Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы. Это перечень ставок, составленный в единой системе. Они могут быть простыми и сложными, импортными и экспортными.
Это установление более двух ставок по каждому из товаров, что будет зависеть от страны его происхождения. Самая высокая ставка считается автономной. Её называют генеральной, что предполагает применение к товарам государств, которые не заключили торговые соглашения и договоры. Низкая ставка - конвенционная. Она бывает минимальной и налагается на товары стран, которые торгуют в режиме благоприятствования, и по отношению к ним низкие таможенные тарифы - это результат заключения определённых торговых договоров.
Также предусматривается возможность ситуации, когда вводятся дополнительные компенсационные или антидемпинговые пошлины. Такие таможенные тарифы - это исключение из правил, которое их лишь подчёркивает, потому что уровень их иногда превышает даже максимум ставок, причём значительно. Существует и тарифная квота, которая регулирует количество товара, ввозимого в страну беспошлинно или же по сниженной ставке. - это систематизированные таможенные пошлины, применяющиеся к обложению товаров при импорте (а иногда и при экспорте) из той или иной страны. Они являются классическим инструментом для регулирования всей внешней торговли.
Существует определение, что таможенные пошлины - налоги, которые взимаются при пересечении границ и повышают цены экспортируемых или импортируемых товаров, оказывая тем самым влияние и на объём, и на структуру оборота внешней торговли. К основным функциям таможенных тарифов относятся следующие:
В чем особенности применения таможенных тарифов по способу взимания? Их разделяют на адвалорные, когда пошлина начисляется в процентах к стоимости товаров (например, 25% от таможенной стоимости); специфические, когда пошлина имеет установленный размер за единицу товара (например, $15 за 1т); комбинированные, когда сочетаются уже перечисленные виды таможенных тарифов (например, 25% от таможенной стоимости, но не более $15 за 1т).
Если товары имеют разные качественные характеристики, но являются одной товарной группой, чаще всего применяется адвалорная пошлина, аналогичная пропорциональному налогу продаж, который и применяется во всех подобных случаях. Специфические же обычно накладывают на все стандартизированные товары. Несколько иначе применяют таможенный тариф Таможенного который и создан был для отмены всяческих пошлин в торговле между странами договора.
По объекту обложения таможенные пошлины разделяются на импортные, экспортные и транзитные. Импортные пошлины представляют собой налоговые платежи на товары, которые ввозятся на территорию государства. Эти деньги идут в доход государственного бюджета, а сами пошлины регулируют объёмы импорта, поэтому наиболее распространены по всему миру. Импортные пошлины влияют на экономику как инструмент стимулирования отечественных производств, поскольку дают прибавку к стоимости товара из-за рубежа. К слову, этот механизм работает ещё и как инструмент политических санкций.
Политическая ситуация очень влияет на размеры импортных пошлин. Государство может одинаковые товары из разных стран облагать пошлинами с применением разных таможенных тарифов: от минимального для стран, отношения с которыми складываются благоприятно, до максимально повышенных пошлин для тех государств, в отношениях с которыми существует напряжённость. Ещё таможенные тарифы зависят от категории товара и его рыночной стоимости.
Когда экспортные товары пересекают границу государства, при выпуске на них иногда накладываются пошлины. Случается это крайне редко, только с целью сокращения экспорта и пополнения бюджета, а также в случае слишком больших различий внутренних цен, которые регулируются, и свободных на мировом рынке.
Транзитными пошлинами облагаются товары, перевозимые транзитом сквозь территорию государства. Используются они тоже очень и очень редко, чаще всего как инструмент торговой войны. Также таможенные тарифы могут быть изменяющимися - сезонными, и применяться для того, чтобы оперативно регулировать торговлю между странами продуктами сезонного характера (чаще это сельскохозяйственная продукция). Товары, которые производились с использованием субсидий, тоже при импорте облагаются пошлиной - компенсационной.
Важнейший организационный принцип, по которому выстроены таможенные тарифы, - классификация товаров. Именно так выглядит Единый таможенный тариф с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая была разработана СТС. Его сутью являются классификационные схемы, в основе которых лежат национальные таможенные тарифы.
Используют Единый таможенный тариф более ста государств, что и определяет эффективность их экономики. Товары, которые обращаются в международной торговле, сгруппированы в шесть подразделений, среди которых - разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. На каждый товар определён особый денежный сбор при пересечении границ. В нашей стране к относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость, взимаемые при ввозе товаров; акциз и таможенные сборы.
Такой сбор осуществляется как защитная или ответная мера в определённых случаях.
1. Если товары ввозятся в страну с неприемлемыми условиями и в таких количествах, которые причинят вред отечественному производителю.
2. Для прекращения деятельности внешнеэкономических партнёров, нарушающих интересы государства недобросовестной конкуренцией.
3. Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.
Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае. Кроме того, размеры таких пошлин соотносятся с величиной выявленного ущерба, установленного расследованием.
Ставки всех ввозных пошлин определены правительством РФ в тех пределах, который предусматривает Закон "О таможенном тарифе". Существует свод ставок, которые применяются к товарам, перемещающимся через границу России. Они систематизированы в рамках российской внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе ГС (Гармонизированная система кодирования и описания товаров).
Последнюю рекомендовала Международная торговая палата в 1991 году и КН ЕС (Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура ЕС). Ставки вывозных пошлин, а также перечень товаров, к которым они применяются, устанавливает правительство РФ. В рамках внешнеэкономической деятельности России применяется не только пошлина на ввоз, вывоз и международный транзит товаров, но также действуют многие виды тарифных льгот.
Во Всемирной таможенной организации (ВТамО) один раз в пять лет утверждается следующее издание номенклатуры ГС. С 1 января 2017 года введено шестое издание ГС, основанное на пятом, которое вступило в силу в 2012 году. Однако различия в этих редакциях имеются. Формально ВТО выступает за то, чтобы соблюдался режим максимального благоприятствования, который не предусматривает увеличения таможенных тарифов. Однако на деле происходит почти обратное. Именно этим и объясняются многие изменения.
В октябре 2016 года решением Совета ЕЭК установлено, что одновременно с новым изданием номенклатуры ГС будет в новой редакции применяться и ТН ВЭД ЕАЭС, а также это касается и Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС). В перечне отдельных товаров появились изменения ставок ввозных пошлин. Это коснулось и промышленных, и сельскохозяйственных товаров.
Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура - это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.
Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.
Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.
Системы одноколоночного
тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:
Для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;
Для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;
Товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).
Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на
ограничений
вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.
Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции :
- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
По способу взимания таможенные пошлины делятся на :
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);
- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);
- смешанные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).
Адвалорные пошлины
наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической
и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин
является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.
Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.
Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования
национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.
Этому принципу следуют подавляющее большинство государств
. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.
Политика эффективной тарифной защиты - политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.
Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.
Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров - раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах - членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза - до 6-7 % на промышленные изделия.
Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В сфере осуществления этой функции возникают таможенно-тарифные отношения.
Выделим характерные черты таможенно-тарифных правоотношений .
1. Таможенно-тарифные правоотношения являются отношения организационными. Государственные органы в пределах своей компетенции путем издания различных нормативных актов становятся организаторами и координаторами таможенно-тарифной политики в целом.
2. Одним из субъектов таможенно-тарифных правоотношений всегда выступают таможенные органы, что обусловливает государственно-властный характер таких отношений. Таможенно-тарифные отношения носят императивный, государственно-властный характер прежде всего потому, что они непосредственно затрагивают отношения собственности и связаны со специфической стадией общественного воспроизводства - отношениями перераспределения.
3. Поскольку возникновение, изменение и прекращение таможенно-тарифных отношений регулируются соответствующими нормативными актами, издаваемыми компетентными государственными органами, эти отношения практически всегда носят правовой характер.
4. Таможенно-тарифные отношения представляют собой денежные отношения. Выделение такой особенности таможенных отношений связано с действием закона стоимости и спецификой товарно-денежных отношений.
Следует различать понятия «объект» и «предмет» таможенно-тарифного регулирования. Как известно, объект - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности его субъектов, т.е. волевое фактическое поведение субъектов по осуществлению их прав и обязанностей. Объектом таможенно-тарифного регулирования является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования. Таким образом, предмет таможенного регулирования представляет собой цель, ради которой субъекты вступают в таможенно-тарифные правоотношения, т.е. материальные блага, способные удовлетворить потребности их участников.1
Предметом таможенного регулирования являются товары и транспортные средства. Деление предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных налогов (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Следует отметить, что в таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно должно быть отнесено к категории товаров. Транспортные средства (не являющиеся товарами) становятся предметами таможенных правоотношений в связи с осуществлением таможенного контроля.
Таможенно-тарифные отношения имеют характер организационных, государственно-властных, правовых и денежных отношений .
Особенности таможенно-тарифного регулирования предполагают наличие ряда специфических черт у его предмета. Предмет таможенно-тарифного регулирования, как правило, должен иметь стоимость и потребительную стоимость. Поэтому с предметов, утративших при перевозке свои товарные качества (а, следовательно, и свою потребительную стоимость - разбитая посуда, испортившиеся овощи и фрукты и т.п.), по общему правилу, таможенная пошлина не взимается. Однако при этом они не выводятся из сферы таможенного контроля. Важнейшими целями такого контроля являются:
а) осуществление фитосанитарного, ветеринарного, радиоактивного и других видов пограничного государственного контроля (например, перевозимые из одной страны в другую останки человека не облагаются таможенной пошлиной и иными таможенными платежами, но они в обязательном порядке подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору и, следовательно, являются предметом правоотношений, связанных с проведением контроля на таможенной границе);
б) выяснение дальнейшей судьбы товара, утратившего свою потребительную и меновую стоимость. В некоторых случаях такой товар может быть продан в другом качестве без уплаты причитающихся налогов. Например, попавший в аварию автомобиль может быть продан на запчасти или на металлолом, разбитая посуда может быть реализована как стеклобой. Эта задача может осуществляться таможенными органами совместно с налоговой службой.
Основные функции таможенно-правового механизма - фискальная и регулятивная - предопределилидуализм таможенного права, регулирующего общественные отношения, которые могут быть сведены к двум основным видам:
а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.
В теории таможенного права под таможенно-тарифным регулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета.Таможенно-тарифные меры представляют такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории.Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.
Признавая таможенный тариф «ключевым элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» Г.В. Арутюнян указывает на два значения термина «таможенный тариф» - это таможенный документ, а в ряде случаев термин «таможенный тариф» необходимо отождествлять с терминами «таможенная пошлина» и «ставка таможенной пошлины»2. В предлагаемом читателям учебнике мы используем два значения термина «таможенный тариф», причем с указанием на одно из них в каждом конкретном случае. Термин «таможенно-тарифное регулирование» используется и в российском законодательстве.
Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г., с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый ряд положений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991 г., который, однако, следует признать утратившим юридическую силу в связи с принятием нормативного правового акта с равной юридической силой и регулирующим однородные общественные отношения. Таможенный тариф России - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.
Обеспечение таможенно-тарифного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенных платежей. Прежде чем выполнить эту таможенную операцию необходимо определить понятие «таможенная стоимость товаров» и способы ее определения
Таможенно-тарифное регулирование – это система контроля нашим государством внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики государства.
В тарифе прописаны все ставки пошлин на различные товары, которые возят через границу. Разработана номенклатура-классификатор товаров, который позволяет контролировать импорт и экспорт, а также вести статистику для последующего анализа. Это сложная система, разобраться в которой обывателю может быть совсем непросто.
В зависимости от режима, действующего для страны-экспортера, на один и тот же товар могут применяться либо единые пошлины, либо автономные, договорные или преференциальные.
Для некоторых стран действует режим наибольшего благоприятствования, то есть – низкие пошлины. Самые низкие применяются для товаров из стран, которые пользуются преференциями. Если же подобных соглашений между государствами нет, то действует тариф с высокими пошлинами.
Кроме таможенно-тарифного, существует нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Сюда относится: лицензирование, квотирование, импортные налоги, валютный контроль и пр.
Импортная таможенная пошлина направлена на ограничение доступа товаров заграничного производства на внутренний рынок, чтобы поддержать отечественного производителя аналогичного изделия. Менее распространены таможенные пошлины на экспорт, которые призваны ограничить вывоз какого-то продукта за пределы страны. Также существуют транзитные пошлины.
Таможенно тарифное регулирование в России заключается, частично, во взимании пошлин. Они бывают:
Наиболее распространены адвалорные пошлины, ими облагают готовые изделия, различные машины, технику, наукоемкую продукцию. Однако не всегда получается точно определить точную таможенную стоимость импорта. В этом плане специфические пошлины гораздо удобнее как для таможни, так и для владельца груза, который может заранее просчитать затраты.