Противопожарное оборудование и его расположение на судне. Пожарная система на судне Спринклерная система пожаротушения на судах

Методы тушения пожаров заключаются в принятии мер, прекращающих доступ горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха, а также охлаждения горючего вещества.

Способы и средства тушения пожара следует выбирать в зависимости от горючего материала и очага пожара.

Существуют поверхностный и объёмный способы тушения пожаров, которые основаны главным образом на изоляции очага пожара от доступа воздуха. При поверхностном способе горящую поверхность изолируют от доступа воздуха при помощи огнегасительных средств, например, воды, химической и воздушно-механической пены. При объёмном способе прекращают доступ воздуха в помещение или подают инертные газы, не поддерживающие или прекращающие горение: углекислый газ, пар, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания.

Очень важен правильный выбор и применение огнетушительных средств в зависимости от хар-ра пожара.

Огнетушительными средствами являются такие вещества и материалы, которые, будучи введённые в зону пожара, прекращает процесс горения. Их подразделяют в зависимости от способа пожаротушения.

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный. При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает. При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные.

Одновременное применение для тушение пожара воды и пены недопустимо, т.к. вода разрушает пену.

Водяной пар в зоне огня резко снижает содержание кислорода в воздухе. Паром нельзя гасить киноплёнку, хлопок и другие вещества, способные гореть в инертной среде, но его можно с успехом применять для тушения горящего металла и находящегося под напряжением электрооборудования. Паротушение применяется для защиты от пожара машино-котельных отделений, грузовых помещений, хранилищ топлива и смазочных масел.

Углекислота применяется для тушения горючих жидкостей, волокнистых и древесных материалов в герметизированных помещениях. Диоксид углерода тяжелее воздуха, поэтому он хорошо обволакивает горящие поверхности и проникает в труднодоступные места. Он не наносит вреда оборудованию и грузу, нетокопроводен и может поэтому применяться для тушения загоревшегося электрооборудования, находящиеся под током.

Диоксид углерода для тушения пожара подаётся с помощью судовых стационарных установок. После тушения пожара углекислотой в помещение не допускаются люди до полного проветривания.

Вода – наиболее распространённое, дешёвое и эффективное средство пожаротушения. Водой успешно можно гасить большинство твёрдых и газообразных веществ, но ни в коем случае не бензин, керосин, масло, горящие металлы, а также находящееся под напряжением электрооборудование. Для тушения развившихся наружных пожаров необходимо воду подавать в очаг пожара мощной компактной струёй. Большой эффект тушения пожаров водой в небольших судовых помещениях и внутри надстройки достигается при подаче её в распылённом или туманообразном состоянии, для чего используют стволы распылители.

Применение воды при тушении пожаров в трюмах опасно, т.к. она может значительно уменьшить запас плавучести и отрицательно повлиять на остойчивость судна. Некоторые горящие химические вещества, если их гасить водой, выделяют взрывоопасный газ. Вода применяется главным образом, как средство охлаждения.

На морских судах для борьбы с пожарами вода используется в системе водотушения, водораспыления, спринклерной системе, при использовании переносных мотопомп и ручных пожарных насосов.

Кошмы, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тёртый шифер или асбест применяют для ликвидации небольших очагов пожара. Применение песка весьма эффективно при тушении только что начавшегося пожара, небольших очагов пламени легковоспламеняющихся материалов и особенно нефтепродуктов. Небольшие очаги пламени можно быстро ликвидировать, набросив на них брезент или мат.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, т.к. доступ к очагу пожара с любыми огнегасительными средствами ограничен или практически невозможен. В таких случаях производят полную герметизацию трюма, включают стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного трюма.

При тушении пожара на открытых палубах и надстройках нужно подавать на очаг пожара наибольшее кол-во компактных струй воды по возможности с наветренного борта. Кроме того, нужно охлаждать находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и материалы. Как только будет обнаружен огонь в судовых помещениях, необходимо сразу же плотно закрыть все иллюминаторы и двери. Распылённой струёй в 1-ую очередь следует поливать места наибольшего нагрева – подволок, переборки, а также места прокладки труб отопления и кабели, через которые распространяется огонь. Со стороны соседних помещений одновременно надо охлаждать водой переборки.

Ручные огнетушители предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения. Огнетушители постоянно находятся в готовности и могут быть быстро приведены в действие. Наиболее распространены пенные, углекислотные и бромистометиловые огнетушители.

=Матрос II класса (стр.166)=

Горючие материалы Огнегасительные средства
Электропроводящие неэлектропроводящие неэлектропроводящие, но ядовитые
Вода, в том числе и в распылённом виде, она же со смачивателями Химическая и воздушно-механическая пена Водяной пар, углекислый газ и инертные газы Химические жидкостные бромэтиловые составы
Древесные и волокнистые материалы Эффективны Могут быть использованы, хотя предназначены в основном для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Эффективны при герметизации помещений Малоэффективные для хлопка 1
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65 о С, нерастворимые в воде Можно применять только в тонкораспылённом виде Эффективны Эффективны
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65 о С, растворимые в воде Применять как разбавитель 2 и в тонкораспылённом виде Пена химическая из пенопорошка ПГПС 3 Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65 о С и выше, нерастворимые в воде Не рекомендуется применять сплошную струю, необходимы распылительные носадки 4 Эффективны Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65 о С и выше, растворимые в воде Применять как разбавитель, необходимы распылительные носадки 1 Эффективны Эффективны
Металлы Применять нельзя 5
Электрооборудование под напряжением Применять нельзя Эффективны

1 Возможно повторное возгорание при вскрытии помещений.

Системы пожаротушения на корабле являются конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

    • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
    • Водяных завес;
    • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.

В ряде случаев в качестве , которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

  • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
  • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  • В сетях вентиляции оборудования.

Все основные рабочие должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и . В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

Система водяного на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м 2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как , так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

Введение

Основные термины

Конструкционных средства локализации пожаров

Система обнаружения дыма

Состав системы (пожарные насосы, трубопроводы, рукава, стволы)

Средства тушения пожара

Система пенотушения

Переносные огнетушители

Расположение системы пенотушения

Требования морского регистра к системе пенотушения

Введение

Каждой судно, с целью пожарной безопасности, оборудуют системой пожаротушения, которые предназначены для локализации пожара, а также быстрого и беспрепятственного тушения. Целью создания этой системой служит защита экипажа и личного состава судна, а также сохранения материальной ценности в судовых помещениях и перевозимого груза и остойчивости судна.

Основные термины

Пожар на судне, особенно в открытом море, одно из самых больших бедствий.

Разрушающему действию пожара особенно подвержены нефтеналивные суда в период погрузочно-разгрузочных работ. Из общего числа нефтеналивных судов, на которых возникают пожары, 10-12% гибнет.

Ежегодно 2-4% сухогрузных и пассажирских судов подвергаются разрушающему действию пожара, но случаи гибели судов этого типа весьма малочисленны.

Условия судовой обстановки - ограниченность площадей, наличие разнообразных горючих материалов, невозможность подчас во время рейса получить помощь со стороны, затруднительность эвакуации людей, грузов и оборудования осложняют ведения борьбы с пожарами на судах. Эти обстоятельства требуют от команды и пассажиров строго выполнения правил пожарной безопасности, наличия на судах эффективных средств обнаружения и тушения пожаров.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства.

Причины возникновения пожара

§ неосторожное обращение с огнём;

§ несоблюдение правил эксплуатации оборудования и электрических устройств;

§ самовозгорание веществ и материалов;

§ грозовые разряды;

§ поджоги;

§ неправильное пользование газовой плитой;

§ солнечный луч, действующий через различные оптические системы

Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Природа возгорания.

Для возникновения возгорания и поддержания пожара необходимы три составляющие, известные как Пожарный Треугольник (Рис.1).

Это горючие материалы (топливо), тепло, вызывающее температуру возгорания веществ и материалов, кислород для поддержания процесса горения. Эти составляющие взаимосвязаны цепной молекулярной реакцией.

Три составляющих Пожарного Треугольника, необходимых для возникновения горения и поддержания пожара, образуют стороны треугольника. Пожар возможен, лишь когда все три компонента встречаются вместе. Удаление любой одной составляющей разбивает треугольник, и пожар перестанет существовать (потухнет).

Материалы горения (топливо) могут быть твердыми, жидкими и газообразными. Например, бумага, древесина, картон, масло, нефтепродукты, краска, ацетилен и другие.

Удаление материалов горения (топлива). Принцип удаления топлива (материалов горения) наиболее эффективно может использоваться при пожарах в машинном отделении, где имеется возможность перекрытия подачи горючих веществ путем аварийного перекрытия клапанов топливных трубопроводов. Машинное отделение, таким образом, является единственным местом на судне, где применим данный метод разбивания пожарного треугольника и, соответственно, борьбы с пожаром путем удаления материала горения.

Кислород содержится в воздухе, обычно в достаточных количествах для поддержания горения / пожара.

Удаление кислорода (удушение пожара) означает снижение уровня кислорода, ниже его содержания, необходимого для поддерживающего горения. Это достигается перекрытием притока свежего воздуха путем герметизации помещения, закрытием естественной и принудительной вентиляции. Кислород выгорит и пожар в помещении потухнет. Другой способ - вытеснение кислорода из воздуха в горящем помещении.

Различные материалы горения (топливо) имеют разные критические температуры возгорания. Когда такая температура достигается нагреванием - происходит возгорание материала, и далее горение само по себе поддерживает высокую температуру горения материала. Нагревание материала до его температуры горения может быть как непроизвольным, так и преднамеренным.

Охлаждение означает понижение температуры горящих субстанций ниже их температур возгорания, необходимых для поддержания горения.

Примером разбивания пожарного треугольника и борьбы с пожаром путем охлаждения горящих материалов (топлива) является использование воды, подаваемой из пожарных рукавов или из водяных огнетушителей. При этом необходимо проводить охлаждение смежных переборок из соседних помещений при помощи пожарных рукавов и воды.

Судовые системы должны исключать возможность распространения дыма или огня при пожаре между отдельными огнезащитными зонами судна.

Средствами активной противопожарной обороны судов являются противопожарные системы. В зависимости от назначения их можно разделить на две группы: сигнальные пожарные системы и системы защиты от пожаров помещений, конструкций, устройств и оборудования.

Конструкционных средства локализации пожаров

Конструкция судна предусматривает локализацию пожаров посредством использования стальных, усиленных изоляционными материалами перекрытий, которые предотвращают распространение огня и дыма.

К этим конструкция относят переборки, перекрытия и пожарные двери.

Перекрытия представляю собой перекрытия, образованные переборками и палубами. Они сконструированы так, чтобы не допускать прохождение дыма или пламени. Изготавливаются из негорючих материалов, имеют усиленные элементы жесткости, а так же термостойки.

Пожарные двери. Все двери в переборках изготовлены из стали, содержат термостойкий изоляционный материал и соответствуют пожарному классу переборок. Двери снабжаются активным магнитным держателем. Активировать магнитный держатель можно локально, с помощью выключателя, или дистанционно - с панели индикации и управления на Мостике. Пожарные двери могут быть обычного типа (захлопывающиеся) или скользящие (sliding doors). Закрывающее устройство может представлять собой автономное гидравлическое устройство, действующее по типу пружины, либо трос с противовесом (для скользящих дверей).

Немедленное закрытие пожарных дверей особенно важно для помещений повышенного пожарного риска (камбуз, машинное отделение, кладовые), где пожар может быстро развиваться и перекинуться на смежные помещения.

Рис. 2 Противопожарные двери

Система обнаружения дыма

пожар детектор пенотушение морской

Независимо от имеющейся на судне спринклерной системы, жилые и служебные помещения судна оборудованы электронной системой обнаружения пожара и сигнализации, основанной на контроле за атмосферой помещений. Система состоит из автоматических датчиков (детекторов), кнопок аварийной пожарной сигнализации, приводимых в действие вручную, панелей индикации на Мостике и в машинном отделении (ЦПУ), звонков пожарной сигнализации. Датчики установлены во всех помещениях, имеющих риск возникновения пожара, а также в коридорах, траповых выгородках и путях эвакуации в пределах надстройки судна.

Существуют четыре основных вида пожарных детекторов:

· Оптические детекторы (дымовые датчики) - срабатывают при пожаре в помещении с образованием дыма или газообразных продуктов горения, содержащих for detection of combustion gases mainly transmitting small particles.

Принцип действия: Измерение отраженного инфра-красного света в измерительной камере датчика.

· Ионические дымовые детекторы (Ion chamber smoke detector) - для определения газов и дыма содержащих мелкие видимые частицы).

Принцип действия: использование ионизационной камеры с низким радиоактивным источником.

· Тепловые датчики - для использования в сухих помещениях. Срабатывают при достижении температуры фиксированных пределов. Применяются для защиты помещений, в которых возможно частое ложное срабатывание дымовых детекторов (машинное отделение, инсинераторное помещение, сварочные мастерские и т.д.).

Принцип действия: измерение температуры воздуха в измерительной камере датчика.

· Инфра-красные датчики пламени (infra-red flame detector) - срабатывают на инфра-красное излучение, исходящее от пламени.

Принцип действия: использование оптического фильтра, пропускающего инфра-красное излучение от пламени.

· Ручные пожарные извещатели (Manually-Operated Call Points - M.C.P), небольшие квадратные коробки, содержащие закрытую пластиковой или стеклянной пластиной (крышкой) кнопку сигнализации. Располагаются в хорошо видимых и доступных местах вблизи входов в помещения, концах коридоров и т.п. Расстояние между пожарными извещателями на пассажирских судах в коридорах составляет не более 20 метров При нажатии кнопки извещателя не следует ждать немедленного срабатывания звонков пожарной сигнализации. Сигнал с извещателя поступает на контрольные панели индикации, имеющиеся на Мостике и в машинном отделении.

Состав системы (пожарные насосы, трубопроводы, рукава, стволы)

Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих пожарных насосов.

На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в следующем количестве:

на пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;

на пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;

На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.

Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи, подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.

Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко присоединить пожарные рукава.

Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.

Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, от остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.

Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.

Рис. 6 Пожарная магистраль с изолирующими клапанами

Пожарные рукава должны изготавливаются из одобренного износостойкого материала, а их длина должна быть достаточной для подачи струи воды в любое из помещений, в которых может потребоваться их применение.

Рис.7 Пожарный ящик и пожарные рукава

Каждый рукав должен быть снабжен стволом и необходимыми соединительными головками (фланцами).

Пожарные рукава, вместе со всеми необходимыми принадлежностями и инструментами должны находиться на видных местах вблизи кранов или соединений в постоянной готовности к использованию. Кроме того, во внутренних помещениях пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к кранам.

На пассажирских судах для каждого крана должен быть предусмотрен по меньшей мере один пожарный рукав, причем эти рукава должны использоваться только для целей пожаротушения или проверки действия противопожарных устройств при учебных пожарных тревогах и освидетельствованиях.

На грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более количество пожарных рукавов определяется из расчета, что на каждые 30 м длины судна должен быть предусмотрен один рукав и, кроме того, должен быть предусмотрен один запасной рукав. Однако в любом случае общее количество пожарных рукавов должно быть не менее пяти. В это число не входят любые рукава, требуемые в машинных или котельных отделениях.

Стандартные диаметры насадок стволов должны равняться 12, 16 и 19 мм или быть как можно более близкими к этим размерам.

В жилых и служебных помещениях не применяются насадки диаметром более 12 мм.

В машинных помещениях и на открытых палубах диаметр насадок должен обеспечивать подачу максимально возможного количества воды двумя струями от насоса наименьшей производительности под необходимым давлением, при этом не применяются насадки диаметром более 19 мм.

Все стволы должны быть одобренного комбинированного типа (т. е. дающие как распыленную, так и компактную струю) и снабжены запорными вентилями.

Рис. 8 Пожарные стволы комбинированного типа

Насосы, необходимые для подачи воды к другим системам пожаротушения, их источники энергии, а также их органы управления устанавливаются за пределами помещения или помещений, защищаемых такими системами, и располагаются таким образом, чтобы в случае пожара в защищаемом помещении или помещениях любая такая система не была выведена из строя.

Средства тушения пожара

В зависимости от рода огнегасительного вещества их подразделяют на системы водо-, паро- и пенотушения, углекислотного и жидкостного пожаротушения.

По способу тушения пожара система разделяется на поверхностные и объемные.

В системах поверхностного тушения поверхности очага пожара подается вещество, которое охлаждает поверхность горения или прекращает доступ кислорода в зону горения. К ним относят систему водо- и паротешения.

В группу систем объемного тушения входят системы, заполняющие свободный объем помещения инертными газами или весьма легкой пенной.

Пожарные системы

Главная пожарная система судна.

Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.

Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).

К системе водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.

Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.

Система водотушения не могут служить в качестве основных тушащих средств для пожаров нефтепродуктов и их остатков в машинных и котельных отделениях судов, работающих на жидком топливе.

На пассажирских судах, а также на судах, где магистраль водотушения защищена судовыми перекрытиями и устранена возможность замерзания воды в трубах, трубопровод системы всегда находится под напором воды, что обеспечивает постоянную её готовность к действию.

Стационарные системы газового тушения пожаров.

Стационарные системы газового пожаротушения применяются защиты больших помещений с высоким риском возникновения пожара, таких как помещения машинного отделения, грузовые трюма, а также в малых помещениях, таких как малярные кладовые, на камбузе - для защиты вытяжных каналов вентиляции.

Газ, используемый в системах, не должен быть токсичным или способствовать образованию токсичных газов, их смесей или испарений в опасном для человека количестве.

На трубах, необходимых для подачи огнетушащего вещества в защищаемые помещения, должны быть установлены запорные клапаны, имеющие маркировку, ясно указывающую помещения, в которые идут эти трубы. Должны быть приняты соответствующие меры для предотвращения возможности случайного пуска огнетушащего вещества в какое-либо помещение.

Расположение распределительного трубопровода огнетушащего вещества и размещение выпускных сопел должны быть такими, чтобы обеспечивалось равномерное распределение огнетушащего вещества.

Должны быть предусмотрены средства закрытия всех отверстий, через которые в защищаемое помещение может поступать воздух или из защищаемого помещения может выходить газ.

Предусмотрены средства автоматической подачи звукового сигнала, предупреждающего о пуске газа в любое помещение, в котором обычно работает или в которое имеет доступ персонал. Сигнал подаѐтся перед пуском газа в течение достаточного периода времени. Средства управления любой стационарной газовой системой пожаротушения должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть расположены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятно не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении. В каждом месте должны иметься четкие инструкции, касающиеся эксплуатации системы с учетом безопасности персонала.

Автоматический пуск огнетушащего вещества не должен допускаться.

Если огнетушащее вещество требуется для защиты более чем одного помещения, нет необходимости, чтобы его количество было больше максимально требуемого для любого защищаемого таким образом помещения.

Резервуары (баллоны) под давлением, требуемые для хранения газа, должны размещаться за пределами защищаемых помещений.

Они должны храниться в кладовой, расположенной в безопасном и легко доступном месте и имеющей эффективную вентиляцию. Любой вход в такую кладовую должен быть предпочтительно с открытой палубы и в любом случае быть не зависимым от защищаемого помещения. Входные двери должны открываться наружу, а переборки и палубы, включая двери и другие средства закрытия любого отверстия в них, которые образуют границы между такими кладовыми и примыкающими к ним выгороженными помещениями, должны быть газонепроницаемыми. Такие кладовые рассматриваются как посты управления.

Запасные части для системы должны храниться на борту судна в достаточном количестве.

Тушение хладонами

Стационарные судовые хладоновые системы, "работающие" на принципе ингибирования реакции горения, могут защищать машинные помещения и грузовые трюма, а также некоторые вспомогательные помещения судов. В качестве рекомендованных к применению на морских судах Регистром допущены Хладон 114В2 (тетрафтордибромэтан) и Хладон 13В1 (трифторбромметан). Применявшиеся ранее четыреххлористый углерод (CCl 4), бромистый этил (C 2 H 5 Br 2) и смеси с его участием исключены ввиду их повышенной токсичности.

Огнегасительной концентрацией, на которую должны рассчитываться судовые системы и передвижные устройства разового использования, является:

– 0,26 кг/м 3 для машинных помещений и судовых кладовых ЛВЖ;

– 0,23 кг/м 3 (для хладона 114В2) для грузовых помещений, перевозящих автотехнику с топливом в баках.

Пары хладонов диэлектричны и обладают хорошей способностью проникать вглубь массы горящих веществ (например, волокнистых).

Для эффективного использования хладонов необходимо соблюдать рекомендованные для углекислоты меры по герметизации аварийного помещения и выдержке после подачи хладона. Вторая емкость станции может быть использована при обнаружении неэффективности первой,

При работе с хладонами необходимо строго соблюдать требования личной безопасности, основные из которых указаны в инструкциях по обслуживанию хладоновых систем ("Система СЖ-Б" или "Ингибиторная").

Хладоны обладают рядом отрицательных свойств, ввиду чего международное сообщество намерено к 2000 году прекратить их повсеместное использование, включая судовые системы тушения пожара.

Системы углекислотного тушения.

Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.

Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:

% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.

Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23 быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение.

При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м 3 /кг.

Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.

Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:

должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;

эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

Система тушения галоидированными углеводородами: новые установки таких систем запрещаются на всех судах.

Система газового тушения.

Водяной пар или инертный газ, создавая атмосферу, не поддерживающую процесс горения, одновременно охлаждают и изолируют горящее вещество от кислорода атмосферного воздуха.

Системы пожаротушения паром

Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Системы парового пожаротушения применяются для тушения пожаров в грузовых трюмах сухогрузных и нефтеналивных судов, в угольных бункерах, топливных и масляных цистернах, котельных и машинных отделениях на судах, работающих на жидком топливе, коффердамах, грузовых насосных отделениях, а также в фонарных, малярных, кладовых багажа, белья и аналогичных помещениях.

Трубопроводы системы паротушения могут быть также использованы для подачи водяного пара в танки нефтеналивных судов и топливные цистерны для пропаривания, если на судне нет специальной системы мойки танков.

Пенотушение

Основным огнетушащим эффектом всех видов пен является их способность слоем пены изолировать поверхность горючего вещества (жидкого или твердого) от зоны горения, и таким образом, прекратить его поступление в очаг пожара.

Состав пены

По своему составу пена бывает химическая и воздушно-механическая. Химическая пена на судне может быть получена с помощью ручных и передвижных огнетушителей.

Воздушно-механическая пена также может быть получена с помощью огнетушителей соответствующей конструкции. Однако, основным способом получения пены в больших количествах являются дополнительные устройства, состоящие из емкостей для хранения ПО и смесителей, позволяющих подать ПО в водопожарную систему. В качестве пенообразующих порошков используют смесь сернокислого алюминия и коалина или бикарбоната натрия, с добавками экстракта лакричного корня и другие составы.

На некоторых судах система пенотушения является самостоятельной со своими насосами, трубопроводами, пожарными кранами, рукавами и стволами /пеногенераторами.

Пена не портит грузы, нефтепродукты, не вызывает коррозию металлов, с которыми она соприкасается. После прекращения огня пена, приобретающая вид корки, плавающей на поверхности жидкости, может быть легко удалена.

Химическая пена является наиболее эффективной средой для тушения пожаров нефтепродуктов и до сих пор применяется для тушения пожаров в машинных и котельных отделениях, в топливных цистернах, грузовых трюмах и насосных отделениях танкеров, а также для тушения электрического оборудования находящегося под напряжением (при использовании пресной воды).

Однако химическая пена, как и применяющая её система пенотушения, имеют ряд эксплуатационных недостатков. При длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Качество пены зависит от соотношения смешиваемых количеств воды и порошка и степени их взаимодействия при смещении. Так, если пенопровод будет очень коротким, часть порошка не успеет вступить во взаимодействие с водой и практически не примет участие в образовании пены. При пенопроводах протяженностью более 60-80 м образовавшаяся химическая пена может разрушаться, а следовательно, терять свои огнегасящие качества. Если расстояние от пеногенератора до охраняемого помещения превосходит 80 м, приходится устанавливать две станции пенотушения. При тушении пожара воздушно-механической пеной высокой кратности (около 1:1000) в верхней части аварийного отсека должен быть оставлен открытым хотя бы один вентиляционный или иной канал для выхода вытесняемого воздуха.

Система пенотушения

На рис. 4 показано устройство судового пеногенератора ПГ-50-С, применяемого в системах для выработки химической пены. В бункер с защитной сеткой засыпается порошок, который через невозвратный клапан подсасывается потоком воды, нагнетаемой во входной насадок. От смешения порошка и воды в выходном диффузоре и труоопроводах за пеногенератором образуется пена.

Рис. 4. Схема пенегенератора химической пены.

Входной патрубок для воды.

Кольцо уплотнителя.

Клапан невозвратный шаровой.

Пружина.

Выходной патрубок.

Кронштейн.

На рис. 5, а показала схема станции пенотушения, в которой воздушно-механическая пена образуется непосредственно за резервуаром 1, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. К этому резервуару от системы сжатого воздуха по трубопроводу 3 подводится воздух, когда открывается клапан 4. Сжатый воздух вытесняет смесь пенообразователя с водой из резервуара по сифонной трубке 13, в которой имеется отверстие 12, расположенное над свободным уровнем жидкости в резервуаре. Поступающий в резервуар через это отверстие воздух попадает в сифонную трубку 13 и насыщая смесь пенообразователя с водой, обеспечивает образование воздушно-механической пены. Эта воздушно-механическая пена далее поступает по пенотрубопроводу в охраняемое помещение где при открытии крана 9 по гибкому шлангу 10 через крап с соплом 1 подается на очаг пожара. Чтобы обеспечить живучесть системы, ее обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках, или при небольшом количестве обслуживаемых помещений - одна станция с двумя резервуарами со смесью пенообразователя и воды, которые могут совместно или раздельно подавать пену в магистральный пенопровод. Для удаления остатков пены из системы трубопроводы после окончания работы системы продувают воздухом, подаваемым в магистраль 8 по трубе 7.

Схемы пенообразующего устройства.

Недостатком рассмотренной схемы пенообразующего устройства является невозможность регулирования качества пены при наладке системы. Поэтому в ряде конструкций воздух подводится по независимому трубопроводу 16 с регулирующим клапаном 17 (рис. б). Когда на трубопроводе 3 открывается клапан 4, сжатый воздух поступает в верхнюю часть резервуара и по трубе 16 подается в трубу 8, что позволяет регулировать количество подмешиваемого к смеси воздуха для получения требуемого качества пены. Такое устройство удобно в эксплуатации, поскольку при неполадках отпадает необходимость разборки резервуара. Если система воздушно-механического тушения обслуживает отдельные помещения больших площадей, станции тушения с резервуарами со смесью пенообразователя с водой в виде автономных установок можно размещать в этих помещениях. Для подачи пены па очаги пожара могут быть использованы как стационарные, так и переносные пенопроводы в виде гибких шлангов, хранящихся около резервуаров или в местах вероятного появления очагов пожара.

Системы пенотушения, обслуживающие большое количество помещений, значительно удаленных от станции тушения, строят по централизованному принципу. Этот принцип имеет наибольшее применение на нефтеналивных судах для тушения пожаров в грузовых трюмах, грузовых насосных отделениях, в коффердамах. По всей длине судна, в пределах которой размещены обслуживаемые помещения, прокладывают магистральный пенопровод. На судах большого водоизмещения для обеспечения живучести предусматривают две или три станции пенотушения, совместно или раздельно подающие пену в магистральный пенопровод, от которого в охраняемые помещения отводятся отростки. При такой схеме со станции тушения по магистрали подается смесь пенообразователя с водой, а пена вырабатывается в специальных воздушно-пенных стволах, установленных в отростках труб непосредственно перед охраняемыми помещениями. Это позволяет предотвратить разрушение пены при транспортировке, а следовательно, обеспечить требуемое ее качество. С другой стороны, транспортировка по магистрали смеси воды и пенообразователя позволяет использовать трубы меньшего диаметра, чем при подаче по магистрали пены со станции тушения.

Па рис. 127 показана схема устройства станции пенотушения. Для вытеснения пенообразователя из резервуара 3 и образования смеси его с водой используют воду от системы водотушения, подаваемую в верхнюю часть резервуара. Чтобы обеспечить надежность действия системы, пользуются двумя резервуарами, в которые воду для пуска системы в действие можно подавать как раздельно, так и одновременно (на рис. 127 второй резервуар не показан).

Поступающая в резервуар вода теряет часть своего скоростного напора из-за наличия в верхней части емкости решетки (дефлектора), устанавливаемой с целью устранения перемешивания пенообразователя с водой в самом резервуаре. Этой же цели служит слой буферной жидкости, находящейся на поверхности пенообразователя. Буферная жидкость, удельный вес которой составляет 1,02, располагается на свободной поверхности пенообразователя в виде слоя толщиной 40-60 мм. Она служит как бы поршнем, который при пуске системы в действие вытесняет под напором воды пенообразователь по сифонной трубке 7, откуда он поступает в трубу 7.

На нижнем конце трубы 9 имеется суживающее устройство - насадок //, предназначенный для дозировки количества пенообразователя. На водяном трубопроводе также имеется дросселирующее устройство в виде сопла - насадка 13. Эти суживающие устройства позволяют обеспечить необходимый состав смеси пенообразователя с водой, которая далее поступает по магистральному трубопроводу 12 к воздушно-пенным стволам, размещенным на палубе непосредственно около охраняемых системой помещений. Дозирующие насадки подбирают так, чтобы образующаяся при смешении пенообразователя с водой смесь содержала 95-96% воды и 4-5% пенообразователя.

Смесь пенообразователя с водой при открытии дистанционно-управляемых клапанов, устанавливаемых на трубопроводах, подающих пену в охраняемые помещения, поступает из магистрального трубопровода в воздушно-пенный ствол, где насыщается атмосферным воздухом, после чего за стволом образуется воздушно-механическая пена.

Переносные огнетушители

Любой большой пожар, как правило, начинается с малого. При своевременном обнаружении возгорания имеются значительные шансы потушить малый пожар прежде, чем он перерастет в большой.

Для этой цели все суда оборудуются переносными огнетушителями. Огнетушители используются для атаки на пожар в его начальной стадии.

Каждый член экипажа должен знать расположение огнетушителей на судне, условия их применения и ограничения и уметь их правильно использовать.

Необходимо помнить, что содержимое огнетушителя ограничено, а время его действия исчисляется секундами и при неправильном применении содержимое будет израсходовано без пользы.

Частично использованный огнетушитель никогда не должен ставиться обратно на штатное место и не считается готовым к использованию.

Такой огнетушитель должен быть перезаряжен, либо на судне квалифицированным ответственным лицом, либо на береговой станции обслуживания. На каждом судне должны иметься в достаточном количестве запасные картриджи и материалы для перезарядки в судовых условиях. В случае если огнетушитель не может быть перезаряжен в судовых условиях - должны иметься запасные огнетушители такого же типа и объема. Количество материалов для перезарядки, картриджей и запасных огнетушителей определено СОЛАС 74.

Огнетушители различаются по типу использования гасящего материала (водяные, углекислотные, порошковые и пенные) и по весу содержимого (переносные и передвижные на колесах).


Вместимость требуемых переносных жидкостных огнетушителей должна быть не более 13,5 л и не менее 9 л. Порошковые огнетушители бывают вместимостью 6 кг.

Пенные огнетушители.

Радиус действия пенных огнетушителей лежит в пределах 10-15 м, а время работы составляет чуть менее одной минуты.

Наполнитель: пенообразующий концентрат, вода, углекислый газ. В огнетушителе имеются две ѐмкости - с пенным концентратом и водой, а также газ в картридже. При активации огнетушителя содержимое ѐмкостей смешивается и производит пену.

Действие: Пена создает покрытие, состоящее из пузырьков с углекислым газом, которое прекращает доступ кислорода. Пена формируется путем смешения воды и пенного концентрата, выпускается струей из огнетушителя под давлением, создаваемым углекислым газом.

Различные виды пенных растворов значительно легче, чем горючие масла, поэтому они создают слой на поверхности, который прекращает снабжение огня кислородом и в то же время удерживает под своим покровом легковоспламеняющиеся испарения. Вода, содержащаяся в пене, обладает охлаждающим эффектом.

Переносной пенный комплект.

Переносной пенный комплект должен состоять из пенообразующего ствола эжекторного типа, подключаемого к пожарной магистрали с помощью пожарного рукава, переносной емкости, содержащей не менее 20 л пенообразователя, и одной запасной емкости. Ствол должен обеспечивать образование эффективной пены, пригодной для тушения горящей нефти, и иметь производительность по меньшей мере 1,5 куб.м /мин.

Применяется для тушения пожаров классов А и Б, а также для создания инертного пенного покрывала при тушении горящих нефтепродуктов в машинном отделении.

Используется с подключением к рукаву пожарной магистрали. Пенообразующий ствол эжекторного типа представляет собой трубу, с фланцем для подключения к пожарному рукаву с одной стороны и соплом - с другой. Снабжен гибким шлангом, присоединяемым к контейнером пенного концентрата, емкостью 20-25 литров.

При подсоединении к пожарному рукаву, в пожарном стволе (пеногенераторе) течение воды «вытягивает» пенный концентрат из емкости, который, смешиваясь с водой, образует пену.

При тушении пожаров, пена покрывает горящую поверхность, создавая инертное покрывало, прекращая доступ кислорода к огню. Оказывает также эффект охлаждения.


Расположение системы пенотушения

Рис. 1. Принципиальная схема системы воздушно-механического пенотушения

Установки пенотушения (местные) служат для образования и подачи пены в небольших количествах и действуют автономно.

На рис. 1 показана принципиальная схема одной из простейших систем пенотушения, построенных по централизованному принципу. При такой конструкции системы пенопровод проходит по всей длине судна. Охраняемые объекты 11, 12, 13 обеспечиваются воздушно пенными стволами 7, пенорожками 10 и пеносливами 9, сообщающимися с магистральным пенопроводом 6 с помощью пенопроводов 8 с запорной аппаратурой. В систему входят также цистерна с пенообразователем 5, центробежный насос 2, дозирующий клапан 4, с помощью которого можно регулировать расход пенообразователя, поступающего к насосу.

Для запуска системы необходимо открыть запорные клапаны 3 и пустить центробежный насос 2. В насосе происходит механическое перемешивание поступающего из цистерны 5 пенообразователя и засасываемой через кингстонный клапан 1 воды. В результате этого образуется эмульсия - смесь воды и пенообразователя. Эмульсия нагнетается насосом в магистральный пенопровод 6, от него направляется к воздушно-пенным стволам 7 и пенорожкам 10.

Требования морского регистра к системе пенотушения

5.3 Производительность системы пенотушения и количество пенообразователя должны рассчитываться в зависимости от кратности пенообразования, интенсивности подачи раствора и продолжительности работы системы.

5.6 Если судно оборудовано системой тушения пеной низкой и/или средней кратности, должны быть предусмотрены отростки от трубопровода раствора к месту входов в машинные помещения с верхней палубы, а также к районам приема жидкого топлива на судно. На этих отростках должны быть установлены по два крана для подсоединения к ним пожарных рукавов с воздушно-пенными стволами или пеногенераторами.

5.8 В помещениях, защищаемых системой тушения пеной высокой кратности, в верхней части стороны, противоположной вводу пены, должны быть предусмотрены отверстия для выхода воздуха, удовлетворяющие требованиям 10.12 ч. II и 13.2.1.2 ч. I ПСВП.

5.9 Смесители для получения водного раствора пенообразователя необходимой концентрации, пеногенераторы и воздушно-пенные стволы должны быть одобренного Речным Регистром типа. Расчетный расход пенообразователя через смеситель должен быть достаточным для обеспечения действия одновременно работающих стволов и/или пеногенераторов.

Класс A: Твердые материалы

Класс B: Горючие жидкости

Класс C: Горение газов, в т.ч. сжиженных

Класс D: Щѐлочные металлы (натрий, литий, кальций и др.)

Класс E: Электроприборы и проводка под напряжением.

Пожары класса "А" - горение твердых горючих материалов. К таким материалам

относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и

Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

Пожары класса "В" - горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу

веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие

горючие жидкости.

Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее

слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и

окислителя. Кроме того, пожары класса "В" можно тушить распыленной водой,

порошками, углекислотой.

Пожары класса "С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу

веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве

технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в

качестве груза (метан, водород, аммиак и др.). Тушение горючих газов производится

компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

Пожары класса "D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их

соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий,

магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют

теплопоглощающие огнетушащие вещества, например, некоторые порошки, не

вступающие в реакцию с горящими материалами.

Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под

напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок.

Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара).

Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения, камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).

Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы

трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.

Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя

парообразную завесу, способную погасить пламя.

Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.

Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).

При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды. Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения

пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе

нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.

В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне).

Главная пожарная система судна. Fire main System

Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.

Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).

К сиситеме водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.

Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с

регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.

Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих

пожарных насосов; однако на грузовых судах достаточно, чтобы такой диаметр обеспечивал подачу только 140 куб.м /ч.

Максимальное давление в любом кране не должно превышать давления, при котором возможно эффективное управление пожарным рукавом.

Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу по меньшей мере двух струй воды для борьбы с пожаром под необходимым давлением.

Производительность насоса должна быть не менее 40% общей производительности пожарных насосов и в любом случае не менее 25 куб.м /ч.

На грузовом судне нет необходимости, чтобы общая требуемая производительность пожарных насосов превышала 180 м/ч.

На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в

следующем количестве:

На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;

На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.

Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи,

подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.

Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко

присоединить пожарные рукава.

Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.

Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в

машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.

Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.

Международное Морское Соединение. International Shore Connection

Любое судно, тоннажем выше 500 тонн должно иметь по крайней мере одно Международное Морское Соединение, для возможности подключения к пожарной магистрали с другого судна или с берега.

Подключения для такого соединения должно быть предусмотрено на баке и корме судна.

Системы углекислотного тушения

Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.

Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:

40% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.

Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение. При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м^3/кг.

Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.

Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:

Должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;

Эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для

конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

Системы пожаротушения паром

Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг в час на каждые 0,75 м валового объема наибольшего из защищаемых таким образом помещений.

Стационарные системы пожаротушения высокократной ПЕНОЙ в машинных

помещениях.

1. Любая стационарная система пожаротушения высокократной пеной в машинных

помещениях должна обеспечивать быструю подачу через стационарные выпускные отверстия количества пены, достаточного для заполнения наибольшего защищаемого помещения, с интенсивностью, обеспечивающей образование за одну минуту слоя пены толщиной не менее 1 м. Количество имеющегося пенообразователя должно быть достаточным для выработки пены в объеме, равном пятикратному объему наибольшего защищаемого помещения. Кратность пенообразования не должна превышать 1000:1.

2. Каналы подачи пены, воздухозаборники пеногенератора и количество пеногенераторных

установок должны обеспечивать эффективные выработку и распределение пены.

3. Расположение выходных каналов пеногенератора должно быть таким, чтобы пожар в

защищаемом помещении не мог повредить пенообразующее оборудование.

4. Пеногенератор, его источники энергии, пенообразователь и средства управления системой должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятнее всего не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении.

Пенный концентрат представляет собой густую жидкость. Для образования пены она разбавляется водой в соотношениях между 1 и 6%, в зависимости от типа концентрата.

Наиболее часто применяемой в установках пенотушения является пена AFFF (Aqueous Film Forming Foam).

Эта пена, помимо эффекта перекрытия доступа кислорода к горению, производит покрытие поверхности топлива водяной плѐнкой, предотвращая образование паров. Такая пена очень быстро сбивает пламя. Она лучше проникает вглубь материалов при тушении Пожаров Класса А.

Т ип о г н е т у ш и т е л я

Ц в е т

Кл а с с

П о ж ара

Л у ч ш е е пр и м е н е н и е

В од а

К ра с ный

При горении твердых материалов

П е н а

К ре м овый

A , B

Лучше при тушении горящих жидкостей (нефтепродукты,

ЛВЖ, краски и лаки).

П оро ш ок

Го л у б ой

A , B , C, Е

C O 2 (Угл е к ислый г аз)

Ч ерн ы й

A , B , C, Е

Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара.

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

Как правило:

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, - общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

1) водопожарная;

2) автоматическая и ручная спринклерная;

3) водораспыления;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

6) пенотушения;

7) углекислотные;

8) система инертных газов;

9) порошковая.

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 - магистраль; 2 - ответвления; 3 - запорный клапан; 4 - пожарный пост; 5 -береговое соединение; б - кингстон; 7 - пожарные насосы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более.дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу.насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации