Использование элементов современных игровых технологий в доу. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Игровые технологии крайне важны для воспитания детей в условиях ДОУ. В настоящее время педагогическая наука не стоит на месте. Инновации проникают во все сферы воспитательной деятельности, в том числе и в игровой процесс в ДОУ.

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека. Игра предстает удачной психолого-педагогической моделью общей ситуации развития реальной личности в реальных условиях, формирования индивидуальной и коллективно-групповой субъектности уже не только в игровых, но и в учебных, трудовых, общественно-полезных типах деятельности и пространствах социальной коммуникации.

На нынешнем этапе в современном образовании возникло такое понятие, как "игровые технологии". Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

По мнению М. Новика в современной педагогике возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения младших школьников относятся игровые технологии.

Являются составной частью педагогических технологий.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В современной педагогике для интенсификации учебного процесса игровые технологии используются:

  1. в качестве самостоятельного метода для усвоения определенной темы,
  2. как элементы какого-то другого метода,
  3. в качестве целого урока или его части: введение, объяснение, закрепление, контроля,
  4. как организация внеклассной работы.

В условиях ДОУ к игровым технологиям применяются следующие требования:

  1. игра должна стимулировать мотивацию учения;
  2. игра должна быть подготовлена с точки зрения как содержания так и формы;
  3. игра должна быть принята всей группой;
  4. игра непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной атмосфере, вызывать чувство удовлетворенности, радости;
  5. активность всех участников игры;
  6. в процессе игры более сильные помогают слабым;
  7. в ходе игры преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно их записывает;
  8. преподаватель должен сам верить в эффективность игры;
  9. безоценочное принятие друг друга в игре;
  10. соблюдение принципа: здесь и сейчас.
Игровая технология в современном ДОУ строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Таким образом, игра обучает, развивает и воспитывает. Она способствует развитию мышления детей, помогает использовать полученные знания на практике. Использование игровых технологий в условиях ДОУ является процессом формирования коммуникативных навыков. А коллективная работа помогает развивать сотрудничество и взаимопомощь.

Игровые инновации в ДОУ

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Однако, несмотря на эти общепризнанные аргументы игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования.

В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается .

Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.

Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим. В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре. Восстановлению игры как основополагающего элемента дошкольного воспитания способствуют инновационные направления игровой деятельности.

Необходимость развития инновационных игровых технологий отражена в ФГОС ДО. Однако в настоящее время необходимо реализовать предложения отраженные на рисунке ниже.

В настоящее время в ДОУ все активней используются инновационные игровые технологии. Среди их многообразия хотелось бы выделить ряд особенно интересных для прогрессивного воспитателя ДОУ.

Очень полезно для детей младшего дошкольного возраста является использование "ТИКО – технологии". "ТИКО" или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли "окошка", "двери", "глазок". Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур, но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.

Большой интерес представляют инновационные технологии игрового проектирования в условиях ДОУ.

Игровое проектирование (ИП) – один из распространенных способов интенсивного обучения. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов .

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта, например: Проект "Вежливый ребенок". Тему для разработки проекта дети совместно с родителями выбирают самостоятельно. Однако воспитатель может предложить варианты – для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно.

Игровое проектирование осуществляется с функционально-ролевых позиций, воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Функционально-ролевая позиция обусловлена совокупностью целей и интересов участников коллективного проектирования организационно-экономической системы. Поэтому сам процесс игрового проектирования должен включать в себя механизм согласования различных интересов участников. В этом и заключается суть процесса игрового проектирования .

Немаловажно также использование ИКТ для стимулирования игровой активности условиях ДОУ. Для этого в процессе игровой деятельности использовано специальное оборудование и игровые программы.

Итак, развитие игровых инновационных технологий в ДОУ способствует повышению уровня воспитания детей младшего дошкольного возраста, стимулирует развитие игровой активности и повышает коммуникативные навыки.

Литература

  1. Гузеев В.В. Методы организации и формы обучения. – М.: Народное образование, 2010
  2. Ерцкина Е.Б. Опыт реализации игрового проектирования в формировании графической компетенции студентов // Журнал Педагогическое образование в России Выпуск № 5 / 2014
  3. Игровые технологии на уроках русского языка 5–9 кл. Игры со словами, разработки уроков / Под ред. В.Н.Пташкиной. – Издательство: Учитель, 2009.
  4. Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.html
  5. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей – Нижний Новгород, НГПИ им. Горького, 1992.
  6. Новик, М.М. Современные технологии в образовании / М.М. Новик // Новые знания. – 1999. – № 3. – С. 17–21.
  7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сиб. пед. журн. 2007. № 1. С. 42–49.
  8. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образовании. - 2013. -№3.

Целеп Марина Викторовна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 48 «Ласточка», г. Серпухов.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Выделяют следующие функции игры:

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра - ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т. д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в саду и дома. Другой вид игры - подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей. Н.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовка не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями». Можно скатать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее: результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. –320 с.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.

С введением ФГОС ДО 1 одной из форм непосредственно образовательной деятельности является игра. Следует выделить, что особенно важное различие дошкольного образования от общего образования состоит в том, что в детском саду развитие детей происходит в игре, а не в учебе. Роль воспитателя состоит в создании .

Термин «игровые технологии» охватывает большое количество методов и приемов, которые организуются в виде разнообразных педагогических игр в ДОУ. Разница педагогической игры от просто игры состоит в том, что в ней ясно обозначены цель обучения, педагогический результат, . Ярким примером педагогических игр являются в детском саду.

Игровые технологии в ДОУ: классификация игр

Трудность систематизации игр заключается не только в различии их правил, но, в первую очередь, целей. Игры со схожими инструкциями могут быть неодинаковыми, так как применяются в разных целях: для развлечения, обучения, получения навыка принятия решений, развития общительности, диагностики.

  • По месту выполнения: за столом, в комнате, на улице, во дворе.
  • По количеству участников: один, в паре, в группе (более двух соперников, преследующих в ситуации состязания одну цель), в команде (соревнование между командами игроков).

При организации командной или групповой игры воспитателю нужно учитывать: как сформировать состав игроков, круг их интересов, интеллектуальное развитие, физическую подготовку, кто как друг к другу относится, дружит.

  • По времени проведения:
  • по сезону (зима, весна, лето, осень);
  • по затратам времени (длительные, протяженные, короткие, игры-минутки).
  • Необходимо стремиться к регулярной периодичности проведения игровых технологий в ДОУ, так как при длительных интервалах дошкольники теряют интерес, забывают инструкции.
  • По предметно-игровой среде:
  • с предметами (с мячом, веревкой и т.д.);
  • без предметов
  • со средствами передвижения;
  • с ТСО;
  • игры-автоматы (кнопочные);
  • компьютерные игры;
  • игры-аттракционы.
  • По виду деятельности:
  • физические (с движением): эстафеты, соревнования, состязания.
  • Творчески-интеллектуальные игры: сюжетно-интеллектуальные; предметные забавы; дидактические (познавательные, учебно-предметные, обучающие); строительные, конструкторские, трудовые, технические; компьютерные, электронные.
  • Трудовые.
  • Социальные игры: деловые (ролевые, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные, организационно-коммуникативные, подражательные), творческие сюжетно-ролевые (режиссерские, подражательные, игры-драматизации, грезы); психологические.

Дидактические игры как вид игровых технологий в ДОУ

Дидактические игры развивают память, мышление, внимание, познавательные способности, сообразительность, воображение. Особое внимание уделяется сложному психическому процессу - воображению, без которого невозможно творчество у дошкольников.

Существуют следующие типы дидактических игр.

  • Игры-упражнения совершенствуют способности детей. Примеры: кроссворды, ребусы, викторины. Для развития воображения применяют словесные игры (целую методическую систему таких игр-упражнений разработал еще Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии»).
  • Игры-путешествия помогают осмыслить и закрепить изученную тему. Активность дошкольников в этих играх выражается в виде рассказов, обсуждений, высказывания своих мнений, творческих работ. Примеры: придумать дополнения к картинке, к рассказу, к сказке; сочинить что-то, придумать движения; изобразить это - развивается воображение.
  • Игры-соревнования объединяют все типы дидактических игр. Дошкольники состязаются, поделившись на команды.

Игровые технологии в ДОУ у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет доминируют подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные - дают возможность дошкольникам реализовать свою лишнюю энергию. Сюжетная-ролевая игра считается простой: в ней нет точных правил, ограничивающих свободу действий, имеет детальную направленность, используются игрушки. Здесь нужно определить какую-то узкую игровую ситуацию и роль, в которую надо войти ребёнку для решения проблемы. Развивают творческую фантазию, личностные качества, эмоциональность, дошкольники получают навыки общения в коллективе (в т.ч. как мириться при ссорах). Формы выполнения: обсуждения по распределению ролей, воображение путешествия; пресс- конференции.

Игровым технологиям в образовательном процессе в ДОУ присущи следующие особенности:

  • произвольное поведение (игра начинается ребенком по его желанию для развлечения);
  • творческий характер (импровизация в игре);
  • эмоциональная активность (основывается на переживаниях ребенка и чувственной основе игры).

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Игровая технология


Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому". Мария Монтессори итальянский педагога и психолога ()




Зайцев Николай Александрович (р.1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга Автор пособия "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.


Вадимович Воскобович инженер-физик, российский изобретатель и авторов развивающих игр для детей. Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».


Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.



Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер () разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.



Глен Доман американский врач- нейрофизиолог (1920 г.р.) Филадельфия Основатель Института достижений человеческого потенциала. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой. Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.



Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме



Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.



Достоинства игровых технологий игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Игровые технологии в детском саду Выполнила: Воспитатель МАДОУ КВ Д/С «Светлячок» п. Любохна Дятьковского района Брянской области Максимова Т. Е 2013год


Игровые технологии в детском саду. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.» Фридрих Фребель. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.


Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. В соответствии с ФГТ презентация опирается на научные принципы построения.


Виды технологий: «Здоровьесберегающая» технология Развивающая технология Технология «Проблемного обучения» Технология «Марии Монтессори». «Игровая» технология и др.


Основные требования (критерии) технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость


«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенчиским навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.


Классификационные параметры игровых технологий. По уровню применения-все уровни По философской основе-приспосабливающаяся По основному фактору развития-психогенные По концепции усвоения опыта-ассоциативно-рефлекторные По ориентации на личностные структуры По характеру содержания По типу управления По организационным формам По подходу к ребёнку-свободное воспитание По преобладающему методу-развивающие, творческие, поисковые По направлению модернизации-активизация По категории обучаемых-массовая, все категории


Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические:расширение кругозора,познавательная деятельность,формирование определённых умений и навыков,развитее трудовых навыков. Воспитывающие:воспитание самостоятельности,воли,сотрудничества,колликтивизма,коммуникативности. Развивающие:развитие внимания,памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопостовлять, находить анологии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.


Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Функции игры: развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития


Группы игр: Деление по виду деятельности физические(двигательные) По характеру педагогического процесса Обучающие, тренировачные,обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие,репродуктивные,коммуникативные,диагностические. По характеру игровой методики предметные, иммитационные,сюжетные,ролевые,игры-драматизации По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии Игровая среда: игры с предметами,без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с ТСО, с различными средствами передвижения.


Игровая технология-строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


Игровые технологии в образовательном процессе взрослому необходимо обладать: доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрение любой выдумки и фантазии ребёнка.


Особенности игровых технологий: Труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.


Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.


Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.


С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление


Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.


Список литературы: Елена Синякова « Игровые технологии в ДОУ» Валитова И.Е «Психология развития ребёнка дошкольного возраста» Некоз И.Л «Развиваем личность ребёнка в игре»


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации