Семинар-практикум "формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность". Портал образования

Карлова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ: Карлова Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных

математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных

предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной

восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся

равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии,

нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога:

очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет

интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда

безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только

скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со

сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе,

самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он

один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от

него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной

активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье

тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и

образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так

как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме

знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в

школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к

произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных

познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить

творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь

пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для

педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как

возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство

активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно

работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать

обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность,

странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном

обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие

пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать,

сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в

ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении

результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и

осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней.

Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач.

Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек

посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи

между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно

ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах

обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их

сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по

какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе

существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на

развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной

деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности

детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма

организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию

интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования

математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют

современные педагогические технологии и методики организации

образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является

использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской

методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и

знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,

кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у

педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как

видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год

путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-

математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по

двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать

свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного

решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к

группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями,

либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков,

различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный

треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное

количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной

методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены,

коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего

дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим

необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с

блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или

исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на

первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками:

самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему

усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут

построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети

установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно,

т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия

они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму,

величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур,

перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к

красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные

анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства,

обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру,

форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение

для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр.

Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности

детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и

раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить

зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр

представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.

Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный

характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи

фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине.

Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их

обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться

находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем

имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам

помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены

схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к

моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать

информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором

дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети

расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е.

перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием

загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и

рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие

наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи»

и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие

задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске

закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения

значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается

перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не

квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» -

означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному

признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак

отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не

красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый,

маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об

отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы

«Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать

возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические

игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать

в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым

предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию

речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся

рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои

высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно

вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас,

пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с

этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей

были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и

увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили

использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из

цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются

предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных

вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно

«поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с

учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости

включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более

рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и

игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной,

радостной и сосем не трудной.


(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Белочка»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»
(из опыта работы)

Воспитатель: Кузьминых С.И.

2016 г

Основной вид дошкольной деятельности - это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается.

Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно использую игровые технологии.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровосбережение.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игра - главное содержание детской жизни.

В своей педагогической деятельности мною используются занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения.

Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводили НОД по таким темам, как «Веселые приключения», «Путешествие в страну чудес», «Прогулки в сказочный лес», и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает) .

Для обеспечения активной деятельности детей в НОД я предлагаю им своеобразную реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, освоение средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.)

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать детей, активизировать внимание дошкольников, побудить их к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения».

После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивает у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже? » дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.

Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе? », «Сколько концов у одной палки? А у двух? », «Найди отличие», «Цепочка закономерностей».

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивают произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учатся выявлять закономерности.

Обязательно в НОД включаем физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяет переключить активность (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации.

Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания занятию игрового характера, мы используем разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, созданные своими руками.

Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры помогают обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр нами также широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что непосредственно образовательная деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

Так, дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Помоги Буратино дойти до школы», «На что похоже? » и др. - знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивать сообразительность, упражняют ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.

Игра « Найди игрушку».

« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти» Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

Игра «Считай - не ошибись! »

Игра «Чудесный мешочек»

Направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

“Танграм” и «Монгольская игра» - из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Успешность освоения игр в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходит прививание ребенку знания в области математики, он обучается выполнять различные действия, умственные операции, развивает память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности.

А проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-Пресс, 2008.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Диагностика готовности ребенка к школе/ Под ред. Н. Е. Веркасы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

6. Полякова Н. Воспитывать радость познания// Дошкольное воспитание. – 12/2004.

7. Смоленцева Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987.


https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар – практикум Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Казакова Е. М., ст. воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016 г.

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»). План проведения семинара: 1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников» 2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) 3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» 4. Рефлексия.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).

Условия обучения математике в ДОУ Соответствие современным требованиям Взаимодействие с семьями воспитанников Характер взаимодействия взрослого и ребенка Поддержание познавательного интереса и активности ребенка Преодоление формализма в математических понятиях дошкольников Использование разнообразных форм организации познавательной деятельности

Игра «В нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах»

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)

3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» Подготовила: Казакова Е. М., старший воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016

«Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией». А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по созданию ФГОС ДО, директор ФИРО

Под деятельностным подходом понимается такая организация образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путём передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Технология «Ситуация» – модификационная технология деятельностного метода для дошкольников. Педагог создаёт условия для «открытия» новых знаний детьми

Структура технологии «Ситуация» 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация. 3) Затруднение в ситуации. 4) «Открытие» детьми нового знания. 5) Включение в систему знаний и повторение. 6) Осмысление.

I. Введение в игровую ситуацию: - ситуативно-подготовленное включение ребенка в познавательную деятельность; ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Рекомендации к проведению: - доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка беседа, сообщение и т.п. (Вы любите путешествовать? Хотите отправиться в.. и т.п.). Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

2. Актуализация: - актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, и предметная деятельность детей Дидактические задачи: актуализировать знания детей. Требования к этапу 1. Воспроизводятся знания, умения, навыки, являющиеся основой для «открытия» нового знания или необходимые для построения нового способа действий. 2. Предлагается задание, требующее от детей нового способа действия.

3. Затруднение в игровой ситуации: - фиксация затруднения; - установление причины затруднения. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания или способа действий; развивать мышление и речь. Требования к этапу С помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» возникшее затруднение фиксируется в речи детей и формулируется педагогом.

4. «Открытие» нового знания: - предлагаются и принимаются новый способ действий, новое понятие, новая форма записей и т.д. Дидактические задачи: формировать понятие или представление об изучаемом; развивать мыслительные операции. Требования к этапу С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, идеи и обосновывать их. 3. Воспитатель выслушивает ответы детей, обсуждает их с остальными, помогает делать вывод. 4. Используются предметные действия с моделями, схемами. 5. Новый способ действий фиксируется в словесной форме, в виде рисунка или в знаковой форме, предметной модели и т.д. 6. С помощью воспитателя дети преодолевают возникшее затруднение и с помощью нового способа действия делают выводы.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка - усвоение нового способа действий; - закрепление нового понятия, нового знания, нового оформления записей и т.д.; - обеспечение выражения знаний в разной форме; - углубление понимания нового материала. Дидактические задачи: тренировать мыслительные способности (анализ, абстрагирование и т.д.), коммуникативные способности; организовывать активный отдых детей. Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»

6. Итог занятия (осмысление): - фиксация в речи детей нового знания; - анализ детьми собственной и коллективной деятельности; - помощь ребенку в осмыслении им своих достижений и проблем. Дидактические задачи: осмысление детьми деятельности на занятии. Требования к этапу. 1.Организация рефлексии детей и их самооценки своей деятельности на занятии. 2. Фиксация достигнутого результата на занятии - приобретения нового знания или способа деятельности. Вопросы: - «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогали? «Почему нам это удалось?», «Вам удалось…, потому что вы узнали..» Важно создать ситуацию успеха («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Работа в группах Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи. Работа с конспектами. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.

Спасибо за работу! Рефлексия. Метод «Определи дистанцию»

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»).

План проведения семинара:

1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников»

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)

3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

4. Рефлексия.

Примерное решение:

1. Для повышения уровня развития у детей познавательных способностей в области математического развития использовать эффективные формы организации совместной образовательной деятельности с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах. Срок - постоянно, отв. - воспитатели групп.

2. В родительских уголках размещать информацию по проблеме формирования у детей математических представлений (в том числе подборки математических). Срок - регулярно до конца года и далее. Отв. - воспитатели.

3. Продолжить изучение и использовать в работе современную образовательную технологию «Ситуация» (открытие нового знания) как одну из эффективных средств обучения дошкольников. Срок - постоянно. Отв.- воспитатели.

1. Все вы знаете, что в дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.

Соответствует ли содержание и технологии реализуемой программы современным требованиям?

Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Выделим несколько важных условий обучения математике в дошкольном возрасте.

Условие первое . Образование должно соответствовать современным требованиям. Готовность ребенка к школе, позволяющая включать его в систему обучения, происходит у каждого в индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что целесообразно развивать, используя при этом разнообразные средства дошкольной дидактики.

Условие второе . Обеспечить удовлетворение потребностей в математическом развитии ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна внести важный вклад в обогащение познавательной сферы ребенка.

Условие четвертое . Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти - шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.

Условие пятое . Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.

Условие шестое . При обучении математике необходимо использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, разнообразить повседневную жизнь, обеспечить партнерскую деятельность, стимулировать самостоятельность.

При этом важна активность самого дошкольника – обследовательская, предметно - манипулятивная, поисковая. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в учебниках математики или рассказом воспитателя. Педагог умело направляет процесс познания, подводит ребенка к значимому для него результату. Использование современных педагогических технологий позволяет расширять представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, актуализировать знания, развивать упорство и любознательность.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).

Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.

На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Ключом педагогической технологии при реализации нашей программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислим факторы, способствующие этому.

Обогащенная предметная среда.

Специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая).

Продуктивная деятельность.

Познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка.

Коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересующих и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника.

Чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук.

Экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом. Эвристические методы помогают ребенку устанавливать зависимости между отдельными фактами, самостоятельно «открывать» закономерности. Проблемно-поисковые ситуации обогащают опыт применения разных способов при решении познавательных задач, позволяют комбинировать приемы и применять их в нестандартных ситуациях.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, дидактических и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной игротеке для детей и родителей, использование различных видов праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию гуманных и педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.

Сочетание латентного, реального и опосредованного обучения обеспечивает интеграцию всех видов детской деятельности. Именно комплексность в подходе к образованию дошкольников позволяет полноценно использовать сензитивный период.

В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения – игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, так как гасит интерес ребенка и к играм, и к обучению.

Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предполагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занижающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.

Об использовании математических игр в совместной образовательной деятельности с детьми мы говорили на консультации.

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) Текст выступления прилагается.

3. Технология «Ситуация»

Метод «Определи дистанцию». На мольберт выставляется тема «технология «Ситуация» (открытие нового знания)»

Педагогам предлагается встать на такое расстояние от мольберта, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.

Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей, учитывая их возрастные особенности и возможности.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

В образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.

Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга.

Одной из таких технологий является технология «Ситуация», с которой мы сегодня познакомимся.

Используется презентация.

Структура технологии «Ситуация»

Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить.

1 этап "Введение в ситуацию".

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого у детей формируется интегративное качество, как активность. Случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят. НО при отказе от деятельности можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими, но в руках при этом не должно быть никаких игрушек. Обычно такие «бастующие» возвращаются, так как сидеть на стульчике и ничего не делать скучно.

2 этап "Актуализация".

Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо.

3 этап "Затруднение в ситуации".

Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли?" - "Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит, что нам надо узнать? ".

4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия).

Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.

5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

6 этап "Осмысление" (итог) .

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.

С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли?" воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось?" воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось, потому что вы узнали (научились)”.

Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного вывода.

Итак, технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.

Просмотр видеозаписи занятия.

Практическая работа педагогов.

1. Деление на 2 команды метод «Выбери полоску». Работа у мольберта.

Предлагаются полоски короткие и длинные. Педагоги выбирают полоску, формируют команду (все длинные - одна команда, все короткие - вторая).

Работа в группах. Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи.

Конверты с этапами и дидактическими задачами.

Контроль : ведущий зачитывает правильный ответ, команды проверяют выполнение.

2. Деление на 4 команды методом «Найди цифру». Педагоги выбирают карточку с изображением предметов от 1 до 4. Находят стол с соответствующей количеству предметов цифрой.

Работа в группах. Работа с конспектами. Командам даются конспекты занятий, составленных на основе данной технологии, но без отметки этапов занятия. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.

Контроль: после выполнения задания, командам выдается образец конспекта с отмеченными этапами и дидактическими задачами. Команды проверяют себя сами.

4. Рефлексия.

Метод «Определи дистанцию». Снова предлагается педагогам встать на таком расстоянии от мольберта с темой семинара, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.


ГОРОДСКОЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ АТАВИНОЙ Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

– мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ АТАВИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА г. Покачи, 24 апреля 2015г.

Задачи: Развивать логическое мышление. Формировать представление о математических понятиях Развивать умения выявлять свойства в объектах Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Развивать творческие способности, воображение, фантазию Развивать способность к моделированию и конструированию.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша 1этап «Знакомство» дать детям возможность познакомиться с блоками

2 этап «Обследование» . Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

3 этап «Игровой»

4 Этап «Сравнение»

5 этап «Поисковый»

6 этап «Знакомство с символами»

7 этап «Соревновательный»

ГОРОДСКОЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ АТАВИНОЙ Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации