Что изучает география? Физико- географическая наука. Примеры физической географии

Самое сильное землетрясение произошло в Китае в 1556 г., когда одновременно погибло 830 тыс. человек. В Западной Европе очень крупным было землетрясение 1755 г. в Португалии. При этом полностью была разрушена столица Португалии город Лиссабон и погибло 60 тыс. человек. Часто случаются землетрясения в Сан-Франциско, который стоит на тектоническом разломе. Да и в нашей стране достаточно сейсмически опасных зон. В 1988 г. произошло землетрясение в Армении, при котором погибло свыше 20 тыс. человек и более 500 тыс. остались без крова. А в 1995 г. сильнейшее землетрясение полностью разрушило город Нефтегорск на Сахалине.

Наиболее распространенным экзогенным процессом является выветривание – процесс преобразования горных пород в приповерхностной части земной коры под действием колебаний температуры, химического воздействия воды, газов и органических веществ.

Огромную роль в выветривании играет ветер, выдувающий и разносящий рыхлые частицы горных пород. В результате образуются пески, лёсс, барханы и т.д. Текучие воды, моря и океаны способствуют осадконакоплению, эрозии, приводящим к формированию осадочных пород. Подземные воды растворяют некоторые горные породы, в результате чего образуются провалы на поверхности земли, а также пещеры и другие подземные полости.

Историческая геология

Историческая геология включает в себя стратиграфию, изучающую последовательности отложения слоев горных пород в осадочной оболочке Земли, и палеографию, восстанавливающую физико-географические условия прошлых лет.

Последовательное изучение напластований осадочных горных пород рассматривается как страницы «каменной летописи» Земли. При этом, чем выше лежит геологический пласт, тем он считается моложе. Особое внимание обращается на изучение окаменевших остатков растительных и животных организмов, которые сохраняются в пластах осадочных пород. В результате палеонтологических исследований было установлено, что каждой из эпох в развитии Земли соответствовали определенные растения и животные. Это послужило основой для установления относительного возраста толщ горных пород и позволило подразделить историю последних 600 млн лет жизни Земли на последовательные отрезки времени – периоды, эпохи и века. Таким образом, была составлена стратиграфическая шкала, лежащая в основе более детальной геохронологической шкалы. Этот период был назван фанерозоем и поделен на три эры: палеозой (240 млн лет), мезозой (163 млн лет) и кайнозой (67 млн лет). Эры в свою очередь делятся на более мелкие периоды. Древнейший период в истории Земли был назван докембрийским, или криптозойским. Он составляет 5/6 всей геологической истории Земли и подразделяется на архей (закончился 3,5 млрд лет назад) и протерозой (до 600 млн лет назад).

Таблица 13.1. Геохронологическая шкала фанерозоя

Группа (эра)

Система (период)

Начало, млн лет назад

Продолжительность, млн лет

Кайнозойская (67 млн лет)

Антропогеновая (четвертичный)

Неогеновая

Палеогеновая

Мезозойская (163 млн лет)

Триасовая

Палеозойская (240 млн лет)

Пермская Каменноугольная

Девонская

Силурийская

Ордовикская

Кембрийская

13.3. Становление географии как науки

География система естественных и общественных наук, изучающая природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты.

Такое знание было основой выживания человека в глубокой древности. Поэтому накопление эмпирической информации об окружающей среде началось еще в первобытную эпоху. Но первые попытки научного объяснения географических явлений – смены суши и моря, землетрясений и разливов рек, а также систематическое описание известной части ойкумены, принадлежат древним грекам. Вершиной античной географии стали труды Страбона и Птолемея I–II вв. Страбону принадлежит книга «География», в которой собраны самые полные материалы по страноведению, содержатся топографические, этнографические и политико-исторические данные. В «Руководстве по географии» Птолемея содержится перечень населенных пунктов с указанием их географических координат, а также предложены способы картографирования.

В Средние века географические представления складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки. Даже геоцентрические идеи отвергались большинством мыслителей раннего Средневековья. Так, долгое время важнейшим географическим сочинением считалась «Христианская топография» Космы Индикоплова, написанная в VI в. В ней утверждалось, что Земля представляет собой плоский прямоугольник, омываемый океаном. Солнце ночью скрывалось за горой, четыре крупнейшие реки, известные тогда, брали свое начало в районе горы Арарат (Тигр, Евфрат, Ганг и Нил), а центром Земли был Иерусалим.

Революция в географии началась с эпохой Великих географических открытий. Так принято называть крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками с середины XV до середины XVII вв. Рост товарного производства в Европе, недостаток ресурсов сопровождались поиском новых земель и новых торговых путей на Восток, откуда везли шелк, пряности и др.

Особую активность в открытии новых земель проявляли португальские мореплаватели, которые уже в XV веке обследовали все западное и южное побережье Африки. Васко да Гама открыл морской путь вокруг Южной Африки в Индию. Колумб открыл Америку, побережье которой активно исследовалось как португальскими, так и испанскими мореплавателями. С начала XVI в. началось активное освоение вновь открытых земель, названных Новым светом, и к середине столетия общее представление о нем было получено. В 1519–1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, на практике доказав шарообразность Земли.

В это же время русские землепроходцы начали активно осваивать Сибирь и Дальний Восток, доказали, что Азия не соединяется с Америкой, открыли Аляску.

В XVII в. в процесс открытия новых земель включились голландские исследователи. Баренц обошел западные берега Новой Земли и Шпицбергена, а Янзон и Тасман открыли Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В результате данных открытий были установлены очертания обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности. Вслед за путешественниками шли колонисты и торговцы, осваивавшие эти территории, включавшие их в орбиту мировой цивилизации, которая начала складываться с этого времени.

В результате Великих географических открытий человек смог взглянуть на земной шар как на единое целое. Тогда же началось формирование планетарного взгляда на происходящие на Земле процессы. Были выявлены приоритетные направления в географических исследованиях, определившие дальнейшее развитие географии вплоть до XX в. Главной целью ученых стало достижение полноты представлений о Земле. Для этого нужно было заполнить все «белые пятна» на географической карте. Данная задача была выполнена к середине XX в. после появления аэрофотосъемки и получения фотографий со спутников. Кроме того, важно было понять, что представляют собой все земные оболочки, как они связаны между собой, как они обусловливают природные явления. Такой подход позволил превратить географию в строгую науку. В утверждении этих взглядов огромное значение имели работы А. Гумбольдта, который одним из первых понял, что география должна изучать природные явления в их взаимосвязи. При этом он отводил важнейшее место космическим влияниям, так как Считал, что именно они определяют динамику большей части земных процессов.

В своем развитии география прошла ряд этапов. Появление в 1845 г. книги А. Гумбольдта «Космос» ознаменовало завершение этапа накопления эмпирической информации в географии и появление физической географии – одной из фундаментальных естественных наук. В это же время большую роль начинают играть исследования в области экономической географии, систематизировавшей сведения о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве, финансах, торговле, военном потенциале различных стран, что относило географию к области обществознания.

Вторая половина XIX в. проходит под знаком дифференциации и интеграции наук, которая затронула и географию, вызвав появление целого ряда специальных географических дисциплин. Так появилась антропогеография Ф. Ратцеля, биогеография и почвоведение В. Докучаева, сформировались климатология, гидрология, геоморфология, гляциология, мерзлотоведение, палеогеография и др. Также возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям.

Поэтому в XX в. была осознана необходимость возрождения единой географии как комплексной науки, занимающейся исследованиями как естественных, так и общественных явлений и процессов. Это в свою очередь привело к появлению многочисленных пограничных дисциплин в этой области знания. Таким образом, в наши дни побеждает второй подход к определению географии.

13.4. Структура географического знания

Можно выделить четыре уровня географического знания*:

    теоретическую географию и историю географии, образующих теоретическое ядро данной науки;

    «стволовые» науки (физическую географию, экономическую географию, картографию и страноведение);

    отраслевые науки, появившиеся в результате дифференциации географии и обладающие поисковыми функциями;

    пограничные, или стыковые науки, возникшие в результате интеграции географии с другими науками.

* Такой подход предлагает один из крупнейших отечественных географов В.П. Максаковский. См.: Максаковский В.П. Географическая культура. – М., 1998.

Идея теоретической географии зародилась на Западе в 60-е годы XX в. Главной целью этой науки стало выявление наиболее общих законов и построений пространственно-временных систем и структур, изучаемых географическими науками. Ее возникновение можно рассматривать как результат развития всей системы географических наук, а также активного применения математических методов.

История географии изучает историю географических знаний, географических открытий, формирования географической мысли.

Физическая география – наука о географической оболочке Земли, её составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации. В ее состав входят: общая физическая география, региональная физическая география и отраслевые физико-географические науки.

Общая физическая география это фундаментальная физико-географическая наука, занимающаяся изучением закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки Земли, общие проблемы территориальной дифференциации (зональность, природные районы разных рангов). Также она изучает сложные природные и природно-антропогенные системы – ландшафты как части географической оболочки Земли. К ней же относят и палеогеографию – науку о закономерностях развития этой оболочки, истории взаимодействия природы и человека, ландшафтах геологического прошлого.

Региональная физическая география изучает конкретные локальные территории, особенности их природы, естественных ресурсов, процессы развития и формирования. В качестве объектов выступают территориальные единицы любого ранга – от стран до мелких районов.

Отраслевые физико-географические науки также изучают географическую оболочку Земли, но в качестве объекта изучения берут лишь одну сторону или структурную часть этой оболочки. Выделяют восемь таких наук:

    геоморфология – изучает исторически развивающийся рельеф земной поверхности, исследует внешний облик рельефа суши и морского дна. Также она рассматривает воздействие на рельеф эндогенных и экзогенных процессов, влияние человека на рельеф;

    климатология – наука о климате, его формировании, географическом распространении и изменении во времени. Она собирает данные об атмосферных процессах за длительный период, обобщает результаты измерений параметров погоды. Это дает возможность судить о климатическом режиме;

    гидрология суши – исследует закономерности процессов и явлений, протекающих в природных водах суши, формирование водного баланса, структуру речных потоков, ледовый режим, химический состав вод и т.д. Объектами ее изучения являются реки, озера, болота;

    океанология -- наука о природных процессах в Мировом океане. Она стремится выявить общие закономерности природы океана как единого целого. Есть специалисты по физике, химии, геологии, биологии океана;

    гляциология – наука о природных льдах на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Она изучает режим и динамику развития льдов, их взаимодействие с окружающей средой, роль льда в развитии Земли. Также предметом внимания являются снежно-ледниковые ресурсы, движение ледников, снежные лавины, история оледенения;

    геокриология (мерзлотоведение) – наука о мерзлых почвах и горных породах, процессах их образования, развития и условиях существования. Также изучаются Процессы промерзания и оттаивания мерзлых толщ;

    география почв – изучает закономерности формирования и пространственного размещения почв. В сфере ее интересов факторы почвообразования, региональная география почв;

    биогеография – изучает закономерности распространения живых организмов в зависимости от факторов окружающей среды, а также связи организмов со средой.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география представляет общественную область географии. Это комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности общественного производства и расселения людей. Иными словами, социально-экономическая география исследует территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в отдельных странах, районах и местностях. Иногда эту науку также называют общественной географией или географией человека.

Социально-экономическая география также подразделяется на общую, региональную и отраслевые дисциплины.

Общая социально-экономическая география изучает общие вопросы теории и методологии этой науки, закономерности территориальной организации общественного производства, пространственные процессы и формы организации жизни людей.

Региональная социально-экономическая география под тем же углом зрения исследует конкретные районы, страны и регионы.

Отраслевые социально-экономические географические науки изучают частные вопросы и проблемы, отдельные стороны объектов социально-экономической географии. Выделяют шесть таких наук:

    география населения – часть экономической географии, изучающая структуру, размещение и территориальную организацию населения, которое рассматривается в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с природным окружением. Она устанавливает пространственные закономерности, динамику этих черт населения. В свою очередь она подразделяется на географию города, села, миграций, трудовых ресурсов;

    география промышленности – изучает территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и специфические особенности развития промышленности в целом и по группам отраслей;

    география сельского хозяйства – изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства, производственные типы сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные земли;

    география транспорта – в центре ее внимания территориальная структура транспорта, закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территорий, транспортные сети и системы транспортных потоков;

    география природных ресурсов – изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального, использования ресурсов, проблемы их экономической оценки, дает прогноз состояния ресурсной базы;

    рекреационная география – наука о рекреационной деятельности человека, районах отдыха, рекреационных ресурсах, а также вопросах туризма.

Картография

Это область науки, техники и производства.

Она находится на стыке технических, естественных и общественных наук. Долгое время считалось, что составление карт – главная обязанность географии. Самостоятельной наукой картография стала лишь в середине XIX в., чему способствовали успехи математических наук и прогрессивные сдвиги в познании мира.

Картография это наука об отображении и исследовании явлений природы и общества посредством образно-знаковых моделей (картографических изображений). Картография позволяет проследить размещение, свойства и взаимосвязи данных явлений.

Для выполнения поставленных перед ней задач картография создала теорию картографирования, разработала математическую основу карт, их проектирование и составление. Важной частью картографии является создание языка карт и правил их использования (чтения).

Сегодня существует огромное множество видов карт, различающихся по объекту, методу, масштабу. Выделяют также разные отрасли картографирования – научное, научно-справочное, учебное, туристское, навигационное и др. Очень широк спектр тематики карт – геологические, почвенные, геоботанические, ландшафтные, экологические, экономические, политические и др.

Географическая карта это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости.

Показываемые явления отображаются в особых картографических проекциях с помощью особых символов. Карта дает возможность получать правильные данные о положении, размерах и форме изображаемых земных объектов. Использование картографических знаков позволяет изображать земную поверхность с желательным уменьшением (масштабом), показывать рельеф местности, внутренние свойства изображаемых предметов (на карте моря можно показать физические особенности вод и течений), распространенность явлений и т.д.

Четвертый уровень географического знания

К нему относятся так называемые стыковые научные дисциплины. Они возникают в результате интеграции наук, в сфере внимания которых оказываются одни и те же объекты. На стыке географии и политологии в конце XIX – начале XX в. возникла политическая география. Основоположником этой науки считают Ф. Ратцеля, автора «Политической географии» (1887). Предметом ее исследования является территориальная расстановка классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, а также их районов.

Данная наука изучает особенности политического и государственного устройства разных стран, процессы формирования территории государства, делает анализ структуры населения, расстановки политических сил, партий и движений. Рассматриваются радикальные изменения на политической карте мира, новые соотношения политических сил на мировой арене, региональные конфликты и глобальные проблемы современности. В последнее время повышенный интерес вызывают исследования в области электоральной географии, которая занимается анализом предвыборных кампаний и самих выборов на государственном и межгосударственном уровнях.

На стыке географии и истории в конце XVIII в. зародилась историческая география. Она изучает конкретную географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах. В сфере интересов этой науки развитие и изменение географической среды за историческое время; политическая карта и государственный строй прошлых эпох; основные демографические характеристики населения прошлого; социальные и экономические характеристики прошлых обществ, исторические аспекты развития материальной и духовной культуры.

На стыке географии с военной наукой находится военная география. Успех любой военной операции во многом зависит от правильного учета особенностей местности, на которой эта операция проводится. Специалисты в этой области изучают военные блоки и союзы, их внутреннюю и внешнюю политику, очаги политической напряженности, могущие перерасти в военные конфликты, военно-экономический потенциал отдельных стран, изучение потенциальных театров военных действий (составление подробных карт). Также развивается военное страноведение, изучающее с перечисленных позиций различные страны (потенциальных союзников и противников).

Этногеография возникла на стыке этнографии и географии. Она изучает особенности расселения народов мира для определения их этнических границ, динамики и численности населения. С этногеографией достаточно тесно связана география культуры, сформировавшаяся на стыке культурологии и географии, изучающая территориальную дифференциацию культуры и ее отдельных компонентов, элементов материальной и духовной культуры. Ведь специфика культуры каждого этноса во многом определяется особенностями природных, климатических условий, в которых этот этнос живет.

Недавно на стыке между географией и медициной возникла медицинская география, которая изучает те факторы и условия окружающей среды, которые влияют на здоровье населения. Также она исследует закономерности распространения болезней человека.

Еще в начале XX в. на стыке химии и наук о Земле возникла геохимия – наука о химическом составе Земли, закономерностях распространения химических элементов в различных геосферах, законах их поведения, сочетания и миграций. Объектом исследования геохимии является круговорот веществ в природе, ее составляющими – гидрохимия и геохимия ландшафтов.

Большое развитие получила геофизика – наука о внутреннем строении, физических свойствах и процессах, происходящих в геосферах.

На стыке географии, лингвистики и истории возникла топонимика – наука о географических названиях, их происхождении, развитии и современном состоянии, смысловом значении, написании и передаче с одного языка на другой.

  1. Концепции современного естествознания (3)

    Учебное пособие

    Государствен­ным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современно­го естествознания» , входящей в цикл общих математических... с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в...

  2. «концепции современного естествознания» (2)

    Документ

    ... .– 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания . – Новосибирск, 1997. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания . – М., 2003. Горелов А.А. Концепции современного естествознания . – М.,2003. Афанасьев...

  3. «концепция современного естествознания»

    Документ

    «Концепция современного естествознания» Содержание понятия «естествознание» . Естествозна́ние - область науки, ... которые столь характерны для современ­ного естествознания . В современном

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В ходе исторического развития география превратилась в сложную систему наук. По мнению большинства исследователей, эта «система в своих границах состоит из естественно-географических и общественно- географических наук, которые изучают географическую оболочку Земли, природные и социально-экономические территориальные системы (геосистемы) и их элементы.

Существенным моментом в понимании структуры географии, процессов интеграции и дифференциации географических знаний выступает представление о том, что содержание науки всегда шире чем содержание исследуемого ею объекта, поскольку наука включает в себя не; только знание об этом объекте, но и знание о его возможных связях с объектами других наук. Поэтому в структуре географической науки складываются и развиваются научные дисциплины, которые лежат на стыке географии с другими естественными и гуманитарными науками.

Прежде чем непосредственно рассмотреть классификацию, систематику и структуру географических дисциплин вернемся к упомянутому уже вопросу о единстве географии.

Существует три общих варианта-модели решения этого вопроса: модели единой географии, двух географий и системы географических наук. Поклонники первого направления признают, что окружающая среда, природа так изменились под воздействием деятельности человека, что по существу перед нами культурные ландшафты - результат совокупного действия природного и антропогенного факторов. Такие ландшафты и другие географические объекты множно изучать только с позиции признания их целостности, но единой наукой. Для этого нужно в первую очередь довести единство предмета исследования физической географии и социально-экономической географии. Для этого нужно найти те общие свойства или особенности, на основе которых формируется такой предмет. Некоторые географы такими признаками природной и антропогенной среды, по М. Д. Пистуну (1994), называют эколого-пространственные связи, математизацию, переход на абстрактный (философский) уровень обобщений и тому подобное.

Один из путей решения данной проблемы предлагает Ю. Т. Тютюнник (1993). Он цитирует В. Мересте: "Наукой, которая образует ядро географических наук, может стать лишь и наука, объект исследования которой шире, чем объект исследования любой конкретной географической науки и практически охватывает объекты всех отдельных наук, которые входят в систему географии ". Тютюнник указывает на такой объект. Это - фундаментальная географическая категория - ландшафт (следует отметить, что впервые на это указал Л. Берг).

Тютюнник отмечает, что география - это наука о территориальной организации макромира, которая исследуется на ландшафтном уровне (или уровне объектов, которые обладают свойством эмерджентности относительно своих составных частей) и на уровне изучения территориальной организации самых ландшафтных компонентов. Поскольку человек и продукты его хозяйственной деятельности, доказывает исследователь "... полноправные компоненты ландшафта, а процессы, которые обусловлены ими и с ними связаны - внутриландшафтные процессы, то и социально-экономическая география входит в разряд отраслевых физико-географических дисциплин. Единство же географии реализуется на первом - ландшафтоведческом - уровне изучения территориальной организации макромира". При этом Тютюнник призывает географов-економистов к переосмыслению понятия "физическая география", рассмотрев обозначенную им науку как природу в широком понимании этого слова.

Существующие на сегодняшний день классификационные схемы системы географических наук противятся тому или иному решению вопроса единства их предмета.

С. В. Калесник предлагая собственную классификацию подчеркивает, что "... всякая система наук складывается исторически и возникает в порядке дифференциации более обширной дисциплины, которая занималась изучением сложного объекта, который включает сочетание более простых объектов" . Он выделяет в системе географических наук 4 группы:

1) Естественно- географические науки, или собственно физико-географические науки. К этой группе принадлежат геоморфология, климатология, океанология (в том числе океанография), гидрология суши, гляциология, мерзлотоведение, почвоведение с географией почв, биогеография, общее землеведение; региональная физическая география, или ландшафтоведение; палеогеография и фенология (учение о сезонной ритмике ландшафтов);

2) Общественные географические науки - история географии и отдельных географических дисциплин, топонимия и экономическая география со всеми ее подразделами;

3) Картография - картоведение, математическая картография, картометрия, составление и редактирование карт, оформление и издание карт;

4) Объединенные географические дисциплины . К ним принадлежат науки, которые

Используют матеріал естественных и общественных географических наук и картографи, однако привлекают для своих целей сведения и из других областей знаний. Некоторые из них входят частью своих разделов и в системы других наук. Это прежде всего страноведение, медицинская география, военная география и так дадее.

Развивая схему классификации географических наук С.В. Калесника, М.Д. Пистун (1994) дополняет ее группами инженерно-географических наук и теоретической географией.

Он же приводит и структуру соціально-географических дисциплін, среди которых выделяет аналитические (отраслевые), синтетические и методичные. При этом под общественной географией понимается наука о территориальной организации и комплексно –пропорциональном развитии деятельности человека.

А.Н. Маринич (1993) подчеркивает, что география являет собой систему наук и состоит из трех циклов: естественно-географического, социально-экономического и картографического, первые два из которых интегральные и отраслевые науки. Отдельно выделяются междисциплинарные географические науки.

По В.М. Гохману (1994) вся географическая наука состоит из пяти крупных блоков: 1) собственно география, которая изучает интегральные геосистемы; 2) частичные (неполные) географические дисциплины, которые изучают подсистемы как с природными, так и общественными компонентами (оба блока принадлежат к естественно-общественным наукам); 3) физическая география (естественная наука); 4) география, которая исследует общественное развитие (общественно-географическая наука); 5) теоретическая география, которая исследует общие черты всех объектов, исследуемых географией (общественно-естественная наука).



По В. С. Жекулину (1989) вся система географической науки охватывает естественнонаучный, социально-экономический и естественно- общественный блоки и "сквозные” науки. Естественнонаучный блок представлен теоретическими и прикладными физико-географическими науками от общей физической географии до почвоведения. Аналогично, наряду с общей социально-экономической географией в социально-экономический блок входят отраслевые науки.

К числу наук естественно- общественного блока принадлежат геоэкология, историческая география, медицинская и рекреационная география, рессурсоведение, учение о природно- хозяйственных районах и некоторые другие. Те же науки, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук, составляют блок "сквозных" дисциплин. Прежде всего это картография, которая обеспечивает все географические науки средствами общения между собой - географическими картами. Сюда же В. С. Жекулин включает историю географии и метагеографию - науку, которая исследует процессы внутреннего развития географической науки, место ее в общей системе наук, основные процессы формирования и внутреннюю структуру географии, современные задания, взаимоотношения и перспективы развития отдельных географических наук и всей системы их в целом.

Классификация географических наук, как и науки вообще, дает возможность более глубоко выучить их теоретическое основание, а также выявить и описать реальные механизмы синтеза этих наук . Рассмотрим это на примере физической географии.

А. Ф. Плахотник (1994) размещает в центре системы наук под названием "физическая география" науки о физико-географических комплексах - ландшафтоведение и общее землеведение (общую физическую географию). По периферии схемы размещаются отраслевые физико-географические науки, которые он называет компонентными физико-географическими науками (КФГН), поскольку предметом исследования каждой из них служит соответствующий компонент природы географической оболочки Земли или одного из ее природных подразделов (геокомплексов, геосистем, природных территориальных комплексов того или иного таксономического ранга). При этом заметим, что не все географы относят некоторые КФГН к географическим наукам (примером может служить геоморфология, которая с успехом относилась исследователями как к географическим, так и к геологическим наукам, не говоря уже о литологии или седиментологии, которые никогда среди географических не фигурировали).

Диалектическое единство комплексного и компонентного, регионального и локального, наконец, фило- и онтогенеза обусловливает взаимное дополнение и тесные взаимосвязи в едином процессе двухуровневого изучения объекта физической географии ландшафтоведением, общим землеведением и палеогеографией, с одной стороны, и совокупностью КФГН с другой. Таким образом, физическая география изучает свой объект на компонентном и комплексном уровне организации одновременно в региональном и типологическом направлении . Углубляя анализ предмета физической географии можно увидеть, что при использовании основного метода географа – пространственно- сравнительного - появляется возможность разделить предмет физической географии на отдельные "стороны", которые выступают предметом исследования соответствующих научных направлений в составе каждой из КФГН, а также ландшафтоведения. В первую очередь это касается регионального и типологического направления в современной физической географии.

Раздел географических наук на отдельные дисциплины может происходить по принципу отображения структурных элементов ее предмета и по степени их содержательности. По последним выделяются формализированный, формальный и содержательный уровни географического знания . Каждый из этих уровней имеет свой конкретный предмет исследования, и полное знание о предмете всей системы географических наук возможно лишь по результатам исследования на всех трех уровнях.

Формальный уровень географии определяют дисциплины, в методологическом аппарате которых главная роль отводится понятию пространства. Однако это не абстрактное пространство, оторванное от любого содержания, а пространство качественно определенных географических явлений, которые и составляют содержание данных дисциплин.

Третий уровень содержательности географического знания объединяет дисциплины, которые опираются в своих исследованиях на динамическую геометро- концепцию географии, которая абстрагируется от предметного содержания, изучает пространственно-временные структуры географических явлений и процессов в их абстрактной форме (примером может служить морфодинамическая концепция геоморфологии А. Н. Ласточкина).

Основным принципом внутреннего деления географии, по мнению философа В. С. Лямина (1978), должно быть "... деление ее либо на науки, что изучают географическую форму движения, либо на географические науки о взаимодействии географической формы движения с другими формами движения материи - геологической, биологической, социальной и др.". Согласно с этим принципом в системе географических наук выделяются такие группы:

1. Общая физическая география (з емлеведение), которая изучает сущность географической формы движения материи и географическую оболочку в целом.

2. Климатология, гидрология суши, гляциология и геокриология, океанология - эти науки изучают основные элементы географической формы движения во взаимодействии, а также закономерность строения и развития отдельных элементов гидро- и тропосферы.

3. Биогеография, география почв, геоморфологія, экономическая география и тому подобное. Данные науки изучают взаимодействие географической формы движения с разнообразными формами движения материи.

4. Ландшафтоведение и страноведение . Они изучают особенные географические комплексные системы, в которых в тесном переплетении друг с другом находятся элементы разных форм движения материи.

В этом случае ядром всей целостной системы географических наук, "единой географи” выступает физическая география как основная географическая наука . Законы физической географии как присутствующие во всех явлениях, которые исследуются разными географическими науками.

Большое методологическое значение имеет классификация системы географических наук на основе деятельностной концепции (Н. К. Мукитанов, 1984). Теоретическим принципом такой систематизации является принцип развития, согласно с которым в логических формах воспроизводится процесс движения от общей основы к частному, а от него к единичному. Суть деятельностной концепции заключается в понимании географической среды как природно- общественного явления, которое возникло в результате включения природной среды в общественную деятельность. Ядром географического знания, с этой точки зрения, есть теория взаимодействия общества и природной среды.

Именно теория взаимодействия общества и природы вместе с теорией географической среды призваны раскрыть суть и формы этого взаимодействия, сущность географической среды, соотношение в нем природного и общественного.

Комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.
Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного восприятия исследователем. В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное (т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём специальных исследовательских операций с историческими источниками.
Исторический источник - любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о прошлом человечества. Как результат сознательной деятельности человека исторический источник отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым только после обращения к нему специалиста-историка.
Этапы работы историка: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи (эвристика); проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка её достоверности (внутренняя критика); анализ информации, содержащейся в исторических источниках, методами исторической науки (интерпретация фактов, синтез); написание исследования (изложение результатов).

Историческая наука. Беда Достопочтенный.

Составные части (отрасли) исторической науки - источниковедение (теория использования исторических источников), историография (история исторической науки).
К специальным историческим дисциплинам относятся археология (изучает прошлое по материальным остаткам деятельности людей) и этнография (изучает происхождение, расселение, быт и культуру различных народов).
Историческая наука пользуется методиками вспомогательных исторических дисциплин. В их числе археография (собирание, изучение и издание письменных источников), архивоведение (история архивов, методика поисков архивных документов), генеалогия (история родов и семей), геральдика (изучение гербов и знаков отличия), дипломатика (изучение исторических актов), историческая география (география определённой территории в прошлом), историческая метрология (единицы измерения в прошлом), кодикология (история рукописной книги), нумизматика (история монет и денежного обращения), палеография (методы датировки памятников письменности), папирология (изучение документов на папирусе), сфрагистика (история печатей), хронология (история календаря у разных народов), филигранология (датировка документов по бумаге), эпиграфика (изучение надписей на твёрдых поверхностях). При работе с письменными источниками историки обращаются к методикам вспомогательной филологической дисциплины - текстологии (изучение истории текста, выявление позднейших вставок, установление авторства).

Историческая наука. Сыма Цань.

Историческая наука зародилась в 5 в. до н. э. в Греции Древней. Её корни лежат в ионийской философии (с 6 в. до н. э.), утверждавшей, что Вселенная в целом познаваема и человек-исследователь может открыть её универсальные законы. «Отцом истории» считается Геродот. Значимые античные историки: греки Фукидид (5 в. до н. э.), Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), Полибий (2 в. до н. э.), Плутарх (1-2 вв. н. э.); римляне Саллюстий, Варрон (оба - 1 в. до н. э.), Ливии Тит, Тацит, Светоний (1-2 вв. н. э.).
Античные историки предпочитали описывать события, произошедшие при их жизни или незадолго до них, поэтому полагались на собственные впечатления и свидетельства очевидцев. При описании более ранних событий использовались исторические сочинения предшественников. Документы служили лишь вспомогательным источником информации. Достойными внимания считались войны, политика, законодательная деятельность и биографии по¬литических лидеров. Для античных историков характерен и особый интерес к религии, обычаям соседних народов, происхождению имён, названий. Господствующей концепцией исторического процесса была циклическая теория.
В 4-15 вв. определяющее влияние на историков оказывало христианство, а основное внимание уделялось истории Церкви. Наибольший вклад внесли Евсевий Кесарийский (3-4 вв.), Павел Орозий, святой Августин Блаженный (оба 4-5 вв.), Иордан, Беда Достопочтенный, Павел Диакон (оба 8 в.), Эйнгард (8-9 вв.). Возросло значение письменных источников в историческом исследовании. Преобладала линейная концепция истории (от Сотворения мира до Страшного суда) и провиденциализм. Традиции античной исторической мысли нашли продолжение в сочинениях византийских авторов: Прокопия Кесарийского (6 в.), Константина Багрянородного (10 в.), Михаила Пселла (11 в.) и Георгия Акрополита (13 в.).
Историческая наука развивалась и в рамках других цивилизаций. В Китае, где первые исторические сочинения восходят к 3 в. до н. э., считалось, что история должна служить руководством для политических деятелей. Самые известные китайские историки: Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.), Лю Чжицзи (661-721) и Сыма Гуан (1019-86). Крупнейшим исламским историком считается Ибн Хальдун (1332-1406).
В эпоху Ренессанса у европейских историков вновь возникает интерес к политической истории: труды Л. Бруни (1374-1444), Н. Макиавелли (1469-1527) и др. Работы Лоренцо Баллы (1407-57) заложили основы текстологической критики средневекового документа. В 16 в. в условиях жёсткой полемики между католиками и протестантами (см. ст. Реформация) обязательными для научных трудов стали точные ссылки на источники и обильное их цитирование.
В 16-17 вв. осуществлялись масштабные публикации новых источников, разрабатывались методики их критики. Так, основатель дипломатики и палеографии Ж. Мабильон (1632-1707) сформулировал общие правила определения аутентичности средневековых документов и настаивал на комплексном анализе всех их черт для проверки идентичности.

Историческая наука. Э. Гиббон.

В 18 в. тон развитию исторической науки задавала философия. Философы-просветители рассматривали историю как единый всеобщий процесс, базирующийся на универсальных законах. Возник интерес к истории неевропейских цивилизаций. Крупнейшим представителем т. н. философской историографии стал Э. Гиббон (1737-94). Философ-просветитель И. Г. Гердер (1744-1803) считал, что развитие общества - естественный результат совокупного действия его национальных особенностей, природных условий и культурных традиций. Дух народа выражается в искусстве и народной поэзии. Их Гердер считал возможным рассматривать только в развитии-(сформулировал принцип историзма).
В 19 в. история превращается в самостоятельную научную дисциплину со своим объектом и методами исследования. Последние в значительной степени основываются на достижениях нем. классической философии: учениях И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Письменные источники прочно заняли место основных материалов для историка. Ведущим институтом по обучению методикам исследования средневековых документов стала Школа хартий (Франция, с 1821 г.). Теоретические основы совр. исторической науки заложены в трудах Л. Ранке (1795-1886). Он был убеждён в том, что истина содержится в архивных материалах, настаивал на объективности историка и сделал скрупулезное исследование источников основой исследовательской работы историка.
Формирование методик работы с историческими источниками напрямую связано с позитивизмом. Позитивисты полагали, что историческая наука должна отвечать только на вопрос о том, как (а не почему) происходят события. Прогресс - непреложный закон общественного развития. Историку следует лишь профессионально извлекать из источников достоверные факты и, систематизируя их, описывать изучаемые процессы. Классической работой, содержащей исчерпывающий обзор методов исторической науки, считается «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898).
К крупнейшим историкам 19 в. относятся Ф. Гизо (1787-1874 гг., один из предшественников классовой теории исторического развития), Ж. Мишле (1798-1874), Ф. де Куланж (1830-89), С. Р. Гардинер (1827-1902), Т. Моммзен (1817-1903), В. Дильтей (1833-1911), Ф. Мейнеке (1862-1954) и др.
В 19 в. произошло становление специальных исторических дисциплин. Основатель египтологии Ж. Шампольон (1790-1832) разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма. Археолог Г. Шлиман (1822-90) нашёл гомеровскую Трою, вёл успешные раскопки в Микенах, Орхомене и Тиринфе. Шлиман стал одним из создателей теории стратиграфии (сравнительного изучения культурных слоёв). Его исследования продолжили В. Дерпфельд (1853-1940) и А. Эванс (1851-1941). Последний открыл на Крите Кносский дворец и детально описал минойскую культуру 3-2 тыс. до н. э.
В 20 в. увеличивается специализация историков (сосредоточенность на занятии строго ограниченной областью науки). Масштабы исследования расширяются географически (распространяются на все цивилизации) и хронологически (от первобытного до постиндустриального общества). Эти процессы происходили на фоне распространения и конкуренции разных философских учений (исторический материализм, неокантианство, феноменология, философия жизни, структурализм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), становившихся методологической основой исторического исследования.
Приверженцы исторического материализма (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) полагали, что материальные условия жизни определяют мировоззрение человека и социальных групп, и рассматривали историю как единый для любой цивилизации процесс закономерной смены общественно-экономических формаций (формационная теория исторического процесса).

Историческая наука. Ф. Гизо.

Неокантианцы видели в истории науку о духе, занимающуюся индивидуальными явлениями. Социолог и историк М. Вебер (1864-1920) считал, что учёные сначала создают абстрактные мысленные конструкции исторического процесса (т. н. идеальные типы: капитализм, христианство и др.), а затем наполняют их эмпирическим материалом.
Представитель философии жизни О. Шпенглер (1880-1936) отрицал наличие единой общечеловеческой культуры и прогресса человечества: каждая культура - отдельный организм, выражающий душу народа. В мировой истории Шпенглер насчитывал 8 культур. Культура рождается, развивается и умирает, превращаясь в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает прекращение творческого процесса и окостенение всех форм жизни общества.
На основе этого учения А. Д. Тойнби (1889-1975) создал цивилизационную теорию исторического процесса. Единой истории человечества не существует. Есть разрозненные истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых со временем погибает. Учёный насчитывал 13 цивилизаций, сумевших полностью раскрыть свой потенциал. Социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичны друг другу и потому доступны сравнительному изучению на основании эмпирических законов. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании, в стремлении создать единую синкретическую религию.
Цивилизационная теория господствует в совр. исторической науке. Одно из наиболее быстро развивающихся направлений - историческая компаративистика (сопоставление различных цивилизаций). Видный представитель этого направления Ш. Н. Эйзенштадт (род. в 1923) известен своими трудами по теории модернизации, цивилизации и революции.
В 1920-х гг. оформился структурализм - направление в гуманитарном знании, рассматривающее культуру как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Расцвет структурализма пришёлся на 1960-е гг. (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Дер-рида, Л. Гольдман), особые успехи были достигнуты в изучении истории первобытного общества, этнографии, истории культуры.
В 1929 г. вышел первый номер журнала «Анналы экономической и социальной истории» (ныне «Анналы. История, социальные науки»), основателями и редакторами которого были М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956), а в 1956-69 гг. - Ф. Бродель (1902-85). Журнал объединил вокруг себя группу учёных (школа «Анналов»). Приверженцы этого направления, занимая разные философские позиции, полагают, что предмет исторической науки - жизнь общества во всех (без исключения) её проявлениях; обращаться следует преимущественно к массовым явлениям.
Важные наблюдения были сделаны, например, в такой области, как влияние природной среды на социальные процессы. Родоначальники «Анналов» считали, что необходимо преодолеть недостатки узкой специализации исследователей, вернуться к постановке проблем всеобщего характера (концепция «глобальной истории»), шире использовать методы других наук. С нач. 1970-х гг. новое поколение школы «Анналов» (Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф, Ф. Фюре, П. Шоню, М. Ферро, К. Клапиш, А. Фарди и др.) вернулось к более локальной проблематике.
На основании разработанных Ф. Броделем принципов комплексного исторического анализа И. Валлерстайн (род. в 1930) создал мир-системную теорию исторического процесса. История - развитие региональных мир-систем, представляющих собой сочетание мир-экономик (систем международных связей, основанных на торговле) и мир-империй (групп стран, объединённых политически, а не экономически). Развитие мир-экономик подчинено законам циклической теории рус. экономиста Н. Д. Кондратьева (1892-1938). После длительной конкуренции западноевропейская мир-экономика одержала победу над всеми прочими, превратившись в единственную мир-систему. Теория Валлерстайна хорошо объясняет процесс глобализации. Во 2-й пол. 20 в. грань между исторической и т. н. социальными науками (социологией, психологией, антропологией, экономикой) практически стёрлась, широко распространились междисциплинарные исследования. Новым направлением исторической науки стала контрфактическая (виртуальная) история, изучающая альтернативы исторических событий и социально-экономических процессов (Р. Фогель, Н. Фергюсон). Основной приём контрфактического моделирования - реконструкция определённого процесса, проходящего в иных, изменённых исследователем условиях (как развивалась бы экономика США в 19 в., если бы железные дороги не получили распространения и т. п.).

Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации