Великобритания. Великобритания и Франция: сравнительная комплексная географическая характеристика

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

В самые давние времена остров был заселён островными кельтами, куда входил такой народ как бриты. В 43 г. н.э. южная и восточная часть острова была покорена Римской империей, власть которой продержалась около 400 лет. В 5-6 веке территория была завоёвана англо-саксами (римляне с острова ушли). Это немецкие племена. Они завоевали в основном центр и восток. В 9 веке здесь сформировалось государство Англия. Позже Англия была завоёвана норманами, которые принесли сюда феодализм. В 13 веке к Англии был присоединён Уэльс и начало формироваться централизованное государство, которое окончательно сформировалось в 15-16 веках. В середине 17 века англичанами была захвачена Ирландия, которая в 1921 году получила статус доминиона и только её северо-восток стал частью Великобритании. В 17 веке раньше, чем в др. государствах происходит буржуазная революция, которая сменила феодальный строй на капиталистический. Ранее развитие капитализма создало условия для производства огромного количества товаров, требовались новые рынки сбыта. Поэтому Великобритания начала активную политику захвата новых заморских территорий и превращала их в свои богатые колонии. К концу 18 века Великобритания стала величайшей морской державой и величайшей метрополией мира. В середине 19 века первая в истории осуществила промышленный переворот. К концу 19 и началу 20 века по темпам развития Великобритания опережает США и Германию. В 30-е годы начинается постепенный распад колониальной системы, что бьёт по экономике страны. Первая и Вторая мировые войны приводят к серьёзному кризису в экономике. В 40-50-е годы экономика страны практически полностью зависит от США. Страна вышла из кризиса к 60-м, а в 70-х начала перестройку экономики с учётом научно-технических инноваций.

ЭГП. Великобритания находится на островах и расположена в северо-западной части Европы. У неё благоприятное соседское положение, поскольку морскими соседями первого порядка являются высокоразвитые страны Скандинавского полуострова, Западной и Восточной Европы. Все они члены ЕС, с которыми Великобритания имеет тесные экономические связи. Страна омывается незамерзающими водами морей Северной части Атлантического океана. От материка Великобританию отделяют проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. В различные исторические периоды приморское положение страны было либо очень выгодно (особенно в период Великих географических открытий) либо служило определённым изолирующим фактором. Связь с остальной Европой улучшилась после строительства в 1994 году евротуннеля между пунктами Кале во Франции и Дувр в Великобритании.

Природно-ресурсный потенциал

Орографические условия страны таковы, что фактически по линии Нью-Кастл-Шелфилд-Бристоль страна разделена на горную северную и западную и холмисто-равнинную восточную. Орография повлияла на развитие с/х и расселение. Территория страны более благоприятна для развития животноводства.

Минерально-сырьевые ресурсы. Из промышленно значимых можно отметить лишь топливные ресурсы. Выделяются запасы угля (180 млрд т). Всего около 6 крупных бассейнов, наиболее значимыми являются лишь 3: Йоркширский, Нортумберленский, Уэльский. В основном представлены пласты каменного угля. Запасы нефти и газа были открыты в 60-70-х гг 20 века на шельфе Северного моря. Общие запасы нефти 2 млрд т, газа – 2 трлн м кубических. Железные руды, фактически, не добываются. В районе Йоркшира добывают каменную и калийную соли. В Шотландии добывают урановые руды.

Агроклиматические ресурсы. Климат умеренный океанический с западным переносом, осадков много (600-3000 мм), зимы мягкие с плюсовыми температурами. Растительность бедная, зерновые слабо созревают, но луга и пастбища сочные.

Земельные ресурсы. Под естественными пастбищами преобладают подзолистые и бурые лесные почвы. Лучшие земли сосредоточены на юго-востоке Великобритании, где для страны наиболее комфортный климат. 77% территории пригодно для с/х работ. В структуре с/х угодий пашни – 65%, пастбища – 32%.

Лесные ресурсы. Естественная лесистость составляет 9% территории. Преобладают широколиственные породы, в Шотландии хвойные. Объём лесов удовлетворяет потребности страны на 15%.

Водные ресурсы. Из-за особенности прохладного климата в стране огромное количество рек и озёр. Реки полноводны, но короткие. Самые крупные: Темза, Северн, Трем. Используются для судоходства.

Страна располагается на Британских островах на северо-западе Европы. Рассмотрим ЭГП Великобритании - сначала его географический аспект. Великобритании состоит из четырёх крупных провинций: Англии, Уэльса, и Шотландии. ЭГП Великобританииво многом определяется её островным положением. Британские острова - самый большой архипелаг в Европе. В его состав входят два крупных острова (Ирландия и Великобритания) и более пяти тысяч малых. Южная часть острова Великобритания находится на пятидесятом, а северная часть архипелага (Шотландские острова) - на шестидесятом градусе северной широты. Расстояние от самой северной точки острова Великобритания до его самой южной точки равняется 966 километров, а наибольшая его ширина - 508 километров. Географическое положение Великобритании таково, что она омывается водами Северного моря и Атлантического океана, а южная часть ее побережья расположена всего в тридцати пяти километрах от северного берега Франции. Они разделяются проливом Ла-Манш. равна 243 810 квадратным километрам.

Районы Англии, находящиеся на равнинах, имеют большое значение для сельского хозяйства. Несколько позже равнин стала осваиваться и гористая местность. Важным стимулом для этого служили вначале пастбища, а потом и минеральные ресурсы. Исторически так сложилось, что в ходе геологической эволюции в недрах Британских островов стали образовываться различные полезные ископаемые. На территории страны имеются почти все известные минералы, нет только алмазов.

В центральной части и на севере Англии располагаются Пенинские горы, которые состоят из каменноугольных пород. В северной их части распространены карстовые отложения. Подножия этих гор богаты залежами каменного угля. На основе данных месторождений образовались большие горно-промышленные центры Йоркширского, Ланкширского и других каменноугольных бассейнов, рассчитанные запасы которых составляют больше четырёх миллиардов тонн.

На большей части территории Англии чередуются плоские равнины и холмистые куэстовые гряды. Куэсты чаще всего сложены из известняка или писчего мела, а равнины представлены более рыхлыми породами: песком, глиной, мергелем. Все эти осадочные породы накапливались в древних морских бассейнах.

Небольшие возвышенности на равнинах Мидленда связаны с месторождениями железной руды и каменного угля. Здесь находится одно из самых крупных месторождений железной руды - 60% всех её запасов сосредоточено в Восточном Мидленде.

Рассмотрим теперь экономическую сторону ЭГП Великобритании.

Сельское хозяйство страны характеризуется весьма высокой интенсивностью. Оно отлично оборудовано и производит 60 % продуктов питания, необходимых Великобритании, используя при этом всего 2 % людских ресурсов. Ведущими являются химическая и нефтехимическая, и нефти, нефтепереработка, машиностроение, чёрная металлургия.

На душу населения составляет 36600 долларов в год. 13-е место в мире по уровню жизни населения занимает Великобритания. Экономика страны является одной из самых развитых в мире. В стране имеется развитое машиностроение, которое ориентировано в основном на выпуск нестандартного оборудования, а также разных типов и видов машин.

В стране хорошо развито электронное и электротехническое производство, крупное автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение, и станкостроение. Широко представлено химическая и нефтехимическая отрасли, производство подъёмно-транспортной техники и промышленного оборудования, а также нефтеперерабатывающая и фармацевтическая промышленность, чёрная и цветная металлургия. Великобритания находится на одном из первых мест в мире по экспорту и производству красителей, и пластмасс, моющих средств, химических и минеральных удобрений.

Таким образом, мы представили в статье информацию, отражающую ЭГП Великобритании.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище по подготовке работников торговли

Экономико-географическая

характеристика страны

Великобритания

Реферат

Исполнитель:

Телицына М.М.

учащаяся группы № 21

Руководитель:

преподаватель географии

Хорзова Т.В.

Екатеринбург

Введение……………………………………………………………….…3

1.Территория, границы, положение страны…………………………....4

2.Природные условия и ресурсы……………………………………......5

3.Население……………………………………………………………….7

4.Хозяйство и промышленность………………………………………...8

5.Сельское хозяйство…………………………………………………….11

6.Транспорт……………………………………………………………….12

7.Наука и финансы……………………………………………………….13

8.Отдых и туризм …………………………………………………….......15

9.Охрана окружающей среды и экологические проблемы…………....18

Заключение ……………………………………………………………….19

Приложение 1…………………………………………………………….20

Приложение 2…………………………………………………………….21

Приложение 3…………………………………………………………….22

Приложение 4…………………………………………………………….23

Приложение 5…………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………25


Введение

Я выбрала тему «Экономико-географическое положение Великобритании» потому, что именно Великобритания мне ближе всех других стран, конечно не считая России. Я бы хотела посетить эту страну, ее культурные места и узнать о ней больше, чем мои поверхностные знания.

Для написания реферата по данной теме нужно изучить четыре источника, в которых достаточно точно изложено положение Великобритании. И исходя из этих источников нужно, по поставленным вопросам, показать нынешнее положение страны и сделать вывод о ее состоянии.

1. Территория, границы, положение страны

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) - это архипелаг неправильной формы с очень разнообразным ландшафтом и природой. Площадь Великобритании составляет около 240 842 кв. км. Большую часть составляет суша, а остальное - реки и озера. Площадь Англии составляет 129 634 кв. км., Уэльса – 20 637 кв. км., Шотландии – 77 179 кв. км. и Северной Ирландии – 13 438 кв. км. Южная оконечность острова Великобритания полуостров Корнуолл - находится на 50° с.ш., а самая северная часть архипелага Шетландские острова - на 60° с.ш. Протяженность острова Великобритания с севера на юг составляет 966 км, а, наибольшая его ширина вдвое меньше. Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон). Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова. С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря. С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем. Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия. Таким образом, ЭГП Великобритании является и соседским, и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя и имеет некоторые минусы в стратегическом и военном отношении.

2. Природные условия и ресурсы Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Средняя температура самого холодного месяца - января - не опускается ниже +3,5 градусов даже на крайнем северо-востоке Великобритании, а на юго-западе достигает +5,5 градусов. Снег в зимнее время выпадает на всей территории страны, но очень неравномерно. В горных районах Шотландии снежный покров держится не менее 1-1,5 месяцев. На юге Англии, и особенно на её юго-западе, снег выпадает очень редко и сохраняется не больше недели. Здесь трава зеленеет круглый год. Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии. В Великобритании нет большого разнообразия полезных ископаемых. Особенно велико значение каменного угля, общие запасы которого составляют 190 млрд. т. Наиболее крупными запасами и добычей выделяются три бассейна: Йоркширский, и Южно-Уэльский. Помимо этих трех крупнейших каменно угольных бассейнов важную роль играют бассейны Шотландии, простирающиеся цепочкой от западного до, восточного края Средне-Шотландской низменности, а также Ланкаширской и Западно-Мидлендский, состоящий из ряда небольших месторождений. Небольшие выходы пластов каменного угля имеются на побережье полуострова Кимберленд и на крайнем юго-востоке Англии – Кентский бассейн. В 60-х годах в шельфе Северного моря были открыты месторождения нефти и газа. Крупные месторождения расположены недалеко от берегов юго-востока Англии и северо-востока Шотландии. Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн. Помимо крупных энергоресурсов Великобритания располагает значительными запасами железных руд. Но их месторождения отличаются низким содержанием в руде металла (22-33%). Самое крупнейшее месторождение Восточно-Мидлендское. До недавнего времени Великобритания собственной железной рудой обеспечивала половину своих потребностей в этом виде сырья, остальное покупалось путем импорта. В настоящее время добыча низкокачественной руды оказалась нерентабельной, поэтому добычу свернули и перешли на импорт высококачественных руд из Швеции, Канады, Бразилии и ряда стран Африки. В прошлом в Великобритании разрабатывались небольшие месторождения меди и свинцово-цинковых руд, а также олово. Месторождения их сильно истощены и сейчас добыча очень мала. Добывают немного вольфрама. В Шотландии найдены урановые руды. Из неметаллического промышленного сырья имеет существенное значение добыча каолина или белой глины, а также каменной соли в Чешире и Дареме и калийной соли в Йоркшире. В почвенном покрове страны преобладает разновидность подзолистых почв и буроземов. Наиболее плодородны луговые почвы у залива Уош. В целом же почвы в Великобритании сильно окультурены и дают высокие урожаи. Для Великобритании характерен культурный ландшафт. Лишь в горных районах страны сохранилась естественная растительность. В лесах преобладают широколиственные породы (дуб, граб, вяз, бук) и лишь в Шотландии – сосна. Ныне под лесами занято только 9% территории Великобритании. Однако страна, производит впечатление очень лесистой благодаря живым изгородям, которыми обнесены поля и луга, а также небольшим лесным участкам и многочисленным паркам. Лишь западное побережье, подверженное воздействию западных ветров, несущих соленые морские брызги, почти лишено растительности. Таким образом, из-за умеренного океанического климата в Великобритании трава зеленеет круглый год, т.е. урожайность почв высокая. В Великобритании нет большого разнообразия полезных ископаемых, однако, некоторые из них сыграли огромную роль в формировании ее промышленных районов, и сейчас Великобритания является больше импортером, нежели экспортером.3. Население

Общая численность населения (по данным 2008) - 61 113 205 человек. Возрастная структура: до 14 лет - 16,7 %, 15-64 - 67,1 %, от 65 и старше - 16,2 %. Средний возраст мужчин - 39 лет, женщин - 41 год. Средний состав семьи - 2 ребенка и родители. Численность сельского населения - 11 %, плотность сельского населения - 242 чел. на 1 км кв. Общая численность экономически активного населения - 29 млн. чел. В городах с числом жителей св. 100 тыс. чел. проживает почти половина населения страны. Крупнейшие по числу жителей города: Лондон (6 803 000 чел.), Бирмингем (935 000 чел.), Глазго (654 000 чел.), Шеффилд (500 000 чел.), Ливерпуль (450 000 чел.), Эдинбург (421 000 чел.), Манчестер (398 000 чел.), Белфаст (280 000 чел.). В Великобритании рождаемость превышает смертность, быструю рождаемость можно проследить в таблице (приложение 1) с 1976 по 2009год.Коренные жители страны составляют 92 % населения (2001, перепись), из них:

· англичане - 83,6 %,

· шотландцы (в основном в Шотландии) - 8,5 %,

· валлийцы (в основном в Уэльсе) - 4,9 %,

· ирландцы (в основном в Северной Ирландии, ольстерцы) - 2,9 %.

Иммигранты и их дети проживают главным образом в конурбациях Большого Лондона, Западного Мидленда и Мерсисайда. Они составляют около 8 % населения страны, в том числе:

  • выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш - 3,6 %,
  • Китая - 0,4 %,
  • стран Африки - 0,8 %,
  • темнокожие выходцы с островов Карибского моря - 1 %

В настоящее время монарх - Елизавета II, начавшая правление 6 февраля 1952. Её наследником является старший сын, принц Чарльз. Принц Уэльский проводит разные церемониальные функции, как и муж королевы, принц Филипп, герцог Эдинбургский. Кроме этого, есть ещё несколько членов августейшего семейства: дети, внуки и кузины. Таким образом, численность населения растет за счёт трудовых иммигрантов из стран, недавно вступивших в Европейский союз, которым после расширения ЕС в мае 2004 года был разрешен свободный въезд для работы на территорию Великобритании. Тем не менее, рождаемость в стране по-прежнему превышает смертность, хотя естественный прирост уже не является главенствующим фактором увеличения численности британцев.

Характеристика ЭГП Великобритании

1)Великобритания (Объединенное Королевство)- островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря.

В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

2) На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова. С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

3) Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. Основные районы угледобычи - Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд).

Для Великобритании характерен умеренный и достаточно влажный климат. Поэтому большая часть используемых сельских угодий занята пастбищами (около 80%). Меньшая часть территории занята сельскохозяйственными культурами, которые в основном выращиваются в Восточной Англии. Одной из основных культур является сахарная свекла, выращиваемая в Восточной Англии и Линкольншире, где расположены основные заводы по переработке сахара. Важными посевными культурами являются также пшеница, ячмень, овес, выращиваемые в Англии, Северной Ирландии и на восточном побережье Шотландии.

Молочное животноводство играет тоже важную роль в сельском хозяйстве Великобритании. Разведением молочного скота занимаются преимущественно на юго-западе Англии.

Поскольку Великобритания издревле является морской державой, традиционным промыслом считается рыболовство. Основу промысла составляет треска, камбала, сельдь, сиг, форель, устрицы и крабы.

4) Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом- девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации