Как организовать освещение в квартире: схемы и правила (монтаж электропроводки). Современные варианты освещения для квартир Освещение в однокомнатной квартире по зонам

Свет в интерьере ответственен за атмосферу, уют и даже настроение. Мы собрали семь базовых советов о том, как правильно расставить свет в доме.

Прежде, чем начать, приведем цитату дизайнера Виктории Киорсак, которая уже делилась с нами своим опытом .

Вы удивитесь, но солнечный свет в каждой стране очень по-разному проявляет себя в интерьере. Хорошие дизайнеры и архитекторы это знают, а талантливые – используют. В России достаточно суровый климат, мало солнечного света и ярких красок в природе, и это стоит учитывать всегда, когда дело касается освещения. Многие дизайнеры грешат тем, что применяют чужой позитивный опыт без адаптации к особенностям освещения и климата нашей страны.

Многоуровневый свет

Пожалуй, самое важное правило из всех. Не стоит ограничиваться лишь потолочными светильниками. Для того, чтобы дома было уютно, а свет украшал вас (особенно это актуально для женщин), расставляйте в квартире торшеры, вешайте бра, отдавайте предпочтение свету на уровне лица.

Света много не бывает

Со светом практически невозможно переборщить, особенно темными холодными вечерами. Нам нравится приводить в пример фильм "Отпуск по обмену": в уютном домике в Англии и на роскошной Лос-Анджелесской вилле знают толк в расстановке света. Тут вы увидите множество настольных светильников, бра, торшеров, свечей, камин и даже гирлянду.



Запасная лампа или торшер

Дизайнер Дебора Нидлман советует всегда иметь в доме переносной источник света вроде настольной лампы или торшера. Такая хитрость поможет вам в тех случаях, когда где-то будет не хватать освещения. Также дизайнер советует: "Оптимальная высота лампы для чтения - на уровне глаз, а не над головой (вопреки множеству заблуждений). Правильная люстра будет освещать вашу книгу или планшет, а не голову. "

Выбирайте цвет освещения

Известно, что даже у света может быть цвет и оттенок: теплый или холодный, желтый или белый, цветной в конце концов. Цветной свет уместен в кафе и коммерческих помещениях, в обычных домах он чаще всего выглядит слишком искусственным. Однако, если цветной цвет вам по душе, то остановитесь на одном лишь цвете, а не на меняющемся. Помните, что цвета способны влиять на наше настроение и даже физическое состояние.

Что касается теплого и холодного света: теплый - априори более уютный, "домашний", расслабляющий, и скрывает недостатки. Белый свет выставляет все напоказ (любые несовершенства интерьера и собеседника), тонизирует и некоторым, увы, напоминает о больничном свете. Этот выбор зависит от ощущений тех, кто будет жить в доме: кто-то любит желтоватый свет, а кто-то - белоснежный. Однако помните, что желтый и белый свет лучше не стоит смешивать в одном помещении.



Естественное освещение

Естественным освещением нельзя пренебрегать. Есть определенные зоны, где оно особенно необходимо: спальня, женский туалетный столик. Понятное дело: панорамные окна, пропускающие много света - это роскошь в российских реалиях. Поэтому нам приходится максимально использовать те окна и свет из них, что есть в наших квартирах и домах. Наш совет - используйте шторы или занавески, которые не закрывают большую часть света, идущего из окна. Пусть у вас всегда будет возможность впустить солнечный свет в дом по-максимуму.

Продумывайте выключатели

Этот пункт обязательно нужно продумывать во время ремонта. Во-первых, в спальне лучше всего дублировать выключатель, который у двери, где-нибудь у кровати. Как приятно иметь возможность вечером выключить свет, не покидая постели. В отелях давным-давно приняли такую систему, а вот в домах она по-прежнему - редкость. Во-вторых, выключатель у входной двери, который полностью отключает свет во всей квартире или в доме, - это очень удобно. Вам не нужно будет в очередной раз разуваться, чтобы проверить, не забыли ли вы погасить свет в дальнем санузле. Такой выключатель необходимо продумывать на начальном этапе ремонта и озвучивать это желание электрику, чтобы он смог подсоединить все, как нужно.

В-третьих, выключатель с двух сторон длинной комнаты, особенно сквозной, - это необходимость. Чтобы ночью пересечь комнату, не натолкнувшись на всю возможную мебель, сделайте выключатели в двух местах.


Декоративный свет VS. рабочий свет

Мы уже говорили о том, что желтый свет расслабляет,а белый - тонизирует. Стоит использовать это свойство при обустройстве рабочего места дома. Если вам нужно сосредоточиться и не отвлекаться, поставьте на стол светильник с люминесцентной лампочкой. А декоративный свет "для красоты" пусть будет слегка желтоватым.

Разные схемы освещения

Свет для приема гостей, для чтения в одиночестве и для романтического свидания может быть очень разным. Всегда имейте на запасе свечи, гирлянды и дополнительные торшеры. И тогда у вас всегда будет возможность создать что-то волшебное!

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Световое зонирование уже давно используется в оформлении жилых и рабочих помещений, ведь грамотное сочетание естественного и искусственного света способно преобразить любое пространство. Освещение в квартире требует тщательной подготовки и соблюдения определённых правил оформления. Удачно подобранная схема может визуально увеличить площадь помещения, скрыть дизайнерские ошибки, а неудачная лишь усугубит недостатки интерьера. В этой статье мы рассмотрим, как подобрать источники света для разных комнат, а также разберём современные тенденции в данном направлении.

Как правильно организовать освещение?

Планирование освещения является неотъемлемой частью ремонтных работ. К данному процессу необходимо приступать ещё на этапе проектировки дизайна. Организацию света в квартире следует начинать с разделения помещения на несколько тематических зон. В классическом варианте освещение делится на два вида: общее (базовое) и местное.

Местное освещение предназначено для подсветки конкретных элементов интерьера либо уголков квартиры, общее же выполняет роль ключевого элемента искусственного света.

В свою очередь, местная подсветка бывает следующих типов: рабочая и точечная. В большинстве комнат предусмотрено наличие так называемой рабочей зоны (кухонный стол, кабинет, детский игровой уголок). Для обеспечения достаточной освещённости используют крупные люстры, торшеры и бра.

Точечная подача света чаще всего применяется в качестве дополнительного элемента, она выполняет чисто декоративную функцию.

Отличительно чертой искусственного света является возможность использования в любое время дня и ночи. Меняя цвет светового зонирования, можно в одночасье изменить пропорции помещения и разделить комнату на функциональные зоны.

Стоит также отметить, что оттенок света сильно влияет на человеческое восприятие реальности. Приведём пример: зелёный цвет успокаивает, а жёлтый поднимает настроение. Таким образом, при выборе схемы освещения в квартире необходимо учитывать функциональность, безопасность и эстетичность оформления.

Нормы мощности и количества светильников

Чтобы добиться максимально эффективного и комфортного освещения в интерьере квартиры, следует учитывать единые стандарты мощности и количества светильников на освещаемой площади. Так, специалисты советуют размещать приборы мощностью около 70 Квт на каждые пять квадратных метров помещения. Этот показатель может варьироваться, в зависимости от специфики помещения. Причём речь идёт только о центральном освещении, оно может быть дополнено разного рода декоративные или точечными источниками света.

Изучив основные требования к освещённости жилых помещений, можно самостоятельно высчитать необходимое количество светильников в квартиру. Вы также вправе использовать всевозможные дизайнерские советы. Чаще всего в них рассматривается организация электроосвещения в квартирах-студиях.

Для однокомнатного жилья, площадь которого равняется 30 квадратным метрам, нужно около восьми светильников (одна центральная люстра, рабочее освещение, три точечных светильника, торшер и несколько бра).


Пример освещения в однокомнатной квартире

Как проверить качество света?

Приобретая люстру или любой другой осветительный прибор, в первую очередь необходимо узнать, какая лампа применяется в установке. Самым распространённым вариантом является лампа накаливания – она даёт яркое равномерное свечение. Однако минус такого рода устройств – это быстрый расход электричества.

Сегодня большинство компаний, выпускающих осветительные приборы, переходят на энергосберегающие лампы. Их стоимость несколько выше, но надёжность и низкие электрозатраты беспокоят покупателей ничуть не меньше цены.

Есть один простой способ, как проверить качество света в люстре, для этого вам понадобится мобильный телефон. Поднесите устройство к осветительному прибору и включите камеру, следите за движущимися световыми полосами на экране. При обнаружении значительного мерцания и многочисленных полос знайте, что качество света оставляет желать лучшего. В таком случае лучше сразу же заменить товар, ведь со временем у вас и членов вашей семьи могут начаться проблемы со зрением.

Цветовая температура

Как уже говорилось, важную роль в световом зонировании играет цветовая температура ламп. Выделяют три цвета: тёплый белый (до 3300 К), стандартный белый (до 5000 К) и холодный белый (от 5000 К). В соответствии с европейскими стандартами в жилых комнатах принято использовать тёплый белый свет, а вот во второстепенных помещениях, таких как прихожая, рекомендуется применять классический белый.

Источники света

На сегодняшний день для освещения квартир используются самые разные лампочки, всевозможные типы люстр, бра и торшеров. В специализированных магазинах в Москве и других крупных российских городах представлен широкий выбор подобной продукции на любой вкус и кошелёк.

В качестве же прямого источника света применяются:

  • лампы накаливания;
  • светодиодные устройства;
  • люминесцентные лампы;
  • оптическое волокно;
  • металлогалоидные лампочки;
  • галогенные лампочки.

Все вышеперечисленные виды имеют как преимущества, так и недостатки использования. Приведём простой пример: популярные ранее лампы накаливания не соответствуют современным тенденциям, так как потребляют большое количество электроэнергии, а качество света весьма низкое.

Естественный свет

Лучшим украшением деревянного загородного дома, да и обычной квартиры является естественное освещение. Оно не только не вредит зрению и положительно влияние на самочувствие людей, но и эффектно смотрится в любом интерьере. Чтобы в полной мере насладиться живым светом, в частных домах делают окна во всю стену, выглядит это просто изумительно. Однако такого эффекта очень сложно добиться в условиях однокомнатной или двухкомнатной квартиры.

Искусственное освещение

Вариантов освещения в квартире придумано множество, но не каждый подходит к выбранному стилю помещения. Стоит помнить, что искусственный свет предполагает не только монтаж дорогостоящих светильников. К данному процессу следует подходить ответственно, ведь от конечного результата зависит здоровье глаз и нервной системы человека.

Чтобы создать функциональную систему светового зонирования квартиры, необходимо заранее ознакомиться с возможностями установки приборов. На фото ниже изображён универсальный вариант дизайна гостиной с использованием светильников разных видов.

На видео: что нужно учесть при проектировании освещения.

Виды освещения

Выделяют четыре типа искусственного света: общее, местное, комбинированное и аварийное. Последний вид нечасто встретишь в жилых помещениях, но он незаменим в помещениях, где выключение света грозит серьёзными травмами. Далее рассмотрим все виды освещения в квартирах более подробно.

Общее или базовое освещение предполагает равномерное (направленное) рассеивание света по всей площади комнаты. Чаще всего этот вид применяется в гостиных и на кухне. За счёт одинакового расстояния между светильниками достигается оптимальный уровень освещённости. Ещё одним вариантом подобного светового зонирования является единичный источник света, локализованный в одной точке. Как пример, расположенная в центре крупная люстра.

Местное освещение в квартире используется с целью привлечения внимания к определённым частям помещения. Таким образом, источник света находится непосредственно около освещаемого предмета интерьера (на рабочем столе, в спальной зоне или на кухне). Как отмечают дизайнеры, именно этот тип светового зонирования привносит в интерьер пространства завершённость и целостность восприятия.

По отдельности общее и местное освещение имеют определённые функциональные недостатки. Именно поэтому была разработана комбинированная схема светового зонирования.

С тех пор, когда в российских квартирах стал повсюду проводиться евроремонт, на потолках, стенах и декоративных объектах появились точечные светильники. Такие встроенные осветительные приборы со временем становятся все популярнее. Теперь уже никого не удивишь многоуровневым потолком с галогеновыми лампочками.

Стоит отметить, что выделяют два вида точечных светильников – фиксированные и поворотные. Последние очень удобны в использовании, и при желании можно самостоятельно менять направление света.

При выборе подобных приборов обращайте внимание на ширину луча. Приведём пример: 40-50 градусов отлично подходит для подсвечивания крупных предметов, а для незначительных элементов декора подойдут галогенки с лучом в 10-20 градусов.

Неоновая подсветка – особый тип искусственного света, представляющий собой газоразрядную лампу в форме трубки (внутри под низким давлением содержится неон). «Родной» оттенок ярко-оранжевый, но цвет подсветки может меняться в зависимости от того, какие инертные газы добавлены в состав.

Привнести в интерьер квартиры красок поможет неоновая лампа. На фото ниже показан дизайн освещения в квартире в розово-фиолетовых тоннах.

Светодиодные ленты

В последнее время для декоративного освещения комнат стали использоваться различные светодиодные приборы. Самой же популярной остаётся светодиодная лента. Это гибкая плата, покрытие которой выполнено из светодиодов. Яркие неоновые цвета, необычный внешний вид и низкая цена – все это делает данный источник света отличным дополнением наружной подсветки деревянного дома.

При внутреннем оформлении помещений подобная подсветка может применяться как на потолке, стенах, так и на небольших встроенных конструкциях. Для большего эффекта, можно расположить ленту в виде графики, создавая тем самым уникальную атмосферу.

Светодиодный дюралайт

Для дополнительной подсветки отдельных частей помещения используют различные светодиоды, а также новинку на рынке «дюралайт». Это функциональное устройство представляет собой гибкий шнур, выполненный из эластичного пластика. В основу запрессована непрерывная гирлянда из led-лампочек — светодиодов.

Гибкий неон

Также представляет собой гибкую трубку, внутри которой закреплена осветительная схема. Это не что иное, как электролюминесцентный провод. Внешне он действительно ничем не отличается от обычного провода — такой же гибкий, его можно даже завязать в узел.

В отличие от светодиодных лент, гибкий неон светится со всех сторон, он безопасен и даже водонепроницаем, имеет широкое применение.

Варианты размещения светильников

Главное правило дизайна – яркий свет увеличивает пространство. Из этого следует, что отделка потолка и стен должна проходить с использованием всевозможных светоотражающих материалов. Направленные вверх светильники визуально делают выше потолок. А чтобы затемнить часть помещения, нужно просто грамотно распределить источники света по комнате.

Новые идеи в светодизайне гласят, что универсальное электроосвещение дома должно сочетать в себе общее и местное (точечное) освещение. Это гарантирую так называемое многоуровневое зонирование.

Не существует строгих правил организации электроосвещения в квартирах, но есть определённые советы, которых стоит придерживаться при самостоятельном планировании интерьера.

Гостиная (зал)

Основным источником света в зале является центральное освещение, это может быть роскошная люстра или ряд точечных светильников, выложенных по периметру помещения. Для классических интерьеров подойдёт первый вариант, а при обустройстве современных квартир следует в первую очередь ориентироваться на предпочтения и материальные возможности жильцов.

Для гостиной (зала) в стиле хай-тек подойдёт и неоновая лампа, и светодиоды, и даже световой пол.

Спальня

Как и в других жилых помещениях, в спальне разумнее всего использовать комбинированное освещение. В качестве базового света подойдёт люстра и несколько торшеров, а точечные светильники по периметру потолка лишь дополнят общую картину. Вы также можете преобразить свою спальню с помощью локальных осветительных приборов – они стоят совсем недорого, а спектр их предназначения весьма разнообразен.

Детская

Большую часть времени ребёнок проводит в своей комнате. Этим и обусловлено большое количество требований к световому оформлению детской. Необходимо подобрать осветительные приборы подходящей мощности и оттенка, ведь от грамотного планирования зависит настроение и психологическое здоровье малыша. Особое внимание в детской комнате стоит уделить и декоративной подсветке. Ниже на фото показаны варианты светового зонирования детских.

Кухня

Для кухни характерно многоуровневое освещение. Оно предполагает визуальное разделение помещения на функциональные зоны: столовая, рабочее место и уголок для отдыха. В кухне необходимо предусмотреть возможность регулирования яркости света – это особенно актуально для тёмного времени суток.

На кухне выбранный тип подсветки может работать независимо от других световых элементов. Даже если в комнате установлено только центральное освещение, позаботьтесь, чтобы его можно было включать по частям.

Прихожая

В прихожей и коридоре полностью отсутствует естественное освещение, поэтому помещение нуждается в большом количество встроенных светильников. Особых требований по организации света в коридоре нет, все зависит лишь от вкусов жильцов.

Ванная

В ванной отсутствует какое-либо естественное освещение (нет окон), за счёт чего значительно возрастает роль искусственного света. Для ванной комнаты неприемлемо использование локальных приборов высокой мощности. Подсветка должна быть достаточной, но не слишком яркой. При выборе светильников для ванны необходимо учитывать и повышенную влажность помещения.

Световое зонирование в квартире-студии

Чаще всего световое зонирование используется именно в квартирах-студиях, так как в подобных помещениях существует проблема нехватки свободного пространства. Разделение квартиры на тематические зоны позволяет визуально увеличить площадь комнаты и придать жилищу логическую завершённость.

В таких условиях можно поэкспериментировать с осветительными приборами – применяйте локальные устройства, крупные люстры, декоративные элементы.

Освещение потолка

Современные идеи светодизайна отдают потолочному освещению особую роль. В большинстве случаев выбор осветительных приборов вызывает положительные эмоции, а вот разместить приобретённые лампочки, скрыть их (при создании скрытой подсветки своими руками) не всегда бывает легко. Перед началом монтажа спотов рекомендуется выделить три основных источника света в интерьере (местный, локальный и декоративный).

При низких потолках

Если в квартире потолок довольно низкий, то ни о каких натяжных и тем более подвесных конструкциях речи быть не может. Не подойдут люстры подвесного типа, а также массивные светильники. Встраиваемые точечные светильники здесь невозможно встроить, зато можно установить накладные их варианты. Гармонично впишутся потолочные люстры плоской формы, трековые системы освещения и led-панели.

Скрытое освещение потолка

Своими руками можно соорудить скрытую подсветку двух типов: с применением ниши из гипсокартона и с карнизом из пенополистирола. А комбинирование гипсокартонного короба и натяжного потолка со скрытой подсветкой отлично скрывает незначительные ошибки, возникающие при самостоятельном возведении потолка.

Многоуровневое освещение

Для комфортного проживания не обойтись без грамотного освещения помещения. Уже больше десяти лет все дизайнеры склоняются в своих работах к системе многоуровневого света в квартирах. Такое световое зонирование представляет собой оптимальное разделение пространства на несколько функциональных зон.

Принято выделять четыре основных уровня:

  • верхний (споты, бра и люстры);
  • средний (лампы, торшеры);
  • нижний (локальная подсветка);
  • внутренний (используется для подсвечивания гардеробных и шкафов).

Многоуровневое зонирование комнат с помощью света не требует особых навыков и знаний. При желании вы можете своими руками кардинально преобразить внешний облик гостиной или детской комнаты. Для этого вам понадобится немного воображения и набор разных по функциональности осветительных приборов. Грамотное сочетание люстр, спотов на стенах и на полу привнесёт уют и спокойствие в ваш дом.

На видео: многоуровневое освещение в квартире.

Декоративная подсветка

Для декоративной подсветки больше всего подходит недорогая светодиодная лента. К положительным чертам этого товара относится простота эксплуатации, лёгкий и быстрый монтаж. Если же интерьер комнаты выполнен в классическом стиледеревянной мебелью, пастельными оттенками стен и гобеленом), то светодиоды заменяются локальными светильниками и специальными светящимися элементами для декора.

Отличительной чертой декоративной подсветки является специфика её использования. Она применяется в случае необходимости спрятать светильники и сделать свет более приглушённым.

Неоновая подсветка в квартире

Такую декоративную подсветку возможно обустроить с использованием различных светодиодных и led-устройств. Чаще всего они устанавливаются в подвесном потолке, в нишах из гипсокартона. Нередко применяют гибкие трубки или шнуры, которые светятся неоновым светом.

Стеклоблоки в интерьере квартиры с подсветкой

Стеклоблоки представляют собой полые кубы со стенками из стекла толщиной около одного сантиметра. В советские времена такие элементы декора использовались часто, их можно было увидеть в интерьере бань, больниц, лестничных площадок. Сегодня стеклоблоки усовершенствованы — в них установлена декоративная подсветка.

Подсветка пола

Подсветка пола — еще одно решение, с помощью которого можно придать помещению необычный вид. Для подсветки используются разные приборы, это могут быть точечные светильники, светодиодная лента, шнур дюралайт, которые монтируются в пластиковый корпус плинтуса или в стеклянные полы.

Современные тенденции освещения

Светодизайн представляет собой уникальное сочетание технического прогресса и художественного планирования. Все новые тенденции дизайна приходят сначала в световое зонирование помещений, а потом уже распространяются на весь интерьер. Отличительной чертой современного дизайна является высокая функциональность, это так называемый умный дизайн, который направлен на удовлетворение всех потребностей своего владельца. Эта тенденция получила название персонализация освещения.

Если внимательно изучить внешний облик современных светильников, то становится ясно, что они полностью утратили чётко выраженные границы. Сейчас особой популярностью в дизайне интерьеров пользуются круглые, асимметричные, небольшие по размеру встроенные споты. Трековые системы стали неотъемлемой частью потолка, который также потерял свои границы.

Ночное освещение не является существенной необходимостью при оформлении внутренних помещений. Однако оно позволяет избежать несчастных случаев в тёмное время суток. Установить ночной свет можно по периметру стратегического движения либо в отдельных участках комнаты.

С датчиком движения

В последнее время при строительстве загородных домов стали все чаще использоваться датчики освещённости или по-другому сумеречный выключатель. Датчик освещённости – это устройство автоматического управления источниками света, в зависимости от уровня светового зонирования окружающего пространства.

Если вы все ещё пользуетесь лампами накаливания в вечернее время, то смело заменяйте их новейшей системой ночного освещения. Так, всего за месяц вы сэкономите несколько тысяч.

Беспроводное освещение

Что такое беспроводное освещение? Это особая конструкция, единая панель с вмонтированными внутрь светящимися элементами. В свою очередь, лампочки отвечают за движение тока. Функционирование таких панелей полностью «мобильное», что позволяет монтировать их на любых поверхностях и не волноваться о повреждении проводов.

Принцип действия такой установки сравним с ночной подсветкой – при перемещении жильцов с одной комнаты в другую происходит автоматический запуск осветительных приборов.

В заключение хочется отметить, что организация освещения в квартире должна быть продумана по всем направлениям. Современные тенденции тяготеют к свободе, отсутствию чётких границ источников света, что, в свою очередь, гарантирует комфорт и высокую функциональность помещения. Всего пара встроенных светильников могут изменить восприятие пространства, сделав его более выразительным и глубоким.

Как разместить светильники на потолке (2 видео)

Освещение в дизайне интерьера (90 фото)

В последние годы освещение квартир и частных домов претерпело сильные изменения — оно стало сложнее конструктивно, но удобнее и функциональнее. Современное освещение помещения редко состоит только из одной, висящей по центру, люстры. Она, может, и есть, но присутствует также некоторое количество дополнительных источников света, причем большинство из них расположены на потолке. Вот о том, какое расположение светильников на потолке выбрать, и пойдет речь дальше.

Чтобы выбрать расположение светильников на потолке, познакомимся с видами освещения, которые используют в домах и квартирах. На потолке располагают светильники разных конструкций:

Кроме того есть еще настенные, настольные лампы, а также торшеры. Комбинируя и сочетая разные типы ламп, осветительных приборов и создают современное освещение в помещении.

Какие лампы можно использовать во встроенных светильниках

Встроенные светильники на потолке есть с разными цоколями. Под любой цоколь есть разные лампы. При их выборе надо ориентироваться на требуемую освещенность и на тип потолка, в который светильники встроены.

В натяжных потоках есть ограничения: ткани и пленки, которые для них используются, плохо переносят нагрев. Потому на пленочные натяжные потолки ставят галогенные и люминесцентные лампы (с цоколем) мощность которых не более 20 Вт. Также можно вкрутить лампы накаливания — не более 40 Вт. На тканевые натяжные потолки можно ставить более мощные: 35 Вт и 60 Вт соответственно.

По этой таблице можно сравнить эффективность использования ламп разного типа. Но не стоит забывать, что данные тут приведены для «идеальных условий эксплуатации». На самом деле все не настолько радужно, хоть и неплохо

Есть еще , но по ним ограничений нет, так как греются они в разы меньше. Потому выбор тут только по форме (стандартного вида колба, кукуруза, необычные формы), температуре цвета и яркости.

Источники света для подсветки

Выбирая расположение светильников на потолке, надо принимать во внимание все источники света. И подсветку тоже. Она хоть и играет, в основном. декоративную роль, но свою лепту в освещенность тоже вносит.

Для подсветки чаще используют линейные лампы. Они бывают люминесцентными, неоновыми. Применяют также светодиодные линейные лампы или . Лучший вариант в данном случае — светодиоды в любом исполнении. Плюсов у них несколько. Первый — они более экономичны (потребляют в 3-4 раза меньше электроэнергии чем «экономки»), второй — более долговечны (правда, при соблюдении температурного режима), третий — греются намного меньше остальных. Есть у них и недостатки: для питания им требуется пониженное напряжение (24 В или 12 В), а следовательно, нужны преобразователи. Они также стоят денег, их надо где-то разместить, причем так, чтобы они были доступны для текущего обслуживания и ремонта. И еще один минус — высокая цена. Но если учесть, что их рабочий ресурс исчисляется тысячами часов, то получается недорого.

Если по какой-то причине светодиоды вас не устраивают, придется выбирать между люминесцентными и неоновыми светильниками. Обычно выбирают люминесцентные, так как монтаж и подключение просты и можно справиться своими руками без привлечения специалиста. Недостатки — мерцающий свет и «холодное» свечение.

Неоновые лампы хорошо смотрятся в подсветке, но их установка — дело хлопотное и разобраться не так уж легко. Потому или приглашают специалистов, или выбирают какие-то другие источники света.

Минимальные расстояния

При размещении светильников на потолке надо учитывать не только мощность ламп, но и их расстояние до стен. Они тоже нагреваются и потому, если вдоль стены расположен ряд светильников, то не менее чем с 20 см. В противном случае есть опасность слишком нагреть стены.

Также необходимо помнить, что минимальное расстояние между встроенными потолочными светильниками составляет 30 см . Это ключевой момент, который надо учитывать при разработке схемы расположения светильников на потолке.

Как рассчитать количество светильников

Перед тем как выбирать расположение светильников на потолке, необходимо правильно рассчитать их количество. Обычно в расчетах исходят из нормативов. Для разных помещений они разные — в подсобных помещениях (кладовка, гардеробная и т.д.) требуется мене яркий свет, в жилых комнатах — более яркий. Действующие нормативы освещенности есть в таблице, указаны они в Люксах.

Порядок расчета количества светильников на потолке такой:

  • Площадь помещения умножаем на норму освещенности. Получаем суммарную мощность необходимого освещения.
  • Затем надо определиться с мощностью источников света и их типом, узнать какой световой поток выдают они. В помощь — таблица ниже.
  • Суммарную мощность делим на мощность ламп, получаем их количество. Потом дело только за выбором схемы их расположения на потолке.

Чтобы было понятнее, приведем пример расчета количества ламп на потолке . Разрабатываем схему освещения для жилой комнаты площадью 16 квадратных метров. Использовать будем светодиодные лампы мощностью 2 Вт. Это 200 Лк. Вот сам расчет:

  • Считаем необходимый световой поток по норме: 16 квадратов умножаем на 150 Лк. 16 *150 = 2400 Лк. То есть, суммарный световой поток от всех источников света должен быть не меньше (можно больше).
  • Теперь определяем количество: полученную цифру делим на световой поток ламп. 2400 Лк: 200 Лк = 12 шт. То есть, на всю эту комнату достаточно 12 светодиодных ламп такой мощности.

При такой норме освещение довольно яркое, а иногда хочется приглушенного, мягкого света. Это надо учитывать, выбирая расположение светильников на потолке: желательно сделать так, чтобы можно было варьировать освещение. Для этого светильники разбивают на несколько групп. Если на две, то подключают к одной линии через один и заводят на двухклавишный выключатель. В этом случае можно включать лампы через одну и будет неяркий свет, или все — тогда все будет залито светом. При желании можно разделить светильники и на большее число групп, вывести их отдельно на выключатели и включать по желанию или по мере необходимости.

Общие правила и тенденции

Расположение светильников на потолке, прежде всего, выбирают исходя из формы помещения и наличия/отсутствия других источников света и некоторых других факторов.

С люстрой

Если в помещении предполагается наличие люстры, она располагается обычно по центру. Относительно этой точки и выстраивается дальнейшая композиция. Она может быть симметричной или асимметричной, но люстра всегда является ее отправной точкой.

Первые две схемы пригодны для небольших помещений. Первая и четвертая «выравнивает» освещенность, так как при центральном расположении единственного источника света, по углам темновато. Разница только в размере помещения: №1 для маленьких, №4 для тех, что побольше.

Схема №5 поможет откорректировать зрительное восприятие длинной и узкой кухни. Если вдоль короткой стороны расположить подсветку, визуально она станет немного шире.

Вторая схема чаще применяется на кухнях — при линейном расположении кухонного гарнитура — вдоль одной стены. Вот вдоль гарнитура и ставят дополнительные источники света. Схема № 9 также может применяться на кухне и тоже над гарнитуром, но только если он — угловой. Также при помощи такого размещения светильников можно выделить зону отдыха, в гостиной. Или, если у кухонного гарнитура своя подсветка, таким образом «подсветить» обеденную зону.

В схемах 5, 6, 10 используются дуги, окружности и овалы. Это тоже довольно распространенный тип расположение светильников на потолке. Он хорошо вписывается в спальни, гостиные, детские, если в них стиль оформления с налетом романтики.

Без люстры

Если освещение будет построено только на встроенных осветительных приборах, вариантов не меньше. Пожалуй, даже больше. В этом случае практически всегда источники света делая на группы — для разной степени освещенности. На схемах они обозначены светильниками разных цветов (на схемах выше, тоже, кстати, есть пару схем с делением на две группы).

Как видите, отдельными выключателями может включаться освещение разных зон. Тоже очень интересный вариант.

Стоит учитывать наличие разных зон в помещении. Часто зонирование помещение подчеркивается освещением. Например, кабинете норма освещенности высокая. Но это не значит, что расположение светильников на потолке должно быть равномерным. В кабинете обычно есть зона отдыха, где стоит кресло, может — диван. В этом районе свет может быть более приглушенным и мягким, следовательно, тут количество светильников может быть меньшим. Над столом, наоборот, имеет смысл сосредоточить их в большем количестве.

Cпоты потолочные в интерьере: фото в разных комнатах

Если вы не видели расположение светильников на потолке, по схеме довольно сложно представить себе результат. Даже самые простые схемы — по углам, полукругом у одной из стен, вдоль противоположных или прилегающих стен — представить довольно проблематично. Мало того, внешний вид значительно меняется в зависимости от формы, размера светильника, от типа подобранной в него лампы. Ведь есть они с разным углом рассеивания — от узконаправленных (примерно 30-40°) до светящих в разные стороны (120-180°). Потому в этом разделе мы собрали фото схем, причем сгруппировали их по типам помещений, ведь от оформления вид тоже меняется.

Гостиная

В гостиной чаще всего используют люстру, причем чаще всего она довольно большая. Если комната квадратная или близка к квадрату, имеет смысл выбирать симметричные схемы. Они подчеркивают правильную геометрию.

Это справедливо только для тех случаев, когда не требуется подчеркнуть зонирование. В этом случае больше подходит асимметрия причем можно использовать споты разные по внешнему виду.

В гостиных чаще всего используют большое количество источников света, которые разбивают на несколько групп. Это дает возможность варьировать интенсивность освещения в широких пределах.

Неважно, с люстрой или без, но схемы содержат больше десятка спотов, а чаще — несколько десятков. Так что в данном случае для экономии электроэнергии имеет смысл поставить светодиодные лампы. Да, они намного дороже, но по экономичности им нет равных. Во всяком случае, пока.

Спальня

Подбирать расположение светильников на потолке надо с учетом того, что атмосфера должна быть уютной и расслабляющей. Потому при выборе ламп, надо выбирать их с теплой температурой свечения, то есть те, которые дают чуть желтоватый свет. Ставить в спальне лампы с синим или ярко-белым оттенком не стоит — сложно будет расслабиться.

Схемы освещения спальни обычно большой сложностью не отличаются. Контур из маленьких светильников по периметру помещения, может, несколько большее их количество над кроватью. Вот и все изыски. Чем проще, тем лучше. Задача — создать уютную атмосферу и все подчинено ей.

Если в спальне еще есть другие зоны — туалетный столик или даже рабочее место, «добрать» освещенности можно при помощи настенных светильников. Второй выход — установить в этой области большее количество осветительных приборов, ввести их на отдельный выключатель и включать по мере необходимости.

Так что при выборе схемы размещения встроенных светильников в спальне одно из основных правил — лаконичность.

Кухня

Чаще всего кухня, пусть даже и небольшая, разделена на две части. В одной готовят пищу, в другой ее принимают. Разрабатывая схему освещения часто эти зоны подчеркивают. В этом случае споты обычно располагают вдоль кухонного гарнитура, а над столом выстраивают прямоугольник, овал, произвольную фигуру.

Если кухня совсем маленькая, сложных схем не настроишь. В таких случаях распределяют споты по периметру или вдоль двух стен — противоположных или прилегающих. Это уже надо смотреть по обстановке, но неплохи оба варианта.

Также неплохо смотрится овал или квадрат. Только не стоит устанавливать в небольшом помещении крупные светильники со сложными плафонами. Они, конечно, смотрятся красиво, но больше подходят для гостиной, в небольшом количестве хороши в спальне. Даже в коридоре и прихожей бывают уместны. Но не в кухне. Во-первых, их мыть очень сложно, во-вторых, в маленьком помещении они не смотрятся. Тут больше подходят лаконичные формы. А вот круг или квадрат — это уже выбор за вами.

Использовать можно светильники разного типа. Например, как на фото — на длинных ножках. Это, кстати, один из трендов. Плафоны могут быть любой формы, но наиболее распространены цилиндрической или круглой формы.

Свет способен до неузнаваемости преобразить одно и то же помещение, создавая в нем настроение от романтичного мягкого сумрака дамского будуара до острого, как скальпель хирурга, ослепительного света операционной. Этот феномен активно используется в театре художниками света, которые с помощью освещения изменяют атмосферу сцены, не сменяя декораций. Удачное освещение квартиры может превратить ее в сказочный дворец, а неудачное безжалостно обнажить ее недостатки. Так, как в рассказе Зощенко жители коммуналки при только что проведенном электрическом свете обнаружили убогость своей обители, которую всегда скрывали темные углы. Ушли в прошлое времена, когда выбор источников света начинался одинокой люстрой на потолке и заканчивался торшером у кресла и настольной лампой на письменном столе, сегодня каждый с помощью света может превратить квартиру в чудесный театр света и тени. И если вы намерены создать освещение квартиры своими руками, познакомьтесь с секретами дизайна в этой области, создающими чудеса.

Для освещения в современных интерьерах жилых помещений используются следующие осветительные приборы:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • галогенные и металлогалоидные источники света;
  • светодиоды;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • оптические волокна.

Спектр ламп накаливания наиболее комфортен для зрения, но они лишь около 10% своей мощности расходуют на создание света, а остальную преобразуют в тепловую энергию. Поэтому в помещение со слишком большим количеством лампочек накаливания всегда будет жарко и душно, как в фотосалоне или телевизионной студии.

Люминесцентные лампы не нагреваются, но до недавнего времени их неохотно использовали для освещения жилья из-за некомфортного голубовато-белого света, неприятного гула и необходимости дополнительных пусковых устройств для подключения. Современное поколение энергосберегающих люминесцентных ламп свободно от этих недостатков и они вполне могут использоваться вместо ламп накаливания.

Галогенные и металлогалоидные светильники излучают довольно узкий направленный пучок света, а поэтому больше подходят для освещения отдельных зон или подсветки ключевых элементов интерьера - картин, скульптурных групп, колонн, ниш и т.д.

Использование декоративных источников света для подсветки ключевых элементов интерьера - картин

Светодиоды прочны, не нагреваются, в их очень широком спектре нет вредных для здоровья человека инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Долговечность светодиодов в 80 раз превышает ресурс ламп накаливания. Но светоотдача светодиодов не настолько велика, чтобы использовать их в роли самостоятельных источников света а поэтому в интерьере их используют чаще для декоративной подсветки или в качестве ночника. Световые шнуры «дюралайт» - это декоративные источники света на основе светодиодов, широко использующиеся для светового оформления элементов интерьера или в наружном уличном освещении.

Оптические волокна излучают свет только с торцов, но удаляя их на большие расстояния от основного источника света и используя специальные насадки, можно создавать волшебные фантастические световые эффекты.

Правила и секреты дизайна освещения

Архитекторы и дизайнеры издавна использовали освещение в интерьере квартиры или дома в роли эффективного инструмента визуальной коррекции неудачной геометрии помещений.

Одно из главный правил дизайна заключается в том, что яркий свет зрительно расширяет пространство, если в отделке стен и потолка использованы светоотражающие материалы. Если требуется зрительно уменьшить слишком большое помещение, то поверхности затеняют.

Благодаря затенению потолка и удачному расположению местного освещения слишком большая гостиная выглядит компактной и уютной

Светильники с направленными вверх отражателями визуально «приподнимают» слишком низкие потолки. Слишком высокий потолок покажется ниже, если его затенить при помощи направленных вниз абажуров источников света.

Грамотный дизайн освещения квартиры обязательно должен гармонично сочетать источник общего освещения, например, главную люстру на потолке, и светильники точечного местного освещения. При этом очень важно, чтобы управление освещением в квартире в данном случае обеспечивало независимую работу каждого вида или группы светильников.

Грамотный дизайн освещения квартиры должен гармонично сочетать источник общего освещения и точечного местного

Общее освещение помещения может быть немного приглушенным, ведь его цель обеспечить свободную ориентацию в комнате и непринужденное общение обитателей. Роль местного более яркого света - это освещение рабочих мест, к которым относят секретер либо письменный стол, рабочую зону в кухне, а также обеденный стол в столовой или гостиной.

В спальне общий свет лучше сделать рассеянным, немного понижающим высоту потолка, а у зеркала и прикроватных тумбочек предусмотреть более яркие светильники или лампы. Если в интерьере большого дома перечисленные правила использования света носят рекомендательный характер, то освещение однокомнатной квартиры нередко является единственным инструментом зонирования не слишком большого пространства, которое одновременно выполняет функции гостиной, рабочего кабинета, спальни и даже столовой.

Грамотное освещение как инструмент зонирования и визуального увеличения небольшой однокомнатной квартиры-студии

В ванной обычно дополнительными светильниками освещают туалетное зеркало, а роль общего освещения выполняют точечные галогенные светильники. А вот освещение коридора в квартире необходимо спланировать таким образом, чтобы всегда была возможность включить яркий общий свет, когда надо одеться, обуться, поправить макияж.

Благодаря гармонии дизайна интерьера и правильного освещения маленьких коридор выглядит просторным холлом

Кроме утилитарной роли прихожая еще выполняет презентабельную функцию визитной карточки квартиры и чтобы узкий коридор не напоминал подземелье средневекового замка, используя свет, его можно зрительно расширить и увеличить. Наконец, освещение коридора должно гармонировать с освещением смежных помещений: если гостиная ярко освещена, то и в прихожей включают яркий верхний свет и приглушают его, если в соседнем помещении полумрак. Все эти задачи решают местные светильники.

Универсальных рецептов работы со светом нет, каждый сам выбирает концепцию дизайна и освещения своего жилья, но во избежание ошибок никому не помешает полистать иллюстрированные журналы и посмотреть, как профессионалы создают освещение в квартире: фото, эскизы, иллюстрации к проектам.

В проекте дизайна интерьера проект освещения квартиры обычно выполняют в виде самостоятельного раздела, учитывающего планировку комнат, конфигурацию потолка, границы напольных и потолочных отделочных материалов, места расположения мебели и стационарных элементов.

На основании планов потолков и полов разрабатывают план освещения квартиры, отмечая на нем виды и места расположения осветительных приборов, розеток и выключателей, как потолочных, так и настенных - так называемый сценарий освещения.

Нормативы мощности и количества светильников

Одним из главных условий комфортного освещения жилого помещения является правильное соотношение мощности, количества осветительных приборов и освещаемой площади. Специалисты в области освещения рекомендуют использовать на каждые 5 кв.м. осветительные приборы суммарной мощностью 60-75 кВт.

Таким образом, вы можете самостоятельно рассчитать оптимальное количество светильников для освещения каждого помещения своей квартиры или воспользоваться следующими рекомендациями:

  • для однокомнатной квартиры площадью 30-40 кв.м требуется не более восьми светильников, например, три потолочных светильника, люстра, два бра, торшер, настольная лампа;
  • для двухкомнатной квартиры оптимальный набор из девяти светильников можно представить следующими приборами: две люстры, три потолочных светильника, торшер, настольная лампа и два бра;
  • для трехкомнатной квартиры потребуется одиннадцать светильников - к набору приборов для двухкомнатной квартиры можно добавить люстру и бра;
  • для четырехкомнатной квартиры нужны одиннадцать светильников: предыдущий набор можно дополнить одним потолочным светильником и еще одной настольной лампой.

Схема освещения квартиры

В соответствии с планом разрабатывается подробная схема освещения квартиры, учитывающая схемы подключения каждого прибора, их групп, а также приборы управления освещением.

Схема управления люстрой

На чертеже учитывают вид каждого выключателя с указанием количества клавиш и стрелками указывают для какого осветительного прибора или группы приборов он предназначен. Для слишком больших комнат либо длинных коридоров можно предусмотреть дублирующие выключатели для одного и того же прибора, установив их в разных точках помещения. Все настенные и потолочные осветительные приборы на схеме следует привязать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, дверному либо оконному.

Точно так же с привязкой к ближайшим стенам либо проемам размещают на схеме места размещения розеток, выключателей и прочих приборов, задействованных в системе освещения.

Видео-урок о правилах дизайна

С готовым проектом в руках можно приступать к монтажу проводки и осветительных приборов и воплощать, наконец, в материале результаты проделанного кропотливого труда проектировщика. Зато в награду ваша квартира-золушка превратится в прекрасную принцессу и жизнь вокруг заиграет новыми фантастическими красками.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации