Когда ветер считается сильным. Скорость, сила и направление ветра

» - факт неприятный, но иногда имеет место быть. И при всем негодовании пассажиров и желании таки улететь, есть определённые условия, когда принимается решение взлетать или не взлетать.

Что интересно, представление о «нелётной погоде» у пассажиров и пилотов иногда может очень различаться. Что для пассажира «сильный туман», для пилота может оказаться «пеленой, над которой светит яркое солнце». И точно также, то, что для пассажира «нормальная погода», для пилота «невозможность посадить самолёт в точке назначения из-за сильного бокового ветра и обледенения полосы».

«Нелётная погода» - это не просто природное явление, как ливень, сильный снегопад или туман.

Под этим термином подразумевается несколько факторов, таких как:

Технические параметры самолёта,

Техническая оснащенность и состояние конкретного аэропорта,

Профессиональная подготовка пилотов,

Непосредственно метеоусловия.

Технические параметры воздушного судна - это установленные производителем данные, при которых возможна безопасная эксплуатация самолёта. То есть, например, если аэропорт оснащён отлично и может принимать рейсы в сильный туман, а какой-то конкретный самолёт не оснащён достаточно современными приборами навигации для посадки в условиях очень низкой видимости, в таком случае рейс не может быть выполнен. Так как не может быть гарантирована 100% удачная посадка, и это представляет угрозу для пассажиров и экипажа. Грубо говоря, самолёт по приборам может «не увидеть» взлётно-посадочную полосу.

аэропорт Мальдив представляет собой одну взлётно-посадочную полосу на острове в открытом океане.


Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Хулуле, Мальдивы

Есть аэродромы, оснащённые самыми последними техническими новинками, и они могут принимать рейсы в условиях практически нулевой видимости. А есть аэропорты, где минимальная видимость должна составлять, например 600 или 800м. И даже, если самолёт оснащён по последнему слову техники, в условиях плохой видимости в данный аэропорт рейс не может быть выполнен.

При выполнении любого рейса, естественно, берётся во внимание профессиональная подготовка пилотов. Недостаточно, чтобы самолёт был «последней моделью со всеми техническими новинками». Было бы неплохо, если бы пилоты умели этими самыми новинками пользоваться и имели подтверждающие документы. Тогда, «и в туман улетим, и в дождь сядем».

Ну и самое интересное - погода .

Под метеоусловиями мы пассажиры, как правило, подразумеваем сильный ливень или снегопад, сильный ветер, град, молнии, туман.

Для пилотов определяющими являются три фактора:

- состояние взлётно-посадочной полосы ,

- видимость ,

- ветер.

Состояние взлётно-посадочной полосы - это как состояние самой полосы, так и следствия погодных условий на эту полосу, такие как обледенение или сильный снегопад, который может свести на нет всю работу по очистке полосы. В таких условиях, взлёт-посадка может быть невозможной.

На видимость влияет туман, дождь, снег, пыль, дым, в общем, всё то, что эту самую видимость понижает. И не так важно, что именно стало причиной плохой видимости. Главное, насколько хорошо в конкретных условиях видно взлётно-посадочную полосу.

Здесь ещё нужно уточнить такой момент как высота принятия решения или, как называют, точка невозврата - это та высота, до которой при снижении пилот ещё может уйти на второй круг. То есть до этой высоты пилот должен принять решение, может ли он осуществить посадку или вынужден снова набрать высоту.

Ветер - очень важный фактор , влияющий на решение «взлетать или не взлетать». Опасность может представлять боковой ветер, так как для его компенсации приходится самолёт немного разворачивать против ветра. А при посадке, в момент сцепления с взлётно-посадочной полосой, самолёт нужно резко развернуть и направить вдоль оси посадочной линии, что бывает сложно сделать.

Также большое значение имеет направленность ветра. Самолёты взлетают и садятся против ветра. Это сокращает дистанцию разбега и пробега, то есть позволяет раньше совершить отрыв во время взлёта или быстрее снизить скорость самолёта во время посадки.

Но есть аэропорты, где невозможно изменить направленность взлёта/посадки из-за географических особенностей. Например, с одной стороны взлётно-посадочной полосы море, с другой - горы. Если ветер дует в сторону моря, тогда осуществить посадку возможно (в сторону гор), а вот взлететь уже нет (попутный ветер не дает возможности быстро оторваться от земли). По этому, пассажирам иногда непонятно, почему одни самолёты летают (то есть приземляются), а другие нет (то есть не взлетают).

Есть ещё один нюанс в вопросе «лететь-не лететь». Все рейсы делят условно на 2 категории: продолжительностью полёта до 2-х часов и более 2-х часов. В первом случае (на короткие дистанции) пилотам разрешается ориентироваться на фактическую погоду и не учитывать прогноз. Во втором же варианте (длинные дистанции) ориентируются, в первую очередь, как раз на прогноз, а уже потом смотрят на фактическую погоду на аэродроме.

Окончательное решение о взлёте-посадке всегда принимает командир воздушного судна.

И если он решает не лететь, поверьте, это для вашего же блага.

Не вините ни авиакомпанию, ни пилотов, ни аэропорт, а поблагодарите всех за свою жизнь.

Путешествуйте безопасно!

И хорошего вам отдыха!

Ведущий специалист центра "Фобос" Евгений Тишковец рассказал РЕН ТВ , что в момент крушения Boeing-737 в Ростове-на-Дону были критические для посадки самолета погодные условия.

"Ветер западный-юго-западный, 12-14 м/с, в порывах до 17 м/с. Что касается фактической погоды, все вышеперечисленное не является опасным явлением погоды, которые ограничивают или запрещают взлет или посадку летательных аппаратов. По крайней мере – такого типа, как Boeing. Остается понимать, с каким курсом он заходил. Дело в том, что в Ростове-на-Дону направление взлетно-посадочной полосы – северо-восток-юго-запад. Нужно понимать, какие ограничения были у него. Если проводить аналогию с нашими отечественными типами самолетов, то боковой ветер 10, максимум 17 м/с является для Ту-154, например, – критическим. Все, что выше этого, – запрещает осуществлять посадку" , – объяснил Тишковец.

Ранее очевидец крушения Boeing рассказал РЕН ТВ о том, что видел заходивший на посадку самолет. По словам мужчины, в этот момент он сидел в автомобиле, который .

Напомним, Boeing-737-800 авиакомпании FlyDubai потерпел крушение сегодня в 3:50 по московскому времени. По предварительным данным, самолет загорелся еще в воздухе. Это подтверждают и кадры, . На них видно, как яркий объект падает на землю, после чего раздается мощный взрыв.

Перед крушением лайнер около двух часов кружил над аэропортом. На борту находились 55 пассажиров и 7 членов экипажа, все они погибли.

Boeing-737-800 – одна из последних моделей в линейке семьсот тридцать седьмых, самых массово используемых пассажирских самолетов за всю историю гражданской авиации. Boeing-737 настолько широко эксплуатируется, что одномоментно в воздухе находится 1200 самолетов этого семейства, а каждые 5 секунд взлетает или садится один 737-й. За всю историю эксплуатации потеряно более 170 лайнеров этого типа, в катастрофах погибли почти 4000 человек.

В России было потеряно четыре таких самолета, и все крушения случились при посадке. Первая катастрофа произошла в Перми в сентябре 2008 года. Тогда погибли 88 человек, среди жертв крушения – Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо Владимир Погодин. Второй инцидент в Калининграде в октябре того же 2008 года обошелся без жертв – при посадке экипаж забыл выпустить шасси. На борту находились 144 человека, все они остались живы. Катастрофа 17 ноября 2013 года в Казани унесла жизни 50 человек. Boeing-737 потерпел крушение при заходе на второй круг. Все, кто был на борту, погибли, среди них – сын президента Татарстана Рустама Минниханова и глава местного УФСБ Александр Антонов.

В 1963 году Всемирная метеорологическая организация уточнила шкалу Бофорта и она была принята для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью.

Дым (от трубки капитана) поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Зеркально гладкое море.

Ветер 0 - 0,2м/с

Дым отклоняется от вертикального направления, на море легкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн до 0,1м.

Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться, на море короткие волны максимальной высотой до 0,3м.

Ветер 1,6 - 3,3м/с.

Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся легкие флаги, легкое волне- ние на воде, изредка образуются маленькие барашки.

Средняя высота волн 0,6 м. Ветер 3,4 - 5,4 м/с.

Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые барашки на море видны во многих местах.

Максимальная высота волн до 1,5 м. Ветер 5,5 - 7,9 м/с.

Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чуствуется рукой, повсюду видны белые барашки.

Максимальная высота волны 2,5 м, средняя - 2 м. Ветер 8,0 - 10,7 м/с.

В такую погоду мы пробовали уйти по Балтийскому морю из Дарлово. (Польша) против волны. За 30 минут прошли всего ок. 10км. и сильно вымокли от брызг. Возвращались по попутной - оч. весело.

Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни занимают значительные площади, образуется водяная пыль. Максимальная высота волн - до 4м, средняя - 3м. Ветер 10,8 - 13,8м/с.

Такую погоду застали на катерах перед Ростоком. Штурман боялся смотреть по стороннам, самое ценное было рассовано по карманам, рация привязана к жилету. Брызги от боковых волн нас постоянно накрывали. Для водкомоторного флота, не говоря уже о простой моторке - это наверное уже максимум...

Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром. Максимальная высота волн до 5,5м. ветер 13,9 - 17,1м/с.

Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море.

Максимальная высота волн до 7,5м, средняя - 5,5 м. Ветер 17,2 - 20,7м/с.

Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны. Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны (максимальная высота - до 16м, средняя - 11,5м), суда небольших размеров временами скрываются из виду.

Ветер 28,5 - 32,6м/с. Жестокий шторм.

Море все покрыто полосами пены. Воздух наполнен пеной и брызгами. Видимость очень плохая. Полный п...ц судам небольших размеров, яхтам и прочим кораблям - лучше не попадать.

Ветер 32,7 м/с и более...

Ветер представляет собой движение воздуха в горизонтальном направлении вдоль земной поверхности. В какую сторону он дует, зависит от распределения зон давления в атмосфере планеты. В статье рассматриваются вопросы, связанные со скоростью и направлением ветра.

Пожалуй, редким явлением в природе будет абсолютно тихая погода, поскольку постоянно можно ощущать, что дует легкий ветерок. С древних времен человечество интересовало направления движения воздуха, поэтому был изобретен так называемый флюгер или ветреник. Прибор представляет собой стрелку, свободно вращающуюся на вертикальной оси под воздействием силы ветра. Она указывает его направление. Если определить точку на горизонте, откуда дует ветер, тогда линия, проведенная между этой точкой и наблюдателем, покажет направление движения воздуха.

Чтобы наблюдатель мог передать другим людям информацию о ветре, используют такие понятия, как север, юг, восток, запад и различные их комбинации. Поскольку совокупность всех направлений образует окружность, то словесная формулировка также дублируется соответствующим значением в градусах. Например, северный ветер означает 0 o (синяя стрелка компаса показывает точно на север).

Понятие о розе ветров

Говоря о направлении и скорости движения воздушных масс, следует сказать несколько слов о розе ветров. Она представляет собой круг, на котором изображены линии, показывающие, как движутся потоки воздуха. Первые упоминания об этом символе обнаружены в книгах латинского философа Плиния Старшего.

Весь круг, отражающий возможные горизонтальные направления поступательного движения воздуха, на розе ветров разделен на 32 части. Основными из них являются север (0 o или 360 o), юг (180 o), восток (90 o) и запад (270 o). Полученные четыре доли круга делятся далее, образуя северо-запад (315 o), северо-восток (45 o), юго-запад (225 o) и юго-восток (135 o). Полученные 8 частей круга снова делятся каждая пополам, что образует дополнительные линии на розе ветров. Поскольку в итоге получается 32 линии, то угловое расстояние между ними оказывается равным 11,25 o (360 o /32).

Отметим, что отличительной особенностью розы ветров является изображение геральдической лилии, расположенной над значком севера (N).

Откуда дует ветер?

Горизонтальные перемещения больших воздушных масс всегда осуществляются из областей высокого давления в зоны с меньшей плотностью воздуха. При этом ответить на вопрос, какая скорость ветра, можно, изучив расположение на географической карте изобар, то есть широких линий, в пределах которых давление воздуха является неизменным. Скорость и направление перемещения воздушных масс определяется двумя основными факторами:

  • Ветер всегда дует из областей, где стоит антициклон, в области, которые покрывает циклон. Понять это можно, если вспомнить, что в первом случае идет речь о зонах повышенного давления, а во втором случае - пониженного.
  • Скорость ветра находится в прямой пропорциональности от расстояния, которое разделяет две соседние изобары. Действительно, чем больше это расстояние, тем слабее будет ощущаться перепад давления (в математике говорят градиент), а значит, поступательное движение воздуха будет более медленным, чем в случае малых расстояний между изобарами и больших градиентов давления.

Факторы, влияющие на скорость ветра

Один из них и самый главный уже был озвучен выше - это градиент давления между соседними воздушными массами.

Помимо этого средняя скорость ветра зависит от рельефа поверхности, над которой он дует. Любые неровности этой поверхности значительно сдерживают поступательное движение масс воздуха. Например, каждый, кто хотя бы один раз был в горах, должен был заметить, что у подножия ветра слабые. Чем выше забираться по склону горы, тем сильнее ощущается ветер.

По той же причине ветра сильнее дуют над морской гладью, чем над сушей. Она часто изъедена оврагами, покрыта лесами, холмами и горными цепями. Все эти неоднородности, которых нет над морями и океанами, замедляют любые порывы ветра.

Высоко над поверхностью земли (порядка нескольких километров) нет никаких препятствий для горизонтального перемещения воздуха, поэтому скорость ветра в верхних слоях тропосферы является большой.

Еще один фактор, который важно учитывать при разговоре о скоростях перемещения масс воздуха, это сила Кориолиса. Порождается она за счет вращения нашей планеты, а поскольку атмосфера обладает инерционными свойствами, то любые перемещения в ней воздуха испытывают отклонение. Ввиду того, что Земля вращается с запада на восток вокруг собственной оси, то действие Кориолисовой силы приводит к отклонению ветра вправо в северном полушарии, и влево в южном.

Любопытно, но указанный эффект Кориолисовой силы, который является незначительным в низких широтах (тропики), оказывает сильное влияние на климат этих зон. Дело в том, что замедление скорости ветра в тропиках и на экваторе, компенсируется усилением восходящих потоков. Последние же, в свою очередь, приводят к интенсивному образованию кучевых облаков, являющихся источниками сильных тропических ливней.

Прибор для измерения скорости ветра

Им является анемометр, который представляет собой три чашечки, расположенные под углом 120 o относительно друг друга, и закрепленные на вертикальной оси. Принцип действия анемометра достаточно прост. Когда ветер дует, то чашечки испытывают на себе его давление и начинают вращаться на оси. Чем сильнее давление воздуха, тем быстрее они вращаются. Измерив скорость этого вращения, можно точно определить скорость ветра в м/c (метрах в секунду). Современные анемометры снабжены специальными электрическими системами, которые самостоятельно вычисляют измеряемую величину.

Прибор скорости ветра на основе вращения чашечек не является единственным. Существует еще один простой инструмент, который называется трубкой Пито. Этот прибор измеряет динамическое и статическое давление ветра, по разности которых можно точно вычислить его скорость.

Шкала Бофорта

Информация о скорости ветра, выраженная в метрах в секунду или километрах в час, для большинства людей - и особенно для моряков - мало о чем говорит. Поэтому в XIX веке английский адмирал Фрэнсис Бофорт предложил для оценки использовать некоторую эмпирическую шкалу, которая состоит из 12-бальной системы.

Чем выше балл по шкале Бофорта, тем сильнее дует ветер. Например:

  • Цифра 0 соответствует абсолютному штилю. При нем ветер дует со скоростью, не превышающей 1 мили в час, то есть менее 2 км/ч (менее 1 м/с).
  • Середина шкалы (цифра 6) соответствует сильному бризу, скорость которого достигает 40-50 км/ч (11-14 м/с). Такой ветер способен поднимать большие волны на море.
  • Максимум по шкале Бофорта (12) - это ураган, скорость которого превышает 120 км/ч (более 30 м/с).

Основные ветра на планете Земля

Их в атмосфере нашей планеты принято относить к одному из четырех типов:

  • Глобальные. Образуются в результате различной способности континентов и океанов нагреваться от солнечных лучей.
  • Сезонные. Эти ветра изменяются в зависимости сезона года, который определяет, какое количество солнечной энергии получает определенная зона планеты.
  • Локальные. Они связаны с особенностями географического положения и рельефа рассматриваемой местности.
  • Вращающиеся. Это самые сильные движения воздушных масс, которые приводят к образованию ураганов.

Почему важно изучать ветра?

Помимо того, что информация о скорости ветра включена в прогноз погоды, который учитывает каждый житель планеты в своей жизни, движение воздуха играет большую роль в ряде природных процессов.

Так, он является носителем пыльцы растений и участвует в распространении их семян. Кроме того, ветер - это один из основных источников эрозии. Его разрушающий эффект сильнее всего проявляется в пустынях, когда в течение суток рельеф местности меняется кардинальным образом.

Не следует также забывать, что ветер - это энергия, которую люди используют в хозяйственной деятельности. По общим оценкам, ветровая энергия составляет около 2% от всей солнечной энергии, падающей на нашу планету.

Ветер (горизонтальная составляющая движения воздуха относительно земной по-верхности) характеризуется направлением и скоростью.
Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с), километрах в час (км/ч), узлах или баллах Бофорта (сила ветра). Узел – морская мера скорости, 1 морская миля в час, приближенно 1 узел равен 0.5 м/с. Шкала Бофорта (Francis Beaufort, 1774-1875) была создана в 1805 году.

Направление ветра (откуда дует) указывается либо в румбах (по 16-румбовой шкале, например, северный ветер – С, северо-восточный – СВ, и др.), либо в углах (относительно меридиана, север – 360° или 0°, восток – 90°, юг – 180°, запад – 270°), рис. 1.

Название ветра Скорость, м/с Скорость, км/ч Узлы Сила ветра, баллы Действие ветра
Штиль 0 0 0 0 Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Зеркально гладкое море
Тихий 1 4 1-2 1 Дым отклоняется от вертикального направления, на море лёгкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн до 0,1 м
Легкий 2-3 7-10 3-6 2 Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться, на море короткие волны максимальной высотой до 0,3 м
Слабый 4-5 14-18 7-10 3 Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся лёгкие флаги, лёгкое волнение на воде, изредка образуются маленькие "барашки". Средняя высота волн 0,6 м
Умеренный 6-7 22-25 11-14 4 Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые "барашки" на море видны во многих местах. Максимальная высота волн до 1,5 м
Свежий 8-9 29-32 15-18 5 Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой, на воде видны белые "барашки". Максимальная высота волн 2,5 м, средняя - 2 м
Сильный 10-12 36-43 19-24 6 Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни занимают значительные площади, образуется водяная пыль. Максимальная высота волн - до 4 м, средняя - 3 м
Крепкий 13-15 47-54 25-30 7 Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром. Максимальная высота волн до 5,5 м
Очень крепкий 16-18 58-61 31-36 8 Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море. Максимальная высота волн до 7,5 м, средняя - 5,5 м
Шторм 19-21 68-76 37-42 9 Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны (максимальная высота - 10 м, средняя - 7 м)
Сильный шторм 22-25 79-90 43-49 10 На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем, поверхность моря белая от пены, сильный грохот волн подобен ударам, очень высокие волны (максимальная высота - 12,5 м, средняя - 9 м)
Жестокий шторм 26-29 94-104 50-56 11 Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны (максимальная высота - до 16 м, средняя - 11,5 м), суда небольших размеров временами скрываются из виду
Ураган Более 29 Более 104 Более 56 12 Серьёзные разрушения капитальных строений

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации