Восточные славяне в VI—VIII веках. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

1. Основной теоретический материал

Прародина и происхождение славян

Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).

Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов .

Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).

Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.

Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы:

· западную;

· южную;

· восточную .

Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена.

Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен:

· поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

· ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);

· полочане (течение реки Полота);

· кривичи (верховья Днепра и Волги);

· дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

· северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

· радимичи (междуречье Днепра и Десны);

· вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).

Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины.

Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали

1) рожь;

2) пшеницу;

3) просо;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. пашенное земледелие .

Восточные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

2) рало,

3) соха,

4) с VIII–IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.

Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.

Общественный строй восточных славян

В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.

С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.

Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).

Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов).

Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».

Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена.

Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия.

К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.


2. Основные даты

Даты

События

I тыс. до н.э.

Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне.

Св. 700 тыс. лет назад

Проникновение человека в Восточную Европу.

Ок. 35–40 тыс. лет назад

Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца.

К 10 тыс. до н.э.

Умение добывать огонь.

4–3 тыс. лет до н.э.

Окончательное заселение Евразии.

Ок. 8–3 тыс. до н.э.

«Неолитическая революция».

Ок. 2–1 тыс. до н.э.

Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.

Х–VII в. до н.э.

Распространение железа в Европе.

VII–VI вв. до н.э.

Расцвет торговли и процветание греческих колоний.

IV в. до н.э.

Возникновение скифского государства.

IХ–Х вв.

Принятие Волжской Булгарией религии – ислам

VII в.

Образование Хазарского каганата.

Конец IV в.

Начало процесса Великого переселения народов.

VIII – середина IХ вв.

Начало экспансии норманнов.

VI–VIII вв.

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины.


3. Основные понятия

Автохтонное население –к оренное население.

Бортничество –с обирательство дикого меда.

Варяги –п о одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки») –о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече –н ародное собрание.

Военная демократия –ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь –г лава племени.

«Вои» –м ужское население рода.

Волхвы –п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша –д енежные единицы у славян.

Даждьбог –б ог солнца.

Дружинники –л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье –с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол –и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище –я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь –в оенный вождь.

Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь –з нать в племени.

Перелог –си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – б ог молний и грозы.

Полудница –д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –п редки славян.

Племя –с оюз родов, проживающий на одной территории.

Рало –д ревнее орудие труда у славян.

Род –к оллектив родственников.

Рожаницы –б огини плодородия.

Сварог – б ог неба.

Старейшина –у важаемый, опытный человек.

Страда –с езон сельскохозяйственных работ.

Стрибог –б ог ветра.

Трехполье –с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна –п оминальный пир.

Чур –б ожественный образ родовой общины.

Язычество –д охристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила –б ожество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.


4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д.

Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с древними славянскими племенами, особенностями их хозяйства и быта, узнаете имена богов, которым поклонялись восточные славяне и их соседи.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Восточные славяне в VII - IX вв.

В VII - IX вв. славяне заняли обширную территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладожского озера до среднего течения реки Днепр, от реки Буг до верховий Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и реки Двины расселились славяне ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки, — вятичи.

Рис. 1. Расселение восточных славян ()

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем перелога. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другими промыслами славян являлись рыболовство, охота, также было распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовали развитию судоходства, торговли, различных ремесел, обеспечивающих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Рис. 2. Подсечно-огневое земледелие ()

Накануне образования государственности восточные славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особая группа населения, занимающаяся только военной деятельностью, в частности походами. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники не только участвовали в завоевательных походах, но и управляли присоединенными землями. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже по положению шли смерды или, как их еще называли, мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Еще более низкий статус имела челядь — это члены семей мужей и холопы, не имеющие права участвовать в войске.

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования, ко временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе их стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и финно-угорскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в VIII - IX веках у славян почитался иранский бог солнца Хорос. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается заимствованный у балтов бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечали появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, также существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.

Не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников аваров на славянское племя дулебов. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.

Итак, проживая в окружении различных племен и народов, восточные славяне сформировали особую цивилизацию.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. WWW.GRANDARS.RU ().
  2. Академик ().
  3. TAREFER.RU ().
  1. Когда на территории нашей страны появились славяне?
  2. Как влияла природа на занятия и верования восточных славян?
  3. Какими были взаимоотношения славян с соседними племенами и народами?

Славянские древности V-VII вн. известны на обширной территории Средней и Восточной Европы - от Ольбы на западе до Днепра н Волхова па востоке и от побережья Балтийского моря па севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса па юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство п погребальная обрядность. Именно но этим признакам славянские древности отчетливо выделяются среди синхронных, оставленных другими европейскими этноязыковыми группами - германской, балтской, фракийской, тюркской, фишю- угорской.

Эти же элементы существенны и для дифференциации славянских древностей па отдельные куль- турно-племеппыо группы. Материальная культура славян того времени уже не была единой. Расселившись на обширнейших пространствах, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении дифференцировались па несколько локальных групп.

На основании археологических материалов V- VII вв. выделяются три крупные группировки славянства (Седов В. В., 1979. с. 101-143).

Первая характеризуется пражско-корчакской керамикой, подробное описание которой дано ниже, наземными срубпыми домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В VI - VII вв. появляются первые курганные захоропепня, которые весьма постепенно приобретают господствующее положение, вытесняя грунтовые трутюсож- жеттпя. Эта группировка славян расселилась па широкой территории от верхней Эльбы па западе до Прштятского Полесья на востоке, включая верхние и средине течения Вислы и Одры.

Более южные регионы славянского мира (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, Среднее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали второй группировке, которой свойственны нра"жско-пеньковская керамика и полуземля- почпые жилища. Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, по наряду с пи.мн рано появились трупоположепня. Обычай сооружать курганы здесь не был известен, захоропепня совершались в грунтовых могильниках.

В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется третья группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Северо-западная группировка обособляется и по погребальной сбрядпости. Вплоть до начала X в. здесь был распространен обряд трупооожжеппя с захоронениями, тте фиксируемыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации па поверхности земли).

Эти три группировки славянства середины I тысячелетия п. э., нужно полагать, отражают диалект- по-племепное членение па последней стадии прасла- вяпского языка. Славяне в то время еще говорили на общеславянском языке, однако не были монолитными в языковом отношении. Как свидетельствуют языковые материалы, праславянский язык в начале средневековой эпохи уже дифференцировался на диалекты, и это деление было достаточно глубоким (Берн- штейн С. Б., 1961, с. 66-81). VI-VII веками завершается последний период праславяпской истории. В результате широкого расселения славян создались условия для распада единого славянского языка и формирования отдельных самостоятельных языков славян (Филин Ф. П., 1962, с. 110). Распад общеславянского единства был весьма сложным процессом, состоявшим не только в членении славянской территории, по и в сложных миграционных перегруппировках различных праславяпских племен. Диалектно- племенное деление праславян па поздней стадии их истории никак нельзя связывать с позднейшей трех- частной дифференциацией славянства.

В Восточной Европе, там, гле но свидетельству Повести временных лет расселились восточнославянские племена, для начала раннего средневековья (V-VII вв.) по материалам археологии выделяется семь крупных культурных группировок: культура пражско-корчакского типа, культура пражско-нень- ковского облика, древности колочинского тнпа, ту- шемлииско-банцеровская и мощинская культуры, древности, представленные длинными курганами и сопками (карта 1). Носители этих культур непосредственно или в качестве субстрата припяли самое активное участие в генезисе восточнославянского населения.

Расселение, занятия, религия и общественный строй восточных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Первые письменные свидетельства о славянах появляются в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой. Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.



Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром. Боги древних славян: Перун – Бог грозы – он был по преимуществу богом воинов. Велес (Волос) – Бог животного мира, богатства, загробной страны (противник Перуна), это был Бог простых общинников. Мокошь – Богиня-мать, воплощавшая землю. Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей. Стрибог –Бог ветра. Язычество – система первобытных верований, основанных на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой больше семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён. Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн. В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече . На вече заседали только мужчины – главы больших семей.

Функции вече : оно являлось высшей судебной властью; решало вопросы войны и мира; утверждало международные договоры; выбирало племенных вождей и иных предводителей; разрешало земельные сопоры и распоряжалось племенными угодьями. Такая форма общественного устройства получила название – военной демократии , что предшествовало образованию государства.

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении. Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём, в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов. Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени, как в военных, так и в гражданских делах. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье ”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община (мир ) сменилась территориальной общиной (вервь ). В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которые по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов.

Таблица 13

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщение или презентацию на тему «Славянский пантеон и языческие обряды».

2. Подобрать материал по теме «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси».

Формы контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. К восточнославянским народам относятся:

А) поляки;

Г) русские.

2. Особенность исторического развития восточных славян:

А) колонизация земель;

Б) воинственный характер;

В) менталитет;

Г) геополитика.

3. Что обусловило однообразие природных факторов?

А) развитие славян по традиционному пути;

Б) специализация хозяйства;

В) однотипность хозяйственной деятельности;

Г) развитие внутренней и внешней торговли.

4. Система земледелия, распространенная у славян в 6-7 веках, называлась:

А) подсечно-огневая;

Б) ирригационная;

В) двухпольная;

Г) трёхпольная.

5. Народное собрание у древних славян называлось:

6. Славянский бог - покровитель скотоводства и искусства одновременно:

А) Макошь;

В) Стрибог;

7. Антский племенной союз сложился

А) в верховьях Дона;

Б) в бассейне Волги;

В) в бассейне Днепра и Днестра;

Г) на берегах Ладожского озера.

8. В VI – VII вв. основными противниками восточных славян становятся:

Г) хазары.

9. Основная отрасль хозяйства восточных славян –

А) бортничество;

Б) посредническая торговля;

В) кочевое скотоводство;

Г) подсечно-огневое земледелие.

10. Военный вождь у восточнославянских племен называлсятак:

А) старейшина;

В) староста;

Г) дружинник.

Тема 4.2 «Древняя Русь»

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ-ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо-зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова-ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия - крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Предыдущие статьи:

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации