Военный психолог В. Сапожников: «Психологическое оружие превращается в самостоятельное средство войны

МИНСК, 27 окт - Sputnik. Гибель солдата-срочника Александра Коржича в военной части в Печах вызвала широкий резонанс в обществе. Среди прочего стало известно, что в РНПЦ психического здоровья были направлены трое солдат-срочников из Печей. Мама одного из парней накануне рассказала журналистам, что он жаловался, что больше "не может выдержать и даже готов сделать что-нибудь с собой".

Sputnik побеседовал с заместителем директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья Сергеем Осипчиком о том, часто ли к ним попадают военнослужащие и что может привести солдата к суициду.

С начала года - 19 солдат

- Сергей Иванович, с какими симптомами к вам поступили солдаты из Печей?

Сведения о госпитализации пациента составляют врачебную тайну в соответствии с законом Республики Беларусь "О здравоохранении" и законом Республики Беларусь "Об оказании психиатрической помощи". Могу сказать только то, что у нас из того подразделения (где погиб солдат-срочник Александр Коржич - Sputnik) никого не было. Были из другого военного образовательного учреждения.

- В каких случаях обычно к вам госпитализируют военнослужащих?

Во-первых, к нам поступают для психиатрического освидетельствования допризывники. Мы даем свое заключение, которое идет в военкомат, и он принимает решение на основании этого документа, призывать человека или нет. Вторая категория - военнослужащие срочной службы. Поступают постоянно, с различными проблемами: в армии тоже люди, у которых тоже бывают сложности. Министерство обороны ставит перед нами вопрос: годен или не годен? Мы не вправе отвечать на такой вопрос, но даем медицинское заключение о состоянии здоровья призывника, с которым эти военнослужащие идут на призывную военную комиссию в военкомат либо центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны, которые принимают решение о степени годности к военной службе. Ну, и соответственно контрактники и офицерский состав. Специализированного отделения в Министерстве обороны нет, поэтому они поступают к нам.

- Есть ли данные, сколько солдат-срочников поступило с начала года?

Было 19 военнослужащих. Из них больше половины - военнослужащие срочной службы.

- А с какими жалобами обращаются?

Что касается военнослужащих срочной службы, то, как правило, это реакция нарушения адаптации. Если говорить простыми словами, у человека нарушается сон, он становится тревожным ввиду невыполнения каких-то заданий. В армии определенное количество действий нужно совершить за определенное количество времени, то есть очень быстро. Иногда это действия разнонаправленные, а время одно. И у человека случается так называемый когнитивный диссонанс, когда ему в одно и то же время нужно бежать в разные стороны. Он перестает спать. Одну ночь не поспал, вторую… Появляется напряжение. Солдат не отдыхает, а задачи ставятся одна за другой. И тут человек дезадаптируется. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, как, собственно, и в гражданской жизни. Один замыкается в себе, переживает свои проблемы, другой - допускает выражение агрессии по отношению к другим, у кого-то наблюдается аутагрессивное состояние, то есть агрессия, направленная на себя, которая может закончиться в том числе и суицидом.

Дедовщина растит бандитов

- Жаловались ли вам пациенты на отношения с сослуживцами? На то, что не смогли влиться в коллектив?

Есть люди интроверты и экстраверты. Интроверт склонен один выполнять работу, имеет менее продвинутые коммуникативные навыки. И не стоит сразу армию винить в том, что у человека проблемы с адаптацией. Таким везде сложнее в коллектив влиться. Это и в школе заметно, и в лицее, где учился. Та жизнь, которая у него была, не требовала от него коммуникативных навыков, а в военном подразделении зачастую одно дело нужно делать вместе. Например, скажут солдатам бревно тащить. А в этом деле нужна слаженность: чтобы на одном плече нести, в ногу шагать и в одно время бревно положить. Но кто-то не может этого сделать: отсутствуют коммуникативные навыки, или он физически послабее, или в силу своей некоммуникативности этот человек медленнее соображает. В итоге нарушается слаженность, задача не выполнена. А в армии знаете, как бывает, и это не только в нашей, но и американской и любой другой… Если кто-то в подразделении не выполняет задачу, подразделение получает нагрузку или ему дают дополнительное упражнение на слаженность. Происходит оно в свободное время, когда принято отдыхать. А тут все подразделение работает из-за одного человека. Что парню в таких случаях говорят? "Ну, ты как бы неправ" - и это в лучшем случае.

© Sputnik Виктор Толочко

- На дедовщину не поступали жалобы?

Вот представьте, живут вместе два партнера, один из них будет лидером в каких-то вопросах, другой - ведомым. То же самое в армии, только там все структурировано. Собираются молодые, энергичные люди. У них есть командир подразделения, который лидер. Но лидер он формальный, а есть и неформальные. Если в подразделении неформальное лидерство не совпадает с формальным либо формальный лидер дает одни установки, а неформальный - другие, то там будет разлад. Когда в подразделении разлад, когда люди не объединены одной целью, начинается придумывание себе приключений. Во время срочной службы в Советской армии мой командир батальона говорил, что военнослужащий, который не занят боевой подготовкой, - это вооруженный бандит. Если такие взаимоотношения начинаются - это показатель того, что люди не знают, какая конкретно задача поставлена в определенное время, или они не заняты, условно говоря, боевой подготовкой.

Командир должен быть психологом

В последнее время широко обсуждаются случаи суицида в армии. Что может подвигнуть солдата наложить на себя руки?

Суицид - это всегда состояние предшествующего кризиса. Всегда. Тогда нужно оценивать, от чего данная личность в данное время в данном месте оказалось в кризисе. Личность не готова либо к физическим нагрузкам, либо не готова к коммуникации с сослуживцами в силу интровертированности, либо не понимает, какие цели и задачи стоят перед подразделением. Тогда она становится немного фрустрированной, тревожной, у нее нарушается сон. Выхода для коммуникации нет ни тут, ни там, и к командиру не обратишься. И человек попадает в ситуацию кризиса, т. е. невозможности выполнить поставленную задачу вследствие отсутствия сил, времени, слаженности и т. д. Каждый выходит из него по-разному. Кто-то начинает развивать коммуникативные навыки, другой занимается физподготовкой, когда дома он не занимался силовыми нагрузками, а в армии это нагоняет. И кризис уходит, потому что человек становится в ряду всех своих сослуживцев.

© Sputnik / Виктор Толочко

Тут еще такой важный момент. Молодой человек приходит в армию неподготовленным, но ему дается определенный адаптационный период (1-2 месяца), в течение которого он входит в ритм. Это и физподготовка, и структурированный рабочий день, и выполнение задач, которые иногда разнонаправленные. Если в подразделении командир опытный, он видит, какую личность куда направить. Как любой руководитель, понимает, кто задачу может выполнить, а кто немного фрустрирован. "Ты, Иванов, иди сегодня сюда, а ты, Петров, пока побудь в резерве". Когда этого нет, когда "Иванов, вперед, Иванов, вперед, Иванов…", Иванову кажется, что жизнь закончилась, и эта ситуации кризиса никогда не прекратится. Посоветоваться, поговорить ему не с кем. Вот он и выбирает такой вариант.

- А как понять по поведению человека, что он собирается прибегнуть к такому варианту?

Во-первых, человек перестает общаться, замыкается в себе. Видно, что если раньше он был открытым эмоционально, то есть улыбался или отвечал на улыбку улыбкой, то сейчас этого нет. Получает он письмо из дома и не рад. Опять же, командир, по идее, должен смотреть, условно говоря, пошутить. Если человек раньше отзывался на шутку, а теперь нет, - значит, что-то случилось, значит, надо поговорить. У солдата появляется бессонница, иногда раздражительность, которая выражается в неготовности исполнить приказ. Но неисполнение приказа недопустимо. Когда командир понимает, что команду этому человеку отдать нельзя, надо другого человека поставить на выполнение задачи, тогда не развивается этот кризис. Он никогда одномоментно не развивается. Это цепочка обычных событий, которые наслаиваются, наслаиваются, и тут бах - человек принял решение. К симптомам можно отнести также тревогу и реакцию избегания, когда человек берет и покидает подразделение непонятно куда и зачем.

В армии есть психолог. Как он работает? По заявительному принципу или солдата приглашают на прием, когда видят, что с ним не все в порядке?

И так, и так. Военнослужащий может написать рапорт командиру, чтобы его освободили от какой-то работы. В таких случаях командир думает, мол, а чего это он тревожный, и советует подойти к военному психологу. Может, психолог не всегда доступен, но там есть замполит. Каждый командир структурного подразделения - уже эмпирически психолог. Потому что у руководителя подразделения, даже воинского, стоят задачи, которые должен выполнить с таким набором человеческих ресурсов. И если восемь человек несет бревно, а один не доносит, то командир это видит. И тут надо смотреть: почему не доносит или отказывается это делать.

Из важных моментов, я бы еще отметил, что должен быть правильный отбор солдат в подразделения, чтобы не было таких случаев. Бывает, человека направили в такое подразделение, в котором просто физически не может, потому что ему не хватает возможностей. Тренируй его не тренируй, он 200 килограммов не поднимет.

Следует так относиться к людям, как мы желали бы, чтобы они относились к нам

Аристотель

Определение психологической работы

  • Психологическая служба
  • Задачи и особенности деятельности военного психолога
  • Психологическая помощь военнослужащим
  • Психологическое изучение личного состава
  • Психопрофилактика и психогигиена
  • Психологическое обучение и просвещение военнослужащих
  • Деятельность психолога в боевой обстановке
  • Задачи психолога на различных этапах боя
  • Профессионально-этические нормы
  • Обязанности субъектов психологической работы в полку
  • Взаимодействие психолога и военного руководителя

Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время

Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации

Психологическая работа - это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья . Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология.

Психологическая работа, проводимая в Вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах, является важнейшим элементом в системе всестороннего обеспечения жизнедеятельности военнослужащих. Ее организационное оформление происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).

С 1991 г. кардинально переработана нормативно-правовая база воспитательной работы в Вооруженных силах РФ, определен курс на создание полноценной психологической службы. Психологическая служба представляет собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Современный этап ее становления характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, а также центров и пунктов психологической помощи и реабилитации, подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в армии и на флоте.

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (ГУ BP ВС РФ). Оно занимается общим планированием, организацией и обобщением результатов психологической работы в войсках, организацией ее научно-методического обеспечения, а также подготовкой и расстановкой кадров психологов.

Психологическая служба ВС РФ - достаточно сложная и многочисленная организационная структура. Вместе с тем основной объем непосредственной психологической работы осуществляется в воинских частях и подразделениях. Именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. На этом уровне в большей степени востребованы и практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами.

Наше представление о том, что армейская служба — удел сильного пола, увы, не соответствует действительности. Женщина в армии сегодня уже не редкость: врач, психолог, связист, офицер строевой подготовки.

Перечень «вполне женских» должностей пока весьма скромен, но, возможно, уже через пару лет белорусские женщины будут служить на равных с мужчинами, как в США, Германии, Израиле. И всё же для женщины армия — это случайный или вполне осознанный выбор? Об этом лучше спросить у женщин. Оксана Локтева — одна из них. Её должность — военный психолог, звание — старший лейтенант.

Путь в армию

— Оксана, расскажите немного о себе: где учились, где работали, как оказались в армии?

— Родилась я в Казахстане, но в 1991 году семья переехала в Минск. Этот переезд был связан с переводом отца на новое место службы. Здесь же, в Минске, я заочно окончила филиал Российского государственного социального университета (отделение психологии). Профессия психолога — это работа с людьми, именно такая работа мне по душе. Заочная форма обучения даёт право трудоустройства по специальности с четвёртого курса, и папа посоветовал мне попробовать себя в качестве военного психолога. Я рискнула. Так что первое место моей работы — железнодорожный ремонтный батальон воинской части в Жодино.

— Работать военным психологом можно с дипломом гражданского вуза?

— Чаще всего в воинских частях работают специалисты с образованием «военный психолог», но есть такая проблема, как кадровый дефицит, особенно в районных городах. Армия не исключение. Поэтому приглашаются специалисты с гражданским образованием. А там уж как пойдёт работа: если не справляешься, укажут на дверь.

Служба в армии для меня — обычная работа, но весьма ответственная. Я не имею права на ошибку, потому что несу ответственность за судьбы ребят, которые мне доверяют

— Не боялись, что не справитесь?

— Такое ощущение свойственно многим начинающим специалистам. И у меня были сомнения насчёт собственных возможностей. Но мне повезло, со мной рядом оказались замечательные люди. И командный состав части, и мои коллеги по работе с пониманием относились ко всем маленьким недочётам в моей работе и старались помочь мне советом. Я до сих пор с особой теплотой вспоминаю их всех и очень признательна за поддержку.

Работа психолога — это индивидуальный подход к каждому человеку. Здесь одной теории мало, нужно обладать пониманием ситуации. Училась на ходу, тщательно анализируя каждый случай из практики. Именно тогда я осознала, что армия для меня — нечто большее, чем работа, возможно, призвание.

Работаем на предупреждение

— В чём заключается работа военного психолога?

— Это работа непосредственно с личным составом части, в военкоматах во время призыва (после медкомиссии с призывниками работает психолог), с родителями призывников. Есть и командировки для набора «срочников» в часть, и выезды с личным составом на место проведения учений для усиления мер по психологической адаптации.

— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться психологу в армии?

— Конечно, бывают разные ситуации, но это единичные случаи, решаются они индивидуально с учётом конкретной ситуации.

Сейчас не та армия, какой её помнят с советских времён. Более серьёзный подход к нуждам армии, некоторые изменения в законодательстве, увеличение средств на содержание армии — всё это является стимулом для организации более комфортной социальной среды в воинских частях, а значит, более спокойной психологической обстановки. Проблемы с жильём офицерского состава решаются относительно стабильно, неуставные отношения — почти забытое понятие, это уже ЧП. Если честно, таких ЧП я не припомню за всё время своей службы и в Жодино, и в Слуцке.

А что касается «срочников», проблемы случаются, особенно в первые месяцы, пока ребята привыкнут к новым условиям быта и втянутся в процесс обучения.

— Какие же проблемы возникают у «срочников»?

— Чаще всего незначительные конфликты между рядовыми из-за недопонимания той или иной ситуации, неприятностей в семье, усталости, недосыпания. Я могу назвать основные причины таких конфликтов.

Первая причина — размолвки с девушками, вторая причина — неприятности в родительских семьях, а как результат — затяжные депрессии. Третья причина — притирки между ребятами, чаще из-за каких-нибудь бытовых мелочей.

Этого не избежать даже в семье, а уж в трудовых коллективах, в армии и подавно. Сказываются разные характеры, воспитание, способности к обучению и выполнению заданий. Один оплошал, а отвечают все — вот и причина для очередного конфликта.

У нас в части работа психолога и заместителя командира по идеологической работе поставлена таким образом, чтобы ситуации предупреждать, а не гасить. Хочу отметить, что ребята принимают нашу работу как должное, без всяких предубеждений.

Молодёжь и армия

— Бытует мнение, что нынешняя молодёжь по большей части пытается «косить от армии».

— Это не так. Не секрет, что некоторые ребята под любым предлогом пытаются избежать армейской службы, но их не так уж и много в процентном отношении к общему числу призывников. Я бы выделила три основных мотива такой позиции юношей.

Первый — это нежелание менять привычный образ жизни даже на полтора года, второй — религиозные соображения и третий — восприятие полутора лет службы в армии как бессмысленную трату своего времени.

Пользуясь случаем, хочу напомнить этим ребятам, что служба в армии — это не обязаловка и не пустая трата времени, это почётная обязанность, достойная сильных мужчин. Возможно, мы, женщины, станем для вас хорошим примером этого служения.

Для тех, кто не желает служить Родине из пацифистских либо религиозных соображений, есть исключение из общих правил — можно проходить службу без присяги. Это значит, вас никто не заставит стрелять в кого бы то ни было ни при каких условиях. А вот водить машину, строить мосты и дороги, понтонные переправы вы научитесь в совершенстве. Такие навыки могут вполне пригодиться и на гражданке.

Немного о личном

— Возникало ли когда-нибудь желание уйти из армии?

— В первые годы работы, когда не хватало опыта, были такие моменты, когда хотелось всё бросить. Потом я научилась контролировать свои эмоции, а значит, и контролировать ситуацию.

Сегодня моя работа для меня — обычная работа, но весьма ответственная. Я не имею права на ошибку, потому что несу ответственность за судьбы ребят, которые мне доверяют.

Разумеется, с такой работой в какой-то момент всё же ощущаешь эмоциональные перегрузки. В этих случаях лучшее средство снять стресс — общение с близкими мне людьми: родителями, сыном, друзьями. Хорошо помогает отдых на природе, а иногда просто побыть наедине с собой.

— Как вы проводите свободное время?

— Свободного времени немного, но если уж выпадает свободный денёк, провожу его вместе с ребёнком.

Он у меня, в привычном понимании этого слова, лишён некоторых детских радостей: посидеть лишние полчаса у телевизора, поиграть с мальчишками во дворе, даже покапризничать. Я часто работаю допоздна или по выходным, кроме того, бываю в командировках, поэтому мой ребёнок часто коротает вечера со мной на работе, а выходные проводит у бабушки с дедушкой.

Если есть время, вяжу на спицах, вязание меня успокаивает. Также с удовольствием хлопочу ради сына у плиты.

— Не жалеете, что оставили Минск?

— Нисколько. Слуцк меня устраивает: тихий, уютный, чистый провинциальный город, вполне удобный для проживания.

Кроме того, у меня здесь своя квартира, построенная в порядке общей очерёдности под льготный кредит. С учётом цен на жильё в Минске маленькие города куда привлекательнее для молодёжи.

Об отношении к женщинам, о званиях и об армии с женским лицом

— Как женщину воспринимают в армии: на равных с сильным полом или относятся к вам снисходительно?

— Скорее лояльно и с пониманием. Женщина и в армии тоже женщина. А в моём случае — ещё и доверительно: не каждому доверишь свои личные тайны, но раз уж доверился, то с надеждой, что эти тайны не для всех ушей.

— За какие заслуги даётся очередное звание? Лично вы до какого звания можете дослужиться?

— Очередное воинское звание присваивается либо по истечении срока для повышения в звании либо за особые заслуги перед Родиной.

Сейчас я старший лейтенант. И мои возможности ограничены капитанскими звёздочками.

— Как считаете, в ближайшие годы женщин в белорусской армии станет больше?

— Думаю, да. Если учесть, что сейчас военные вузы набирают девушек-курсантов по многим специальностям, то присутствие дам на высоких командных должностях — это не такая уж и отдалённая перспектива. Нашим женщинам всё по плечу: и семья, и служба!

Справка «Кур"ера»

♦ В белорусской армии служат около 4000 женщин.

♦ Более 500 из них носят офицерские погоны.

♦ Более 1100 являются прапорщиками.

♦ Около 2300 проходят службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

♦ В званиях младших офицеров сегодня служат более 380 женщин.

♦ Старшими офицерами являются около 150 женщин.

♦ Из них 57 подполковников.

♦ 5 женщин носят звание полковник.

♦ В 3 раза увеличилось общее количество женщин-офицеров в белорусской армии за последние 10 лет.

Корпус военных психологов удвоят из-за неадекватности солдат.Каждый четвертый призывник в армии без помощи может стать самоубийцей

Минобороны увеличит количество армейских психологов в воинских частях в два раза — до 3 тыс. человек. Такие меры принимаются из-за резкого ухудшения в последние годы состояния психики призывников. Сейчас в помощи психолога нуждается каждый четвертый солдат-срочник — с начала года, по данным военных, произошло уже 83 случая самоубийства.

— Современная молодежь менее устойчива к стрессам. Алкоголь, наркотики, тотальная интернет-зависимость формируют личность, которой трудно адаптироваться в социуме, особенно закрытом, как в воинской части. Поэтому когда их выдергивают из их микромира, психика не выдерживает, — пояснил «Известиям» решение военного руководства профессор кафедры психологии Военного университета Минобороны Петр Корчемный.

Сейчас, по данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики регулярно употребляют почти 7 млн россиян, из них почти 60% — молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Ежегодно наркозависимость становится причиной смерти 30 тыс. молодых людей. Всего лишь 4% от общего числа школьников не пробовали алкоголя. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье.

Пока в каждой бригаде на 3 тыс. срочников приходится всего один психолог, который физически не в состоянии уделить внимание каждому солдату. В мировой практике нормой считается, когда специалист «ведет» группу не более чем в 500 человек.

— Выявить солдат в пограничном состоянии намного проще, если проводить регулярные беседы с «группой риска» — конфликтными или замкнутыми юношами, детьми из неблагополучных семей, судимыми, имеющими проблемы в личной жизни, — рассказала «Известиям» психолог одной из сухопутных бригад.

1,5 тыс. новых армейских психологов будут набирать из гражданских вузов с факультетов психологии. Сами военные хотят, разумеется, выпускников психфаков МГУ и СПбГУ, но специалистов из этих вузов зарплата в 6-8 тыс. рублей вряд ли привлечет.
— Главное требование — образование должно быть академическим, — подчеркивают в Минобороны.

По свидетельству правозащитных организаций солдатских матерей, ежегодно из-за стремления военных комиссариатов во что бы то ни стало выполнить план, до 30% военнослужащих комиссуют по утаенным заболеваниям, в том числе и психическим.

— За 16 лет работы я видела военных психологов только в Чечне. Но пользы от них мало. Они ведь все равно подчиняются командиру части: как он скажет, так и будет. Поэтому солдаты обращаются со своими проблемами сразу к нам. А мы напрямую к военному прокурору. И добиваемся своего, — сказала представительница Союза комитетов солдатских матерей России Мария Федулова.

В Советской армии первый штатный психолог появился в 1976 году. С тех пор психологическая служба постоянно видоизменялась, но неуклонно оставалась востребованной. Сейчас военные психологи работают в армиях практически всех стран ближнего зарубежья, за исключением Грузии и Азербайджана.

В армии США, насчитывающей вместе с резервистами около 2 млн человек, за душевное здоровье солдат и борются 60 тыс. идеологических работников с психологическим образованием. Причем в зоне боевых действий количество психологов увеличено в несколько раз.

А в армии обороны Израиля, которая постоянно находится в ожидании войны, за психологию отвечают все офицеры, которых курирует отдельный специалист, напрямую подчиняющийся Генштабу.

За пределами России проблема суицидов наиболее остро стоит в армиях США и Японии. В 2011 году покончили с собой уже больше 160 американских военных. В Российской армии в 2009-м таким образом погибли 149 человек, в 2010-м — около 200.

Денис Тельманов

ПОДСКАЗКИ НАЧИНАЮЩЕМУ ВОЕННОМУ ПСИХОЛОГУ

В условиях обновления состава психологов в Вооружённых Силах надеемся, что наши рекомендации, подсказки облегчат вхождение в профессию. При этом мнение, разработки являются авторскими и не претендуют на истину в последней инстанции.

1. С ЧЕГО НАЧАТЬ
С изучения руководящих документов – это аксиома. Основной документ для штудирования – Руководство по психологической работе в ВС РФ. Права и обязанности психолога части, рекомендуемые нормативы диагностической и коррекционной деятельности, этический кодекс психолога.

Пометка: при осуществлении профессиональной деятельности психолога в армии остро стоит вопрос о сохранении конфиденциальности получаемых сведений.

Предположу, что каждый психолог, работающий в ВС, встречался или встретится с такими «ножницами» – с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания полученной психологической информации, с другой, – объективная необходимость довести информацию до командования для предотвращения беды.

Вопрос в том, в какой содержательной форме сообщать результаты обследования, чтобы обеспечить психологическую безопасность обследуемых (особенно если дело касается военнослужащих по призыву).

ВЫХОД:принять как факт, что с учетом специфики отношений в закрытой системе обеспечить стопроцентную конфиденциальность информации не удастся ;

при сообщении результатов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того командира, кому они передаются. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии, но и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию;

на начальном этапе психологических мероприятий честно и четко обозначать и командованию, и клиентам те явления, о которых вы обязаны и безукоснительно будете докладывать вышестоящему начальству.

Это все, что связано:
а) с противоправными действиями;
б) с употреблением наркотических средств, алкоголя.
в) с суицидальными намерениями.

Комментарий: Здесь может возникнуть страх, что тогда вы чего-то не узнаете. Но вашей задачей не является добывание информации или использование своих профессиональных приемов ведения беседы для допроса. В каждой части есть дознаватели и т.д.

Узнать, какой видит работу психолога командир части, заместитель командира части по работе с личным составом, детально обговорить свои должностные обязанности. Позже, когда вы ознакомитесь со спецификой работы, предложите, на каком виде деятельности вам хотелось бы сделать акцент, (в моем случае это работа с караулом, проблемы НУВ).

Пометка: возьмите под крыло основные этапы прохождения военной службы призывниками.
1 этап (1-3 месяца после прихода в часть) – период адаптации к условиям службы: работа с тревожностью, отчаянием, фрустрацией.

2 этап (4-8 месяцев с начала службы) – период устойчивой адаптации, стадия накопления неотреагированных эмоций: работа с агрессией, гневом, раздражением.

3 этап (перед демобилизацией) – период подготовки психики к реадаптации: работа с тревожностью, фрустрацией.

Обговорить с командованием части временные рамки ВАШЕГО адаптационного периода – обычно он составляет 2-3 месяца.

Дайте себе это время для первичного погружения в профессию, налаживания контактов, профессиональных знакомств. Это нужно хотя бы даже элементарно для того, чтобы научиться различать звания, разобраться, из каких подразделений состоит часть, и.т д. (Из личного опыта: для того, чтобы запомнить и выучить аббревиатуры, принятые в полку, у меня ушло 2 мес.)

Придя в часть, будьте готовы встретиться с рядом типичных проблем адаптации на новом месте: Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дайте себе право на первые ошибки и для начала возьмитесь за то, что получается лучше всего (как правило, это диагностика).

Полное погружение в работу в ущерб личному времени. Выход: часто новый специалист бросается в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно командованию (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для психолога перегрузками и стрессами. Следите за нарушениями баланса между работой и личной жизнью.

Критическое отношение к возрасту, наличию опыта психологической деятельности, наличию опыта работы в военной структуре со стороны военнослужащих. Выход: уважительное, тактичное отношение и чувство юмора.

Уточнить детально с заместителем командира части по работе с личным составом, с вышестоящими психологами округа, армии сроки и формы текущей отчетности.

Обсудить с начальником график вашей работы. Соотношение рабочего времени с должностными обязанностями, особенно во время приема молодого пополнения, или задействования по выходным дням. Для РВСН – проверка психологического состояния механиков-водителей перед совершением марша, в том числе в ночное время.

Заверить подписью заместителя командира части по РЛС ваши планы и должностные обязанности.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Коснусь трех направлений, два из которых традиционно самые важные, а потому энергоемкие.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Иногда мне кажется, что 90% работы психолога в армии занимает именно диагностика. К сожалению, здесь может возникнуть иллюзия, что знания нескольких тестов достаточно, чтобы быть военным психологом, а потому профессионально развиваться, учиться консультировать, иметь часы личной терапии необязательно.

Работая 10 лет в ВС, я перед диагностикой научилась задавать себе три вопроса: «Зачем?» «Что я получу в результате» и «Что я с этим результатом буду делать?» Рекомендую диагностические минимумы (знаменитые «Прогноз, МЛО-АМ, НПН-А, СР). Ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация (даже при наличии АРМ ВП) занимает много времени. Чаще наблюдайте и беседуйте с военнослужащими, общайтесь с командирами.

Конечно, проведение диагностики при приеме нового пополнения, при допуске к оружию, по требованию руководящих документов обязательно. Результаты психодиагностики в рамках дозволенного обсуждаются с командирами, медицинской службой, намечаются пути, которые будут более эффективны при решении выявленных проблем.

Пометка: бывают диагностические мероприятия, результат которых не убеждает, и делает их проведение заранее бесполезным , но необходимым в плане собственной профессиональной безопасности: расчет биоритмов (РВСН), проведение социометрии и анонимных анкет при высоком недоверии опрашиваемых, тестирование на предмет выявления зависимости от алкоголя, наркотиков, азартных игр – при том, что стандартизованных опросников, выявляющих данные явления окончательно и твердо, не существует в природе.

Тем более ставить диагноз «Зависимость» – сфера ответственности врачей.
Выход: проводить и докладывать, осознавая цену результата.

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Не ждите, что к вам сразу пойдут с вопросами, проблемами. Позаботьтесь о своей самопрезентация. Идите сами. Провели диагностику – обсудите (в рамках дозволенного, помня принцип «не навреди»). Даете рекомендации – обсудите с командирами реальность их выполнения.

Если в подразделении нужны коррекционные занятия, предложите свою помощь. График вашей работы с вашими контактными данными , когда и в какое время ведете консультации для военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту, офицерского состава, должен висеть на двери вашего кабинета и в каждом подразделении.


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Важное, но мало используемое направление работы, включающее вашу самопрезентацию, популяризацию и разъяснение психологических знаний, начиная с элементарных пояснений, зачем нужен психолог в армии и заканчивая обзором новых мировых психологических исследований.

Реализовать данное направление, как правило, легче всего в системе общественно-государственной подготовки и в процессе повседневной деятельности: в ходе бесед, лекций, тренингов. Организация выставки, подборки литературы, тематических стендов. Эффективной формой просветительской работы являются различного рода тренинги (психофизические и социально-психологические).

Из личного опыта. В нашей части усилиями командования создана радиоточка. Мы еженедельно записываем рубрику «Психологическая радиоминутка» продолжительностью 2 минуты - с наиболее интересными и актуальными темами, рассказанными в доступной форме: «Кто такой психолог», «Психология нецензурной брани», «От чего зависит наше настроение» и т.д.


3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Психолог и командование части
Трудности могут возникнуть из-за того, что психолога нагружают работой, не входящей в его должностные обязанности.
- Привлечение в качестве дознавателя.

Пометка: при происшествии в части командиры испытывают большой соблазн привлечь психолога в качестве дознавателя, справедливо полагая, что последний действительно владеет специальными навыками ведения беседы и может узнать какую- то тайну, особенно если специализируется на консультировании.

Выход: предложите помощь в границах своей профессии: прояснение психологического состояния участников происшествия, прогноз риска повторных происшествий, суицидального поступка. Информируйте командиров об этических требованиях, предъявляемых к вам руководящими документами. Доверие, которое вы зарабатываете, может рассыпаться в один момент, к тому же в частях есть дознаватели, которые тоже владеют специальными навыками беседы.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации