Рекреационные зоны - вид особой экономической зоны для туризма и массового отдыха людей. Что такое рекреационные зоны? Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.

Общие требования

2.4.1 Рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, сельских поселений.

В составе рекреационных зон могут быть отдельно выделены зоны садово-дачной застройки, если их использование носит сезонный характер и по степени благоустройства и инженерного оборудования они не могут быть отнесены к жилым зонам.

2.4.2 Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, городские сады, скверы, бульвары городские леса, лесопарки и другие озелененные территории общего пользования).

На территории рекреационных зон не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов.

На особо охраняемых природных территориях рекреационных зон (национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лесопарки, водоохранные зоны и др.) любая проектная деятельность осуществляется согласно статусу территории и режимам особой охраны.

2.4.3 Рекреационные зоны необходимо формировать во взаимосвязи с пригородными зелеными зонами, землями сельскохозяйственного назначения, создавая взаимоувязанный природный комплекс городов и их зеленой зоны.

Рекреационные зоны расчленяют территорию крупных, больших и средних городских округов и городских поселений на планировочные части. При этом должна соблюдаться соразмерность застроенных территорий и открытых незастроенных пространств, обеспечиваться удобный доступ к рекреационным зонам.

2.4.4 В городских округах и поселениях необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств.

На озелененных территориях нормируются:

Соотношение территорий, занятых зелеными насаждениями, элементами благоустройства, сооружениями и застройкой;

Габариты допускаемой застройки и ее назначение;

Расстояния от зеленых насаждений до зданий, сооружений, коммуникаций.

Озелененные территории общего пользования

2.4.5 Озелененные территории – объекты градостроительного нормирования – представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки.

Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами.

2.4.6 Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала).

Оптимальные параметры общего баланса территории составляют:

Открытые пространства:

Зеленые насаждения – 65-75 %;

Аллеи и дороги – 10-15 %;

Площадки – 8-12 %;

Сооружения – 5-7%;

Зона природных ландшафтов:

Зеленые насаждения – 93-97 %;

Дорожная сеть – 2-5 %;

Обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки – 2 %.

2.4.7 Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, бульваров, скверов, размещаемых на селитебной территории городских округов и поселений, следует принимать по таблице 33.

В крупных и больших городских округах и городских поселениях существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 33 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м 2 /чел.

Таблица 33

* В скобках приведены размеры для малых городских поселений с численностью населения до 20 тыс. чел.

2.4.8 В средних, малых городских округах и городских поселениях, а также в сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах рек и водоемов площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

2.4.9 В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 %.

При размещении парков и лесопарков следует максимально сохранять природные комплексы ландшафта территорий, существующие зеленые насаждения, естественный рельеф, верховые болота, луга и т. п., имеющие средоохранное и средоформирующее значение.

2.4.10 Минимальные размеры площади принимаются, га:

Городских парков - 15;

Парков планировочных районов - 10;

Садов жилых зон - 3;

Скверов - 0,5.

Для условий реконструкции указанные размеры могут быть уменьшены.

В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 %.

2.4.11 Парк – озелененная территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для периодического массового отдыха населения.

На территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка, высота которых не превышает 8 м; высота парковых сооружений – аттракционов – не ограничивается. Площадь застройки не должна превышать 7% территории парка.

2.4.12 Соотношение элементов территории парка следует принимать, % от общей площади парка:

Территории зеленых насаждений и водоемов – не менее 70;

Аллеи, дорожки, площадки – 25-28;

Здания и сооружения – 5-7.

2.4.13 Функциональная организация территории парка включает следующие зоны с преобладающим видом использования, % от общей пощади парка:

Зона культурно-просветительских мероприятий – 3-8;

Зона массовых мероприятий (зрелищ, аттракционов и др.) – 5-17;

Зона физкультурно-оздоровительных мероприятий – 10-20;

Зона отдыха детей – 5-10;

Прогулочная зона – 40-75;

Хозяйственная зона – 2-5.

2.4.14 Радиус доступности должен составлять:

Для городских парков - не более 20 мин;

Для парков планировочных районов - не более 15 мин или 1200 м.

Расстояние между жилой застройкой и ближним краем паркового массива следует принимать не менее 30 м.

2.4.15 Автостоянки для посетителей парков следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа и проектировать из расчета не менее 10 машино-мест на 100 единовременных посетителей. Размеры земельных участков автостоянок на одно место следует принимать:

Для легковых автомобилей – 25 м 2 ;

Автобусов – 40 м 2 ;

Для велосипедов – 0,9 м 2 .

В указанные размеры не входит площадь подъездов и разделительных полос зеленых насаждений.

2.4.16 Расчетное число единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать, чел/га, не более:

Для городских парков – 100;

Для парков зон отдыха – 70;

Для лесопарков – 10;

Для лесов – 1-3.

Примечание: При числе единовременных посетителей 10 - 50 чел/га необходимо предусматривать дорожно-тропиночную сеть для организации их движения, а на опушках полян – почвозащитные посадки, при числе единовременных посетителей 50 чел/га и более – мероприятия по преобразованию лесного ландшафта в парковый.

2.4.17 В крупных и больших городских округах и городских поселениях кроме парков городского и районного значения могут предусматриваться специализированные (детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады), размеры которых следует принимать по заданию на проектирование.

Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м 2 /чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета которых приведены в приложении 11.

2.4.18 На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предусматривать использование их территории в научных, культурно-просветительных и рекреационных целях с выделением заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйственной зон в соответствии с требованиями раздела «Зоны особо охраняемых территорий».

2.4.19 При размещении парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования настоящего раздела и СНиП 2.06.15-85.

2.4.20 Городской сад представляет собой озелененную территорию с ограниченным набором видов рекреационной деятельности, предназначенную преимущественно для прогулок и повседневного отдыха населения, площадью, как правило, от 3 до 5 га.

На территории городского сада допускается возведение зданий высотой не более 6-8 м, необходимых для обслуживания посетителей и обеспечения его хозяйственной деятельности. Общая площадь застройки не должна превышать 5 % территории сада.

Функциональную направленность организации территории сада рекомендуется принимать в соответствии с назначением общественных территорий, зданий, комплексов, объектов при которых расположен сад. Во всех случаях на территории сада должна преобладать прогулочная функция.

2.4.21 Соотношение элементов территории городского сада следует принимать, % от общей площади сада:

Территории зеленых насаждений и водоемов – 80-90;

Аллеи, дорожки, площадки – 8-15;

Здания и сооружения – 2-5.

2.4.22 При проектировании микрорайона (квартала) озелененные территории общего пользования рекомендуется формировать в виде сада микрорайона, обеспечивая его доступность для жителей микрорайона на расстоянии не более 400 м.

Для сада микрорайона (квартала) допускается изменение соотношения элементов территории сада, приведенных в п. 2.4.21, в сторону снижения процента озеленения и увеличения площади дорожек, но не более чем на 20%.

2.4.23 Бульвар и пешеходные аллеи представляют собой озелененные территории линейной формы, предназначенные для транзитного пешеходного движения, прогулок, повседневного отдыха.

Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения.

Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать, м, не менее, размещаемых:

По оси улиц – 18;

С одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой – 10.

Минимальное соотношение ширины и длины бульвара следует принимать не менее 1:3.

При ширине бульвара 18-25 м следует предусматривать устройство одной аллеи шириной 3-6 м, на бульварах шириной более 25 м следует устраивать дополнительно к основной аллее дорожки шириной 1,5-3 м, на бульварах шириной более 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоемов, объектов рекреационного обслуживания (павильоны, кафе), детских игровых комплексов, велодорожек и лыжных трасс при условии соответствия параметров качества окружающей среды гигиеническим требованиям.

Высота застройки не должна превышать 6 м.

2.4.24 Система входов на бульвар устраивается по длинным его сторонам с шагом не более 250 м, а на улицах с интенсивным движением - в увязке с пешеходными переходами. Вдоль жилых улиц следует проектировать бульварные полосы шириной от 18 до 30 м.

2.4.25 Соотношение элементов территории бульвара следует принимать согласно таблице 34 в зависимости от его ширины.

Таблица 34

2.4.26 Сквер представляет собой компактную озелененную территорию, предназначенную для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения, размером, как правило, от 0,5 до 2,0 га.

На территории сквера запрещается размещение застройки.

2.4.27 Соотношение элементов территории сквера следует принимать по таблице 35.

Таблица 35

2.4.28 Озелененные территории на участках жилой, общественной, производственной застройки следует проектировать в соответствии с требованиями настоящих нормативов.

Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека).

Пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения, предусматривая на них площадки для кратковременного отдыха.

Покрытия площадок, дорожно-тропиночной сети в пределах рекреационных территорий следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях.

2.4.29 Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий.

2.4.30 Расстояния от зданий и сооружений до зеленых насаждений следует принимать в соответствии с таблицей 36 при условии беспрепятственного подъезда и работы пожарного автотранспорта; от воздушных линий электропередачи – в соответствии с ПУЭ.

Таблица 36

Здание, сооружение

Расстояния, м, от здания, сооружения, объекта до оси

ствола дерева

кустарника

Наружная стена здания и сооружения

Край тротуара и садовой дорожки

Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы

Мачта и опора осветительной сети, мостовая опора и эстакада

Подошва откоса, террасы и др.

Подошва или внутренняя грань подпорной стенки

Подземные сети:

газопровод, канализация

Окончание таблицы 36

Примечания:

1 Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

2 Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений.

3 При односторонней юго-западной и южной ориентации жилых помещений необходимо предусматривать дополнительное озеленение, препятствующее перегреву помещений.

2.4.31 В зеленых зонах городских округов и поселений следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом нескольких городских округов и поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га.

Площадь питомников следует принимать из расчета 3-5 м 2 /чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользований, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ и других местных условий.

Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 м 2 /чел.

Зоны отдыха

2.4.32 Зоны отдыха городских округов и городских поселений формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек.

2.4.33 Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать в пределах доступности на общественном транспорте не более 1,5 ч.

2.4.34 При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учетом типа ландшафта, его состояния.

Размеры территории зон отдыха следует принимать из расчета не менее 500-1000 м 2 на 1 посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 м 2 на одного посетителя. Площадь отдельных участков зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га.

2.4.35 Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха – не менее 300 м.

2.4.36 В числе разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, пляжи, спортивные и игровые площадки и др.), а также с обслуживанием зоны отдыха (загородные рестораны, кафе, центры развлечения, пункты проката и др.).

2.4.37 Проектирование объектов по обслуживанию зон отдыха (нормы обслуживания открытой сети для районов загородного кратковременного отдыха) рекомендуется принимать по таблице 37.

Таблица 37

Учреждения, предприятия, сооружения

Единица измерения

Обеспеченность

на 1000 отдыхающих

Предприятия общественного питания:

Кафе, закусочные

Столовые

Рестораны

посадочное место

Очаги самостоятельного приготовления пищи

Магазины:

Продовольственные

Непродовольственные

рабочее место

Окончание таблицы 37

Пункты проката

рабочее место

Киноплощадки

зрительное место

Танцевальные площадки

Спортгородки

Лодочные станции

лодки, шт.

м 2 водного зеркала

Велолыжные станции

Автостоянки

Пляжи общего пользования:

Акватория

2.4.38 При размещении объектов на берегах рек, водоемов необходимо предусматривать природоохранные меры в соответствии с требованиями раздела «Зоны особо охраняемых территорий» настоящих нормативов.

2.4.39 Размеры территорий пляжей, размещаемых в зонах отдыха, а также минимальную протяженность береговой полосы пляжа следует принимать в соответствии с п. 5.2.81 и таблицей 37 настоящих нормативов.

Число единовременных посетителей на пляжах следует определять в соответствии с п. 5.2.82 настоящих нормативов.

2.4.40 Допускается размещать автостоянки, необходимые инженерные сооружения.

Размеры стоянок автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон, следует определять по заданию на проектирование, а при отсутствии данных – по рекомендуемой таблице 87 настоящих нормативов.

Организация рекреационных зон мегаполиса на примере Даниловской набережной г. Москвы

дипломная работа

Глава 1. РЕКРЕАЦИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН МЕГАПОЛИСА

В связи с усилившейся в последнее время процессом глобализации, преобладающим типом столиц высокоразвитых стран стали - мегаполисы.

Мегаполис - наиболее крупная форма расселения, образующая в результате срастания большого числа соседних городских агломераций в единый массив. Каждый мегаполис имеет свои уникальные черты, которые отличают мегаполисы друг от друга. Эти уникальные черты обусловлены историей развития и зонирования мегаполиса .

В общей системе функционального зонирования территории населённых пунктов рекреационные зоны или зоны отдыха входят в число пяти обязательных функциональных зон, обеспечивающих оптимальную среду обитания населения. В теории и практике градостроительства рекреационная зона понимается как:

Функциональная зона города или мегаполиса, предназначенная для организации и проведения разнообразных форм массового отдыха горожан .

Зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом .

Приведённые определения характеризуют виды деятельности, осуществляемой населением в рекреационных зонах (отдых, туризм, спорт), состав этих зон (парки, городские леса, скверы и т.д.), а также территории, где размещаются объекты рекреационных зон (территории общего пользования и иные территории) .

Рекреационные зоны населённых пунктов могут формироваться как на основе вновь создаваемых массивов и посадок, так и на основе территорий, занятыми естественными зелёными насаждениями. Степень использования естественных рекреационных территорий зависит от природных условий местности формирования и развития населённого пункта.

Вместе с рекреационными территориями, в границах населённого пункта существуют и другие озеленённые территории, обеспечивающие не только функцию отдыха, но и:

Обеспечение ряда функций в инженерном благоустройстве территорий (снегопылезащита, защита от оползней и оврагообразования, осушение/обводнение территорий и т.д.);

Повышение эстетических архитектурно-образных характеристик среды.

Размещение рекреационных и озеленённых территорий в разных зонах и территориях населённого пункта, а также разнообразная роль, которую они выполняют, обусловили деление всех зелёных насаждений и озеленённых рекреационных территорий на три общие категории :

Рекреационные территории общего пользования;

Рекреационные территории ограниченного пользования;

Рекреационные территории специального назначения

Рекреационные территории общего пользования предназначены для свободного посещения всеми жителями населённого пункта и приезжающими и включают в себя: городские леса (лесопарки), городские парки разного назначения (культуры и отдыха, детские, мемориальные, спортивного и т.д.) и парки жилых районов, городские сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах - аллеи, рядовые посадки, озеленённые набережные, зелёные насаждения при административных и общественных учреждениях и учреждениях культурно-бытового обслуживания общегородского и районного значения (за исключением участков озеленения ограниченного пользования).

Рекреационные территории ограниченного пользования и специального назначения выполняют средозащитные и рекреационные функции, в том числе :

Озелененные территории ограниченного пользования - территории с зелеными насаждениями ограниченного посещения, предназначенные для создания благоприятной окружающей среды на территории предприятий, учреждений и организаций;

Озелененные территории специального назначения - территории с зелеными насаждениями, имеющие специальное целевое назначение (санитарно-защитные и др.), или озеленение на территориях специальных объектов с закрытым для населения доступом.

На основании вышесказанного, констатируем, что целостная рекреационная система предполагает налаженное взаимодействие комплекса компонентов: природной составляющей, технических систем, обслуживающего персонала, групп отдыхающих, а также органа управления. Каждый из компонентов выполняет особую роль.

Технические системы обеспечивают обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала и удовлетворяют специфические рекреационные потребности туристов.

Обслуживающий персонал с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и предоставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет и утилизирует отходы.

Группа отдыхающих характеризуется параметрами поведения, описываемыми с помощью циклов рекреационных занятий. Отношения с другими подсистемами дифференцируются в зависимости от социальной, возрастной, психологической, национальной, профессиональной, региональной и индивидуальной избирательности определенных групп людей, условий и ресурсов рекреации.

Орган управления сопоставляет информацию о мере удовлетворения потребностей туристов с информацией о состоянии других подсистем и о наличии материальных и финансовых резервов, принимает хозяйственные решения.

При рекреационном использовании территории важно учитывать наличие особо охраняемых природных комплексов и объектов, которые должны быть полностью или частично исключены из хозяйственного использования как представляющие особую научную, эстетическую, историко-мемориальную и рекреационную ценность. Это памятники природы, заповедники, заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, природные национальные парки и др.

Основные виды рекреационных зон :

Памятники природы - уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты (небольшие урочища), а также природные объекты искусственного происхождения, не признанные памятниками истории и культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников (водопад, пещера, уникальное дерево, редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, минеральные источники, метеоритные кратеры и др.), в более широком смысле - достопримечательные участки территорий и акваторий с охраняемым ландшафтом (озеро, пойма, участки целинных степей, роща редких деревьев и т.п.). Природные памятники обеспечивают сохранение генофонда организмов, главным образом редких видов.

Заповедник - природная территория (акватория), полностью исключенная из хозяйственного использования для охраны и из природного комплекса в целом, категория природных особо охраняемых территорий и акваторий. Одна из основных задач заповедников - сохранение эталонных природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории. На территории РФ организовано более 150 заповедников. Биосферный заповедник - территория, на которой производится постоянное слежение и контроль над антропогенными изменениями природной среды с помощью приборов и наблюдений за биоиндикаторами, так называемый мониторинговый заповедник . Термин «биосферный заповедник» употребляется и в таком значении - строго охраняемый, значительный по размерам природный участок, практически не испытывающий локальных воздействий окружающих антропогенных ландшафтов, также прямых антропогенных воздействий.

Установление охранного режима для ценных природных объектов затруднено как по причине несовершенства законодательных актов, так и в результате терминологической путаницы. К числу памятников природы часто относят старые парки, аллеи и другие объекты, возникшие в результате целенаправленной деятельности человека. Но поскольку они не являются природными (естественными), то должны охраняться как памятники истории и культуры .

Природный парк - особо охраняемая природная территория, в состав которой входит довольно обширный участок типичного или уникального природного ландшафта, сравнительно мало затронутого производственной деятельностью человека, отличающегося особой эстетической ценностью и пригодного для рекреационного использования .

Национальный парк - категория природных, особо охраняемых территорий и акваторий с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и другими объектами. Национальный парк сочетает в себе задачи охраны природы и серого контролируемого рекреационного использования, главным образом кратковременного отдыха и познавательного туризма. Режим охраны комбинированный, часто обусловливает наличие функциональных зон с заповедным и заказным режимом, а также сельскохозяйственной зон в масштабах местных нужд. Во время жизнедеятельности человеку необходимо множество вещей, одной и самой главной из них является восстановление физических и психологических способностей человека . Основу основ личных рекреационных потребностей составляет стремление быть счастливым, здоровым . Это также потребности в успехе, в удовлетворении любопытства, в сочувствии, в оценке, в самовыражении, в самоутверждении, увеличении объема и разнообразия впечатлений. Практически нет таких духовных и социокультурных потребностей личности, которые не могли бы быть отнесены к категории рекреационных .

Потребности исторически изменяются в соответствии с эволюцией общества, отдельных его групп, территориальных общностей, с развитием производительных сил и производственных отношений (основа многих этих потребностей эволюционно унаследована и уходит корнями в биологическую природу человека, являясь общей для обширного множества представителей животного мира) .

В общем виде среди рекреационных потребностей можно выделить следующие крупные группы , ориентированные на:

Восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности;

Развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми, то есть развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

Формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей .

Формируя зону отдыха в мегаполисе, необходимо учитывать, в первую очередь, краткосрочный отдых для восстановления сил и поднятия настроения и жизненного тонуса. Длительный отдых для городских рекреационных территорий менее актуален, хотя возможен, и условия для него тоже должны быть, по возможности, созданы.

Для Москвы как мегаполиса и столицы Российской Федерации характерны высокие рекреационные потребности. Здесь просто необходимо создать максимально возможное количество доступных рекреационных зон отдыха, направленных на удовлетворение потребностей, сформированных в процессе социально-экономического развития. Рекреационная деятельность становится все более распространенным видом хозяйственной деятельности в Москве.

Сейчас фактически все отрасли хозяйства, так или иначе, вовлечены в предоставление услуг по отдыху и лечению. Некоторые из них, например, транспорт, агропромышленный комплекс, строительство и ремонт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальная помощь и т.д., с каждым годом расширяют свою деятельность в сфере рекреации и туризма.

Виды рекреационной деятельности чрезвычайно распространены. Это связано с её многообразием, сложностью и комплексностью. Многие виды рекреационных знаний все больше комбинируются на определенной территории и временных границах отдыха для одного человека. Для них характерна определенная суточная, недельная и сезонная ритмичность Отдельные виды рекреационной деятельности достаточно четко дифференцируются на определенные рекреационные занятия, к которым относится, выделена в пространстве и времени рекреационная деятельность в пределах суток (купание, солнечные ванны, катание на яхте, катере, виндсерфинг, полеты на парапланах, посещение музея экскурсия по городу и т.д.).

Выделяют следующие виды рекреационной деятельности:

· лечебно-курортная,

· оздоровительно-спортивная,

· познавательная,

· развлекательная .

Чаще всего абсолютно четко их дифференцировать невозможно. Это связано с тем, что взаимопроникновение различных видов рекреационной деятельности в настоящее время является велением времени. Ориентируясь по тем или иным причинам на какой-то один основной вид рекреационной деятельности, отдыхающие хотели бы максимально наполнить свое свободное время всеми доступными им другими ее видами .

Оздоровительно-спортивный вид рекреационной деятельности является разнообразным. В нем преобладает деятельность у воды и в воде. Купально-пляжная деятельность позволяет отдыхающим на наименьшей из возможных территорий (узкая полоса пляжа) получать самые разнообразные услуги (купание, солнечные ванны, питание, игра с мячом, водные лыжи, парапланы, виндсерфинг, прогулки по берегу и.т.д.).

Среди других видов оздоровительно-спортивной рекреационной деятельности можно выделить маршрутный, прогулочный, водный, подводный, рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм Каждый из этих видов деятельности постоянно диверсифицируется.

Познавательная рекреационная деятельность относится практически ко всем другим видам. Вместе с тем есть и чисто познавательные ее виды Потребность в них возрастает с повышением образовательно-культурного уровня людей, развитием их информационного и транспортного обеспечения. Это обзор архитектурных ансамблей, культурно-исторических памятников, раскопок древних цивилизаций, ознакомления с этнографическими особенностями, природными феноменальными объектами, явлениями и процессами, выдающимися сооружениями.

Таким образом, рекреационная деятельность становится все более диверсифицированным видом хозяйственной деятельности. И это особенно проявляется на территории города Москвы.

Существует ряд критериев для оценки рекреационных территорий. Так, рекреационная география выделяет следующие критерии:

1. Общественное признание объекта шедевром творения - творческого ли гения человека, творческих ли сил природы или, для культурного ландшафта, - сил рукотворных, приумножающих или преобразующих красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта.

2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, наблюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных либо культурных комплексов и их компонентов. В культурном ландшафте особую ценность могут представлять пространственно-функциональные ряды, позволяющие проследить направленную эволюцию геосистем от естественного природного до окультуренного состояния, проследить особенности приспособления создаваемых архитектурных и инженерных сооружений и форм природопользования к природным условиям, а природных биоценозов - к направленному антропогенному воздействию.

3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полнота представленности) природного либо культурного объекта или явления. В отношении к природному наследию он учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли и важных экологических или биологических процессов. Для культурного ландшафта критерий может применяться в отношении к его планировке, пропорциям, компонентному составу, технологиям освоения территории.

4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий фигурирует при оценке и культурного наследия и природного Критерий в полной мере применим к культурному ландшафту, в определении которого содержится указание на его способность «запечатлевать» исторические события, фиксировать их в своем компонентном составе или структуре.

5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое значение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения. В системе критериев ЮНЕСКО данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие хотя актуальность его для других составляющих природного и культурного наследия нисколько не меньше.

6. Таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. Она может быть обусловлена изменением или нарушением условий окружающей среды вплоть до уничтожения местообитаний либо присущей объекту уязвимостью (узкие пределы толерантности, низкая резистентность, иные проявления эволюционной неприспособленности, социокультурный консерватизм и пр.), либо разрушающим действием времени (археологические памятники). К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликтовые культурные ландшафты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность .

В документах ЮНЕСКО данный критерий однозначно выделяется как самостоятельный только для культурного наследия. В применении к природному наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «превосходный», «исключительный», «универсальный», что содержит указание на редкость явления. Целесообразно выделять этот показатель как самостоятельный для природного и культурного наследия, тем более что он включен в подавляющее большинство авторских источников, где уделяется внимание этой теме .

Рекреационные зоны в мегаполисе значительно отличаются от тех рекреационных зон, которые располагаются обособленно, и куда люди путешествуют целенаправленно, выделяя для этого много времени (выходные дни, дни отпуска и т.п.). Поэтому для рассматриваемой рекреационной зоны подходят не все выделенные А.С. Кусковым критерии.

Рекреационные зоны в мегаполисе должны, на наш взгляд, отвечать и ряду социальных требований, связанных с особенностями жизни современного горожанина. Для того, чтобы учесть такие социальные требования, предлагаем при оценке рекреационного потенциала территории и проектировании рекреационных зон в мегаполисе использовать дополнительные критерии:

7. Доступность. Этот критерий имеет несколько аспектов:

а) доступность транспортная - она включает в себя транспортные составляющие обустройства зоны отдыха и определяет удобство и время доступа к той или иной рекреационной зоне. Включает в себя время, затраченное на поездку к зоне и на отбытие из неё.

б) доступность пешеходная - включает в себя возможность добраться к зоне пешком и возможность свободно перемещаться между точками интереса на территории, не прибегая к помощи муниципального или личного транспорта.

Различают три вида рекреационных зон:

1) ближняя рекреационная зона, доступная для посещения каждый день или раз в неделю);

2) средняя рекреационная зона (частота посещаемости этой зоны - от одного раза в неделю до одного раза в 2-3 месяца);

3) дальняя рекреационная зона (посещаемая горожанином, как правило не чаще одного раза в год).

в) доступность сезонная - обозначает возможность для полноценного отдыха людям в любое время года, когда им это понадобится. Например, летом: для велопрогулок, что было нами предложено в проекте реконструкции Даниловской набережной. Зимой - для лыжных прогулок и занятий иными зимними видами спорта и т.д.

8. Визуальная привлекательность - критерий, отражающий потенциал получения эстетического удовольствия при нахождении в зоне отдыха; это то, что привлекает на территорию людей, уставших от городского ландшафта, дает пищу фотографам и вдохновляет на творчество

9. Экологический критерий - предполагает размещение рекреационной зоны в экологически чистом месте, вне зоны действия источников негативного воздействия, чтобы рекреационные потребности, по возможности, удовлетворялись одновременно с оздоровлением.

10. Мультифункциональность - критерий и фактор, играющий важнейшую роль в привлечении людей на городскую рекреационную территорию. Зона отдыха должна быть универсальна, чтобы отвечать всем потребностям горожан.

11. Известность - этот критерий предполагает оповещение потенциальных отдыхающих посредством СМИ, социальной рекламы и иным образом о возможностях отдыха на данной территории.

Учитывая изложенное, сформулируем определение рекреационной зоны, которое наиболее подходит для городских территорий.

Рекреационная зона мегаполиса - доступная, экологически чистая и привлекательная зона массового отдыха людей, служащая для восстановления физических и моральных сил.

Приведённые критерии представляют собой инструментарий для оценки потенциала использования той или иной территории в целях рекреации. В следующих частях работы на основе данных критериев будет рассмотрена как потенциальная рекреационная зона Даниловская набережная г.Москвы.

Новокузнецк 2030

Богатейшие ландшафтные возможности территории городского округа (сложный рельеф, наличие большого количества облесенных территорий, живописные долины рек Томь, Кондома, Аба, множество стариц, островов, мелких водотоков и др...

Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший по численности населения город России и Европы...

Организация рекреационных зон мегаполиса на примере Даниловской набережной г. Москвы

Существуют различные основания и подходы к планированию и организации рекреационных зон. Среди подходов, которые мы использовали для разработки предложений к концепции реконструкции Даниловской набережной...

Производство газобетона

Одними из основных этапов технологии изготовления газобетона являются контроль за качеством поступающего сырья, за всеми технологическими операциями, а также контроль уже готовой продукции...

Разработка проекта возведения автосалона по Кирилловскому шоссе в г. Череповце

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ надлежит осуществлять в соответствии со ...

Современные проблемы оценки степени ухудшения эксплуатационных качеств, снижения несущей способности каменных и армокаменных конструкций зданий и сооружений

В настоящее время наряду со строительством зданий и сооружений и сооружений различного назначения с применением сборных и монолитных железобетонных конструкций все более широко применяются каменные и армокаменные конструкции...

Строительные нормы и правила

Особенности оценки земли, прежде всего, связаны с теми целями, ради которых необходимо знать точную стоимость данного земельного участка...

Строительные нормы и правила

В оценке городских земель должны учитываться все основные факторы, влияющие на оценку с позиций различных видов функционального использования: 1. Локализационные факторы...

Строительные нормы и правила

Методы оценки городских земель можно классифицировать по следующим основаниям: 1. Нераздельная и раздельная оценка; 2. Массовая и индивидуальная оценка; 3. Оценка по существующему положению или оценка с учетом перспективы...

Строительные нормы и правила

1. Стоимость земель определяется как совокупностью ситуационных факторов: физико-географических, инженерно-геологических, экологических, экономико-географических, градостроительных, которые можно назвать также факторами местоположения...

Техническая эксплуатация зданий и сооружений

Оценка технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений заключается в определении степени повреждения...

Технологическое проектирование мясного цеха

Важным средством требуемого уровня качества продукции является систематический контроль, для обеспечения которого разрабатывается шкала органолептической оценки качества блюда...

Ферма КРС на 1000 голов. Родильное отделение

Контроль качества монтажа начинают с момента приемки доставленных сборных элементов. Они должны соответствовать требованиям проекта и не должны иметь отклонений, превышающих допустимые по СНиП...

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.

Рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, с целью восстановления сил и здоровья. Городскими рекреационными зонами являются: сады, парки; пригородными: лесопарки, зоны отдыха.

Формируемая рекреационная среда должна обеспечивать физический, биоклиматический, психологический, эстетический комфорт населению во время отдыха.

Комфортные условия для отдыхающих обеспечиваются:

· наличием благоустроенных территорий достаточной площади, оборудованных для разнообразных видов и форм рекреационных занятий;

· наличием и удобным размещением объектов обслуживания в зонах отдыха (пунктов питания, торговли, проката инвентаря, автостоянок и др.) - в пешеходной доступности в пределах 5 минут (250-300 м) от мест концентрации отдыхающих;

· организацией удобных транспортных сообщений между загородными ланд-шафтно-рекреационными территориями и местами постоянного проживания населения.

Размеры территорий зон массового кратковременного отдыха следует принимать из расчета от 500 до 1000 кв. м на одного посетителя.

Одним из показателей, отражающих качественные характеристики рекреационной среды, является психологический комфорт, который зависит от количества шумовых и зрительных контактов между отдыхающими. Психологический комфорт обеспечивается, как свидетельствуют исследования ЦНИИП градостроительства, если количество отдыхающих не превышает 8 чел. в радиусе 25 м - для парков, 60 м - для лесопарков и 100 м - для рекреационных лесов.

Комфортность ландшафта (от англ. comfort – бытовые удобства, благоустроенность) – это совокупность медико-биологических, технических и социально-психологических свойств ПТК, удовлетворяющих определенным требованиям или потребностям жизнедеятельности человека.

Так, курорты морских побережий представляют собой окультуренные территории, на которых создана инженерная инфраструктура, обеспечивающая отдых людей: пляжи, жилые комплексы-гостиницы, пансионаты, дома отдыха, спасательные службы. Побережье оснащено также обслуживающей инфраструктурой: причалы прогулочных катеров, отдельные участки для занятий парусным спортом, виндсерфингом и т.д. Вся эта инфраструктура предназначена для максимального использования целебных свойств климата и морской воды. Обширные рекреационные ландшафты морских побережий разбросаны по всему миру: Австралия, Калифорния, Средиземноморское побережье, Альпы, Кавказ, Индонезия, побережье Бискайского залива, Канарские острова, Гавайские острова и многие другие.

Горнолыжные центры представляют собой сложные сочетания инженерных сооружений и заснеженных горных склонов, пригодных для катания на лыжах. Горные склоны оборудуются специальными трассами, отмеченными на местности. Кроме того, существует инженерная сеть обслуживания рекреантов: канатно-кресельные дороги, жилые комплексы, складские сооружения, паркинги, пункты связи и бытового обслуживания, подъездные дороги, спасательные службы. Горнолыжные центры функционируют в США (Скалистые горы, Солт-Лейк Сити), Альпах (Европа), Скандинавия, Япония (Саппоро), Кавказ (Россия, Грузия) и ряд других.



Лесопарковые пригородные зоны. Они предназначены для кратковременного отдыха жителей городов. Главное свойство этих лесов – наличие благоприятных лесных массивов различного породного состава: широколиственных, мелколиственных, хвойных и смешанных. Часто большой процент древесных насаждений создан руками человека. Лесопарковые зоны оборудованы пешеходными и велосипедными дорожками, пунктами торговли и обслуживания, детскими игровыми площадками и т.д. Техногенные элементы должны занимать в лесопарковых зонах минимальные площади и быть оптимально расположены.

Национальные парки. Национальные парки – комплексные, природно-хозяйственные полифункциональные территории, предназначенные для охраны ландшафтов и биоразнообразия, а также для целей отдыха и туризма.

Территория национального парка имеет заповедную зону, памятники природы, предназначенные для научных исследований, специальные маршруты для туристского обслуживания и инженерную инфраструктуру: информационные щиты, оборудованные дорожки, смотровые площадки, пункты научных наблюдений, административные здания и т.д.

Национальные парки занимают обширные площади. В отдельных случаях на территории национальных парков разрешаются традиционные виды природопользования в соответствии со структурой землепользования.

Контрольные вопросы : 1. Что такое рекреационная зона? 2. Чем обеспечивается комфорт условий человека в рекреационной зоне? 3. Какой должен быть размер территорий зон массового кратковременного отдыха? 4. Что собой представляют горнолыжные центры? 5. Какие горнолыжные центры вы знаете? 6. Что такое национальные парки?

_____________________________________________________________________________________

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации