В начале необходимо сказать, что простейший катамаран для отдыха на озере или реке можно сделать из подручных средств, плотно связав материалы, хорошо держащиеся на плаву. Самодельный катамаран из бутылок — забавная конструкция, которая прослужит пару дней и сделает Ваши выходные незабываемыми.
В данной статье мы предлагаем более сложный вариант самодельного катмарана. Достоинства данной конструкции:
Такая постройка способна прослужит не один сезон и при правильной сборке способна заменить лодку или катер для рыбалки. Перейдем непосредственно к пошаговой инструкции, которая поможет сделать катамаран своими руками.
Основной материал – сосна (качественная, сухая).
Рама составляется из 8 брусьев: 4-х стрингеров и 4-х бимсов (поперечные).
Каждый состоит из двух частей. Части разной длины: в местах их соединения крепятся подуключены (длина подбирается индивидуально – под «гребца»). Далее необходимо:
Материал – брезент (самый плотный).
Материалы: фанера (3 – 4 мм), деревянные рейки (20×15), клей, петли рояльные (крепление крышек), шурупы.
Для чехла подойдет любая плотная ткань.
Точное соблюдение их размеров необходимо, чтобы носовой рундук легко вставлялся в кормовой, упрощая транспортировку. Будут удобны ручки, протянутые сквозь отверстия в боках меньшего рундука.
Размеры большего: 800x285x225 мм.
Материал: труба алюминиевая (диаметр 22)
Вставки – пластины (алюминий, толщина 7).
Материал: плотная палаточная ткань, резиновые шары.
В прорези сшитого баллона поплавка вставляют шары.
Размеры: длина – 3600, диаметр – 400
.
При изготовлении:
Конструкция мачты напрямую зависит от модели паруса. Поэтому ее надо подбирать после приобретения паруса . Скажем только, что этот катамаран будет «чувствовать» себя прекрасно с 4-метровой мачтой. Лучше сделать ее разборной – трехсекционной.
Заготовка: брусок 30×30
Технология изготовления повторяется. Последнее действие: оборудуйте нок проволочной уткой и шкивом из металла.
Пошив паруса – особое искусство! Если опыта у вас нет, знатоки советуют оборудовать свое детище готовым парусом. Приличную скорость и достаточную безопасность такой конструкции сможет дать парус площадью 4 м2. При необходимости можно сделать простенькую конструкцию из готового полотна.
Основные материалы: сосна (бруски), фанера 10, трос стальной, листовая сталь 1,7.
Стойка с составляющими руля через уголок притянута к шпангоуту (горизонтальная полка этого же уголка крепится шурупами). Дополнительно стойку оборудуйте тросовыми растяжками .
Стойку руля и древко баллера соединить уголковыми петлями. Через их отверстия проденьте проволочную поворотную ось. Из трех пластин (толщина каждой – 1,7) можно склепать подвижную часть баллера.
Поворотное перо готовят из листа дюралюминия 1,5.
Все размеры даны в миллиметрах.
Мечта каждого рыбака, охотника, туриста забраться как можно дальше, туда, где нога человека не ступала. Где непуганый зверь, рыба косяками, вода чистая и простор для вольной души нашего брата туриста.Забраться, да так, чтобы еще и с комфортом и безопасно, да грузу намеренно взять, да топлива на дальнею дорогу, да еще чтобы и скорость лодки была приличная, отпуск то не безграничный. Да еще разборная, чтобы в легковушку входила и переносить мог один человек и хранить можно было на балконе. А еще, ночевать на палубе, а еще … в пору машинку покупать закатывающую.
Скорость 26 км/час на подвесном моторе Ямаха 9.9 л.с.
Крейсерская скорость - 21 км/час.
Расход топлива 5 литров в час, 0.240 литра на 1 километр.
Размер палубы 4,5х5 метров, площадь 9 кв.метров.
Грузоподъёмность до 1,5 тонны.
Вес катамарана 140 кг. Разборный, можно перевозить в легковом транспорте, поезде, самолёте. Палуба жесткая.
Видео о моторном катамаране https://youtu.be/mX1pwf9XITM
Пролистав интернет в поисках серийного судно под выше изложенные пожелания и не найдя то что искал, начал изобретать свое, руководствуясь жизненным опытом владения различными судами с их плюсами и минусами.
И вот что получилось:
Полное описание моторного катамарана.
Длинна палубы 4,5 метра,
Ширина 2 метра.
Полезная площадь палубы 9 кв.м. Прям комната небольшая. Не сравнить ни с какой надувной лодкой.
Палуба жесткая, фанерная, прочная, хоть танцуй, хоть лежи, ставь палатку, стол или мобильную баню и еще место останется.
При таких размерах катамаран получился легко переносимый. Масса катамарана без двигателя и поста управления 140 кг с палубой. При этом максимальный вес одной детали конструкции весит всего 11,5 кг, это лист палубного покрытия. Таких листов 8. То есть, по частям катамаран может переносить даже ребёнок. Максимальный размер самой большой детали 200х50 см. Это позволяет перевозить катамаран легковым транспортом, в поезде и самолете. Без палубы катамаран весит 50 килограмм.
Время полной сборки с постом управления и установкой двигателя 1,5-2 часа/один человек. Время разборки 45 минут.
Испытал под загрузкой в 700 кг, идёт нормально. Максимальная расчётная грузоподъемность полторы тонны. При желании на палубу и квадроцикл загнать можно.
Порадовала, да что там говорить, удивила экономичность, стакан топлива на километр, что в два раза меньше чем у традиционных пластиковых и алюминиевых лодок.
Крейсерская скорость при? газа - 21 км/час. При этом расход топлива - 240 гр/км., 5 литров в час. При максимальном газе скорость 26 км/час, но расход топлива уже 7 литров. Максимальная скорость 26 км/час на Ямаха 9,9 л.с., шаг винта 11, двигатель не раздушин, загрузка 2 человека.
При такой экономичности на 500 километров требуется всего 120 литров топлива и это расстояние можно пройти за 24 часа.
Катамаран не требует регистрации в ГИМС-е, так как вес судна мал и двигатель до 10 л.с. не подлежат регистрации. А это значительно экономим нервы и средства на регистрацию и последующие ежегодные налоги и сборы.
Не маловажный фактор – безопасность. Для этого в катамаране 3 поплавка и 6 независимых отсеков, точнее это не катамарана, а тримаран. Но дабы не резать слух обывателя, называю его привычным словом - катамаран. Даже если, напрочь, порвать один из поплавков, на его место можно поставить центральный, превратив тримаран в привычный катамаран.
Без палубы катамаран можно использовать как сплавной катамаран с двумя поплавками или даже тремя, если хотите загрузить как можно больше и река не энной категории сложности.
В процессе эксплуатации замечена одна особенность, во время рыбалки и передвижения по палубе нет шума пугающего рыбу или зверя. Деревянная палуба практически бесшумная, а надувные поплавки гасят и без того тихие шаги и прочую возню на палубе.
Катамаран можно использовать с постом управления или без него, удлинив румпелем.
Даже на большой волне, до полуметра, судно ведёт себя устойчиво, сказывается ширина корпуса и разнесённые поплавки. Кружка с чаем стоя на посту управления не ерзает и содержимое не выплёскивается, даже на встречной волне от большого танкера катамаран мягко переваливается через волну.
Чтобы сэкономить вес и избавится от лишних деталей, релинг заменил рундуками. Два в одном и ограждение и рундуки.
Стоимость судна 120 000 рублей, включая рубку и транец. Не так уж и много за комфорт, экономичность и мобильность при хороших скоростных характеристиках.
Видео о катамаране
Катамаран относится к довольно специфическим плавсредствам, состоящим из двух надувных баллонов, соединенных с помощью рамы. Конструкция рамы может быть любой, но если это рыболовный катамаран, то рама, как правило, надувная.
У подобной конструкции имеется ряд достоинств, к которым относится легкость и удобство в процессе транспортировки. Конструкция, при использовании легких материалов получается настолько легкой, что ее можно одному перенести на другое место. Если катамаран спустить, то все влезет в небольшой мешок, который не займет много места в багажнике автомобиля. Некоторые конструкции упаковываются в рюкзаки, что облегчает процесс транспортировки.
Что касается катамаранов под мотор, то они должны иметь весьма жесткую основу. Чтобы плавсредство не имело излишнего веса, в конструкции применяют только легкие материалы.
Насколько известно, надувные модели катамаранов по весу не превышают 20-ти кг. Несмотря на это, они обладают завидной грузоподъемностью, в пределах 300 кг.
Катамараны с мотором характеризуются наличием комфорта и удобством в процессе путешествия по рекам, озерам, водохранилищам и другим водоемам. Такие плавсредства оборудованы монобаллонами.
Конструкция катамарана позволяет организовать своеобразную палубу определенной жесткости, которая может возвышаться над поверхностью воды. Это самый подходящий вариант для рыбалки, тем более, что на палубе может поместиться до 10-ти человек. Кроме этого, конструкция катамарана позволяет преодолевать большие расстояния. Что касается проблемы транспортировки, то и здесь ничего невозможного нет. Любой рыбак не против того, чтобы приобрести подобное плавсредство, или сделать его своими руками.
Это наиболее перспективные модели на сегодняшний день. Производятся они из ПВХ материалов и имеют гик средней толщины. Воздушный клапан плавсредства располагается в районе стрингера. Средняя плотность материала, из которого производятся надувные элементы, составляет 800 грамм/на метр квадратный. Подобные устройства имеют определенные достоинства, связанные с возможностью установки довольно крупных баллонов. Тип крепежного устройства – крестообразный. Приблизительная цена на подобные плавсредства составляет порядка 60 тыс. рублей.
Для рыбалки на небольших глубинах больше подойдут модели с жестким рундуком. Хотя на сегодняшний день известны некоторые конструкции, рассчитанные всего лишь на 2 пассажира. В конструкции предусмотрены две опоры, которые крепятся под подшивкой.
Аппарат так же производится из ПВХ материалов. Баллоны крепятся по обеим сторонам от стрингера. Существуют так же конструкции с баллерами, где баллоны располагаются выше поверхности гика. Здесь используются материалы несколько меньшей плотности – 700 г/метр квадратный. Здесь используются латки из резины.
Это удовольствие обойдется в 50 тыс. рублей.
Подобные конструкции так же пользуются большим спросом, несмотря на то, что они рассчитаны на двух рыболовов. При этом, их грузоподъемность достигает 300 кг при длине в 3,5 метра.
Практически у всех моделей толщина стрингеров не превышает 1,3 мм. Латки размещены только на поверхности баллонов. При выборе следует обратить особое внимание на защищенность носовой части. Крепеж всех элементов выполнен посредством крестовин. Если имеется 55 тыс. рублей, то можно отправляться в специализированный магазин.
Эти плавсредства могут взять на борт 4 человека, при грузоподъемности в 500 кг. Рундуки этих аппаратов не имеют большой жесткости, хотя встречаются конструкции, где предусмотрено 2 опоры. У этих плавсредств, в основном, размещено по два баллона. Ширина катамарана для рыбалки не превышает 1,3 метра. Воздушные клапаны располагаются в районе стрингеров. Заполнить баллоны воздухом можно в течение 10-ти минут. В этих конструкциях используются особо прочные материалы. Приобрести такой катамаран можно за 45 тыс. рублей.
Такие модели не допускают установки мощных двигателей. Как правило, они оборудуются двумя или тремя баллонами. Кроме этого, некоторые модели оборудованы стрингерами, которые крепятся на поливинилхлоридных накладках. Рассчитаны они на грузоподъемность до 300 кг. При этом, применяются баллоны среднего диаметра.
Встречаются конструкции с баллерами и с резиновым гиком. Стоит такое плавсредство в пределах 55 тыс. рублей.
Такие конструкции предназначены для установки моторов, повышенной мощности. Длина некоторых конструкций достигает 4-х метров. Как правило, в таких плавсредствах устанавливаются баллоны большего диаметра. Что касается рундуков, то они имеют среднюю степень жесткости. Выпускаются модели с двумя или тремя пассажирскими местами. Для крепления опор используются дополнительные растяжки. Толщина стрингеров не превышает 1,4 мм. Для изготовления баллонов используется ПВХ материал, с высокой плотностью (до 800 г/метр квадратный). Каркас изготовлен исключительно из дюраля. Стоит подобное плавсредство в пределах 60-ти тыс. рублей.
В наше время можно встретить различные конструкции рыболовных катамаранов, выполненных из поливинилхлоридных материалов. Чтобы осуществить правильный выбор, придется изучить несколько конкретных моделей. При этом, не следует забывать, что катамаран можно сделать своими руками. Конструкции под мотор всегда имеют жесткую конструкцию, выполненную на основе материалов из алюминия. Применение легких материалов позволяет получить достаточно легкую конструкцию, весом не больше 20-ти кг. Несмотря на легкость, грузоподъемность подобных плавсредств не меньше 300 кг.
Длина катамарана составляет 3,5 метра, при грузоподъемности до 450 кг. Это достаточно востребованное плавсредство в наше время. В конструкции применены гики с накладками, а латки располагаются на поверхности баллонов. Растяжка установлена сбоку конструкции. Материал, из которого сделаны баллоны, характеризуется высокой плотностью, а работы отличаются высоким качеством. В комплект набора входят и весла, так что, в случае непредвиденных ситуаций, можно всегда вернуться на прежнее место. Крепеж всей конструкции выполнен исключительно на крестовинах. Плотность материала – 780 г/метр квадратный. Стоит подобная модель в пределах 55-ти тыс. рублей.
Модели типа «Ротан» следует отнести к профессиональным плавсредствам, так как обладают высокими характеристиками устойчивости и скорости передвижения. В процессе глиссирования поверхность дна катамарана не соприкасается с поверхностью воды, поскольку перемещение осуществляется исключительно на скегах. В результате площадь соприкосновения с водой ничтожно мала, поэтому катамаран без проблем разгоняется до значительной скорости.
Катамараны «Ротан» отличаются плавностью хода при наличии волнений, причем существенных. Высота бортов и наличие воздушной подушки между водой и днищем лодки способствует мягкости движения, определенному комфорту и безопасности при движении.
Практически все модификации катамаранов «Дельта» мало чем отличаются друг от друга. Единственное достоинство этой конструкции – это большая грузоподъемность, порядка 500 кг, с возможностью разместить на палубе до 4-х человек. Защитными устройствами носовой части служат гики. Плотность материала, который использован при постройке составляет порядка 700 г/метр квадратный. Стоит он порядка 45 тыс. рублей, что не так уж и дорого для подобной конструкции.
В конструкции использован многослойный армированный ПВХ материал, с плотностью до 850 г/метр квадратный. Кроме этого, материал имеет высокую эластичность. Плюс ко всему, этот материал весьма устойчив к агрессивным средам, УФ-излучению, солнечным лучам и другим негативным природным факторам.
Для большей безопасности, каждый баллон, разделен на 2 отсека, которые герметически разделены.
Если сравнить катамаран с обычной надувной лодкой, то последняя сильно уступает по устойчивости и непотопляемости. Это очень важно, когда рыбалка осуществляется в условиях волнений. Здесь катамаран не имеет себе равных. Даже при наличии больших волн катамаран способен развивать приличную скорость, передвигаясь устойчиво и плавно.
Помещается плавсредство в небольшой рюкзак. Такое удобство транспортировки позволяет без проблем перемещаться к месту рыбалки, даже если к нему добраться не так просто. Весит вся конструкция 19,4 кг, а стоит всего 40 тыс. рублей.
Это модели из поливинилхлоридных материалов, которые пользуются большой популярностью. Это связано с тем, что плавсредство располагает наличием 4-х пассажирских мест. Здесь использованы резиновые латки, но отсутствует гик. Растяжка располагается непосредственно на поверхности баллонов. Катамаран имеет длину в пределах 4,3 метра. Стрингеры имеют среднюю толщину. Для изготовления баллонов использован ПВХ материал, имеющий плотность порядка 700 г/метр квадратный. В конструкции предусмотрено два воздушных клапана. Стоит это удовольствие где-то 57 тыс. рублей.
Надувные катамараны выпускаются, в основном, для туристических целей, хотя их реально можно использовать и для рыбалки. В большинстве конструкций предусмотрена натяжная палуба, но встречаются модели, где палубы нет вообще. Основным материалом изготовления является поливинилхлорид, как материал, отличающийся большой прочностью, надежностью и жесткостью. Этот материал служит для изготовления баллонов высокого давления, которые применяются на подобных плавсредствах. В связи с этим, конструкция получается достаточно прочной, но и легкой, что немаловажно. Это так же упрощает уход за катамараном, а также позволяет транспортировать его без особых проблем.
Кроме этого, катамаран довольно устойчиво ведет себя на воде, даже в условиях серьезных волнений. Поэтому, этому плавсредству не страшны никакие речные просторы. Что касается установки мотора, то он необходим в том случае, если планируются длинные походы с друзьями или в кругу семьи. Некоторые конструкции рассчитаны на перемещение до 10-ти человек.
Постройка катамарана – это сложно и трудоемко, хотя этот фактор никогда не останавливал настоящих рыболовов, которые предпочитают большинство рыболовных принадлежностей изготавливать своими руками.
На начальном этапе следует начертить эскиз будущего плавсредства, после чего, желательно поделать чертежи с указанием всех размеров. Приступают в первую очередь к изготовлению каркаса. Основным материалом служит дюралюминий, как самый легкий и прочный материал. Если каркас изготовлен, то следует переключиться на изготовление воздушных баллонов. Обычно их длина равняется 3,5-3,8 метра.
Материал для баллонов – это поливинилхлоридная ткань с достаточной плотностью. Чем плотность больше, тем надежнее окажется конструкция. За баллонами нужно предусмотреть наличие баллера, с обязательным использованием натяжек. В процессе изготовления не следует забывать установить клапан для надувания баллонов. Как правило, на каждом баллоне располагается по одному клапану. Под конец работы устанавливаются стрингеры, а также доски для сидения.
Плавательные средства для рыбалки, будь то лодки или катамараны, пользуются особой популярностью. Это связано с тем, что наличие лодки поднимает процесс рыбалки на совсем другой уровень. Ведь не везде можно ловить рыбу с берега, в силу того, что берега, заросшие различной растительностью. С помощью лодки реально обловить любые, даже труднодоступные места. Некоторые рыболовы, если им позволяют средства, просто покупают лодки и катамараны в магазинах. К сожалению, не все заводские экземпляры отвечают всем требованиям. Иногда приходится их доводить, как говорится «до ума». Самостоятельное изготовление имеет свои плюсы. Основной из них – это возможность сделать то, что необходимо, исходя из условий эксплуатации.
Катамаран своими руками строится довольно просто. Если вы хотите сделать самодельный катамаран для рыбалки, катамаран из пенопласта, надувной катамаран, катамаран для сплава или любых других целей, то в этой статье мы постараемся вкратце описать основные этапы постройки таких плавсредств.
Такое средство водного передвижения особенно актуально для тех, кто живёт в непосредственной близости от моря, озера, реки или любых других водоёмов. А иногда изготовление катамарана может стать жизненной необходимостью, поэтому такое плавсредство должно иметь соответствующую прочность и надёжность. И если вы не миллиардер, который может заказать себе в конструкторском бюро любое судно, то мы предлагаем вам сделать катамаран, своими руками который впоследствии можно использовать для тех или иных целей: туризм, ловля рыбы, отдыха или даже путешествий.
По сравнению с байдаркой, лодкой или яхтой, катамаран имеет массу преимуществ. Это в первую очередь, более высокая надёжность, остойчивость, небольшой вес, комфорт и способность преодолевать пороги при сплавах с рек.
На морской катамаран чертежи и предварительные расчёты нужны обязательно, чтобы не получилось так, что судно имеет высокую парусность или переворачивается, даже на небольших волнах.
Благодаря подробным и хорошо проработанным чертежам катамарана, можно самостоятельно и без дорогостоящего оборудования сделать, например, парусный катамаран, который полностью будет отвечать всем вашим требованиям.
Такое плавательное средство, выполненное своими руками по заранее разработанной схеме или эскизам, будет отличаться:
На чертеже катамарана должны быть прорисованы все детали нашего судна и расписана последовательность выполнения операций постройки. Там же должны присутствовать необходимые нам размеры.
Если вас интересуют катамараны для рыбалки, которые можно сделать самостоятельно, то для этого не обязательно иметь в своём распоряжении специализированные производственные помещения или особые технические навыки.
Постройка катамарана должна начинаться с того, что нужно определиться с размерами будущего плавательного средства. На основании имеющихся размеров, закупаемся фанерой и древесиной. В принципе, можно использовать любую древесину, главное чтобы она была не очень дорогой и хорошо плавала. Например, можно приобрести 1 кубометр сосны, её средняя цена составляет 3400 руб. Также, нам понадобится фанера, толщиной 4 мм – около 8 квадратных метров (лучше взять с запасом), она нам обойдётся примерно в 700 руб.
Работу по постройке катамарана своими руками начинаем с создания корпуса будущего судна. Первый этап – это установка балки. Для соединения составных частей нашего катамарана, нужно закупить качественные шурупы разных размеров.
Катамараны для рыбалки должны иметь обшивку высокой прочности. Наиболее оптимальной длиной считается 6 метров. Будьте готовы к тому, что при создании катамарана своими руками вам нужно будет несколько раз пересчитывать его размеры. Это нормально, ведь по ходу строительства начнут появляться новые идеи по улучшению прочности или мореходных качеств вашего судна.
Строя катамаран самостоятельно, особое внимание следует уделить подмачтовой балке. Как показывает практика, её замеры и расчёт делается несколько раз. При постройке такого плавательного судна своими руками, нужно быть предельно точным и внимательным.
Самостоятельно сделанный катамаран из пенопласта невозможно будет потопить, он отличается долговечностью и им легко пользоваться.
Давайте рассмотрим постройку данного плавательного средства своими руками с размерами 3750 х 1600 мм, толщиной пластин 40 до 150 мм, высотой поплавка 200 мм и шириной 400 мм. Резка пластин осуществляется с помощью особого приспособления – нихромной проволоки, разогретой до 200-250°С или на специальном станке.
Чтобы сделать прогулочный катамаран из пенопласта, нам понадобится: 2 диафрагмы в носовой части, 4 перегородки и 4 шпангоута. Все эти детали делают из фанеры, имеющей толщину в 12 мм.
Стяжные трубы (дюралюминиевые) используются, чтобы закрепить детали, но можно использовать и тонкостенные трубы из стали. Самостоятельно, на трубах, диаметром полдюйма нужно сделать резьбу при помощи плашки или трещотки клупа.
Перед тем, как собирать поплавки для катамарана, на широкие поверхности пластин наносят эпоксидный клей или масляную краску, после чего, посредством стяжек они стягиваются стальными трубками. Теперь на самодельный катамаран клеят тонкую бязь или стеклоткань в несколько слоёв с использованием эпоксидной смолы или масляной краски.
Передняя часть поплавков катамарана тоже изготовляется своими руками с помощью уголков, размером 25х25 мм (используется алюминий), после чего её обшивают алюминиевыми листами, толщиной 0,5 мм.
Крышки, выполненные из фанеры листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм, крепятся винтами к уголкам носовой части, которую в свою очередь насаживают на концы стяжных труб и крепят гайками. Завершающий этап изготовления носовой части – это её заполнение кусками пенопласта и закрытие крышкой.
Строительство палубы осуществляется из реек и деревянных брусков. Готовая конструкция самостоятельно прикрепляется к шпангоутам с помощью 8 болтов и гаек. Если вы хотите на катамаране передвигаться быстрее и даже против ветра, то в его кормовой части можно установить мотор или ходить на вёслах.
Надувной катамаран должен иметь поплавок барабанновидной или веретинной формы.
Как правило, поплавки имеют конструкцию двухслойного типа: внутренние надувные камеры, а также защитную внешнюю оболочку. Если же вы хотите построить катамаран надувного типа, чтобы он имел высокую живучесть, то для этого можно использовать внутренние камеры, имеющие два отсека. Такие камеры стоят примерно по 10 000 руб., также нужно иметь вёсла – их цена в среднем 3000 руб. за пару. Не лишним будет иметь и спасательный жилеты, которые обойдутся вам не менее 1000 руб. за каждый. В общем, если вы захотите своими руками построить такой катамаран, то нужно располагать бюджетом около 35 000 руб.
Одна шкура рассчитана на то, чтобы в неё уместились две короткие камеры. Поэтому, нужно учесть, чтобы они имели перекрытие по длине как минимум на 2 диаметра, в противном случае, у вас не получится избежать «перетяжек» на поплавке.
Вставка надувной камеры своими руками в лодку-катамаран осуществляется в шкуру поплавка через отверстия, которые, как правило, находятся на концах шкуры. Все это осуществляется в такой последовательности:
Надувной туристический катамаран с простейшими люками, не имеет застежек, ведь в процессе надувания камер, они самостоятельно закроются. Во время вставки двух камер в одну шкуру, камеры нужно накладывать одна на другую, после чего осуществлять втяжку шкур одновременно.
Трубка, надувающая камеры, выходит из шкуры сквозь один из люков. Как правило, рабочее давление в камерах составляет не более 0,1 атм. При выносе катамарана на берег, его нужно разместить в тени или немного уменьшить давление в камере.
Чтобы накачать камеры самостоятельно, могут быть использованы самые разные лодочные насосы с переходником, который подойдёт к шлангу камеры. В среднем, накачка 1м3 поплавка занимает 20 минут. Чтобы накачать поплавковый катамаран, ручные насосы лучше не использовать, иначе после накачки камер вы уже не захотите никуда плыть, поэтому лучше всего захватите ножной насос или автоматическую помпу.
Сплав на катамаране – это всегда увлекательно. Поэтому, если вы хотите быстро и без специализированного оборудования сделать катамаран для сплава, то внимательно прочтите нашу пошаговую инструкцию изготовления данного плавсредства.
Кроме самого катамарана, для сплава нам понадобится:
Этап 1: Собираем палубу. Две гондолы, уже накаченные воздухом самостоятельно скрепляем между собой на расстоянии примерно 90 см, желательно алюминиевыми трубками.
Важно, чтобы внутрь уже накаченных баллонов не попал песок или камешки небольших размеров. В противном случае, камера может проколоться изнутри.
Этап 2: Производим накачку гондол. Не нужно накачивать их полностью. Просто немного подкачиваем, чтобы вы могли установить палубу, после чего притянуть её. Затем, осуществляем полную накачку гондол, иначе ваш катамаран будет иметь плохую остойчивость.
Этап 3: Устанавливаем палубу и обтягиваем её верёвками. На гондоле уже должны присутствовать петли, сквозь которые идёт верёвка. Оборачиваем верёвку вокруг палубы один раз и просовываем её в петлю.
Этап 4: Водный катамаран для спусков должен иметь дно, в качестве которого выступает брезент, который на стяжках прикрепляется к краям палубы. Его следует затягивать таким образом, чтобы не получилось очень туго, при этом всё хорошо держалось.
Вот и всё, как вы могли убедиться, катамаран для спусков с горных рек сделать своими руками очень просто!
Перед тем, как самостоятельно изготовить катамаран и ходить с ним под парусом, вы должны понимать, что данное судно имеет наружную оболочку, которая обеспечивает прочность, в том числе внутренней камеры, отвечающей за герметичность конструкции. Наличие обводов снижают сопротивление воды при хождении под парусом. Сам же каркасный катамаран выполнен из дюралюминиевых трубок, держащихся на болтовых креплениях посредством фасонных гаек.
Описанная ниже конструкция катамарана имеет руль и предусматривает наличие паруса. Почти все комплектующие можно сделать самостоятельно, потребуется лишь незначительный объём токарных работ.
Перед началом постройки этого плавательного средства, у вас обязательно должна быть схема катамарана, придерживаясь которой получится качественная вещь.
Их в нашей модели будет два и каждый из них заполнен воздухом. В поперечном сечении эти элементы имеют форму круга. Поплавки практически не имеют цилиндрических участков, а отличаются они кормовыми и носовыми срезами.
Поплавок включает в себя внутреннюю камеру и наружную оболочку, которая на 15% меньше величины камеры. Это нужно для того, чтобы камера всегда находилась в напряженном состоянии и обеспечивалась её безопасность. Изготовление камеры самостоятельно является одной из ключевых операций, поэтому она занимает много времени. Если данный элемент сделать из синтетических материалов, то он прослужит довольно долго, а если из резины, то его долговечность будет несколько ниже, но и цена более доступной.
При невозможности выкроить камеру из цельного куска материала, полотнище нужно клеить из кусков, а делать это нужно обязательно внахлёст. Шов должен иметь ширину как минимум 3 см, а на его месте следует дополнительно проклеивать полоски из ткани. Задняя часть камеры, которая напоминает форму рукава, в процессе сборки скручивается и перевязывается посредством резинового жгута.
Самостоятельно сделанная конструкция рукава обеспечивает возможность осуществления её сушки и ремонта. Кроме того, перед носовыми гребцами в камеру следует вклеить особый клапан, используемый для лодки. Его можно использовать, даже чтобы подкачивать на ходу это водное транспортное средство. Поэтому ваш круизный катамаран всегда будет на плаву, прогулка на нём доставит огромное удовольствие.
Чтобы своими руками сделать днище катамарана, его тоже следует выкроить из цельного полотнища или его отдельных кусков, после чего скрепить их между собой. Затем, необходимо сшить нижнюю и верхнюю оболочную часть от конечностей к середине. Перекройку деталей нужно осуществлять с максимальной точностью – это нужно делать, чтобы обеспечить правильность формы избегания складок на поплавке.
Обычно он алюминиевый, изготовляется из трубок разных размеров и диаметра, вместе с креплениями, в качестве которых используются болты и шпильки. Стрингеры выполнены из двух элементов, соединённых с помощью втулки, которая прикрепляемая клеем к задней части катамарана и фиксируется шпилькой. Закрепление концов стрингеров осуществляется с помощью заглушки, которая может быть выполнена из любых материалов и надёжно закреплена фасонными гайками.
Этот элемент катамарана имеет прямоугольную форму, а изготовляется он из полотнища плотных разновидностей капрона. Величина данного элемента зависит от того, какой у нас собран каркас.
При изготовлении палубы своими руками, по её периметру, края полотнища следует подвернуть на 30 мм, после чего прошить их. Теперь устанавливаем люверсы, используемые для крепления моста к палубе. Шнуровку следует делать от середины поплавка к его конечной точке.
Парус для катамарана своими руками лучше всего делать из трех дюралевых трубок, каждая из которых вставляется друг в друга. Но еще можно построить и деревянные стержни, имеющие соединительные планки. При переноске плавстредства, в длинные части мачты вставляют элементы рангоута – гафель и составной, которые изготовляются из дюралевых лыжных палок или трубок необходимого диаметра.
Нижняя часть мачты прикрепляется к середине второй балки с четырьмя вантами и натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам поперечных балок.
Если нужно, то парус для катамарана можно самостоятельно увеличивать в размерах или уменьшать, в зависимости от своего опыта управления такими плавстредствами.
Как сделать катамаран своими руками, на котором будет легко ходить по воде, на волнах и даже против ветра? Самодельный катамаран из фанеры для этого не подойдёт, ведь нужно что-то по «серьёзнее». Поэтому, предлагаем вам сделать моторный катамаран, что называется «из подручных средств». В качестве мотора будет использован двигатель от мопеда.
Чтобы получилось хорошее моторное плавсредство, на каркас катамарана по центру нужно установить мопед, который будет надёжно держаться поперечными балками.
Рекомендуем изготавливать корпус из оргалита, толщиной в 4-мм. Согнув заготовку, мы просверливаем отверстия на расстояние 50 мм. Теперь сшиваем корпус с помощью медной проволоки, вклеивая туда транцевую доску и два шпангоута. После того, как всё высохнет, проклеиваем стыки и снимаем проволоку. Затем, швы промазываем клеем и фиксируем полосками из ткани в три слоя.
В корпус нужно вклеить стеклоткань, а палубу сделать из оргалита, после чего приклеить её к корпусу с помощью медной проволоки и эпоксидного клея. С внутренней стороны корпус покрываем паркетным лаком, а с наружной стороны как хорошо всё проклеиваем стеклотканью.
Теперь начинаем использовать сосновые бруски в качестве балок поперечного сечения, присоединяя их эпоксидным клеем к шпангоутам. С помощью хомутов, на торцах корпуса закрепляем подшипники, которые мы предварительно выгнули из трёхмиллиметровых металлических полосок.
Управление моторным катамараном осуществляется с помощью рулевых перьев. Их вырезают из фанеры, толщиной в 12 мм, после чего они навешиваются и закрепляются с помощью шарниров и самодельных петель.
Теперь, самостоятельно снимаем с мопеда колесо и закрепляем его с помощью осей шпилек в переднем и заднем узле крепления. Далее, заменяем цепь на более длинную, чтобы у нас была возможность провести её через двигатель, который находится на гребном колесе.
В конструкции катамарана можно использовать дизельный, бензиновый двигатель или электромотор любого производителя. Главное, чтобы он весил немного.
Схема как сделать катамаран у вас должна быть обязательно, это позволит избежать просчётов и ускорить его постройку.
Хотите узнать, как сделать хороший катамаран своими руками, на изготовление которой уйдёт всего несколько дней? Тогда внимательно ознакомьтесь с данной статьёй.
Для начала нужно заготовить рейки. Четыре из них должны быть длиной по три метра, а две по 1,9 метра. Ещё нам понадобится четыре отрезка по 570-600 миллиметров. Очевидно, что пара верхних реек, размещённых снизу, даст шпангоутам возможность прочно сесть на место. Используя шурупы, закрепляем поперечины, после чего укладываем килевую рейку, прикрутив её к 1, 5 и 6 шпангоутам. Теперь каркас достаточно прочный и будущий морской катамаран можно перевернуть на бок, чтобы верхние рейки можно было прикрепить к шпангоутам.
Не забываем купить доску, толщиной 50 миллиметров, которую впоследствии будем использовать для того, чтобы вырезать переднюю и заднюю бобышки, но здесь следует учитывать, что они должны быть конусообразной формы.
Центральная часть имеет ширину 823 миллиметра, вырезать которую своими руками очень просто. Её легко можно сгибать по форме каркаса, ведь мы её предварительно пропитали олифой. Однако в этом деле нельзя спешить. Чтобы упростить свою работу, мы стягиваем заготовки проволокой или веревками, оставляя в таком положении на несколько дней. Также учитывайте, что фанера будет прикрепляться с помощью гвоздей, но нужно заранее промазать места скрепления (рейки и шпангоуты) краской на масляной основе. Ещё, особое внимание нужно уделить местам стыков на шпангоутах.
Чтобы прогулочный катамаран мог ходить по морю, он должен иметь надёжную палубу, которая изготовляется из фанеры. Чтобы улучшить прочность этого элемента, прибиваем рейки, через каждые 300-350 мм. Если вы не уверены в прочности фанеры, то её можно уложить в 2 слоя – друг на друга. В месте установки педалей, расстояние между рейками не должно мешать их вращению.
Наш круизный катамаран для морских путешествий будет иметь гребной привод, сделанный своими руками из деталей от велосипеда. Мы будем использовать две рамы с педалями и узлами каретки. Обрезные концы рам мы сплющиваем, после чего с помощью шурупов прикрепляем к рейке палубы, а между педалями устанавливаем дистанционные втулки, размером от 120 до 130 мм, сами же педали соединяем длинными шпильками.
Теперь, устанавливаем на катамаран гребные колёса, которые мы изготовляем из велосипедных. Лопасти вырезаем из резины, толщиной 4-6 мм, после чего приматываем их проволокой к спицам. На одном колесе должно быть 5-6 лопастей.
Сиденье катамарана сделанного своими руками изготовляется из реек и фанеры, а их сечение должно быть 25х25 миллиметров. Прикрепляется оно к палубе после установки гребного привода, таким образом, чтобы рейки снизу не касались натянутой цепи. Все элементы следует закреплять при помощи шурупов, чтобы, при необходимости, можно было отрегулировать их положение.
Теперь приступаем к изготовлению рулевого управление, которое будет выполнено из фанеры и реек. Размер нашего руля будет составлять 200х320 миллиметров. К правому рулю, с помощью реек прибиваем кронштейн из фанеры, каждая из сторон которого равна 200 миллиметров. После чего от него к рычагу пускаем тягу – она должна быть установлена сбоку, рядом с сиденьем. В качестве осей поперечных и продольных тяг, можно использовать толстые гвозди с просверленными через них отверстиями, в противном случае тяги попросту лопнут.
Чтобы сделать своими руками моторный морской катамаран чертежи вам понадобятся обязательно, ведь только так можно гарантировать точность расчётов и правильность геометрических форм плавсредства. А после его постройки, можно смело отправляться в круиз.
Мы будем строить прогулочный катамаран из пенопласта, размерами 3950х1800 мм. Поплавок имеет высоту 250 мм, а ширину 450 мм, толщина его пластин составляет от 40 до 150 мм.
Для изготовления данного судна нам понадобится примерно 2 м3 пенопласта и около 5 кв. метров фанеры. Пенопласт стоит примерно 2000 руб. за квадратный метр, а фанера около 250 руб. за лист, толщиной 4 мм.
Перед тем, как начать собирать поплавки, нужно широкие поверхности пластин покрыть эпоксидным клеем, после чего стянуть их трубами посредством гаек. Теперь, внешние поверхности нужно обклеить стеклотканью или тонкой бязью сложенной в несколько слоёв.
Переднюю часть катамарана изготавливаем своими руками отдельно, используя для этого уголки из алюминия или нержавеющей стали, размером 30х30 мм, затем, получившуюся конструкцию обшивают листовым алюминием, толщиной 0,5 мм. Наш прогулочный катамаран из пенопласта имеет металлическую конструкцию, которая скреплена болтами и уголками.
Далее, постройка катамарана самостоятельно заключается в прикреплении фанерных или дюралюминиевых крышек, к уголкам носовой части, с помощью винтов. Передняя часть нашего плавательного средства насаживается на концы стяжных труб, после чего их закрепляют гайками. Полость наполняют кусками пенопласта и закрывают.
Сборка палубы осуществляется с помощью брусков и реек, а получившаяся конструкция прикрепляется к шпангоутам посредством восьми болтов и гаек. Чтобы с большим комфортом передвигаться по воде, можно установить небольшой мотор, мощностью до 5 л.с. или ходить на вёслах.
Надувной парусный катамаран должен иметь мачту и соответствующие крепления, процесс изготовления которых мы сейчас и рассмотрим. Перед тем, как сделать катамаран самостоятельно, нужно предварительно определиться, какой высоты у вас будет мачта, а также куда будет крепиться вант и полувант.
Имея все размеры своего будущего паруса, его пошив можно заказать в соответствующем ателье, но чтобы избежать производственного брака и если у вас имеется соответствующее оборудование, то паруса можно сшить и самостоятельно.
Но перед пошивом паруса, сделаем мачту. Самый оптимальный вариант – изготовить её из трех дюралевых трубок, которые будут вставлены друг в друга. Но, также существуют и методики изготовления мачт из стержней, имеющих соединительные планки.
Если же вы захотите перенести парусный катамаран, то в длинные части мачты вставляют и иные элементы, которые изготовляются из лыжных дюралевых палок или трубок соответствующего диаметра. Основание мачты прикрепляется к середине второй балки и четырьмя вантами, имеющими натяжные устройства от верхней части мачты к концам первой и третьей поперечных балок.
Надувной парусный катамаран, сделанный своими руками, оснащается парусами из перового перкаля, которые должны состоять из грота и стакселя, а их площадь равна 7 кв. м. Эти паруса, которые устанавливаются на мачту, имеют высоту в 3600 мм, плюс присутствует кливер. Все это оснащение даёт возможность развивать катамарану скорость до 10 км/час при попутном ветре.
Чтобы рама и другие силовые элементы этого водного средства передвижения, были максимально прочными, будем использовать сосновые рейки с брусками, сечение которых колеблется от 25х40 до 60х100 мм, а их стоимость составляет примерно 7000 руб. за куб. метр – как раз столько нам и понадобится такого материала.
Поплавки обшиваются водостойкой фанерой, толщина которой составляет 6 мм. Стоимость такой фанеры составляет 300 руб. за лист, а её размер 1525×1525 мм. Нам понадобится примерно 4 листа. Для изготовления шпангоутов будем применять фанеру, толщиной 9 мм, её цена составляет около 400 руб. за лист. Тоже нужно купить 4 листа.
Наружная гидроизоляция осуществляется с помощью армирующих слоев стеклоткани, которые предварительно пропитаны полиэфирной или эпоксидной смолой. Такая стеклоткань стоит примерно 80 руб. за 1 кв. м., её понадобится около 20 квадратов, так как клеить будем внахлёст. Цена эпоксидной смолы примерно 7000 руб. за 3 литровую банку.
Деревянные элементы корпуса скрепляются между собой болтами и саморезами со шляпкой впотай.
Самодельный катамаран из фанеры своими руками стоится на много проще, чем лодка, ведь он собирается на простейшем стапеле, представляющем собой ровное основание из досок со стойками, закреплёнными вертикально.
Свое будущее судно своими руками нужно собирать в такой последовательности:
Чтобы не запутаться в последовательности выполнения всех операций, можно делать их фото. Теперь вы знаете, как сделать катамаран из фанеры, единственное, что перед началом работ учитывайте, что бюджет на такое судно составляет около 20 000 руб. Но с таким катамараном, хорошая рыбалка вам обеспечена!
Наше туристическое судно будет изготовляться из пенопласта. Рама для катамарана такого типа не нужна. Перед началом сборки поплавка, его составные элементы следует покрыть эпоксидным клеем, предварительно покрасив масляной краской. Затем, все эти части стягиваем с помощью гаек и стальных трубок. После чего, каждую наружную поверхность оклеиваем тонким материалом, например бязью или стеклотканью, предварительно сложенную в 2-3 слоя.
Если вы хотите построить катамаран высокой степени надёжности, то его носовую часть следует делать отдельно, используя для этого уголки из алюминия, величиной 25х25 мм. После чего, начинаем его обшивать листовым алюминием, толщина которого составляет 0,5 мм. Кстати, один лист алюминия стоит примерно 1500 руб., а нам понадобится их 3 штуки.
Под листовым алюминием обязательно должна находиться фанерная диафрагма, которая скрепляется при помощи уголков и болтов. Обшивка из алюминия, которая соединяет металлические детали, удерживается заклёпками.
Теперь своими руками изготовляем носовую часть. К углам поплавков с помощью винтов прикрепляем крышки, выполненные из фанеры или тонколистового дюралюминия. После этого, носовая часть соединяется с основной, затем она надевается на концы стяжных труб. Все это теперь плотно соединяется гайками. Для изготовления палубы нашего водного средства передвижения, используем бруски и деревянные рейки, скрепляя их между собой с шагом 10-15 см.
Теперь вы знаете, как сделать катамаран самостоятельно и отправиться на водную прогулку по ближайшему к вашему дому водоёму. На постройку такого судна, в среднем уходит 2-3 дня.
В качестве основы такого водного средства передвижения выступают алюминиевые трубы, соединённые между собой так, чтобы получился каркас. К нему мы будем прикреплять баллоны, накаченные воздухом.
Но для начала нам нужно все это купить. Поэтому учитывайте, что 1 метр необходимой нам трубы, диаметром 16 мм стоит примерно 26 руб., а понадобится нам таких труб метров 30 – не меньше. Надувные баллоны стоят не меньше 25 000 руб. за пару.
Такие баллоны должны иметь конструкцию, состоящую из двух слоёв, где внешний слой – это чехол, выполненный из брезента или какой-то другой прочной ткани, именно на него приходится основная нагрузка. Внутрь такого чехла укладываются баллоны. Кстати, если вы не знаете, как сделать самодельный катамаран из труб, чтобы его стоимость была ниже, то вместо покупки надувных баллонов, можно использовать полиэтиленовые рукава. Ведь их основное предназначение – это удержание воздуха и прочность, поэтому их конфигурация нам не принципиальна. Единственное, что размеры рукавов должны быть больше, чем прочный наружный чехол. Для большей безопасности, внутренние баллоны необходимо сделать из нескольких секций, чтобы при прокалывании одной, катамаран уверенно оставался на плаву.
В процессе постройки лодки-катамарана своими руками, лучше всего пользоваться нержавеющими материалами. Особое внимание следует уделить креплению баллонов – нужно исключить их касание о металлические детали, чтобы не допустить излишнего трения. Также, когда вы сотрите катамаран из труб своими руками, не советуем экономить на используемых материалах. Не забудьте и про экипаж, нужно предусмотреть, чтобы им было удобно ходить, пусть даже по небольшой палубе и было место, где сидеть.
Самодельный алюминиевый катамаран, изготовить не так просто, как кажется. Для этого рекомендуют использовать металл, марок АМг5, АМг6 и т.п. Принимая во внимание размеры привычного многим из нас пляжного катамарана, можно сделать вывод, что для его изготовления подойдут алюминиевые листы, толщиной 2 мм. Цена одного такого листа в среднем составляет 6 000 руб., а нужно нам их 4 штуки. Для палубы рекомендуем использовать алюминиевые листы, толщиной 4 мм – их цена составляет примерно 12 000 руб. – нам хватит и одного такого листа.
Изготовить катамаран из алюминия своими руками довольно сложно из-за того, что нужно иметь оборудование для сварки алюминиевых листов и соответствующие навыки. Поэтому, это дело лучше всего доверить профессионалам или предоставив на какое-то производство подробное описание, как сделать катамаран и схему будущего судна.
Корпус из алюминия очень практичен и прослужит вам не один год, при этом он практически не нуждается в уходе. Такое алюминиевое водное средство передвижения можно хранить хоть под открытым небом, от этого хуже оно не станет.
Надёжная рама для катамарана изготовляется путём соединения продольных и поперечных труб. Их скрепляют при помощи особой вязки. Трубы, которые укладывают в продольном направлении, специально делают разборными, чтобы их было удобнее перевозить. Но раму можно изготовить не только из металла, но и из дерева.
Если вы хотите построить своими руками водный катамаран, на котором можно будет сплавляться с рек 3 категории или ходить по озёрам, то раму лучше всего сделать из сплава алюминия марки Д16Т.
Обвязка труб осуществляется следующим образом: вязку оборачивают вокруг труб, затем продевается вороток, после чего оборачивают 2 раза, затем вороток одевают на хомут. Вязки следует использовать из синтетических строп, которые тянутся, не гниют и не рассыхаются спустя некоторое время.
Стандартный комплект рамы для катамарана состоит из:
Перед началом изготовления рамы, у вас обязательно должна быть схема катамарана.
Этот способ сборки рам заключается в использовании книц, сделанных из особого материала – капролона. Он отличается высокой прочностью и надёжностью. Используя такие средства, раму можно собрать за 20-30 минут.
Чтобы палуба была плоской, в средней части рамы устанавливают продольные элементы (1 или 2 штуки). Рама прикрепляется к гондолам при помощи пришнуровывания продольных элементов к двум рядам встречных петель. Это позволяет сделать деревянный каркас вместо алюминиевого.
Теперь вы знаете, как сделать хороший катамаран из алюминия своими руками. Желаем приятного отдыха!
Поплавки для катамарана представляют собой удлинённые баллоны, накаченные воздухом. Чтобы сделать такие поплавки своими руками, нужно взять прочную и лёгкую ткань, которая не пропускает воздух, лучше всего использовать прорезиненную.
Берём ткань, выкраиваем из неё куски, размером 300 х 64 см – это будут наши заготовки для баллонов, для каждого из них нужно по 2 одинаковых куска ткани. Если у вас отсутствует материал нужного размера, то можно склеить необходимые нам куски ткани из отрезов небольших размеров. Склейку нужно обязательно делать внахлёст, чтобы было перекрытие, как минимум 2 см. После того, как швы застынут, их необходимо дополнительно проклеить полосками из аналогичной или ещё более тонкой ткани, чтобы было перекрытие не менее 2-3 см. Сначала делаем проклейку изнутри баллона, а потом снаружи.
Всего, для изготовления баллонов своими руками, нам понадобится около 20 квадратных метров ткани. Такой кусок вам обойдётся примерно в 9000 руб., плюс другие расходные материалы, получится, что нам постройка этого плавательного средства обойдётся приблизительно в 15 000 руб.
Также нужно не забыть предварительно вклеить части баллона трубки с фланцами, чтобы можно было их заполнить воздухом таким образом, чтобы трубка сверху направлялась во внутреннюю часть катамарана, поэтому наполнять воздухом будет удобнее.
Вес одного баллона без воздуха, сделанный из такой ткани, составляет всего 1 кг. Если вы хотите получить конструкцию более высокой прочности, то баллоны можно изготовить из газгольдерной ткани, применяемую на металлургических предприятиях, чтобы хранить в ней кислород под давлением.
Каркас катамарана является его основой, поэтому важно, чтобы он был прочным и надёжным. Его поперечные элементы должны иметь разноску, в зависимости от того, сколько планируется перевозить людей на этом катамаране, сделанном своими руками.
При изготовлении каркаса, мы рекомендуем использовать дюралевые трубки, имеющие внешний диаметр 22 мм с толщиной стенки в 1 мм. Особенно их хорошо использовать для установки поперечин, ведь они должны обладать высокой жесткостью. Например, каркас пвх-катамарана включает в себя 4 продольных элемента и до 10 поперечин. Прикрепление продолин осуществляется к поплавкам, на расстоянии части окружности поплавка друг от друга. Некоторые устанавливают всего 2 продолины (на каждый поплавок по одному) – это позволяет существенно уменьшить вес плавсредства. Однако и в этой ситуации, фиксация поплавков должна осуществляться параллельно и отстоять друг от друга на 1/6 часть внешнего диаметра поплавка.
Один метр необходимой нам дюралевой трубы стоит 250 руб., а всего нам нужно около 25 метров таких труб, что обойдётся в 6250 руб.
Прикрепление продольных элементов осуществляется к внешней по отношению к продольной оси катамарана линии разметки, а по внутренней линии прикрепляется к поперечинам. Благодаря чему можно добиться стабилизации поплавка на каркасе. Как правило, при изготовлении каркаса своими руками, продольные элементы делают короче поплавков на 0,5-1,5 м, это позволяет им проще идти на волну, делая встречу с ней более мягкой.
Хотите узнать, как сделать самодельный катамаран из пластиковых труб своими руками? Тогда внимательно ознакомьтесь с данной статьёй.
Мы будем использовать пластиковые канализационные трубы, диаметр которых составляет 110-116 мм и по 3 метра каждая. На каждый из поплавков – по 5 труб, три трубы идут в верхнюю часть, а две в нижнюю. Друг с другом эти трубы соединяются с помощью уголков или тройников, в общем, вариантов крепления здесь много. Между собой поплавки соединяют переходами из труб, диаметром по 50 мм.
Стоимость метра пластиковой трубы, диаметром 110 мм в среднем составляет 350 руб. А такая же труба, но диаметром 50 мм обойдётся вам примерно 100 руб. метр. Поэтому, в среднем, перед постройкой такого катамарана, вам нужно располагать бюджетом в 10 000 руб.
Прошлой осенью я начал строить катамаран. В июне судно было готово к выходу на воду. При этом, делалось все за городом, где мы проживаем постоянно, и где у нас имеется целый свободный домик (который мы так и назвали - эллингом), поэтому строить катамаран можно было в своем собственном помещении. Кроме того мы фрилансим, поэтому заниматься катамараном можно было в любое свободное время - хоть утром, хоть днем, хоть ночью, без рабочих дней и выходных. Именно поэтому, думаю, катамаран был построен достаточно быстро. В противном случае на него ушло бы не менее года.
Катамаран задуман как походный, с грузоподъемностью до 800кг. Габариты сего чуда - 6 х 2.7 м (2.2 по осям корпусов). Мост - 4.5 х 2.5 м. Жесткость призван обеспечить довольно высокий паук, а также весьма жесткая и толстая мачта. Поплавковая ферма сделана из тех же профилей, и поперечены установлены между верхними и нижними ее продольными элементами. Сверху одна труба, снизу - 2.
Строился катамаран с использованием непривычного материала - прямоугольных труб. Супрематическим я его обозвал, так как там у меня сплошные прямоугольники, а круглая труба предполагается всего одна - швертовая балка. Все остальное - из профилей прямоугольного сечения 80 х 40 х 2, АД31Т1.
Выбрал именно такие трубы я в первую очередь потому, что с ними очень легко работать, а также не требуется никаких ухищрений для соединения различных элементов меж собой. Сплав этот все кругом почему-то не любят, однако, справочники говорят о том, что по своим механическим характеристикам он весьма близок ко всеми горячо любимым АМг5 и АМг6.
Груз мы размещали преимущественно на корпусах, в полиэтиленовых бочках вдоль ферм. Топливо в канистрах располагалось на жесткой палубе. Также на палубе стояла пара рундуков, в которых находилась наша походная кухня и инструменты - это было очень удобно.
Спали мы в обычной китайской палатке, купленной за пару тысяч рублей. Днем палатка снималась, а ночью устанавливалась на палубе. В этой палатке мы спали прямо на воде, что позволяло обходиться без выхода на берег в тех случаях, когда высадка была затруднена. За два месяца путешествия мы ни разу не ставили палатку на земле, даже если катамаран при этом находился на берегу.
Впервые в жизни в путешествии у нас было электричество. На палубе катамарана стоял загерметизированный ящик с автомобильным аккумулятором. Аккумулятор запитывался от моторного генератора, и впоследствии, от аккума заряжалась вся наша электроника - навигатор, ноутбук, фотоаппарат, читалка, телефоны. Это значительно повышает уровень комфорта и облегчает жизнь.
Что касается переделок и модернизации, то некоторые мысли, конечно, есть.
1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.
В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.
Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис. Их сайт – www.neriskayaks.com Обошлись они нам в 2011 году в 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Заказали мы их у питерского мастера – Новицкого. Его email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава. Купили ее в Листмете.
Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок. Купили их в Метизах.
Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
Веревка в количествах.
Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.
На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные бабки, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.
Сейчас у меня уже готова "верхушка" рамы, т.е. пока еще нету нижних коробов. Штука получилась весьма мощная, профиля сами по себе в вертикальном направлении довольно жестки, а кручению сопротивляются не сильно (что, ИМХО, хорошо). Во всех местах, где есть отверстия, установлены усиления изнутри и снаружи, а в сами отверстия забиты алюминиевые трубки 12х1 (крепеж весь М10).
Началось строительство в ноябре 2010 года, а в апреле 2011 приволок я катамаранные баллоны, которые весят, наверно килограмм 50, и в связи с этим мы наконец выволокли наш строящийся катамаран на улицу. Радостное событие, типа "выкатка из эллинга". Теперь от завершения строительства нас отделяет всего-ничего.
Надобно доделать центральную секцию палубы, которая сделана из фанерных листов, подкрепленных карлингсами; соорудить моторную балку; сделать мачту и такелаж. Самое главное, конечно, это мачта и такелаж, и вроде бы дел на пару дней, но все тормозится из-за отсутствия нужной трубы и нержавеющей полоски, из которой я хочу сделать путенсы "паука". Рулевое и швертовые устройства у меня готовы, но пока еще не установлены, на их деталях сохнет лак. Ну а вот и картинки, на которых мельком показан процесс сборки катамарана.
Полусобранная рама
Шпангоут
Кормовой транец
Меня всегда вдохновляли модные паралелограммные транцы, но так как я знаю толк в извращениях, я сделал все по-своему.
Особенность моего варианта в том, что для подъема мотора транец надо не тянуть вверх, а давить вниз. Таки мотор довольно тяжелый, и вытягивать его балансируя где то на кормовой балке, чревато для здоровья. Мне же для подъема транца требуется наступить ногой на штангу, надавить хорошенько, и поставить ее на стопор, в одном из 3 положений.
Так как мотор у меня длинноногий, опустить его я на земле не могу. Целью сооружения такого извратного механизма было, естественно, надежное заглубление мотора при работе, мелководный режим, а также убирание подальше от воды мотоголовки, когда мотор выключен.
На всех вертящихся осях, кстати, стоят втулки из алюминиевых трубок. Думаю, чем бы их смазать таким консистентным и несмываемым.
На установленный мотор я аккуратно подергал туда и сюда. Вроде все выглядит надежным. Впрочем, при поднятом положении хочется сделать какое-то усиление, чтобы всю конструкцию не свернуть, например, сильным ударом. Также все это дело пока не имеет никакой защиты от падения. То бишь если при подъеме и опускании рука соскользнет с рукоятки, или нога как-нибудь сорвется, то вся халабуда адски ударится о стопор. Ничего хорошего в этом не будет. Надо бы сделать хотя бы прокладочку. Вообще я думаю и о каких-нибудь резинках или пружинах, облегчающих работу.
Мотор я заводил в бочке - вибрации присутствуют неслабые, но и не смертельные при этом. В районе кокпита они в основном уже гаснут, а вот кормовая балка вибрирует будь здоров. Отсюда возник вопрос к знающим френдам: как защитить болты и гайки от раскручивания? Посадить их на краску (нераскручиваемые при разборке), или, может на гроверы? Может самоконтрящиеся гайки поискать, или вообще, контргаек накрутить? Дело в том, что детали подвески соединены через резиновые прокладки, т.е. болты сильно не затянуть.
Собственно, сделал сегодня "паук". Рама в связи с этим стала реально жесткой. Впрочем, когда я приделаю мачту, то она станет еще жестче, так как я рассчитываю именно на мачту, как основной элемент, обеспечивающий жесткость, и на ее 8 вант. Но и с пауком тоже ничего: садишься на один угол, а противоположный приподымается - благодать.
В общем-то все у меня сделано просто и бесхитростно. Стойкой паука служит ядреный фанерный швертовый колодец, стоящий в фанерной же платформе.
Сверху на этой платформе будет лежать алюминиевая полоса, а на ней будет стоять степс мачты. Колодец, думается мне, надо усилить сбоков ребрами жесткости. На некоторых фотографиях трубы кажутся гнутыми, но вы не пугайтесь, это параллакс объектива))
Ну, стало быть, почти закончил я с мачтой и стоячим такелажем. Почти - это значит, что на мачту мне предстоит еще понацеплять мелких примочек и покрасить ее. Возможно, поставить двурогую краспицу. Ну да ладно, распишу все по порядку.
Так как мне с самого начала втемяшилось сделать все просто и по понятиям, мне, кроме вант и штага, необходимо было раскрепить мачту еще и 4 штагами - двумя бакштагами и двумя форштагами (?). На этих снастях предполагалось висеть углам моста, для пущей жесткости. Вся сложность заключалась в том, что бакштаги вполне естественно должны цеплять заднюю шкаторину грота, не давая ему поворачиваться. Самый простой вариант решения этой проблемы заключался в намеренном увеличении высоты мачты и задирании топовой оковки как можно выше. Однако, от этого меня отговорили, и я применил другое, очень спорное решение. В его эффективности и надежности я до сих пор не уверен: я сделал наверху такую особую кочергу, выносящую точку крепления бакшатагов на полметра в корму.
Вот эта кочерга пока просто висит на лежащей мачте. Такую приблуду я неоднократно видел на картинках настоящих жестких лодок, но ничего конкретного про нее мне найти нигде не удалось. Немного подумав, я просто решил, что пущай, будь что будет, и вырезал ее из фанеры. Понятное дело, что эта хрень очень сильно гнет мачту, и сразу возникает необходимость установки двурогой краспицы куда-то на оковку основных вант. Однако, делать краспицу и ромбованты сразу мне было лень, и я просто вставил в мачту в том месте длинную семидесятисантиметровую втулку.
После некоторой подготовки мы установили мачту. Вот и кочерга на топе, стоит себе. Лицезреть это шоу собрались все домашние, и очень кстати, скажу я вам. Пропихивать мачту о шести с половиной метрах через густо нависшие еловые ветки - дело не для средних умов, для этого понадобились усилия сразу трех человек: мамы с рогатиной; меня, тянущего мачту за штаг; Наташки, бегающей вокруг и поправляющей путающиеся и зацепляющиеся за все тросы.
Итак, стоячий такелаж состоит у меня из 11 тросов: 4 штага на топе, 2 основные ванты, стаксельштаг, 4 нижние ванты. На этот раз я решил использовать обычную оцинкованную сталь. Это дешевле и таит в себе меньше коррозионного гемора, чем нержавейка. Да и нету смысла использовать нержавеющую сталь выше палубы. На байдарке, во всяком случае, оцинковка прекрасно служила в течение двух сезонов и до сих пор находится в исправном состоянии.
Сама мачта изготовлена по чисто колхозным технологиям. Ликпаз сделан из разрезанной вдоль трубки, привернутой саморезами к основной трубе. Стык между ликпазом и основной трубой щедро и аккуратно замазан силиконовым герметиком. Мачта состоит из трех колен: 2.5м - 1.5м - 2.5м. Втулки сознательно сделаны как можно более длинными, а снизу и сверху вставлены для усиления куски по 70 см. Да, мачта сделана неповоротной, основная труба - 50х2 Д16Т. Сплав этот мне ужасно не хотелось использовать из-за его нежности в отношении коррозии, но других труб нигде не нашлось. Изначально мне хотелось взять вообще трубу 80х2, но с такими жирными трубами на базах оказался напряг. В итоге я имею тонюсенькую мачту, раскрепленную целой кучей тросов. Стоит нормально, крепко.
Степс пока не доделан, его требуется как-то мощно и до дури усилить.
Когда я настроил все веревочки, мы дружно принялись поднимать грот. Несмотря на все мои опасения он зашел в ликпаз легко и непринужденно.
Паруса я, кстати, заказывал у Сергея Новицкого. Это совершенно замечательный парусный мастер, который выполняет свою работу предельно качественно и прекрасно понимает, что именно нужно заказчику, даже если этого не понимает сам заказчик. Вот и сейчас грот встал просто прекрасно.
Затем мы прицепили к парусу уишбон, согнутый мной об ближайшую березу и бесхитростно законцованный трубками-втулками и алюминиевыми полосками. Так как пока никаких уток и стопоров у меня нигде не установлено, все веревки привязываются просто так, куда попало.
К счастью сегодня погода выдалась ветренной, поэтому на всю систему удалось посмотреть практически в действии. Вися свободно, грот, конечно, идет небольшими складками, но надуваясь ветром, он разглаживается и принимает правильную форму. Плюс есть легкая возможность как угодно гнуть мачту.
Моя топовая кочерга также оказалась работоспособной. Грот лишь слегка цепляет за подветренный бакштаг, а мачта при работе, вопреки опасениям, вовсе не гнется буквой зю. Опять же, мост, за счет всех этих снастей, стал ощутимо более жестким, чем без них, просто с нижними и основными вантами. Я это проверял, вывешивая углы и дергая их - качается весь мост, скручиваясь совсем немного.
Собственно, вот. Теперь осталось съездить за раксами для стакселя и поставить, наконец, его. Меня до сих пор волнует, как поведет себя мачта со стакселем. Тогда-то я и решу нужна ли мне краспица.
Ну а вообще остаются уже сущие мелочи:)
На этом, собственно наша запись пока заканчивается. Позадавайте, пожалуйста, вопросы - что нам стоит еще описать и что разъяснить.