Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками. Интерактивные доски в детском саду

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании

Сардарова Е.В.

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»

г. Камышлов

Одной из главных задач современного образования является раскрытие
способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу
стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе
компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности
ребенка.

Общество продолжает искать более эффективные методы познания. Как помочь лучше усвоить материал? Как повысить интерес к процессу обучения - вот что всегда волнует педагогов всего мира. И именно создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос.

Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности (специальным устройством – стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.

С точки зрения дидактики, интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения . Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и знаний. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала, а ИД - поле информационного обмена между учителем и учеником. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с ребятами. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Следующее дидактическое свойство ИД – мультимедийность. Под мультимедийностью понимается совместное использование нескольких средств передачи информации (media), представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. ИД выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

Третье свойство ИД – моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром. Моделинг реализуем при помощи ИД, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы детей, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

Четвертое дидактическое свойство ИД – высокий уровень производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать ИД существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.

Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:

​ повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;

​ представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;

​ выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;

​ контролировать временные параметры занятия;

​ активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

​ мобилизовать внимание аудитории;

​ использовать различные цифровые образовательные ресурсы;

​ раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;

​ проводить НОД на высоком методическом уровне.

Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.

Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам-дошкольникам:

  • повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организации образовательной деятельности;
  • представлять информацию в различной привлекательной для детей- дошкольников форме (аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
    активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
    мобилизовать внимание воспитанников;
  • использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
    проводить непосредственно образовательную деятельность на высоком методическом уровне.
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации педагогов в профессиональной деятельности;

Использование интерактивной доски в образовательной работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении показало ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:

  • представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • Возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
  • Возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
  • одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);
  • возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
  • экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала.
  • организация благоприятной для развития предметной среды.
  • удобство хранения, многократного применения используемого материала.

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании способствует развитию психофизических функций, таких как мелкая моторика, зрительно-моторная и оптико-пространственная ориентация; формированию соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация, сериация); развитию личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), что обеспечивает готовность дошкольников к школьному обучению.


Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Современная система образования не перестает удивлять новшествами, вот уже в детских садах проводят занятия с использованием интерактивной доски. Расскажите, уважаемые коллеги, кому уже довелось поработать с этим чудом техники? Какие ваши отзывы? Я думаю, что каждый из вас согласится с утверждением, что интерактивная доска позволяет повысить у воспитанников интерес к учебе и более продолжительное время удерживать их внимание, не так ли?

Интерактивная доска - это сенсорный экран, который работает совместно с компьютером и проектором. В отличие от обычного экрана она работает как устройство ввода информации, поэтому с ее помощью можно играть в полезные логические игры и просто учиться с интересом. Поэтому это устройство будет одинаково актуально и в младшей, и в подготовительной группе.

Пожалуй, единственная сложность работы с этим устройством - это недостаточный уровень владения технологией ИКТ для конкретного педагога. Но это не должно вас останавливать, ведь нужно стремиться познавать что-то новое и никогда не переставать учиться.

С этой целью воспитателям ДОУ, учителям, а также всем педагогическим работникам предлагаю ознакомиться с пособием по данной тематике«Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения: медиатека, интерактивные доски» .

Пожалуй, кому-то будет интересно спецпредложение от Интернет-магазина «УчМаг» на пополнение личного счета и оформление сертификата участника вебинара по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» объемом 2 часа. В рамках вебинара будет рассмотрено шесть важных вопросов, которые помогут разобраться в вопросах ИКТ и использования интерактивной доски в детском саду.

Также можно принять участие в офлайн вебинаре «ИКТ в профессиональной деятельности учителя географии» , ведь учителям еще чаще приходится работать с интерактивной доской, поэтому краткосрочное повышение квалификации будет очень кстати.

Варианты занятий с использованием ИКТ

Интерактивная доска и современные мультимедийные технологии дают нам возможность смоделировать при проведении занятий различные ситуации. Тем самым активизируется познавательная деятельность воспитанников, а учебный материал лучше усваивается.

Например, при работе с темой «Дикие птицы» в старшей группе можно использовать доску для составления на ней птичьих семей, для игры в интерактивные игры по методике «четвертый - лишний», для составления птиц из отдельных частей тела, для игры «соединить мать и птенца» и так далее.


Также доску можно использовать практически на всех занятиях, например, при изучении мягкости звуков можно группировать картинки в две колонки по мягкости и твердости звуков. Так, картинки, в которых есть звук «т» отодвигаются влево, а картинки со звуком «ть» — вправо.

Для занятий в средней группе можно разрабатывать целые путешествия со сказочными героями, помогая им справляться с препятствиями путем решения интеллектуальных задач и выполнения интерактивных заданий. Конспект подобного занятия вы легко можете найти в Сети на известных всех педагогических порталах.

А в завершение я бы хотела отметить еще несколько полезных моментов проведения занятий с применением интерактивной доски. Итак, помимо вышеописанного - это:

  • возможность проводить интегрированные занятия;
  • отправляться в виртуальные путешествия;
  • увеличить скорость усвоения и переработки информации воспитанниками;
  • самореализация педагога и возможность творчески подойти к подготовке к занятию;
  • повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Существующие развивающие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Так что же такое интерактивная доска? Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Преимущества интерактивной доски Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Интерактивная доска универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски. Но, как и учителя в школах несколько лет назад, воспитатели детских садов делают только первые шаги в освоении интерактивных досок, изучая их возможности.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.

В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста. Но, прежде всего, педагог должен изучить содержание компьютерных программ или игр, применяемых на занятии, знать их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности для каждого возраста.

Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Так, доски можно использовать с готовыми мультимедийными ресурсами , доступными в Интернете и продающимися на дисках, что облегчает их освоение. Тем не менее гораздо эффективнее работать со специально созданными для интерактивных досок ресурсами. Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска – инструмент групповой работы.

Способов же применения интерактивной доски в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Во-первых, интерактивная доска - просто удобное средство демонстрации игровых и обучающих программ. Во-вторых, использовать специализированное программное обеспечение для самостоятельной подготовки материалов, которые можно показывать детям, сотрудникам ДОУ, коллегам из др. детских садов. Это и презентации, и интерактивные обучающие задания, и создание проектов, педагогические советы, семинары и т.п.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: 1.Начальные знания устройства компьютера.

2.Работа в программах: Word, PowerPoint

3.Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер - новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей дошкольного возраста требует тщательной организации, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Сказка» Города Дубны Московской области

Воспитатели: Агаподченко Ю.А. Шлебова И.В.

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…»
Чарльз Дарвин.

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Значение работы с интерактивной доской в ДОУ:

  • предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий;
  • дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность;
  • помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность;
  • интерактивная доска – увлекательная обучающая игра;
  • дает возможность использования в различных видах деятельности;
  • помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие и др.;
  • активное вовлечение ребенка в образовательный процесс;
  • повышает учебную мотивации детей;
  • дает возможность легко создавать увлекательные игры.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Изучение программного обеспечения к интерактивной доске, с помощью которого можно составлять занятия, игры;
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, презентаций и обучающих программ) .

Наш опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим.

Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях – Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях, занятиях художественно-эстетического цикла. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду.

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему «Домашние птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний» , обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша» . В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли

описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке.

Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски.

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создавать дидактические игры, презентации, материалы к занятию. Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» , и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.

При использовании интерактивной доски доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями.

  • Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе.
  • При построении занятий педагог в первую очередь исходит от перспективного плана, темы и целей и не всегда может найти готовый материал,
  • Педагог должен предварительно изучить содержание компьютерных программ и игр, применяемых на занятии,
  • Изображения на экране не должны быть слишком большими, иначе будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Конечно, если на странице работает только воспитатель, показывая детям, как выполнять задание на бумаге и ожидает от них правильных устных ответов, подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью.

  • Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски. Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".
  • Необходимо придерживаться требований СанПин при использовании интерактивной доски и проекционного экрана, обеспечить равномерное освещение доски и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное освещение при работе с доской не используется.
  • Доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования. Использование экрана на занятии длительностью 20-25 минут должно быть не более 7-10 минут.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности с ребенком явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации