Социализация — это процесс и результат усвоения и последую­щего активного воспро­изводства индивидом социального опыта. Как называется процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценостей того общества,к которому принад

Загайнов И.А. «Психология личности»

1. Человека как индивида характеризует…

A. средний рост

b. креативность

c. мотивационная направленность

d. индивидуальный стиль деятельности

2. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется…

A. прежде всего, в детском возрасте

b. на протяжении всей жизни

c. в период зрелости

d. после завершения обучения в школе

3. К микрофакторам социализации личности относится…

A. семья

c. культура

d. государство

5. Интеракционисты в структуре личности выделяют такие три компонента, как…

A. I, Me, Self (Я, Те, Самость)

b. Id, Ego, Super-Ego (Оно, Я, Сверх-Я)

c . Parent , Adult , Child (Родитель, Взрослый, Ребенок)

d. Conscious, Personal unconscious, Collective unconscious (сознательное, личное бессознательное, коллективное бессознательное)

6. Механизм социализации, который действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества,/ называется…

A. Институциональным

b. рефлексивным

c. стилизованным

d. традиционным

7. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется…

A. социализацией

b. воспитанием

c. общением

d. образованием

8. В психоаналитической теории этическое или моральное образование в структуре личности, которое представляет собой систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания, называется ___________.

Ответ: суперэго

9. Архетип в теории К.Г. Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: персона.

10. Высший аспекты жизни, достигаемый самоактуализирующимися индивидами, который включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство, называется _____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

Ответ: метаценность.

11. Согласно идеям А. Бандура, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: самоэффективность

12. Разновидность защитного механизма личности, заключающегося в том, что человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, называется ____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

(от лат. socialis - общественный; англ. socialization; нем. Sozialisierung)
Эн-культурация

1. Двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.

2. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

3. Модификация поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни, начиная с младенчества.

4. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.

5. Подключение человека к культуре как таковой.

6. Подключение человека к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.

7. Последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.

8. Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.

9. Процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

10. Процесс включения индивида в систему общественных отношений (и формирования у него социальных качеств).

11. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

12. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.

13. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

14. Процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

15. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

16. Процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.

17. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

18. Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

19. Процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.

20.Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

21. Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений, верований и т.д.).

22. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.

23. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

24. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

25. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

26. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

27. Процесс формирования индивидуальности.

28. Развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

29. Результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

30. Результат социального взаимодействия.

31. Самоактуализация Я.

32. Совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

33. Совокупность процессов: интернализации социальных норм, усвоения социальных функций и вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

34. Сознательное целенаправленное воздействие на формирование личности (воспитание), и объективный стихийно-спонтанный процесс трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.

35. Социальное научение.

36. Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности.

37. «Становление актёра» – процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария».

38. Становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

39. Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).

40. Формирование возможностей и умения выполнять свои социальные роли.

А. Только духовная культура определяет жизнь общества.

Б. Духовная культура не оказывает существенного влияния на жизнь общества.

A. верно только А
b. верно только Б
c. верно и А и Б
d. неверно ни А, ни Б

2)Как называется процесс воздействия человека на самого себя?

A. обучение;
b. самовоспитание;
c. воспитание;
d. все ответы верны.

3)Какое из приведенных определений соответствует термину «культура»?

A. совокупность достижений человеческого общест­ва в производственной, общественной и духовной жизни;
b. просвещенность, образованность, начитанность;
c. умение, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление человека;
d. все приведенные определения соответствуют термину "Культура"

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

Часть 1А1. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Человек от животного отличается тем, что он …
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
А3. Что характеризует рыночную экономику?
1) частная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых продуктов
3) государственное регулирование ценообразования
4) централизованное планирование производства
А5. Репродуктивная функция семьи проявляется в …
1) организации потребления
2) моральной регламентации поведения
3) в воспитании детей в традициях семьи
4) биологическом воспроизводстве
А6. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А7. В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью органов чувств
2) вырабатывать условные рефлексы
3) удовлетворять потребности
4) предвидеть результаты своих действий
А8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А9. Дефицит государственного бюджета - это…
1) уменьшение числа налоговых поступлений
2) превышение государственных расходов над доходами
3) сокращение объёма денежной массы
4) снижение внешнего долга
А10. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
А11. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) сына
А12. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
А14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) аграрному
4) информационному
А15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз. социолога Тарда, который в основу концепции положил принцип подражания, а также отношения "ученик - учитель", воспроизведенные на различных уровнях. В ХХ в. утвердилось понимание С. как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте...

    Этнопсихологический словарь

  • - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценно­стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общно­сти, группе. осуществляется как в ходе целенаправленного...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта. С. - рез-т и целенаправл...

    Энциклопедия культурологии

  • - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах...

    Психологический словарь

  • - - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии...

    Педагогический терминологический словарь

  • - , процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Философская энциклопедия

  • - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм....

    Новейший философский словарь

  • - Процесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе: 1) образцов поведения; 2) психологических механизмов...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах...

    Словарь юридических терминов

  • - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Политология. Словарь.

  • - 1) процесс интеграции какой-либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми...

    Экологический словарь

  • - в криминологии - понятие, означающее процесс принятия индивидом к.-л. норм и ценностей, взглядов и образа действий, а т.ж. интеграцию системы общественных ролей...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Коллективизм...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Большая Советская энциклопедия

"Социализация" в книгах

Социализация сыроедения

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Гладков Сергей Михайлович

Социализация цвета

Из книги автора

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания

25. Социализация личности

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

25. Социализация личности Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации и социализации,с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.Под социализацией понимают

Социализация инструментария

Из книги Метаморфозы музыкального инструментария:неофилософия народно-инструментального искусства XXI века автора Варламов Дмитрий Иванович

Социализация инструментария Неисповедимы пути Господни! Если бы в пору моей юности, лет двадцать назад, какой-нибудь провидец предсказал, что я буду писать книгу, связанную с социологией музыки, не поверил бы! Любил я тогда, да и сейчас, пожалуй, конкретные знания.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Более вероятно, что работники адаптируются и будут получать удовольствие от работы в организации быстрее, если процесс социализации проходит гладко. Социальные аспекты работы – взаимоотношения с коллегами – очень важны для многих людей. Степень

2.1. Воспитание как социализация

Из книги Сравнительное образование. Вызовы XXI века автора Джуринский Александр Н.

2.1. Воспитание как социализация Идеи и организация социального воспитания. Интерпретаторы социального воспитания в России и на Западе [см.: А.Н. Джуринский (2013)] ставят задачи усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в

Социализация ребенка

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Социализация ребенка Когда ребенок подрастет, запишите его в какой-нибудь кружок, куда он будет ходить вместе с няней. Но сначала убедитесь, что няня понимает свою роль: поощрить ребенка к общению, в игровой, развлекательной форме помочь ему сделать первые неуверенные

Социализация насилия

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Социализация насилия Травмы не только заставляют нас действовать под влиянием большинства, они изменяют наш характер и на более глубоком уровне. Криминологу Лонни Атенсу удалось установить, что превращает человека в жесткого преступника. Л. Атенс провел множество

Социализация

Из книги автора

Социализация процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и

Социализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С.

Социализация

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Социализация 2007 г. вызвал к жизни эпидемию социальных сетей, и «Яндекс» не хотел отставать, потому что, по словам Воложа, «монетизировать можно почти все». Ну а главное, надо было срочно восстанавливать упущенную на поисковом рынке инициативу и теряемые на глазах доли

Социализация

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

Социализация

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я

Социализация — процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.

В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые ему для исполнения социальных ролей и приобретения тех или иных социальных статусов.

Политическая социализация является частью общей социализации. Ее особенность состоит в том, что в процессе политической социализации индивидом усваиваются нормы и ценности политической культуры, образцы политического поведения, знания и представления о политической сфере общества, формируются индивидуальные политические предпочтения.

Процесс политической социализации начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни индивида. В ходе социализации человек усваивает наиболее значимые элементы политической культуры, позволяющие ему стать полноправным субъектом политического процесса.

— это процесс интеграции (вхождения) человека в политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на индивида с помощью методов воспитания и обучения, так и под влиянием разнообразных спонтанных факторов (общения, чтения литературных произведений, средств массовой информации, влияния различных политических событий, личного опыта и т. д.).

Методы, средства и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной политической культуре, какие статусы и роли являются наиболее приоритетными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.) создает относительно устойчивую систему социализации. В классовом обществе эта система, как правило, состоит из целого ряда подсистем, каждая из которых предназначается для социализации определенных социальных слоев (классов). Так, в царской России представителям высших сословий стремились привить такие качества, как доблесть, преданность царю и отечеству, а представителям низших слоев общества — покорность и лояльность к своим угнетателям.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить: «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться в рамках общепринятых ценностей и норм. В настоящее время в России существует значительное число различных политических молодежных организаций националистической и профашистской ориентации, этнорелигиозных экстремистов.

Групповая девиация — своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные и политические отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиант- ного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как естественное или неизбежное. Но такое положение долго продолжаться не может. Правящие элиты либо должны найти рациональные способы сокращения групповой девиации, либо она «заставит» их уйти с политической сцены.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре стадии (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость и старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

Общая и политическая социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. Именно в семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Политические взгляды и приоритеты родителей влияют на политическую социализацию ребенка.

Следующий этап в становлении личности — школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. На этом этапе у ребенка формируется обшее представление об обществе и мире политики; он учится выделять приоритеты в социальных отношениях; приобретает навыки будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные и формальные группы, общественные и политические организации.

В настоящее время в России возникает (создается по «заказу» тех или иных политических сил) множество различных молодежных организаций («Идущие вмести», «Идущие без Путина», «Наши», «Молодежное Яблоко» и др.). В ноябре 2005 г. на базе молодежной организации «Идущие вместе» была создана организация «Молодая гвардия «Единой России». Цель этих молодежных организаций (движений) — привлечь как можно больше молодежи, содействовать их целенаправленной политической социализации. Нередко такая социализация больше напоминает манипуляцию с еще не сформировавшимся политическим сознанием юношей и подростков.

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, изменять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией. Так, в период перехода от советской тоталитарной системы к новым для страны демократическим отношениям многим россиянам пришлось коренным образом изменить свои взгляды и представления о политических приоритетах.

Значительную роль в общей и политической социализации играют агенты социализации - отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных (политических) качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения, школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, партии, общественно-политические организации, политические лидеры, средства массовой информации, референтные группы и т. д.

Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации - родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники, которые непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств. Агенты вторичной социализации - различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, партия, предприятие, церковь, средства массовой информации и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют не него опосредованно: во-первых, создают общие объектные условия для социализации, во-вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.

В отдельную категорию можно выделить таких агентов, как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами как первичной социализации, если индивид находится с ними в межличностных отношениях, так и вторичной, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.

Телевидение оказывает двойственное влияние на процесс политической социализации. С одной стороны, телепередачи несут в себе массу интересной информации, с другой стороны, правящие элиты стремятся приукрасить реальную действительность и выдать желаемое за действительное. Поэтому разобраться рядовому гражданину во всех тонкостях политической манипуляции весьма сложно.

Существенную роль в политической социализации играют атрибуты социализации и социального статуса - внешние признаки индивида (одежда, символика, прическа, макияж и т. д.). Атрибуты позволяют окружающим определять социальный статус индивида и предписывают ему самому соответствующее поведение. Например, по внешнему виду мы можем определить, что перед нами военный, шахтер, бортпроводница и т. д., и будем ожидать от этих людей соответствующих действий и поведения. В случае угрозы нашей безопасности мы обратимся к человеку в милицейской форме, а в случае недомогания — к человеку в белом халате.

С раннего детства и до глубокой старости атрибуты играют важную роль в социализации индивида. Платье на девочке и брюки на мальчике способствуют усвоению ими тендерных различий и соответствующих социальных ролей. Вчерашний допризывник, надев военную форму, постепенно начинает ощущать себя солдатом. А скинхед, надев «свою» форму и нацепив соответствующую символику, будет ощущать себя «спасителем русского народа».

Роль атрибутов в социализации и в освоении тех или иных социальных ролей нельзя преувеличивать или приуменьшать. Они занимают особое место в этом процессе, тесно «взаимодействуя» с другими факторами социализации.

В политической сфере одновременно функционируют различные по своим взглядам референтные группы и политические направления. Наряду с господствующей политической культурой существуют и оппозиционные субкультуры. Индивид формирует свои взгляды на пересечении этих конкурирующих между собой политических течений, отдавая предпочтения одним и отвергая другие.

Наиболее ответственным этапом является достижение индивидом 18-летнсго возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ он становится полноправным гражданином, приобретает право участвовать в выборах и быть избранным в те или иные властные структуры. Вместе с тем в этот период перед индивидом могут возникнуть некоторые ограничения в политической сфере деятельности. Федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрен ряд ограничений для лиц, претендующих на те или иные выборные должности в структурах власти. Так, согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Политическая социализация даст человеку возможность адаптироваться в конкретной политической системе, усвоить правила статусного поведения, адекватно реагировать на те или иные политические явления, определять свою политическую позицию, свое отношение к власти. Но главным является то, что в ходе социализации человек становится полноправным субъектом политического процесса, способным защищать свои личные и групповые интересы.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации