Вам понадобится
Инструкция
Выберите клей
Клеи, используемые для склеивания фанеры, можно разделить на две группы. В основе белковых клеев лежат продукты животного происхождения. Казеиновый вариант белкового клея получают из обезжиренного творога. Альбуминовый - из крови животных. Существует также комбинированный альбумино-казеиновый вариант. Во всех случаях исходным сырьем для изготовления клеев этой группы служит белок, который содержится в крови или молоке животных.
Синтетические клеи изготавливаются из искусственных фенолоформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол.
Следует помнить, что выбор марки клея зависит от влажности воздуха в помещении, где будет использоваться готовая конструкция, а также от необходимой степени прочности готового изделия.
Равномерно и аккуратно нанесите слой клея на склеиваемые поверхности при помощи кисти или валика. Плотно прижмите их друг к другу, используя струбцины или зажимы. Уберите излишки клея.
Если по каким-то причинам у вас нет возможности приобрести готовый клей , изготовить казеиновый клей вполне возможно в . Для этого необходимо взять обезжиренный творог и смешать его с нашатырным спиртом в пропорции 4:1. Намажьте детали полученной массой и крепко прижмите друг к другу.
Для склеивания поверхностей, подвергающихся воздействию влаги, изготавливают клей другого состава. Возьмите столярный клей и нагрейте его. Добавьте олифу или растительное масло в пропорции 4:1.
Следует знать, что склеивать ламинированную фанеру не рекомендуется - ее пленочный слой, по своим физическим характеристикам, не пригоден для подобной операции. При необходимости склеить ламинированную фанеру необходимо снять слой ламината до древесины при помощи наждачной бумаги. Тщательно просушите и очистите поверхность. Используйте эпоксидный клей.
Характерные особенности структуры, состоящей из нескольких перекрестно расположенных слоев шпона, делают фанеру более экономичным материалом, менее подверженным короблению, чем щиты из обычной древесины, особенно при увеличении размеров. Но из-за этих слоев соединения деталей встык не отличаются высокой прочностью. Вот три способа увеличить надежность конструкций из фанеры.
Прочные, надежные и простые в изготовлении соединения. Широкий паз (поперек волокон) или шпунт (вдоль волокон) плотно охватывает ответную деталь и фиксирует ее, имея три поверхности склеивания. Как правило, паз делается глубиной в половину толщины фанеры. Корпусная мебель, изготовленная с применением хорошо подогнанных шпунтов и пазов прослужит десятки лет. Вы можете выбирать пазы и шпунты на пильном станке или с помощью фрезера. Мы предпочитаем пильный станок с пазовым диском, так как с ним проще сделать несколько одинаковых деталей, а сама работа идет быстрее. Подобрав необходимую комбинацию внешних дисков, чипперов и шайб-прокладок в соответствии с толщиной фанеры, установите пазовый диск на шпиндель вашего пильного станка. Сделайте несколько пробных проходов на обрезках, чтобы добиться требуемой плотности соединения — деталь должна вставляться в паз или шпунт и выниматься с небольшим усилием, но не выпадать при переворачивании сборки. При необходимости добавьте или уменьшите количество шайб-прокладок.
Соберите стопку пазового диска из внешних дисков, чипперов и прокладок рядом с куском фанеры. Точное соответствие толщины можно обнаружить с помощью пальца.
Настроив толщину пазового диска, можете выпилить все пазы и шпунты для деталей одной толщины. Пользуясь продольным (параллельным) упором, вы будете уверены, что все пазы на однотипных деталях будут точно совпадать.
При выборке пазов и шпунтов можно безопасно использовать продольный (параллельный) и поперечный (угловой) упоры одновременно, так как в этих случаях пропил не будет сквозным.
В угловых соединениях такая выборка становится фальцем. Так как при этом теряется одна из склеиваемых поверхностей, фальцевые соединения лучше усиливать дополнительными средствами, такими как шурупы или фасадная рама из массивной древесины, закрывающая кромки фанеры.
Сделайте из обрезков простое направляющее приспособление -Т-образную рейсшину и применяйте ее для фрезерования пазов. Совместите паз в боковом упоре рейсшины с метками на детали, чтобы сделать паз точно в нужном месте.
Чтобы длина гребня была равномерной, применяйте фальцевую фрезу. Замена подшипника позволяет изменить ширину фальца (и длину гребня). Плотность соединения регулируется глубиной фрезерования.
Для максимальной прочности располагайте гребень на нижней стороне вставляемой детали. Это соединение разрушилось, когда на полку поставили тяжелый предмет.
Такое соединение состоит из узкого паза и гребня, образованного фальцем на вставляемой детали. Оно отлично подходит для применения в углах, так как имеет больше склеиваемых поверхностей, большую прочность и жесткость, чем простое фальцевое соединение.
Для изготовления такого соединения требуется обработка обеих деталей. Сначала выберите пазы наборным пазовым диском или фрезером с прямой или спиральной фрезой. Затем сформируй те на второй летали гребень, плотно входящий в паз первой. Сделайте несколько пробных соединений на обрезках, чтобы добиться требуемой плотности сборки.
Такой способ соединения позволяет избежать проблем, связанных с нестандартной или неравномерной толщиной фанеры. Так как вы сами определяете все элементы соединения, толщина фанеры не имеет значения. Чтобы оба паза идеально совпадали но ширине, делайте их фрезером с одной и той же прямой или спиральной фрезой. Изготовьте из обрезков несложное приспособление для фрезера, показанное на рисунке, которое должно соответствовать толщине ваших фанерных деталей (размеры приспособления можно изменять, но его боковые упоры должны плотно охватывать фанеру, не препятствуя при этом плавному перемещению). Можно также легко и быстро выпиливать пазы на пильном станке с помощью наборного пазового диска, но сделать аккуратный паз в кромке фанерной детали непросто, особенно если деталь длинная, так как ее приходится ставить на кромку, и она становится неустойчивой. Поэтому мы предпочитаем фрезер. Для максимальной прочности ширина пазов в обеих деталях должна быть при мерно равна одной трети толщины фанеры, а глубина — половине толщины. Выбрав пазы, острогайте рейку из твердой древесины, чтобы она плотно входила в оба паза, опилите ее по ширине и длине. Смазывайте клеем дно и стенки обоих пазов, чтобы соединение получилось прочным.
Такое приспособление позволяет аккуратно фрезеровать пазы по центру кромок 19-миллиметровой фанеры. Затем в пазы вклеивается точно подогнанная рейка.
Я всегда применяю "эпоксидку", то есть эпоксидный клей, или как его ещё иначе называют, эпоксидную смолу. Клей быстро готовится к употреблению, состоящий из смолы и отвердителя, и легко применяется. Результатом является красивый, полупрозрачный, как янтарь, шов. Фасовка удобная, компактная, а цена не дорогая.
Правда в нынешнее время рынок наполнился всевозможными видами клея для склеивания фанеры, хотя на мой взгляд, при соблюдении инструкции на упаковке склеить фанеру всегда можно при помощи обыкновенного и популярного клея "Момент". Решающими факторами при применении таких видов клея является сила сжатия склеиваемых поверхностей, а так же продолжительность склеивания. Момент достаточно эластичен, в отличие от твёрдой эпоксидной смолы, и хорошо подойдет там, где есть вибрации или деформации.
Что же касается современных видов, то к ним можно отнести синтетический клей на основе ПВА эмульсии, смол и прочих компонентов. Вот его фото:
Так же хорошо подойдёт и следующий специализированный каучуковый клей, который так и называется "Для фанеры":
Примечательно, что все эти виды клея идут как для паркета, так и для фанеры. Поэтому по большому счету Вам подойдет любой клей для паркета или для напольного покрытия.
Несмотря на значительную популярность листового древесного материала, многие мастера не имеют четкого представления о том, как склеить фанеру между собой. Связано это, скорее всего, с тем, что такая потребность возникает довольно редко, и потому информация о технологии клеевого соединения фанерных листов не очень распространена.
Впрочем, если вы занимаетесь изготовлением мебели или декоративных предметов (пример — ), то рано или поздно освоить основные методы вам все же придется. Ну, а если вы решили заняться авиамодельным спортом или самостоятельной постройкой лодки, то без навыков сращивания деревянных листов вам попросту не обойтись.
Говоря о склейке фанерных листов, чаще всего имеют в виду либо технологию производства самого материала, либо соединение нескольких фрагментов при изготовлении различных изделий. О сращивании листов мы подробно поговорим несколько ниже, а в этом разделе постараемся уделить внимание тонкостям производственного процесса.
Чаще всего склейка шпона для изготовления фанеры осуществляется горячим сухим способом. Сегодня актуальны такие технологические схемы:
Обратите внимание! Склеивание листов шпона по одному обеспечивает более высокое качество готового изделия, поскольку способствует максимально равномерному распределению температуры и давления. Также послойное прессование практически исключает расслоение материала при обработке, что тоже очень важно.
Впрочем, данные технологические схемы представляют интерес только для тех, кто планирует заниматься промышленным производством шпоновых плит. Для нас же в первую очередь важной будет информация о том, как можно соединить несколько фрагментов фанеры своими руками, без применения прессов и термостатов.
Выбирая, чем склеить фанеру, следует внимательно изучить все доступные варианты. На современном рынке присутствует множество составов, и потому стоит подобрать именно тот, который будет максимально соответствовать нашим требованиям.
Основная масса клеев для фанеры представлена двумя категориями – белковыми (животного происхождения) и синтетическими. О наиболее популярных разновидностях из каждой категории мы и поговорим.
К белковым относят такие группы:
Синтетические клеи представлены в основном смолистыми веществами. Наиболее часто используются:
Обратите внимание! Смеси на основе карбамида содержат минимальное количество летучих фенолов, потому их использование является предпочтительным с гигиенической точки зрения.
Практически любой клей для склеивания фанеры включает в себя:
В качестве отвердителей используются такие вещества как кислоты или хлорид аммония, а для обеспечения устойчивости к намоканию в состав вводят дубильные вещества (формалин, соли меди и т.д.).
Фото — быстрозатвердевающий состав в тубе.
Чтобы клей сохранял свои клеящие свойства в течение максимально долгого времени, для растворения адгезионного компонента применяют либо этиловый спирт, либо ацетон.
Многие технологии соединения, такие как склейка на фанеры на ус, могут быть реализованы только при условии применения высококачественных адгезионных составов.
Именно по этой причине к большинству разновидностей клеев для фанеры выдвигают такие требования:
Очень важно, чтобы клеящее вещество при нанесении не разрушало древесный шпон, и не изменяло его цвет.
Демократичная цена также является немаловажной, поскольку при активной работе с фанерой клей расходуется довольно быстро.
Обратите внимание! На сегодняшний момент отсутствует состав, удовлетворяющий абсолютно всем требованиям, потому выбирать придется по тем параметрам, которые являются наиболее важными именно для вас.
Склеивать фанерные листы можно двумя способами — наклеиванием и сращиванием. Разница между ними заключается в следующем:
Наклеиваем фанеру по такому алгоритму:
Совет! Как мы отмечали ранее, клеи бывают самые разные. Как правило, инструкция по применению содержит достаточно информации по правильному разведению и технологии нанесения клея.
Совет! Во избежание расслоения желательно не подвергать клеевой шов нагрузкам как минимум в течение 24 часов после снятия струбцин.
С помощью наклеивания полосы из тонкой фанеры иногда соединяют два достаточно больших листа, подгоняя их друг другу «встык». В этом случае клей наносится на предварительно выровненные торцы, а поверх шва с одной или с двух сторон накладывается полоса из шпона.
Для сращивания фанеры применяются две технологии — соединение фанеры на ус и склейка встык.
Стыковое соединение используется в том случае, если в дальнейшем шов между плитами не будет испытывать эксплуатационных нагрузок. Примером является ситуация, при которой несколько листов достаточно тонкой фанеры сращиваются для многослойной обшивки клееной фанерной лодки.
Технология подобной склейки такова:
Склейка фанеры на ус обеспечивает практически полное отсутствие шва, и потому применяется очень широко. Для этого торцы соединяемых плит стесываются под углом:
Совет! Если под рукой нет фуганка, можно усовершенствовать рубанок, прикрепив к нему временный задник из деревянных планок.
После обработки зачищаем усы с помощью ленточной шлифовальной машинки. Вначале проходим все плоскости с зерном 40, а затем — 80.
Конечно, прочность такого соединения уступает монолитной фанере, но для работы подобная плита будет вполне пригодной.
Надеемся, что благодаря этой статье вопросы о том, как склеить фанеру на ус и встык, а также какой клей можно использовать для этого, у вас более не возникнут. Конечно, склейка плит из деревянного шпона – занятие трудоемкое, но при серьезном подходе и строгом соблюдении технологии результат можно считать гарантированным.
Похожие материалы
У множества специалистов возникает вопрос: чем приклеить фанеру к фанере и как правильно это сделать. Информация о технике правильного склеивания фанерных листов упущена, наверное, из-за того, что подобная надобность появляется изредка. Тем не менее, вам придется овладеть некоторыми способами сращивания деревянных листов, если вы изготовляете , декоративные предметы или же захотели самостоятельно построить лодку, либо начать увлекаться авиамоделированием.
Когда говорят о склеивании деревянных листов, то подразумевается или технология производства данного материала, или же связывание некоторых фрагментов при создании разных изделий. В данном разделе мы предадим значение тонкостям производственного процесса.
Зачастую склеивание шпона для производства фанеры выполняется горячей склейкой. На данный момент можно выделить следующие схемы:
Важно! Для качественного результата стоит склеивать листы друг за другом, потому как размеренно располагается температура и давление. Стоит заметить, что такое последовательное прессование значительно уменьшает риск расслаивания материалов при обработке.
Но такие способы более практичны для тех людей, которые хотят заняться промышленным изготовлением шпоновых плит или . Нам предстоит же рассказать о технике соединения нескольких фрагментов фанеры самостоятельно, чем приклеить фанеру к фанере без помощи термостатов и прессов.
Существует много различных вариантов, поэтому следует выбрать тот, который как можно больше будет подходить под ваши требования. Разделяют 2 основные массы для – это синтетическая и белковая (т.е. животного происхождения). О разновидностях данных склеивающих средствах мы и расскажем.
Группы белковых:
В основном, синтетические клеи представлены смолистыми веществами. Часто используемые:
Важно! Соединение на основе карбамида включает в себя небольшое количество летучих фенолов, поэтому их применение преимущественно с гигиенической стороны.
Фактически почти каждый клей для работы с фанерой вмещает в себя следующие компоненты:
Используют кислоты или хлорид аммония в качестве отвердителя. Для того, чтобы обеспечить устойчивость к промоканию в состав входят дубильные материалы (формалин, соль, медь). Спирт или ацетон применяют для разведения адгезионного компонента, то есть, чтобы клей смог сохранить своим свойства на протяжении долгого времени.
Перед тем как клеить необходимо выбрать, каким клеем приклеить фанеру к фанере, так как склеивание фанеры на ус и некоторые другие технологии соединения, могут быть осуществлены лишь при использовании высококачественных адгезионных составов.
Поэтому выдвигаются следующие требования для клеевых составов:
Важно! Сейчас вы не сможете найти состав, который совмещал бы все эти требования, поэтому вам стоит выбирать по параметрам, которые более важны конкретно вам.
Существует 2 способа склеивания фанерных листов – склеивание внахлест и соответственно встык. В чём же разнится?
При наклеивании плиты совмещают плоскостями, при этом образуя в месте соединения уступ.
При сращивании необходимо соединять две плитки «торец в торец». Нужно, чтобы при заделывании шва щель была как можно меньше, поэтому стоит подгонять плоскости максимально точно.
Алгоритм наклеивания фанеры:
Когда наклеивают полоски из тонкой фанеры, склеивают 2 довольно больших по размеру листа, подгоняя их «встык». В таком случае клей стоит наносить на заранее выровненные торцы, а сверх шва с одной либо обеих сторон, наложить полосу из шпона.
Существуют 2 способа для сращивания фанеры - соединение фанеры на ус и склейка встык.
Если с течением времени шов не будет ощущать эксплуатационных нагрузок, то применяется стыковое соединение. Можно привести пример, когда какое-то количество тонких листов фанеры склеивают для многослойной обшивки фанерной клееной лодки.
Процесс подобной склейки следующий:
Склеивание фанеры на ус очень широко используется, так как обеспечивает полное отсутствие шва.
Для этого торцы плит стираются под углом:
Для работы такая плита вполне пригодная, но, конечно, по прочности уступает монолитной фанере.
Надеемся, что статья была полезна, и вы теперь знаете, чем приклеить фанеру к фанере и на ус, какой клей можно применять для этого. Разумеется, склеивание плит из деревянного шпона – довольно непростое занятие, зато при строгом соблюдении техники и серьезном отношении к работе, результат гарантирован.