Как правильно работать болгаркой: пошаговая инструкция. Как открутить гайку диска на болгарке (УШМ), если её заклинило? Основные виды применения УШМ

Работа инструментом мне приносит удовольствие, руководствуюсь правилом: "хочешь сделать хорошо - сделай САМ!" Данный пост, скорее мои заметки, так сказать памятка и чек-лист необходимых работ при обслуживании, которые могут быть полезны не только мне...Статья сформирована на моем личном опыте и знаниях подчеркнутых у авторитетных источниках, так что на звание гуру или единственно правильного мнения я не претендую.

Профилактика - всему голова!)) Своевременное обслуживания инструмента, я думаю уже не для кого не новость, экономит деньги и минимизирует вероятность внезапной поломки и ряда неудобств.

Размышляю по аналогии с медициной: "главное не навреди!" Изначально, правильно осознать вариант результата собственноручного ремонта как последнего для данного инструмента, т.е. осознать риски и готовность на приобретения новой болгарки, но это при самых неблагоприятных обстоятельствах. Т.к. как и в любом другом деле, есть ряд нюансов и тонкостей, без опыта очень не сложно допустить ошибки, которые приведут к дополнительным расходам на запчасти или вообще выведут из строя несколько дорогостоящих узлов, делающих ремонт нерентабельным. С другой же стороны, далеко не все мастерские по ремонту - панацея. Профессионалов и хороших мастеров не много, а вот негативный "осадочек" после обращения в сервисный центр, далеко не редкость. Вот как раз пост, в котором я максимально постараюсь осветить те знания и советы, которые могут помочь при самостоятельном обслуживании и ремонте болгарок.

Чек-лист необходимых работ при обслуживании болгарок:

  1. Разборка
    • Снятие щеток
    • Снятие фланца корпуса редуктора
    • Отсоединение корпуса редуктора с ротором от корпуса двигателя
    • Снятие ведущей шестерни с ротора. Извлечение вала ротора из подшипника корпуса редуктора
  2. Чистка внутреннего пространства, деталей и наружных поверхностей корпусов
  3. Проверка остаточного тела графитовых щеток
    • *замена*
      • чистка шахты щеткодержателей
      • чистка и профилактика поверхности ламелей коллектора
      • замена щеток на новые
  4. Дефектовка редуктора
    • осмотр состояния профиля зубьев. Осмотр на момент утрат фрагментов и сколов зубев конической пары
    • проверка графитово-медной втулки на люфт
    • осмотр посадочных мест под шпонку и самих шпонок на валах и шестернях
    • проверка подшипников на наличие люфтов и смазки
    • *замена втулки, подшипников и смазки
  5. Дефектовка ротора
    • Осмотр обмоток ротора и статора на момент межвиткового замыкания и следов перегрева (потемневшие фрагменты, нарушение лаковлго покрытия)
    • Проверка подшипников на наличие люфтов и смазки
    • Оценить состояние коллектора
  6. Осмотр проводки на предмет пережатия корпусом или нарушения изоляции. Убедится в правильной укладки в штаные места. Состояние контактных групп
  7. Сборка в обратном разборке порядке
  8. 2-3 минуты работа на холостом ходу.

Коллекторно-щеточный узел

Прежде чем начать разборку болгарки, первым делом снимаются щетки, которые прижаты к коллектору пружиной. В противном случае, не исключены повреждения щеток и щектодержателей при извлечении ротора (якоря). Если остаток графитового тела щеток составляет менее 50% от новых, имеет смысл их заменить.

Старый комплект, с остатком не мение 30%, стоит приберечь в НЗ для подстаховки. Пригодятся в случиях долгих поисков и времени на доставку нового комплекта или друхих форс-мажорных ситуаций. Если щетки не оснащены функцией автостопа ("выстрел или проточка с ответным штифтом в щеткодержателе") при критическом износе, вероятнее всего приведет к уничтожению коллектора, вплоть до замены якоря целиком. СЭКОНОМИТЬ НА ЩЕТКАХ НЕВОЗМОЖНО!

В случаях крайней необходимости и невозможности подобрать нужные и готовностью корректировать размер, делайте это правильно!:

  1. Если и подбирать, то желательно несовпадение только одной стороны, лучше меньшей (ширины).
  2. Обрабатывать абразивным полотном мелкой зернистости (наждачка не крупнее 1000 номера, щетка очень хрупкая и ломкая).
  3. Работать по ровной поверхности (напр. стекло), без прижима. После каждых нескольких циклов движений, проверять размер штангенциркулем, а также соблюдения параллельности плоскостей тела щетки.

В процессе службы, щетка изнашивается, оставляя графитово-угольный налет на деталях всего узла. Как почистить коллектор и подготовить его к установки нового комплекта щеток, у меня есть отдельный и видео. Сложно переоценить важность данной процедуры.

Также, стоит уделить внимание шахтам щеткодержателей. Слой из графитовых частиц и пыль, затрудняет номинальное продвижение, что может служить "зависанием" щетки, вызывая нарушение контакта о коллектор, сопровождаемое повышенным искрением, вплоть до прерывания цепи, т.е. остановкой двигателя, а в редких случаях и выгоранием ламелей и известного исхода якоря. Очистка, занимает всего пару минут. Если шахта слегка загрязнена, то будет достаточно сухой ветоши (удобно использовать как направляющую маленькую плоскую отвертку, край которой в несколько слоев обмотан ветошью). Иногда стоит дополнительно использовать спирт, на ветошь;)

Чистка болгарки при профилактической разборке

Практически любой механизм, любит: ЛАСКУ, ЧИСТОТУ и СМАЗКУ! Инструмент в целом, а болгарка в частности не исключение. Первым пунктом после разборки, именно чистка! В идеальном варианте служит: сжатый воздух и продувочная насадка для компрессоров, что ускоряет и упрощает процесс. Более того, стоит учитывать, что основное охлаждение болгарки, происходит через зазор между якорем и статором (ну там как раз обычно относительно чисто) и штихнованный каркас ротора между обмоток от коллектора. Выходит горячий воздух через отверстия корпуса редуктора, к слову который, служит теплообменником (своего рода радиатором), а налет смазки с пылью и слой различной субстанции на поверхности, ухудшает теплообмен.

Налет пыли и мелких частичек на обмотках двигателя и остальных деталях внутренностей болгарки, сказывается на снижении теплообмена, вследствие изолирующих свойств, что неизбежно ведет к повышению рабочей температуры, вплоть до перегрева.

ПЕРЕГРЕВ - один из самых лютых "убийц" инструмента, на счету которого несметное количество уложенных единиц техники. Конкуренцию могут составить лишь: ряды товарищей любителей одалживать, применение инструмента не по назначению и нежелание прекращать работу, при поменявшимися звуке, говорящим о технической неисправности

Лучшее враг хорошего, или не у всех в арсенале есть компрессор. В таких случаях, можно применять чистую кисть и пылесос с зауженной насадкой для щелей (при чистке компьютеров выручает), причем для увеличение потока, насадку можно дополнительно заузить воспользовавшись малярным или другим скотчем как временной мерой. Кистью поднимает частички, а сопло пылесоса удаляет, в том числе из труднодоступных мест. Данными приспособами, стоит вычистить все детали, внутренние полости и поверхности корпуса.

После особо-пыльных работ (штроблении каналов, работы с камнем или бетоном и т.д.) рекомендуется внешне продувать инструмент (без разборки) через вентиляционные отверстия. Абразивная пыль, при прохождении "оголяет" обмотки двигателя, снимая фрагмент за фрагментом защитное лаковое покрытие. Многие модели УШМ, оснащены "бронированным" слоем, которое защищает обмотки, но далеко не все, стоит это учитывать. При работе с металлом, особенно при чистке, металлическая пыль, обладает токопроводящими свойствами, что мешает адекватной работе кнопок и регуляторов, а со временем, также уверенно приводят дорожки и контакты их плат в негодность. Продвинутые модели МШУ, оснащены фильтрами воздухозаборных отверстий или "лабиринтным" строением каналов, которые предотвращают или задерживают попадание крупных частиц. Для МШУ, не оснащенных фильтрами, можно применить лайфхак с надеванием женского чулка на заднюю часть корпуса закрыв воздухозаборные отверстия (используйте только при особо пыльными работами, т.к. это компромисс между затруднением воздушного потока и содержание в нем пыли). Продувайте инструмент также после шлифовальных работ.

Проверка подшипников

Для объективной диагностики подшипников, каждый узел мы разобрали до детали. Оцениваем состояние по нескольким факторам:

  • Осевой люфт - для проверки достаточно смещать внешнюю обойму относительно внутренней по диагонали из стороны в сторону, относительно оси (или наоборот, в зависимости от установки), а также параллельно оси.
  • Радиальный люфт - смещайте внешнюю обойму относительно внутренней перпендикулярно оси
  • Шум при работе - импульсным движением заставить быстро вращаться подшипник, прислушиваясь к дефектам.

Даже при очень малых отклонениях от нормы, рекомендуется заменить подшипники, причем все одновременно. Дефект, выявленный в вручную, на порядок усиливается при работе. Замененный новый подшипник, стремится к уровню износа равному не замененному подшипнику, в рамках одного вала.

В исключительных случаях, когда отсутствует люфт (больше номинального), а по всем признакам шум появился совсем недавно, подшипнкики с металлорезиновыми манжетами (обозначаются RS) можно обслужить, заменив смазку, что немного отсрочит их замену. Манжет можно поддеть иглой или лезвием ножа (очень легко деформируются). Высокопроникающей смазкой (WD-40 или аналоги) очистить внутренние поверхности, продуть и положить новую смазку для подшипников, желательно с кондиционером металла или ревитализантом. Количество смазки также важно. Недостаток ведет к износу, а чрезмерность к перегреву при работе (стоит закладывать, приблизительно 1/2 свободного пространства). Важно понимать ответственность данной процедуры, моментально реагируя в дальнейшем на малейшее изменение звука работы.

Замена подшипников

Вероятнее всего, всем известно правило установки подшипников на вал или посадочное место в корпусах, но я все-же обозначу. Установка на вал, производится через внутреннюю обойму подшипника проставкой равного диаметра. Посадка в корпус, наоборот, происходит через торец внешней обоймы также проставкой тоно равной толщины торца обоймы. В противных случаях, игнорируя эти правила, повреждается сепаратор, шарики и дорожки подшипника при установке. Такой подшипник моментально будет иметь вибрацию, стремительный износ и очень короткий ресурс службы.

В бытовый условиях, практично применять торцевые головки, т.к. не сложно подобрать необходимый диаметр. Запрессовываются подшипники короткими ударами небольшой силой через проставку молотком. Для снятия, настоятельно рекомендую использовать специальный съемник. Небольшая стоимость, практически бесконечный ресурс и безусловная польза, 100% оправдывает приобретение данного специнструмента. Если съемника нет, тогда можно воспользоваться двумя упорными пластинами и тисками, выдавливая вал.

Амортизатор подшипника, также можно установить неправильно, после чего происходит нарушения оси установки ротора и как следствие затирая о статор с самыми печальными последствиями. Видио Александра, подробно раскрывает эту тему.

В ситуациях, когда пользователь болгарки отчаянный и несмотря на явные звуковые признаки критического состояния подшипников, продолжает работу, полностью изношенный подшипник может "разсыпаться" (сепаратор, затем манжеты, а потом и шарики), но не редкие и случаи, когда обе обоймы заклинивает относительно друг друга и вращение происходит обоймой по посадочному месту, естественно не без последствий в виде увеличенного диаметра. В идеале, заменить корпус! Также, иногда получается подобрать подшипник под "новый" посадочный размер. И как всегда бюджетное решение от безысходности. При не критическом износе, уплотнить посадку можно, накернив алюминиевый сплав корпус редуктора, но без фанатизма. Учитывайте! следующую земену подшипника деталь не переживет, 99% под замену.

Одной из самых частых причин поломки литья корпуса редуктора, следствие не правильного использования механизма блокировки. Переоценивая прочность механизма и конструкции ребер жесткости и толщины литья, операторы при откручивании оснастки ("закушеного диска") используют функцию блокировки, которая выламывает фрагмент металлического корпуса. В таких случаях, имеет смысл заменить корпус.

Но если это в данный момент невозможно по объективным причинам, а работоспособность восстановить нужно, то не поленитесь разобрать редуктор и тщательно вычистить старую смазку заменив новой (в ней могут быть металлические фрагменты), оцените целостность посадочного места втулки/подшипника вала, а также, образовавшиеся отверстия необходимо закрыть (эпоксидной смолой, герметиком или другим компонентом). В противном случае, попадая пыль в смазку, создаст агрессивную среду, уничтожающую механизм, а как следствие, приветет к замене редуктора целиком, ставя под вопрос целесообразности восстановления болгарки вообще.

Практически на любой УШМ, вал шпинделя оснащен шлицем для удерживания рожковым ключем (тонкий, зачастую 17 мм). При чрезмерных нагрузках при откручивании, настоятельно РЕКОМЕНДУЮ использовать данный метод смены оснастки.

Коническая пара - места, на которые стоит обратить внимание:

Целостность зубьев - при тангенциальном профиле (наклонный), утрата фрагмента одного зуба не критична, т.е. работать будет, но в идеале, заменить, особенно пары с прямыми зубьями. Обратите внимание на износ поверхности зубов. Со временем, зуб "вытягивается", заостряясь к верхушке. Края обычно работают меньше, можно грубо ориентироватся на них. Такие дефекты сопровождаются повышенным шумом при работе.

Как вариант бюджетного решения (ВРЕМЕННОГО, хотя вечного вообще нет ничего...), я практикую смену установки шайбы разбега с верхней части (под стопорным кольцом) в нижнюю (под планетарную шестерню). Данное действие, уменьшит зазор между ведомой и ведущей шестернями, чем увеличивает пятно контакта. В некоторый болгарках, особенно у Bosch, между фланцем и корпусом редуктора, есть металиическая прокдадка (толщинной несколько десятых доль мм), убрав ее, достигается тот же эффект.

Паз под шпонку. Со-временем, появляется износ шпонки, вала и посадочного отверстия большой шестерни. Номинальный зазор должен быть в пределах нескольких десятых мм (так называемый тепловой). Проверяется просто, надетау на валу шестерню, радиальными движениями из стороны в сторону. Обычно, первой изнашивается сама шпонка и достаточно заменить копеечную деталь. Но стоит внимательно изучить и пазы на шестерне и валу. Призамене подшипника вала шпинделя в фланце корпуса, также рекомендую проверить состояние меднографитовой втулки, которая также отвечает за соосность механизма и номинального положения вала шпинделя. Снятый вал, удобно установить во втулку и использовать в качестве рычага, оценить износ. На "холодную", втулка всегда имеет небольшой тепловой зазор (порядка 0,1-0,4 мм), кторой частично уменьшается при рабочей температуры (особенность , в категории описанно подробнее). Если смещение вала во втулке заметно превышает диапазон, замена в данной ситуации (разобран механизм и происходит замена смазки и подшипника вала) будет более чем уместной, учитывая малую стоимость втулки.

При сборке корпуса редуктора и установки фланца, стоит провернуть механизм за вал шпинтеля. Данное действие исключает попадание "зуб на зуб". В противном случае, закручивая винтами фланец, буквально прессом можно выдавить фрагменты алюминиевого сплава корпуса. Также, не перезатягивайте гайку фиксирующую ведущую шестерню, в силу направления вращения, она стремится к самозатягиванию в большинстве болгарок с тангенциальным профилем зубьев (косые)

Смазку рекомендуется заменить, именно заменить а не добавить или частично поменять (это как поменять грязные носки с левой на правую ноги или наоборот). Интервалом, на который легко ориентироваться: две замены щеток - замена смазки. Наверняка всем известно, при износе смазка теряет свои свойства, и механизм будет изнашиваться быстрее. Также, результатом любой работы редуктора - металлическая микростружка. Конструкция корпуса не герметична, мельчайшая пыль также проникает и оседает в смазке, что в сумме создает абразивную среду, а она свою работу выполняет на все 100%, беспощадно изнашивает даже самый высококачественный закаленный металл. Стоит тщательно вычистить остатки старой смазки со всех поверхностей, не ленясь добраться до труднодоступных мест. Фрагмент отколотого зуба, стопорного кольца, шпонки, корпуса и т.д. и вышеупомянутый абразив, может смешаться в новую смазку и будет досадно, когда такая мелочь как маленький фрамент, попав между зубьми конической пару, нанесет непоправимый вред.

Смазку стоит приобретать, руководствуясь рекомендациям производителя (в интрукции к болгарке или сайте производителя...), в большинстве случаев будет уместна смазка на литиевой основе. Лично я, в механизм редуктора собираю на высококонсистентую пластичную смазку на литиевой основе NL Gi 2 для высокооборотистых зубчастых передач. Она липкая, чем удерживается на пятне контакта, даже при высоких температурах, не стекая как большинство аналогов. Современный рынок предлагает множество вариантов, каждый найдет подходящий под свои требования. Также руководствуйтесь правилом "золотой середины" для определения количества смазки (недостаток ведет к износу, а чрезмерность к перегреву при работе (стоит закладывать, приблизительно 1/2 свободного пространства))

Возможно это банально или слишком поверхностно, но все-же. Перед работой, я скачиваю на смартфон или ноутбук оригинальную "взрыв-схему" данной модели, не помешает. При разборке незнакомого ранее механизма или устройства, метизы которые не помешают в дальнейшем, я помещаю в штатные для них места, если это возможно. Для остальных ситуаций, использую несколько емкостей, группируя метизы и мелкие детали по узлам и частям. В процессе разборки, согласно порядку снятия деталей, укладываю сосоответствующим порядком на свободный край верстака. Такие линии, определяют очередность при сборке. Также, перед оключением таких компонентов как кнопки, регуляторы, статоры и т.п., где велика вероятность нарушить правильность подключения, перед снятием, фотографирую на телефон для "шпаргалки", также можно промаркировать пары соединений. Эти решения, неоднократно экономили мне время и нервы, а нашлись в виде правильно сделанных выводов, анализируя свои ошибки, но вы мудрее и научитесь на моих.

После сборки, я фиксирую кнопку запуска и кладу на ровную гладкую поверхность работающую болгарку на пару минут. На холостом ходу, щетки правильно притрутся к коллектору, приняв его фору окружности, поверхность ламелей окончательно сформируется, шарики новых подшипников притрутся со своими дорожками, а теплая смазка равномерно распределится по всем поверхностям. По поведению работающей УШМ на поверхности, можно судить о вибрации. Перемещающаяся болгарка, дает знать о вибрации, а ровно работающая +/- на статичном месте, о минимальном биении, т.е гуд) Также, после данного испытания, должен нормализоваться звук работы, иначе необходимо искать проблему и проверить правильность свого ремонта.

В действительности, работы по обслуживанию болгарки, занимают не много времени (как даже прочитать целиком данный пост), с учетом того, что все необходимое в наличие. Но каждая потраченная минута, воздастся с торицией.

Мудрости поста: "Своевременная профилактика - отсрочивает ремонт", "Не уверен не берись", "Хочешь сделать хорошо - делай сам", "Краилово - влечет к попадалову", "Старайся делать идеально, плохо оно само получается", "Сэкономленные деньги - заработанные"


Этим летом я планировал основательные работы с болгаркой, принимал решение какими абразивными кругами дополнительно закупиться и искал информацию в интернете. В процессе случайно наткнулся на жуткие факты не для слабонервных...

Даже беглое ознакомление с любым тематического ресурсом дало понимание, что такие ситуации происходят регулярно и являются правилом, а не исключением. Работают небрежно и травмируются как молодые неопытные ребята, так и зрелые мужики.

На mastercity.ru есть ветка "смерть от болгарки" в которой регулярно появляется печальный контент...

Обобщенная информация на тему как правильно и безопасно работать с болгаркой, а также выводы из личной практики изложены в данном материале. Поехали по порядку.

1. Вводная часть. Курс молодого бойца

Болгарка, она же угло - шлифовальная машина (УШМ). Краткая информация для тех, кто впервые держит в руках этот своенравный инструмент.

1.1. Устройство болгарки (УШМ)

    Кнопка включения/выключения

    Кнопка-стопор шпинделя (вращение шпинделя блокируется на выключенном инструменте при замене абразивных дисков)

    Рукоятка. Прорезиненная как на фото. УШМ в работе дает ощутимые вибрации.

    Защитный кожух. Снимать его строжайше запрещено!

    Воздушные каналы. Старайтесь не перекрывать их ладонями, чтобы не перегревать УШМ.

    Абразивный диск. В данном случае шлифовальный.

А знаете ли вы почему болгарку называют болгаркой?

Имя собственное "болгарка", появилось в 70-х годах прошлого века, когда в СССР поступили первые представители данного вида инструментов, выпущенные в Болгарии. Назывались "Фортуна".

Болгарский завод "Элпром-Ловеч", ныне Sparky, первым в СЭВ начал производство этого вида электроинструмента, купив в 1966 году лицензию AEG.

1.2. Действия с УШМ. Что можно крутить и менять

В некоторых моделях предусмотрена конструктивная возможность изменять

1.2.1. Положение рукоятки

1.2.2. Положение защитного кожуха

Но никогда не снимать его полностью!

Очень удобно сделано у японцев (Kawasaki). За пару секунд можно переставить без ключа.

Также интересно выглядит система click, но лично мне пользоваться таковой не приходилось.

Внимание!

Если вы нашли в гараже, получили на производстве, одолжили у соседа или ещё где либо разжились б/у болгаркой без защитного кожуха, то откажитесь от работы или организуйте его наличие. Никогда не работайте без защитного кожуха!

1.2.3. Регулировка числа оборотов

В продаже встречаются отличные угло - шлифовальные машины с регулятором числа оборотов. Пользуюсь сам и настоятельно рекомендую. Нелишние здесь и экономические соображения - расход абразивных кругов будет в 2-3 раза ниже.

Если ваша болгарка сама не умеет регулировать обороты, то ищите регулируемый автотрансформатор (ЛАТР), многие пользуются самодельными. Посредством этого устройства можно победить бешеные обороты болгарки и даже превратить её в полировальную машинку.

1.2.4. Замена диска

Диск меняем следующим образом:

    Обесточиваем инструмент (можно банально выдернуть из розетки)

    Нажимаем стопор шпинделя (см. устройство болгарки выше)

    Специальным ключом откручиваем стопорную гайку

Этот не самый удобный вариант будет на вашей болгарке по умолчанию. Когда надоест крутить ключом, приобретайте модернизированную гайку с подпружиненным основанием, которое зажимает диск. Китайские барахло, заплатите один раз за качество АEG,BOSCH или Makita .

2. Виды абразивных кругов и насадок для болгарки. Какие используем в работе

2.1. По видам работ

2.1.1. Отрезные круги

Название здесь говорит само за себя и назначение диска интуитивно понятно. Если хотя бы один раз видели, то не перепутаете. Круги этого типа потенциально наиболее опасны для оператора.

Чтобы отрезать точно приходится смотреть в плоскость реза с риском получить обломком в лоб, если отрезной круг развалится на фрагменты. Ниже будет фото отличной приспособы, которая позволяет нивелировать этот досадный недостаток.

2.1.2. Шлифовальные круги

Предназначены для шлифовки поверхностей. Сварщики используют его для зачистки сварочного шва от шлака. Визуально выглядит как очень толстый отрезной диск, но естественно таковым не является. Про маркировку мы ещё поговорим отдельно.

2.1.3. Обдирочные

2.1.3.1. Круг лепестковый (лепесток)

Имеет характерную ребристую поверхность.

Прекрасно справляется с обдирочными работами и шлифованием плоских и торцевых поверхностей.

2.1.3.2. Обдирочные насадки

Не абразивные круги, но хотелось бы упомянуть эти незаменимые вещи при обработке труднодоступных поверхностей, например внутренней стороны и углов П-образного профиля.

Крайне желательно работать обдирочными насадками на болгарках с регулятором оборотов, тк сверхвысокая угловая скорость в данном случае не нужна и только мешает - дает сильную вибрацию и выбивает инструмент из рук.

2.1.3.3. Полировочный круг

Быстросменный абразивный материал фиксируется на специальном основании шлиф-тарелке с помощью липучки и служит для устранения небольших дефектов.

2.2. По размерам болгарок и дисков

Загляните в инструкцию к УШМ и прочитайте какие диски вам нужно приобретать. Размер - наружний диаметр диска зависит от размера болгарки для которой он предназначен и может быть:

    115 мм. Самый портативный вариант. Приобретается как правило для шлифовальных работ, тк глубина реза при новом отрезном диске не превышает 30мм. При этом диск в работе изнашивается и его диаметр будет ещё меньше.

    125 мм. Популярный и самый распространенный вариант для диапазона работ дом-дача. Удачное сочетание компактности и мощности при небольшом весе УШМ. В продаже широкий ассортимент кругов и насадок под этот размер.

  • 150 мм. Средняя болгарка. Для тонких работ уже несподручна, а для профессиональных ещё не доросла. Возможности УШМ 150 мм полностью перекрывает собрат с диаметром

    180мм, потому болгарку рассчитанную на абразивный круг с диаметром 150мм относят к узкоспециализированным и не самым практичным для широкого применения электроинструментам.

  • 180 мм. Справляется с относительно толстыми металлоконструкциями и трубами большого диаметра.

    230мм. Для бытовых нужд требуется редко, но метко. Не подходит для чистовых работ. Очень удобна для обработки больших массивов камня: режет бетонные балки, камень, кирпич. Отличается внушительной глубиной реза до 70мм и возможностью зачищать поверхности большой площади. Средний вес таких болгарок около 5кг накладывает очевидные физические ограничения.

Толщина отрезного диска от 1 до 3.2 мм. Однозначные рекомендации по выбору дать сложно, здесь каждый решает самостоятельно исходя из стоящих задач и личных предпочтений.

Чем тоньше отрезной диск тем легче пилить, но быстрее износ рабочей поверхности (чаще нужно ставить новый диск) и почему то на форумах часто пишут, что выше вероятность разрушения при перекосе диска (самое страшное), но по моим наблюдениям напротив тонкий диск более гибкий и "играет" за счет армирования.

Чем меньше диаметр, тем выше рабочие обороты УШМ. Например,болгарки 150 и 125 отличаются не только размером защитного кожуха, но и передаточными числами шестеренных пар. Применение несоразмерного диска, например от 150 для УШМ 125мм категорически запрещено!

2.3. По обрабатываемому материалу

2.3.1. По металлу или бетону

Надпись («steel» - диск по стали, «concrete» - бетон). В нашем случае надпись продублирована на русском и английском языках. Цвет (синий - по стали, зеленый - по бетону), иногда встречается графическое изображение материала.

2.3.2. По дереву

Никогда не используйте на болгарке пильные диски для работы по дереву! Ещё совсем недавно эту далеко не самую удачную идею могли реализовать только отдельно взятые умельцы, которые городили самодельные проставки для установки на болгарку диска от циркулярной пилы.

Сегодня можно найти в продаже металлические отрезные круги для работы по дереву, которые конструктивно подойдут для вашего инструмента по посадочному внутреннему диаметру, что создает иллюзию "производитель знал что делал", но с этим не согласится ни один врач реанимации.

Самые страшные травмы люди получают при использовании болгарки в режиме бензопилы. При попадании на сучок происходит клин диска, болгарку в доли секунды вырывает из рук с полетом по непредсказуемой траектории. Вот аналогичный случай, только роль сучка здесь выполнял гвоздь.

У меня товарищ так решил подрезать уже установленые панели мдф, которые от сырости выгнуло - загомырил диск от циркулярки на болгарку.

Первые две панели отпилил нормально, на третей панели попался крохотный гвоздик (финишный) болгарку вырвало из рук. Результат - разорванное в хлам колено и инвалидность в 20 лет.

Цитата с форума price-altai.ru

Важно! Пилите дерево только бензо, электро, циркулярной пилой или ручной ножовкой. Откажитесь в данном случае от универсальности УШМ в пользу собственной безопасности!

3.1 В собственном черном списке

Отрезной желто-синий круг Лугаабразив - продукция ОАО "Лужский абразивный завод" расположенного в городе Луга Ленинградской области.

Единственное достоинство диска - цена нивелируется феноменальной скоростью его стачивания. Выгоднее приобрести подороже с качественным абразивом и работать в штатном режиме чем каждые 2 минуты менять один Лугаабразив на другой. Кроме того, попадались диски с разной толщиной режущей кромки и дисбалансом, который давал ужасную геометрию в работе.

5. Как правильно и безопасно работать с болгаркой. Техника безопасности (далее ТБ)

Не буду ходить вокруг да около. С техникой безопасности УШМ полный бардак. Внятные официальные рекомендации отсутствуют. Согласно инструкции, болгарка - это шлифовальная машинка, но спектр выполняемых этим электроинструментом работ выходит далеко за рамки шлифовальных и полировальных.

Давайте попробуем разобраться с вопросом безопасности исходя из существующих практических предпосылок.

5.1. Хороший инструмент. Почему его нужно покупать

Пишу абсолютно серьезно про этот аспект в разделе техника безопасности. Выбирайте крепкий и надежный инструмент. Хорошая болгарка стоит всего 1.5 прожиточных минимума. В среднем за 1 месяц здоровый человек в РФ зарабатывает 7.5 МРОТ . В год это 90 МРОТ .

Получается, что за качественную УШМ с защитными механизмами конструктивно заложенными производителем нужно отдать всего 1,7% от вашего годового дохода. Более чем разумная инвестиция в собственную безопасность. В топку китайщину и дешевые модели!

К слову, в безопасность автомобиля (сигналка, Каско и т.д.) средний владелец инвестирует 10% от его стоимости.

Я лично приобрел Bosch GWS. Оснащена защитной системой KickBack Stop, которая отключает инструмент при заклинивании диска. В этом вся соль. Также УШМ выпускаемая под маркой Metabo оснащается специальной муфтой с аналогичной целью.

Скорее всего у Makita тоже что-нибудь есть, но утверждать не буду - не владею точной информацией по этому производителю.

Между тем, если болгарка не оснащена автоотключением двигателя при закусывании абразивного круга, то возможны два одинаково непривлекательных варианта:

1) Развалится диск и обломки полетят с линейной скоростью, которую мы сейчас посчитаем для диска с диаметром 125мм и числом оборотов 12000 об/мин:

Диаметр D = 125 мм = 0,125 м

Длина окружности C = pi*D = 3,14*0,125 = 0,392 м .

Частота ν =12000 об/мин = 200 об/с .

Линейная скорость V = C*ν= 200*0,392=78,5 м/с

Для болгарки с диаметром круга 125мм и числом оборотов 12000 об/мин линейная скорость обломков диска составит 78,5 м/с .

Ранее здесь присутствовала ошибка в вычислениях. Огромное спасибо Павлу Серкову и Дмитрию (к сожалению фамилия неизвестна) за письма с указанием на грубый просчет.

Полученное значение в 4 раза ниже чем начальная скорость пули из пистолета Макарова = 315 м/c.

2) Диск выдержит и тогда из рук вырвет болгарку, которая опять из строительного инструмента превратится в огнестрельное оружие. Здесь и без формул понятно, что в человека вращающийся диск войдет как нож в масло.

5.2. Работа без кожуха - это игра в русскую рулетку

Кожух всегда должен находиться между вами и осью вращения инструмента. Обязательно будут возникать ситуации когда кожух мешает, но это не повод его демонтировать. Используйте болгарку с быстрой регулировкой положения защиты (писал про такой инструмент выше)

В подавляющем большинстве случаев защитный кожух работает вот так:

Диск разрушился, отскочил от кожуха и осколки оказались в зоне безопасной для оператора УШМ, но напротив, потенциально опасной для его напарника и других людей находящихся в зоне ведения работ.

Внимание! Иногда обломок может "просочиться" через кожух или прилететь через рикошет. Наличие кожуха - не повод забывать про средства индивидуальной защиты.

5.3. Устраните все посторонние предметы

В середине 90-х, когда первый раз взял одноручную болгарку, делал свой первый ремонт в ванной комнате, резал алмазом бетон, далековато от меня болтался огрызок бельевого шнура длиной ок.1,5 м.

ощутил только сильный удар по маске, а инструмент в долю секунды под потолком в дальнем углу визжит.

Цитата с форума mastergrad.com

Полагаю пояснения не нужны, организуйте должным образом свое рабочее место.

5.4. Средства индивидуальной защиты

5.4.1. ГОЛОВА. ГЛАЗА

Защитные очки для болгарки. Не панацея, но лучше чем ничего.

Автор знает о чем говорит и имел сомнительное удовольствие ходить с красным глазом, когда пилил кафельную плитку. Не попал в размер, надо было совсем чуть чуть подрезать, поленился одеть специальные защитные очки и поймал глазом осколок от кафельной плитки. Сам виноват.

Выглядит страшно, но по срокам проходит примерно как синяк на коже и на зрении не сказывается. Это одно из самых легких и щадящих повреждений, которые можно получить при неправильной работе с болгаркой.

Защитные очки - не панацея. Используйте их только если ничего другого нет, но даже в защитных очках при работе с металлом вас может удивить

Попавшая в глаз стружка. Два слова про первую помощь

Интернет полон историй о том, как стружка просочилась в глаз даже если были использованы защитные очки. Моргать при этом будет очень больно - стружка царапает веко и терпеть до приема врача сможет не каждый. В таком случае на свой страх и риск действуют следующим образом:

    1. Руками глаз не трогают.

    2. Капают из пипетки в глаз лидокаин (продается в ампулах в аптеке). Немного пожжет, когда пройдет жжение утихнет и боль минут на 10-15.

    3 . Добывают внутренности сигаретного фильтра. Режут вдоль под острым углом.

    5. Закапывают в глаз альбуцид и идут на контрольный осмотр к врачу.

Защитная маска - забрало для лица

"Продвинутые" одевают щиток токаря, который действительно защитит глаза от попадания стружки, но не более того. Вспоминаем начальную скорость обломков диска 78,5 м/с и смотрим на фотку с ганзы:

Если рассказывать без соплей, то парню повезло. Круг резанул по брови и выше на лоб. Пострадали только мягкие ткани. На память будет шрам длиной 5-6 см.

Цитата с форума guns.ru

Следовательно распространенный щиток, который повсеместно используют для работы с болгаркой создает только иллюзию защищенности и для надежной защиты оргстекло должно быть в десятки раз толще, например вот:

Эту маску с забралом из усиленного оргстекла нашел в англоязычном интернете и даже не понял как заказывать. Кроме того, доставка может стоить как вторая болгарка. Есть ли что-нибудь надежное и доступное для нашего брата?

Дешево и сердито выглядят защитные щитки со стальной сеткой.

Вот щиток защитный НБТ-Евро сталь.

В описании указано: Защищает от крупных и мелких твердых частиц с высокой кинетической энергией до 15 Дж.

До 15 Дж много это или мало? Насколько "крупные" и "мелкие" частицы нас интересуют? Давайте ещё немного посчитаем:

Дульная энергия — начальная кинетическая энергия пули в момент вылета из ствола. Понятие встречается в Федеральном законе «Об оружии». Рассчитывается по стандартной формуле кинетической энергии:

где m - масса пули, а v - начальная скорость пули.

Для мелких частиц:

Берем отрезной абразивный диск весом 0.04 кг . Пусть при разрушении он разлетелся на 100 равных частей равной массы: 0.04/100=0.0004 кг

Массу одного отломка и известную нам линейную скорость подставляем в формулу энергии:

Е= 0.0004кг*78,5 м/c(в квадрате)/2= 1,23 кг м2/c2 = 1,23 Дж

Для крупных частиц:

Предполагаем, что диск разлетелся пополам: 0.04/2=0.02 кг

Е= 0.02 кг*78,5 м/c(в квадрате)/2= 61,6 кг м2/c2 = 61,6 Дж

Действительно, защитная маска со стальной сеткой успешно защитит оператора УШМ от мелкого отломка: 1,23 Дж.

Результат прежний - опять получаем обломок абразивного круга торчащий из лба оператора УШМ. Полученная кинетическая энергия 61,6 Дж крупного обломка абразивного диска вылетающего из болгарки в 4 раза превышает максимально допустимую 15 Дж .

С масками от HUSQVARNA и REZER аналогичная история, причем они стоят в 10 раз дороже чем продукция НБТ-Евро сталь.

Вывод: достойного решения на рынке защитных строительных аксессуаров в РФ не существует, но мы не будем сдаваться и обратим свой пытливый взор на защитные армейские шлема.

Маска-1

Забавная ситуация, но с задачей защиты головы оператора УШМ справляется только противопульный защитный шлем.

Надежность безусловный плюс, а вот с доступностью проблемы - шлем снят с производства. Кроме того, очевидны трудности гражданского лица желающего официально приобрести армейский защитный аксессуар. Вам в помощь "Из рук в руки", "Авито" и другие доски объявлений. Дружбу с прапорщиками тоже никто не отменял:)

Также хорошим вариантом выглядит приобретение реплики (копии) любого армейского шлема. Интернет - магазинов с таким товаром довольно много и визуально результат выглядит отлично:

ЗШ 1-2М с баллистическим оргстеклом 8мм в два слоя

Примечание: Если я ошибаюсь и изобретаю велосипед, а вам доводилось использовать специализированные строительные шлема доступные для приобретения широкому кругу граждан, то буду признателен и обязательно опубликую все аргументированные реплики вида: использовал шлем такой то, покупал там то, принял удар при разрыве абразивного круга таких то размеров и т.д.

5.4.2. РУКИ

Кожух не даёт полной гарантии. У меня прошлый лопнувший диск руку побил малость - ушиб, немного крови и все такое. Кусок ударился в кожух, отлетел в пол, а от пола - уже в руку.

Цитата с форума popgun.ru

Стандартные хлопчатобумажные перчатки не пойдут. Ищите что-нибудь плотное. Например сварщицкие краги или спилковые перчатки.

5.4.3. ТЕЛО

Нужно ли говорить, что в спортивном трико и футболке с такими вещами не работают?

Для работы в рамках техники безопасности необходима качественная плотная и желательно негорючая(!) спецодежда. Последнее обстоятельство предполагает пропитку производителем ткани специальным составом с соответствующим увеличением стоимости костюма.

Если позволяет кошелек, то смотрите в сторону "костюма сварщика" средней ценовой категории.

У меня значительно прибавилось энтузиазма в плане спецодежды, когда прочел некоторые реплики. Привожу с сохранением орфографии авторов:

У меня пациент помер от сепсиса. в шортах профлист пилил. по внутренней части бедер поток искр шел. на второй день - приболел. умер через 5 дней.

Цитата с форума guns.ru

Молодой был - "зелёный". Резал что-то круглое (неустойчивое) типа (авто)глушителя. Деталь на земле, я в глубоком наклоне с болгаркой над ней. Внезапный порыв ветра - и брючина спецовки попадает под диск. Диск болгарки наматывая и режа ткань, неумолимо, по инерции, ползёт вверх - к мужскому "причинному месту".

Усилием воли, но остановил диск болгарки (1,5 кВт) - сжав колени. И вот стоим мы с ней и бодаемся: Кто кого? Кнопка выключения где-то далеко в складках ткани. Чтоб выдернуть шнур из розетки надо сделать шаг ногами, чего я сделать не могу. Вообщем хорошо, что через пару минут напарник подоспел.

Итог: болгарка не сгорела, на теле ни царапины, штаны вдрызг, хохоту на 2 часа. С той поры всегда включаю болгарку через удлинитель с кнопочкой (Чего и Вам советую)

Цитата с форума chipmaker.ru

5.5. Правильная техника работы с УШМ. Резка болгаркой. Безопасные индивидуальные навыки

5.5.1. Резка. Начало

Никогда не запускайте "болгарку" прижав к детали - инструмент может вырвать из рук. Примите устойчивое положение. Включите УШМ на некотором удалении от материала, почувствуйте, как работает машинка.

5.5.2. Избегайте нахождения в плоскости вращения диска

Первое и самое сложное в освоении и практической реализации правило. Особенно при работе отрезным диском для того, чтобы попасть в размер очень удобно делать все наоборот - смотреть на диск и использовать его как прицел, но при этом ваша голова и шея сами в свою очередь будут находиться "на мушке". Вот классическая ситуация:

Чтобы убрать глаза с опасной линии и смотреть под углом, мне помогает банальная черта проведенная маркером по отрезаемой и смежной поверхности. Абсолютно все работы так выполнить не получается и иногда я все же ловлю себя на мысли, что опять влез в траекторию разлета диска.

Тем не менее, прививая навык работы из правильного положения я минимизирую количество времени проведенного в опасном секторе и следовательно вероятность получить травму.

Если вам не нравится мыслить вероятностями, то можно свести риск к минимуму с помощью вот такой штуки

Супер! Производство явно серийное, но мне в продаже не попадалась. При наличии старых тисков и сварочного не проблема самостоятельно собрать что то похожее. Вот самоделка:

Принцип работы понятен интуитивно. Разметился, закрепился и знай себе дави на рычаг как на сверлильном станке или заводском пробойнике и получай на выходе:

    Высокую точность.

    Высокую безопасность.

    Приспособление позволяет полностью убрать человека с линии вращения абразивного круга.

5.5.3. Направление реза

О пресловутом направлении вращения круга "от себя" или "на себя" уже много написано и присутствует неоднозначность мнений. Там как одни пилят всю жизнь другие считают категорически недопустимым. Мой вывод однозначен: Искры должны лететь "на себя".

Если вы впервые взяли в руки УШМ, то интуитивно сделаете все наоборот, потому что искры мешают увидеть куда вы пилите, кроме того поливать самого себя искрами некомфортно (про негорючий костюм сварщика мы говорили не зря). Однако:

На своей болгарке перевернул редуктор так, что бы искры летели вперёд, а не назад. Очень удобно, когда искры от себя. Сегодня зажало диск и болгарка отлетела назад и пропилила ногу. Разрез не глубокий, в травмпункте зашили быстро.

И только теперь я понял, почему с завода болгарки настраивают так, что бы искры летели назад. При таком направлении, при зажатии диска болгарку бросает от себя, а не на себя.

Цитата с форума guns.ru

5.5.4. Ведение реза

1. Любой даже тонкий материал пилим за несколько проходов.

Входим в уже существующий пропил осторожно, без касания стенок плоской поверхностью вращающегося круга.

2. Движения легкие, плавные. Прочувствуйте эстетику равномерного движения без рывков. В случае с металлом сила трения плавит поверхность в зоне контакта и расплав работает как смазочная жидкость.

Если сделать неаккуратное движение, то расплавленная пленка мгновенно остынет и вы физически почувствуете непривлекательность "сухого" режима резания.

3. Рез выполняем покачивающими движениями. Таким образом диск формирует сам для себя небольшой компенсационный зазор, в который сыграет если его начнет зажимать. Если же рез вести внатяг, то диску будет некуда отскакивать и он развалится.

5.5.5. Думаем головой

Если вы когда-нибудь пилили бревно электро/бензопилой или дружбой-2, то наверняка знаете как инструмент зажимает пропиленной древесиной. Тоже самое происходит и при работе с металлом, только бешеные обороты болгарки превратят разлетевшийся диск в шрапнельный выстрел.

В работе материал обязательно сыграет. Соображайте куда и как.

Помним про вероятный отскок и обратный удар

Будьте осторожны перед и за вращающимся отрезным кругом. Если Вы ведете отрезной круг в заготовке от себя, то в случае обратного удара электроинструмент может с вращающимся кругом отскочить прямо на Вас.

Из инструкции к УШМ от Bosh

Помимо зажима диска, отскок случается:

    Когда происходит прижим плоскости диска к боковой поверхности обрабатываемого материала.

    Касание рабочим диском постороннего препятствия или соскальзывание с обрабатываемой поверхности. Например, при отрезании по с узкой стороне рельсы.

5.5.6. Искусство недопиливания

Зачастую лучше недопилить, чем вести сквозной рез. Этот прием очень распространен в профессиональной среде.

Примеры:

    При работе с листовым металлом не делаем сквозной рез. Оставляем перемычку, сгибаем лист и допиливаем уже без риска зажима отрезного диска. Аналогичный подход можно использовать при действиях со стальным металлопрокатом.

    Если вы вырезаете трубы в стояке, то делайте неполный разрез. Последние сантиметры дожигаем - "допиливаем" сваркой.

    У кафельной плитки достаточно обозначить неглубокую бороздку по глянцевой стороне и разломать. С этой же задачей успешно справляется стеклорез.

5.5.7. Не забываем про свойства материалов при нагреве

Любой школьник 7-го класса знает, что металл при нагреве расширяется. Опять же привожу цитату:

Камень был надежно зафиксирован, я стоял прямо. И закусило диск от нагрева походу (при нагреве было видно, как он прямо волнами идет) ...

Цитата с форума guns.ru

При основательных работах при пилке камня, бетона используют «мокрый рез» болгаркой. Достаточно обширная тема, которую мы оставим за рамками этой статьи.

5.5.8. Оглянитесь на напарника!

Также не забывайте про собственную безопасность, когда напарник - человек без болгарки это вы.

Лично наблюдал на объекте за бригадой шабашников из Азии. Первый пилит, а искры летят второму за шиворот. Как в анекдоте.

По этой же причине запрещено держать УШМ включенной за пределами зоны реза. Нагнетесь размотать провод, инстинктивно уберете рабочую зону инструмента в сторону - от себя подальше и располосуете напарника.

И наконец...

6. Толковый список ТБ с chipmaker.ru

На чипмейкер - специализированном ресурсе по работе с металлом, пользователи коллективно составили краткий и понятный список ТБ. Привожу его без изменений:

Большинство специалистов по ремонтным и строительным работам сегодня хорошо знакомы с углошлифовальной машиной или, как ее еще называют в народе, болгаркой. Ее используют для обработки разнообразных материалов, в число которых входят камень, железобетон, бетон, мрамор и многие другие. У новичков в первое время может возникать ряд вопросов, среди которых наиболее частые: как правильно установить диск на болгарку, как закрепить диск на болгарке, какой стороной ставить диск на болгарку и в какую сторону должен крутиться диск на болгарке. Попробуем сейчас коротко дать ответы на все эти вопросы.

Что потребуется для установки диска?

Установка диска на болгарку, как правило, является довольно простым процессом, в котором необходимо следовать нескольким правилам. Для того чтобы ее произвести необходимо вооружиться соответствующим инструментом - ключом, который будет необходим для раскручивания гайки. Следующим этапом после того, как раскрутили ее, будет замена диска болгарки или его первичная установка. Если случилось такое, что зажало диск в болгарке, для изымания придется его раскрошить и извлечь остатки из зазора между опорным фланцем и гайки с помощью плоской отвертки или зубила.

Какой стороной ставить диск на болгарку?

То, какой стороной ставить отрезной диск может зависеть от нескольких факторов. Во-первых, если диск неплоский, то поставить его можно только одним способом и вопрос отпадает сам по себе. Во-вторых, если же круг все-таки плоский можно ориентироваться на этикетку - если болгарка крутится от себя, то он устанавливается этикеткой внутрь, если на себя, то, соответственно, наружу. Если этому принципу не следовать, то можно ожидать нежелательных результатов - поломки диска в процессе распиливания или просто его быстрого снашивания.

Что же касается того, в какую сторону крутится диск на болгарке, то это в первую очередь вопрос безопасности. Считается, что резать бетон необходимо по направлению вращения диска или же на себя. В идеальном положении искры должны лететь сбоку слева от того, кто работает с инструментом. Если этого сделать не получается, то можно использовать другую позицию, когда сноп искр направляется вниз. В любом случае, нельзя допускать ситуации, когда искры летят от пользователя, так как в случае резкого заклинивания диска, болгарка будет направляться в его сторону.

Другими словами, резать материалы против направления вращения диска или от себя крайне небезопасно, так как в случае клина, происходит резкий выброс углошлифовальной машины по направлению того, кто работает. К слову, если возникают дополнительные вопросы касательно того, как установить диск на болгарку, можно также просмотреть обучающие видео, которых в Интернете сегодня более чем достаточно.

Если у вас остались вопросы или необходима консультация по смене и установке дисков, достаточно оставить заявку на сайте или позвонить по указанному контактному номеру телефона, и наши специалисты подскажут вам, как правильно действовать. Весь ассортимент нашей продукции алмазных дисков представлен в разделе алмазные диски.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации