделок, обратите внимание на то, чтобы фанера была ровной и без большого количества сучков. Изучите торец на наличие воздушных камер, их присутствие свидетельствует о неравномерном нанесении клея. От такой низкосортной фанеры лучше отказаться, в противном случае вам не избежать большого количества сколов, которые испортят внешний вид изделия.
При всей своей практичности фанера не обладает столь выразительной фактурой как доска. Выпиливая проекты из дощечек, можно использовать эти преимущества: сыграть на разнице цветов и оттенков, ориентации древесных волокон (как в интарсии) и т.д. Поделки из древесины имеют более привлекательный торец (без слоеной структуры как у фанеры) и их намного легче обрабатывать отделочным составом.
Для выпиливания ручным лобзиком используют заготовки из мягких и твердых пород толщиной до 10 мм. Выбирая материал, отдавайте предпочтения доскам тангенциального распила. Заготовки радиального распила использовать не рекомендуется, т.к. они имеют параллельно расположенные годовые кольца, которые из-за своей твердости будут уводить лобзик при пилении.
Количество и размеры сколов зависят от сорта используемой фанеры, качества полотна и того, насколько правильно мастер пилит. Выпиливать ручным лобзиком без сколов поможет несколько советов и профессиональных хитростей:
Существует несколько удобных вариантов переноса распечатанного чертежа на деревянную основу:
Выпиливание ручным лобзиком из фанеры представляет собой технологию, которая дает возможность изготавливать самые причудливые формы. Причем использовать ее можно как в производстве авторской мебели, делая достаточно крупные элементы, так и в декоре.
Азы выпиливания освоить довольно легко, да и оборудования для них практически не требуется. Ну а чтобы сделать действительно сложную вещь, придется потрудиться – впрочем, это утверждения справедливо практически для любого хобби.
Если целью нашей работы является создание предмета с высокими эстетическими характеристиками (а именно так обстоит дело в большинстве случаев), то начинать нужно именно с выбора материала.
Фанера для выпиливания лобзиком должна соответствовать ряду требований:
Что качается качества, то для художественного выпиливания подойдет только фанера первого или второго сорта:
Совет!
Чтобы определить качество проклейки шпона, достаточно отпилить от края листа обычной пилой полосу шириной 10-20 мм.
Если такой тонкий фрагмент не будет расслаиваться, лист можно пускать в работу.
Итак, с материалом разобрались. Теперь давайте остановимся на инвентаре, который поможет нам делать мебель и фигурки из фанеры.
Место во главе нашего списка займет, естественно, сам лобзик.
Выбор модели инструмента зависит в первую очередь от тех целей и задач, которые вы ставите перед собой:
Обратите внимание!
Большинство моделей выпускается с обычной деревянной ручкой, но со временем вы можете подобрать оптимальную конфигурацию рукояти и заменить ее «под себя».
Кроме собственно лобзика (а желательно двух: электрического и ручного) нам понадобятся:
Работать лучше всего на специальном верстаке, оборудованном выступом для размещения заготовки под выпиливание. Если же верстака нет, можно приспособить для работы обычный стол, закрепив на нем специальную выпиловочную площадку.
Площадка представляет собой деревянный или пластиковый брусок с отверстием особой формы, который крепится к столешнице с помощью струбцины.
Когда мы выпиливаем лобзиком из фанеры, качество готового изделия во многом зависит от того, насколько ответственно мы подошли к процессу подготовки.
Чтобы избежать эксцессов в ходе работы, нужно потратить всего несколько минут:
Совет!
Пилить фанеру удобнее поперек волокон, потому размещать рисунок на заготовке нужно таким образом, чтобы максимально количество пропилов пришлось делать именно в этом положении.
Итак, подготовка завершена, и можно приступать к первым попыткам выпилить что-нибудь из фанеры своими руками. Конечно, если вы раньше никогда не брали в руки лобзик, то потренироваться стоит на простых изделиях, прежде чем приступать к масштабному проекту.
Работа начинается с выпиливания контура заготовки, после чего выполняются внутренние пропилы. Чтобы проделать сквозное отверстие, вначале просверливаем фанеру дрелью, и только потом вставляем полотно лобзика.
Совет!
Если нужно сделать несколько сквозных замкнутых пропилов, то отверстия для них нужно сверлить сразу.
Связано это с тем, что после выпиливания части материала заготовка теряет прочность, и при сверлении может треснуть.
Ниже мы опишем последовательность выполнения основных операций с помощью ручного лобзика. Применение электрической или ленточной пилы имеет свои нюансы, но освоив азы, вы не будете испытывать затруднений при работе с более совершенной техникой.
Самая простая операция – это выпиливание по прямой линии.
Инструкция для этой операции следующая:
Фигурное выпиливание является более сложным, и приступать к нему стоит только тогда, когда вы в полной мере освоили прямой рез:
По этому принципу выпиливаются все элементы, включая тупые углы. А вот острый угол выпиливать путем поворота заготовки не стоит, поскольку велик риск откалывания конечного фрагмента. В этом случае следует проделать две прорези, соединив их в вершине угла.
После выпиливания всех элементов заготовку нужно обработать напильником, поскольку даже самая аккуратная работа не позволяет изготовить изделие с идеально ровными краями. Напильниками по дереву тщательно шлифуем наружные и внутренние линии распила, после чего обрабатываем всю заготовку шкуркой и наждачной бумагой.
Завершающий этап — финишная обработка изделия. Фанеру можно покрыть морилкой, покрасить или залакировать.
Выпиливание из фанеры не относится к травмоопасным занятиям, но все же правила техники безопасности соблюдать нужно обязательно:
Художественное выпиливание лобзиком по фанере – это достаточно простая, но в то же время эффективная технология. Освоив основные приемы работы с лобзиком, вы сможете самостоятельно изготавливать мебель, предметы обихода, игрушки, сувениры и т.д.
При этом внешний вид изделий будет ограничен лишь вашим мастерством и вашей фантазией. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Похожие материалы
На этом занятии мы покажем вам начальные азы работы с обычным ручным лобзиком. Конечно, лобзик бывает и электрический, но стоит он значительных денег, да и работа на нем это уже погоня за скоростью, а не спокойное умеренное созидание прекрасного.
Для работы нам понадобится: ручной лобзик, пилка, подставка на стол, струбцина для крепления подставки на стол, шило, карандаш, два зажима для бумаги, лист кальки, лист копировальной бумаги, наждачная бумага и конечно же кусок фанеры нужных размеров. Мы будем выпиливать елочку, в этой работе кроме техники выпиливания мы освоим и технику сборки фанерных деталей в объемную фигуру елочки и самый простой способ отделки готового изделия, с помощью обычной акварельной краски.
Размер фанеры должен соответствовать выбранному вами рисунку, старайтесь располагать выпиливаемые детали компактнее, плотнее друг к другу, так как все что остается после выпиливания, как правило уже не может быть использовано в дальнейшей работе из-за своей хрупкости. И так выбранный кусок фанеры зачищаем наждачной бумагой, стараясь водить ее вдоль волокон, так как поперечные царапины будут сильно видны на готовом изделии и их очень трудно потом удалить, да и обработанная воль волокон фанера выглядит бархатисто и мягко.
Наждачная бумага должна быть средней зернистости, чтобы меньше царапать фанеру.
Закрепи с помощью зажимов лист кальки и рисунок, далее карандашом скопируем рисунок на кальку. Эта операция нужна для того, чтобы не повредить оригинал рисунка при переводе его на фанеру.
Сразу следует заметить, что при современном уровне распространения и доступности копировальной, при масштабных и сложных рисунках для выпиливания хорошо воспользоваться копировальным аппаратом и необходимый рисунок просто нужно скопировать на чистый лист бумаги и с него далее переводить рисунок на фанеру. Преимущество этого способа еще и в том, что так довольно легко можно увеличивать или уменьшать выбранный для работы рисунок. Мы же накладываем кальку с рисунком на фанеру и карандашом, через копирку переводим его на лицевую сторону ее.
Переведя весь рисунок на фанеру, внимательно проверяем все ли линии рисунка, хорошо видимы на фанере.
На следующем этапе очень важно проверить будущие узлы взаимного соединения деталей елочки. Для этого кусочек фанеры такой же толщины, какую мы используем нужно приложить к нарисованному пазу детали елочки и убедиться, что она точно умещается в нарисованных границах. Если размеры паза и толщина фанерки не совпадают, ширина паза корректируется – чертится равной толщине используемой фанеры. В противном случае при сборке готовых деталей они будут болтаться или же просто не войдут друг в друга. Так проверяются все пазы на всех рисунках деталей.
Берем подставку и вставляем в центральное отверстие ее струбцину.
Крепим струбциной подставку на край стола, подоконника или рабочего верстака.
Если у вас пилка в лобзик не вставлена, то проделываем это в следующей последовательности. Ослабляем барашек нижнего зажима лобзика (предварительно повернув ручку в низ – в рабочее положение). Вставляем пилку в нижний зажим.
Направление зубьев пилки должно быть как на рисунке «б» - это очень важно.
Затем ослабив, барашек верхнего зажима, вставляем в него верхний конец пилки и поставив лобзик на подставку, с усилием нажимаем на него и туго завинчиваем барашек. Пилка должна быть туго натянута. Но чрезмерно сильное натяжение может привести к поломке пилки при фигурном выпиливании, к этому же приведет и слабое натяжении пилки. Так что все должно быть в меру.
Положение тела при выпиливании должно быть как на рисунке.
При выпиливании лобзиком, нужно плавно перемещать руку вверх-вниз, вверх-вниз, следя за положением пилки, чтобы она не наклонялась от вертикального положения. При выпиливании по фигурной линии в процессе пиления поворачивайте фанерку, а не лобзик– это уменьшит вероятность сломать пилку.
При выпиливании острых углов, делайте движения пилки на месте, постепенно поворачивая фанерку.
У вас должно получиться свободное пространство- отверстие, в котором пилка повернется, теперь продолжайте пилить в нужном направлении.
Свободное пространство для поворота пилки делайте на той части фанерки, которая будет выбрасываться и у вас без особого труда будут получаться острые углы.
После того, как выпилили весь контур рисунка, выпиленная деталь свободно вынется их фанерки.
Теперь, чтобы не сломать пилку, введите ее в рез, с которого начинали выпиливание деталь и плавно двигая лобзик вверх-вниз, но только задней стороной пилки вытащите ее из фанерки.
Аналогично выпилите вторую деталь елочки.
Полученные детали обработайте наждачной бумагой.
Теперь мы имеем две готовые к сборке детали елочки.
Собираем их в одну конструкцию.
Теперь раскрасим елочку акварельными красками или гуашью.
Все наша елочка готова.
И в конце занятия, мы покажем вам, последовательность выпиливания внутренних отверстий в деталях. Допустим нам нужно выпилить часть круга.
В середине удаляемой части детали, шилом прокалываем отверстие. Не старейтесь делать отверстие близко к нарисованной линии, это может вызвать скалывание фанеры, что будет довольно некрасиво.
Ослабив верхний зажим лобзика, и освободив пилку, вводим ее верхний конец снизу в проколотую дырку.
Зажимаем пилку в верхний зажим лобзика и выпиливаем удаляемую часть рисунка.
После чего снова освобождаем пилку из верхнего зажима. И эту операцию повторяем с каждым внутренним отверстием рисунка.
Елочка получилась устойчивая и довольно крепкая, для большей устойчивости стыкуемые части деталей можно промазать каким-нибудь клеем, который не оставляет следов на дереве- это клей ПВА, столярный или казеиновый.
Электролобзик является одним из наиболее распространенных ручных электрических инструментов. Им можно осуществлять обработку самых разных материалов: древесины, пластмассы, керамики, металла и т. д. Однако основным материалом, с которым работает большинство мастеров электролобзика, является фанера.
При помощи узкой пилки данный инструмент позволяет вам осуществлять не только прямой рез, но и выполнять замысловатые узоры. И в этой статье мы рассмотрим несколько советов специалистов, работающих с электролобзиком.
Электролобзик для выпиливания по фанере с виду — очень простой инструмент и произвести при помощи него ровный распил сможет практически каждый новичок. Однако если говорить о красивых фигурных узорах, то здесь необходимо не только обладать определенными навыками, но и правильно подбирать пилки.
Осуществляя выпиливание электролобзиком из фанеры своими руками, вы должны знать следующее:
Совет!
Можно использовать в работе узоры из журналов по вышивке, вязанию или вырезанию из бумаги.
Для того, чтобы перенести рисунок на фанеру нужно проделать следующее:
В отличие от осуществления прямого пропила, выпиливание из фанеры электролобзиком имеет свои особенности.
Данная инструкция поможет вам разобраться во всех тонкостях осуществления работ:
Совет!
Врезное пиление всегда следует начинать в отходной части материала.
Пила должна входить в фанеру не слишком близко к линии пиления, дабы не испортить материал.
Из данной статьи вы узнали, как пилить фанеру электролобзиком. Здесь были рассмотрены основные принципы работы с данным инструментом, которые помогут вам в осуществлении различных строительных и дизайнерских решений.
В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Похожие материалы
После окончания монтажных работ в предбаном помещении, есть возможность добавить декоративные элементы. В данном мастер-классе мы сделаем фигурную вырезку из фанеры на потолок. Фирмы, работающие на заказ, предоставляют недешевые услуги по лазерной резке фанеры. Однако разработать эскиз и довести дело до конца можно своими руками, при этом результат получится совершенно уникальным и авторским.
Для начала режем фанеру под нужные размеры.
Рисуем подходящий эскиз. Выбираем рисунок в интернете, после чего переводим его на бумагу в пропорциональном соотношении по размерам фанеры.
Вырезаем из эскиза четвертую часть.
Мелом переносим рисунок эскиза на любую плоскую поверхность, не забывая соотношении размеров.
Прикладываем на эскиз плотную плёнку и просматриваемый рисунок, после чего перерисовываем его карандашом.
Канцелярским ножом вырезаем излишки плёнки.
Вырезанный шаблон прикладываем на заранее приготовленную фанеру и перерисовываем рисунок с шаблона, перекладывая его зеркально в каждый угол фанеры.
При помощи дрели и сверла просверливаем отверстия в местах, где будет вырезаться фанера.
Электрическим лобзиком вырезаем излишки фанеры.
При помощи наждачной бумаги шлифуем обрезанные края фанеры.
Для придания ажурности светильнику приклеиваем декоративную деревянную косичку.
Лакируем готовую вырезку из фанеры и крепим её к потолку.
У нас получился ажурный потолок, который можно повторить в любом помещении.
Ниже приведен видеоролик, демонстрирующий процесс создания декоративной потолочной панели из фанеры: