Шов таврового соединения. Сварные соединения и швы

Сварным соединением как конструктивным элементом называют участок конструкции, в котором отдельные ее элементы соединены с помощью сварки. В сварное соединение входят сварной шов, прилегающая к нему зона основного металла со структурными и другими изменениями в результате термического действия сварки (зона термического влияния) и примыкающие к пей участки основного металла.

Сварной шов представляет собой закристаллизовавшийся металл, который в процессе сварки находился в расплавленном состоянии.

Разделение этих понятий необходимо потому, что сварной шов как связующая часть соединяемых элементов определяет геометрическую форму, сплошность, прочность и другие свойства металла непосредственно в месте сварки. Свойства сварного соединения определяются свойствами металла самого шва и зоны основного металла, прилегающего к шву, с измененной структурой и во многих случаях с измененными свойствами - зоны термического влияния. Необходимо учитывать и некоторую часть основного металла, прилегающую к зоне термического влияния и определяющую концентрацию напряжений в месте перехода от металла шва к основному металлу и пластических деформаций в зоне термического влияния, что отражается на характере и распределении усилий, действующих в сварном соединении.

С помощью стыковых швов образуют в основном стыковые соединения (рис. 1, а), с помощью угловых швов - тавровые, крестовые, угловые и нахлесточные соединения (рис. 1, б - д), с помощью пробочных и прорезных швов могут быть образованы нахлесточные и иногда тавровые соединения.

Рис 1. Основные типы сварных соединений


Рис. 2. Основные типы сварных швов

Стыковые швы, как правило, выполняют непрерывными; отличительным признаком для них обычно служит форма разделки кромок соединяемых деталей в поперечном сечении. По этому признаку различают следующие основные типы стыковых швов: с отбортовкой кромок (рис. 3, а); без разделки кромок - односторонние и двусторонние (рис. 3, б); с разделкой одной кромки - односторонней, двусторонней; с прямолинейной или криволинейной формой разделки (рис. 3, в); с односторонней разделкой двух кромок; с V-образной разделкой (рис. 3, г) ; с двусторонней разделкой двух кромок; Х-образной разделкой (рис. 3, д). Разделка может быть образована прямыми линиями (скос кромок) либо иметь криволинейную форму (С-образная разделка, рис. 3, е).

Угловые швы различают по форме подготовки свариваемых кромок в поперечном сечении и сплошности шва по длине.


Рис. 3. Подготовка кромок стыковых швов


Рис. 4. Подготовка кромок угловых швов тавровых соединений

По форме поперечного сечения швы могут быть без разделки кромок (рис. 4, а), с односторонней разделкой кромки (рис. 4, б), с двусторонней разделкой кромок (рис. 4, в). По протяженности угловые швы могут быть непрерывными (рис. 5, а) и прерывистыми (рис. 5, б), с шахматным (рис. 5, в) и цепным (рис. 5, г) расположением отрезков шва. Тавровые, нахлесточные и угловые соединения могут быть выполнены отрезками швов небольшой протяженности - точечными швами (рис. 5, д).

Пробочные швы по своей форме в плане (вид сверху) обычно имеют круглую форму и получаются в результате полного проплавления верхнего и частичного проплавления нижнего листов (рис. 6, а) - их часто называют электрозаклепками, либо путем проплавления верхнего листа через предварительно проделанное в верхнем листе отверстие (рис. 6, б).


Рис. 5. Угловые швы тавровых соединений


Рис. 6. Форма поперечного сечении пробочных и прорезных швов

Прорезные швы, обычно удлиненной формы, получаются путем приварки верхнего (накрывающего) листа к нижнему угловым швом по периметру прорези (рис. 6., в). В отдельных случаях прорезь может заполняться и полностью.

Форму разделки кромок и их сборку под сварку характеризуют четыре основных конструктивных элемента (рис. 7): зазор b, притупление с, угол скоса кромки β и угол разделки кромок α, равный β или 2β.


Рис. 7. Конструктивные элементы разделки кромок и сборки кромок под сварку

Существующие способы дуговой сварки без разделки кромок позволяют сваривать металл ограниченной толщины (при односторонней сварке ручной - до 4 мм, механизированной под флюсом - до 18 мм). Поэтому при сварке металла большой толщины необходимо разделывать кромки. Угол скоса кромки обеспечивает определенную величину угла разделки кромок, что необходимо для доступа дуги в глубь соединения и полного проплавления кромок на всю их толщину.

Стандартный угол разделки кромок в зависимости от способа сварки и типа соединения изменяется в пределах от 60 ± 5 до 20 ± 5 градусов. Тип разделки и величина угла разделки кромок определяют количество необходимого дополнительного металла для заполнения разделки, а значит, производительность сварки. Так, например, Х-образная разделка кромок по сравнению с V-образной позволяет уменьшить объем наплавленного металла в 1,6- 1,7 раза. Уменьшается время на обработку кромок. Правда, в этом случае возникает необходимость вести сварку с одной стороны шва в неудобном потолочном положении или кантовать свариваемые изделия.

Притупление е обычно составляет 2 ± 1 мм. Его назначение- обеспечить правильное формирование и предотвратить прожоги в вершине шва, Зазор b обычно равен 1,5 - 2 мм, так как при принятых углах разделки кромок наличие зазора необходимо для провара вершины шва, но в отдельных случаях при той или иной технологии зазор может быть равным нулю или достигать 8 - 10 мм и более.

Для всех типов швов важны полный провар кромок соединяемых элементов и внешняя форма шва как с лицевой стороны (так называемое усиление шва), так и с обратной стороны, т. е. форма так называемого обратного валика. В стыковых, особенно односторонних швах трудно проваривать кромки притупления на всю их толщину без специальных приемов, предупреждающих прожог и обеспечивающих хорошее формирование обратного валика.

Важное значение также имеет образование плавного перехода металла лицевого и обратного валиков к основному металлу, так как это обеспечивает высокую прочность соединения при динамических нагрузках. В угловых швах также бывает трудно проварить корень шва на всю его толщину (см. рис. 1, б и в), особенно при сварке наклонным электродом. Для этих швов рекомендуется вогнутая форма поперечного сечения шва с плавным переходом к основному металлу, что снижает концентрацию напряжений в месте перехода и повышает прочность соединения при динамических нагрузках.

Сварные соединения. При ручной дуговой сварке выполняют соединения встык, втавр, внахлестку, угловые; в отдельных случаях - прорезные, торцовые с накладками, пробочные (рис. 36). Сварным называют неразъемное соединение, выполненное сваркой. В ГОСТ 2601 - 74 установлены термины на стыковое, угловое, нахле-сточное и тавровое соединения.

Рис. 36. Классификация сварных соединений
а - стыковые; б - тавровые; в - угловые; г - нахлесточные; д- прорезные; е - торцовые; ж - с накладками; з - пробочные

Стыковые соединения. Такой вид соединения по сравнению с другими обеспечивает наименьшие собственные напряжения и деформации при сварке, расход основного и наплавленного металла, времени на сварку, что обусловило наибольшее его применение в сварочном производстве. Собираться встык могут листы одинаковой или разной толщины. Во втором случае на листе большей толщины делается скос с одной или двух сторон- до толщины меньшего листа. Разновидностью стыкового является соединение с отбортовкой и втавр. Соединения с отбортовкой применяют при тйлщине листов до 3 мм. Листы толщиной 3-8 мм сббирают без скоса кромок и с зазором 0,5-2 мм. Элементы толщиной до 6 мм сваривают с одной стороны, толщиной более 6 мм с двух сторон. У листов толщиной 3-8 мм кромки также можно скашивать. При толщине металла 3-26 мм выполняется односторонний скос кромок, называемый F-образной разделкой. Для металла толщиной 12-40 мм кромки скашивают с двух сторон (Х-об-разная разделка); при скосе одной кромки разделка называется К-образной. При Х-образной разделке количество наплавленного металла почти в 2 раза меньше, чем при У-образной, что приводит к уменьшению расхода электродов, электроэнергии, остаточных напряжений и деформаций и увеличению производительности. Для металла толщиной 20-60 мм рекомендуется U-об-разная разделка кромок, имеющая те же преимущества перед Х-образной, как последняя перед У-образной.

Тавровые соединения (рис. 36,6). Этот вид соединения получается при сопряжении торца одного элемента с поверхностью другого. Вертикальный элемент может быть без скоса кромок, со скосом одной или двух кромок.

Угловые соединения (рис. 36,в). В таком соединении торец одного собираемого элемента прихватывается к концу плоскости другого элемента, образуя прямой, тупой или острый угол. Угловое соединение является частным случаем таврового.

Нахлесточные соединения. При наложении плоскости одного собираемого элемента на плоскость другого (рис. 36,г) образуются нахлесточные соединения. Они рекомендуются для металла толщиной не более 10 - 12 мм. Сварку следует вести с двух сторон, чтобы в зазор между касающимися элементами не попала влага.

Прорезные соединения (рис. 36,<3). Разновидностью нахлесточных соединений являются прорезные, выполняемые, когда длина нормального шва нахлесточного не обеспечивает необходимой прочности.

Торцовые соединения (рис. 36,е). Сварной шов у торцовых соединений накладывается на расположенные на одном уровне торцы собираемых листов.

Соединения с накладками (рис. 36,ж). Такой вид соединений осуществляется, когда их нельзя заменить стыковыми или нахлесточными, по сравнению с которыми требуек:я дополнительный расход металла на накладки.

Соединения пробочные (рис. 36,з). В указанном соединении свариваемые элементы располагаются внахлестку, верхний лист просверливается по линии сварного шва в отдельных точках. Отверстия завариваются. При этом с нижним листом образуется прочная связь. Пробочные соединения имеют хорошую прочность при небольшой плотности шва.

Сварные швы. Участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации металла сварочной ванны, называется сварным швом.

По размещению в пространстве швы делятся на нижние, горизонтальные, вертикальные и потолочные (рис. 37). Нижним называется шов, расположенный на горизонтальной плоскости или на плоскости, наклонной к горизонту под углом до 60° (1,02 рад). Вертикальными и горизонтальными называются швы, расположенные на вертикальной плоскости или на плоскости, отклоненной от вертикали на угол 30° (0,51 рад). Потолочными называют швы, расположенные на «потолке».

Рис. 37. Классификация сварных швов по расположению их в пространстве
а - нижние; б - горизонтальные; в - вертикальные; г - потолочные

Рис. 38. Прерывистые швы

По протяженности различают непрерывные и прерывистые швы (рис. 38). Длина отдельного отрезка прерывистого шва лежит в пределах 50-150 мм, а расстояние между ними равняется 1,5-2,5 длины отрезка.

Количество наплавленного металла также является одним из факторов, определяющих вид сварного шва.

Рис. 39. Швы нормальные

По типу сварного соединения швы делятся на стыковые и угловые. Кратчайшее расстояние от поверхности одной из свариваемых частей до границы углового шва на поверхности второй свариваемой части называется катетом.

Элементы разделки сварного шва. К геометрическим элементам разделки шва относятся угол разделки, зазор между свариваемыми деталями, притупление, скос кромки и смещение свариваемых деталей относительно друг друга (рис. 40). Угол разделки кромок при ручной сварке обычно принимается равным 60±5° (1,02+0,8 рад), притупление-1-3 мм, зазор - 0- 4 мм. Отсутствие разделки кромок при толщине металла свыше 8 мм обычно приводит к непровару. К непровару приводит также отсутствие зазора. Кромки без притупления могут явиться причиной образования прожогов. Смещение кромок затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным получение сварного соединения хорошего качества. Величина смещения зависит от толщины стыкуемых деталей и ответственности изделия. Для таких изделий смещение регламентируется техническими условиями на их изготовление. Смещение кромок на деталях и арматуре трубопроводов, не подведомственных Госгортехнадзору в соответствии со СНиП Ш-Г.9-62 «Технологические трубопроводы. Правила производства и приемки работ» допускается в пределах, указанных ниже.

Сварные соединения


К атегория:

Крановщикам и стропальщикам

Сварные соединения


Что называется сваркой?

Сваркой называется способ образования неразъемного соединения металлических деталей путем нагревания их до плавления жди пластического состояния с последующим сдавливанием свариваемых деталей или без него.

Что называется сварным швом?

Сварным швом называется затвердевший после сварки металл, соединяющий сваренные детали.

Как подразделяются сварные швы в зависимости от расположения свариваемых деталей?

В зависимости от расположения свариваемых деталей сварные швы подразделяются на стыковые, внахлестку, тавровые, угловые, с отбортовкой кромок и др. Причем соединение встык производят без скосов кромок свариваемых деталей и со скосами, которые бывают V-образные, Х-образнйе и др., так как форма скоса зависит от толщины свариваемого металла и способа сварки.

Как подразделяются сварные швы (соединения) по положению в пространстве?
По положению’ в пространстве сварные швы (соединения) подразделяются на нижние, горизонтальные, вертикальные и потолочные, а по отношению к действующим на шов усилиям - фланговые, лобовые (или торцовые), комбинированные и др.

За счет чего обеспечивается монолитность сварного соединения?

Монолитность сварного соединения обеспечивается за счет молекулярного взаимодействия поверхностных слоев соединяемых металлических деталей. Чтобы соединить две детали в одно целое, нужно сблизить их поверхности так, чтобы возникли силы сцепления между молекулами расположенными в пограничном‘слое, обладающие свободными связями. Такая возможность может быть только в том случае, если расстояние меж: ду поверхностями деталей будет не более 0,4 нанометра. Добиться такого сближения механическим способом пока невозможно, так как даже при самой тщательной обработке поверхностей на них остаются неровности, поэтому соприкосновение поверхностей будет не сплошным, а лишь в отдельных точках.

Кроме того, молекулы, расположенные в пограничных частях детали, улавливают посторонние микроча: стицы из окружающей среды, что ведет к образованию на поверхностях окисных и органических пленок, ослабляющих свободные силы сцепления поверхностей.

При сварке деталей или узлов эти неровности с по-, верхностей устраняют, а покрывающие их загрязнения удаляют, в результате чего достигается наименьшее расстояние между поверхностями и между ними по всей площади устанавливается физический контакт.

Какие существуют способы сварки?

В зависимости от метода получения сварного соединения различают три основных способа: сварка плавлением, сварка давлением, сварка плавлением и давлением. По виду энергии, потребляемой для создания сварного соединения, различают электрическую, механическую и химическую.

Каким образом осуществляется сварка плавлением?

Сварка плавлением осуществляется путем нагрева кромок деталей, установленных впритык друг к другу с некоторым зазором между ними, до расплавленного состояния и соединения их в жидком виде. Причем из многочисленных разновидностей сварки плавлением наиболее широкое применение пока получили электро- дуговая сварка, электрошлаковая и газовая. В свою очередь, электродуговая сварка металлическим электродом осуществляется ручным способом и автоматическим (автоматическая электродуговая сварка металлическим электродом под флюсом).

Каким образом производится электродуговая сварка ручным способом?

Электродуговая сварка ручным способом производится путем пропускания электрического тока электрической дуги, который возникает между свариваемой деталью, подключенной к одному из полюсов источника питания постоянного или переменного тока, и электродом, подсоединенным ко второму полюсу того, же источника. Сила тока дуги в зависимости от вида и режима сварки может быть от десятка до сотен ампер, а температура сварочной дуги достигает 6000 °С и более. При этом расплавленный металл соединяемых деталей и дополнительный металл (электрод), рас: плавляясь самопроизвольно, без всякого на них давления, сливаются в общую так называемую сварную ванну. По мере перемещения электрода вдоль свариваемой детали сварочная ванна затвердевает, образуя кристаллы - упорядоченную систему атомов и молекул. Закристаллизировавшийся металл соединяет детали в единое целое.

Во время сварки жидкий металл интенсивно взаимодействует с азотом и кислородом воздуха, что снижает прочность сварного шва и приводит к образованию дефектов. Чтобы изолировать зону сварного шва от окружающего воздуха, а порой для присадки в щод вещества, улучшающего его качество, поверхнос электродов покрывают специальным составом.

Каким образом осуществляется автоматическая элек тродуговая сварка металлическим электродом по флюсом?

Автоматическая электродуговая сварка металлич~ ским электродом под флюсом” осуществляется сварочЧ ной установкой автоматически, при этом дуга гори под слоем флюса в жидком пузыре расплавленного шлака, который полностью защищает расплавленную; ванну от воздействия воздуха. Сварка выполняете», электрическим током до 3000 А, а плотность тока Ш сварочной проволоке диаметром 1,2-5 мм в несколько раз больше, чем в электроде при ручной электро- дуговой сварке. Этот способ сварки более экономичен по сравнению с ручной дуговой сваркой при непрерывных прямолинейных и кольцевых швах значительной, протяженности и особенно в массовом производстве.

Каким образом осуществляется электрошлаковая сварка металлическим электродом?

Электрошлаковая сварка металлическим электродом осуществляется теплом, выделяющимся при прохождении электрического тока через шлаковую ванну от электрода к изделию.

Какие достоинства имеют сварные соединения по сравнению с заклепочными?

Сварные соединения по сравнению с заклепочными имеют следующие достоинства: обеспечивают существенную экономию металла и значительно снижают трудоемкость их изготовления, так как при сварочных работах отпадают такие трудоемкие работы, как изготовление заклепок, разметка и пробивка или сверление отверстий для заклепок и чеканка швов. Кроме того, сварочные работы в настоящее время во многих случаях выполняются автоматами, которые резко снижают трудоемкость сварочных работ.

К атегория: - Крановщикам и стропальщикам



Типы сварных швов и их характеристика

По конструктивным признакам (по взаимному расположению соединяемых элементов) сварные соединения разделяют на:

  • стыковые - свариваемые элементы примыкают торцовыми поверхностями и являются продолжением один другого, область применения таких соединений расширяется;
  • нахлесточные - боковые поверхности соединяемых элементов частично перекрывают друг друга;
  • тавровые - торец одного элемента примыкает под углом (обычно 90°) и приварен к боковой поверхности другого элемента;
  • угловые - соединяемые элементы приваривают по кромкам один к другому. В силовых конструкциях угловые швы почти не применяют и на прочность не рассчитывают.
  • торцовые - соединяемые элементы соединяют боковыми поверхностями и сваривают с торца. Этот вид соединений на прочность, как правило, не рассчитывают.

На рисунке 1 приведены примеры перечисленных выше типов сварных швов.

В зависимости от типа сварного шва различают сварные соединения:

  • со стыковыми швами (в стыковых и тавровых соединениях) ;
  • с угловыми швами (в нахлесточных, тавровых, угловых и торцовых соединениях) .

Исходное условие проектирования сварного соединения - обеспечение равнопрочности сварного шва и соединяемых элементов.
Условие равнопрочности, например, для сварного нахлесточного соединения сводится к тому, что расчет параметров сварного шва следует выполнять по силе [F] , определяемой по прочности элемента с наименьшим поперечным сечением:

[F] = δ×b×[σ] р ,

где: δ - толщина свариваемой детали; b - ширина свариваемой детали; [σ] р – допускаемое напряжение растяжения.

Сварные швы разделяют на рабочие и связующие . На прочность рассчитывают только рабочие швы, которые непосредственно передают рабочую нагрузку между соединяемыми элементами.
Связующие швы испытывают напряжения только от совместной деформации с основным металлом. Они мало нагружены и на прочность их не рассчитывают.

Сварные стыковые соединения

Стыковым соединением называется сварное соединение двух элементов, примыкающих друг к другу торцевыми поверхностями и размещенных на одной поверхности или в одной плоскости.

Стандартом ГОСТ 5264-80 предусмотрено 32 типа стыковых соединений, условно обозначенных С1, С2, ... С28 и т.д., имеющих различную подготовку кромок в зависимости от толщины, расположения свариваемых элементов, технологии сварки и наличия оборудования для обработки кромок.

Стыковые соединения являются наиболее простыми и надежными из всех сварных соединений. Их рекомендуют в конструкциях, подверженных воздействию переменных напряжений.
Встык можно сваривать листы, полосы, трубы, швеллеры, уголки и другие фасонные профили.
Если стыковое соединение образуют два металлических листа, то их сближают до соприкосновения по торцам и сваривают.

Выступ стыкового шва над основным металлом является концентратором напряжений. Поэтому в ответственных соединениях его удаляют механическим способом.

При автоматической сварке в зависимости от толщины δ деталей сварку выполняют односторонним (рис. 1, б, в, г) или двусторонним (рис. 1,а) швами.
При толщинах δ до 15мм сварку выполняют без специальной подготовки кромок. При большей толщине листов предварительно выполняют специальную подготовку кромок.

При ручной сварке без подготовки кромок сваривают листы толщиной до 8мм . Шов накладывают с одной стороны (при δ ≤ 3 мм) или с двух сторон (3 < δ ≤ 8 мм) .

В районе сварного шва из-за высокой местной температуры может произойти изменение физических, химических, структурных свойств основного металла и, как следствие, понижение его механических характеристик - появляется так называемая зона термического влияния . Поэтому разрушение сварного соединения происходит обычно в зоне влияния, т.е. вблизи сварного шва.

Расчет стыкового соединения выполняют по размерам сечения детали в зоне термического влияния.
Условие прочности при нагружении растягивающей силой F соединения в виде полосы:

σ р = F/(δ×b) ≤ [σ]’ р

Допускаемые напряжения для расчета сварных соединений принимают по механическим характеристикам материала в зоне влияния сварного шва и отмечают штрихом [σ]" р в отличие от допускаемых напряжений основного металла [σ] р .

В стыковом соединении, нагруженном изгибающим моментом М , вычисляют напряжения σ и изгиба:

σ и = М/W ≤ [σ]’ p

Как уже указывалось выше, стыковое соединение может быть выполнено не только из листов или полос, но и из труб, уголков, швеллеров и других фасонных профилей. Во всех случаях сварная конструкция получается близкой к целой.


Сварные нахлёсточные соединения

Нахлесточным соединением называют сварное соединение, в котором сваренные угловыми швами элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга.
Стандартом предусмотрено два таких соединения: Н1 и Н2 , которые отличаются только тем, что в соединении H1 к поверхности элементов привариваются два торца, а в соединении H2 - только один торец.
Иногда применяют разновидности нахлесточного соединения: с накладкой и с точечными швами, соединяющими части элементов конструкции.



Сварное нахлесточное соединение выполняют фланговыми (рис. 2,а) или лобовыми (рис. 3) швами. При этом шов заполняет угол между боковой поверхностью одного элемента и кромкой другого. Такие швы называют угловыми .
Угловые швы выполняют однопроходными и многопроходными, без скоса кромок и со скосом кромок.

Основными характеристиками углового шва являются (рис. 2,б) : k - катет (по аналогии со стороной прямоугольного треугольника), а - рабочая высота (определяет наименьшее сечение в плоскости, проходящей через биссектрису прямого угла, по которому происходит разрушение - срез) .
Обычно для шва при ручной сварке а = 0,7k (высота прямоугольного треугольника с катетами k ) .
Автоматическую сварку характеризует более глубокий провар: а = k . Условия работы такого шва более благоприятные.
Не рекомендуется применять катет менее 3мм .

Фланговым называют шов, располагаемый параллельно, а лобовым – перпендикулярно линии действия внешней силы. Величина нахлестки l должна быть не менее 4δ , где δ – толщина листа.

Вследствие различной жесткости соединяемых элементов касательные напряжения τ (напряжения среза) по длине флангового шва распределены неравномерно (рис. 2,а) . Чем длиннее шов, тем больше неравномерность. Поэтому длину шва ограничивают:

30 мм < l ≤ 60k,

где: k – катет сварного шва, мм, l - длина шва.

В швах длиной менее 30 мм не успевает установиться тепловой режим и получается некачественный шов. А при длинных швах существует высокая неравномерность в распределении напряжений.

Угловой шов при нагружении испытывает сложное напряженное состояние. Однако для простоты такой шов условно рассчитывают на срез под действием средних касательных напряжений τ .

Условие прочности флангового шва (рис. 2) :

τ = F/(a×2l) ≤ [τ]’ (здесь 2 – число швов)

Во избежание возникновения повышенных изгибающих напряжений лобовые швы следует накладывать с двух сторон (рис. 3) .
Как показывает практика, разрушение лобовых швов происходит вследствие их среза по биссектральной плоскости. Поэтому расчет лобовых швов условно ведут по напряжениям среза τ .
Поверхность разрушения определяют размеры а и b :

τ = F / (a×2b) ≤ [τ]’

Применяют также комбинированные швы, состоящие из фланговых и лобовых.
Для простоты считают, что сила F растяжения нагружает швы равномерно:

τ = F / (a×L) ≤ [τ]’

где: L – периметр комбинированного шва : L = 2l +b

Сварные угловые соединения

Угловым соединением называется сварное соединение двух элементов, размещенных под углом и сваренных в месте примыкания их краев (см. рис. 1, д, е, ж) .
Стандартом предусмотрено десять типов угловых соединений: от У1 до У10 .

Иногда при сварке применяют угловое соединение со стальной подкладкой, которая обеспечивает надежный провар элементов по всему сечению. При толщине металла 8...100 мм применяют двустороннюю разделку примыкающего элемента под углом примерно 45° .

Расчеты угловых сварных соединений на прочность проводятся редко, поскольку в силовых конструкциях их почти не применяют. Способы расчета такого соединения на прочность аналогичны способам расчетов для таврового соединения и зависит от типа шва.
Подробнее методика таких расчетов изложена ниже.

Сварные тавровые соединения

Тавровым соединением называется такое сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом и присоединен к боковой поверхности другого элемента. Чаще всего тавровое соединение образуют элементы, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях (рис. 1, з, и, к) .
Такое соединение может быть выполнено швами с глубоким проплавлением, получаемыми при автоматической сварке и при сварке с предварительной подготовкой кромок (стыковым швом), или угловыми швами при ручной сварке.
Стандартом предусмотрено несколько типов таких соединений: с Т1 по T9 .

Метод расчета углового и таврового соединения зависит от типа шва.

Швы с глубоким проплавлением прочнее основного металла. При нагружении соединения силой F разрушение происходит по сечению детали в зоне термического влияния. Расчет проводят по нормальным напряжениям растяжения σ р :

σ р = F / (δ×b) ≤ [σ]’ р

Учет сварки проявляется в том, что принимают допускаемые напряжения для сварного шва, хотя расчет проводят по основному металлу.

Угловой шов менее прочен, чем основной металл. Поверхность разрушения расположена в биссектральной плоскости шва, как в лобовых и фланговых швах нахлесточных соединений.

Напряжения среза:

τ р = F / (a×2b) ≤ [τ]’

Если соединение нагружено сжимающей силой, то часть силы передает основной металл и допускаемые напряжения можно повысить примерно на 60 % .

Характерные виды брака в сварных швах и соединениях

На рисунке 4 представлены наиболее часто встречающиеся виды брака при сварке изделий, которые могут значительно снизить прочность шва и конструкции в целом.



Сравнительная характеристика сварных швов

Из перечисленных сварных соединений наиболее надежными и экономичными являются стыковые соединения , в которых действующие нагрузки и усилия воспринимаются так же, как в целых элементах, не подвергавшихся сварке, т. е. они практически равноценны основному металлу, конечно, при соответствующем качестве сварочных работ. Однако надо иметь в виду, что обработка кромок стыковых соединений и их подгонка под сварку достаточно сложны, кроме того, применение их бывает ограничено особенностями формы конструкций.
Угловые и тавровые соединения также распространены в конструкциях. Их положительные свойства сказываются при изготовлении объемных конструкций.

Нахлесточные соединения наиболее просты в работе, так как не нуждаются в предварительной разделке кромок, и подготовка их к сварке проще, чем стыковых и угловых соединений. Вследствие этого, а также из-за конструктивной формы некоторых сооружений они получили распространение для соединения элементов небольшой толщины, но допускаются для элементов толщиной до 60 мм .
Недостатком нахлесточных соединений является их неэкономичность, вызванная перерасходом основного и наплавленного металла. Кроме того, из-за смещения линии действия усилий при переходе с одной детали на другую и возникновения концентрации напряжений снижается несущая способность таких соединений.

Кроме перечисленных сварных соединений и швов при ручной дуговой сварке применяют соединения под острыми и тупыми углами по ГОСТ 11534-75 , но они встречаются значительно реже.
Для сварки в защитном газе, сварки алюминия, меди, других цветных металлов и их сплавов применяют сварные соединения и швы, предусмотренные отдельными стандартами. Например, форма подготовки кромок и швов конструкций трубопроводов предусмотрена ГОСТ 16037-80 , в котором определены основные размеры швов для различных видов сварки.



© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации