Источники коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция

Коммуникативные компетенции делового человека.

БЛОК 1. КОММУНИКАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Понятие и структура коммуникативной компетентности.

Ключевые понятия: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, коммуникативная личность, коммуникативные барьеры.

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.

– умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

– знание речевых норм, функционального использования языка;

– речевые умения и навыки;

– собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.

Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

– языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);

– речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);

– учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);

– социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);

– этикетный и общекультурный компонент.

Деловая коммуникация – это самый массовый вид взаимодействия людей в обществе в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Деловое общение – это общение с целью расширения соответствующих практических проблем, ситуаций, когда необходимо направить или изменить деятельность других людей, их мнений. Коммуникативно одарён каждый говорящий человек, т.е. реализующий себя как коммуникативная личность.


«Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью её индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью её индивидуальных свойств и характеристик, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации». Параметры коммуникативной личности.

1. Мотивационный – потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию – служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности.

2. Когнитивный – знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнёра в соответствии с коммуникативной установкой.

3. Функциональный – такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью : 1) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; 3) построение высказываний в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета. Оценка коммуникативной личности зависит от степени эффективности выполнения функции взаимодействия и функции воздействия.

Коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативныхспособностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения. Коммуникативная компетентность в ходе делового общения предполагает три уровня адекватности партнёров:

– коммуникативного – взаимодействия между объектом и субъектом с целью сообщения и обмена информацией и воздействия на индивида или общества в целом в соответствии с определённой целью – установкой;

– интерактивного – взаимодействия объекта и субъекта, предполагающего определённую форму организации совместной деятельности;

– перцептивного – процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом друг друга, управления как основы их взаимопонимания.

Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Человек нарабатывает коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении. Этот процесс включает в себя:

1. Участники (кто участвует в общении) – отправитель информации и получатель.

2. Контекст это физическое (температура, свет, шум, физическое расстояние, время суток и т.д.), социальное (заданные социальные роли, социальное взаимодействие), психологическое (те настроения, чувства, которые привносят каждый из участников), социокультурное окружение (ценности, убеждения, особенности восприятия тех или иных событий, особенности восприятия), в котором происходит коммуникация.

3. Сообщение . Значением нашего сообщения является обратная связь: сочетание значения символа, кода, формы организации информации.

А) Значение – это осознание человеком мыслей и чувств. Значение, существующее в сознании человека не может передаваться вовне само собой, поэтому люди используют символы (слова, звуки, действия);

Б) кодирование – когнитивный процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия; декодирование – перевод звуков, слов в действия.

4. Канал (вербальный, невербальный) – технический маршрут сообщения и средство его передачи. Все каналы задействованы: осязание, обоняние, слух, зрение, но развиты неодинаково.

5. Обратная связь – реакция на сообщение. Обратная связь указывает передававшему человеку: как оно было принято, понято.

6. Шум. Шумом называют то, что мешает передавать нужную информацию, т.е. любой внешний, внутренний физический, психологический, семантический или иной стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией и влияющий на искажение значения информации (разность образования, восприятия, установочных понятий и т.д.).

7. Цель. Каждая ситуация (коммуникация) должна иметь цель. Эффективной считается та коммуникация, когда участники считают, что цель выполнена.

Устное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

· Наличие обратной связи (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказанному. По отдельным репликам и вопросам определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

· Устная форма общения. Устное выступление представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вопрос № 92 . Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность (по Петровской) – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодейтсвия.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав включается совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1.давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

2. социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3.осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, тон, верную пристройку к партнеру в ситуации делового общения. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. Он социален с одной стороны и включает интериоризированные нормы и ценности культуры. С другой стороны, индивидуален поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических особенностях, связанных с общением в жизни личности.

В общении особую роль играет овладение социальными ролями организатора и участника общения. Здесь важен опыт восприятия искусства, так как искусство воспроизводит разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности - система знаний, историй и культуры человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности.

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения - не только искусство адаптации к ситуации, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную индивидуальную дистанцию. Анализ составляющих компонентов коммуникативной компетентности рассматривается на трех уровнях: - соционормативный; - сигнификационный (система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении); - акциональный.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения);

в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);

д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются :

1) соционормативный опыт народной культуры;

2) знание языков общения, используемых народной культурой;

3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия искусства.

Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знание норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основой ее формирования является опыт общения с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры), с другой, индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности).

Понятие социально-психологического тренинга

Психологический тренинг - это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представля­ет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания.

СПТ - форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения.

Начало работы

Эффективная работа СПТ-группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее - предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

1. Принцип добровольности

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии.

Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.

Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему? Готов ли он сейчас к этому?

2. Время и частота проведения

Оптимальный объем СПТ в академических часах - от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня - от 8 до 10 академических часов (6 - в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников не занятые: каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предпо­лагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта.

Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями.

Как часто следует встречаться группе? Если занятия короткие - 4-5 часов, то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 9-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не из-за нерешенной там проблемы.

3. Тренинговая программа

Тренинг - это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Итак, первый шаг - осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг - выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

Психологический тренинг (по Петровской) - это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений. Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучаю­щийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чув­ствования, делания. Участие в тренинге может быть только добровольным.

Форма проведения - дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, т.е. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача-налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни.

Т-группа-это группа, имеющая ограничения по количеству участников (от 7 до 15 чел). Желательно, чтобы это были не знакомые между собой люди. Сроки проведения от 2-ух дней до 2 месяцев. Обязательная позиция – это позиция тренера. По своим функциям тренер обязан:

1. Обеспечить в группе атмосферу доверия и открытости;

2. Демонстрация участникам группы модели желаемого поведения предполагает терпимость, открытость и поддержку искренности у других, принцип «здесь и теперь»-не только невозможность обсуждения вне группы того, что здесь происходит, но обсуждаются только те события, которые имеют место быть в настоящем.

Цель Т-групп- это совершенствование социально-психологической компетентности участников.

Принципы работы тренинговой группы

1. Принцип активности- в тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия, это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений или наблюдение за другими по специальной схеме. Этот принцип является ключевым в СПТ. Поэтому тренинг относят к интерактивным формам обучения.

2. Принцип исследовательской позиции-участники в ходе тренинга открывают для себя какие-то закономерности, которые уже известны в психологии, и что особенно важно-открывают свои личностные особенности, они иссделуют, им не дают психологическую закономерность в готовом виду, у них есть возможность самостоятельно это прочувствовать, пропустить через себя, открывая свои личностные особенности;

3. Принцип объективации поведения- принцип осознания. Универсальное средство объективации-обратная связь. В качестве обратной связи используются не только высказывания других участников, но и технические средства (виде и аудиозаписи).

4. Принцип партнерского общения- такое общение, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а так же их чувства, эмлоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия и откровенности.

Тренинговая программа строится на логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта.

Для того чтобы общение было продуктивным и способствовало выполнению поставленных целей при общении с людьми, каждый специалист в своей профессиональной деятельности должен обладать коммуникативной компетентностью

Коммуникативная компетентность - это система внутренних составляющих, необходимых для создания эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций в результате межличностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  • 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  • 3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.

  • * Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
  • * Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
  • * Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
  • * Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социо-технологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное “заражение” проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих - кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности”

Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности - способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

  • 1. Творческое мышление;
  • 2. Культуру речевого действия;
  • 3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
  • 4. Культуру жестов и пластики движений;
  • 5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
  • 6. Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне - и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности .

сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению проблемы содержания и развития коммуникативной компетентности субъектов социального взаимодействия. Психологи бихевиористического направления связывают К. к. с расширением тезауруса поведенческих паттернов, обеспечивающих успешность в О., с освоением разл. способов и средств управления ситуацией О. и способностью формировать гибкие модели поведения в конкретных ситуациях. Когнитивная психология подчеркивает зависимость К. к. поведения от сложности когнитивной сферы субъекта, знаний в области психологии людей, собственно К. к., а также социального мышления, социального восприятия и социального воображения. В гуманистической психологии, провозглашающей в кач. главной ценности эксклюзивное в человеке, и подчеркивающей фасилитативный характер интеракций, К. к. связывается с ценностным, творческим, субъектным потенциалом участников и их способностью поддерживать открытые, развивающие межличностные отношения, обеспечивающие возможность личностного роста. Психология новой волны, ориентированная на развитие психол. потенциала человека за счет применения разнообразных глубинных психол. практик, рассматривает О. как пространство презентации и апробации субъективных моделей управления собственной активностью и активностью партнера. Здесь К. к. связывается прежде всего с развитием способности субъективного контроля, формированием позитивного образа мира, установок на успех и преуспевание, с умением конструировать позитивную реальность взаимодействия. В кач. залога К. к. рассматривается оптимизация внутр. психич. среды индивида. Компетентные отношения в О. подразумевают, что их участники в достаточной мере удовлетворены совместно опр. содержанием, мерой и формой контроля и аффилиации, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Cелман (Selman) предложил свою модель К. к. с учетом когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов. С т. зр. др. психологов наличие разнообразных коммуникативных умений и навыков расширяет возможности субъекта вступать в компетентные отношения, но не гарантирует таковые. К. к. связана не столько с высоким уровнем «коммуникативного мастерства» и блестящими результатами, сколько со способностью поддерживать отношения на желательном для субъекта уровне определенности. К. к. может рассматриваться как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию О., так и собственную внутр. и внеш. активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве. В отеч. психологии разработка проблемы К. к. в осн. велась в рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально-психол. тренинга. Л. А. Петровская рассматривала компетентность как атрибут О. в субъект-субъектной парадигме, включающий опр. уровень развития коммуникативных, социально-перцептивных и интегративных умений. В формировании К. к. поведения участвуют прежде всего смыслы, личностные ценности, глубинные побуждения, социогенные потребности и резервы знаний, умений и навыков. К. к. определяется: а) как сложная личностная характеристика, как совокупность способностей, умений, психол. знаний и коммуникативных личностных качеств, к-рая проявляется в разл. ситуациях О.; б) как система внутр. ресурсов личности, обеспечивающих построение эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия, предполагающая ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Ю. Н. Емельянов, В. И. Жуков, В. А. Лабунская, Л. А. Петровская). К. к. связана с семантизацией своего поведения для других в интерперсональном опыте жизни, обеспечивает субъекту чувство удовлетворенности собой как субъектом социального партнерства. В конечном счете, высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает успешность в социуме и соответственно повышает самоуважение человека, напротив, низкая коммуникативная компетентность коррелирует с повышенной стрессоуязвимостью, фрустрированностью и тревожностью (М. Ю. Кондратьев, Г. А. Ковалев). Содержательно К. к. может быть представлена как интегративная характеристика человека, определяющая его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. К. к. включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности О. и цели. К когнитивному компоненту относятся социальное восприятие, воображение и мышление; социально-перцептивные гештальты, когнитивный стиль и индивидуальный уровень когнитивной сложности, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей (почерпнутые из художественной литературы, искусства, истории, бытийного опыта) и специальные психол. знания. В кач. личностной составляющей выступают смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. К. к. операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; чувстве собственной компетентности; умении гибко и адекватно динамично трансформировать ситуацию О., собственную коммуникативную активность и поведение партнера. Одним из проявлений К. к. выступает ориентация на поддержку Я партнера по взаимодействию, его позитивного самоотношения. Лит.: Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Л., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989 ; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005; Witkin H. A. Personality through perception. N. Y., 1954. Т. Н. Щербакова

Критерии коммуникативной компетентности впервые сформулировал Т. Гордон. Он определил коммуникативную компетентность как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы, и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Иначе говоря, речь идет о способности или умении создавать и поддерживать в общении партнерскую позицию в общении «на равных», в отличие от «пристройки сверху» или «снизу». Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (5).

Рассмотрим различные подходы к пониманию коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность личности подразумевает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств, произвести впечатление на других (8,с.10).

В работах Ю.И.Емельянова (7), Л.А.Петровской (13) и других авторов под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Л.Д.Столяренко предлагает аналогичную характеристику: коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (18).



В словаре Н.И. Конюхова предлагается следующее определение: «Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия» (10,с.210)

С точки зрения Е.В. Сидоренко, коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения (6).

В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки.

Таким образом, большинство авторов рассматривают коммуникативную компетентность как внутренний ресурс личности, включающий в себя знания, умения и способности, обеспечивающие построение эффективной коммуникации, достижение целей в процессе коммуникации, при этом нам хочется добавить важный нюанс, а именно – ненанесение ущерба партнеру по общению.

На наш взгляд, следует отличать коммуникативную компетентность от коммуникативной грамотности. Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. Однако с точки зрения Л.С.Колмогоровой, это разные вещи: под грамотностью понимается необходимая минимальная ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. «Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. ... В компетентности же наиболее явно выражается процессуально-деятельный, поведенческий компонент психологической грамотности. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты» (9,с.20-21).

Таким образом, основное отличие коммуникативной грамотности от компетентности заключается, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя в той или иной ситуации, как общаться в той или иной ситуации, что значит тот или иной жест и т.д.), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в конкретной коммуникации, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о коммуникации», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. общается со знанием дела, реально используя и учитывая имеющиеся знания в процессе коммуникации.

В рассмотрении компетентности мы будем придерживаться определения, данного в работе М.А. Холодной: «Компетентность – это особый тип организации предметно – специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» (19,369). Таким образом, коммуникативная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность коммуникации на основе психологической грамотности, что, означает уместное и оправданное (адекватное целям и задачам) применение знаний, умений, обеспечивающих достижение стоящих перед человеком целей и решение проблем в ситуации общения.

Коммуникативная компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта и опыта других людей. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих – то указаний, предписаний, установок.

Следовательно, коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, возможность реализовать в общении свою субъективность (13, с. 86).

Коммуникативная компетентность, по мнению Е.В.Руденского, складывается из способностей:

Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Социально - психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Осуществлять социально - психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения (13, с 73). От прогноза коммуникативной ситуации, АО нашему мнению, будет зависеть и ее прогнозирование, и ее управление. Поэтому коммуникативные установки играют, пожалуй, определяющую роль в развитии всей коммуникативной ситуации.

Л.А.Петровская, в свою очередь, выделяет следующие два компонента коммуникативной компетентности: основанные на типе направленности (установки):

1. коммуникативная составляющая, относящаяся к внешнему уровню, решающая репродуктивные задачи, этот компонент связан с операционно – техническим уровнем коммуникации;

2. личностная (глубинная) составляющая, относящаяся к внутреннему уровню, решающая продуктивные задачи, затрагивающая личностно – смысловые образования и играющая определяющую роль по отношению к внешнему, поведенческому.

С нашей точки зрения коммуникативная компетентность (как и социальная) должна быть охарактеризована с ценностной точки зрения. Мы уже говорили в предыдущей статье о модели компетентности, которая рассматривает компетентность как сложную структуру, состоящую из ядра и двух «оболочек». Теоретическая модель коммуникативной компетентности, таким образом, включает в себя несколько составляющих: внешний слой - операциональный (коммуникативные навыки и умения), внутренний – когнитивный (знания о коммуникации) и ядро.

Операциональный компонент коммуникативной компетентности включает в себя следующие умения(4, с.136):

Устанавливать контакт с разными людьми в разных ситуациях;

Рефлексивного и нерефлексивного слушания;

Формулировать «Я-высказывания» для выражения своего мнения;

Вести переговоры;

Выступать публично;

Уверенного поведения;

Рефлексировать как по поводу своего поведения, так и по поводу своих переживаний, а также неудач и достижений и многие другие.

Когнитивный компонент коммуникативной компетентности включает в себя житейские и научные знания:

Коммуникации, ее особенностях, факторах, обеспечивающих ее успешность, о невербальной стороне общения;

О психологических особенностях разных типов людей;

Общую эрудицию, хороший словарный запас.

Ядро коммуникативной компетентности, в свою очередь, включает 3 блока:

1) система ценностных ориентаций и социальных установок, которые должны характеризоваться гуманистической направленностью;

2) характерологический (система отношений к себе и другим, а именно: сочетание уважения к другим и самоуважения);

3) социальных способностей - социальный интеллект, эмпатия.

Особое внимание хотелось бы обратить на такую подструктуру ядра, как характерологическая. Нас наш взгляд, она представлена в виде системы отношений:

· к самому себе,

· к другим людям,

· ожидания отношения других людей к себе (атрибутивная проекция) (18, с.108)

Для эффективной коммуникации очень важно, чтобы человек относился хорошо к себе и другим, принимал себя и индивидуальность других людей и ожидал от них также доброжелательного отношения и принятия. Это создает основу для чувства уверенности в себе в процессе коммуникации и способствует тому, что человек будет общаться компетентно.

Ядро выступает как побудительная и регулирующая сила коммуникативной компетентности, определяющая поведение человека в ситуациях коммуникации. Именно от «ядра» зависит, каким образом будут использованы коммуникативные знания, умения и навыки человека. Например, они могут быть использованы во вред другому человеку - для того, чтобы успешно манипулировать им, подводя его к нужному мнению или решению. Именно так действуют разного рода мошенники. Или, наоборот, те же знания и умения могут быть направлены на сотрудничество с другим человеком, создание партнерских отношений с ним, даже если он при этом является конкурентом. При этом следует отметить, что регулирование процессом коммуникации может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Поэтому важно, чтобы отношение к себе и другим было позитивным не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательном (конечно, бессознательный уровень отрегулировать значительно сложнее).

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения (13, с.63). Но для того, чтобы быть гибким в общении, необходимо владеть достаточно широким спектром навыков и умений. Эта задача может решаться только с помощью специально организованного обучения.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации