Курсовая работа: Индивидуально-типологические особенности личности темперамент. Психологическая характеристика типов темперамента

"Темперамент"

Темперамент - врожденное (биологически обусловлена) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Срок введено в обиход Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает "надлежащее соотношение частей".

В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко.


1. История


4. Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку трудной с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик, как выдержанный, без скоропалительных решений человеку; сангвиник, как высоко чуткого для любой работы человеку; холерики, как страстной, безумной и активной в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, у холерика - поспешность решений.

Различают следующие основные свойства темперамента, как:


5. Влияние темперамента

От темперамента человека зависит:


6. Темперамент в теории Павлова

И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, он обращал внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. "Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связанный с телосложением человека, с обменом веществ в организме". Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. "Подвижный" (сильный, живой, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника);
  2. "Инертный" (сильный, спокойный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика);
  3. "Неуравновешенный" (подвижный, безудержный, сильный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);
  4. "Слабый" (неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, приводит темперамент меланхолика).

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами находятся представители различных темпераментов.
  2. Двигательная, или моторная, активность, показывает состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или мовчазливости).
  3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (чувствительность к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним постоянными признаками можно в определенной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.

Сангвинический темперамент. Сангвиник определяется Павловым как "горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда он интересное дело, есть постоянное возбуждение. Когда такого дела нет, он становится скучным, вялым". Я.Стреляу дает следующую характеристику: "Человек с повышенной реактивностью, причем активность и реактичнисть у нее уравновешены. Он возбужденно отвечает на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его разгневать. Он активно берется за новое дело и может долго работать, не уставая. Он быстро сосредотачивается, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, сообразительность. Быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстоятельств. Экстраверт. Чувства легко возникают, легко меняются.

Холерический темперамент характеризуется И. П. Павловым как: "боевой тип, вспыльчивый, раздражительный... Увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно давит на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что все ему уже силу. Я.Стреляу характеризует как: "отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он неудержим. Невыдержанный, нетерпеливый, характерна резкая смена настроения. Горячий, быстрый темп и резкость в движениях. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания ".

Флегматический темперамент по характеристике И. П. Павлова - спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упрямый труженик жизни. Но ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.д.. По Я.Стреляу: "обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью". Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и язык. Он не сообразительный, трудно переключает внимание и приспосабливается к новым обстоятельствам, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самоконтролем. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолический темперамент указанный И. П. Павловым как "явно тормозной тип нервной системы... очевидно, каждое явление жизни является тормозящим агентом, если он ни вви что не верит, ни на что не надеется, от всего ожидает и во всем видит только плохое, опасно ". Меланхолик характеризуется Я.Стреляу: "Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно чувствителен, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедные. Обычно уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичный, не упорный, легко утомляется и малопрацездатний. Ему присуща легко розпорошувана и неустойчивое, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Он стыд " язливо, нерешительный, робкий. Однако в спокойном, привычном для него окружении меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.


7. Роль темперамента в деятельности человека

Деятельность - трудовая, учебная, игровая - выдвигает требования не только к знаниям и уровня умственного и эмоционально-волевого развития личности, но и в типологических особенностей нервной системы, а следовательно, к темпераменту человека. В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Там, где требуется значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где необходимо проявить сострадание, кротость, лучше проявляет себя слабый тип нервной системы.

Неуравновешенность холерика вредит там, где нужно проявить сдержанность, терпеливость. Слишком медленный темп движений, медленно, монотонно речи флегматика не способствует успешности деятельности, где нужно проявить подвижность, скорость воздействия на других. Слабость возбудимости и тормозные действия, присущие меланхолику, вызывают робость, нерешительность, препятствующие установлению контактов с другими. Склонность сангвиника в восхищение новым, до скуки при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность, постоянно вызывает тягу к новому, модному.

Исследованиями доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать существенно различные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности - силу действий, в неуравновешенного - уравновешенность, в инертной - живость, подвижность. Такие изменения наступают под воздействием содержательной стороны деятельности. Путем упражнений можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но образованные таким образом позитивные действия: сила, уравновешенность, подвижность не устраняют полностью врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях привычное основном теряет силу, в действие вступают природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку: слабость, гальмивнисть, возбудимость, которые оказываются в растерянности, ступорозные состоянии беспомощности, чрезмерной возбудимости, потере самообладания.

Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, входящей в структуру его темперамента. Так, в профессиональной ориентации и подготовке к труду молодежи нужно учитывать особенности темперамента.

Индивидуально-психологические свойства личности: темперамент, характер, способности.

Темперамент

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными, хотя они и более устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность ; моторика; эмоциональность . От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм поведения и деятельности; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток на все стороны личности.

Нет плохих и хороших темпераментов. В каждом человеке присутствуют признаки всех четырех темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) в различных сочетаниях, но доминирующий темперамент всегда проявляется.

Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Физиологическая основа темперамента - тип высшей нервной деятельности . Устойчивый комплекс свойств ВНД (сила, уравновешенность. подвижность и др.), определяется в основном совокупностью свойств нервной системы.

Современные подходы к характеристике типов темперамента .

Флегматик – тип темперамента проявляющийся в медлительности, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Обычно ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Учащегося с темпераментом флегматика необходимо стимулировать к активной деятельности на уроке. Такой ученик постоянно опаздывает, медленно включается в деятельность и медленно переключается. Формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Он не всегда может выдерживать темп урока и не сразу начнет отвечать на вопрос. Ему надо подумать, поэтому учитель должен проявлять выдержку и спокойствие, когда он спрашивает флегматика. В противном случае молчание такого ученика оценивается, как незнание материала. Важно вызывать интерес и поддерживать его успехи в учебе, хотя похвала и не является для флегматика сильным стимулом. Взрослея, флегматик становится надежным, глубоким человеком, который способен доводить начатое дело до конца, выполнять взятые обязательства.

Холерик – тип темперамента, противоположный по своим проявлениям флегматику. Ученик-холерик – активный, подвижный, эмоциональный, общительный, шумливый, порой агрессивный. Часто отвлекается, занимается на уроке множеством дел, быстро включается в работу и быстро переключается с одного вида деятельности на другой, выкрикивает, комментирует происходящее. С заданиями на уроке справляется быстро и если его не занять, будет отвлекать остальных учеников, мешать им. Ему не хватает устойчивости, сосредоточенности, волевой активности. Знания часто носят поверхностный, не глубокий характер. Однако с возрастом и появлением общественных интересов холерик может стать активным, целеустремленным, инициативным и темперамент даст ему основания достичь большого успеха в жизни и деятельности.



Сангвиник - внешне очень похож на холерика своей активностью, подвижностью, эмоциональностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с новыми людьми. Чувства быстро сменяются, мимика подвижная, выразительная. По сравнению с холериком сангвиника характеризует большая отзывчивость, отсутствие агрессивности. Устойчивость нервной системы позволяет сангвинику быть успешным учеником и в деловом мире стать эффективным человеком.

Меланхолик – легкоранимый, тонко чувствующий человек.Склонен глубоко переживать даже незначительные события. Очень чувствителен к своему успеху или неудачам. Болезненно переносит критику в свой адрес, замечания, шутки товарищей. Учителю необходимо осторожно относиться к особенностям учеников-меланхоликов. Им требуется больше поддержки, подбадривания, похвалы, подчеркнуто уважительного отношения к их успехам. В целом темперамент меланхолика является хорошей основой для формирования чуткого, отзывчивого человека, хорошо понимающего чувства и переживания других людей.

Роль темперамента учащегося в учебной деятельности достаточно велика. В целом успешными учениками могут быть представители каждого темперамента. Учителю важно видеть сильные стороны темперамента ученика и помогать сглаживать черты, которые осложняют ученику учебную деятельность, общение и т.д. При осуществлении индивидуального подхода к учащимся знание типов темперамента необходимо учителю.

Презентацию подготовила

И.Ю. Асташенко

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: · сангвинический, · флегматичный, · холерический, · меланхолический.

Сангвинический темперамент Флегматический темперамент Холерический темперамент Меланхолический темперамент


Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.


Флегматический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.




Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.


Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.




Экстраверты и Интроверты

  • Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

  • Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

  • Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

  • Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

  • к общению с людьми,

  • вниманию со стороны окружающих,

  • участию в публичных выступлениях,

  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.




Одним из психических свойств, характеризующих психическую сферу индивида и именно ее конституциональный уровень, является темперамент.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы н желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804). Им мы и воспользуемся.
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же "можно установить только четыре простых темперамента:

  • сангвинический;
  • меланхолический;
  • холерический;
  • флегматический.

Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Обусловленность темперамента свойствами нервной системы

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.
Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Теория функциональной системы П.К.Анохина включала четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации:

  • блок афферентного синтеза;
  • блок программирования (принятия решений);
  • блок исполнения;
  • блок обратной связи.

Исходя из этого, Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза:

  • степень напряженности взаимодействия организма со средой;
  • легкость переключения с одной программы поведения на другую;
  • скорость исполнения текущей программы поведения;
  • чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента:

  • энергичность (выносливость);
  • пластичность;
  • скорость;
  • эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой "системное обобщение" первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, "включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств" .
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить:

  • активность;
  • продуктивность;
  • возбудимость;
  • тормозимость;
  • переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. "Продуктивность" их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа - малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический – от sanguis (кровь), флегматический – от phlegma (слизь), меланхолический – от melan chole (черная желчь).
Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.
В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного объяснения природы темперамента.
Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций - положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов - это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность - скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному, или наоборот. Противоположной подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.
Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.
И. П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа - Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологии Гиппократа - Галена, великий русский физиолог описывает их так:
Сильный, уравновешенными, подвижный тип - сангвиник;
Сильный, уравновешенными, инертный тип - флегматик;
Сильный, неуравновешеный тип - холерик;
Слабый тип - меланхолики.
За И. П. Павловым, темперамент является главнейшей характеристикой нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида. И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей. Сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведению человека, накладывает характерный отпечаток на всю сущность человека - определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.
Типология И. П. Павлова стала источником многих исследований темперамента. Так, в конце 50-х годов XX ст. были проведены лабораторные исследования под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небилицина, В. С. Мерлина, которые дополнили типологии И. П. Павлова новыми элементами. Разработано много приемов исследований нервной системы человека, которые дали возможность глубже понять роль индивидуальных особенностей темперамента в деятельности человека.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации