Эхо — интересные данные и факты. Что такое эхо и почему я его слышу

Даже если вы ни разу не были в горах, вы все равно наверняка знаете, что такое эхо и не раз с ним встречались. Эхо может подстерегать нас где угодно в арке дома, в пустой квартире, в лесу.

Что такое эхо и как его услышать?

Эхо это отражение звука. Эхо проходят в физике в девятом классе, поэтому наверняка все знают, как оно возникает. Звук отражается, иногда даже несколько раз, от различных поверхностей и возвращается к нам. Возникает вопрос почему же мы слышим эхо не всегда, а в некоторых случаях? Почему мы не слышим эхо в маленьких помещениях, например?

Дело в том, что, во-первых, находящиеся в помещениях вещи и мебель гасят отраженные звуки, поглощая эхо. Во-вторых, чтобы наш мозг различил отраженный сигнал отдельно от посланного, в виде эхо, нужно, чтобы разница между ними составила не меньше шести сотых секунды.

Можно легко подсчитать, учитывая, что скорость звука равна примерно 340 м/с, что на расстоянии трех метров от стены до отраженный звук дойдет обратно уже через примерно две сотых секунды. Такого времени для мозга мало, он не воспримет эти два звука отдельно.

А в больших помещениях, где сигнал не гасится большим количеством мебели, и расстояние до стен велико, звуку может понадобиться больше шести сотых секунды, чтобы вернуться к нам отраженным. В таком случае мы услышим эхо.

Где лучше всего слышно эхо?

Высоко в горах, где нет мебели, и звук отражается легко от скал, а расстояние между скалами велико, можно слышать эхо своего крика не единожды. Отражаясь от скал, находящихся на разном расстоянии, звук приходит с большим опозданием, поэтому мы слышим повторяющееся эхо.

Примерно так же происходит и в лесу, где звук отражается от стволов деревьев. Правда в лесу звук поглощается листвой, травой и землей, а в горах часто звук поглощать нечему, и поэтому громкий крик может легко вызвать обвал.

Колебания звуковой волны передаются скалам, и слабо держащиеся на склонах камни и снежные массы могут запросто сорваться вниз от возникшей вибрации. Катясь, они сбивают по пути новые камни и снег, возникает лавина. Поэтому следует всегда помнить в горах об опасности обвала и не кричать лишний раз без надобности.

На использовании эха основан принцип действия рупора. Рупор представляет собой расширяющуюся круглую трубу. Человек говорит в узкий конец, звук его голоса несколько раз отражается от стенок рупора и выходит через широкий конец в одном направлении, не рассеиваясь во все стороны. Таким образом, усиливается его мощность в заданном направлении, и звук может распространяться на большее расстояние.

Что такое ЭХО?

Громкий звук, отражаясь от преград, возвращается к источнику звука спустя несколько мгновений, и мы слышим эхо.

Умножив скорость звука на время, прошедшее от его возникновения до возвращения, можно определить удвоенное расстояние от источника звука до преграды. Такой способ определения расстояния до предметов используется в эхолокации.


"Прежде всего, он купил эхо в штате Джорджия, которое повторяло четыре раза, потом шестикратное в Мериленде, затем 13-кратное в Мэне. Следующей покупкой было 9-кратное эхо в Канзасе, дальнейшей - 12-кратное в Теннеси, дешево приобретенное, потому, что нуждалось в ремонте: часть утеса обвалилась".

М. Твен "Коллекционер эха."

В качестве рекордов многократного эхо можно отметить примеры, приведенные Я. И. Перельманом:
1.замок Вудсток (17-сложное эхо);
2.развалины замка Деренбург (27 слогов);
3. некий разрушенный замок возле Милана,
повторявший выстрел 40-50 раз,а громкое слово - около 30 раз.

ПОПРОБУЙ ДАТЬ ОТВЕТ

Почему, когда приходится есть что-то, а особенно грызть, вы совершенно отчётливо слышите
страшный грохот, хотя ваши соседи почему-то едят совершенно бесшумно?


СДЕЛАЙ САМ

Зеркало для звука Если встать перед столом, поставить обеденную тарелку на стол перед собой и в нескольких сантиметрах чуть выше нее держать наручные часы, то, приблизив другую тарелку вогнутой стороной к уху, можно отчетливо услышать тикание часов. Кажется, что оно исходит от тарелки, находящейся около уха


ПОДУМАТЬ ТОЛЬКО

Комар машет крыльями с частотой 10 000 раз в секунду!

Звук - бегущая механическая волна и передает энергию. Однако мощность одновременного разговора всех людей на земном шаре едва ли больше мощности одного автомобиля "Москвич"!

На свойстве отражения звука основана эхолокация.

Некоторые животные, например летучие мыши, также используют явление отражения звука, применяя метод эхолокации

Секрет «ультразвукового разглядывания» дельфинами удаленных предметов – в узкой направленности акустических сигналов. Например, черноморские афалины способны безошибочно подплывать к дробинке диаметром около 4 миллиметров, брошенной в море на расстоянии 20 – 30 метров от животного.



Механические колебания и волны - Класс!ная физика

С таким физическим явлением, как эхо, наверняка знакомы все из вас. Эхо проявляется в самых разных местах - в горах, в лесу, в пустых помещениях (в квартире, концертном зале, храме, колодце) и так далее.

Проявляет себя эхо таким образом, что повторяет звуки, голоса, слова. В том месте, где существует эхо, любое произнесённое слово повторится с небольшой задержкой, а в некоторых местностях, например, в горах и лесу, звуки могут быть повторены не один, а множество раз.

В древности существование эхо объясняли наличием передразнивающих духов или магией, но с приходом науки физики, это явление было детально изучено, и даже больше - поставлено на службу человеку (эхолоты и другие устройства).

Чтобы понять, что такое эхо, необходимо сначала разобраться в том, что такое звук.

Понятие звука

Звук - это распространение волн в газообразной среде (в данном случае), то есть в воздухе. Проще говоря, воздух является газообразной средой.

Издавая звук, мы тем самым производим в этой среде волны, как если бы произвели волны, бросив в тихую гладь пруда камень. Точно такие же волны, как и в случае с водой, происходят в воздухе. По этой же причине, звук не распространяется в космосе, так как в космосе нет газообразной среди и образовать волны просто негде.

Ухо человека или животного настроено таким образом, чтобы улавливать колебания воздуха, то есть те самые волны. Определённая сила и последовательность вибрации воздуха улавливаются ухом, после чего попадают в мозг, где им придаётся понятное для восприятие значение - звуки, голоса, шум, отдельные слова и так далее.

Как объяснить ребёнку что такое эхо

Чтобы объяснить ребёнку, что такое эхо, можно привести для примера всё тот же тихий пруд, куда вы бросили камень. Из центра падения камня во все стороны начинают расходится волны. Как только волны достигают какого-либо препятствия, они отражаются и начинают обратный ход. Величина и сила отражённых волн уже меньше, но всё же они присутствуют.


Тоже самое происходит и с волнами в воздухе. Если звук отражается от какой-либо поверхности (которая его не поглощает, а от которой волны отскакивают словно мячик), то волны возвращаются назад - к своему источнику, в результате чего мы слышим собственный голос спустя несколько мгновений.

Присутствие и сила эха также зависит от плотности и разреженности воздуха и многих других факторов - дальности источника звука и отражающей поверхности, угла отражающей поверхности по отношению к звуковым волнам, интервала между прямой и отражённой волной.

Эхо в природе

Человек слышит лишь ярко-выраженное и сильное эхо в силу устройства своих органов слуха, однако некоторые животные способны слышать его постоянно, даже если оно очень незначительное. Данное явление взяли себе на вооружение некоторые виды животных, например, летучие мыши. Летучие мыши издают звук, который отражается от поверхностей и возвращается обратно.

Уши летучих мышей крайне чувствительные и могут улавливать малейшие изменения колебания воздуха, в частности, собственного эха, поэтому летучая мышь, даже развивая огромную скорость, в полёте никогда не наталкивается на препятствия, так как точно знает где и на каком расстоянии находится препятствие, отразившее издаваемый ей звук.

XIХ

(муниципальный этап)

ЧТО ТАКОЕ ЭХО?

Егорова Арина Денисовна,

воспитанница старшей группы,

МБДОУ «Детский сад №34 «Крепыш»

г. Новочебоксарск

Руководитель :

Варикова Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 «Крепыш»

г. Новочебоксарск

г. Новочебоксарск, 2016

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Методы исследования …………………………………………………………………………3

Результаты………………………………………………………………………………………..3

Выводы…………………………………………………………………………………………...4

Список литературы………………………………………………………………………………5

Приложение………………………………………………………………………………………6

Введение

Мы всей семьей очень любим ездить в деревню в гости к бабушке. Любим гулять в лесу. Однажды папа почему-то от нас отстал, и мама крикнула, позвав папу. И ее крик почему-то раздался снова, хотя мама крикнула всего лишь один раз. Я ей задала вопрос: «Кто позвал папу еще раз?» . А мама мне сказала, что это эхо. Мама мне рассказала, что эхо живет и в городе, и в деревне, что его можно услышать везде. И еще она рассказала, что эхо – это очень интересное явление. Оно как отражение в зеркале, только эхо не видимое, но слышимое. Мамин рассказ мне очень понравился, но больше об эхо, я решила узнать больше у воспитательницы в наше детском саду.

И мне стало очень интересно, что такое эхо и как оно появляется и куда исчезает.

Цель: изучить, что такое эхо.

Задачи:

Гипотеза: э хо – это звук, которого мы не видим, но слышим и который повторяется.

Актуальность

Методы исследования:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Эксперимент.

Результаты исследования

В начале декабря я решила узнать по подробнее у воспитателя, что такое эхо. Воспитатель мне обещала, что поподробнее об эхо она мне расскажет завтра. На следующий день она подготовила для меня рассказ об эхо и прочитала мне энциклопедию.

Из энциклопедии я узнала, что эхо – это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия (или это

А чтобы лучше изучить эхо провели два опыта в детском саду и один опыт мы с мамой провели на улице в арке.

Выводы:

Заключение

Мне очень понравилось изучать эхо. На летние каникулы мы с папой решили приобрести эхолот и попробовать его изучить. Мы с ним часто ходим на рыбалку, теперь мы будем с ним измерять глубину речки в деревне.

Литература

1. Большая энциклопедия знаний / Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш.- М.: Эксмо, 2014. – 344 с.

2. Интернет - ресурсы: Онлайн журнал «Школьнику» / http://journal-shkolniku.ru/interesnie-faktyi36.html.

Приложение №1

Опыт с аквариумом

Опыт с банкой

Опыт на улицах нашего города

XIХ региональная научная конференция молодежи и школьников

«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»

(муниципальный этап)

З А Я В К А

Ф.И.О.(полностью) Егорова Арина Денисовна

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш

класс старшая группа №3 «Сказка»

Домашний адрес, телефон город Новочебоксарск, улица комсомольская, дом 9 квартира 27, тел. 89176521325

Ф.И.О.(полностью)

Дата рождения « _____ » _________________________ _______года

Образовательное учреждение

Класс __________

Домашний адрес, телефон _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Информация о представленной работе

Название работы Что такое эхо?

Направление юные исследователи

4. Сведения о руководителе

Ф.И.О.(полностью ) Варикова Светлана Евгеньевна

Место работы, должность Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш, воспитатель

Контактный телефон 89876743896

5. Подтверждение образовательного учреждения

Сведения, указанные в заявке, подтверждаю

Заведующий _______ _______________ Е. А. Голубева______а

Должность Подпись Расшифровка

М.П.

Организационный взнос оплачен в сумме __________ рублей. _______________

Подпись члена Оргкомитета

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

Название работы: Что такое эхо?

Образовательное учреждение, класс (группа): Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш, старшая группа №3 «Сказка»

ФИО, должность руководителя: Варикова Светлана Евгеньевна, воспитатель

Актуальность и новизна работы:

В природе много интересного, о чем бы хотелось узнать больше. Эхо – это одно из самых интересных для меня явлений. Природа подсказывает, как сделать полезные изобретения: например, ветер – ветряные мельницы, животные, которые могут маскироваться – учат людей использовать маскировку в армии, дельфины, охотясь, используют гидролокатор, посылая звуковые сигналы в море, они прислушиваются к вернувшемуся эху. По эху можно узнать, в каком направлении нужно устремиться за рыбой. Если изучить эхо, то можно тоже что-то интересное изобрести, получить подсказку от природы.

Цели и задачи работы:

Цель нашего исследования, изучить, что такое эхо.

Задачи:

  1. Создать условия для проведения исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов: пустой аквариум, пустую трехлитровую банку.
  2. Проследить в каких местах эхо слышно, а в каких - нет.
  3. Узнать, как эхо помогает людям.

Мы решили провести исследование и узнать, что такое эхо. Из энциклопедии я узнала, что эхо – это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия (или это явление, когда сказанное слово, песенка слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). И что эхо можно услышать только там, где много пустого места, и еще что эхо помогает людям. Звук может распространяться не только в воздухе, но и в воде.

Этим пользуются для определения глубины моря и изучения неровностей морского дна. Прибор, который для этого служит, называется эхолотом. Он улавливает эхо, отраженное от дна. Скорость, с какой звук распространяется в воде хорошо известна. Чем быстрее вернулось эхо, тем меньше глубина. Эхолот измеряет глубину моря и помогает кораблям не сесть на мель.

А чтобы мне лучше узнать что такое эхо, мы провели два опыта в детском саду и один опыт мы с мамой провели на улице в арке.

Первый опыт провели 3 декабря с аквариумом. Я в пустой аквариум прокричала слово и услышала в ответ свое же слово, но когда воспитательница заполнила аквариум газетой, и предложила еще раз прокричать, я ничего не услышала. А не услышала я, потому что аквариум был заполнен газетой, так я думаю. Звук моего голоса не смог отразиться от стенок аквариума, потому что он был полон бумагой.

Второй опыт мы провели через неделю 10 декабря с 3 литровой банкой. В пустую банку я прокричала слово «эхо» и в ответ я услышала «эхо». Потом мы в банку налили воду, и воспитательница попросила меня еще раз прокричать это же слово, но в ответ я ничего не услышала. Я думаю, я не услышала эхо, потому что банка была полна водой. Вода поглотила звук. Эхо в воде могут слышать дельфины, потому что у есть специальные органы, которые могут слышать в воде.

А вот третий опыт мы с мамой провели на выходных 12 декабря. В нашем городе мы нашли арку и, по заданию воспитателя я прокричала слово: «Ау» и в ответ я услышала тоже «Ау».

Затем мы вышли из арки и снова прокричали слово «Ау», но эха не было слышно, потому что вокруг не было стен, препятствий, которые могли быть вернуть мне звук моего голоса.

А вот в роще я слышала эхо везде, но громче там, где лес гуще.

Выводы (результаты работы):

  1. Я узнала, что эхо – это звук, который мы не видим, но слышим и который повторяется. Эхо можно услышать там, где много пустого места, а там, где место нет эхо не слышно.
  1. В помещении, где много вещей, мебели, предметов эхо не слышно, потому, что эти предметы поглощают звук, он становится тише и его не слышно.
  1. Я узнала, что есть такой прибор – эхолот. Он помогает измерять глубину моря, он издает под водой звуки и отправляет их на дно моря и сам же их принимает, считает расстояние до дна или до препятствия.
  1. Я знаю, что в природе эхо помогает дельфинам ловить рыбу.
  1. Я узнала, что в нашем городе эхо можно услышать в арке, в подъезде, в лесу, в роще.

Вы делаете ремонт и вынесли громоздкую мебель из комнаты. Ребенок заметил, что теперь звук его собственного голоса звучит в пустой комнате иначе громче и как бы удваивается. Это звучит эхо. Услышать его можно не только в пустой комнате, но и в большом зале, в горах или в лесу.

Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Изображение предмета отражается от какой-то гладкой поверхности (зеркала, стекла, даже лужи), и мы его видим, причем иногда сильно искаженным. То же происходит и со звуком. Он отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев).

Где мы можем услышать эхо

Если вы с ребенком пойдете в лес или в горы, то сможете продемонстрировать ему, как отражается звук. Крикните: «Ау» — и вы услышите, как ваш голос, долетев до препятствия, отразится и вернется к вам уже объемнее: «У-у-у» — и постепенно утихнет. Иногда в горах проводники предлагают туристам воскликнуть свое имя и с удовольствием послушать, как горы его повторят много раз!

То же происходит, например, и на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то: эхо здесь возникает только тогда, когда трибуны пустые. Если же на них будет сидеть много болельщиков, не получится никакого эха.. Это происходит потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.

То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.

В теле-или радиостудии, где записывают музыку или речь диктора, необходимо сохранять полную тишину. Поэтому стены и потолки там покрыты специальным материалом. Покрывают таким материалом стены для того, чтоб звук еще лучше поглощался.

Эхо для помощи человеку

Эхо не только мешает людям, часто оно очень помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор, который называется — эхолот. Его чаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами.

С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям. А металлурги, «прозвучивают» эхом разные детали машины, пытаются найти в толще металла даже мелкие трещинки, предотвращая таким образом попадание испорченной детали на конвейер. Зато теперь неисправную деталь отложат в сторону и переделают.

Еще один интересный факт о эхо. Люди, лишенные зрения, хотя и с большим трудом, но могут ориентироваться на улице, минуя препятствия. Как у них это получается? Ученый из США К. Далленбах провел ряд исследований. Оказывается, что человек, очень слабо, но может улавливать звуки своих шагов, которые отражаются от препятствий. Ощущать препятствия ем помогает эхо.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации