Социология. Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине: Обществознание

ЗАНЯТИЕ № 22

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Прочитайте суждение одного из ведущих социологов Р. Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определённой совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество – это конфигурация институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывают 5 институциональных порядков:

1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический – институты власти;

3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный – институты, организующие законное наследие;

5) религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р.Миллсом в перечне институциональных порядков?

Проверка домашнего задания (творческий уровень)

по теме «Социальные институты и организации»:

Иногда можно услышать такое мнение: социальная организация и социальный институт - понятия идентичные.

Вы согласны с этим утверждением?

Лекция по теме 22 «Социальный прогресс и развитие общества»:

1. Три подхода в истории общественной мысли о развитии общества:

Когда речь заходит о динамической характеристике общества, его развитии, человеческая мысль необходимо сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: * по восходящей линии, *по нисходящей или же * все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определённые промежутки времени.

В истории общественной мысли всегда присутствовали эти 3 подхода, борясь между собой и представляя позиции тех или иных слоёв общества.

Уже в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Время от времени появляются концепции, утверждающие, что золотой век человечества в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смерти человека как бы переносилась на весь человеческий род.

В древнем мире складывалась и идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к её более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, уже Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него – к государству, а совершенствование самого государства – как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.

Таким образом, идеи прогресса, круговорота и регресса зарождаются еще в древности и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал.

Если изменения способствуют увеличению жизнеспособности системы,то говорят о ПРОГРЕССЕ.

Упрощение, сужение возможностей общества свидетельствует о РЕГРЕССЕ.

Что преобладает в обществе?

Характеризуя границы двух тенденций развития, можно сделать вывод: «ПРОГРЕСС локален и глобален. Он представляет преобладание позитивных изменений над негативными. РЕГРЕСС только локален.Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными».

В целом прогресс в обществе очевиден. Развитие техники, накопление знаний, освоение Земли и Космоса, культурное совершенствование человека свидетельствуют о поступательном движении общества. Но этот процесс далеко не прост. В 20 веке мир пережил две крупнейшие войны, тотальные режимы, вплотную приблизилась экологическая проблема, стрессы и нервные расстройства стали расплатой за ускорение темпов жизни. Все негативные явления – это вызов человечеству, это задачи, которые человечество должно решать, чтобы обеспечить собственное существование. До сих пор оно справлялось с ними, приспосабливалось и совершенствовалось.

Идея общественного прогресса с особой силой была поставлена в новое и новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и России при переходе от традиционного к индустриальному обществу.

2. Концепции общественного прогресса:

ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития

В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по своему истолковывающих его природу. Здесь в основном противоборствуют идеи * экономического, * технологического,

* культурологического детерминизма. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, мы будем придерживаться основ реалистического объяснения истории и общественного прогресса, диалектически связывающего все вышеуказанные типы детерминизма.

Но прежде всего, необходимо отметить, что:

· в ходе общественного развития действительно имеет место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы;

· как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки;

· как бессознательные стихийные так и сознательные акты человеческой деятельности;

· как случайные события, так и закономерные тенденции.

И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса.

Необходимо указать критерии и отличительные признаки общественного прогресса:

1. Если говорить о чисто природных показателях человеческой, эволюции, его биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция и прогресс себя исчерпали. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далёкого предка – хомо сапиенс. Прогресс сейчас в этом плане уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.

2. Что же касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону своего совершенствования, т.е. имеют явно выраженный прогрессивный характер. Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (сфера производства) в большей мере, другие (область семейно-брачных отношений, религия) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса, влияют на темпы его осуществления.

3. К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека, что в целом можно определить как прогресс техники , который зиждется на трёх китах: материал , энергия , технологии.

Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век и век металла (включающий бронзовый и железный).

С точки зрения источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного развития,как:

· использование огня,

· использование физической силы человека,

· использование тягловой силы животных,

· использование силы ветра,

· использование потоков воды и пара,

· использование энергии жидкого топлива,

· использование электроэнергии,

· использование атомной энергии.

Причём прогресс здесь идёт не путём появления нового и отмирания старого, а путём наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности.

Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельхоз. технике, в строительной технике, в военной технике, в информационной технике. и т.д., которые теснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.

4. Говоря об общественном прогрессе, необходимо отметить как его глобальные проявления (общее движение человечества к единой цели – создание всемирно-цивилизованного государства) ,так и локальные (прогрессивное развитие отдельной страны, государства или региона) либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в военной технике, в искусстве,…)

5. Социальный прогресс может быть 2 видов:

· постепенный (реформистский)

· радикальный (революционный)

РЕФОРМЫ – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не меняющих основ существующего общественного строя. Например, социальная – введение пособий по безработице, экономическая – установление свободных рыночных цен. Они представляют собой одно или ряд нововведений, которые должны решать определённые социальные задачи.

РЕВОЛЮЦИИ – скачкообразный переход общества из одного качественного состояния в другое, протекающее как целый комплекс глубоких одновременных реформ. Отличительные признаки революции: масштабность, глубина преобразований, широкое участие народных масс, высокая историческая значимость. Они бывают кратковременными и длительными, могут охватывать одну страну или всё человечество. Примеры глобальных революций – неолитическая, промышленная, современная НТР.

Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса , необходимо отметить и его динамические характеристики.

ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития. В этой связи возникает вопрос, о том, что является финальной частью такого движения и что происходит с отжившими ступенями общественного развития.

Что касается первого вопроса, то можно сказать, что ответ на него теряется в туманной дымке неопределённости, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдёт к освоению космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще так много несовершенного и отрицательного, что прогрессу ещё есть где себя проявить ив этих условиях.

Что касается ранее пройденных ступеней общ. развития., то они не исчезают, а как бы выстраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Отжившее присутствует в современном мире в виде социальных атавизмов (рабовладение – ГУЛАГ).

Второй важный момент прогрессивного развития – вопрос об исходной точке и ареале общественного прогресса.

Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету?

3. Общественный регресс, его понятие и особенности:

РЕГРЕСС – упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградация.

Регресс локален. Он может быть присущ отдельному индивиду (распад личности) и отдельным сферам общественной жизни (например, сел. хоз-во в СССР), может охватывать отдельные города и государства и даже цивилизации.

РЕГРЕСС, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках одного поколения.

РЕГРЕСС, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространён на общество в целом, т.к. в своём движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии; никакое идеальное состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. И нет никаких оснований сомневаться, что восходящая линия развития общества сохраниться и в 21 веке.

Вопрос прогресса и регресса тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм – прогрессирующей формацией. Западные же учёные придерживались прямо противоположной точки зрения. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический характер.

Однако, если мы отойдём от современности и обратимся к истории, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и проявление прогресса в самой объективной реальности, из сочетания которых и складывается общественное развитие.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Термин институт имеет множество значений. В европейские языки пришел из латинского: institutum -- установление, устройство. Со временем он приобрел два значения: узкое техническое -- название специализированных научных и учебных заведений и широкое социальное - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное научное учреждение; наука -- это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделил его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии пока не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт -- это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт -- это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вид деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов.

Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Институты - это совокупность норм или правил поведения, которые относятся только к людям.

В современной социологической отечественной литературе понятию социального института также отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт -- это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах -- экономике, политике, культуре, семье и др.».

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

ь ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

ь совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

ь формальную и неформальную организацию;

ь совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

ь обособленный комплекс социальных действий.

Попытаемся резюмировать данные общие черты, дав им такое рабочее определение: социальный институт -- это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Роль социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. Известно, что живое существо приспосабливается к среде с помощью инстинктов -- мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Функцию инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты -- мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам. Неудивительно, что институты появились не ранее и не позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют схожие функции -- помогают человечеству приспосабливаться к окружающей социальной реальности.

Действительно, ученые часто определяют культуру именно как форму и результат приспособления к окружающей среде. Как утверждает Кеес Дж. Хамелинк, культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты так же непохожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения.

Коммуникационные институты -- часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты -- результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главными источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев -- к институтам здравоохранения и т.д. Беспокоясь об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно такие отношения стали ограничивать запретами. Первый запрет -- запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу -- это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт -- институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей этих обычаев и традиций (на языке социологии -- девиантов) ожидало суровое наказание (санкции).

Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Институционализация представляет собой выработку, определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация -- это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое ведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает выработку определенных правил общения между учеными, создание общего для них терминологического словаря, без чего невозможна эффективная коммуникация. Кроме того, этот процесс предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий (со своими уставами), открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов для подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии. Таким образом, социальные институты появляются в обществе, когда крупные не планируемые ранее продукты социальной жизнедеятельности превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко формализованные спортивные поединки, неупорядоченная половая жизнь -- в институты семьи и брака, стихийные движения протеста -- в массовые политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация -- восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, его «обрастание» организационной инфраструктурой и материальными ресурсами (например, кафедрами, кадрами, журналами и т. п.).

Институционализации противостоит институциональный кризис - обратный процесс, характеризующийся падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, института образования -- передавать людям накопленные обществом знания, института здравоохранения -- лечить людей, института семьи -- укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса -- перераспределение функций институтов, т.е. переложение их «на плечи» других. Например, в середине 80-х годов в нашей стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу; сразу же появились репетиторы -- институт посредников между абитуриентами и вузом. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, гражданским институтам вообще. Более двух третей опрошенных в декабре 1998 года не доверяли практически ни одному институту. Начали проявляться две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышение возможностей политических партий привлекать граждан на свою сторону недемократическими методами, с другой.

Институциональный кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате -- лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не бывает развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы -- в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, и, тем не менее, многого добились, поскольку из всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

В социологии различают два процесса -- институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население. Нормы нельзя считать институционализированными до тех пор, пока их не примет для себя большинство людей, и они, в свою очередь, не станут чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Данное принятие совершается, как мы упоминали, путем иитернализации.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Кто-то считает, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что следует говорить в первую очередь о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля, и т. д. Несмотря на многообразие точек зрения, все они существу верны, потому что представляют просто разное видение о одного и того же. Еще В. И. Ленин писал, что в зависимости от того, как вы используете стакан, его можно считать сосудом для воды, орудием нападения, инструментом ловли мух и т. п.

Так и в социологии. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томпсон выделяют такие элементы социального института, как:

ь цели и задачи, которые относятся к явным функциям института

ь образцы, или правила, поведения;

ь символические черты;

ь утилитарные черты;

ь устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (табл. 1).

По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует пять:

ь установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

ь символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

ь утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, ученые классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

ь устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

ь идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свобод в образовании, православие или католицизм в религии).

Функции и структурные элементы основных институтов общества

Институты

Основные роли

Физические черты

Символические черты

Забота, выхаживание и воспитание детей

Семейно-брачные

Отец, мать, ребенок

Дом, обстановка

Кольца, обручение, контракт

Добывание пищи, одежды, жилья

Экономические

Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец

Фабрика, офис, магазин

Поддержание законов, правил и стандартов

Политические

Законодатель, субъект права

Общественные здания и места

Флаг, кодекс, партия

Содействие соборных отношениям и установкам, углубление веры

Религиозные

Пастор, прихожанин

Собор, церковь

Крест, алтарь, библия

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

Учитель, ученик

Школа, колледж

Диплом, степень, учебник

К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто внутри институтов, а то, что находится снаружи. Точнее сказать, то, какими их воспринимает человек. П. и Б. Бергеры, опираясь на теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, вывели ряд базовых социальных характеристик, которыми они должны обладать. Кратко рассмотрим эти характеристики.

Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собой нечто внешнее, существующее отдельно реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. Согласи этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностям» внешней реальности -- даже деревьями, столами и телефонами - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту.

Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях.

Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию -- т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степе ни своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степ ни наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Институты обладают качеством историчности. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умер. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

Поработаем со статистикой и попробуем дать объяснение некоторым цифрам. Россия в 1993 г. (напомним, это был разгар так называемой «шоковой терапии»): 10% самых богатых и 10% самых бедных различаются в 20 раз, а некоторые их представители - в 2000 раз.

Прожиточный минимум на 90% тратится на еду и на 10% на прочие расходы. За чертой бедности находится более 70% населения.

Число бродяг в странах СНГ в 1993 доходило до 3 млн.

Какие из перечисленных показателей изменились к 2000 г. ? Можно ли утверждать, что сегодня

страна оправилась от «шоковой терапии»?

75. Согласны ли вы с этими суждениями?

Свою позицию обоснуйте.

А. Чем выше та ступенька, на которую взобрался человек, тем выше его доход.

В. Представители среднего класса учатся лучше и в более престижных учреждениях; 60% имеют за плечами университет или политехнический институт.

D. Профессионал имеет вероятность прожить на 7 лет дольше рабочего.

76. Стимульный материал

Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Райта Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество - это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический- институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?

Российские социологи установили, что в период падения жизненного уровня друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости. Можете ли вы сказать, что это! явление коснулось вашей семьи? Каким образом, расскажите.

78. Что такое

Мировое сообщество_ планетарное единство_ глобальные потрясения_ мировые войны геополитические конфликты_ политическая карта мира_ орда_

В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни

населения.

Как вы думаете, где больше бедных - в богатых или в бедных странах?

80. Как вы понимаете эти выражения?

Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее.

Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение стихии бессознательных

инстинктов - разнузданность, невоспитанность, несдержанность.

Разрыв в потреблении малообеспеченных и высокообеспеченных семей в СССР в 1989 г. по сравнению с 1986 г. увеличился с 4,3 до 5,8 раза. Что такое малообеспеченные и высокообеспеченные

В исследовании Л. Уорнера обнаружен феномен, который, видимо, имеет древнюю историю. «Старые семьи», находившиеся в привилегированном положении, это старожилы Янки Сити. Класс непривилегированных составляли «иногородние», вновь поселившиеся, которые не успели ассимилироваться, «врасти» в традиции и ценностный мир данного коммьюнити.

Используя дополнительную историческую литературу, постарайтесь доказать, что подобное

неравенство существовало и в другие эпохи. А как обстояло дело в нашей стране?

83. Расскажите об этих явлениях подробнее:

1. Раньше в СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионеров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители деревень.

2. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения.

3. К повышенной мобильности были склонны в древности кочевые народы. В отличие от земледельцев, они постоянно мигрировали на обширной площади, нападая на иноземцев.

4. Научные данные свидетельствуют, что в большинстве развитых стран, в том числе и в России, наибольшим престижем пользуются такие виды занятий, как юрист, врач, преподаватель, ученый,

банкир, летчик, инженер, а наименьшим - водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник.

Уровень жизни - степень развитости и удовлетворения личных потребностей людей. Первое выражение - степень развитости - свидетельствует о групповых либо индивидуальных амбициях: один довольствуется раем в шалаше, а другой ворчит, когда его кормят паюсной икрой. Второе выражение - степень их удовлетворения - говорит о тех усилиях, которые вы лично, ваша группа либо ваше общество предпринимаете для того, чтобы удовлетворить свои амбиции. Понятно, что скромные претензии легко удовлетворить, затрачивая небольшие усилия. И наоборот. Как вы думаете, какой вариант плодит лентяев?

В социальной статистике приняты такие показатели уровня жизни:

Размер и форма доходов

структура потребления

качество и обеспеченность жильем

условия труда и отдыха

состояние окружающей среды

образовательный и культурный уровень населения

здоровье и продолжительность жизни.

Ясно, что одни из них скорее играют роль первопричины, а другие довольствуются функцией следствия. К примеру, размер дохода определяет структуру потребления. Но не только потребление, а и качество жилья. Известно, что богатые во всем мире проживают в более престижных (и качественных) районах и домах, нежели бедные.

А что еще с чем связано и каким образом? Представьте себе, что это ваше задание. Попробуйте

выполнить его, и вы лучше разберетесь в уровне жизни.

85. Кто такие

старообрядцы_ рекруты_ молокане_ служилые_ призывники_ отставники

отходники_

Обобщенный показатель уровня жизни - средняя продолжительность жизни населения. А почему именно она выбрана социологами на роль интегрального измерителя, как вы думаете? Быть может потому, что продолжительность жизни - следствие всех причин. Она, подобно устью полноводной реки, вбирает в себя все предшествующие потоки. Попробуйте доказать это на бумаге.

Но учтите, что средняя продолжительность жизни - это число лет, которое предстоит прожить некоторому поколению людей при условии, что на протяжении их жизни уровень смертности в каждом возрасте останется таким, каким он был в год их рождения. А вы что представляли себе под этим понятием? Наверное, существующую на сегодня продолжительность жизни в России или, скажем, в Японии.

Может так оно и есть на обыденном, непросвещенном уровне. Но в науке все сложнее, непонятнее и точнее. Именно точность поставлена здесь во главу угла. Догадайтесь, почему? И еще: почему научное определение является более точным, а не обыденное?

Ученые рассчитывают среднюю продолжительность жизни по особым таблицам смертности. Чем же они так замечательны? А тем, что средняя продолжительность жизни в них не зависит от возрастного состава населения. А как обстоит дело в обыденном представлении о средней продолжительности

Известно, что сегодня в Индии около 30 млн нищих. В основном они потомственные. Это очень много или мало в сравнении с общей численностью населения страны? А сколько их в России? Что

такое потомственные нищие?

Похоже, что в каждом социальном классе есть своя элита:

У богатых она составляет 0,5% и называется группой сверхбогачей.

в рабочем классе это так называемая рабочая аристократия, обычно составляющая 10% от численности своего класса.

в низшем классе тоже есть своя «элита» - это андеркласс (нищие), составляющий 2-7% Вопрос: а

есть ли элита в среднем классе? Ответ обоснуйте.

89. Что такое

Устойчивая межпоколенная преемственность

Роскошь и расточительный образ жизни

Военное давление

Манифестация

Верхняя страта высшего класса

Семейное происхождение

В определении социального института прозвучала мысль о том, что он призван удовлетворять фундаментальные потребности человеческого общества. В связи с этим к вам ряд вопросов.

1. О каких фундаментальных потребностях идет речь?

2. Чем различаются фундаментальные и нефундаментальные потребности?

3. А чем различаются индивидуальные и общественные потребности?

Составьте два списка:

А теперь приведем в соответствие потребности и институты.

1. Сколько всего главных институтов в обществе?

2. А сколько фундаментальных потребностей у общества?

Подсчитали? Если цифры совпадают, вы на правильном пути. А теперь вернитесь к предыдущей

таблице: сколько в ней столбцов? Как вы думаете, нет ли там лишних?

91. Чем различаются

Социальное происхождение и социальное положение

Психические травмы и стрессы

Мигранты из Латинской Америки и выходцы из Латинской Америки

Бродячий и кочевой образ жизни

Духовное отождествление и духовное родство

Криминалисты и юристы

Следователи и адвокаты

Какому типу общества - доиндустриальному, индустриальному или постиндустриальному -

соответствует общество среднего класса? Обоснуйте свой ответ.

Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих сердцевину предмета социологии. Но вот проблема: определения даны, а самих понятий при них нет. Их вам придется выбрать из приложенного списка:

Х - это просто набор прав и обязанностей. Он отличается от индивида, который занимает его.

У - динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие статус, реализуются, индивид исполняет роль.

Х - позиция, которую вы можете занять в обществе.

У - описывает тот факт, что владетели статусов взаимодействуют друг с другом.

Z - относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Подсказка: стратификация, социальная структура, статус, социализация, функция, общество, роль, культура, институт, артефакт.

Итак, что скрывается под X, У, Z?

Любое общество - исторически меняющаяся система. В ней то появляются, то исчезают новые социальные статусы. Выберем в качестве примера Россию.

Составьте список профессиональных, экономических, религиозных, политических статусов, которые существовали в XIX - начале XX века, но исчезли после 1917 г.

А теперь напишите социальные статусы, которые появились в советское время, после 1917 г.

Наконец, сравните оба списка и составьте новый, включив в него только те социальные статусы, которые существовали в оба исторические периода. В задание можно внести игровой элемент:

посоревнуйтесь, у кого окажется длиннее список, кто правильнее и точнее справился с заданием.

95. Объясните, почему

В примитивном обществе мало статусов и мало групп.

Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении - очень важная характеристика семьи.

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного.

Одежда - такой же социальный символ, как речь и поведение.

Завершающая стадия жизненного цикла семьи как бы повторяет первую.

96. Докажите, что

Развод играет фундаментальную роль в жизни общества, он символизирует свободу личности.

Согласно христианской морали настоящая любовь начинается только в браке.

Общественная организация присуща не только человеку; ее можно найти у многих видов животных. Однако человек - единственный примат, который делится пищей со своими сородичами и образует постоянные брачные пары, составляющие ядро семьи (среди других приматов только гиббоны тоже образуют пары; однако у них нет семьи, так как лишь немногие детеныши остаются с родителями больше одного года).

Достаточно ли вам исходных условий для того, чтобы определить человеческую семью?

Постарайтесь это сделать.

98. Согласны ли вы с этими суждениями?

Свою позицию обоснуйте.

Когда Россия экономически окрепнет, количество бедных в ней уменьшится, а численность среднего класса возрастет.

Представители рабочего класса имеют меньший средний вес при рождении, более высокий уровень смертности, медленнее созревают, менее здоровы, умирают в более раннем возрасте, чем представители

высшего класса.

99. О чем говорят помещенные ниже факты и статистические данные?

Дайте им свой комментарий:

В США в 1992 приехали около 1 млн эмигрантов. А что происходило в России?

По последним данным, по качеству жизни из 173 стран на первом месте США, на втором Канада, а на 37 - Россия. В этот показатель входят продолжительность жизни, покупательная способность и многие другие.

Уровень бедности в США 14% или 36 млн человек.

В 1939 г. в СССР элита составляла 11-12% населения и получала 50% национального дохода. В США элита составляла 10% населения и получала 30% национального дохода*. Вывод: в СССР

социальная дифференциация гораздо выше, чем в США. А вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.

* Вопросы философии. 1990. № 11. С. 140.

В 70-90-е годы из России эмигрировало очень много людей. Какие группы людей выезжали навсегда?

Какие группы людей возвращались назад?

Каковы позитивные и негативные последствия для нашей культуры имела невозвратная миграция?

В 1902 году в России действовало 11040 благотворительных учреждений, помогавших сиротам, калекам, бродягам. В современной Англии 150 тысяч благотворительных фондов и обществ. Милосердие - социальная норма цивилизованного общества.

А сколько таких фондов и учреждений в Современной России?

Можно ли сказать, что по этому показателю наша страна относится к цивилизованным обществам?

В каком значении употреблено здесь понятие «социальная норма»?

Вставьте недостающие слова:

1. Х - это крайняя форма социального неравенства.

2. В У системе неприкасаемые занимают самую низкую позицию.

Согласны ли вы с этими утверждениями?

Выделите характерные черты каждого типа общества. Проведите их сравнение. Попробуйте это сделать при помощи таблицы 5.

Таблица 5

Давайте поиграем в уравнения со статусами

где: 5 - это офицер 2 - солдат 10 - учитель

4 - неизвестное Х

Надо найти X.

Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: император глава католической церкви сенатор _ президент свекор муж украинец _ принц _ герцог _

опричник

вельможа

Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие

достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.

109. Что такое

Расширенная семья

Нуклеарная семья

Многопоколенная семья

Патриархальная семья

Периферия семьи

Ядерное деление нуклеарной семьи

Причины развода

Мотивы развода

Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона

мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

Старший сын - это социальный статус. Любимый сын - это межличностный статус. Объясните,

Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду. Но к какому именно - главному, социальному, достигаемому или смешанному?

Безработный _________________________

30-летний инвалид _____________________

эмигрировавший дворянин вышедший из рядов компартии академик ___

чемпион мира _

Поговорим о революциях. Вам надо заглянуть в литературу и ответить на вопрос о том, что такое:

Бархатная революция конца 80-х - начала 90-х годов

Менеджерская революция

Коперниканский переворот в науке

Молчаливая революция

Социалистическая революция

Неолитическая революция

Промышленная революция

Мирная революция 1991 г. в России

Определите, к какому из трех типов статуса - приписываемому, достигаемому или смешанному - относятся следующие позиции:

полицейский _________________________

вождь_____________________________

кочегар ____________________________

китаец американского происхождения ________

космонавт __________________________

женщина ___________________________

граф______________________________

ребенок ____________________________

студент____________________________

профессор __________________________

народный депутат ______________________

падчерица __________________________

виконт _____________________________

паж______________________________

адмирал____________________________

Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сословиям русского общества XIX века. Сравните, как они изменились в XX веке, что исчезло в атрибутике, что появилось нового. Отдельно охарактеризуйте статусную символику молодежи

в XIX и XX веках.

Признаками чего - прогресса или регресса - выступают перечисленные ниже критерии.

Совершенствование орудий труда

Рост производительности труда

Расширение торговых и культурных контактов

Рост численности и плотности населения

Рост смертности

Появление городов

Зарождение новых религиозных течений

Появление капитализма

Вытеснение ручных орудий труда машинами

Возникновение массовой культуры

Переход от расширенной семьи к нуклеарной

В таблице помещены ключевые понятия и определения. Надо установить, какому понятию какое определение соответствует: (см. таблицу)

Таблица 6

Ниже приведены определения*. В них что-то перепутано. Но что именно - решать вам. Итак, распутайте клубок и перепишите все в правильной форме:

1. Социальное положение - это главный статус, охватывающий профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель - экономическая черта; работник наемного труда - профессия, средний по размерам доход - приписываемый статус; член Движения демократических реформ или компартии - политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет - демографическое свойство.

2. Общественное разделение труда подразделяется на несколько видов: половозрастное, религиозное, профессиональное, политическое и экономическое. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальных институтов с теми же названиями.

3. Общественное разделение труда формирует каркас общества, который называется социальной системой. Она состоит из статусов и ролей.

4. В тоталитарном обществе права и обязанности симметричны: у правителя и высших должностных лиц права минимальны, а обязанности - максимальны.

5. Выполняя те или иные права, индивид несет перед другими определенную ответственность.

6. Строительные кирпичики здания социальной структуры - статусы и роли - имеют три грани: ширину (обязанности), длину (права) и высоту (функции). Грани кирпичиков соединяются между собой самым крепким цементом - социальными ценностями, так как они замешаны на законах, нравах, обычаях и традициях.

7. В строгом смысле достигаемым является биологически унаследованный статус, а приписываемым

- социально приобретаемый.

8. Достигаемым считается всякий статус, который назначается человеку автоматически самим фактом

рождения.

120. Правда ли, что...

Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды можно приобрести только благодаря

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни...................................................................................................................... 4

2. Виды и функции социальных институтов............................................... 8

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции.................................... 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 16

Список использованной литературы........................................................ 17

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сего­дня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов - экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, все-таки, даже в наши дни найдется немного людей, чьи представления о ра­боте социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. (На самом деле, отождествлять социолога с интервьюе­ром все равно, что не делать различия между экономистом и касси­ром, пересчитывающим деньги.) Социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но без них просто не мо­жет функционировать современная рыночная экономика.

Однако социология не только высокодоходная и престижная про­фессия, она - одна из самых интересных сфер человеческой дея­тельности. Эта наука иссле­дует человеческое поведение практически на всех уровнях его соци­альной организации.

Однако знание социологии необходимо не только будущим про­фессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все.

В данной контрольной работе раскрыты понятия «социального института» и институционализации общественной жизни, приведены виды и функции социальных институтов, раскрыты жизненные циклы социального института, проанализировано существование некоторых социальных институтов, не выполняющих возложенных на них функций.

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

Культура общества представляет собой сложную систему, основ­ным блоком которой является социальный институт. Понятие со­циального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский. Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности об­щества и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общест­венных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Р. Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Ин­ституты, которые он классифицировал по выполняемым задачам (ре­лигиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институцио­нальный порядок. Известный американский социолог П. Бергер ин­ститутом называет обособленный комплекс социальных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организаци­онно оформленная религия. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии - А. Гелен трактует ин­ститут как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому, как инстинкты руководят пове­дением животных. Иными словами, институты обеспечивают процеду­ры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторен­ными путями, которые общество считает желательными.

Понятию «социальный институт» в отечественной литературе от­водится центральное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упо­рядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общест­венной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединя­ет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, со­циальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.». В. Ф. Анурин определяет социальный инсти­тут как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систе­му ролей и статусов».

Если суммировать все множество подходов, то их можно разде­лить на следующие. Социальный институт представляет собой:

Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

Обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и меха­низмов, регулирующих определенную сферу общественных отноше­ний (семья, производство, государство, образование, религия), социо­логи углубили наше представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация - это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведения, которое ожидается, регулируется и моделируется.

Институционализация общественного движения как правило, характеризуется спонтанными про­тестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каж­дое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуе­мой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход со­бытий.

При появлении институциональных моментов в обществен­ном движении начинается:

Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается мес­то сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

Эти нормы и правила постепенно принимаются и стано­вятся привычными. Одновременно начинает складываться систе­ма статусов и ролей.

Появляются устойчивые лидеры, которые признаются офи­циально, согласно принятому порядку. Каждый участник движе­ния обладает определенным статусом и выполняет соответствую­щую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

Таким образом, процесс институционализации, т.е. обра­зования социального института, складывается из нескольких этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой тре­бует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, прак­тическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Итогом процесса институционализации можно считать созда­ние четкой статусно -ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлени­ях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствова­ние уже сложившихся. При этом совершенствование может проис­ходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида дея­тельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности ин­дивидов и общностей. Общество - это система социальных инсти­тутов, которые находятся в постоянном процессе обновления.

2. Виды и функции социальных институтов

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. просто разное видение одного и того же.

К примеру, Дж. Бернард и JI. Томпсон выделяют такие элементы социального института, как: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; образцы, или правила, поведения; символические черты; утилитарные черты; устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементное структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (см. табл. 1) Таблица 1.

Функции и структурные элементы основных институтов общества

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных при­знаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует всего пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.; 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4) устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5) идеология (романтическая лю­бовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в эконо­мике, академические свободы в образовании, православие или католи­цизм в религии).

Термин институт имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: шзШМшп - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения: узкое техническое - название специализированных научных и учебных заведений и широкое социальное - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное научное учреждение; наука - это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, пока не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями 43.

Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок.

П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию44. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными45.

По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт - это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вида деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов46.

Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции 2. Институты - это совокупность норм или правил поведения, которые относятся только к людям.

В современной социологической отечественной литературе понятию социального института также отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 3. Согласно

С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» 4. По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.» 47.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой: ?

ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; ?

совокупность обычаев, традиций и правил поведения; ?

формальную и неформальную организацию; ?

совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; ?

обособленный комплекс социальных действий.

Попытаемся резюмировать данные общие черты, дав им такое рабочее определение: социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Роль социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. Известно, что живое существо приспосабливается к среде с помощью инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Функцию инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам. Неудивительно, что институты появились не ранее и не позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют схожие функции - помогают человечеству приспосабливаться к окружающей социальной реальности.

Действительно, ученые часто определяют культуру именно как форму и результат приспособления к окружающей среде. Как утверждает Кеес Дж. Хамелинк, культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты так же непохожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения.

Коммуникационные институты - часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты - результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах 48.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т. д. Беспокоясь

об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно такие отношения стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу - это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей этих обычаев и традиций (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции).

Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Институционализация представляет собой выработку, определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется4.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает выработку определенных правил общения между учеными, создание общего для них терминологического словаря, без чего невозможна эффективная коммуникация. Кроме того, этот процесс предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий (со своими уставами), открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов для подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии.

Таким образом, социальные институты появляются в обществе, когда крупные непланиру- емые ранее продукты социальной жизнедеятельности превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко формализованные спортивные поединки, неупорядоченная половая жизнь - в институты семьи и брака, стихийные движения протеста - в массовые политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, его «обрастание» организационной инфраструктурой и материальными ресурсами (например кафедрами, кадрами, журналами и т. п.).

Институционализации противостоит институциональный кризис - обратный процесс, характеризующийся падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, института образования - передавать людям накопленные обществом знания, института здравоохранения - лечить людей, института семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций институтов, т. е. переложение их «на плечи» других. Например, в середине 80-х годов в нашей стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу; сразу же появились репетиторы - институт посредников между абитуриентами и вузом. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, гражданским институтам вообще. Более двух третей опрошенных в декабре 1998 года не доверяли практически ни одному институту 4. Начали проявляться две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышение возможностей политических партий привлекать граждан на свою сторону недемократическими методами, с другой.

Институциональный кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не бывает развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, и, тем не менее, многого добились, поскольку из всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

В социологии различают два процесса - институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население 49. Нормы нельзя считать институционализированными до тех пор, пока их не примет для себя большинство людей, и они, в свою очередь, не станут чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Данное принятие совершается, как мы упоминали, путем интернализации.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Кто-то считает, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что следует говорить в первую очередь о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля, и т. д. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, потому что представляют просто разное видение одного и того же. Еще В. И. Ленин писал, что в зависимости от того, как вы используете стакан, его можно считать сосудом для воды, орудием нападения, инструментом ловли мух и т. п.

Так и в социологии. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томпсон 50 выделяют такие элементы социального института, как: ?

цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; ?

образцы, или правила, поведения; ?

символические черты; ?

утилитарные черты; ?

устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (табл. 2).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует пять: ?

установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); ?

символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.); ?

утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); ?

устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); ?

идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии) 51.

Таблица 2

Функции и структурные элементы основных институтов общества 1 Функции Институты Основные

роли Физические

черты Символические

черты Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно

брачные отец

ребенок дом

обстановка кольца

обручение

контракт Добывание

жилья Экономиче

ские работодатель

работник

покупатель

продавец фабрика

ские законодатель

права общественые здания и места флаг

партия Содействие

соборным

отношениям

и установкам,

углубление

веры Религиоз

ные пастор

прихожанин собор

церковь крест

библия Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование учитель

ученик школа

колледж диплом

К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто внутри институтов, а то, что находится снаружи. Точнее сказать, то, какими их воспринимает человек. П. и Б. Бергеры, опираясь на теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, вывели ряд базовых социальных характеристик, которыми они должны обладать 1. Кратко рассмотрим эти характеристики. 1.

Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собой нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. Согласно этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности - даже деревьями, столами и телефонами, - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту. 2.

Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях. 3.

Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции. 4.

Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию - т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому. 5.

Институты обладают качеством историчности. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации