Контрольная работа операционализация понятий в социологическом исследовании. Интерпретация и операционализация концептуальных понятий социологического исследования

Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего необходимость инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не могут быть эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия необходимо определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

В социологическом исследовании операционализации подлежат все основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического деления понятий. Однако, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое деление понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

В специальной литературе обычно указывается три основных вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения основных функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.



Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Таким образом, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и так же, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они могут быть дополнены целевыми видами операционализации. Например, может быть использована функциональная операционализация , нацеленная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

Полная операционализация понятия помимо процедуры деления понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

При проведении социологических исследований с необходимостью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию основных понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определенной теории, определенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. Поэтому две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

Существует множество видов интерпретации понятий.

Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.

Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), т.е. реинтерпретацию. Если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.

Значительное место в программе занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается проблема исследования. Данный этап называется логическим анализом и интерпретацией основных понятий и переменных. Логический анализ понятий разделяется на две процедуры, связанные между собой: интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация это трактовка, объяснение основных понятий, присутствующих в исследовании. Она предполагает рассмотрение уже имеющихся в научной литературе вариантов их толкования с последующим выбором одного из них, по мнению исследователя, наиболее верно отражающего содержание рассматриваемого явления или процесса.

То есть в этой части методологического раздела программы предстоит тщательно разобраться в структурных элементах поставленной проблемы. Мы уже говорили выше, что одна из главных целей социологического исследования состоит в том, чтобы дать научное объяснение изучаемых явлений и процессов.

Слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, называются понятиями. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. Например, мы описываем некоторых змей как ядовитых, а других как неядовитых, некоторых политиков как либеральных, других как консервативных и т.д. Задача этой части работы состоит в том, чтобы, прежде всего, пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение, или, иначе говоря (концепт). Поэтому такого рода работу называют концептуализацией. Т.е. исследователь должен с самого начала объяснить, что он имеет в виду. И важно, чтобы всякий раз, когда вы употребляете какое-то понятие, вы имели бы под ним одно и то же, в каком бы контексте оно ни использовалось. Это необходимо для того, чтобы те, кто будут читать его отчеты и оценивать их, отчетливо представляли себе, что именно обозначается этими концептами, и могли решить, соответствует ли приведенное значение их собственному пониманию термина.

Среди определяемых для исследователя понятий особое место занимают так называемые переменные. Переменная в социологическом исследовании – это такое явление, характеристика или процесс, которые могут иметь различные конкретные значения. Переменной, к примеру, является пол (который может принимать различные конкретные значения, как «мужской» или «женский», возраст, образование и т.п. Переменными также могут быть: мнения людей, знания, события, факты. Например, переменная факта участия избирателя в выборах может принимать значения:

01 участвовал

02 не участвовал

03 не помнит

04 нет ответа

В эмпирической социологии, как и в математике, переменные подразделяются на независимые и зависимые (функции). Независимы переменные – это те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни. Зависимые переменные – те, которые были вызваны, зависели или выступили в качестве функций других явлений. Те переменные, которые предшествуют по времени возникновения всем другим переменным и могут затрагивать своим воздействием другие независимые переменные, называются антецедентными переменными. Переменные, которые происходят ближе по времени к появлению на свет зависимой переменной и при этом сами испытывают на себе воздействие других независимых переменных, называются интервентными (т.е. промежуточными или вмешивающимися) переменными.

Рассмотрим такой пример. Исследователь выдвигает гипотезу о том, что на вероятность участия избирателя в голосовании на выборах оказывает влияние образовательный уровень. В данном случае образование будет независимой переменной, а участие в голосовании – зависимой переменной. Далее, исследователь начинает размышлять: а благодаря чему формальное образование может вызвать такой эффект? Это говорит о том, что социолог уже начал тем самым искать антецедентные или интервентные переменные, которые могли бы стоять между образованием избирателя и вероятностью явки его на избирательный участок. Можно было бы, например, предположить, что в результате получения образования у человека вырабатывается более сильное чувство гражданского долга, которое и служит причиной участия его в голосовании. Интервентные переменные становятся между независимой и зависимой переменными и помогают более убедительно объяснить процессы влияния одних переменных на другие.

Вторым этапом логического анализа понятий выступает операционализация. Операционализация – продолжение, детализация интерпретации основных понятий. Это процесс «расчленения» основных понятий на составные элементы, получение более простых (операциональных) понятий, поддающихся социологическому замеру, т.е. – это процедура сведения общих понятий к эмпирически проверяемым индикаторам и показателям. Именно они подлежат непосредственному измерению и наблюдению. На основе этих простейших понятий, не допускающих двоякого толкования, составляются вопросы анкеты или бланка интервью. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, например, пол, возраст, место жительства и т.д., то косвенные же делают это неоднозначно. Например, такое понятие как «социальный статус», может вызвать разночтения и потребует довольно большого числа индикаторов. Или, допустим, такое понятие как «групповая сплоченность» и т.д.

Таким образом, операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий.

Параллельно с интерпретацией и операционализацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта , т.е. систематизация имеющихся сведений о данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа – построение гипотетической модели объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методологическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.

Операционализация понятий не тождественна операциональному определению. Последнее - логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации, предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т.д., т. е. то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования.

Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связью исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями.

О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т.п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный метод, инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации.

При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

А.В. Кабыща

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 309-310.

Литература:

Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социол. иссл-я. 1984. № 2; Батыгин Г.С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методол. вопр. операционализации понятий в соц-и // Вопр. философии. 1987. № 2; Lazarsfeld P.F. Concept Formation and Measurement in Behavioral Science: Some Historical Observatiom // Consepts, Theory and Esplanation in Behavioral Sciences. N.Y., 1966.


Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков- операциональным определением. При разработке программы соц.исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать,но и проверить гипотезы на базе фактических данных.

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием . Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов , то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация. Теоретическая интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

выработки нового определения понятия.

Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Эмпирическая интерпретация понятий это процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов ; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий . Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

1. Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследования.

2. Обеспеченность индикаторов доступными источниками информации.

3. Возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

4. Набор индикаторов должен быть минимизирован для данного исследования.

Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.

Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования .

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации