Как восстановить гофрированный шланг пылесоса. Что делать, если порвался шланг для пылесоса? Особенности конструкции шланга пылесоса

Сегодня уже вряд ли удастся найти семью, в доме которой отсутствует пылесос. Этот незаменимый помощник стал чуть ли не основным бытовым прибором, и к выбору его технических характеристик и качества необходимо подходить со знанием дела. Но, как бы ни было прискорбно, какого знаменитого производителя ни был бы этот аппарат, слабость к разрыву деталей присутствует у всех раскрученных брендов. К сожалению, гибкость шлангов, даже из самых прочных материалов, не безгранична. И заметив разрыв в местах, где он изгибается, возникает вопрос: можно ли провести ремонт шланга пылесоса своими руками? Давайте же рассмотрим, как это можно осуществить.

Как отремонтировать шланг от пылесоса?

В зависимости от места и характера повреждения, существует несколько способов отремонтировать трубку пылесоса, чтобы не тратить лишние средства на незапланированное приобретение дорогостоящей бытовой техники.

Ремонт при помощи камеры от велосипедного колеса

Если повреждение шланга находится посередине, то произвести ремонт можно, использовав обычную велосипедную камеру. Для этого необходимо действовать следующим образом:

  • Оцените степень повреждения и отрежьте необходимую вам длину камеры, предварительно проверив на целостность остальную часть детали.

Важно! Камера должны быть целой и не пропускать воздух. В противном случае — будет потеря мощности.

  • При помощи камеры соедините два конца шланга, натянув ее сверху.

Важно! Если вам сложно натянуть камеру, то можете использовать мыло — смажьте им концы гофрированной трубки. Это поможет без особых усилий устранить поломку.

  • После успешного соединения шланга отверните концы камеры, вытрите насухо всю гофру.
  • Эти места заклейте с помощью клея “Момент”, заверните камеру назад.

Важно! Для большей надежности клееные места можно обмотать сверху скотчем или изолентой.

Важно! Для того чтобы бытовая техника служила долго, ей требуется уход и регулярная чистка. Пылесос — не исключение. Читайте подробно на нашем сайте о том, чтобы эта процедура не вызвала у вас никаких сложностей.

Ремонт при обрыве у основания

В зависимости от того, от какого штуцера оборвался шланг:

  1. Обрежьте деталь в порванном месте.
  2. Очистите штуцер от грязи и остатков порванного шланга.
  3. Соедините штуцер с гофрированной трубкой.
  4. Поскольку гофрированная трубка имеет ребра жесткости для удобного и эффективного использования пылесосов, вам необходимо вкрутить шланг в штуцер или основание корпуса прибора с нанесением клея или использованием изоленты.

Если у вас возникла проблема с элементом, который обломался с обоих концов, то чтобы произвести ремонт шланга пылесоса своими руками, необходимо разобрать механизм:

  1. Выковыряйте отверткой оставшиеся куски пластиковой втулки, в которую ранее вставлялась поврежденная деталь.
  2. Вклейте деталь при помощи герметика или эпоксидной смолы.
  3. Оставьте в покое до полного высыхания.

Косметический ремонт

Иногда бывает так, что из-за низкого качества материалов, в некоторых местах шланг начинает сифонить — в нем появляются небольшие трещинки или разрывы. Эти проблемные места можно исправить при помощи медицинского пластыря либо полихлорвиниловой изоляции.

Для того чтобы отремонтировать шланг от пылесоса этими средствами:

  1. Наложите на места разрыва заплатку из пластыря с тщательно намотанной поверх ПВХ изоляцией. Старайтесь наматывать как можно плотнее, с небольшим запасом на обе стороны, потому как гофрированная трубка может пропускать воздух.
  2. В местах, где образовались трещины, осторожно распилите жесткую основу и накрутите шланг друг на друга. Затем сверху для плотности намотайте изоленту или скотч.

Важно! Если сломался не только шланг, надо разобраться в причинах неисправности. Сделать это можно самостоятельно, если вы с нашей помощью разберетесь в том,

Практически каждый домашний мастер готов предложить свой рецепт, как починить шланг простейшей конструкции. То есть без регулятора мощности на ручке и электрических проводов внутри, по которым подается электричество к регулятору.

Тут вам и советы, как правильно обрезать шланг, и как закрепить его обратно, и мастер-классы по использованию термоусадки, и даже рекомендации по применению скотча в этом деле. Конечно, консультанты нашего магазина ALM-zapchasti категорически не рекомендуют использовать в этом деле скотч. Это не гарантирует герметичность шланга. Но с народными умельцами даже спорить неохота.

А вот сложная конструкция шланга с проводами и ручкой-регулятором мощности вызывает затруднения «скотч-мастеров». Но, поскольку такие шланги рвутся точно так же, как и обычные, - в местах сгибания (возле ручки и в точке крепления к корпусу), то и ремонтируются по схожему принципу.

Отличие лишь в необходимости использования паяльника. Впрочем, давайте обо всем по порядку. Итак, как починить шланг пылесоса с регулятором мощности на ручке? Для примера рассмотрим случай, когда шланг порвался в месте крепления к корпусу пылесоса.

Алгоритм ремонта шланга пылесоса

1. В первую очередь обратите внимание на два металлических штыря, которые обеспечивают замыкание электрической цепи для работы регулятора мощности на ручке. Именно к ним подходят провода, которые впоследствии придется перепаивать.

2. Открутите саморезы крепления держателя шланга.

3. Надавливаем отверткой вовнутрь отверстий для снятия пружинного механизма крепления.

4. Снимите защелку, которая находится наверху.

5. Открутите направляющую шланга против часовой стрелки и снимите ее.

6. Затем снимаете и обрезаете шланг.

7. После обрезаете то количество витков провода, на которое вы обрезали длину шланга. Это нужно, чтобы после сборки шланг сохранял правильное рабочее положение, то есть втягивающим концом вниз.


9. При обратной сборке следите, чтобы оголенные части проводов не соприкасались. А лучше замотайте их изолентой. Изоляционная лента также пригодится для более прочной фиксации проводов в креплении.

Вот эти 9 шагов, которые вам нужно сделать, если у вас порвался шланга пылесоса. Надеемся, что эти 9 шагов не превратились для вас в 9 кругов ада, описанные Данте Алигьери. Если же предложенная технология ремонта шланга для пылесоса кажется вам неподъемной и тяжело усвояемой, то воспользуйтесь другим ценным советом от специалистов нашего сервиса ALM-zapchasti: просто .

Функция онлайн-подбора на сайте поможет сделать это максимально быстро. Практически также быстро, как если вы посмотрите марку, модель, серийный номер вашего пылесоса и позвоните нашему консультанту. Помните, что у нас вы можете приобрести запчасти к пылесосам по выгодным ценам, а на все комплектующие прилагается гарантия от производителя.

В любом случае, не спешите расставаться с хорошо зарекомендовавшими себя домашними помощниками, которые облегчают вам уборку, поддержание чистоты и порядка в доме. Надежный пылесос – незаменимая вещь для дома. И, если за 10-15 лет единственной неполадкой стал поврежденный шланг, то такой пылесос нужно обязательно вернуть к жизни и продолжить пользоваться им дальше!

Пылесос незаменим при уборке в квартире или доме. Как правило, основной корпус прибора, включая электромотор, служит достаточно долго. Из строя зачастую выходят пластиковые детали периферии. Зачастую это происходит со шлангом, без которого устройство полностью теряет пригодность.

Остаётся только купить новый прибор, но это достаточно дорого и нецелесообразно, так как старый пылесос в целом работоспособен, или попытаться найти подходящий шланг, что не всегда просто и быстро, да и к тому же не бесплатно. Как по-другому справиться с ситуацией, а именно – отремонтировать испорченный шланг?

Особенности конструкции шланга пылесоса

Прежде чем приступать к ремонту, нужно, как всегда, разобраться с конструкцией. Большинство шлангов современных пылесосов представляют собой полипропиленовую гофрированную трубу, обладающую эластичностью, благодаря чему они могут растягиваться и сжиматься в небольших пределах. Длина рукава колеблется около полутора метров.

С двух сторон шлаг оконцован пластиковыми патрубками. На один из патрубков насаживается удлинитель-держатель рабочей щётки. Второй патрубок представляет собой муфту, которая вставляется в корпус пылесоса.

СПРАВКА! Как правило, нарушение целостности поверхности гофры происходит вблизи стыка с пластиковыми окончаниями. Достаточно даже незначительного повреждения, чтобы тяга пылесоса и мощность всасывания существенно ослабли.

Причины появления дефектов

Шланг бытового устройства может порваться по нескольким причинам:

Естественной причинами того, что шланг порвался является также его состаривание и износ.

Как починить шланг от пылесоса своими руками

Существует несколько способов ремонта шлангов.

Ремонт простым отрезом

Этот способ подойдёт, если проблема возникла на стыке гофрированной трубы с пластиковым окончанием . Для ремонта из инструментов потребуется хорошо заточенный нож или ножовка по металлу. Что нужно делать? Аккуратно отрежьте рукав, оставив повреждённый участок со стороны патрубка, извлеките его, освободив и зачистив пластиковый наконечник. Затем обработайте его изнутри герметиком и осторожно вверните по резьбе гофру со стороны линии обреза.

Накладывание бандажа

Если в процессе неаккуратной эксплуатации на шланге образовались крупные повреждения: порезы, проколы и т. п. – уместно произвести ремонт методом накладного бандажа. Его применяют при повреждении рукава посередине (на некотором расстоянии от пластиковых концов).

Последовательность действий следующая. Для начала, как и в первом методе, необходимо аккуратно отрезать рукав, только теперь с двух сторон, оставив повреждённый участок посередине. В качестве бандажа будет использоваться резиновая камера от велосипеда около 10 сантиметров длиной. Обезжирьте отрезанные концы, на один из них полностью затяните камеру таким образом, чтобы из-под неё выглядывал небольшой участок шланга. Нанесите клеящее вещество быстрого действия (например, клей «Супер-момент») на оба конца шланга, состыкуйте их и протяните резиновый «бандаж» в обратную сторону, чтобы приклеить к каждому из фрагментов гофрированной трубки. Место сочленения должно оказаться строго посередине.

Ремонт термическим методом

Для этого способа вам потребуется специальный промышленный фен и термоусадочная трубка. Преимущества такого подхода: высокое качество соединения без сокращения длины шланга. Этот способ ремонта – универсальный, с точки зрения, места повреждения шланга.

Последовательность шагов такая:

  • подберите подходящую по размеру термоусадочную трубку;
  • отсоедините один из пластиковых наконечников;
  • наденьте термоусадочную трубку через свободный конец гофры;
  • установите трубку по месту повреждения и посредством фена равномерно разогрейте термоусадку.

Починка гофры с внутренними проводниками

Если модель пылесоса предполагает регулировку мощности на ручке рабочей насадки, тогда в шланг вмонтированы провода, подающие сигнал от регулятора к мотору. В таком случае ремонт шланга осложняется дополнительными действиями. Полная инструкция по ремонту имеет следующий вид:

  1. Необходимо разобрать крепёж держателя, освободив контакты проводов.
  2. Освободить повреждённый конец рукава от пластика.
  3. Отрезать повреждённую гофру, не затронув проводящие жилы.
  4. На нужном расстоянии перепаять контакты под крепёж.
  5. Собрать корпус держателя.

Как временно восстановить шланг пылесоса

Если вам необходимо во что бы то ни стало закончить уборку, а повреждения воздухозаборного рукава этого сделать не позволяют, вы можете прибегнуть ко временному восстановлению его работоспособности. Такие повреждения, как прокол или трещина могут быть устранены с помощью изоляционной ленты или скотча. Починка не займет много времени, но прослужит такая экстренная мера тоже недолго.

Практически все пылесосы (современные и не очень) отличаются своей надежностью и долговечностью. Рано или поздно, но все когда-нибудь ломается. Если двигатель вашего пылесоса работает, как и прежде, но агрегат стал хуже пылесосить или не втягивает пыль вовсе - это не значит, что надо торопиться в отдел бытовой техники. Вся причина - в шланге, поскольку именно шланг для пылесоса является слабым его местом по той простой причине, что чаще всего подвергается различным деформациям (изгибы и перекручивания).

Как правило, шланги для пылесосов рвутся в местах наиболее частых сгибов - вблизи ручки держателя либо в месте его крепления непосредственно к самому пылесосу. В данном случае проще всего открутить шланг, обрезать порванное место, а затем вкрутить обратно (на некоторых моделях для этого придется извлечь пластиковые втулки, в которые вклеен шланг, а затем посадить все обратно на герметик). Конечно, от этой процедуры он станет короче на несколько сантиметров, зато на какое-то время это освободит вас от необходимости покупать новый пылесос. Кстати, таким способом можно починить и шланг с расположенным на ручке регулятором мощности, в котором в качестве используются два изолированных электрических провода. Их, естественно, тоже придется укоротить.

Если шланг для пылесоса поврежден ближе к его середине, в качестве временной меры можно наложить на это место заплату из самого обычного медицинского пластыря, а затем обмотать полихлорвиниловой изоляцией. Более надежным вариантом может стать натягивание на поврежденный участок резиновой трубки, отрезанной от концы которой для повышенной надежности следует посадить на "Суперклей".

В последнем случае есть смысл призадуматься о приобретении нового шланга, и не только по той причине, что шланг с заплатками имеет, мягко говоря, непрезентабельный внешний вид. Существует большая вероятность того, что одним повреждением это не закончится и, скорее всего, он будет рваться каждый раз в новом месте. Сегодня проблема "где купить шланг для пылесоса" не стоит так остро, как еще несколько лет назад. А потому - вам самая прямая дорога в магазин. Шланг для пылесоса можно приобрести либо в специализированных магазинах, либо заказать через Интернет. Это может даже оказаться гораздо удобней и дешевле, да и выбор будет больше.

Выбирая шланг для пылесоса, прежде всего, необходимо обратить внимание на его гибкость. Чем он эластичней, тем меньше шансов, что он порвется вновь, да и пылесосить будет гораздо удобней. Обычно шланги изготовляют из резины или пластика, а для прочности внутрь вплетается металлическая проволока, выполняющая роль Кроме того, гофрированный шланг имеет больший запас длины. Кстати, о длине - следует помнить, что длина шланга обратно пропорциональна мощности всасывания. Чем длиннее шланг для пылесоса, тем меньше мощность, а, следовательно, тем качество уборки хуже. Особенно это характерно для встраиваемых пылесосов, длина шланга которых может достигать 15 метров.

Что касается цены, то тут все зависит от фирмы-производителя, но не является основоопределяющим фактором - главное, чтобы шланг подходил именно для вашего пылесоса.

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе


Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Фильтры

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Шланг

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса



Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

(Пока оценок нет)

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации