Курсовая работа: Методология социального прогнозирования. В общественном предвидении направляет на изучение определенных закономерностей, условий их развития и требует подкрепления предвидения глобальных изменений систематическим прогнозированием более ча

Введение

Прогнозирование одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе вырабатывания событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены принимали подчас блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки о прогнозировании, как и науки управления, вообще не существовало.

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены, они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера.

Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Глава 1. Общая характеристика прогнозирования

1 ПОНЯТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижение. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирования является важным связывающим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Оно имеет две разные плоскости конкретизации:

Собственно-предсказательную (дескриптивную, описательную).

Предсказательную (прескриптивную, приказную).

Прогноз предусматривает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Прогноз является, собственно, решением этих проблем, использованием информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта:

Теоретико-познавательный.

Управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.

Понятие «прогнозирование» (от греческого - предусмотрения, прогноз) означает процесс изготовления вероятностного суждение о состоянии какого-нибудь явления или процесса в будущем.

Будучи одной из форм научного предусмотрения в социальной сфере, экономической или политической, прогнозирование находится во взаимосвязи с:

целенадежность;

планированием;

программированием;

проектированием;

управлением.

Там, где объекты неуправляемые, имеет место безусловный прогноз с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Однако нередко (особенно в социальных прогнозах) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза. Так, прогноз успеха сможет вызвать мобилизацию сил, вдохновение, а прогноз катастрофы - панику и действительно заострить ситуацию, но может стимулировать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Первые попытки сознательно прогнозировать, предусмотреть судьбу, давать советы на будущее были известны уже древним грекам. За этими советами они шли к оракулу (от лат. - говорю, прошу). У древних греков, римлянинов и народов Востока этот дар якобы выходил от божества, и передавался жрецам; означает также место, где оповещалось пророчество.

Отсюда вывод: там, где можно и нужно решать, управлять, действовать, недостаточно просто попробовать предусмотреть (или поверить в прогноз), что именно состоится в будущем.

Прежде всего, необходимо представить, что случиться, если ничего не делать, а оставить все, как есть. Опыт показывает, что в случае, если будут назревать проблемы, их нужно не пассивно ждать и постановлять необдуманные решения, а активно решать. Безусловно, очень тяжело разработать для людей полезный прогноз и много сложности таит в себе наука прогнозирования.

В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов:

Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций.

Нормативный, который выделяет возможные пути решения проблем достижения какого-то оптимума на основе заведомо заданных критериев.

Аналитический, который позволяет в научных целях установить познавательную ценность разных методов и средств исследования будущего.

Прогнозы-Предостережение, которые составляются для непосредственного действия на сознание и поведение людей с целью принудить их предотвратить предвиденный будущее.

Мировой практикой прогнозирование освоено три образа разработки конкретных прогнозов:

Экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей, которые в прошлому и настоящему достаточно хорошо известные.

Моделирование объекта исследования, представление его в упрощенном схематическом виде, удобному для получения выводов прогнозного характера.

Примером может служить матрица шахматно-турнирного типа или, скажем, таблицы Периодической Системы Элементов, которые построены так, что в перекрестках разных значений выводятся соответствующие данные.

Прогнозная оценка эксперта, то есть человека, способного более или менее объективно судить о перспективах соответствующего явления.

Перечисленные образа прогноза будто дополняют друг друга. Каждая экстраполяция - это модель и оценка, а любая прогностическая оценка - это оценка плюс экстраполяция.

В свою очередь прогнозная оценка предусматривает экстраполяцию и воображаемое моделирование.

Кроме того, выделяют такие приемы прогнозирования:

Историческая аналогия.

Компьютерное моделирование.

Сценарий будущего.

Однако самым важным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические построения о нем, используя результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Нужно отметить, что сегодня прогнозирование все больше принимает социальную направленность.

Социально-экономическое прогнозирование - это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования, с одной стороны, заключается в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой сфере, руководствуясь реальными процессами действительности, а из другого, - в том, чтобы содействовать изготовлению оптимальных текущих и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения из позиций его следствий в прогнозируемом периоде.

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

Факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

Направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

особенности, специфика развития наиболее важных составных;

наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

определяется круг экспертов;

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.


Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Субъектом социального прогнозирования являются люди - отдельные научные и практические работники и исследовательские организации.

Предметом является улучшение потребности общества и удовлетворения и его нужд.

Основой формирования прогнозов служат статическая информация и информационный массив - система определенных на научной основе параметров и факторов, комплексно характеризующих объект прогнозирования.

Существуют следующие типы прогнозов:

) По иерархии управления:

а) прогнозы развития отдельных предприятий и их объединений

б) прогнозы развития отраслей и кластеров

в) прогнозы развития муниципальных образований

г) прогнозы развития регионов

д) прогнозы развития страны

е) прогнозы развития международного сотрудничества и международных структур

ж) глобальные прогнозы (мировые)

) По времени упреждения событий:

а) оперативные (7 дней-1 год)

б) краткосрочные (1-3 года)

в) среднесрочные (4-10 лет)

г) долгосрочные (10-20 лет)

д) дальнесрочные (20-50 лет)

е) сверхдолгосрочные (50 и более лет)

) По объекту и горизонту:

а) количественно-конкретные (четко просчитан вариант решений с набором показателей развития)

б) качественные

) По способу предоставления прогнозной информации:

а) точечный (в виде единственного значения)

б) интервальный (совокупность значений прогнозной величины на основе расчетов интервалов)

) По функциональному признаку:

а) поисковый

б) нормативный

В настоящее время выделяется несколько методологических принципов социального прогнозирования, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.

Принцип - основание, из которого надо исходить и которым надо руководствоваться в действии.

) Принцип системности в прогнозировании. Главным понятием при этом выступает «система» - целое, составленное из частей; соединение, или множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих определенную целостность. Следует иметь ввиду, что сущность понятия системы тесно связана с такими категориями, как: целостность, структура, связь элемент, отношение подсистема и др.

Характерным признаком системы является особенность множества элементов, образующих систему, противостоять среде. И, кроме того, функционирование системы опирается на определенную упорядоченность её элементов, отношений и связей.

Социальная система понимается как сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.

) Принцип историзма в общественном предвидении ориентирует на изучение конкретных закономерностей,условий их развития и требует подкрепления предвидения глобальных изменений систематическим прогнозированием более частных общественных процессов.

В этом смысле прогноз уточняет наше представление общей тенденции развития, раскрывает конкретные черты и особенности будущего развития явлений, локализует их в пространственно-временных границах, т.е. представляет прогностическую модель развития данного явления, или процесса. При этом учитываются возможные изменения прогнозного фонда, т.е. условий в будущем.

) С помощью принципа социальной детерминации и развития в прогнозировании учитываются многообразные связи и зависимости в общественной жизни (в рамках системного подхода). Известно, что явления материального и духовного мира находятся в объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности (детерминизм). И важным положением этой обусловленности выступает причинность, т.е. такая связь явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). На этом положении основано сценарное моделирование, сценарное мышление.

) Принцип согласованности подразумевает согласование нормативных и поисковых подходов и соответственно прогнозов; прогнозов возможного развития различных сфер - экономической, экологической, демографической и других, различного периода упреждения в прогнозе - кратко-, средне-, долгосрочных, сверх долгосрочных.

) Принцип верифицируемости прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность. Для этой цели существует целая группа методов, которая будет рассмотрена ниже.

) Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным. Имеется в виду, что затраты на разработку прогноза, а это весьма дорогостоящее исследование, должны окупиться и не только, но и принести прибыль, доход заказчику при его использовании, или положительный эффект в любом другом случае.

) Принцип непрерывности прогнозирования (особенно в кризисных условиях) требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования. А это возможно при функционировании постоянно действующих прогнозирующих систем в научно-исследовательских центрах с целью отслеживания ситуации и соответственно уточнения прогноза. Только в этом случае можно рассчитывать на достоверный прогноз.

3 Функции прогнозирования

Основными функциями социально-экономического прогнозирования есть:

Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций.

Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.

Оценка объекта прогнозирования.

Выявление альтернатив развитию экономики и социального развития.

Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций осуществляется за тремя стадиями:

ретроспекция;

проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз является таким этапом прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденций его развития и выбора моделей и методов прогнозирования.

На стадии диагноза проводится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. В общем виде эти вопросы рассматриваются в процессе передпрогноированой подготовки при первичном описании объекта и постановке задачи прогнозирования, формирование задачи прогноза, подготовки стадии ретроспекции.

На стадии диагноза анализ объекта прогнозирования, как правило, заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция является этапом прогнозирования, на котором, по данным диагноза, разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, проводится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).

На стадии проспекции оказывается, какой информации об объекте прогнозирования не хватает, уточняется раньше полученная информация, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта согласно информации, которая поступила.

При беспрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит беспрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, таким образом осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит в выявлении тенденций экономического развития факторов, которые влияют на изменение объекта на основе глубокого анализа национального и мирового опыта, нахождении начального уровня и важнейших проблем, которые определяют дальнейшее развитие народного хозяйства.

В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые плановые решения отвечают будущему развитию, оказываются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым уровнем.

Научный анализ позволяет установить те факторы, активное влияние на которые приводит к изменению существующих тенденций и обстановки, которая сложилась.

Оценка объекта прогнозирования базируется на объединении аспектов детерминированности и неопределенности. При отсутствии одного из них прогнозирование теряет смысл. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений.

При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможное.

Одной из условий формирования экономических, социальных и научно-технических прогнозов есть его периодизация, то есть согласование с народно-хозяйственными планами. Каждый прогноз опирается на те процессы, которые происходят в народном хозяйстве, которые за своей продолжительностью заключаются в его временной горизонт.

Прогнозирование за своей сутью является беспрерывным процессом. Это выражается в необходимости уточнения прогнозов с учетом уточнения научных данных и новых экономических явлений, которые возникают в ходе выполнения народнохозяйственного плана.

В процессе планирования разрабатываются прогнозы:

Выявление действующего плана, результаты которых позволяют вносить у него определенные коррективы и дают начальную базу для планирования на следующий плановый период.

Будущего планового порядка, результаты, которых служат научно-аналитическим материалом для разработки очередного плана.

На срок, который превышает очередной плановый период, которые дают оценку следствий принятых плановых решений и выявляют новые условия и проблемы развития в долгосрочной перспективе.

Нужно также выделить такие функции:

Специальные.

Обеспечивающие:

прогнозирование;

информацию;

организацию.

Планирование.

Координации.

Регулирование.

Гуманистическая.

Консолидирующая.

Передачи социального опыта.

Функции также делятся на:

Нормативные.

Ориентационные.

Предупредительные.

Нормативные функции:

в прогнозе всегда соблюдаются определенных показателей и норм;

дают возможность реализовать прогностическую модель;

предостерегают орган управления от субъективизма в его деятельности.

Ориентационные функции:

выражаются в определении субъектом управления целей развития общества;

более реалистическом направлении и выборочном подходе к информации.

Предупредительные функции:

информируют орган управления о возможных и реальных отклонениях объекта от прогностической модели;

дают возможность анализировать факторы и причины, которые обусловливают действие руководящей системы, и своевременно принимать меры к ним стабилизации.

Реализовывая те или другие функции прогнозирования, необходимо определить подходы, которые составляют научную основу экономического и социального прогнозирования.

В данное время используются два подхода.

При поисковому (или исследовательскому) подходе конечной целью является определения возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, учитывая, что хранятся существующие тенденции развития этого объекта. При этом не принимаются во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции.

При нормативном подходе имеется в виду, что определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта в будущему понимается как цель. Например, при исследовательском подходе на базе имеющейся информации о росте потребления мы предусматриваем, насколько оно возрастает за период к уровню рациональных норм. При таком подходе исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденций за счет интенсификации производства, улучшение его структуры, повышение производительности работы и др.

При исследовательском подходе определяется в качестве базы достигнутый уровень. Например, в нашей стране оптимальный трудоспособный возраст составляет 16 лет, итак, трудовые ресурсы на 15-16 лет вперед будут определяться сегодняшней структурой населения.

Любое предвиденное явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлому. Будущее состояние объекта прогнозирования формируется из уже известных элементов, хотя и в новых соотношениях, других связях. С увеличением периода прогнозирования эта зависимость прослеживается все слабее.

Рассмотренные выше два научных подхода, которые реализуют функции прогнозирования, связанные между собой, они взаимно дополняют друг друга. Связь находит свое выражение в ряде общих черт. В обеих случаях необходимо проследить взаимосвязь между прошлым и будущим.

При исследовательском и нормативном подходах хранятся наследственность между прошлым и настоящим, поскольку описать и определить достигнутое состояние можно только на основе изучения современного состояния, а с другой стороны, полученные результаты или прогнозируемые цели необходимо соотнести с реальными возможностями науки, техники, экономики.

Критерии поступательного развития общества:

Увеличение свободы личности и ответственности.

Утверждение справедливости в социальной жизни.

Увеличение открытости общества.

Создание системы социальной и моральной безопасности лица.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших из них относятся:

выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

выявление на основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

Экстраполяция этих тенденций на будущее;

Синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;

интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Особое значение в социальном прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

восприятие социальных процессов как объективной реальности;

использование целостного, системного подхода к исследованию;

исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

анкетирование интервью ассоциативный прогнозирование

Глава 2. Методы социального прогнозирования

1 Классификация методов прогнозирования

Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда возможное влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов.

При этом различают:

индивидуальные экспертные оценки;

коллективные экспертные оценки.

К индивидуальным экспертным оценкам относятся:

метод «интервью», при которому осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос - ответ»;

аналитический метод, при которому осуществляется логический анализ какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные;

метод написания сценария, который основывается на определении логики процесса или влияния во времени при разных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают:

метод «Дельфи»;

матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных методов входят две подгруппы:

экстраполяции;

моделирование.

К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживание, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое, матричное моделирование.

Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов похожие за своим составом с экспертными и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически существующей информации об объекте прогнозирования и его прошлое развитие, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

К классу экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика - наука, которая изучает продуктивное, творческое мышление).

Это аналитический метод, суть которого состоит в построении и дальнейшем усечении «древа поиска» экспертной оценки с использованием какой-нибудь эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опрашивания высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых полностью или частично не подвергается формализации.

Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве основных элементов:

синтез граф модели объекта;

формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;

формирование вопросов и разработку экспертных оценок;

анализ работы экспертов;

алгоритмы обработки таблиц экспертных оценок;

образ вариации полученных прогнозов;

синтез прогнозных моделей.

Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют резне другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.

В качестве информации используются фактографические и экспертные данные.

При классификации методов прогнозирования необходимо иметь в виду, который содержательный систематизация методов прогнозирования должна определяться самым объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и их закономерностями.

С точки зрения оценки возможных путей и результатов прогнозное научно-технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя этапами:

исследовательским;

программным;

организационным.

Задачам исследовательского прогноза является определения возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов.

Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отобразить в виде роста их быстродействия, увеличение объема памяти и диапазона логических возможностей.

Специфические подходы и методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Структура этой науки определяется ее основными проблемами:

анализом и синтезом объекта прогноза;

адаптацией методов прогнозирования к объекту прогноза;

алгоритмизацией процесса составления прогнозов.

В арсенале инструментов экономической прогностики важная роль принадлежит количественным методам обработки прогностической информации - экономико-математическим методам, экономико-математическому моделированию, статической экстраполяции. Методология экономического прогнозирования исследует будущее в трех аспектах:

онтологическому;

логическому;

гносеологическому.

Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, факторы, которые влияют на него.

В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.

Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснения того, как будущее отображается в человеческом сознании, которые формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз из гносеологической точки зрения является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

Соответственно, проблема научного предусмотрения охватывает как теоретико-познавательный аспект, связанный с исследованием прогнозов как функции законов и теории наук, так и практический аспект, который выражается, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с планированием и управлением.

2.2 Традиционные методы социального прогнозирования

Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Предвосхищение будущего неизбежно, так или иначе, влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение.

И в этом сплаве двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида): поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности.

Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.

Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.

Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.

Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.

Надо сказать, что некоторые доктринеры и консервативно настроенные обществоведы в нашей стране еще сравнительно недавно отвергали футурологию (Футурология (от латинского futurum - будущее и...логия), в широком значении - совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики), называя ее «буржуазной лженаукой», как прежде отвергали под этим предлогом генетику и кибернетику. Однако, опровергая претензии западных футурологов на монопольное право исследовать будущее, вовсе нет нужды отказывать социальному прогнозированию в праве на существование как специальной отрасли научного знания, объявляя его прерогативой каждой науки в отдельности.

В современную эпоху наряду с дальнейшей специализацией в науке нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия и т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.). К числу таких интегрирующих отраслей знания относится и социальное прогнозирование, которое заведомо нельзя развести по отдельным департаментам науки. Ибо не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономического, экологического, демографического развития, научно-технического прогресса и возможной эволюции культуры, международных отношений.

Предвосхищение будущего - это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.

Заключение о сходстве индивидуальных действий исследователя экономического пространства с основной последовательностью проведения исследовательской процедуры осуществляется посредством сопоставления шагов по изучению экономического пространства с совокупностью элементов, характеризующих научно-технический, социально-экономический и духовный прогресс в современную эпоху.

Социосинергетика - нетрадиционный метод прогнозирования.

Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность, линейность, безальтернативность и др. Социосинергетика отличается от классической методологии тем, что в ее основе лежит принципиально иной мировоззренческий подход - философия нестабильности. Это позволяет при построении моделей исторических процессов учитывать такие важные особенности реальных систем, как стохастичность, неопределенность, нелинейность, поливариантность.

Отмечая преимущества синергетического моделирования эволюционных процессов, одновременно следует подчеркнуть немалые трудности, связанные с практическим использованием этих методов. Основная из них - исключительно высокая сложность социальных систем, наличие большого числа факторов, которые определяют их динамику. Да и сами связи между факторами отличает комплексность и многоступенчатость. К этому следует добавить неразработанность методов анализа бифуркационных фаз и эволюционных катастроф.

Указанные обстоятельства и обусловили сравнительно медленный прогресс в области разработки синергетических методов социального прогнозирования, или футуросинергетики.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.

Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.

Таким образом, методы социально-экономического прогнозирования - это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. Е. Басовский «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2013

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 2011.

3. Леонтьев В. Экономические эссе.

4. Романенко И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2012 г.

6. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 2010

Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: 2013.

Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2011

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 2012

Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. - Ростов н/Д.: 2011.

Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. Ч.1. Гомель., 2014.

Методы социального прогнозирования.

Виды социальных прогнозов

Методы социального прогнозирования

Понятие и виды социального прогнозирования

Тема 2. Социологический мониторинг безопасности

Социальное прогнозирование - это специальное иссле­дование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности.

Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объек­та. В ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:

Определяется и мотивируется цель вероятного разви­тия объекта;

Определяются средства и способы достижения этой цели.

Виды социального прогнозирования: социаль­но-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др.

Функции социального прогнозирования:

1. ориентирующая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их достижения

2. нормативная означает определение важ­нейших тенденций социального развития,

3. предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероят­ного развития.

Общенаучные: анализа, синтеза, экстраполяциираспространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом на будущее, интерполяции – восстановление значения функции в промежуточной точке по известным её значениям в соседних точках, индук­ции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и моделирования - перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя изучаемого объекта.

Интернаучные, сориентирован­ных на коллективное мнение, мнение большинства экспер­тов:

1. метод «мозговой атаки» представляет собой коллек­тивную экспертную оценку прогнозируемого события. Он предполагает совместное обсуждение проблемы специали­стами разных исследовательских направлений, научных школ и сориентирован на сближение экспертных позиций.

2. метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок.

К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят опрос экспертов, тестирование и др.

I. Прогнозы различаются на основе целевого критерия:

1. Поисковый прогноз, содержанием которого является опре­деление возможных состояний объекта прогнозирования в буду­щем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?


2. Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

3. Комплексный прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов.

II . По периоду упреждения различают следующие виды прогнозов:

Оперативный прогноз с периодом упреждения до 1 месяца;

Краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;

Среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5лет;

Долгосрочный прогноз с периодом упреждения от 5 лет до 15лет;

Дальнесрочный прогноз с периодом упреждения более 15 лет.

III . Помасштабам прогнозирования выделяют:

Мировые прогнозы;

Государственные прогнозы;

Структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

Прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры;

Отраслевые прогнозы;

Региональные прогнозы;

IV. По объекту исследования различаются:

-естествоведческие прогнозы (метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, космологические

-научно-технические прогнозы, которые охватывают перспективы развития научно-технического прогресса;

-социальные прогнозы, которые охватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношений между ними.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

Заключение

Список литературы

Введение

социальный прогнозирование моделирование экспертиза

На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.

1. Возникновение социального прогнозирования

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.

Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний. Можно сделать вывод, что предсказание - это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Схематически процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1)выбор объекта социального прогнозирования: это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы;

2)выбор направления исследования: экономическое, юридическое, собственно социальное и т.д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать «чистую» линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер;

3)подготовка и обработка информации по прогнозной базе, соответствующая требованиям информация - одна из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования;

4)выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечает требованию научности исследования.

5)собственно прогнозное исследование;

6)обработка результатов, анализ полученной информации, относящейся к проблеме исследования;

7)определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.

В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой.

Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности.

Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории дей-ствия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично.

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

- оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

3. Способы социального прогнозирования

В настоящее время насчитывается около 150 методов и процедур прогнозирования. Их подразделяют на различные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, в основе которых лежат как эмпирические, так и теоретические методы.

К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, экспериментирование и др. Интернаучные представлены мозговой атакой, методом Дельфи, к ним же относятся утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы представляют прогнозы по изобарическим картам, тестам и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального прогнозирования, накопляет достаточно большой и емкий научный потенциал, раскрывающий содержание как социальных позиций, так и социологического характера проблем. Поэтапное создание парадигмы нелогично по самой своей сущности. Сложность заключается в представлении характеристики таких технологий, а не в их применении.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

1. Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения.

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектировании. Приемы моделирования способны облегчить задачи проектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходуизложения своей точки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обыденных форм визуализации, широко применяемой в моделировании. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению. Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.

Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.

Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.

При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.

Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.

Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

- экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

- моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

- как действительно может протекать развитие;

- каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Список литературы

Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1995

Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы прогностических исследований в социальной сфере. Возникновение и влияние социального прогнозирования. Основы социального прогнозирования. Методы социального прогнозирования. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Социальное прогнозирование как метод научного познания. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Основные способы получения прогнозной информации. Основные преимущества коллективных экспертных оценок. Метод прогнозной экстраполяции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2016

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Сущность, истоки возникновения и развитие социального прогнозирования: понятия, термины, этапы и функции. СП на рубеже 19-20 столетий, Римский клуб и его роль в исследованиях. Дети-сироты как объект социальной работы, проблемы и программа их адаптации.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Методы прогнозирования. Результаты прогнозов и требования к ним. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. Теоретические основы социального проектирования.

    реферат , добавлен 15.03.2005

    Определение вариантов развития. Изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения. Сущность социального прогнозирования. Этапы процедуры прогнозирования. Закономерности общественного развития.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках. Роль интуиции в социальном предвидении. Сравнительное планирование и моделирование. Технологическая культура. Методы социального прогнозирования: краткая характеристика.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом. Методы построения прогнозов. Экспертная оценка-значение и функции экспертной оценки и ее отличия от информации массового опроса. Ценность социального прогнозирования.

Среди основных видов социального прогнозирования выделяют следующие виды: поисковый прогноз, нормативный прогноз.

Под поисковым прогнозом понимается обозначение потенциальных состояний объекта исследования в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом и настоящем. При использовании поискового прогноза в качестве вида прогнозирования исследователь пытается исходить из такого прогноза, чья реализация будет являться выражением желаемых целей и включать в себя ряд наиболее вероятных состояний социального объекта, которые можно анализировать с различных позиций. В итоге подобного поиска должно образоваться “дерево возможных результатов” с определением в нем приоритетов, значимости ключевых и производных условий их достижения.

Под нормативным прогнозированием понимается определение необходимых и достаточных средств для достижения возможных состояний объекта или желаемой цели. Данный вид предполагает более однозначную картину возможного социального будущего, а, следовательно, и более конкретные формы противостояния тем процессам, которые для общества будут опасными.

Само социальное прогнозирование по времени упреждения может быть: 1) оперативным (условно в пределах года); 2) краткосрочным (от года до пяти лет); 3) среднесрочным (от пяти до пятнадцати лет); 4) долгосрочным (свыше пятнадцати лет).

13 Типовая методика прогнозирования

Типовая методика со­циального прогнозирования, содержит 44 операции, сведенные в семь процедур:

1. Разработка программы исследования (предпрогнозная ори­ентация): определение и уточнение объекта, предмета, цели, за­дач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации иссле­дования.

2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ: уточне­ние параметров «инновационного поля», формулирование аль­тернативных вариантов, ранжирование их на основании приори­тетности.

3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ: рассмот­рение внешних факторов, влияющих на судьбу нововведения, определение возможных последствий нововведения для систе­мы (стандартный прогнозный фон содержит семь групп данных: 1) научно-технические и экологические, 2) демографические, 3) эко­номические, 4) социологические, 5) социокультурные, 6) внутри­политические, 7) внешнеполитические).

4. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное «взвеши­вание» последствий намечаемого нововведения с определением «дерева проблем».

5. Нормативный прогноз: определение возможных путей реше­ния проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инно­вация; коррекция данных «взвешивания» последствий, получен­ных в прогнозном поиске.

6. Верификация прогноза: определение степени его достоверно­сти, точности и обоснованности.

14 Основные методы социального прогнозирования.

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

Факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

Направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

Особенности, специфика развития наиболее важных составных;

Наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

Определяется круг экспертов;

Выявляются проблемы;

Намечается план и время действий;

Разрабатываются критерии для экспертных оценок;

Обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Социальное прогнозирование – междисциплинарный комплекс исследований, связанных с определением вариантов развития социальных процессов и выбора наиболее приемлемых, способных обеспечить их реализацию.

Виды социальных прогнозов

Метод прогнозирования: прогнозная экстраполяция метод экспертных оценок, «мозговая атака», метод Дельфи и т.п.

Социальное прогнозирование – предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

Метод прогнозной экстраполяции;

Метод экспертных оценок;

Коллективная экспертиза, мозговая стадия;

Метод моделирований;

Метод математического моделирования.

Слово «прогнозирование » происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который свя­зан с управлением процессом.

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии како­го-либо явления в будущем .

В узком значении прогнозирова­ние означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количес­твенными оценками и с указанием более или менее опреде­ленных сроков изменения этого явления .

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содей­ствовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходи­мых путей и средств претворения в жизнь намечаемой програм­мы действии.

Под прогнозом сле­дует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности . Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о буду­щем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную мо­дель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достовернос­ти высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным явля­ется то, что прогнозирование исходит из многозначности раз­вития.

Прогноз имеет конкретный харак­тер и обязательно связан с определенны­ми количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний.

Можно сделать вывод, что предсказание – это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное про­гнозирование - определение вариантов развития и выбор на­иболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, време­ни и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность воз­можных решений.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, спе­цифические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую сте­пень вероятности . Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возмож­ных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматри­ваемую систему, правильно определить вероятностные количе­ственные и качественные параметры ее развития в перспекти­ве, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает ди­рективным характером.

В заключение можно сказать, что ка­чественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей об­щество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пре­делах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия про­гнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предви­дение социальных явлений и процессов и управление ими тесно свя­заны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный про­цесс, мы можем активно содействовать его развитию, способст­вовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сфе­рах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематич­но. Чем это определяется?

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей мо­жет создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порож­дать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования : эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, мо­делирование и экспертизу является достаточно условной, по­скольку прогностические модели предполагают экстраполя­цию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогно­зов также используются методы аналогии, дедукции, индук­ции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнози­ровании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что сле­дующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квад­раты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расче­тах будущей численности населения, его половозрастной и семей­ной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рас­считано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно пост-
роить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экст­раполяции как метода прогнозирования в некотором роде ог­раничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного раз­вития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные осо­бенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (умень­шенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструирован­ный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоин­ство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социаль­ном проектировании точнее говорить, что созданная на основе за­мысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огруб­ляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектиро­ванию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что мо­дель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектиро­вании. Приемы моделирования способны облегчить задачи про­ектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходу изложения своей точ­ки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обы­денных форм визуализации, широко применяемой в моделирова­нии. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только вы­работать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и спо­собы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр.

Анализ и моделирование социальных систем в последнее вре­мя разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экс­пертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определен­ности параметров, подлежащих изучению.

Экспертиза в контексте исследований по искусственному ин­теллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или пло­хо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело обще­системный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания зада­чи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации