Макиавелли Никколо: философия, политика, идеи, взгляды. Жизнь и труды макиавелли

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной , дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 21 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Несмотря на то, что Никколо Макиавелли создавал свои философские труды в XVI веке, концепции Великого Флорентийца до сих пор используются в политической практике, менеджменте и некоторых социальных науках. Его работы много раз подвергались критике, но при этом всё равно оставались классикой в области политологии и политической истории. Идеи Макиавелли — это, в первую очередь, практические рекомендации, основанные на огромном опыте флорентийского писателя и политика.

Флоренция времён Макиавелли

Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться. Политическое устройство Флоренции в годы жизни Макиавелли было весьма своеобразным. Во время войн гвельфов и гибеллинов здесь сформировался такой строй как коммуна, позволявшая жителям самостоятельно управлять своим городом. За 25 лет до рождения Никколо Макиавелли власть в городе захватила могущественная династия Медичи. При этом члены семьи Медичи не занимали каких-либо государственных постов, их власть держалась на авторитете и богатстве. Формально Флоренция оставалась демократической коммуной, но фактически была олигархией — все важнейшие вопросы города решались Медичи. Медичи были покровителями науки и искусств, при них во Флоренции начался расцвет гуманистического движения.

В 1492 году умер негласный глава города — Лоренцо Медичи — и борьбу за контроль над Флоренцией начал настоятель местного монастыря — Джироламо Савонарола. Савонарола сумел добиться изгнания семьи Медичи из Флоренции, а после этого стал вводить новые порядки, направленные, по его мнению, на возрождение нравственности горожан. В городе были запрещены песни, танцы, веселье и роскошные наряды. Началось преследование многих гуманистов, уничтожались произведения искусства. Город погрузился в аскезу и уныние. Диктатура Савонаролы продлилась 5 лет и завершилась казнью властолюбивого настоятеля в 1498 году.

Ещё при жизни Савонаролы в городе начался хаос. Италия XVI века была не единым государством, а совокупностью сильных городов и княжеств, проводивших самостоятельную политику. У многих иностранных правителей и представителей итальянских родовитых семейств возникал соблазн объединить Италию под своим началом. Разумеется, богатая и величественная Флоренция привлекала завоевателей. Поэтому на рубеже XV-XVI веков Флоренция оказалась в самом эпицентре разгоревшихся на Аппенинском полуострове Итальянских войн. На город-коммуну одновременно претендовали:

  • Франция,
  • Испания,
  • Священная Римская империя.

Биография Никколо Макиавелли

Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.

Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.

Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.

Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:

  • «Государь» (1513);
  • «Искусство войны» (1519-20);
  • театральная пьеса «Мандрагора»;
  • сказка «Бельфагор» и многое другое.

В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».

В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.

Идеи Макиавелли

Литературное наследие Макиавелли весьма обширно. Оно включает в себя множество его отчётов о выполнении дипломатических миссий и докладных записок о внешнеполитической обстановке. В этих документах Макиавелли излагал свой взгляд на те или иные события и поведение глав государств. Однако самой главной и известной работой флорентийского философа является труд «Государь». Считается, что праобразом государя, описанного в работе Макиавелли, был Чезаре Борджиа — герцог Романьи и Валентинуа. Этот человек прославился безнравственностью и жестокостью. Но в то же время Чезаре Борджиа отличался проницательностью и тщательным подходом к решению важных государственных вопросов. Также работа Макиавелли основывалась на его собственном опыте и анализе политической жизни современных ему стран и античных держав.

В «Государе» Макиавелли высказал следующие идеи:

  • Оптимальная форма правления государством — абсолютная монархия, хотя в некоторых случаях бывает эффективна и республика;
  • История циклична. Все государства бесконечно проходят одни и те же фазы. Сначала — единоличное правление; затем — власть высшей аристократии; потом — республика. Однако республиканское правление не может длиться вечно, рано или поздно оно снова сменяется абсолютной монархией;
  • Смена описанных выше фаз связана со столкновением интересов множества социальных групп. Макиавелли был одним из первых, кто отметил диалектику исторического процесса;
  • Три главных опоры любого государя: законодательство, армия и союзники;
  • Решение самых важных государственных задач можно осуществлять любыми способами, даже не самыми гуманными. К последним можно прибегать в тех случаях, когда встаёт вопрос о создании или сохранении государства;
  • Хороший государь должен уметь сочетать честность и коварство, доброту и жестокость. Умело используя то одно, то другое, правитель может достигнуть абсолютно любых целей. Государю не следует избегать лицемерия, хитрость — главное оружие на политическом поприще;
  • Государь должен внушать своим подданным страх, но не ненависть. Для того чтобы избежать последнего правителю не следует злоупотреблять жестокостью и уметь трезво оценивать сложившуюся в стране ситуацию. Макиавелли был категорическим противником тирании. По его мнению, тираны — слабые люди, губящие сами себя и своё доброе имя;
  • Государь не должен быть расточителем;
  • Наиболее опасные для государства люди — это льстецы. Государь должен приближать к себе тех людей, которые всегда говорят правду, какой бы горькой она ни была.

Также в своей работе Макиавелли рассуждал о том, как лучше удерживать в своей власти завоёванные государства, как подчинять себе население других стран и как лучше воевать с самыми сильными соседями.

Идеи Макиавелли не ограничивались одним только государственным управлением. Писатель заложил основы абсолютно нового мышления, отличного от средневековой схоластики. Макиавелли считал, что философия не должна сводиться к пустому созерцанию, а носить практический характер и служить на благо обществу. Фактически Макиавелли стал основателем новой области знаний — политической науки. Он занялся разработкой её предмета, объекта изучения и методологии.

Современному человеку философия, изложенная на страницах книги Макиавелли, может показаться негуманной и антидемократической. Более того, идеи Макиавелли критиковали и его современники. Философ прямо утверждал, что все происходящие в государстве процессы являются не проявлением божественной воли, а порождены человеком, который не всегда отличается высокими моральными устоями. Фактически эта идея совершила настоящий переворот в политическом учении, сделав эту научную область сугубо светской. Одновременно Макиавелли переосмыслил понятие «морали», также отвергнув её религиозное толкование. Мораль и нравственность для флорентийского писателя, в первую очередь, касались отношений человека и общества. Из-за этих идей католическая церковь включила все сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг».

Никко́ло Макиаве́лли (правильнее: Никколо́ Макьяве́лли) (Nicolas Machiavel, итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527), итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубл. в 1532). Автор военно-теоретических трудов. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Макиавелли поддерживал идею объединения Италии в единое государство, считая, что в этом деле "цель оправдывает средство". Многие неправильно понимают эту фразу, потому что она вырвана из текста.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, " аристократический и монархический элементы власти.

Биография

Никколо Макиавелли родился в Сан Каскиано в Вал ди Песе деревне рядом с городом — государством Флоренция, Италия, в 1469, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—-1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наемников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительно в течение этого беспорядочного переворота было Падение Рима (1527). Богатые города, типа Флоренции и Генуи перенесли примерно то же, что и Рим двенадцать столетий назад, когда он был сожжен германской армией.

Макиавелли появился на государственной службе как клерк и посол в 1494. В тот же самый год Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти шестидесяти лет.

Маккиавелли был помещен в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant"Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашьяно, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Никколо Макиавелли [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Изучение трудов Макиавелли очень важно на современном этапе развития истории и политологии. Оно позволит глубже понять современные исторические процессы.

Макиавелли и Эпоха Возрождения

Никколо Макиавелли был одним из самых известных мыслителей Эпохи Возрождения. В то время человек еще не превратился в раба потребления. В эпоху Возрождения над людьми тяготели императивы прибыли и безжалостной конкуренции.

Никколо Макиавелли жил в необычайный век, век перемен и сложных кофликтов. Недаром рубеж XV – XVI веков считается одним из первых европейских кризисных времен. Именно тогда Италия теряя четырехсотлетнее господство замерла в своем развитии поглощаемая общественным и социальным кризисом.

Эпоха Возрождения характеризуется тем, что появляется новая отрасль культуры, а именно наука, амбивалентная по отношению к морали. Нужно отметить, что первым именно Николо Макиавелли отделил политику от морали. Под политикой он понимал технологию власти. Макиавелли заменил этику ценностно нейтральным познанием структуры власти. "Тем самым он заложил основание политологии как инструментального знания, построенного по модели точных наук... Смелый прецедент Макиавелли по-прежнему увлекает тех, кто развивает политическую теорию в ее инструментально-прикладном измерении" . Макиавелли сделал удержание власти главной темой своих исследований.

Особенности взгляда Макиавелли на историю

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та – республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, – таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, "непреложный ход событий". Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса .

Особый интерес вызывает труд Николо Маккиавели "Государь". Именно его он посвятил спорной и знаковой исторической фигуре Эпохи Возрождения Лоренцо Медичи. На примере "Государя" можно проследить тенденцию к использованию истории для того, чтобы с помощью примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт.

В своей философии Николо Макиавелли создает следующий порядок "исторической ритмики".

  1. В начале мира, когда жители были малочисленны, они жили рассеянно, подобно животным; впоследствии, когда поколение их размножилось, они соединились, чтобы лучше защищаться, избрали из своей среды самого сильного и самого храброго, сделали его своим начальником и стали повиноваться ему. Отсюда возникло познание разницы между полезным и добрым, вредным и подлым.
  2. Но так как вожди сделались наследственными, а не избираемыми, то тотчас же начали вырождаться государи сделались ненавистны и трусливы, и от страха перешли к угнетению, и возникла тирания.
  3. Отсюда явились падения государей, замыслы и заговоры против них.
  4. Вожди ведут толпу, управление идет в соответствии с общей выгодой, но когда власть переходит к сыновьям, "не знавшим превратностей судьбы, не испытавшим несчастья и не желавшим довольствоваться гражданским равенством", то "они обращали аристократическое правление в Олигархию, попирая права граждан.
  5. С новым вождем вводилось "Народное правление", которое доводило граждан до "полной распущенности" .

По мнению Никколо Макиавелли люди, которые в истории остаются верны себе и своим идеалам соотносимы с "Божьими Созданиями" и к ним не применимы общие моральные критерии. У таких людей оценке подлежат их отдельные поступки. Макиавелли отделяет поступок от личности, политику отделяет от морали, полностью освобождая её. Если рассматривать труды Маккиавели под призмой истории, то в глаза бросается то, что обстоятельства могут создаваться личностью, однако поступок есть топос благоразумной корреляции "поведения" и "времени": "причина счастья или несчастья людей состоит в том, соответствует ли их поведение времени или нет".

По мнению Никколо Макиавелли ряд факторов обусловливают исторический процесс. Они отражены на рисунке ниже.

Факторы исторического процесса в концепции циклизма Макиавелли

По мнению Макиавелли, любое историческое событие не уникально, по ряду причин. Прежде всего, по причине того, что движение истории – это не прямая, а синусоида "все дела человеческие... идут либо вверх, либо вниз" (Рассуждения. 1. IV). Второй причиной философ называет тот факт, что человеческая природа – это неизменная константа. "Изучая события настоящего и прошедших времен, – пишет Макиавелли, – мы находим, что во всех государствах и у всех народов существовали и существуют одни и те же стремления и страсти. Нетрудно поэтому выводить из внимательного исследования прошедших событий заключение о том, что предстоит в будущем, или прибегать к тем средствам, которые употреблялись древними. В случаях, если в прошлом не находится примеров нужных средств, можно изобретать новые, руководствуясь сходством обстоятельств. Однако во все времена повторяются одни и те же смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают, читающие историю не умеют делать из нее выводов или выводы остаются неизвестными правителям" (Рассуждения. 1.XXIX).

Будучи человеком, ценящим историю, Макиавелли отмечал, что между современностью и историей нет границ. Одно плавно перетекает в другое при этом давая возможность познать законы политики. Однако история отраженная на бумаге, тогда ценна, когда правдива. Не приукрашивать истину, а искать "настоящую, а не воображаемую правду вещей" (Государь. XV) – вот задача, которую поставил перед собой Никколо Макиавелли. Исходя из этого можно утверждать, что истина для Макиавелли цена сама по себе и привлекает его не радость познания а именно истина.

Никколо Макиавелли о проблеме создания единого национального государства

Политика и мораль крайне важны для общественной жизни и являются её регулятором. Они оказывают непосредственное влияние на формирование социальной среды, которая в свою очередь, влияет на уровень нравственного развития человека.

Никколо Макиавелли воспринимал государство, в качестве реализатора государственной политики. Он ввел в политическую практику следующий тезис: "Цель оправдывает средства". Данная фраза Никколо Макиавелли подразумевает, что любое деяние может быть оправдано благой целью. Философ писал о том, что поступки любого правителя должны оцениваться не с точки зрения морали, а с точки зрения результатов, направленных на благо государства. А так как последнее представляет собой, по мнению Никколо Макиавелли, объединение людей для достижения конкретных целей, неважно, каким путем они достигаются.

Политика и мораль пересекаются. Мораль характеризуется следующим образом: "совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям…" .

Изучая прошлое и настоящее, Никколо Макиавелли отмечал, что столетиями политика и мораль ведут беспощадный спор, который и показывает место этих понятий в эволюции общества и человека.

В настоящее время труд "Государь" Николло Макиавелли активно изучается современными политологами и философами. Современники Макиавелли не считали труд философа "Государь" монументальным, наполненным тезисами и аксиомами. Для них он был скорее выражением личного мнения автора.

В когда жил Николло Макиавелли, он мог привести лишь некоторое число примеров из политической жизни, подтверждающих свой тезис. Никколо Макиавелли мечтал увидеть Италию объединенной. В главе своей знаменитой книги "Государь" он пишет: "Каким образом избегать ненависти и презрения" Макиавелли, разбирая образ действия римских императоров, приходит к выводу, что императоров "мягких и милосердных" и отличающихся "крайней жестокостью" постигла одинаковая участь. Исключений всего два: из милосердных своей смертью умер Марк Аврелий, а из жестоких – Север, все остальные погибли насильственной смертью. Это произошло потому, что действия Марка и Севера, будучи различными, совпадали с требованиями времени, образ действий остальных им противоречил. Идеальный государь-реформатор не должен подражать кому-то одному, но должен уметь действовать и как Марк, и как Север. Вот что пишет Макиавелли: "...новый государь в новом государстве не должен ни подражать Марку, ни уподобляться Северу, но должен у Севера позаимствовать то, без чего нельзя основать новое государство, а у Марка – то наилучшее и наиболее достойное, что нужно для сохранения государства, уже обретшего и устойчивость, и прочность" . Отсюда можно сделать вывод, что идеал Макиавелли – это Север, превращающийся в Марка одновременно с ростом добродетели в народе.

Но поскольку в Италии лишь предстоит создать новые порядки, постольку рассчитывать стоит, прежде всего, на силу. И в этом Макиавелли не видел ничего страшного – так поступали все основатели новых государств. Для итальянской действительности сказанное Макиавелли имело особое значение, ибо народ был развращен до такой степени, что уже не мог отличить зло от добра, а поэтому государь должен был опираться на страх и жестокость. На страх – потому что "любят государя по собственному усмотрению, а боятся по усмотрению государя, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого" .

Одним из важных положений труда "Государь" является мысль о том, что государю необходимо умение быть жестоким, потому что нередко правильно проведенные жестокие меры приносят больше пользы для народа, чем кажущиеся милосердными.

Единственное, чего должен избегать государь, так это ненависти и презрения народа. Ненависть к государю возбуждается "хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных", а презрение – "непостоянством, легкомыслием, изменчивостью, малодушием и нерешительностью".

Нельзя согласиться с тем, что Италию должен объединить жестокий человек. Это не совсем верно. Однако обстоятельства слишком сильны. В условиях того времени жестокий правитель – это хорошо. Ведь "расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели во благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру" . Но государь обязан выжить, выжить ради спасения отечества, а для этого он должен уметь быть одновременно и человеком, и зверем. Как человек он опирается на законы, а как зверь – совмещает в себе качества лисы и льва: хитрость и силу .

Объединяя выше сказанное важно отметить, что согласно труду Макиавелли "Государь", идеальный правитель-реформатор – это лицедей. Он играет ту роль, которая задается обстоятельствами, но никогда не уклоняете" от основной цели – создания единого государства.

Описывая деяния герцога Борджа, Макиавелли не нашел ничего, в чем можно было бы его упрекнуть. Дело в том, что Борджа был блестящий тактик политической борьбы. Он умел обезопасить себя от врагов, приобретать друзей, использовать силу и хитрость, внушать народу и страх, и любовь, являть и суровость, и милость, великодушие и щедрость. Но самое главное достоинство Борджа состояло в том, что его действия объективно вели к объединению страны и в конечном счете к благу народа, ведь до его завоевания Романья "находилась под властью ничтожных правителей, которые не столько пеклись о своих подданных, сколько обирали их и направляли не к согласию, а к раздорам, так, что весь край изнемогал от грабежей, усобиц и беззаконий" .

В завершении важно отметить, что теория государства Никколо Макиавелли базируется на многовековом опыте существования института государства и на анализе исторических фактов, исторических судеб государств древности.

В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт.

Оценка исторических событий в Италии Никколо Макиавелли

Труды Макиавелли являют собой отражения той эпохи, в которую жил философ. Никколо Макиавелли жил во время серьезных конфликтах основанных на следующих противоречиях:

  1. необходимость развития города-государства Флоренция,
  2. внутри междоусобная борьба итальянских государств и папства
  3. в рамках Европы процветала торговая конкуренция, кроме того, мешало разрозненное участие итальянских республик в большой европейской политике.

Важно отметить, что Макиавелли писал свой труд то тяжелое для Италии время, когда она перестала быть государством. Внутри страны шла непримиримая борьба между всеми суверенными частями. Италия перестала быть единой, а стала слабым единением грызущихся между собой мини-государств, в которых установились монархии.

Николо Макиавелли очень переживал за судьбу Италии. Все его переживания нашли отражение в его литературных трудах. Так, главные темы "Истории Флоренции":

  1. необходимость общего согласия для укрепления государства
  2. неизбежное разложение государства при нарастании политических распрей.

Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

"История Флоренции", отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются тревоги автора о судьбе Италии. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав .

В завершении необходимо подчеркнуть, что итальянец Никколо Макиавелли был талантливым, и, без сомнения, великим теоретиком и ученым, который сделал существенный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования – как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий "Мандрагора" и "Клиция", писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом "Диалоге о нашем языке". Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.

Литература

  1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо. 2012.
  2. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений- Спб.: Издательство СпбГУ, 2009
  3. Макиавелли Н. Государь.- М.: Планета, 1990
  4. Политика: Толковый словарь: Русско-английский. – М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Чиколини Л. С. Идеи "смешанного правления" в итальянской публицистике XVI века // Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986

Писатель, дипломат. Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII , изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII , чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – "Государь" (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – "Искусство войны" (Dell"arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), "История Флоренции" (Istorie fiorentine, 1520–1525), две театральные пьесы – "Мандрагора" (Mandragola, 1518) и "Клиция" (в 1524–1525), а также новелла "Бельфагор" (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Кроме того, "Государь" считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в "Государе" предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале "Государя" Макиавелли пишет, что самым ценным даром, который мог бы поднести, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.

"Государь" – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. "Государь" был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть о "Рассуждениях", в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению.

Главные темы "Истории Флоренции" (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

"История Флоренции", отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея "Государя". В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.

Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в "Мандрагоре"). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи.

Гением Макиавелли было создано и беллетристическое "Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки", составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог "Об искусстве войны") и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало "Жизнеописание", изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.

К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел пик своего расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике "Государя"; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль.

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527.



© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации