Сценарий мероприятия «Доброжелательность - что это такое? Доброжелательность - это полезное для общения качество. Значение и примеры

Мы желаем счастья вам, счастья в этом миpе большом!
Как солнце по yтpам, пyсть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким —
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с дpyгим

Доброжелательность как качество личности – склонность желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять дружеское расположение ко всем людям на бескорыстной основе.

Композитор Брамс был чрезвычайно популярен и потому великое множество дилетантов постоянно осаждали его просьбами прослушать их сочинения… Будучи человеком вежливым и доброжелательным, композитор, однако, всеми доступными средствами старался избавиться от этих, как правило, пустых посещений. Однажды, выходя из своей квартиры на третьем этаже, Брамс столкнулся на лестнице с неким молодым человеком с большой связкой нот в руках… Не было сомнений, что это очередной начинающий композитор. К счастью, искатель славы не знал Брамса в лицо. — Сударь, не могли бы вы мне подсказать, где тут живет знаменитый композитор Брамс? — обратился молодой человек к Брамсу. — С превеликим удовольствием, — любезно отозвался Брамс, — вы на верном пути, композитор Брамс живет на третьем этаже… — и, раскланявшись, отправился по своим делам.

Доброжелательность возникает в чистоте сознания или чистосердечии, то есть когда человек живет в гармонии с самим собой и с внешним миром. Жизнь человека становится беззаконной, если она является помехой для всех окружающих. Человек живет законно, если он не является причиной постоянного беспокойства и страданий всех окружающих. Внешнее приятное ощущение чистоты испытываешь после банных или ванных процедур, но ощущения внутренней чистоты не даст никакая сауна. Стоит человеку перестать злословить, обвинять и осуждать людей, и он испытает чувство, подобное тому, которое испытывает курильщик, избавившийся от своего пристрастия, или наркоман, преодолевший ломку. Это особое, приятное чувство, ощущение чистоты. Чистота сознания – это и есть ощущение чистоты. Становится легче жить, человек испытывает счастье.

Чистота сознания означает, что человек не является рабом своего ложного эго, которое пропитывает его ум, чувства и разум. Именно эго заставляет его говорить: «Моя рука, моя жена, моя квартира, моя машина, мои дети. Мне это нужно, мне это интересно, хочу для меня». Все с чем человек соприкасается, он иллюзорно считает своим. Сел в автобусное кресло, вспомнил о билете, пока ходил к водителю за билетом кресло уже заняли. Возникает недовольство, ведь это мое место. С недоброжелательным видом он заявляет о своих правах ничего не подозревающему пассажиру.

Сознание не может быть чистым, если оно пропитано эгоизмом, когда его полным хозяином является ложное эго. Когда человек живет только исключительно для себя, он имеет оскверненное эгоизмом сознание. Ожидать доброжелательности от такого человека, все равно, что ждать благотворительности от скупца Плюшкина. Например, человек в невежестве с недоверчивостью и подозрительностью смотрит на все вокруг. В преступном мире даже действует правило: «Не верь, не бойся, не проси». Пахан не доверяет никому, отовсюду он ожидает опасности. Доверчивые и доброжелательные люди паханами не становятся, недоброжелательный взгляд – вот их визитная карточка.

Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Евгению Леонову пришлось играть сразу две роли — отъявленного рецидивиста с запоминающимся недоброжелательным взглядом и милейшего доброжелательного заведующего детским садом. Один в невежестве, другой в благости, один – олицетворение недоброжелательности, другой – яркий образец чистого сознания, порождающего доброжелательность. Когда человек хочет жить для других (детей, других членов семьи, каких-то высоких идей и целей), он очищает свое сознание и становится способен быть доброжелательным. Когда же ему наплевать на других, на законы, на мораль, честь и достоинство окружающих, как человеку в невежестве, или когда он живет только ради себя, как человек в страсти, такой человек может лишь демонстрировать доброжелательность, мысленно произнося слово «мармелад».

Эго вынуждает человека привязываться к вещам так, что когда он их теряет, то испытывает реальную боль в уме, чувствах и теле. Покарябали или стукнули машину, а у него такое ощущение, что стукнули его. Угнали машину, а у человека инфаркт, испачкала платье – испорченное настроение на весь день. Глупо рассчитывать на доброжелательность эгоиста, если даже сделаешь намек посягательства на его «Мое». У И. А. Крылова есть басня «Лев на ловле», в которой описывается неразумное решение собаки, волка и лисы совместно охотиться со львом и делить добычу поровну. Они не учли того факта, что эгоист, на стороне которого сила и власть, не может быть доброжелательно настроен к внешнему миру. Лиса поймала оленя и, верная договоренностям, пригласила «друзей» на дележ. Вот здесь и проявилась во всей красе «доброжелательность» эгоистичного льва: «Теперь давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя по договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, тот с места жив не встанет».

Доброжелательность предполагает неоскверненный ум и очищенные чувства. Чувства, как щупальца ума, связывают его с внешним миром, если эта связь чиста, человек становится доброжелательным к людям. Например, когда человек в отличной физической форме, он испытывает мускульную радость, наслаждается своим физическим состоянием, ему приятно смотреть на себя в зеркало. Когда у человека умиротворение на душе, когда ум, чувства и разум живут в полном согласии, ему хочется летать. В таком воодушевленном и вдохновенном состоянии противоестественно быть недоброжелательным к людям. Наоборот, хочется целовать прохожих, помыть посуду за весь подъезд, лететь, как на крыльях, и думать о разумном, добром и вечном.

Стать обладателем чистого сознания, что равнозначно превратиться в доброжелательность, означает стереть в подсознании всякие дурные помыслы. Доброжелательный человек не способен, подобно старухе Шапокляк, напевающей песенку: «Что бы такого сделать плохого», на дурные мысли о людях.

Чистый ум и чувства первое необходимое условие для проявления доброжелательности как качества личности. Второе условие – преодолеть в себе эгоизм, став на позицию служения людям. Третье, достичь устойчивого состояния сочувствия и сострадания ко всем людям. Сострадание дарует счастье, которое ничем не обусловлено — ни богатством, ни успехом. Оно означает не жалость и не совместное страдание, от этого страдальцу станет еще хуже, а понимание и поддержку. Четвертое, быть целеустремленным, добросовестно выполнять свои обязанности — мужчины, отца, мужа, гражданина. И пятое, человек должен научиться любить всех окружающих . Пять условий очищения сознания, что очень важно, взаимозаменяемые. Человек, сполна реализующий или специализирующийся хотя бы на одном из этих условий, всегда приходит к одной цели.

Качество личности будет проявленным, если оно распространяется на всех. Если человек доброжелателен к тем, кто ему нужен и враждебен к остальным, значит, это не доброжелательность, а лицемерие. Хотите стать богатыми, не завидуйте, будьте доброжелательны к богатым, хотите сохранить богатство – не презирайте, будьте доброжелательны к бедным. Иными словами, доброжелательность должна проявляться всегда и ко всем.

Доброжелательность – это не внешнее следование этикету, вроде пожеланий доброго утра, дня или вечера, не стиль поведения или обязанность, это – обусловленная чистотой сознания нацеленность человека на добро или изготовленность к добру. Добрый творит добро, доброжелательный, как пионер, всегда готов поступать по-доброму. Если вам показалось отношение другого человека к вам неискренним или наигранным, значит, перед вами попытка примазаться к доброжелательности, фабрикация фальшивки этого несомненного достоинства человека. И доброта, и доброжелательность идут от сердца и чистого сознания человека.

Люди с такими профессиями, как врач-психотерапевт, торговый или банковский работник, воспитатель в детском саду, учитель, если хотят добиться успеха, обязаны быть доброжелательными к людям. Но далеко не все на это способны, мешает черствость и сухость сердца и оскверненное эгоизмом сознание. Поддельные улыбки их эго скорее пугают и отталкивают, чем притягивают и воодушевляют на общение.

На доброжелательность некорректно вешать ярлык «фальшивка» или «подделка». Перед вами извращается в потугах сделать похожую на нее копию один или группа из галереи многочисленных человеческих пороков. Недобросовестный продавец хочет «впарить» вам залежалый товар, излучая, как вы считаете, доброжелательность. На самом деле перед вами вытанцовывает корыстолюбие, жадность, хитрость и непорядочность. Ни одна собака не учует здесь доброжелательность. Банковский работник с улыбкой 12 на 24 рассказывает вам о преимуществах и конкурентоспособности своего банка, зная при этом, что срок его дефолта – вопрос нескольких дней. Не нужно потом говорить, что виной невозврата вам денег стала искусно разыгранная доброжелательность. Ее там никогда и не было. Были там ложь, подлость и лицемерие, с его стороны, и неразумность, опрометчивость и доверчивость, с вашей. Когда человек проявляет эмоции, а в сердце пусто – это лицемерие.

Великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский по праву считал доброжелательность одним из основных качеств настоящего Человека: « Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», — это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим… Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своейдуши другим людям… Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, — значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие… Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье».

Петр Ковалев

  • Доброжелательность даёт радость – от общения.
  • Доброжелательность даёт возможности – проявить лучшие черты своего характера.
  • Доброжелательность даёт уверенность – в лучшем будущем.
  • Доброжелательность даёт энергию – для добрый дел и благородных начинаний.
  • Доброжелательность даёт свободу – от разрушительного человеконенавистничества.
  • Доброжелательность даёт открытость – новым людям и новым событиям.

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

  • Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.
  • Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.
  • Межличностное общение. Человек, всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.
  • Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.
  • Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран.

Как достичь доброжелательности

  • Общение. Общайтесь! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык – вы воспитываете в себе доброжелательность.
  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации – воспитывают доброжелательность и в своих детях.
  • Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие – доброжелательность.
  • Работа над собой. Желая достичь доброжелательности, человеку необходимо подавлять в себе агрессивность, а так же изживать равнодушие и апатию.

Золотая середина

Недоброжелательность, враждебность

Доброжелательность

Всепрощенчество, непротивление злу

Крылатые выражения о доброжелательности

Доброе слово лечит, злое убивает. - Русская пословица - Как мать, даже с риском для собственной жизни, защищает своего единственного сына, так пусть тот, кто постиг истину, развивает безграничную доброжелательность ко всем существам. - Будда - В ком добра нет, в том и правды мало. - Русская пословица - Крофорд Вернон / Три кита успеха. Доброжелательность, мудрость, смелость Доброжелательность – это выгодно, считает автор. Это мощная сила, позволяющая добиться от мира взаимности, а значит успеха. Добротолюбие В книгу вошли значимые труды христианских мыслителей. Среди них - Макарий Великий, Максим Исповедник, Григорий Палама.

Сценарий мероприятия «Доброжелательность – что это значит?»

Цель и задачи мероприятия:

1. Дать обобщенное представление о доброжелательности;

2. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

3. Прививать навыки вежливого обращения к друзьям, родным;

4. Работать над понятиями «хорошо – плохо», «добро – зло».

Методическое обеспечение:

Музыкальный фрагмент «Песенка кота Леопольда»

Ромашка (ситуации, написанные на лепестках )

Возраст, класс : 1 – 3 класс

Кол-во участников : 15 – 20 человек

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступительная беседа. Определение темы занятия.

Ребята, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?

( Здоровья, хорошего настроения .)

Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

Теперь прочитайте на доске тему нашего мероприятия.

«Доброжелательность – что это значит?»

    Беседа

Кто увидел, какие два слова спрятались в этом слове? (Добро, желать .)

Значит, доброжелательность – это…(Желание добра.)

Каждый человек: и взрослый, и ребёнок хочет, чтобы все друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к нам внимательно, по - доброму, с уважением.

А как думаете, каким должен быть человек, чтобы к нему так относились?

Подумайте, если человек будет грубить, всех оскорблять и обижать, будут ли окружающие относиться к нему доброжелательно?

Да, только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся по-доброму. Такого человека все любят, уважают, у него есть верные, надежные друзья.

    Игра "Наоборот” ( Звучит песенка кота Леопольда.)

К чему призывает нас кот Леопольд? Каким нужно быть? (Добрым .)

А если наоборот? (Плохо. )

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется " Наоборот”. Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.

Хороший – (плохой);

Добрый – (злой);

Веселый – (грустный);

Вежливый – (грубый);

Смеяться – (плакать);

Грустить – (радоваться);

Хорошо – (плохо);

Добро – (зло).

Молодцы!

    Работа над пословицами

Добрым – добрая слава.

Доброе дело два века живет.

- Как понимаете смысл пословиц?

Есть ли разница между словами " добрый” и "добренький”?

( Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

    Просто ли быть добрым?

А легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды…

Как думаете, просто быть добрым, доброжелательным? Почему?

( Если человек стремится помочь другому, просто потому, что человек нуждается в помощи, если доброта – это его внутреннее, душевное качество, тогда быть добрым легко. А если человек эгоист, думает только о себе, тогда добрым быть трудно .)

- Доброта – это сопереживание, сочувствие, желание помочь.

Важно быть внимательным, вежливым, предупредительным - уступать места пожилым людям в транспорте, помогать старшим, не дожидаясь когда тебя об этом попросят.

Помогите мне, каким еще нужно быть? (Быть аккуратным, опрятным, говорить "волшебные” слова: здравствуйте, спасибо, извините, не грубить)

- Как понимаете слова: "не зависит доброта от роста”?

(Даже малыш может совершить добрый поступок. И не всегда взрослые поступают порядочно.)

А слова: "не требует взамен награды”?

(Нужно совершать поступки от чистого сердца, не ждать ничего взамен.)

    Ситуация. Разбор ситуаций, написанных на лепестках ромашки:

1. Ты нечаянно толкнул товарища. Как ты поступишь?

2. Тебе нужно узнать который час, а часов у тебя нет. Но навстречу идёт прохожий. Как ты поступишь?

3. Ты поссорился с товарищем, а потом понял, что ты не прав. Как ты будешь действовать?

4. Товарищ приглашает тебя в гости, а ты не можешь пойти. Попробуй отказать так, чтобы он не обиделся.

5. Ты едешь в автобусе, сидишь у окна. Входит пожилой человек. Как ты будешь действовать?

    «Театральное мастерство»

инсценировка стихотворения А. Л. Барто.

Было лето, пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.

Павлик понял: иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски
Произнёс: -Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!

Было лето, пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички, -
Улыбается одна.

Павлик крикнул:
- Как же так! Значит я…
Попал впросак?!
И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.

Хороший ли поступок совершил Павлик? Почему же он мучился? Будем ли мы ему сочувствовать? Почему?

Добрые дела только тогда по-настоящему добрые, если совершаются бескорыстно – не требуется ничего взамен.

    Заключительное слово. Подведение итога.

Какого человека можно назвать доброжелательным?

А как каждый из вас относится к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам? Доброжелательно? В чем это выражается?

В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится.

Учитель

Коробейникова Алла Александровна

Класс

2 Б

Внеурочная деятельность

Тропинка к своему Я

Дата

21.11.2017

Тема

Кто такой доброжелательный человек

Цель

Расширить представления о доброжелательном и отзывчивом человеке.

Задачи

  • Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
  • Раскрывать значение понятия «доброжелательный человек»;
  • Развивать стремление творить добро, быть щедрым;
  • Воспитывать чуткое и доброжелательное отношение к себе и другим;
  • Развивать коммуникативные навыки, речь;
  • Способствовать формированию способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера, творчества;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • оценка своих поступков.

Регулятивные (уметь):

  • принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами;
  • взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;
  • планировать и организовывать свою деятельность

Познавательные (уметь ):

  • выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений);
  • отвечать на вопросы учителя;
  • самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах) ;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Аргументировать свои высказывания;

Четко выражать свои мысли;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы и методы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесные, наглядные, практические

Образовательные ресурсы

Презентация «Доброжелательность», притча, стихи о доброте

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организацио-

ный момент

Дорогие воспитанники, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки на занятии «Тропинка к своему Я». Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Возможно, есть место и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на несколько секунд, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших добродушных улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.

Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку? А что ещё, очень ценное и дорогое, люди могут дарить друг другу? То, что не увидишь глазами, а можно почувствовать только сердцем.

Что же это?

Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на занятие

Приветствуют

гостей

Это нежность, ласка, вера, надежда, любовь, чуткость, совесть, мир, милосердие, прощение, улыбка, мечта, честность, доброта

Коммуникативные, личностные

II. Мотивация к учебной деятельности

Чтение стихотворений и подготовленными учениками

Прежде чем мы определим тему нашего занятия, послушайте, пожалуйста, ребят, которые приготовили стихотворения.

Чтение стихотворений детьми

Ученик1

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Ученик 2

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Ученик 3

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Слушают

Коммуникативные, регулятивные,

личностные

III.Определение темы и цели занятия

На доброй земле у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Путь к доброте- нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Прочитайте цитату к нашему уроку.

Доброе намерение - половина счастья.

Народная мудрость

Как вы понимаете эти слова?

Легко совершать добрые поступки? Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Правильно вы сказали, сегодня мы с вами будем учиться быть добрыми и доброжелательными.

Слушают.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

IV.Знакомство с новой темой занятия

Беседа

Притча

Что такое добро?

А доброта?

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово « доброта » определяется так: « Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ». А для чего нужна доброта?

Трудно ли быть добрым?

Что же такое доброжелательность? В чём она проявляется? Доброжелательность – природное свойство человека. Слово «доброжелательность» означает «желать добра». Доброжелательность проявляется в улыбке, добрых словах, дружеском участии. Доброжелательность способствует взаимопониманию.

Какого человека можно назвать доброжелательным?

Быть доброжелательными важно не только по отношению к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям.

Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу.

Притча -это жанр литературы, по основным признакам похожий на басню. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то правда, какой-то определенный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. Притча, которую я вам сейчас прочитаю, называется «В больнице»

Кого в этой притче можно назвать добрым, чутким? Почему? Для чего он это сделал?

Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе! Бывает, что человек прожил день, никому не сделав добра, не помог, не посочувствовал, не поддержал в беде. Этот день прошел бесследно, потому что не был согрет теплом дружеского участия.

Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама.

Ответы обучающихся

Выполняют в тетради задание 2на с.27.

Дети слушают притчу.

Дети отвечают.

Познавательные, регулятивные

V.Первичное закрепление

  1. Продолжи мысль
  1. «Помоги договориться»

Дети, пока мы с вами беседовали, в ваши тетрадки забежала частица НЕ и превратила доброжелательность в недоброжелательность!! Бывают недоброжелательные люди? Какого человека можно назвать так? Допиши фразу:

«Недоброжелательный человек- это тот, кто…»

Рассмотрите иллюстрацию к 4-му заданию. Помоги мальчикам договориться и разрешить конфликт. Что каждый из них может сделать в этой ситуации?

Выполняют в тетради задание 3 на с.28.

Выполняют в тетради задание 4 на с.28.

Познавательные, регулятивные

Физкультминутка

Игра «Добрый или злой».

Игра “Похлопаем, потопаем”

А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем. Ребята, вы знаете много сказок. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас проверим, можете ли вы отличать добрых сказочных героев от злых. Я буду вам называть сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Белоснежка, Винни-Пух, Гуси-Лебеди, Баба Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина ).

Замечательно! Вы правильно справились с заданием.

Хороших людей на свете много и каждый старается совершать добрые дела, поэтому и добра на земле много.

Предлагаю поиграть в игру: “Похлопаем, потопаем”

Я буду называть разные ситуации, а вы, услышав добрый поступок, хлопаете в ладоши, услышав недобрый поступок, топаете.

1. Коля после выполнения домашних заданий помогает маме по дому.

2. Старший брат Вася постоянно обижает своего младшего брата.

3. Мальчики помогли старушке перейти дорогу.

4. Дети строили во дворе горку, а Миша наблюдал из окна, когда все ушли домой, мальчик вышел и сломал горку.

5. Папа после работы прилёг отдохнуть, а его дочь стала громко петь песни в караоке.

6. Коля уступил дедушке место в автобусе.

Вы правильно смогли определить, какие дела можно было назвать добрыми.

Называют сказочных героев и определяют, какие они добрые или злые

Дети выполняют нужные движения.

VI.Включение в систему знаний и повторение

1. «Добрые поступки»

2.Доскажи словечко «Волшебные слова»

  1. «Шарик радости» (по рядам)
  1. Работа в паре

Ребята, а какие добрые поступки совершаете вы в повседневной жизни?

(убираю в комнате, мою пол, протираю пыль, убираю во дворе, полю грядки, приношу воды бабушке, хожу в магазин, играю с сестрой, читаю брату книгу )

Хорошо, много полезных и добрых дел вы делаете каждый день.

Нарисуйте в своей тетрадке ситуацию, в которой вы сами или ваши друзья проявили доброжелательность.

Дети, какие волшебные слова нам помогают совершать добрые дела и поступки?

Нужно знать, как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до 100

Говорить пожалуйста!

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашелся, взглянул им в глаза

И тихо, и робко он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, меня извините .

Если друзей вы уважаете,

При встрече спросите: как поживаете ?

Не забудьте, что на прощание

Нужно вам говорить: « До свидания !»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо !

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день !

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь здравствуйте .

Молодцы!

Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете, от чего зависит их сила?

Передавая по рядам воздушный шарик, поблагодарите соседа за что-то хорошее, что он вам когда-то сделал, или просто скажите ему добрые слова.

Среди вас много добрых и отзывчивых детей. Я предлагаю вам сейчас взять в руки сердечко. Напишите на нём доброе пожелание и подарите своё сердечко своему соседу по парте. Какие чувства вы при этом испытываете?

Называют волшебные слова: спасибо, пожалуйста, добрый день, добрый вечер, скажите, пожалуйста, приятного аппетита и т.д.

Пожалуйста

Извините, пожалуйста

Как поживаете?

До свидания

Спасибо!

Добрый день!

Здравствуйте!

Называют добрые поступки

Делать доброе дело очень приятно и радостно.

Регулятивные

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

VII. Закрепление знаний по теме занятия

Мы с вами теперь знаем, что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть в каждом из вас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе навсегда? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?

Советы доброты

*Говорить только (добрые слова).

*Всегда заступаться за (маленьких).

*Не будь (жадным, злым).

*Относись к старшим (уважительно).

*Если товарищ попал в беду (помоги ему).

*Относись к окружающим с добром и (они тебе ответят тем же).

*Всегда слушайся (старших).

1.Будь приветлив и вежлив.

2.Будь внимателен к людям.

3.Делай добрые дела.

4.Не отвечай злом на зло.

Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Чего больше на земле добра или зла? Почему вы так считаете?

Какой сделаем вывод?

О добре и зле

Добра

На земле больше совершается хороших и добрых поступков.

Добро побеждает зло и т.д.

Учитель читает начало совета с листочка, а уч-ся продолжают его сами.

Регулятивные

VIII.Рефлексия внеурочной деятельности

1.Рефлексия

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

Спасибо за работу! Продолжите фразу

Сегодня на занятии я узнал…

Сегодня на занятии я понял…

Сегодня на занятии я решил…

Ведь делать добро – это здорово!

Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием.

Самооценивание собственной работы на уроке

регулятивные,

коммуникативные,

личностные

В больничной палате

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день, лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.


«Умей думать хорошо! Умей быть добрым в чувствах и мыслях!» - так наставлял своих воспитанников великий советский и украинский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский. Он по праву считал доброжелательность одним из основных качеств Настоящего Человека.

Василий Александрович в своём труде «Как воспитать человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим» .

«Для чего же тут большая сила духа?» – может возникнуть вопрос. Известно, что доброжелательный человек – это тот, кто всегда готов помочь ближним, проявляет внимание к окружающим людям, не спешит критиковать их поступки. И, кажется, что в этом нет ничего сложного, ведь желать добра другим естественно и не должно требовать каких-то особых усилий. Так и есть, но в то же время, так ли легко быть положительно расположенным к людям, к которым мы привыкли относиться негативно? Ведь в ситуациях, когда наше эго цепляют за живое, бывает довольно не просто остаться на позиции доброжелательности. Почему же мы не всегда помним о доброте в подобные моменты? Потому что в это время свои правила нам пытается навязать эго, а мы безвольно ему повинуемся, хотя в действительности имеем достаточно сил и возможностей для того, чтобы избавиться от такого влияния. И самый верный путь это сделать – развивать в себе благородное и необходимое качество - доброжелательность.

Быть открытыми и внимательными к окружающим, готовыми помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам, значит быть доброжелательными. И в тоже время настоящая доброжелательность заключается именно в том, чтобы искренне желать добра людям, независимо от опыта общения с ними. О положительном восприятии окружающих Василий Александрович писал: «Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей - результат огромной внутренней работы духа» . И правда, чтобы суметь изменить своё отношение к человеку надо сначала разобраться в себе, проанализировать и переоценить собственные мысли и переживания относительно него. Поступив так, мы делаем осознанный выбор в сторону своего благого намерения. Таким образом, внутренняя доброта поистине закаляет наше умение владеть своими эмоциями и сознательно управлять мыслями, а это, в свою очередь способствует утверждению доброты во внешнем мире.

Согласитесь, зачастую ссоры или конфликты гораздо проще избежать доброжелательным отношением к человеку, который пытается этот конфликт развязать. Таким образом, воздерживая себя от вспышки гнева, не давая мыслям осуждения пустить свои корни, переключая внимание на положительные эмоции, мы даём зерну доброты прорости в себе и в окружающих. Подобные ситуации являются ярким примером того, что искренне добра желая, мы добро творим. А творить добро – это самая насущная потребность Настоящего Человека, формирование которой, как утверждал Василий Александрович, должно начаться как можно раньше.

Становится очевидно, насколько важно закладывать основы доброжелательности с детства. Сухомлинский призывал родителей к предельной внимательности и чуткости, чтобы не дать зерну невежества и грубости прорасти в детском сердце. Даже если субъективно родителю и будет казаться, что ребёнок прав в своей негативной позиции к какому-то человеку или событию – нельзя позволить, чтобы эта отрицательная эмоция стала в ребёнке доминирующей даже на минуту. Ведь любая ситуация произошедшая в детстве и, кажущаяся пустяковой, может стать фундаментом для формирования определённого качества будущего взрослого человека.

Выходом из подобной ситуации может быть вопрос в следующем ключе: «А с чего ты взял, что этот человек плохой? Если ты из-за него расстроился, это ещё не значит, что он плохой. Он должно быть хороший, просто пока ты ещё этого не заметил. Желай людям только добра и они обязательно ответят тебе тем же!». Такие слова только на первый взгляд кажутся наивными. В. А. Сухомлинский, считал, что истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься . Очевидно, что не только желать добра людям, но и видеть в них добро – способность Настоящего Человека.

Таким образом, призывая своего ребёнка найти хорошее и доброе в человеке, которого он посчитал «плохим», родитель формирует в нём незаменимое качество «Доброжелательность», которое неоднократно в жизни поможет ему и, окружающим его людям. Кстати говоря, касательно общения родителей и детей, прекрасным примером является социальный ролик «Семья ДоброТы» . В нём наглядно продемонстрированы мудрые родительские ответы на вопросы ребёнка об абстрактных понятиях, таких как, мысли и желания. Из этого видео понятно, что искренний и добрый ответ, основанный на глубоком убеждении, способен затронуть душу ребёнка.

Возвращаясь к труду В. А. Сухомлинского, хотелось бы обратить внимание на следующие слова: «Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям» . Педагог справедливо считал, что быть счастливым от того, что отдаёшь другим частичку своей души – одна из главных наук, которым нам всем стоит научиться и научить своих детей. Хотя может именно в процессе их обучения, и мы сами станем чуточку ближе к пониманию сути этой глубокой фразы.

Как же Василий Александрович в своих подопечных культивировал это удивительное чувство? Прежде всего, Сухомлинский обращал сердца детей к людям, нуждавшимся в помощи. Убедившись, что внимание ребят всецело приковано к человеку, и они прониклись его нуждой, Василий Александрович направлял их к действию, показывая своим примером, как предложить и оказать помощь, как поддержать человека. Другими словами, великий педагог учил детей, как делать добро людям. И на этом воспитательный процесс не заканчивался. После того, как воспитанники Сухомлинского завершали свои добрые дела, Василий Александрович просил их обратить внимание на своё собственное внутреннее состояние. Чуткий педагог спрашивал о том, что ребята чувствуют внутри, в своих душах, после труда, проделанного на благо других, после оказания помощи ближнему. Ребята ему отвечали, делились радостью, светом, трепетом своих душ. В подобные моменты, по мнению Сухомлинского в детях формировалась одна из важнейших способностей Настоящего Человека – умение чувствовать радость от дел, совершённых на благо людей.

Поражает мудрость слов Сухомлинского, которые адресованы не только детям, но и воспитателям: «Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, - значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие» .

В итоге, благодаря трудам гения духа, Человека с большой буквы В. А. Сухомлинского, мы находим исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое «доброжелательность». Прежде всего – это образ мыслей человека, умение думать хорошо, умение быть добрым в мыслях и чувствах. Быть доброжелательным значит в своих мыслях радоваться успехам других, не осуждать их поступки, верить в человеческую доброту и главное – стремиться делать больше хорошего, полезного для людей!

В. А. Сухомлинский отмечал: «Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье» .

Анна Дубровская,
участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации