Что является предметом философии? Предмет и объект философии. Структура философского знания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет изучения философии и её функция

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя? философия этический мировоззрение

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

Понятие "душа", близкое понятию "дух", выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют - философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Функции философии

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого. И.Т. Фролов выделяет следующие основные функции философии:

1. Функция экспликации (выявления) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Функция рационализации, т.е. перевода этих универсалий в логическую, понятийную форму.

3. Функция систематизации, т.е. теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

4. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

5. Функция согласования, интеграции всех форм человеческого опыта.

Согласно другим точкам зрения, выделяются следующие функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира.

2. Методологическая функция, заключающаяся в направляющем воздействии на науки.

3. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

4. Логическая функция, связанная с тем, что в любом мыслительном процессе неизбежно используется понятие философии.

5. Гуманистическая функция, связанная с предельно внимательным отношением к человеку.

6. Аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на определенные ценности.

7. Моральная или этическая функция, так как учит ответственности за принятые решения и 8. Прогностическая, формирующая способность предвидеть последствия своих действий.

8. Прогностическая, формирующая способность предвидеть последствия своих действий.

Природа философских проблем. Основной вопрос философии

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание - два первоначала, существующие независимо друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

а) Мир познаваем:

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?

Материализм - сознание верно отражает объективный ми.

Объективный идеализм - сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм - сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) Отдельные стороны вещей мира непознаваемы

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление - познание предмета с внешней стороны.

Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас.

Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского мировоззрения

1. Философия - форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.

2. Мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.

Общее между ф. и м.

Поиск ответов на вопросы:

1. что представляет собою природа, окружающий мир?

2. Каково место человека в этом мире?

3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5. Что такое истина, добро, красота. И т.д.

Различное

1. Мировоззрение поя вляется задолго до философии

2. Философия не является достоянием широких масс

3. Понятие «мировоззрение» шире по объему чем «философия»

Мировоззрение бывает:

Повседневное (обыденное) существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных представлений о мире.

Религиозное связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме.

Философское выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности

Научное теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - целостное сознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Относится к Повседневному и религиозному мировоззрению.

Миропонимание - представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, относится к философскому и научному мировоззрению.

Структура:

Философские теории и взгляды

Политические взгляды, идеи, теории

Этические взгляды и оценки

Идеи и теории естественных и общественных наук

Эстетические взгляды и оценки

Правовые взгляды, идеи, теории

Рождение философской мысли. Философия Древнего Востока: буддизм, конфуцианство, даосизм

Философское мировоззрение буддизма.

Возник 2,5 тыс. лет назад. Сегодня имеет 10 разновидностей. Отличается персонификацией. Будда действительно существовавший человек. Будда - прозвище, переводится как просветленный. Родился в богатой царской семье. Мать умерла при родах. Отцу было предсказано: мертвый, больной и монах сделают из Будды аскета. Жил не выходя из дворца. Предавался радостям жизни. В 33 года вышел на рыночную площадь. Увидел увечного монаха, страдающего и покойника. Ужаснулся жестокости мира. После этого действительно стал на путь аскетизма. Неважно как человек живет. Главное, чтобы его посетило просветление. До этого может пройти много лет.

Буддизм состоит в сознании Благородных истин:1. Жизнь есть страдания (расставания, болезнь, старость, смерть) 2. Страдание вызвано жаждой жизни. 3. Преодоление жажды жизни. 4. Путь к блаженству (нирвана - остывание, угасание) Путь к нирване состоит из 8 этапов: 1) понимание 4 истин; 2) воля; 3) правильные мысли - я пойду по этой дороге; 4) Правильная речь - очиситить язык от сквернословия, лжи. 5) Правильные дела - не причинять никому зла, отказаться от плохих дел 6) Правильная жизнь честным трудом 7) Правильное усилие - очистить мысли, отказ от соблазнов) 8) Правильное понимание - истинная жизнь - в духовном совершенстве - Ниравана. 5 заповедей будды: 1) не вреди живому 2) не бери чужого 3) воздерж. от запрещ. половых связей 4) не лги 5) не пей алкогольные напитки. Прошедший 8 стадий - святой, достигает нирваны, выходит из круговорота перерождений. Если нет, то можно подготовить себя к спасению в одном из следующих перерождений. Будда не учил конечности или бескон-ти, смерти, бессмертию. Он считал, что необходимо знать реальный мир. Земной мир- мир печали и страданий.Чистого буддизма нет (Китай, Япония, Тибет, Дальн. Вост. Цейлон).

Конфуцианство.

Конфуций (551-479до н.э.) - кит.филос., из бедной семьи. В 3 года остался сиротой. Начал учебу в 15 лет. В 19 женился. В 22 основал общеобразовательную школу (язык, политика, дисциплина). Путешеств. по Китаю. В 50 основал философскую школу (поведение, музыка, математика, стрельба из лука) - 3 тыс. учеников. Его учение объемное, последовательное. Книга «Лунь Юй» (Мысли и размышления) - основной учебник, по которому готовились чиновники для сдачи экзаменов на соответствующую должность на протяжении около 2 тыс. лет.

В его учении 3 основных эл-та: 1) учение о небе и духах; 2) учение об общ-ве; 3) этика.(1) имеется 2 начала всего сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война, ложь. Все сущее комбинация этих 2 начал. Довольно успешно проводил гадание. Созвездия - иероглифы, по которым можно читать судьбу, пользуясь «Книгой перемен» (с пом. гексаграмм). Небо включает в себя 3 элемента (судьба, рок, дао(путь)) . Главный грех - неверие в волю неба. (2) Его интересует взаимоотношения людей в об-ве. При устройстве об-ва главный принцип - любовь к ближнему, человеколюбие (жиэнь).

Чего не желаешь себе - не желай другому. Все ли об-ва способны к этому? Управлять страной надо на основе правил поведения (ли), регулирующих отношения между подданными и правителями, старшими и младшими. Благородные - получили знания, ценят небо, старших, обладают нравственной силой, стремятся к самопожертвованию. Низкие - к удовлетворению своих потребностей. Проводит параллель м-ду социальными и семейными отношениями (государь - сын неба, отец и мать для народа). Вести гос. дела может только мудрый человек. Для хорошего функционирования гос-ва необходимо: 1.Много продовольствия.» 2.оружия. 3.почитание правителей.

В случае тяжелых времен - уменьшить оружие, потом - продовольствие, но почитание правителей - нельзя ослабить. (3) Нравственно-эстетическое учение - главное в его теории. Высшая справедливость от неба (янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни - познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что мы не можем познать дао и реализовать его. Все зависит от того чего больше в человеке: янь - благородный (следует долгу, требователен к себе, живет в согласии со всеми, но идет своим путем, идет на смерть ради других, чтит мудрых, управляет людьми), инь - низкий. Свои мысли оставил в виде «Бесед» с учениками. Этика. «Исправление имен». Все изменяется. Нужно заботиться о том, чтобы в об-ве все оставалось неизменным.

Лао-дзы - древнекит. фил. 4-5 века до н.э. (дзы - учитель). Современник Конфуция (лет на 20 старше). Был архивариусом у династии Джоу. Ушел от суеты мира и занялся философской работой. Он не смог понять мирскую суету. Выступал против почитания мудрых. Причина того. что трудно управлять народом - много просвященных, умных.Как философ разработал понятие «Дао» - центр. понятие даосизма. Предметом фил. есть понятие дао- 1)источник происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего.

Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по которой ходят люди. Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао можно увидеть только умственным взором.

Космология ранней греческой философии

Античная философия охватывает время с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого. Важная, определяющая роль в этом процессе принадлежала древнегреческой философии -- первоисточнику всего европейского любомудрия. Философия Эллады традиционно подразделяется на два основных периода -- досократический и аттический. Первый, в основном, связан с изучением природы (натур - философия), второй -- с познанием проблем человеческого бытия.

В результате систематизации философского знания происходит формирование основных понятий, категорий. Из них центральное место принадлежит понятию -- Космос. Отсюда определяющей чертой древнегреческой философии выступает космоцентризм. Космос (греч. Kosmos -- строй, порядок, украшение, Вселенная) -- огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого, объединяющего в единое целое природу, богов, человека. Космическая гармония выступает как закон (nomos), разумное установление, обязательно-необходимое для всех сфер мира. Всестороннее обоснование космического универсума во всех его проявлениях и формах -- неотъемлемая, характерная черта древнегреческой философии.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

Философский идеализм Платона. Учение Аристотеля

В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие -- "корпус Платона" составляет свыше 30 диалогов. Родившись в семье знатного афинского гражданина получил всестороннее образование. Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорийцев, Парменида, Гераклита и других.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как "не истинно сущий": предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном "видами" или "идеями" (эйдосами).

Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Систему идей завершает высшая -- идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое "припоминание". (Познание -это воспоминание прошлого. Душа вселяясь в тело ничего не помнит, но постепенно вспоминает). Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры.

Человек познающий -- это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, "вспомнить" истинный мир.

В космологическом учении проявляется влияние пифагорийцев: неделимыми элементами всего сущего являются треугольники -- геометрические бестелесные фигуры. Центром Космоса выступает "мировая душа" -- демиург, миросозидающее начало, творец мира.

Платон -- сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней -- Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки -- разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями. Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) -- величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона с 16 лет, выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основатель философской школы "ликея", названной по имени храма Аполлону Ликейскому.

Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: "Органон", "Физика", "Метафизика" и другие. Выступил с критикой исходных позиций своего учителя: "Платон мой друг, но истина дороже". Острие его критики было направлено против концепции двух миров: мира идей и мира вещей. Подобная установка, по мнению Аристотеля, ровным счетом ничего не добавляла к знаниям о вещах. Неподвижными идеями нельзя было объяснить также всеобщность движения, изменений, царящих в окружающем мире.

Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну -- идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).

Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Например, медный шар составлен из совокупности формы (шаровидности) и материи (меди). Один и тот же предмет чувственного мира может быть в одном отношении формой, в другом -- материей. Материя есть возможность предмета, форма -- действительность предмета. Поднимаясь по "лестнице" форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть демиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему.

Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное. Средствами теоретического познания являются категории (предельно общие философские понятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему, ввел их в диалектический процесс познания.

Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного знания.

В космологии развивал идеи геоцентризма, что являлось шагом назад по сравнению с пифагорейскими гелиоцентрическими взглядами. Система Аристотеля -- Птоломея просуществовала столетия вплоть до научного переворота, осуществленного Н.Коперником.

Аристотель развил стройную систему нравственных постулатов, соответствующих требованиям времени. Наивысшую ценность придавал созерцательным формам деятельности: умственный труд в это время был привилегией и признаком свободного человека. Высшим моральным идеалом провозглашался бог, под которым понимается "мыслящее себя мышление". Нравственная добродетель понимается как разумное регулирование деятельности людей, преодоление крайностей. Так, щедрость представляет середину между скупостью и расточительностью, храбрость -- между безрассудством и трусостью и т.д. Подчеркивал общественный характер и природу человека. В "Политике" развил учение об обществе и государственной власти.

Философия средневековья, её основные черты

До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет.

В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией.

Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8...12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14...15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом. Становление христианства: В средние века христианство подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения являлась этика. Основные черты средневековой философии:

Теоцентризм;

Креационизм (учение о сотворении мира богом из ничего);

Теодицея (стремление оправдать бога как творца за наличие зла в мире, созданном им);

Эсхатология (учение о судьбах мира и человека);

Провиденциализм (учение о реализации своих замыслов богом);

Вера выше разума.

Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период называется патристикой. Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой - античная философия. Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви). Основные теоретические вопросы.

Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой “человек - образ и подобие бога”. Божественные качества человека - это разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом человека и представителем бога в этом Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждения. Различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра или зла. Первые люди А и Е - сделали этот выбор не удачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение.

Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека двойственной. Это раздвоение человека Августин называл “болезнью души”, неподчинение ее себе самой, т е высшему началу. Согласно христ мировозрению, человек сам своими силами, не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является центральной темой христианской антропологии.

Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христ концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с богом. Человек трактуется как бытие, сотворенное богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхестественной судьбе. Ист-й процесс при таком подходе представляет раскрытие как бого-человеческого отношения, характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от бога, а с другой стороны восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. При таком подходе исторический процесс получает как бы два измерения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное характеризует исторический процесс с т зр его внутреннего развития: деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение благосостояния и т д.

Вертикальное - характеризует влияние на исторический процесс действия Бога, его вмешательство в ход исторического развития. Христианское мир-е в своей основе провиденциально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоз-ю, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В фил-и истории провиденционализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, и, т о работать на спасение мира и человека, либо противодействовать ему, за что бог подвергнет людей наказаниям.

Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией - учением о конце мира. История в христ-м мировоз-и изображается как целесообразный процесс направляемый богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона (царству Божию). Христианские мыслители изображают царство Божие как мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в полном единении с богом. Достижение царства Божьего - это конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение является основой христианского мировоз-я и признается всеми направлениями христианской философии и теологии.

Фома Аквинский - пытается построить и объяснить религию на основе разумного, а не веры, наука должна подтверждать религию.

Научная революция 17 века. Разработка индуктивного метода. Философия Ф. Бекона

Математизация и экспериментальный характер естествознания Нового времени обусловили две разновидности гносеоцентрической философии. В зависимости от выбора методологических приоритетов сформировались эмпиризм и рационализм Нового времени. Первый отстаивал опытные, экспериментальные пути достижения всеобщего и необходимого знания, второй эти пути усматривал в логическом дискурсе (рассуждении). Родоначальниками этих направлений считаются англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (Картезий14; 1596-1650. Последователей Декарта принято называть "картезианцами" (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта).

Бэкон занимал важные государственные посты, был лорд-канцлером при короле Джеймсе I. Вынужденный прервать карьеру вследствие обвинений в коррупции, он уединился в своем имении и на досуге занялся философией и методологией опытной науки. Образный язык его произведений принадлежит скорее предшествующей эпохе, но идейное содержание их устремлено в будущее. Свои соображения и предвидения относительно огромной роли науки в жизни человечества, эффективной методологии научного исследования, перспектив развития науки как средства преумножения могущества человека Бэкон изложил в незаконченном труде "Великое восстановление наук". В утопическом произведении "Новая Атлантида" нарисовал образ будущего общества, в котором властвует наука. "Дом Соломона" - мозговой трест этого общества; этот институт организует и планирует научно-исследовательскую работу, распоряжается природными и производственными ресурсами в общегосударственном масштабе.

Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию природы, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схоластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, практические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, проверять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за природой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую "мучит и терзает" естествоиспытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы.

Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхождение от единичных фактов к обширным познавательным обобщениям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает материал для широких обобщений и выводов.

Препятствия, которые стоят на пути истинного познания природы, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), осаждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе человека, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры (реминисценция платоновского образа) суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления. Таким образом, Бэкон выдвигает нормативное требование терминологической строгости и соответствия понятий реальности. Наконец, под идолами театра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пышным театральным действам.

Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. В своей аллегорической манере Бэкон иллюстрировал идею об изначальной жизненной энергии, присущей материи, древним теогоническим мифом о зарождении Эрота-Купидона, называя последнего олицетворением той силы, "которая создает и формирует из материи все сущее". Вместе с тем Бэкон признавал и реальность божественных предметов. Он предостерегал против вмешательства науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.

Философия и методология Р. Декарта

Дуалистические идеи в рационалистическом варианте разрабатывал Декарт, который был не только выдающимся философом, но и крупнейшим ученым. Исходным пунктом философии Декарта является методическое сомнение. Если в поисках достоверности "вынести за скобки" все более или менее сомнительное в наших знаниях, то что же останется? Декарт дает ответ: абсолютно достоверным будет сам акт сомнения, мышления. Достоверность мыслящего "я" выражается знаменитым декартовским тезисом "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую").

Для обоснования перехода от реальности мыслящего "я" к реальности мыслимого мира Декарт прибегает к ансельмовскому онтологическому доказательству. Бог существует в силу собственного понятия. Предикат существования неотделим от Бога подобно тому, как гора - логически и физически - неотделима от долины. Бог не может обманываться и обманывать. Бог - абсолютный создатель, он является гарантом реальности сотворенного им мира и тех идей, которые были заложены в план творения. Для Декарта Бог -- источник гносеологического оптимизма; рациональное познание, обладающее божественной гарантией, имеет самые благоприятные перспективы.

Бог бесконечен и свободен, но мир, им созданный, конечен и лишен свободы воли. В таком мире обретают предельную силу истины математики, физики и философии. Роль Бога сводится к сотворению материи и приданию ей первого толчка. Все дальнейшее происходит по своим законам. Материя является субстанцией всех вещей, основной ее атрибут (неотъемлемое свойство) -протяженность. Материя заполняет собой все пространство, без пустот. Механическое движение передается от тела к телу, не уничтожаясь. Декарт создал умозрительную гипотезу о развитии мира из движущегося первоначального хаоса частиц материи.

Помимо материальной субстанции, Декарт постулирует и бытие духовной субстанции с основным атрибутом в виде мышления. Обе субстанции сосуществуют, не будучи связанными друг с другом. Такое учение получило название психофизического параллелизма. Соответствие двух изолированных субстанций установлено Богом, что и позволяет мышлению постигать явления материального мира. Узловыми точками мыслящей субстанции являются врожденные идеи, отличительными чертами которых являются самоочевидные ясность и отчетливость. Из несомненных посылок можно и должно, используя правильный метод, вывести все необходимые истинные следствия.

Пантеизм Б.Спинозы

Бенедикта Спиноза (1632-1677), пантеистически отождествляя природу с богом, создает монистическую концепцию о единой субстанции, которая противостоит дуализму Декарта. Субстанция существует в качестве начала и причины всего сущего, является причиной самой себя (causa sui). Неотъемлемыми качествами субстанции (атрибутами) являются мышление и протяжение. Отдельные вещи и идеи представляют ее модусы, т.е. единичные проявления, которые не обладают субстанциональностью. В этом проявляется крайний реализм (в средневековом значении) учения Б.Спинозы, составляющий основу его, доведенного до логического завершения пантеизма.

Учение о субстанции, декларирующее абсолютное тождество бога и природы, души и тела, духовного и материального позволяет Б.Спинозе развить и утвердить один из основополагающих положений рационализма: порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Поскольку человек -- часть природы и все его действия включены в систему мировой закономерной детерминации и определены ими, постольку "воля и разум -- одно и то же". Отсюда известное определение свободы как "познанной необходимости". Мир как единая система может быть по существу понят с помощью геометрического метода. Основные труды: "Богословско-политический трактат", "Этика", "Основы философии Декарта" /См. там же. c.349-408/.

Г.Лейбниц о предустановленной гармонии мира

Готфрид Лейбниц (1646-1716) -- немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, языковед. Автор оригинальной философской системы, сложившейся в итоге двадцатилетней творческой эволюции, в процессе которой были переработаны идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса и других.

Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленного множества духовных образований -- монад (гр. monos -- единое, единица), каждая из которых обладает субстанциональными качествами (неделима, самодостаточна). Верховной монадой является бог, что и обеспечивает предустановленную гармонию мира, его целостность, всеобщую связь и постоянное развитие. Сущностью любого материального образования является монада или система монад. Каждая монада обладает, во-первых, представлением или восприятием, что делает возможным отражение ею всего многообразия макрокосма и, во-вторых, стремлением, что обеспечивает движение, развитие универсума. В учении о монадах (монадологии) рассматриваются проблемы диалектики, неразрывной связи материи и движения, соотношения необходимости и случайности, концепции развития и другие.

В теории познания Лейбниц различает "истины разума", заключающие в себе всеобщее, необходимое непротиворечивое содержание (истины логико-математического типа) и "истины факта", относящиеся к опыту, а, следовательно, более или менее случайны, вероятностны. В соотношении этих истин глубоко раскрывается диалектика познания: под влиянием опыта разум все более раскрывает свои возможности (предшествующие опыту) в постижении истины. В конечном счете, истинное мышление определяется тем, о чем мыслят, т.е. структурой объекта, а не субъективным устройством ума /См. там же. c.449-486/.

Сторонники эмпиризма и рационализма XVII века утверждали возможность познания бытия мышлением. Впервые сомнение в этой концепции возникает у Дж.Локка (1632-1704), затем в XVIII в. она подвергается резкой критике Д.Юмом.

Философские инициативы Бэкона и Декарта имели своих продолжателей. В эмпирическом варианте таковыми были Джон Локк (1632-1704), Джорж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776).

Учение о чувственной природе познания {сенсуализм) разрабатывал Локк. Чувственный опыт -- основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой оставляет только опыт. Проблема объективности знания решается Локком в его концепции первичных и вторичных качеств. Первичные (присущие самим вещам) качества это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, движения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом, Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим.

Теоретически разрушить представление о материальной субстанции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разделение первичных и вторичных качеств на том основании, что и фигура, и вкус в равной.степени суть ощущения. Вещи - это комбинации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция. Его обычно относят к субъективным идеалистам, что не совсем корректно. Епископ "упразднил" материальную субстанцию (и для этого изобрел систему субъективно-идеалистической аргументации), но вовсе не отрицал духовной. Его учение было обновленной апологетикой, т. е. защитой христианского вероучения . В одном из своих фантастических памфлетов, написанном в начале XVIII в. (см. хрестоматию), Беркли аллегорически изобразил беспощадную атаку свободомыслия на устои церкви. Такая атака состоялась в конце столетия, во времена Французской революции.

Скептическую позицию в философии занимал Давид Юм. По его мнению, вопрос о бытии материальной или духовной субстанций принципиально лежит за пределами чувственного опыта и поэтому неразрешим. Единственная данность - некий поток "впечатлений", причины которых непостижимы. Задача философии - исследовать яркие и устойчивые моменты в потоке сознания и составить соответствующие практические руководства.

Классическая немецкая философия. Философские позиции Канта. Рассудок и разум. Явление «вещь в себе»

Становление немецкой классической философии проходило на фоне радикальных социально-экономических преобразований в некоторых европейских странах, высшей точкой которых стала Французская буржуазная революция 1789-1794 гг., провозгласившая принципы свободы, равенства и братства. Феодальному господству в Европе был нанесен очередной удар. Но развитие буржуазных отношений происходит не равномерно: в Англии и Франции этот процесс принимает ускоренный характер, Германия в целом все еще остается феодальной страной.

Борьба за прогрессивное развитие немецкого общества зачастую облачалась в форму философских концепций, в содержании которых нашли отражение специфические условия социально-экономической и политической жизни. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) в теоретической форме выражала необходимость приобщения Германии к буржуазным порядкам, опиралась на передовые идеи своего времени, учитывала достижения естествознания.

Иммануил Кант (1724-1804) -- основатель немецкой классической философии. Теоретическая деятельность философа делится на два периода: докритический и критический. (Рубеж между ними - книга "Критика чистого разума".) В первом периоде -- рассматриваются преимущественно вопросы естествознания, среди которых гипотеза о возникновении и развитии Солнечной системы. (открыл галактики, объяснил приливы и отливы). Второй (70 гг.) связан с разработкой теории познания, логики, диалектики, нравственности, эстетики, антропологии. Непосредственным поводом к глубоким философским раздумьям, по словам самого Канта, послужил скептицизм Д.Юма, разбудивший его от "догматической спячки". В качестве программы исследования были выдвинуты следующие вопросы: что человек может знать?, что он должен делать?, на что он может надеяться?, и завершающий -- что есть человек?

Исходный пункт размышлений И.Канта -- исторический спор между рационалистами и эмпириками о том, что является источником знания: разум или ощущения. Он не признает правомерность подобного противопоставления: ощущения представляют знанию материал, а разум (в широком смысле) придает ему соответствующую форму. Эта кооперация осуществляется в опыте -- единственном источнике знания. Ощущения непостоянны, изменчивы, а формы, привносимые сознанием, устойчивы и не зависят от условий опыта. Кант считает эти формы априорными (доопытными) образованиями, проявлением трансцендентальных способностей мышления. Априорные формы сознания упорядочивают хаос чувственных восприятий и в гносеологическом плане "моделируют" мир явлений через понятия. Познание ЯВЛЕНИЙ в бесконечно возможном опыте -- вот удел математики и естествознания. В то же время опыт ограничен субъективными ощущениями и не может претендовать на познание "ВЕЩЕЙ В СЕБЕ", т.е. сущности окружающего мира. Мир сущностей носит трансцендентный характер, т.е. лежит за пределами опыта.

Кант рассматривает три способности мышления: чувственность, рассудок и разум. Каждая из них выполняет определенную функцию в познании. Априорными (доопытными) формами чувственного познания является пространство и время, рассудка -- категории количества, качества, отношения, модальности. Через чувства и РАССУДКА данные опыта преобразуются в мысли, понятия, идеи и как конечный результат возникают синтетические априорные суждения -- цель познания. Высшая способность сознания проявляется в РАЗУМЕ, который образует предельно общие, безусловные идеи мира, души, Бога, выполняющие регулятивную роль в мышлении. Эти идеи придают целостность мышлению и являющемуся миру, побуждают рассудок к познавательной деятельности, являются его идеальной, недосягаемой целью; они как априорные формы разума не поддаются рациональному познанию и относятся к вере. Всякая попытка разума рационально определить их порождает противоположные утверждения. Возникающие антиномии -- признак границы рассудка, нарушение которой ведет ко всякого рода иллюзиям, химерам, мифам способным причинить человеку и человечеству бедствия и страдания. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграли большую роль в развитии диалектики.

Но критика теоретического разума лишь одна сторона новой философии Канта, другая не менее важная -- критика практического разума, под которым понимается нравственность, моральное сознание. Основу нравственных норм составляет априорный принцип, придающий им всеобщий и необходимый характер -- категорический императив. Содержанием последнего является сознание общечеловеческого нравственного долга в отличие от чувственных, эмпирических, субъективных склонностей.

Учение И.Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Его последователи по немецкой классической философии отвергли идеи, ограничивающие разум в познании сущности вещей и развивали различные стороны кантианской философии.

Философская концепция Гегеля. Диалектический метод и система его философии

Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную. систему идеалистической диалектики. В отличие от Шеллинга, широко использовавшего в своей философской системе элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме. Основа гегелевской философии - провозглашение разумности мира, его рациональности: "что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". Абсолютное тождество бытия и мышления -- главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа).

В качестве первоосновы мира выступает "Абсолют" (синонимы: "мировой разум", "мировой дух", "абсолютная идея") -- некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить "Абсолют" со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека -- высшей ступени развития.

Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке, его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах: "Науке логики", "Философии природы", "Философии духа".

В "Науке логики" описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В "Философии природы", соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в "Философии духа" прослеживается возвращение "Абсолюта" к себе в формах психической деятельности индивида: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия - высшие формы самосознания духа).

Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию.

Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. (Диалектика - целостная теория всеобщей связи и развития)

Основные сочинения: "Феноменология духа", "Наука логики", "Философия природы", "Основы философии права" и другие.

...

Подобные документы

    Сущность философии как формы теоретического сознания, предмет и методы ее изучения, назначение и место в системе наук. Эволюция представлений о предмете философии. Отличия пути развития философии от мифологии и первоначальных форм религиозности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2009

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Предмет и определение философии - системы теоретически связанных и принявших форму убеждения преставлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Черты философского мировоззрения, структура знаний.

    реферат , добавлен 09.07.2015

    Философия как форма духовной активности человека. Предмет философии, тип мышления в основе философского познания. Диалектический и метафизический методы философии. Основы метафизической философии. Диалектическое описание мира, его объективность.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания: понятие, структура; анализ исторических форм. Предмет философии: эволюционные изменения, социальные функции, роль в культуре общества. Философия и наука, специфика философского знания.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Объект и предмет философии. Мировоззрение, его структура. Истоки философского типа мышления, мифологическое и религиозное миропонимание. Интеллектуальное своеобразие мифа. Рациональное объяснение мира. Значение научно-познавательной функции философии.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2009

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Предмет философии, ее возникновение и развитие, место в системе наук и культуре. Классификация основных разделов философии. Особенности мировоззренческой, методологической, рефлексивно–критической и интегративной функции философии, ее назначение.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2011

    Исследование процесса возникновения и становления философии в контексте культурно-исторического развития. Обзор законов развития природы, человеческого общества и мышления. Анализ особенностей стихийного, метафизического и диалектического материализма.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Мифологическое сознание и его эволюция, развитие теоретического мышления и становление философии. Анализ процессов возникновения философии, основных этапов философского мировоззрения. Система общих теоретических взглядов на мир и место в нем человека.

Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словами, центральные системы действительности. Наука весьма многогранна, поэтому целесообразным будет изучить все ее аспекты.

Будучи методом и формой духовной деятельности, философия зародилась в Китае и Индии, а вот классической природы достигла уже в Древней Греции. Данный термин впервые употребил Платон для обозначения новаторского направления. Если изучать процесс познания как системную структуру, то в качестве его элементов можно выделить субъект и объект в философии . Первый является носителем предметно-практической деятельности, источником активности в отношении познания мира или другого объекта. Значит, второй непосредственно противостоит субъекту (ведь именно на объект философии направляется энергия субъекта). Исторически принято разделять объект изучения философии на три категории: человек (совершенно любое разумное существо и его структура), окружающий мир (в том числе мир идей и другие, даже возможные, миры), а также отношение человека к себе и всему окружающему.

Предметом философских исследований являются свойства объекта действительности, которые вызывают наибольший интерес специалистов научного направления. Важно отметить, что в роли предмета философии может выступать и конкретный аспект объекта со всеми его проявлениями.

Основная идея науки

В начале своего развития философия концентрировалась на всех сферах исследования действительности и порождала конкретные науки, в число которых входит химия, физика, геометрия и так далее. Позже направление начало заниматься рассмотрением специфических аспектов изысканий. Так, базой для формирования философского знания являются сферы и дисциплины исследования, подходы к изысканию, а также методы поиска, проверки и интеграции информации. Философия развивается благодаря следующим областям:

  • Действительность, имеющая материальную природу: все то, что окружает человека, исключая его самого. Важно отметить, что познается представленная сфера науками естествознания, однако специальные методы философии уместно ее дополняют.
  • Метафизическая действительность, исследованиями которой занимается исключительно эта наука, так как объект философии и его предмет имеют соответствующие особенности, недоступные другим направлениям знаний.
  • Социально-общественная сфера рассматривается совместно с гуманитарными науками.
  • Общие или частные установки человека, представляющие собой систему связей конкретного индивида и общественных группировок, которая исследуется философией вместе с иными научными направлениями.

Ключевые функции философии

И ее основные особенности определяют сферы деятельности, в которых проявляется интерес и совершается научное действие. Функции науки составляют совокупность исполнения конкретных задач и целей в соответствии с изменяющимися факторами. Итак, ключевыми функциями философии являются следующие направления:

  • Мировоззренческая функция определяет изыскательные, а также прикладные ориентиры индивида или общества в целом путем исследования мировоззрения.
  • предполагает осмысление действительности, которая окружает конкретный объект философии , и ее абсолютное познание.
  • Методологическая функция заключается в контроле формирования и проверки способов достижения наукой своих целей и исследований.
  • Информационно-коммуникативная функция осуществляет контроль передачи и содержательности сведений между любыми агентами, которые вовлечены в эти процессы.
  • исполняет оценку деятельности, в которой прямым образом участвует конкретный объект философии .

Что же еще?

Дополнительными функциями философии служат следующие категории:

  • Критическая функция предполагает оценку явления или процесса, а также сравнение его с мнением знания, то есть работа по схеме «критика - выводы -заключение».
  • Интегрирующая функция говорит о том, что философия аккумулирует знания и формирует единую их систему.
  • Идеологическая функция осуществляет распределение и оценку комплексных взглядов в отношении различных общественных группировок. Другими словами, данная функция занимается исследованием идеологий.
  • предоставляет прогнозы на базе известной информации. Важно отметить, что модели, соответствующие этой функции, намного лучше интегрируются как в культуру, так и в научное направление (по сравнению с аналогичными направлениями).
  • Проектировочная функция отвечает за формирование замыслов, комплексов и образов. В данном случае объект философии позволяет составлять прогнозы, а также осуществлять моделирование и проектирование.
  • Воспитательная функция предполагает воздействие на создание определенной системы взглядов как человека, так и общества в целом.

Особенности философии

Естественно, что каждое направление знания, которому соответствует тот или иной временной период, определяется своими характеристиками и особенностями. Так, в досократическую эпоху основной чертой философии была систематическая схема размышления и диспута в качестве объяснения своего мнения по тому или иному вопросу. Тогда зачастую формировались догмы, то есть наука строилась на философствованиях субъективной природы, а доказательства, как правило, базировались на авторитете. Позже Сократ сформировал новый методологический комплекс, который предполагал, что любой объект науки философия должен изучаться детально. Следующий этап отличался определением новаторских источников вдохновения и мотивации. Он совпал с абсолютный упадком в культуре из-за отрицания старых принципов и обычаев (в том числе и богов). Помимо нигилизма, ключевыми особенностями данного отрезка времени можно отметить предельное возвышение индивида в науке, что нередко доходило до абсурда. Романский период характеризуется акцентированием внимания на этике и эстетике, а также роли человека в обществе. А вот эпоха эллинизма завершилась переходом от светской культуры к мировоззрению религиозной природы, что привело к полнейшему застою культуры и деградации общества.

Насущные проблемы философии

Как и любая наука, философия занимается исследованием различных гипотез по поводу разрешения определенных вопросов. Так, основными проблемами рассматриваемого научного знания являются следующие категории:

  • Проблема создания, которая является самой актуальной.
  • Проблема познания, что предполагает сохранение достоверности знания.
  • Временная проблема отличается простотой своего выражения, но относительной сложностью решения, ведь время является величиной субъективной. Оно измеряет протяженность процессов или же явлений относительно других аналогичных категорий.
  • предполагает разделение всего на истинное и ложное.
  • Проблема предмета и метода научного направления объясняется различными подходами к решению вопросов и противоположными взглядами на применяемую методологию.
  • Проблема смысла жизни.
  • Проблема личности касательно ее формирования и образования (не то же, что обучение).

Что же еще?

В последнее время ряд проблем, которые активно решает философское знание, значительно расширился. Так, его дополнили следующие категории:

  • Проблема смерти, которая заключается в ответе на вопросы относительно существования смерти и жизни после нее.
  • Проблема общества в целом, тесно связанная с личностным вопросом. Здесь происходит рассмотрение социальных группировок и связей между ними, ведь коллектив не является толпой, а социум - это далеко не общество.
  • Проблема свободы, как правило, знакомая любому индивиду.
  • Проблема веры и разума, которая не имеет ничего общего с религией. Здесь идет речь о мере знаний разума.
  • Проблема идеального порождается существованием взглядов, которые пришли из естествознания, где актуально отвержение идеального.
  • Проблема формирования философского знания.

Острые вопросы философии

Основной вопрос философского знания сводится к формированию связей и закономерностей сущего, а также принципов его организации или же дезорганизации. Помимо этого, существуют и дополнительные вопросы, которые возникают внутри определенных отраслей философии:

  • Вопросы этики: Мера объективности нравственного восприятия? Что значит справедливость? Какова степень дозволенного?
  • Вопросы эстетики: Какую роль играет искусство? Что же есть красота? Границы прекрасного?
  • Вопросы метафизики: Каковы критерии нематериального? Где локализации души? Что же означает сущее индивида?
  • Вопросы аксиологии: Каковы критерии ценности? Что является ценным? Насколько субъективен ценностный ориентир?
  • Вопросы философской науки: Каков критерий научного? Степень субъективности в процессе оценки теоретического знания? Чем является научное знание?
  • Вопросы социально направленной философии: Значение идеологии в эффективной разумности человека? Критерии воссоединения индивида с социальной группировкой? Причины формирования общественной группы?

Философия науки

Помимо рассмотрения философии на уровне общего восприятия, целесообразно представить специфические направления знания, среди которых и философия науки. Данная дисциплина занимается изучением способов, границ компетенции и сущности науки, а также осуществляет исследования в отношении природы, методов развития и обоснования научного знания, его функций и структуры. науки составляет система абсолютно всех научных направлений, известных за период времени формирования и совершенствования культуры народов мира. Предметом философии науки являются закономерности общего и частного характера, а также тенденции изменения в данный момент и в перспективе особенной деятельности разума в отношении производства научного знания. К актуальным вопросам рассматриваемой категории следует отнести следующие пункты:

  • Какие критерии имеет знание?
  • Чем отличается научное, околонаучное и ненаучное знание?
  • Виды знания.
  • Что представляет собой наука?
  • Компетентность отдельных методов и уровень их научности.

Философия человека

Занимается вопросами, связанными с индивидом, образуемыми им социальными группами и, конечно же, с обществом в целом. Важно отметить, что проблема человека имела место еще задолго до формирования данного направления, то есть служила предметом осмысления за пределами системы научного понимания. В действительности предметов в представленной проблеме множество. Основными из них принято считать человека, его отношение к окружающему миру и к самому себе, критерии данных связей, поступки, а также процесс формирования определенных социальных групп. Следует отметить, что бытие в современном знании рассматривается совместно с достижениями прогресса, ведь он значительно поднял общество на новые высоты существования. Данный прогресс не является плодом деятельности обывателя. Человек считается лишь потребителем, который без снабжения мыслителями и творцами обречен на деградацию до родоплеменного строя и возвращение в пещеры.

Философия права

Является особым разделом данной науки, а также юриспруденции, которая занимается изучением правового смысла, сущности права и, естественно, его основания. Сюда же следует отнести ценность права, его роль в жизни индивида и общества в целом. составляет смысл соответствующей категории. Более того, особое внимание уделяется понятиям правового и юридического направления, категориям ценностной природы, а также предназначению права в общественной жизни. Рассматриваемая дисциплина как бы объединяет принципиально различные отрасли, имеющие юридический характер. Кроме того, связанная с правопониманием, беспрепятственно может охватить абсолютно все области права. Данное единство следует считать сущностно-понятийным.

Что является предметом философии?

Предметом философии является всеобщей в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".

Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только-то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире.

Философия - род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности, обладает национальной определенностью, обогащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии: метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерно переосмысление основных проблем на протяжении всей истории человечества, а это и является свидетельством ее рефлективности. Философия как бы дистанцируется от повседневности, переходя в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872-1970), философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; это «ничейная земля» между наукой и теологией, но открытая для критики с обеих сторон. Неразрешимые вопросы с точки зрения теологии и науки оказываются предметом философии. Язык философии - нечто среднее между языком обыденности, снабженной категориями, и языком поэзии. Философия и наука соотносятся как научный и диалектический типы рациональности. Если диалектика - искусство аргументирования - используется как метод концептуализации принципов развития, то научный тип рациональности базируется на признании: а) закона сохранения; б) принципа соответствия, утверждающего преемственность в знании; в) принципа цикличности, ритмичности процессов развития; г) принципа относительности и симметрии, тождества и т.д. Как тип рациональности диалектика не сводится к научному типу рациональности, не подменяется им. Проблема соотношения рационального и иррационального в познании. Всякая наука имеет свой объект и предмет исследования. В этих понятиях есть различие: объект может быть общим для ряда наук, предмет - специфичен. Как известно, предметом специальных наук служат отдельные конкретные потребности общества - в технике, экономике, искусстве и др., - и у каждой из них свой предмет бытия. Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Если брать два исторических понятия философии - "протознание" и "метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие "метафизика" ("первая философия"), а не понятие "протознание". В рамках "протознания" философское знание, подобно физическому, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Известная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама философия выступала в форме натурфилософского, глобально "теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построения частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натурфилософским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля.

Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от "протознания", с одной стороны, от частных наук - с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).

Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией "рас почкования предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция "рас почкования" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению, как отмечал П. В. Копнин, не имеет приоритета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.

Концепция "рас почкования" приводит к выводу об "исключительности" философии как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае имеются в виду заявления сторонников данной концепции, будто в процессе исторического развития философия "исключилась" из науки вообще и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме одной какой-либо части - "теории знания", "учения о человеке", "философии жизни", "диалектического материализма" и т.п.

Это есть, конечно, не результат объективного анализа истории познания, а субъективистский прагматизм. За философией отрицается способность самостоятельно обнаружить свой предмет исследования. Философия якобы получает его из рук частного знания как результат процесса "предметной расчистки", как итог его (а не самой философии) работы. Но это мнение также противоречит реальному процессу формирования наук. Концепция "рас почкования" навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть "наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец "рас почкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса рас почкования, заключает в себе значительное число будущих наук.

1.4.1. Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философское понимание мира осуществляется посредством формирования различных философских теорий. Понятие теория в самом широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.

Любая философская теория обязательно проходит проверку практикой. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

1.4.2. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин «объект» всегда соотносится с термином «субъект». Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это совершенно различные понятия. Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

1.4.3. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» является понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют - философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

1.4.4. Категории философии

Философия как наука располагает набором своих базовых понятий или категорий. Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей. Категории философии могут быть выражены в языке или речи.

Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием. Ведущими категориями философии являются: «бытие», «материя», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «вещь», «отношение», «содержание», «форма», «свойство», «общее», «единичное», «сущность», «явление», «причина», «следствие» и другие.

1.4.5. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира. В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию - учение о бытии; социальную философию - учение об обществе; диалектику - учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию - теорию познания; философскую антропологию - учение о человеке; аксиологию - учение о ценностях; праксеологию - учение об общественной практике; методологию - учение о методах.

Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации