Шаманы сибири. "Настоящие шаманы существуют до сих пор

Загадочный человек в причудливой одежде, камлающий с бубном, заклинатель духов и народный целитель – таким мы представляем себе шамана. Многие жители Сибири все еще верят в могущество местных прорицателей и колдунов. И мало кто знает, какие шокирующие факты порой скрыты за магическими ритуалами шаманов.

Эпилептический припадок

Арктическая истерия – это психопатическое заболевание, которому подвержены жители Сибири и Крайнего Севера в силу ряда объективных факторов, таких как низкие температуры, малочисленность, недостаток витаминов и т.п.

Шведский религиовед Оке Ольмаркс (1911-1984 гг.) полагал, что шаманизм является ярко выраженной формой проявления арктической истерии, когда человек переживает эпилептические припадки. Больной считает свои галлюцинации общением с духами и верит во все сверхъестественное. Единственным отличием обычных психопатов от шамана является то, что он может контролировать припадки, намеренно вызывать их с помощью особых техник.

Смерть за отказ от шаманизма

Если духи предков избрали человека шаманом, то он должен принять свое предназначение или умереть. У народов Сибири считается, что прежде чем получить способности прорицателя и целителя человек переживает так называемую «шаманскую ломку». Это необъяснимая болезнь, исцелиться от которой возможно, только начав общение с духами.

Для многих людей возникающие у них видения становятся настоящим шоком, рушится привычное восприятие мира, жизненные планы проходят переоценку. Если избранный не готов полностью изменить свою судьбу, то он серьезно заболевает. Отказ от шаманизма для такого человека означает скорую смерть.

Брак с божеством или духом

Румынский историк и философ Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) в своей книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» написал, что шаманы часто заключают ритуальные браки с различными божествами или духами-покровителями. Они уверены, что вступают в сексуальные отношения с обитательницами иных измерений, находясь в состоянии транса.

Бывали случаи, когда такая вот мистическая жена требовала от шамана развестись, если он состоял в браке до получения магических способностей. И смертные мужья не смели противиться воле «небесных» дам.

Шаманизм предполагает не только деловые, но и сексуальные связи с духами. Это краеугольный камень подобных верований.

Семяизвержение во время камлания

Шаманский экстаз равносилен символическому половому акту. Как правило, ритуал камлания с бубном заканчивается семяизвержением. Особое состояние сознания, когда прорицатель «соединяется» с духами, богинями, магическими помощниками, практически неизбежно вызывает эрекцию у мужчины.

Часто мистические переживания шаманов связаны с сексуальными эмоциями. А тесная связь между тем, что происходит в сознании человека, и физиологическими реакциями его тела на воображаемые события, не вызывает сомнений у психиатров.

Они – оборотни?

Духи-помощники шаманов часто предстают в образах разных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся. Подражая движениям и повадкам тотемного животного, во время камлания человек символически перевоплощается в представителя фауны. Он надевает на себя соответствующую шкуру и маску, издает звуки, похожие на рев, рычание, вой или клекот. Перевоплотившись, маг уходит в тайгу, веря в то, что на самом деле стал зверем.

Многие жители Сибири считают, что шаманы являются оборотнями. Причем, не только волками, но и медведями, бобрами, росомахами, змеями, воронами… Согласно преданиям, светлые и темные шаманы порой насмерть сражаются друг с другом, находясь в своих звериных обличиях.

Наркотики для экстаза

Обычно для достижения состояния транса шаману достаточно монотонных ударов в бубен и ритуальной пляски, но чтобы усилить экстаз они применяют дополнительные средства. Как правило, это наркотики. Речь идет о поедании галлюциногенных грибов, вдыхании дыма одурманивающих трав, курении специальных смесей.

Шаманы широко используют наркотическое опьянение для общения с духами и прорицания. Подобные вещества, как они полагают, помогают лучше настроиться на восприятие сверхъестественного мира и его обитателей.

Смена пола и «превращение» в женщину

Среди камчадалов, чукчей, коряков и представителей некоторых народов Сибири встречаются шаманы-трансвеститы. Чаще мужчины «превращаются» в женщин, хотя случается, что шаманки начинают одеваться и вести себя, как представители сильного пола. Такие люди даже могут вступать в браки, которые сейчас называются ЛГБТ-союзами.

Перевоплощение мужчины-шамана в женщину носит не ритуальный, а вполне реальный характер. Ну, разве что без операции по смене пола. И все по велению духов, явившихся во время камлания, разумеется. Причем, некоторым шаманам настолько претит сама мысль о подобном, что они предпочитают покончить с собой.

Пытки огнем и морозом

Молодой человек, получивший дар шамана от предков, походит немало испытаний. И это не только магическая ломка. Приняв свою судьбу, юноша находит учителя – опытного коллегу, который проверяет решимость неофита и делится с ним своими знаниями.

Будущий сибирский шаман переносит настоящие пытки и огнем, и морозом. Его, например, могут завернуть в мокрые простыни и выставить зимней ночью на улицу, где температура воздуха часто опускается ниже -50°С. И стоять он должен до тех пор, пока простыни не высохнут полностью.

Кроме того, шаману нужно приобрести символическую власть над огнем. Для этого он прикасается руками и ногами к раскаленному металлу, пока конечности не теряют чувствительность. Зато потом поражает людей, спокойно взаимодействуя с огнем.

Гадание на шаманских черепах

Шаманов обычно хоронят не на кладбищах, а в лесных чащах, чтобы их никто не беспокоил. Но у каждого сибирского народа есть свои традиции. Например, у юкагиров трупы прорицателей и целителей расчленяли, а кости делили между сородичами, поскольку считалось, что они спасают от злых духов.

Особое внимание уделялось черепам шаманов. Их обрамляли деревянной оправой и хранили как семейные реликвии. В Сибири даже гадали с помощью таких ритуальных останков, живые шаманы «спрашивали» у своих покойных коллег советы по разным вопросам.

Тайны коренных сибирских народов раскрыть невозможно. По сей день в этих местах происходят драматические и мистические события...

Страшный всадник

Иркутский инженер Андрей Петрович Турчанинов никогда не думал, что с его близкими могут произойти подобные вещи, пока в 1999 году его младший брат Дмитрий не поехал в отпуск отдыхать на высокогорное озеро Селенкен, что на северо-востоке Тувы. Здоровый и полный сил тридцатилетний мужчина через две недели вернулся домой поседевшим лишенным сил стариком, у которого после обследования в больнице обнаружилась остро прогрессирующая злокачественная опухоль.

Незадолго до своей смерти Дмитрий рассказал Андрею Петровичу, что, по его мнению, стало причиной его тяжелого заболевания. Вскоре после прибытия к месту отдыха он поссорился с одним из местных жителей, и тот пообещал жестоко отомстить своему обидчику. А в один из дней, когда Дмитрий загорал на живописном берегу озера, неподалеку от него остановился всадник. От одного вида незваного гостя Дмитрию стало не по себе.

Заросший густой смоляной бородой тувинец, одетый в черный национальный костюм с золотой оторочкой, пристально смотрел недобрым взглядом на Дмитрия, держа в правой руке глубокую глиняную чашу. Вороной конь под ним нетерпеливо выбивал копытами мелкий песок. Вот всадник приблизился к напрягшемуся в тревожном ожидании Турчанинову, начал что-то бормотать себе в усы, затем левой рукой зачерпнул жидкость, находившуюся в чаше, и плеснул ее на Дмитрия. В следующее мгновенье конь развернулся и рысью поскакал прочь.

Уже ночью Дмитрий почувствовал недомогание, которое день ото дня все усиливалось. После возвращения в Иркутск ему оставалось жить десять мучительных дней.

Киллеры-шаманы

Как-то через год после столь неожиданной смерти брата Андрей Турчанинов случайно встретился с иркутянином, который занимался изучением паранормальных способностей представителей традиционных религиозных культов народов Сибири. Тот сообщил ему, что среди шаманов есть определенная очень узкая каста людей, которых современным языком можно назвать киллерами. Эти последователи языческих культов при помощи одних лишь заклинаний, состоящих из определенного набора зачастую малопонятных слов, способны свести даже молодого и здорового человека в могилу.

«Вербальные киллеры» присутствуют не только среди шаманов Сибири и Дальнего Востока, но и среди колдунов-староверов и буддистских знахарей. Среди раскольников, бежавших от гнета царя Петра Алексеевича за Урал, существовала легенда о старовере по кличке Дышляк. Согласно ей, этот фанатичный последователь «истинной» русской веры, поселившийся в начале XVIII века у слияния рек Оби и Тобола, в течение года каждый день совершал наговоры на царственную особу.

В назначенный колдуном-старовером день государь отошел в иной мир. А вскоре за Петром I последовал и сам Дышляк. На месте, где он уединенно жил, вскоре возникла деревенька, просуществовавшая до середины сороковых годов XX века и носившая название Дышляковка.

Похожую историю связывают и с известным российским заводчиком Акинфием Демидовым, имевшим многочисленные заводы и рудные шахты на Урале и в Сибири. По приказу А. Демидова для работы на предприятиях, располагавшихся в Колывани, силой набирали рабочих самых разных возрастов, как из числа русских переселенцев, так и из местного населения - алтайцев, джунгаров, монголов, казахов и других малых народностей.

По преданию, во время обвала на одной из шахт, где тайно от императорского двора чеканились серебряные монеты, погиб мальчик - сын старейшины ойротского селения. Убитый горем шаман произнес заклятие, в результате которого вскоре умерли управляющий шахтой, два его приказчика, а через месяц и сам всесильный горнозаводчик...

Знахарь из Академгородка

Феномен вербального убийства никогда не изучался с научной точки зрения. В царской России было принято считать подобное явление происками дьявола, в советское время подобным смертям находили вполне материалистическое объяснение - отравление ядами, воздействие радиоактивного излучения и т.п.

Лишь однажды в начале семидесятых годов XX века молодой и талантливый сотрудник одного из «закрытых» НИИ Новосибирского академгородка Сергей Камов заинтересовался этим феноменом. И все потому, что способностью убивать словом обладал его дед - потомственный знахарь из небольшого поселка Коченево, что в Новосибирской области. Еще подростком Сергей увидел, как дед умертвил взбесившуюся дворовую собаку, сказав ей одно лишь слово: «Умри». И через секунду огромный волкодав, метавшийся на привязи со вспененной пастью, обмочился и испустил дух.

К началу восьмидесятых годов Камов собрал множество подобных случаев, провел сотни экспериментов, во время которых снимал показания электрических импульсов нервных окончаний, активности головного мозга и центральной нервной системы людей и животных. Кроме этого, ученый ставил опыты над растениями. Из более чем трехсот наговоров и заклинаний, составленных на пятнадцати языках, диалектах и местных наречиях, полторы сотни обладали поистине «убойной» силой. Так, после первого же произнесения некоторых текстов, растения увядали в течение нескольких минут.

У подопытных собак развивались молниеносно прогрессирующие злокачественные заболевания, оканчивавшиеся летальным исходом. Ряд текстов, обладавших меньшей силой воздействия, влекли за собой тяжелые кратковременные расстройства нервной и иммунной системы, приводили к прогрессии имевшихся хронических заболеваний. После многолетних экспериментов Сергей Камов пришел к выводу, что сила воздействия заклинаний зависит от ключевых слов, закодированных в текстах.

Так, к примеру, в некоторых южносибирских наговорах можно усмотреть тюркоязычное слово «катох», имеющее ярко выраженный бранный смысл. Подобной разрушительной силой обладают и имеющие распространение в русском языке слова и выражения, относящиеся к нецензурным. Это мнение подтверждают и более поздние исследования сибирских ученых, а также статистические данные, согласно которым в семьях, где процветает мат, дети сильно отстают в развитии от своих сверстников, живущих в других социокультурных условиях.

Среди данных подростков к моменту достижения ими совершеннолетия чрезвычайно высок процент страдающих тяжелыми формами психических расстройств и хронических физических заболеваний. Это связано с тем, что бранные слова, даже поданные как шутка, словно крупнокалиберные снаряды пробивают тонкую броню детской ауры, калеча душу и организм ребенка, нанося непоправимый вред даже будущим, еще не рожденным поколениям, утяжеляя их родовую карму.

Изучив механизм формирования губительных текстов, Сергей Камов смог самостоятельно создавать подобные заклинания, используя которые в повседневном общении с определенным человеком, можно нанести ему непоправимый вред. Так, применяя нелепую, на первый взгляд, фразу: «Устал я мри сегодня ты», можно дать установку на то, чтобы собеседник умер именно сегодня. Подобный разрушительный смысл несет фраза: «Земля высохла. Она ждет дождя. Тебя давно не видели».

Большое значение в произнесении текстов имеет интонация голоса. Чувство звукового резонанса весьма развито у народов, практикующих горловое пение - алтайцев, хакасов, тувинцев, ненцев, эвенков. Высокие звуковые обертоны сильно воздействуют на подсознание человека, запуская механизм разрушения организма...

В конце восьмидесятых годов с предложением сотрудничества к Сергею Камову обратились представители одной из советских спецслужб, на что молодой ученый ответил категорическим отказом. За это с него была взята подписка о том, что Камов больше не будет заниматься этой темой.

Сергей Кожушко

13 октября. Якутия. NVpress - Почему-то слово «шаман» ассоциируется только с героями произведений, спектаклей и картиной Ивана Попова, и, самое главное, с прошлым временем. А существуют ли шаманы в настоящее время? Существуют, считает наш сегодняшний собеседник Анатолий Алексеев, кандидат исторических наук, доцент СВФУ им М.К. Аммосова, известный исследователь темы шаманизма и, по его словам, лично знающий шаманов многих стран.

Шаманы - избранники духов

- Анатолий Афанасьевич, кто такие шаманы, откуда они взялись?

Как человек появился на земле, он начал познавать окружающий мир и самого себя на трех уровнях. Первый называется магией, мистикой, мифологией, или в целом оно язычество: вера в духов, божества и верховного бога. И вершина язычества - это шаманизм. Шаманы - избранники духов. Таким образом, шаманизм - это стройная система взглядов на человека, общество и природу. Это цельное учение, и оно существует с появлением человека до наших дней. Конечно, с тех пор, как с 15 столетия европейские государства начали колонизировать весь мир, начали бороться с таким природным феноменом, как шаманизм. И не только европейская культура, но и великие религии мира тоже начали борьбу, а в годы советской власти коммунистической идеологии была чужда шаманская идеология, поэтому шаманизм был искоренен из культуры коренных сибирских и северных народов.

Второй уровень - когда появились великие религии мира: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Человека создал Бог, и весь мир подчиняется верховным богам: Будде, Яхве, Иисусу Христу и пророку Мухаммеду. Не только человека создал Бог, но и весь мир.

Третий уровень - это материалистическая наука, отрицающая Бога, великие религии мира. Мы полагаем, что это неправильно и сегодня появились светлые умы человечества (западные и российские ученые), которые говорят, что мы поступает неправильно, мы не должны бороться с язычеством, шаманизмом, религиями мира, а должны их интегрировать их, знания, и тогда человечество проторит тропинку к будущему. Если этого не случится, то, как пишут западные и российские исследователи, очень скоро наступит конец человечеству, останется последний человек, и наступит конец истории. И я этому верю.


Современные шаманы Якутии

- У нас в Якутии сегодня есть шаманы?

Хотя на улице господствует современная техногенная цивилизация, все равно в Африке, Южной Америке, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, России, Юго-Восточной Азии, даже в таких технологически развитых странах, как Япония, Южная Корея до сих пор есть шаманы. В Якутии на сегодня настоящих только два-три шамана, может быть. Федот Иванов из села Жемкон Вилюйского улуса, Анна Софронеева из поселка Батагай Верхоянского улуса. В прошлом году умер великий Семен Степанович Васильев, его духовное имя - шаман Саввей, он из Иенгры.

Самые сильные находятся в Сибири. Если смотреть узко, то якутские намного слабее юкагирских, чукотских, эвенских и эвенкийских. Кстати, удаганки сильнее шаманов, но не все.

- Говорят, они живут уединенно, не женятся, не заводят детей.

Почему? Они живут обычной жизнью, у них есть и дети, и супруги. Просто они перевоплощаются во время камлания. Еще у некоторых шаманов, в том числе и у современных (особенно чукотских), есть «духовная жена», то есть «иччи», дух.

- Внешняя атрибутика сегодняшнего шамана, какая она?

Бубен, шапка, костюм, духи-помощники, хотя у каждого шамана свой индивидуальный костюм, но внешне они как будто похожи. На самом деле их одежда отличается по железным изделиям, изображающих духов-помощников, в зависимости от духовного уровня шамана.

- В наши дни как они уживаются с обычными людьми?

Простые люди к шаманам относятся по-разному: кто верит, кто не верит, при советской власти многие стали атеистами. Так как любой человек состоит из зла и добра, шаман тоже может проявить зло, что намного опаснее того духовного зла, который совершает простой человек. И все помыслы, деяния шамана исполняются. Если на кого-то он накличет смерть, тот умрет раньше времени.

Иногда шаманы между собой борются: у каждого своя родовая, племенная, этническая территория, что зависит от духовного ранга. Поэтому, к примеру, шаман седьмого неба может находиться только на своей территории.

- В последнее время стало много экстрасенсов. Каково их отличие от шаманов?

Шаман имеет совершенно иной духовный уровень. Его избирают духи, и только он посвящается тайным знаниям природы и исключительно он должен иметь костюм, бубен. Лечить те или иные болезни. А экстрасенс - не избранник духов, хотя говорят, что они именно таковые, но такое мнение неверно. Он лечит только своей энергетикой и с духами не общается, тогда, как шаман лечит посредством сильных духов, то есть он выступает посредником между больным и духами. У каждого шамана есть свой метод лечения, своя мать-зверь, например, олень, бык, медведь. Таким образом, чем мощнее помощник-дух, тем шаман сильнее.


Симптомы шаманской болезни

- Шаманизм передается родственникам по наследству?

Нет, но иногда может и передаваться, но духи сами находят того человека, который подходит по своему складу (этинэн-хаанынан, ейунэн-санаатынан). Вообще, это природная тайна, и пути господни неисповедимы. Вдруг у потомков проявится?

- Слышала, что человек, у которого в роду были шаманы, часто видят вещие сны и могут предсказывать будущее и имеют другие способности.

Любой человек имеет экстрасенсорные способности. Мое поколение тоже. Мне 68 лет, и я могу по снам, по разным приметам предсказывать будущее. Люди обычно думают, что животные не имеют сознания, а на самом деле даже маленькая полевая или домашняя мышь (олень, лошадь) особым поведением сообщает хозяину, что его ожидает в течение трех лет. Просто надо уметь читать зашифрованные послания. А современный человек больше смотрит телевизор, утыкается в телефон и думает, что он властелин мира и верит, что своей волей покорит мир. Ничего подобного, человек - это песчинка в мироздании. Не случайно «Горе от ума» как знак свыше, как предостережение: если человек начнет покорять природу, уничтожит самого себя.

- Представим человека: с одной стороны у него в роду был священник, с другой - шаман. Может ли у него наблюдаться раздвоение личности, а его душа - выступать ареной борьбы двух сил?

Ты хоть коммунист или атеист, все равно, если шаманская болезнь проявится, значит, она проявится. Раздвоения же не будет. Может, я крамольную мысль для современного общества выскажу, но на самом деле все великие религии мира - искусственно созданные.

- Какие есть симптомы «болезни» шамана?

После того, как духи выбрали будущего шамана, он начинает уже «болеть сумасшествием», или «психической болезнью» Современная медицина считает их шизофрениками, и пытается вылечить сильными лекарствами, уколами, загоняя «болезнь» глубже. Все, человек уже испорчен. А ведь среди пациентов психбольниц могут встретиться настоящие шаманы. Например, на нашем Котенко. Правда, не все душевные болезни ведут к шаманизму

- А сегодня для «заболевших» какая есть альтернатива психбольницам?

- «Больные» могут на несколько дней уйти в тайгу, где они и в сорокаградусный мороз, будучи легко одетыми, не погибнут. Сейчас медицина «расчленила» человека по частям. Появились врачи уха, горла, носа… А восточная медицина, в том числе шаманы, человека рассматривают и лечат в цельном виде, входя в его бессознательное.


Не подходите к могиле шамана

Шаманы делятся на белых и черных…

Белые - те, которые имеют духов-помощников сверху, а черные - с нижнего мира, они сильнее. Белые же относятся к жречеству. Вообще, разделение на белых и черных условное. Просто люди неправильно толкуют. Это европейский подход, который рассматривает шаманизм как отсталое явление, но на самом деле оно, возможно, даже будущее человечества.

- Озвучивать имя шамана нельзя?

Можно. Кстати, у каждого шамана есть духовное и мирское имя.

- Трогать их захоронения - накликать беду, проклятие?

Триста лет находится дух-зверь у могилы шамана, и если кто-нибудь приблизится к захоронению, дух может перейти на человека, и тогда он может стать шаманом. Особенно если он подходит по своему психическому состоянию, по физическому телу, по духовному сознанию.

Если человек не проявил уважения к могиле, тут же с ним может произойти негативное. Это опасно. Вообще, с шаманами шутить нельзя.


Человека клонировали пришельцы

- По-вашему, кто из якутских писателей правдиво изобразил шаманов?

Иван Гоголев-Кындыл. Этнограф Гаврил Ксенофонтов. Дореволюционные исследователи, например, Вацлав Серошевский, хотя они рассматривали с европейской точки зрения, но они в это не виноваты.

- Многим очень интересна тема шаманизма. Чем это объясняется?

Потому что это природный феномен. Все очень долго изучали данный вопрос, но до сих ответа нет и будет не скоро. Мой наставник, шаман Саввей, за три года перед смертью рассказывал мне, что человек произошел не от обезьяны, а его клонировали пришельцы из Космоса. Хотите верьте, хотите - нет.

Весной 1995 года со мной провели шамано-виртуальную операцию: рано утром в палатке у оленеводов в местности Хатыннаах, что у реки Тимптон, 107-летняя Матрена Петровна Кульбертинова заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Она камлала, направляя бубен мне в область сердца, спины. Сам я тоже принимал участие в замене больных органов пяти людей, но это врачебная тайна.

Наконец-то космологи выяснили, что наша современная наука знает только 4,6 процента атомов мира, то есть всего пять процентов истины. Остальные 95 неизвестны. Парадоксально, но факт. Это будет актуально всегда. Поэтому верно утверждение: «Чем больше я читаю, тем больше я узнаю, что ничего не знаю».

Шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов-помощников шамана.

В традиционной культуре понятие "шаманизм" можно интерпретировать как целостную систему, включающую в себя религиозно-мифологическое мировоззрение, широкую культовую практику, институт шаманства.

Сибирский шаманизм, в частности, отражает классическое шаманское мировоззрение. Благодаря русским путешественникам и ученым-исследователям Сибири слово "шаман", взятое из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всем мире.

Шаман

Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

Шаман - посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.
Слово "шаман" связано с глаголом "са" - "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки - "удаган"; у ненцев - "тадебей"; у бурят - "боо"; у кетов - "сенин"; у юкагиров - "алма"; у эвенков - "саман", "шаман"; у алтайцев - "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

Шаманский дар

Шаманский дар передавался по наследству, чаще - через поколение от деда к внуку.Важно было избранничество будущего шамана духами, которые "принуждали" его к шаманской практике. Избрание сопровождалось особым психологическим состоянием, так называемой "шаманской болезнью". Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет.

Обучение

Обучение будущего шамана осуществлялось опытным наставником. Если род признавал за кандидатом в шаманы право быть таковым, то проводился обряд посвящения, во время которого каждый атрибут освящался и наделялся сакральной силой (обряды "оживления").

Первыми атрибутами начинающего шамана могли быть изображения духов-помощников, нагрудник, посох, бубен и колотушка.
Опытный шаман передавал молодому не только свои атрибуты, но и знание о явлениях природы, промыслах и т. д. Например, у ненцев осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, изучали состояние почвы, следили за прилетом птиц, анатомировали животных. По всем этим признакам они составляли представление о состоянии пастбищ и изобилия охотничьих угодий. Все эти действия проводились обязательно в тайне от сородичей.

Костюм

В костюме были сосредоточены все жизненные силы шамана и его предков, он являлся главным атрибутом перевоплощения в облик своего зверя (оленя, медведя, тигра, волка) или птицу-двойника.
Воплощаясь в него, шаман обретал силу всевидения и становился полудухом-получеловеком, звериный двойник которого мог проникать в недоступные миры обратной реальности, представляющиеся как полеты во Вселенной.
Сильный шаман в течение жизни имел несколько головных уборов - от простой шапки до железной короны. Головной убор сильного шамана у селькупов, эвенков и бурят представлял собой железную "корону" с рогами. Рога на таких головных уборах служили орудием борьбы: шаман бодался со злыми духами.
Кафтан или парку с подвесками получал сильный шаман, уже имевший нагрудник, головной убор и колотушку с бубном.

Категории шаманов

У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей.

Наиболее сильными считались так называемые "железные" шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и черных, камлавших во все миры.

Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика травестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов).
В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.
У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов.

Шаманы - посредники между мирами

Шаманы, будучи посредниками между миром людей и миром духов, обладали не только способностью видеть иную особую реальность и путешествовать по ней, но и пребывать одновременно в двух мирах. Вселенная представлялась особой реальностью - сакральным пространством и временем, в котором действуют свои особые законы, отличные от обыденной жизни.

Основными функциями сибирских шаманов были гадание и предсказание, лечение, проводы души.
Кроме того, сибирские шаманы могли отправлять промысловые, семейные и погребальные культы.

Современный шаманизм

Современный шаманизм обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией духовного (мистического и ритуального) опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой - является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека.
Это осознание необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством.

Похожие статьи:

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...

Мало кто знает о таком уникальном явлении как сибирский шаманизм. Даже сами сибиряки имеют смутное представление о содержании этой части культуры коренного населения Северной и Центральной Азии.

Кстати, слово "шаманизм" пришло к нам из эвенкийского языка и означает оно "тот, кто знает". Отношение к шаманизму у современного человека строится на скупых упоминаниях из школьного курса, детских сказках, домыслах и слухах.

В результате взгляд на это сторону культурной жизни многих народов приобретает весьма упрощенный и стереотипный вид. Давайте же взглянем на шаманизм под другим углом, развенчав попутно несколько мифов о данной стороне быта коренных сибирских народов.

Шаманизм - крайне примитивное явление. Обычно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов, далеких от цивилизации. В разные исторические эпохи подобными эпитетами награждались Китай, Япония, Ближний Восток. Сегодня же мало кто сомневается в высоком культурном уровне этих народов, отмечая особенный менталитет, культуру, жизненные позиции. Сегодня трудно провести четкую грань между цивилизованными и примитивными народами. Если отталкиваться от экономического благосостояния, то стоит ли развитие региона потере привычной среды обитания народов Восточной Сибири? Можно говорить о низком уровне знании и примитивности цивилизованного мира, который допускает экологические проблемы, что говорит о непонимании взаимодействия человека с природой. Можно сравнить автомобиль и лошадь, для европейских ценностей машина - показатель цивилизации. Авто позволяет быстро перемещаться, требует не так много ухода. Лошадь же - живое существо, с которым еще нужно найти контакт, это не машина, не вещь. Так где же кроется примитивизм? Мы считаем глупостями то, о чем говорят шаманы - истории о духах, которые и являются источниками бед, несчастий, приобретений. Но такой атеистический подход отвергает и все другие религии. Ведь любая религиозная конфессия зиждется на постулатах, которые принимаются исключительно на веру. Нельзя считать шаманизм более простым по сравнению с другими религиями, ведь одним и те же явлениям придается просто разный смысл и терминология. Когда-то для конкистадоров и инки были примитивными существами, которых следовало покорить и ограбить. Сегодня же мы находим загадки древних народов и не можем до конца разгадать их. Мы не можем до конца понять шаманизм, так как не имеем полной информации о его структуре и иерархичности. А ведь эта вера по сложности не уступает и мировым религиям.

Шаманы патологичны и неполноценны. Этот миф возник вместе со становлением патопсихологии. В разное время ученые выделяли в поведении шаманов эпилепсию, энцефалопатию нервные болезни, истерию и т.д. Такую точку зрения во многом подпитывали и шаманы своими рассказами о некоей "шаманской болезни". Однако внимательное рассмотрение обнаруживает черты, которые не вписываются в общепринятый подход. К примеру, значительное число патологических симптомов, наблюдаемых в состоянии транса, в повседневной жизни замечены не были. Любопытно, что во время шаманского камлания вес облачения священника мог доходить до 20 кг, ритуал мог длиться всю ночь. Все это время шаман бил в бубен и танцевал, прыгал. Читал заклинания. Исследователи полагают, что хаотические движения с такой нагрузкой попросту бы разгромили бы все жилище, однако такого не происходит. Следовательно, шаманы четко осознают все происходящее, рассчитывая свои движения, отвергая доводы о несостоятельности. Исследование же психологических особенностей шаманов показало, что их память и способности к самоконтролю намного выше средних. Зачастую именно шаманы являются носителями устного эпоса. Якутский шаман в общеупотребительном словаре имеет 4000 слов, тогда как его поэтический словарь включает 12000 слов. Это свидетельствует о богатом внутреннем мире шамана, он способен передать и осознать большой опыт.

Последователи шаманизма сами примитивные люди. Нам как минимум странно слышать об одухотворенности неживой природы. Однако в повседневной жизни часто мы относимся к окружающим предметам, как к живым. Шаманизм просто последователен, отфильтровывая именно те случаи, которые демонстрируют одухотворенность неживого мира. К тому же многие образованные люди в Сибири, с высшими образованиями, имеющие высокий социальный статус и доход нет-нет, да и остановятся на местах почитания эжинов-хозяев местности. Кто-то ленточку повяжет, кто-то бросит монетку или конфету, а кто-то брызнет алкоголя. Фактически, проживая совместно с коренными народами, пришельцы со временем перенимают их поведенческие модели. Сегодня в сибиряке можно встретить нотки христианства, буддизма, шаманизма, атеизма и мусульманства, при этом они соседствуют без особых разногласий.

Шаманы и их культура асоциальны. Что же такое эта асоциальность? Прежде всего шаман представляется нам человеком в старом чуме в тайге, окруженный дикими животными. Настроены шаманы против человека, отнимая души и жизни, относясь к нуждам других с пренебрежением. Шаманизм, якобы не ориентирован на такое общество, в котором не решаются социальные задачи, основой является общение с потусторонним миром. Первая часть утверждения отчасти верна. С некоторых пор шаманы разделились на белых и черных, в зависимости от интересов. Сегодня черные шаманы - потомки тех, кто при переходе общины от охоты к скотоводству не захотели отказываться от своих амбиций и подстраиваться под изменяющуюся среду. Основной интерес для них представляет человек и его взаимодействие с природой и миром в целом. Считается, что такие шаманы способны путешествовать в нижние и реже в верхние миры. По сути, это - целители, которые могут вести борьбу с духами. Обычно такие люди предпочитают уединенный образ жизни, хотя семейных забот не избегают, обзаводятся потомством. Белые же шаманы выполняют роль сказителей, выполняя обряды для нужд целой общины - взывая к высокой урожайности, во избежание болезней и т.д. Такие люди устанавливают связь между природой и обществом, в нижние миры они путешествовать не могут. Проще говоря, белый шаман занимается профилактикой, а черный - борьбой. Белые шаманы являются активными членами общества, ведут как и все хозяйство, создают семьи, однако руководителями фактически не являются, довольствуясь ролью духовных лидеров. Относительно отношения к другим людям следует отметить, что шаманы являются продуктом своего общества, все зависит от окружения. Похищение душ и наведение мора - это работа для черных шаманов, которые в силу своих особенностей и способностей вынуждены участвовать в этой стороне жизни общины. Причиной таких действий может являться обида власть имеющего, подобные явления имеют корни в самом общественном укладе. В нашем современном мире и среди других конфессий есть истории, которые компрометируют суть учения, так что шаманизм в этом плане более искренен. Для шаманов находится в обществе своя ниша, хотя по большому счету такие истории больше звучат в сказаниях, в современном мире людей, способных на этом уровне навредить другим очень мало. Преемственность постепенно сходит на нет. Шаманы обладают ценностной ориентацией, которая стремится сохранить природное окружение, в котором и вырос человек. Шаманизм возвращает людей к природе, сохраняя невидимые связующие нитки. Существуют некоторые табу, которые и демонстрируют трепетное отношение к природе. Шаманы считают, что необходимо что-то непременно отдавать взамен, если уж взял что-то. Срубленное дерево необходимо окропить кровью, извиниться перед сорванным цветком. Такие действия готовят сознание к бережному отношению к природе или же, как модно говорить, формируют экологическое сознание.

Шаманизм по сути - искаженная версия буддизма. Этот миф был сформирован нашими учеными в первой половине двадцатого века. Считалось, что буддизм, распространившись на север с Тибета, трансформировался местными племенами в шаманизм. Для доказательства версии проводились параллели между обрядами, костюмами, атрибутами и т.д. Качества буддийских и шаманских масок для обрядов отличались - возникло предположение, что племена шаманской веры заимствовали их у буддистов. Буддистская же практика Чод трансформировалась в шаманскую болезнь. Однако исследования, проведенные уже позже, показали, что шаманизм присущ не только Сибири - подобные верования существовали и в других частях света, во всех вообще культурах на определенных этапах развития. Сегодня можно с уверенностью назвать шаманизм прарелигией. Во всех мировых религиях и их потомках мы можем выделить элементы более древних воззрений на мир, которые и относятся именно к мировосприятию шаманизма.

Шаманизм является черной верой, в итоге душа отдается дьяволу. Часто можно услышать, что шаманизм отрицает наличие единого бога, шаманизм - языческая вера, которая ведет к отягощению кармы, запутанности. Такие мнения доносятся со стороны других конфессий. Главное, что заложено в данном мифе - это цели и методы. Отличительной особенностью большинства людей является то, что они постоянно что-то ищут - лучшее, большее. Именно эту нестабильность и пытаются преодолеть религии, в том числе и шаманизм. Шаманы помогают преодолеть внутренний дисбаланс и найти себя в гармонии с природой. Все заболеваний человека - физически и психические, есть проявлениями внутренней дисгармонии, поэтому в шаманизме так и распространены суеверия и табу, чтобы не нарушать гармонию, приметы, чтобы диагностировать появляющиеся признаки разлада, гадания и другие эксцентричные действия. Главная цель всего это, повторимся, поддержка и диагностика связи с миром, которая нарушена вследствие жизненных обстоятельств.

Шаманизм непонятен для человека, так как слишком абстрактен. Данный миф возникает из-за сбоя в понимании, которое основывается в своей сути на мыслительном процессе. Для понимания необходимы опыт и слова для его описания. Другим аспектом понимания является соответствие новой информации со старыми представлениями. Мы знаем, что шаманист поклоняется духам. Дух для нас - некая потусторонняя сила, влияющая на мир и на нас. Обычно так мы представляем Бога. Шаманизм говорит, что духов много, мы же логично приходим к тому, что присутствует многобожие. В данном случае происходит интерпретация опыта, а непосредственно он сам отсутствует. В русской культуре само слово поклонение происходит от "поклон", то есть выражение почтения, уважения и покорности, а вот шаманист относится иначе к духам. Применительно к нашим понятиям можно сказать, что шаманы воспринимают духов больше как хозяев местности, на которой люди - всего лишь гости. Причина разногласий лежит всего лишь в неправильной интерпретации опыта и слов, шаманизм всего лишь иначе трактует реальность.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации