Проблема социальной гигиены.

Наибольший вклад в развитие геронтопсихологии, собственно психологической кон­цепции старости внесла теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла ха­рактерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (65).

Восьмая стадия жизненного пути - ста­рость - характеризуется достижением но­вой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отно­шении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности лич­ности. Э. Эриксон отмечает несколько со­ставляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмыс­ленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающе­гося в замене; это новая, отличная от преж­ней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том ви­де, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возрас­та, по Эриксону, состоит в том, чтобы до­стичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гар­монии, понимаемой как сущностное каче­ство жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгар­монии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществле­ние этой задачи приводит человека к «ощу­щению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального су­ществования как некоей ценности, кото­рая, даже в случае необходимости, не долж­на быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчая­ние и недовольство самим собой у пожило­го человека часто проявляются через осуж­дение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, муд­рости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествую­щих стадий. Если главнейшие задачи пред­шествующих возрастов не были реализова­ны, старость сопровождается разочарова­нием, отчаянием и страхом смерти (65).

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком(120). Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» чело­век должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности роля­ми. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой про­фессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей ра­боты или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут та­кой прилив отрицательных эмоций, с кото­рыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом - измерение, имеющее отношение к способности инди­видуума избегать чрезмерного сосредоточе­ния на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми со­провождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго - измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать то, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Со­гласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу соб­ственной смерти благодаря участию в моло­дом поколении - наследие, которое их пере­живет (120).

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Реше­ния, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из кото­рых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже на­чинают разрешать проблемы грядущей ста­рости (29).

4. Подходы к периодизации второй половины жизни человека

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости – 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости – примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Рассмотри в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома
23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни заключение брака
29-32 года Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново
33-39 лет «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным
40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье
После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

Социальные проблемы гигиены питания

Нормализация питания населения представляет важнейшую социально-экономическую и политическую проблему, актуальность которой повышается в связи с прогрессивным увеличением численности человечества, приближающейся в настоящее время к 4 млрд. При этом каждую неделю она возрастает примерно на 1 млн. 200 тыс. и, согласно обоснованным прогнозам, превысит к 2000-му году 6 млрд. человек.

Вместе с тем столь резкий прирост населения не сопровождается соответствующим повышением производства продовольственных ресурсов. Последнее тем более тревожно, что уже сейчас, по данным ЮНЕСКО, около 66% жителей земного шара постоянно недоедают.

Подсчитано также, что население развивающихся (бывших колониальных) стран имеет в дневном рационе на 1/3 меньше калорий, почти в 2 раза меньше белков и примерно в 5 раз меньше животных белков, чем жители развитых государств.

Одним из основных последствий количественной недостаточности и качественной неполноценности пищи служит развитие такого специфического заболевания, как квашиоркор, являющегося причиной гибели сотен тысяч детей. Данное заболевание характеризуется крайне низкой усвояемостью белка, отставанием в росте, явлениями дистрофии, изменением кожных покровов, тяжелыми поражениями печени, симптомами кретинизма и т. д.

Однако анализ обстоятельств, обусловливающих нехватку ресурсов питания во многих странах мира, позволяет заключить, что увеличение численности населения не играет решающей роли. Более того, современный уровень науки и техники вполне достаточен для обеспечения изобилия пищи для всего человечества, основным препятствием является сама капиталистическая система.

Тем самым еще раз подтверждается справедливость высказываний В. И. Ленина о том, что основной причиной голода на Земле является социальное неравенство и полярность распределения богатства в условиях капитализма.

В результате производство продовольственных товаров фактически никогда не развертывалось на полную мощность, так как предпринимателей интересует только получаемая ими прибыль, а не удовлетворение насущных нужд человечества. Именно это обстоятельство и привело в конечном итоге к созданию той чрезвычайно трудной и серьезной ситуации, когда резкое повышение темпов роста населения превосходит количественные показатели увеличения пищевых ресурсов.

Таким образом, одной из важнейших проблем современности является изыскание наиболее эффективных методов прогрессивного наращивания резервов питания для ныне живущих и будущих обитателей нашей планеты. Это в равной степени касается особо выгодных методов производства продуктов, новых источников пищевых веществ, биологической ценности некоторых продовольственных товаров, рациональных способов их хранения и т. д.

Решая все указанные вопросы, необходимо в первую очередь иметь в виду ликвидацию мирового дефицита белка, так как более половины человечества находится в состоянии качественного белкового голодания. При этом в текущем столетии в основе питания населения будут находиться традиционные пищевые продукты естественного происхождения, удовлетворить спрос, на которые вполне возможно при соответствующей интенсификации сельскохозяйственного производства.

В заключение следует подчеркнуть, что в социалистическом обществе имеются все возможности для радикального решения продовольственной проблемы как в отношении количественных, так и качественных показателей планового производства продуктов питания. По удачному выражению А. А. Покровского, всю сферу производства пищи можно определить как главный профилактический цех индустрии здоровья.

«Гигиена», В.А.Покровский

В том же разделе:

Значение питания для здоровья населения

Необходимо подчеркнуть, что условия питания, очевидно, могут оказывать определенное влияние на развитие не только индивидуальной особи, но и нескольких поколений. По мнению же некоторых исследователей, эти условия способствуют даже формированию определенного типа нервно-психической организации. «Хорошее питание, - писал Г. В. Хлопин - основа народного здоровья, так как оно увеличивает сопротивляемость организма к болезнетворным...

Гигиеническая оценка питания

При гигиенической оценке питания населения необходимо обращать особое внимание на содержание тех пищевых веществ, химические структуры которых не синтезируются ферментными системами организма. Эти вещества, называемые незаменимыми факторами питания, необходимы для нормального хода процессов обмена, причем к их числу относятся некоторые амино- и полиненасыщенные жирные кислоты, витамины и минеральные элементы. Наряду с концепцией...

Основные принципы нормирования питания населения

Важнейшей задачей гигиены питания является изучение количественных и качественных показателей пищевого рациона человека с учетом различных условий его жизни и деятельности. Таким образом, при определении соответствующих нормативов необходимо исходить из данных детального исследования энерготрат организма, показателей белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального и водного обмена. При этом потребность в указанных...

Энергетическая оценка пищевого рациона

Поскольку в процессе питания организм, прежде всего, получает энергию, необходимую для жизненных процессов, то интегральной количественной мерой для оценки потребляемой пищи служит ее энергетическая стоимость, или калорийность. Как известно, затраты энергии складываются из расходов на основной обмен, специфически-динамическое действие пищевых веществ и мышечную работу. Для взрослого трудоспособного населения важнейшее значение...

Суточный калораж

Известные различия в суточном калораже находятся в зависимости от бытовых условий жизни населения, причем в городах с развитым коммунальным обслуживанием отмечается понижение энергетических трат организма благодаря наличию водопровода, канализации, центрального отопления, системы общественного транспорта и др. Это объясняет большую величину соответствующих показателей, рекомендуемых для сельских жителей. Наконец, при оценке калорийности...

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter17681257 = new Ya.Metrika({id:17681257, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "//mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");


В свои 16, слушая разговоры опытных женщин, которые в 37 с детьми никому не нужны, я хотела спросить: а себе, себе-то вы нужны? Но в те годы задавать взрослым вопросы было не принято.

Когда я была юной барышней, женщины в 40 лет казались мне унылыми и скучными старухами. Они и себе такими казались: молодость ушла, старость не наступила, тревожное безвременье расцвечивалось громкими разводами - очередной неверный муж сбегал к молодухе. Молодухи носили короткие юбки и яркую помаду, заливисто смеялись и не умели готовить. Готовили бывшие мужья - неумело и плохо. Бывшие жены поджимали губы и скорбно делились печальным «Кому я нужна, в свои 37, с детьми-то».

Культ молодости, которой все позволено, процветает и сейчас. Просто молодость нынче понятие не календарное, а сугубо визуальное. Выглядишь в 40 на 30? Ай молодца! И на работу возьмут, и с личной жизнью устроится, и дружат с такими людьми охотнее и активнее (особенно в соцсетях, где дружба выражается в скупом лайке, а быть красивым намного проще, чем в реальности), и ненавидят ярче, и в зеркало смотреть приятнее.

Быть молодым и красивым сегодня - это как зубы чистить. Вопрос социальной гигиены.

Встречают по одежке, а провожают по уму, гласит народная мудрость. Мой опыт говорит, что провожают тоже по одежке, никому ум не сдался. Равно как и широкая душа, и тонкая душевная организация, и глубокий внутренний мир (попробуйте в трехмерном пространстве представить этакого кадавра).

Конечно, читатель, это не про тебя. Ты-то не смотришь на внешнее, а пронзаешь внутреннюю суть. Мудрость говорит в тебе! И немножко самообман.

Потому что с веселым, жизнерадостным и симпатичным человеком общаются намного охотнее, чем с очень умным, но скучным, занудным и страшненьким.

Это я, как страшненькая и скучная зануда, знаю с детства. Даже опция «дам списать» не гарантирует народной любви. Особенно после окончания учебы.

Разгильдяи-троечники, балагуры и бонвиваны внезапно делают стремительные карьеры, обгоняя высокомерных отличников. Троечники умеют производить впечатление, и это впечатление делает за них половину работы в деле самопродвижения.

Отличники же ходят на тренинги «Как добиться успеха». Их (нас) там учат навыку вовремя промолчать, когда в очередной раз хочется загнуть про Плутарха.

Услуги стилистов не менее востребованы, чем услуги лайф-коучей. Прости, читатель, за англицизм, но на русский перевести это понятие нет никакой возможности. Русский - язык суровых выживальщиков, у нас есть слово «валенки» и сказка про кашу из топора.

Стилисты учат носить валенки с форсом. Модные валенки украшаются вышивками, кружевами и стразами.

Нутрициологи учат варить кашу правильно: не меньше 20 минут, быстрорастворимая овсянка приравнивается к булке, топор промыть в отфильтрованной воде.

Помогающие профессии становятся все актуальнее. В обществе есть огромный спрос на привлекательность.

Порой этот спрос переходит все границы и превращается в фашизм. Женщины истязают себя диетами, потому что после 50 размера жизни нет. Как нет и одежды в магазинах. Найти обувь на полную ногу невозможно.

Стройные женщины обвиняют полных в лени и безволии.

Молодые топчутся по эго постаревших.

Спортивные брезгливо осматривают рыхлых.

Женщины в леопардовых лосинах в принципе презирают всех.

В магазине косметики мое лицо тщательно осматривает консультант. Молчит. Еще раз осматривает. Я понимаю, что надо уже, наверное, продумывать репертуар похоронного оркестра.

«Ну, - говорит консультант, - с вашими морщинами плотный тон не пойдет. Вам надо флюид, консилер, хайлайтер, пудру-дымку, зеленые синяки под глазами закрасить розовым, синие синяки - желтым, пигментацию убрать пилингами».

«Это веснушки», - пищу я.

«Грхм», - скептически улыбается консультант. Ее тренировали не спорить с женщинами под 40. «Еще вам надо основу под тени, а то тени будут собираться в складках века, в вашем возрасте это нормально, не переживайте. И контуринг. Овал лица решает все!»

Список средств макияжа для создания естественно-молодого образа составил пару листов, суммарно тысяч на 50. Это если экономить.

Если экономить, то косметолог дешевле. «Уколы красоты», как часто называют карательную косметологию, способны продлить молодость на долгое время. В социуме признаваться в косметологических процедурах не принято.

Уколы красоты - особый вид мошенничества: пора бы, женщина, о внуках думать, а вы все еще рветесь в закрытый клуб заливисто смеющихся. Пожили и хватит, пора бы и место уступить племени молодому, незнакомому. Ровесницы тоже презирают. Неси свои года с достоинством! Для них хорошо выглядящая баба-ягодка хуже любой молодухи. На контрасте работает, на чужом горбу в рай въезжает. И вообще, царь - ненастоящий!

Чужая внешность заботит как молодых, стройных и красивых, так и представителей другого лагеря. Равнодушных нет. Все обвиняют всех, преисполненные чувства праведного негодования.

Праведное негодование вообще очень славное ощущение: и выразить ярость можно, и вроде как не сплетни или там осуждение, а борьба за правое дело. С единомышленниками сплотиться повод есть, за руки подержаться, гимны попеть, лозунги покричать. Сжечь очередную ведьму на костре кибертравли (а иногда и не кибер).

В свои 16, слушая разговоры опытных женщин, которые в 37 с детьми никому не нужны, я хотела спросить: а себе, себе-то вы нужны? Но в те годы задавать взрослым вопросы было не принято.

Теперь мне самой 37, я сама взрослая матрона с детьми. И у меня вопрос. Все тот же.

Нужны ли мы себе? Или стоимость наша так и измеряется оценщиками с гендерного аукциона? Сколько посторонний дядечка (или тетечка) скажет, столько и напишут?

Ходи потом, гадай, нужен такой лот, не нужен, а если нужен, то кому. Когда придет этот кто-то и возьмет уже ответственность, потому что ну сколько можно терпеть, в самом деле. Не пора ли начать худеть? Или мазать лицо хайлайтером? Тратить свое прекрасное мгновение, а потом еще одно и еще, пока мгновений не станет слишком много, - на что?

Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной:

Изучение теоретических и организационных основ здравоохранения

Изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

Разработка критериев оценки общественного здоровья

Разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

Исследование проблем народонаселения и их связей с общественным здравоохранением

Исследование процессов урбанизации изучение экологии человека

Исследование социальных, экономических и медицинской значимости здравоохранения как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития

Изучение правовых и этических основ здравоохранения

Изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

Разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

Разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

Разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД)

Разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

Разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

Разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

Разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (ВОЗ).

3доровье – индивидуальная и социальная ценность высшего ранга; оно не может быть заменено или вытеснено никакой другой ценностью или интересом без существенного ущерба для полноты существования индивида.

Дефицит здоровья налагает серьезные ограничения на возможности индивидуального и социального функционирования.

Здоровье населения оценивается комплексом демографических показателей: уровень рождаемости, заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень физического развития, смертность. Уровень физического развития и функциональные возможности организма человека отображаются в цифровых показателях – индексах здоровья .

Основные факторы, влияющие на здоровье нации:

Условия труда, характер и уровень его оплаты, режим труда и отдыха;

Уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса;

Профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и/или организацией данного вида деятельности;

Уровень и качество питания;

Жилищные условия;

Особенности образа жизни;

Вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.);

Состояние окружающей среды;

Уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние территории.

    Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев - организаторы первых кафедр социальной гигиены в России.

Социальная гигиена и организация здравоохранения – это наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия.

В нашей стране социальная гигиена научно обосновывает политику в области охраны здоровья населения. Ей принадлежит ведущая роль в научном обосновании профилактического направления медицины. Важными разделами являются разработка научных основ диспансеризации населения как метода деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также методики анализа и оценки деятельности этих учреждений. Все возрастающее значение приобретает разработка научных основ экономики, планирования и прогнозирования здравоохранения, форм и методов управления здравоохранением. Большой удельный вес в общем комплексе профилактических мероприятий имеют вопросы организации санитарно-эпидемической службы , которая выполняет функцию «охраны здоровья здоровых», а также гигиеническое воспитание населения, формирование здорового образа жизни.

Николай Александрович Семашко – врач, советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР,

В 1921-1949 Семашко - профессор, заведующий кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 - 1-й Московский медицинский институт).

С 11.7.1918 по 25.1.1930 народный комиссар здравоохранения СНК РСФСР.

С 1930 по 1936 годы Семашко работал во ВЦИК, занимая должности члена Президиума, председателя Деткомиссии (ей была поручена борьба с беспризорностью, руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях). В 1945-1949 - директор института школьной гигиены АПН РСФСР и одновременно (1947-1949) - института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (с 1965 ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко). Инициатор создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-1936 главный редактор Большой медицинской энциклопедии. Первый председатель Высшего совета по делам физической культуры и спорта (с 1923), председатель Всесоюзного гигиенического общества (1940-1949). Делегат 10, 12-16-го съездов ВКП(б).

Зиновий Петрович Соловьёв – врач, один из организаторов советского здравоохранения, заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. В 1920-28 годах руководил военно-санитарной службой Красной Армии и Исполкомом Российского общества красного креста. По его инициативе и при активном участии в Крыму был создан пионерский лагерь-санаторий Артек и ряд детских оздоровительных учреждений.

Передовые представители русской интеллигенции в середине XIX века - революционные демократы - придавали большое значение вопросам гигиены.

    Формирование предпосылок для возникновения и развития социальной гигиены как науки и предмета преподавания. История ее развития .

Потребность научного обоснования здоровья и болезней на индивидуальном и, главное, на групповом и популяционном уровнях послужила предпосылкой возникновения социальной гигиены и организации здравоохранения. Практическим воплощением такой потребности является изучение и раскрытие причин наиболее распространенных заболеваний населения, выявление социальной обусловленности здоровья.

Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Общественное движение в России и нарастание революционного подъема после поражения в крымской войне, тяжелые санитарно-бытовые условия русского крестьянства, обусловившие начало революционно-демократического периода русского освободительного движения, придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран.

Во второй половине XIX века, в России, на медицинских факультетах ряда университетов стали создаваться учебные программы, курсы для изучения общественного здоровья. В Казанском университете, например, в 60-х гг. проф. А.В. Петров читал лекции по общественному здоровью. Там же в 70-х гг. проф. А.П. Песков читал курс лекций по медицинской географии и медицинской статистике. В последующем курсы общественного здоровья были введены на медицинских факультетах университетов Москвы, Петербурга, Киева и др.

В послереволюционный период история социальной гигиены в России ведет свою летопись с организации в 1918 г. в Москве музея социальной гигиены. В 1920 г. музей был реорганизован в научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения. В настоящее время это ведущий центр социально-гигиенической науки в СНГ.

В историческом аспекте важное значение имеют корни самого термина и определения "социальная гигиена". Впервые в отечественной литературе термин был применен русским социал-гигиенистом В.О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены".

Официально возникновение социальной гигиены относят к первому десятилетию XX века и связывают с именем немецкого врача А. Гротьяна . В 1903 г. он организовал журнал социальной гигиены, в 1905 г. основал одноименное научное общество, в 1920 г. возглавил первую в истории медицинского образования кафедру социальной гигиены в Берлинском университете. Аналогичные кафедры вскоре стали организовываться и в других университетских центрах.

    Задачи социальной гигиены и организации здравоохранения как науки и предмета преподавания. История кафедры социальной гигиены Тюменской медицинской академии.

Социальная гигиена занимается разработкой научно обоснованных методов предупреждения и устранения вредного для здоровья влияния социальных факторов и условий окружающей среды.

Задачами социальной гигиены являются:

1) изучение состояния здоровья населения и его отдельных групп в связи с влиянием условий окружающей среды;

2) разработка принципов диспансеризации, профилактики социальных болезней;

3) установка связи между заболеваемостью населения и условиями труда;

4) организация и проведение оздоровительных мероприятий.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации