Частнонаучные методы исследования. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания государства и права

Юридические науки, в том числе теория государства и права, как отмечалось, использует не только общенаучные методы, но и частнонаучные, свойственные юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они «поглощают» общенаучные, и наоборот. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их не только рассматривают с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, «как устремление диалектики», «ее острие» и т. д.

К частнонаучным методам юридических наук относят формальнологический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др.

Формально-логический метод - средства и способы логического изучения государственности и права; основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь государство и право изучается как таковое и в основном не связывается с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т. д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблемы качества субъектов правореализации, его эффективности в связи с этим и др. Право рассматривается как формально определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логические законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить, например, особенности права как логической системы. Так, право- творчество и правоприминение рассматриваются в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых - правила формулирования суждений и умозаключений.

Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нормативного правового акта подчинена законам и правилам формальной логики, образует внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа. Содержание нормативного правового акта, его композиция также предполагают использование правил формальной логики.

Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права - большая посылка, фактическая ситуация - меньшая, а решение по юридическому делу - вывод. Итогом правоприменительной деятельности в большинстве случаев является подготовка индивидуального акта, в котором важно не только значение, но и грамотное использование средств формальной логики. Каждый индивидуальный (правоприменительный) акт также имеет логическую структуру и текстуальную специфику (судебное решение, приказ о приеме на работу, указ Президента РФ о награждении и т. д.).

Таким образом, формально-логический метод позволяет исследовать логику действий субъектов правотворчества и правоприменения, особенности профессионального мышления и др.

Заметим, что формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально-логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод называют формально-логическим).

Рассмотрим сущность конкретно-социологического метода. Государственно-правовые институты, исследуемые юридической наукой, в конечном счете выражаются в действиях граждан, должностных лиц, коллективных субъектах права. Юридическая социология изучает эти действия, операции (системы действий), деятельность тех или иных государственных органов и их результаты. Цель конкретно-социологических исследований - получение информации о качественной стороне государственно-правовой деятельности, ее эффективности. С помощью данного метода изучаются, например, кадровый состав судебной системы (уровень юридического образования, ученая степень, периодичность повышения квалификации), отношение к выполнению профессиональных обязанностей (количество жалоб и заявлений на действия судьи и работников судебной системы), а также факторы, влияющие на вынесение судебных решений (уровень профессиональной подготовленности, уровень общей культуры, семейное положение и т. д.).

Приемами получения такого рода информации выступают опрос, анкетирование, анализ письменных источников, интервьюирование и др. Недостоверность социологической информации - явление нередкое. Его объясняют желанием интервьюируемого «выглядеть лучше», скрыть трудности, недостатки в профессиональной деятельности и др. Социально-правовые исследования трудоемки, затратны и требуют высокого профессионализма.

Сравнительное правоведение и государствоведение как метод предполагают изучение различных государственно-правовых систем, в том числе правотворческих, правоприменительных, включая судебные, путем выявления общих и специальных признаков сходных правовых явлений. Полученные знания могут быть использованы при совершенствовании государственного аппарата и его органов, системы права и др. Эти знания необходимы для формирования единого правового пространства, координации усилий различных, прежде всего европейских, государств для решения глобальных проблем человечества.

Сравнительный метод предполагает следующие стадии исследования: 1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт; 2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия; 3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике. Оценка может осуществляться с позиций справедливости, целесообразности эффективности и др.

Сравнительное правоведение позволяет значительно расширить юридический кругозор, создать базу для практической деятельности. Данный метод, его развитие очень важны для России - страны, где активно развивается законодательство, модернизируются судебная и административная системы, а также местное самоуправление.

Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. Глобальные проблемы, как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов .

Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.

К общенаучным методам исследования в ИСУ относятся: контроль и диагностика проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально-декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий.

К частнонаучным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Моделирование - метод прогнозирования возможных состояний объекта в будущем, способов достижения заданных параметров с применением моделей: предметных, знаковых, математических, имитационных, аналитических. Модель в исследовании систем управления - это упрощенное представление объекта, которое должно отвечать требованиям полноты адаптивности, обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, и ориентирована на реализацию с помощью существующих технических средств, т.е. должна быть физически осуществима на данном уровне развития науки и техники с учетом конкретного предприятия, выполняющего прогнозирование.

Примеры моделей, используемых в исследовании систем управления: функционально-декомпозиционное представление - агрегат, имитационная модель Монте-Карло, блочная модель, представленная в виде логической блок-схемы, функционально-стоимостная модель, модель Бостонской консультативной группы, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли.

Имитационные модели в ИСУ строятся по аналогии с объектом исследования с использованием статистических методов. Для моделирования в случайных условиях был разработан метод статистических испытаний (метод Монте-Карло), основная идея которого состоит в моделировании случайных явлений посредством реализации «розыгрышей». Результаты такого моделирования обрабатывают с использованием вычислительной техники. Определяется тип и параметры распределения случайных величин.

Функционально - декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования, используемые в ИСУ.

Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или агрегата (Рис.6).

Рассматривается абстрактная схема функционирования сложной системы, центральным звеном которой является агрегат. В каждый момент времени t агрегат находится в одном из возможных состояний Z(t). Состояние агрегата в фиксированный момент времени определяется управляющим воздействием g(t) в соответствии с оператором перехода Н с использованием зависимости:

Z(t) = H {Z(t°), g(t)} (1)

Агрегат имеет входные контакты. На них поступают входные сигналы X(t), которые в соответствии с оператором G преобразуются в выходные сигналы Y(t). Данная схема допускает варьирование большим числом параметров, используемых для характеристики состояния системы, в то же время требует упрощения набора этих параметров до предельно абстрактной модели, наиболее полно отражающей основные из них, и позволяющая прогнозировать будущие тенденции развития. Наглядность и абстрактность является преимуществом рассматриваемой векторной модели .

Экспертные методы исследования систем управления - методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии, сети экспертов.

Подбор экспертов осуществляется на основе анализа их компетентности, определяемой путем объективной оценки и самооценки экспертов, а также способом стабилизации экспертной сети.

Способ стабилизации экспертной сети состоит в отборе ряда компетентных специалистов, например 10 человек по избранной проблеме, которые выбирают еще такое же количество экспертов, и т.д.

Следующим этапом является формирование репрезентативной выборки из генеральной совокупности и создание необходимой экспертной комиссии.

Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, интервью, экспертный опрос, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги» .

Дельфи - один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы.

Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (табл. 1), где Р - ранговая оценка, присваиваемая экспертом альтернативе в зависимости от степени ее значимости. Наиболее значимая альтернатива, например, решение сменить поставщика, ставится на первое место (1 ранг); Б - балльная оценка дается экспертом от 1 до 10 баллов. За наивысший балл берется единица.

П = Р * Б (2)

По каждой альтернативе определяется сумма произведений. Наименьшая сумма произведений указывает на наиболее значимую альтернативу.


Мозговой штурм - метод активизации творческой активности участников, основанный на спонтанном высказывании идей, которые формулируются и высказываются участниками в краткой и четкой форме. Критика идей в данный момент недопустима. Она возможна только после окончания мозговой атаки. Применяется правило - число высказанных идей важнее их качества. Основоположником метода является американский психолог А. Осборн. В мозговом штурме считается, что человека могут осенять гениальные идеи, если он высказывает мысли «сходу», предварительно не обдумывая, только полагаясь на свое подсознание. Метод основан на свободных ассоциациях идей.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничения межличностных коммуникаций. Свои предложения участники группы излагают в письменном виде самостоятельно и независимо от других. Представленные варианты рассматриваются членами группы без обсуждения и критики. Затем каждый член группы опять независимо от остальных, в письменном виде проставляет ранговые оценки рассмотренных идей.

Проект, получивший наивысшую оценку принимается за основу решения. Метод позволяет организовать совместную работу группы, не ограничивая индивидуального мышления каждого участника. Близким методу номинальной групповой техники является японский метод принятия группового решения «ринги».

Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений. Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за материал, размер минимальных поставок и т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (табл. 2).


По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений.

Допустим, четыре фирмы-поставщики продукции: А, Б, В, Г. На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию.

На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (табл. 3). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков.


Параметрический метод исследования систем управления основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы и установления зависимости между рядом параметров .

Обычно выделяют функциональные и корреляционные зависимости. Корреляционные в отличие от функциональных являются неполными и искажаются влиянием посторонних факторов. В случае функциональной связи коэффициент корреляции равен 1.

Корреляционный метод применяется в производстве для разработки разного рода нормативов, анализе спроса и предложения. Простейшим видом корреляционного уравнения, характеризующего взаимосвязь между двумя параметрами, является уравнение прямой:

где Х,Y - независимая и зависимая переменные,

a,b - постоянные коэффициенты

Примером линейной зависимости может быть объем реализации Y от объема произведенной на предприятии продукции X. Вывод о прямолинейном характере зависимости можно проверить путем простого сопоставления данных и регистрацией их в прямоугольной системе координат. Важной задачей является определение постоянных коэффициентов связи между переменными параметрами, которые наилучшим образом отвечают значениям X,Y. В данном примере, факторы, влияющие на объемы производства и реализации продукции. Величина исследуемого параметра довольно часто складывается под влиянием не одного, а нескольких факторов. Поэтому можно использовать линейное уравнение множественной корреляции .

Факторный анализ состоит в переходе от первоначального описания исследуемых объектов, заданных совокупностью большого числа непосредственно измеряемых признаков, к описанию наиболее значимых компонентов, отражающих наиболее существенные свойства явления. Эти главные компоненты содержат большую часть информации, заключенной в первоначальных переменных Х и объясняют большую часть их полной дисперсии. Такого рода переменные, называемые факторами, являются функциями исходных признаков. Для определения переменных, имеющих наибольшие факторные нагрузки, применяется расчет дисперсии, а также определяется вклад компонента в полную дисперсию. Переменные при использовании факторного анализа не подразделяются априорно на зависимые и независимые и рассматриваются как равноправные. В этом его отличие от параметрического метода, при котором берутся взаимозависимые переменные.

Преимущество тех или иных исследовательских методов, приемов, используемых в практике менеджмента, определяется возможностью получения управленческого эффекта, преодоления проблем и моделирования оптимального прогноза деятельности организации на перспективу.

Примером успешного использования моделирования в стратегическом планировании является концепция Бостонской Консультативной Группы (BCG), которая также известна как модель «роста-доли». Модель BCG представляет из себя матрицу, на которой бизнес-единицы (стратегические зоны хозяйствования - СЗХ) изображены окружностями (Рис.6).

Ось абсцисс является логарифмической, поэтому коэффициент, характеризующий относительную долю рынка, занимаемую бизнес-областью, изменяется от 0,1 до 10.


Рис. 7.

Доля рынка рассчитывается как отношение объема продаж организации в соответствующей бизнес-области к общему объему продаж у ее конкурента. По оси ординат берутся темпы роста рынка, определяемые объемами выпущенной продукции. В оригинальной версии BCG границей высоких и низких темпов роста является 10%-ое увеличение объема производства в год.

Каждая нанесенная на матрицу окружность характеризует только одну бизнес-единицу, присутствующую в бизнес-портфеле исследуемой организации. Например, организация, поставляющая на рынок молочные продукты питания, имеет в своем портфеле такие бизнес-единицы (СЗХ), как: сыры, йогурт, кисломолочные питьевые продукты (кефир, ряженка) и т.д. Величина нанесенной на матрицу окружности пропорциональна общему размеру всего рынка. Данный размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса конкурентов. Иногда на окружности выделяется сегмент, характеризующий относительную долю бизнес-области организации на данном рынке. Размеры рынка оцениваются по объемам продаж, иногда по стоимости активов.

Матрица BCG состоит из четырех квадратов, имеющих образные названия: звезды, дойные коровы, трудные дети (дикие кошки), собаки .

«Звезды» как правило, новые бизнес-области, занимающие большую долю быстро растущего рынка, лидеры своих отраслей, гарантирующие организации высокие доходы.

«Дойные коровы» - это области, которые получили значительную долю рынка, однако со временем их рост замедлился. Несмотря на это они обеспечивают организациям значительные прибыли и помогают удерживать конкурентные позиции на рынке.

«Трудные дети» или «дикие кошки» конкурируют в растущих отраслях, но занимают небольшую долю рынка. Положение «диких кошек» самое неопределенное. При недостатке инвестирования они могут скатиться до положения «собаки».

Бизнес-области с небольшой долей рынка в медленно развивающихся отраслях - это «собаки». Им очень трудно удерживать свои позиции, и такой бизнес, как правило, сокращается.

Для поддержания непрерывности успешного бизнеса, свободная денежная масса, образующаяся в результате осуществления зрелого бизнеса, частично инвестируется в новые области бизнеса, которые в будущем могут стать источниками дохода. Если темпы роста рынка высокие в сравнении с другими рынками, то организация, размещающая свои бизнес-единицы (СЗХ) в соответствующей области, очень скоро может получить отдачу от инвестиций.

Метод BCG апробирован как инструмент прогнозирования денежных потоков и формирования стратегического бизнес-портфеля, показывает, как можно успешно использовать весь комплекс исследовательских приемов в менеджменте .

Исследование подсистем менеджмента: персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики, осуществляется рядом общенанучных и частнонаучных методов. Применяемые методы специфичны для каждой функциональной подсистемы

Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества применяются метод Парето и Ишикава.

Частнонаучными методами исследования систем управления, используемыми для анализа подсистемы управления финансами, определения уровня риска инвестиционных проектов, слабых мест в хозяйственной деятельности организации являются методы экономического анализа. Они занимают значительное место в группе исследовательских приемов для изучения систем управления. Профессионализм менеджера заключается в овладении современными методами анализа, планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности, определения ее взаимосвязи с аспектами маркетинговой деятельности.

Деятельность финансового менеджера включает: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств; распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами.

Экономические исследования систем управления могут быть проведены на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухучета и аудита.

Таким образом, любoe иccлeдoвaниe имeeт кoмплeкc xapaктepиcтик, кoтopыe нeoбxoдимo yчитывaть пpи eгo пpoвeдeнии и opгaнизaции. Оcнoвныe из ниx:

1) мeтoдoлoгия иccлeдoвaния - coвoкyпнocть цeлeй, пoдxoдoв, opиeнтиpoв, пpиopитeтoв, cpeдcтв и мeтoдoв иccлeдoвaния;

2) opгaнизaция иccлeдoвaния - пopядoк пpoвeдeния, ocнoвaнный нa pacпpeдeлeнии фyнкций и oтвeтcтвeннocти, зaкpeплeнныx в peглaмeнтax, нopмaтивax и инcтpyкцияx;

3) pecypcы исслeдoвaния - кoмплeкc cpeдcтв и вoзмoжнocтeй (инфopмaциoнныx, экoнoмичecкиx, людcкиx и пp.), oбecпeчивaющиx ycпeшнoe пpoвeдeниe иccлeдoвaния и дocтижeниe eгo peзyльтaтoв;

4) oбъeкт и пpeдмeт иccлeдoвaния. Объeкт иccлeдoвaния - этo coвoкyпнocть cвязeй, oтнoшeний и cвoйcтв, cyщecтвyющaя oбъeктивнo и cлyжaщaя иcтoчникoм нeoбxoдимoй для иccлeдoвaтeля инфopмaции, пpeдмeт - кoнкpeтнaя пpoблeмa, peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвaний;

5) тип исследования - пpинaдлeжнocть eгo к oпpeдeлeннoмy типy, oтpaжaющeмy cвoeoбpaзиe вcex xapaктepиcтик;

6) peзyльтaт иccлeдoвaния - peкoмeндaции, мoдeль, фopмyлa, мeтoдикa, cпocoбcтвyющиe ycпeшнoмy paзpeшeнию пpoблeмы, пoнимaнию ee coдepжaния, иcтoкoв и пocлeдcтвий;

7) эффeктивнocть иccлeдoвaния - copaзмepнocть иcпoльзoвaнныx pecypcoв нa пpoвeдeниe иccлeдoвaния и peзyльтaтoв, пoлyчeнныx oт нeгo.

Используемые приемы диагностирования, выявления проблем, поиска оптимальных мер по усовершенствованию механизма функционирования систем управления требуют от руководителей знаний и навыков исследовательской работы.

Менеджер в своей деятельности, в какой бы функциональной подсистеме он не работал, должен владеть определенным комплексом наработанных исследовательских методов, иметь способность к самостоятельной формулировке и выдвижению гипотез, разработке задач исследования и их воплощению в жизнь в условиях ограничения времени и средств.

Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

Теория права и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирование права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политических и общечеловеческих сущности, содержании, формах, функциях и итогах.

Как науку, изучающую одновременно теорию государства и права назвать единой сложно: есть раздельно существующие теория государства (общее учение о государстве - изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы государства) и теория права, изучающая преимущественно вопросы юридической догматики (источники права, виды правовых норм, законотворчество и правоприменение, юридическая техника, коллизии правовых норм, толкование права, юридическая ответственность и т. п.).

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают тот или другая сторона, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранные, их структуры сложные. В зависимости от того, которые из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, которой одной области, или направлений сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-нибудь страны, или отдельного региона, или направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права и государства разных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и важные характерные особенности. Без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, области и института права, системы и систематики правил, нормы права и правоотношения и т.п. ни одна область юридической науки не сможет эффективно развиваться, рассчитывая на социально значимые результаты.

Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.

Теория права и государства - это фундаментальная наука по всем юридическим параметрам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.

Теория государства и права является преимущественно российской (постсоветской, а ранее - советской наукой).

Предмет Теории государства и права - это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, а также прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Тесно связаны с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычай, политическая система, общественное сознание, экономика и т. д.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

Предмет науки важно отличать от объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности. Объект теории государства и права - это государство и право, которые изучают и другие науки, такие как: История государства и права зарубежных стран, История отечественного государства и права и др.

Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким образом она это делает.

В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

Среди частных методов теории государства и права выделяются:

· метод сравнительного правоведения - сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;

· метод исторического правоведения - государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;

· метод анализа и синтеза - процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;

· социологический метод - наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;

· формально-юридический метод - исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

Метод науки - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки - это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы :

· Индукция

· Аналогия

· Абстрагирование

· Моделирование

· Сравнение

· Конкретизация

Специальные методы:

· Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.

· Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.

· Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.

· Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).

· Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.

· Статистический: оперирование количественными величинами.

· Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

Частноправовые методы :

· формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

· сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Метод науки или учебной дисциплины (от греческого «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – совокупность способов, приемов, подходов, принципов, с помощью которых изучается предмет. (Соколов А.Н.)

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации.

Таким образом, метод науки определяет, каким образом осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, вырабо­танные общественными и естественными науками.

Методология теории государства и права – это совокупность теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исследования государственно-правовых явлений.

Первую группу составляют всеобщие методы.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы по­знания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический под­ход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материа­листический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и уве­личения экономического потенциала общества.

Философской основой теории государства и права слу­жит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институ­тов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Вторую группу составляют общенаучные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Государство и право по своей сути, по струк­туре – сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей сточки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для научной деятельности.

1) К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конк­ретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться об абстрак­ции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновиднос­тям названных форм. При подобном подходе познание фор­мы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться кон­кретными признаками и особенностями. При движении мыс­ли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенно­сти, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

2) Индукция и дедукция. Индукция – логический прием, который заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).Дедукция – логический прием, который заключается в том, что путем логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

3) В качестве общих методов изучения теории государства и права используются также анализ и синтез , представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Условие всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру механизма государства, системы права и т.д. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов и т.п.).

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные кор­ни государства и права. Изложенное обусловливает приме­нение при познании государственно-правовых явлений ис­торического метода .

Третью группу составляют частнонаучные методы.

1) Традиционен для юридической науки формально-юридический метод . Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. Все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

2) В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения (сравнительно-правовой ), который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

3) Одним из эффективных инструментов изучения государства и права служит статистический метод , основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические явления, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных и их анализ.

4) К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

5) В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государ­ственно-правовых проблем. Суть метода конкретно-социологических исследований заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др.

6) При исследовании государственно-праовых явлений также применяется функциональный метод . Он используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций и связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других социально-правовых явлений.

Рассмотренные общие и частнонаучные методы изучения теории государства и права применяются комплексно, в тесной связи между собой.

    Система теории государства и права

Анализ структуры теории целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным ифункциональным .

В соответствии с предметным подходом – в структуре теории государства и права выделяются два основных раздела: «теория государства» и «теория права».

Теория государства и права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.

Изучение государства и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения тех признаков государства, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.

После уяснения общих вопросов теории государства, целесообразно переходить к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенностей правоприменительной деятельности компетентных органов государства.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Сторонники функционального подхода выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, юридическую методологию, социологию права и философию права.

В качестве элементов, в комплексе образующих «предметное поле» современной теории государства и права, следует рассматривать:

    понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическую догматику ). Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные опнятия и принципы, характеризующие государство и право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и.т.д.);

    основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическую технику ). Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;

    основные средства, приемы, способы и принципы познания в области.ридической науки (юридическую методологию ). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

Социология права представляет собой новое научное направление, выделяемое всоциологии – науке, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе .

Социология права рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой; рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраны.

Социология права зародилась на рубеже XIX–XXвеков, а в России начала развиваться в 20-е годы прошлого века. Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Н.Н. Кареев и другие, которые внести значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н.М Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С.М. Муромцев – как правоотношение.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т.п.) в их юридической интерпретации.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления об объекте, предмете, системе науки «Теория государства и права», определили ее функции и методологию, сформулировали соответствующие понятия.

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: понятие, основные задачи и значение философии права; понятие, основные задачи и значение социологии права. Понятие, значение, функции специальной юридической теории (догмы)

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет. 2. Функции теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

государственно–правовых дисциплин

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

”______” _______________ 20_ год

Метод теории государства и права имеет сложную структуру, основу которого составляет теория познания как методологическая основа любой юридической науки. Теория познания основана на теории отражения и есть результат многовекового пути человечества к познанию мира. Ее главным звеном являются принципы познания:

  • - объект познания, явления или вещи окружающего мира существует объективно, независимо от познающего субъекта, и познаваем;
  • - результат познавательной деятельности - знания, их система, которые объективно определяются реальностью, жизнью;
  • - мышление есть опосредованное познание, основанное на восприятии окружающей среды с помощью ощущения, восприятия и представления;
  • - мыслительный процесс есть выведение абстракции, обобщений понятий и категорий, фиксирующих объективные законы;
  • - мышление и язык тесно взаимосвязаны; мышление протекает с помощью языка и объективирует мысль; языковые единицы (слово; словесный оборот; грамматическое предложение) и правила есть адекватный способ формулирования мысли; одновременно язык есть способ закрепления (выражения) результатов мышления;
  • - познание "удваивает" мир. С одной стороны, это мир действительности, непосредственно то, что окружает нас, с другой - мир идеального, существующий в виде понятий, категорий, гипотез, предположений, теорий, концепций, отражающий реальность.

Безусловно, это лишь основы теории познания, без знания которых, без реализации их требований невозможно достижение объективных научных результатов.

Метод познания зависит от композиции (комбинации) познавательных средств, а также от цели, поставленной познающим. Однако сама теория познания - лишь основа метода юридической науки, в том числе ее составляющий теории государства и права, которая диалектические принципы и саму диалектику как бы вбирает в себя ("прописывает") как универсальный метод познания.

Диалектика как универсальный принцип познания. Представляет собой систематизированные правила познания мира, выработанные человечеством. Универсальным систематизатором и автором многих требований диалектического подхода, диалектической логики явился Гегель*(5) .

К основным требованиям диалектики относится прежде всего объективность подхода к исследуемому явлению (государство и право). Познающий должен изучать все стороны предмета или явления и его (их) связи с другими, где реализуются или проявляются его свойства. Например, невозможно изучение права, правового регулирования вне связи с государством, государственной властью; также невозможно их объективное исследование вне таких специальных феноменов, как политика, культура и др. На этом универсальном принципе диалектики, на наш взгляд, во многом и основан материалистический подход, который заключается в рассмотрении государства и права как явлений особых, являющихся неотъемлемыми элементами общества, общественного устройства. Эти структурные компоненты общественной системы призваны выполнять важнейшие функции с целью сохранения и развития самого общества. Однако их содержание и уровень развития предопределены существующими социальными, культурными и экономическими условиями.

Марксизм в этом плане шел еще дальше и утверждал, что базисные отношения - отношения, складывающиеся в процессе средств производства и средств потребления и обмена, - фактор, определяющий сущность и содержание возвышающейся над ними надстройки (государство, право, мораль, культура и др.). Таким образом, государство и право предопределяются экономикой, а их "обратное" воздействие на нее невелико*(6) . Марксистская концепция происхождения государства и права, их место и функции в общественной жизни, а также их судьба, в том числе политическая, в настоящее время подвергнуты критике. Однако отрицать марксистское положение о взаимосвязи и взаимозависимости государства и права от экономических и иных социальных явлений вряд ли объективно.

В конечном итоге изучаемое должно реально и точно отражать действительность. Здесь важны следующие моменты. Исследователь, основывающий свое познание на принципах диалектики, выработанных всем человеческим опытом и объективно данных природой, в принципе "обречен" на достижение объективных результатов. Между тем достижение объективности часто затруднено, особенно в сфере социальных наук по причинам политического характера, эмоционального восприятия общественных процессов и полученных результатов. Здесь задача исследователя - сохранить объективность, несмотря на различные обстоятельства, ибо только в этом случае полученные научно-исследовательские данные можно назвать научными, а их автора - ученым.

Следующее требование диалектики - исследование явления или объекта необходимо проводить с позиции того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, какие задачи и функции выполняет в настоящее время. Это требование в полной мере распространяется и на юридическую науку; несомненно, это очень важный принцип для метода теории государства и права, истории отечественного государства и права и других юридических наук. Невозможно адекватно представить цели, задачи и содержание государства и права, не имея представления об особенностях этих явлений в прошлом, их социальном и политическом предназначении.

К требованиям диалектики при исследовании государственно-правовых явлений относят использование категорий диалектического материализма. И это справедливо, однако важно, чтобы их применение было корректно. Нередко при изучении используются понятия, не отвечающие смысловому содержанию полученных научных результатов (по нашим наблюдениям такое нередко происходит, например, с категорией "сущность" и др.). Юридическая наука наиболее часто использует такие диалектические категории, как форма и содержание; сущность и явление; причина и следствие, общее и особенное и др. Следует обратить внимание и на необходимость корректного применения понятий и категорий иных философских наук, например, теории систем (элемент и структура; система и подсистема и т.д.). В полной мере это относится к социологии, историческому материализму и др.

Применение теорией государства и права категориального аппарата диалектики, ее законов при изучении государства, права, правового регулирования позволяет выяснить и вскрыть глубинные закономерности их происхождения, развития и изменения; упорядочить и структурировать результат познанного.

Общенаучные методы. Теория познания, ее принципы, диалектика и ее категории и законы самостоятельно не могут дать научных результатов. Они являются лишь направляющими требованиями и необходимыми научными средствами. Более конкретные знания любые науки получают, применяя общие научные методы. Их знание и творческое применение в изучении государства и права и иных связанных с ними явлений в значительной мере облегчает путь к объективным знаниям, выступает гарантом от ошибок и получения недостоверных знаний. Содержание общенаучных методов составляют приемы и способы, применяемые в процессе познания его предмета, с помощью которых приращиваются новые знания в системе данной науки. Таким образом, метод теории государства и права - система приемов и способов, используемых для познания предмета науки, раскрытие закономерностей функционирования и развития государства и права. Рассмотрим общенаучные методы.

Теоретический метод. Основу данного метода составляет восхождение от конкретного к абстрактному, что является необходимой стадией познания предмета науки и по большому счету выступает основным приемом познания государственно-правовой реальности. Именно этот метод в первую очередь позволяет говорить об особенности науки с позиции познания действительности. Абстрагирование представляет собой качественно новый этап, скачок в развитии научного познания, несомненно, обогащающий эмпирические знания. Это переход от многообразия черт, отношений и связей, присущих явлениям и процессам, к закономерностям, повторяющемуся и устойчивому.

Теоретическое познание необъяснимых факторов приводит к образованию понятий, отражающих общие свойства и связи исследуемых явлений ("система права", "норма права", "источник права", "пробел в праве", "коллизия юридических норм" и др.), образованных с помощью абстрагирования.

Восхождение от конкретного к абстрактному находит широкое применение в процессе изучения новых явлений и факторов, которые по объективным обстоятельствам не могут быть объяснены с помощью теоретических знаний.

Все большее применение в праве и других общественных науках получает аксиологический метод (ценностный). Его основа - теория ценностей и оценок. Человек всегда старался определить, что для него является ценным, полезным, какие явления и предметы значимы для него, группы людей, общества, государства, экономики и т.д. Исследователи также ставят своей задачей определить ценность явления, предмета, информации и др.

Большое признание, начиная с середины прошлого века, получил так называемый системный подход (метод). Здесь задача исследователя сводится к тому, чтобы установить систему (объект), (подсистемы), их элементы, наличие и качество связей и отношений между ними. Системный подход основывается на утверждении принципа, что каждая подсистема в свою очередь есть система для другой, более масштабной. Например, верно утверждение о том, что система права выступает суперсистемой для отрасли права как самостоятельной системы. Одновременно отрасль права суперсистема для ее подотраслей. Аналогичное можно сказать об отношениях между подотраслью и институтом права. Относительно государственных явлений, как пример отношений система - подсистема, может выступать федерация и ее субъекты. Подчеркнем, что системный анализ (иногда его называют системно-структурным) ставит целью выявить функциональные связи между элементами, установить факторы, обеспечивающие единство системы. Важное значение имеет и установление субординационных отношений в системе и средств ее обеспечивающих, а также координационных и иных связей и средств их обеспечения.

Частнонаучные методы. Юридические науки, в том числе теория государства и права, используют не только общенаучные методы, но и частнонаучные, свойственные определенным юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они "поглощают" общенаучные. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их рассматривают не только с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, "как устремление диалектики", "ее острие" и т.д.

К частнонаучным методам юридических наук относят формально-логический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др.

Формально-логический метод - средства и способы логического изучения права. Основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь право изучается как таковое и не связывается с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т.д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблем субъектов правореализации, его эффективности и др. Право рассматривается как формально-определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логический закон тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить особенности права как логической системы. Правотворчество и правоприменение рассматриваются в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых правила формулирования суждений и умозаключений.

Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нормативного правового акта подчинена законом и правилам формальной логики, образуя внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа.

Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права - большая посылка, фактическая ситуация - меньшая, а решение по юридическому делу - вывод.

Заметим: формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально-логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод называют формально-логическим).

Конкретно-социологический метод. Государственно-правовые институты, исследуемые юридической наукой, в конечном итоге выражаются в действиях граждан, должностных лиц, коллективных субъектах права. Юридическая социология изучает эти действия, операции (системы действий), деятельность тех или иных государственных органов и их результаты. Цель конкретно-социологических исследований - в получении информации о государственно-правовой деятельности, ее эффективности. С помощью данного метода изучается, например, кадровый состав судебной системы (уровень юридического образования, ученая степень, периодичность повышения квалификации), отношение к выполнению профессиональных обязанностей (количество жалоб и заявлений на действия судьи и работников судебной системы), а также факторы, влияющие на вынесение судебных решений (уровень профессиональной подготовленности, уровень общей культуры, семейное положение и т.д.).

Приемами получения такого рода информации выступают опрос, анализ письменных источников, интервьюирование и др. Недостоверность социологической информации - явление нередкое. Его объясняют желанием интервьюируемого "выглядеть лучше", скрыть трудности, недостатки в профессиональной деятельности. Социально-правовые исследования трудоемки, затратны и требуют высокого профессионализма.

Метод сравнительного правоведения и государствоведения предполагает изучение различных государственно-правовых систем, в том числе судебных, путем выявления общих и специальных признаков сходных правовых явлений. Полученные знания могут быть использованы при совершенствовании государственного аппарата и его органов, правовой системы. Эти знания необходимы для формирования единого правового пространства, координации усилий различных, прежде всего европейских, государств, для решения глобальных проблем человечества.

Сравнительный метод предполагает следующие стадии исследования: 1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт; 2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия; 3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике. Оценка может осуществляться с позиции справедливости, целесообразности, эффективности и др.

Сравнительное правоведение позволяет значительно расширить юридический кругозор, создать базу для практической деятельности. Данный метод, его развитие очень важны для России - страны, где активно обновляется законодательство, проходят судебная и административная реформы, а также реформа местного самоуправления.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации