Контроль состояния охраны труда в организации. Методические рекомендации по организации и проведению трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда

В охране труда много разнообразного контроля существует. Это и текущий контроль за выполнением планов мероприятий и контроль наблюдения за состоянием здоровья персонала, и постоянный контроль состояния производственной среды. Существует и такой вид контроля как ступенчатый его еще называют трех ступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Трехступенчатый вид контроля входит в . Вот этот вид контроля мы в этой статье и рассмотрим.

Кто его проводит? В какие сроки? И что это за контроль такой?

Почему ступенчатый? Потому что имеет три ступени: первую, вторую и третью. Рассмотрим их:

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда.

1-я ступень контроля — проводится ежедневно (ежесменно. ежедневно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, дежурным по станции, цеху, сменным мастером и т. д.) совместно с представителем комиссии по охране труда или работником участвующим в этом процессе. Проводится как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены).

В начале рабочего дня (смены) проверяется: устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой, состояние рабочих мест, готовность работников к выполнению трудовых обязанностей (состояние здоровья), состояние и исправность и наличие необходимого инструмента, приспособлений, целостность спецодежды и средств защиты, обуви, исправность и своевременное включение вентиляции, достаточное освещения, исправность заземляющих устройств, состояние проходов и проездов, наличие средств пожаротушения, аптечек для оказания первой помощи, удостоверений о проверке знаний по охране труда и допуске к работам и т.д. В течение рабочего дня (смены) необходимо контролировать соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда, наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты.

О проведении первой ступени контроля делается мастером запись в журнал с назначением ответственного за выполнение выявленного нарушения и с указанием срока выполнения, если не нет возможности выполнить сразу.

2-я ступень контроля — проводится руководителем подразделения (начальником участка, цеха, старшим мастером и т.д.) не реже 1-го раза в десять дней с участием уполномоченных по охране труда.

В ходе проверки проверяется: выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок 1-й и 2-й ступеней контроля, выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, решений профсоюзного комитета, выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, исправность оборудования, транспортных средств, соответствие технологических процессов требованиям охраны труда, освещенность рабочих мест, исправность вентиляционных устройств и электрооборудования, наличие предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности, своевременность и качество проведения инструктажей и учебы по вопросам охраны труда, санитарное состояние цехов и санитарно — бытовых помещений, соблюдение режимов труда и отдыха.

Запись о проведении этой ступени контроля так же заноситься в журнал условий труда или журнал проведения трехступенчатого контроля. Назначаются ответственные за выполнение, выявленных нарушений как из числа мастеров, так из числа рабочих. Сроки выполнения выявленных нарушений устанавливаются длительные до проведения следующей ступени и разные в зависимости от сложности выполнения нарушения.

3-я ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия не реже одного раза в квартал с охватом всех производственных подразделений. При необходимости может быть создано несколько комиссий, состав которых определяется приказом по структурным подразделениям. В состав комиссии включаются заместители начальника и главный инженер, инженер по охране труда, представители профкома, уполномоченные по охране труда, главный технолог, инспектор отдела кадров, ответственный за электрохозяйство и т.д. Третья ступень проводится независимо от весенних и осенних технических осмотров зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, осуществляемых в целях подготовки к летнему и зимнему условиям работы.

В ходе 3-й ступени контроля проверяется:

— выполнение мероприятий по предыдущим ступеням контроля, организация проведения 1-й и 2-1 ступеней контроля:

— ведение журналов 3-х ступенчатого контроля, оформления записей в журнале инструктажа, записи об осмотрах оборудования и приспособления, средств защиты.

— выполнение указаний по охране труда контролирующими органами, предписаний органов надзора, по материалам несчастных случаев.

— наличие и правильность ведения санитарно-технического паспорта.

— техническое состояние зданий, сооружений, территории, производственного оборудования, транспортных средств, проведение ТО и ТР оборудования, состояние приспособлений и их выбраковка.

— наличие и содержание санитарно-бытовых помещений, обеспеченность работников спецодеждой и СИЗ, своевременность списания.

— выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверок по всем ступеням контроля должны быть отражены в журнале контроля того подразделения, где проводилась проверка.

В организациях с незначительной численностью по приказу и положению руководителя предприятия может проводиться двухступенчатый контроль состояния условий охраны труда.

Принимается на предприятий ступенчатый контроль на основании утвержденного работодателем и приказа о его введение в действие.

Первая ступень контроля проводится ежедневно, ежемесячно. Непосредственными руководителями совместно с уполномоченным лицом по охране труда как в начале смены, так и на протяжении всего рабочего времени. При осуществлении контроля отслеживают состояние и правильность организации рабочих мест, исправность оборудования, инструментов, средств защиты, сигнальных принадлежностей, наличие у работников соответствующих удостоверений, наличие средств пожаротушения, соблюдение работниками правил и инструкций. Все выявленные нарушения устраняются немедленно своими силами, вписываются в журнал первой ступени контроля.

Вторая ступень контроля проводится не реже 1 раз в месяц совместно с уполномоченным по охране труда или профкомом. Комиссии для проведения второй ступени:

1.Начальник резерва и инструктор поездных бригад следующих направлений: Нижневартовск, Москва…

2.Заместитель начальника резерва и инструктора поездных бригад следующих направлений: Санкт – Петербург, Уренгой, Владивосток, Симферополь и VIP–вагоны.

Все замечания выявленные во время проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля.

Третья ступень проводится согласно графика комиссией, непосредственным руководителем и его заместителем не реже одного раза в три месяца. Результаты проверки третьей ступени оформляются актами. Выявленные недостатки фиксируются в журналах третей ступени. Создается приказ о наказании тех руководителей, где были выявлены недостатки, нарушения по охране труда.

Общественный контроль осуществляется профсоюзным органом.

Права и обязанности уполномоченных по охране труда

1.Содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;

2.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров;

3.Принимать участие в осуществлении контроля за состоянием охраны труда, а также контролировать соблюдение законодательства о труде, своевременность обеспечения спецодеждой, спецобувью, средствами защиты;

4.Проведение всех видов обучения по охране труда;

5.Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, участвовать в улучшении условий на рабочих местах, подавать предложения для включения в коллективный договор.

Положение об особом режиме работы по охране труда

Введение особого режима работы в структурных подразделениях могут осуществляться по результатам комплексных проверок, а также может быть связано с ростом производственного травматизма с тяжелым исходом. Указание о вводе особого режима принимается руководителем дороги совместно с профсоюзной организацией. На весь период особого режима разрабатывается специальный план работы, где предусматривают увеличение внезапных проверок, проведение внеплановых инструктажей, технических учеб, внеочередные проверки знаний. По окончании срока главный инженер дороги выходит с ходатайством о снятии или продлении его, в этом случае рассматривается вопрос о возможности пребывания в занимаемой должности соответствующих руководителей. Весенние и осенние осмотры состояния охраны труда проводят вместо третей ступени с 1 апреля по 30 апреля и с 1 октября по 31 октября. Вся работа проводится в 3 этапа:

1.Проверка состояния охраны труда и сбор предложений по улучшению;

2.Устранение скрытых недостатков, внедрение всех поступивших предложений;

3.Подведение итогов на дне охраны труда.

Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Виды контроля

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Читайте также Об ответственности за обеспечение безопасных условий труда и охраны труда

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Читайте также Порядок осуществления государственного управления охраной труда

Методика проведения

1-я ступень


За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д.). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.
  6. В ходе проверки инспектором должны быть даны рекомендации по устранению недочетов.

То, насколько эффективно проводится контроль, зависит от уровня его организации и выбранных методов надзора. В особенности это касается участков производства, где проводятся работы повышенного риска. Органы, занимающиеся охраной труда, могут запросить акты, где описаны трудовые отношения. В число документов, подлежащих проверке, может входить и трудовой договор, где обозначены существенные условия труда.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации