Практическое значение голосеменных растений. Значение голосеменных

Тайга и смешанные леса

Леса поднимаются высоко в горы и продвигаются далеко на север за счёт морозоустойчивости многих видов хвойных деревьев. Тайга, или хвойный лес, почти непрерывной полосой окаймляет север Евразии и Америки. Смешиваясь с лиственными породами, хвойные также формируют смешанные леса.

Семенами хвойных питаются многие птицы и звери.

Рис. 1. Кедровка на сосне.

Род Кедр включает 4 вида. Все они очень теплолюбивы. Растение, называемое в народе сибирским кедром, является сибирской сосной (Pinus).

Применение в хозяйстве

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • получение древесины;
  • получение бумаги и картона;
  • получение многих других материалов (целлюлозы, вискозы, камфоры, технического спирта и т. д.);
  • изготовление лекарственных препаратов;
  • использование в питании семян и крахмала стеблей некоторых голосеменных;
  • декоративное;
  • топливное.

Древесина

Древесина хвойных деревьев имеет ценные свойства, благодаря которым используется:

  • в строительстве;
  • как поделочный материал;
  • в производстве.

Важнейшим свойством древесины хвойных является устойчивость к гниению, что связано с наличием в ней смолы. Особенно славятся этим секвойя, туя, тисс, сосна и т. д.

Рис. 2. Валка секвойи.

Древесина голосеменных красива и идёт на изготовление мебели и различных предметов интерьера. Вообще, свойства древесины хвойных различны, и каждая порода имеет своё применение. Например, ель и пихта обладают хорошими акустическими свойствами, и используются в производстве музыкальных инструментов. Сосновая живица (смола) является сырьём для получения скипидара, канифоли, камфоры.

Рис. 3. Добыча живицы.

Многие виды голосеменных являются декоративными растениями. Они также очищают воздух, т. к. выделяют вещества, поражающие микробов. Некоторые хвойные не переносят дыма и загрязнения городов, поэтому не используются для озеленения:

  • пихта;
  • можжевельник;
  • сосна.

Лиственница, наоборот, благодаря смене листьев, хорошо переносит загрязнение воздуха.

Так, гинкго является священным растением в синтоистской религии. У восточных славян всегда почиталась сосна. В их мифологии она выступает как один из символов жизни и космического порядка.

Необходимость охраны

Это касается, например, кедров. Их древесина издавна высоко ценится, но площади кедровых лесов в последнее время заметно сократились и объявлены заповедными.Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 91.

Класс 7

Урок № 14

Дата : 22 октября 2015 год

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель : Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Оборудование: Учебник Биология Разнообразие живых организмов 7 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., таблицы, рисунки, тетрадь – тренажер.

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения : игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока:

    Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III. Изучение нового материала.

Игра в ассоциации.

Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения: сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, кипарис?

Если быть внимательным и чутким, присматриваться к каждому движению растений, можно о них узнать гораздо больше. Однажды в лесу мне удалось услышать разговор растений. Да – да, не удивляйтесь. Растения тоже могут разговаривать. Только надо прислушаться.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

Релаксация. Закройте глаза, представьте, что вы в хвойном лесу, можно услышать голос скрипки. А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 46.

Перечислите представителей голосеменных.

Сколько классов включает отдел?

Перечислите семейства каждого класса.

Работа с тетрадью. Записать названия классов голосеменных.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария , сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна , туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые)

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV . Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличная,

Только необычная –

К холодам у этой елки

осыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки, и иголки. (Сосна)

Зеленеет кустик стройный,

Как сосна и елка хвойный,

Но не колки, как у елки

И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесину из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V . Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то , что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI . Домашнее задание.

Параграф 17 - 18, стр. 44 - 49, составить кроссворд о многообразии и значении голосеменных растаний, письменное задание в тетради тренажер.

Голосеменные за-нимают огромные территории и играют важную роль в фор-мировании растительного покрова. Хвойные породы дере-вьев образуют большинство лесов Северного полушария. Как и все зеленые растения, голосеменные усваивают углекислый газ из воздуха, образуют органические вещества и выделяют кислород.

Кроме того, хвойные породы выделяют в атмосферу осо-бые летучие вещества, убивающие бактерии , и таким обра-зом очищают воздух. Эти вещества носят название фитон-циды (от гр. фитон — растение и цаедо — убиваю).

Многие хвойные неприхотливы, поэтому произрастают в таких условиях обитания, где другие виды древесных рас-тений жить не могут (болота, пески, склоны гор). Это обо-гащает зеленый покров нашей планеты и предохраняет по-верхность Земли от разрушения водой и ветром. Сосны играют важную роль в борьбе с разрушением почвы. Посе-лившись на сыпучих песках, они укрепляют их своими корнями .

Хвойные леса так же, как и лиственные, задерживают таяние снега, обогащая почву водой. Кроме того, тенистые еловые леса удерживают влагу в почве и регулируют вод-ный баланс на обширных территориях.

Произрастая в условиях невысоких температур и за-нимая бедные почвы, хвойные леса образуют тайгу, кото-рая препятствует проникновению холодного арктического воздуха в южные районы. Таким образом, хвойные леса смягчают климат средней полосы.

В результате подсочки сосны обыкновенной (поранение ствола специальными ножами) получают живицу (смо-лу). Она используется при изготовлении лаков, скипида-ра, канифоли и другой продукции. Хвоя сосны, ели, пих-ты используется для приготовления зубной насты, туалет-ного мыла, одеколонов, в качестве добавок в корм скоту. Хвоя богата витамином С, поэтому применяется для ле-чения некоторых заболеваний. В Сибири и на Дальнем Востоке, где произрастают кедровые сосны, их семена кедровые орехи используют для полу-чения масла, кедрового молока.

Хвойные растения — ель, листвен-ницу, можжевельник, тисс, тую широ-ко используют в озеленении городов и поселков. Многие хвойные растения об-ладают высокими декоративными свой-ствами. Они легко подвергаются стриж-ке и из них можно формировать различ-ные декоративные формы (рис. 95).

Некоторые хвойные растения (ель, сосна, тисс, туя) используются для соз-дания живых изгородей и защитных ле-сополос.

На этой странице материал по темам:












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить обучающихся с отдельными представителями растений отдела Голосеменных, их ролью в природе и жизни человека на конструктивном уровне.

Образовательные задачи: рассмотреть многообразие видов голосеменных и особенности их распространения на примере растений своей местности (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница); определить роль голосеменных в природе и их значение для человека.

Развивающие задачи: продолжить формировать коммуникативные учения (умение слышать и слушать друг друга) и информационную компетентность (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников).

Воспитательные задачи: развивать эстетические, нравственные качества обучающихся и бережного отношения к природе на примере растений своей местности.

Методы обучения: познавательный, преобразовательный метод (по В.А. Онищук), методы стимулирования и мотивации (Ю.А. Бабанскому), метод эвристических вопросов.

Форма урока: объяснение нового материала с активным участием обучающихся, применением ЭОР.

Средства обучения: самостоятельная работа обучающихся с книгой, интернет – ресурсами, презентациями.

Приемы: игра (решение биологических задач, ребусов), «Настроение», «А знаете ли вы…»

Оснащенность урока: компьютер, телевизор, мультимедийный диск для 7 класса, презентация «Голосеменные растения своей местности», коллекция голосеменных, гербарные экземпляры – сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением сосны, карта Кемеровской области.

Структура урока

  1. Оргмомент
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Изучение нового учебного материала
  4. Закрепление и применение учебного материала
  5. Подведение итогов урока.

Основные положения урока.

  • Систематика отдела голосеменных.
  • Хвойные – один из классов голосеменных, наиболее сохранившаяся и самая многочисленная группа отдела.
  • Средообразующая роль хвойных на территории России.
  • Разнообразное значение хвойных в жизни человека
  • Необходимость рационального использования, охраны и возобновления хвойных, как основы лесных богатств нашей страны

Интеллектуальная минутка (см. Презентацию ). Третья группа обучающихся представляет свои творческие работы. Критерии оценок: интересно, занимательно, произвело впечатление. Что узнали нового? Пожелания.

Ученые всего мира отмечают глобальное ухудшение состояния лесов, особенно хвойных, которые, как выяснилось, обладают более высокой чувствительностью к загрязнителям, чем человек. Только в Центральной Европе повреждено свыше 12 млн. гектаров лесов. В некоторых странах их площадь превысила 50 процентов.
Велика и роль лесов Кузбасса в регулировании и сохранении экологического баланса окружающей среды, здоровья населения крупнейшего промышленного региона Сибири.
В области почти не осталось не затронутых хозяйственной деятельностью лесов. Все они по несколько раз пройдены рубками, в том числе условно-сплошными, расстроены, особенно вокруг промышленных центров, вдоль рек, дорог. Но повреждения лесов, достигшие критической отметки, единичны, носят пока локальный характер вокруг крупных промышленных предприятий. Характерные признаки воздействия вредных атмосферных загрязнителей на хвойные леса в массовом масштабе (некрозы, хлорозы, продолжительности жизни хвои, ее масса и обводненность) пока не проявились.

Чтобы лес всегда был и сохранял экологический баланса окружающей среды, здоровья населения крупнейшего промышленного региона Кузбасса, необходимо знать какую пользу приносит каждое дерево в природе и в жизни человека.

Территория Кемеровской области обладает значительным потенциалом лесных ресурсов. Общая площадь лесного фонда – 64,3% общей площади земель области. Леса нашей области, которые еще называют тайгой, занимают 53% всей территории, то есть более половины всей поверхности.

– Какие деревья растут в тайге? (Хвойные.)
– Какие деревья так называют?

Тайга делиться на 2 вида – равнинная (на юге Западно-Сибирской равнины; черневая (горная) – Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.) Распределяется лесной фонд по территории области неравномерно. Новокузнецкий (72,6%), Тисульский (73,4%), Междуреченский (81,7%) до 96,2% в Таштагольском районе. Низкой лесистостью (до 20%) характеризуются Ленинск-Кузнецкий (10,2%), Промышленновский (15,2%) районы. Леса Кузбасса относятся к Алтае-Саянскому горно-таежному лесному району. Основными лесообразующими хвойными породами лесов области являются пихта, сосна, ель, кедр. Хвойные насаждения занимают 31,6% лесопокрытых земель, в том числе пихтовые – 18,5%, сосновые – 5,7%, еловые – 4,1%, кедровые – 3,0%, лиственничные – 0,3%.

Видеофрагмент мультимедиа (электронное мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина).

Более половины территории нашего края покрыто тайгой, причём в горах тайга имеет название «черневая», а на крайнем севере области произрастает равнинная тайга. В Кузнецкой котловине и на северо-востоке области встречается степная и лесостепная растительность. Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру северных районов России, и высокогорные альпийские луга с яркими травянистыми растениями. Растительный мир Кемеровской области очень разнообразен. Леса и кустарники занимают почти 65 % территории области. Общий запас лесов в нашей области – около полумиллиарда кубических метров, их средний возраст 70 лет. На территории Кузбасса ярко выделяются четыре зоны лесных экосистем: Кузнецко-Алатауская горно-таежная зона, Шорская горно-таежная зона, Салаирская таежно-лесная зона, Томско-Кийская таежно-лесостепная зона. Лес является одним из самых значимых, единственным возобновляемым видом природных ресурсов. Леса, выполняют водоохранную, общезащитную, оздоровительную и заповедную функции.

Наиболее ценные для человека растения горной тайги:

Наиболее распространенными на территории Кемеровской области являются темнохвойные лесные фитоценозы, занимающие более 60% всей лесопокрытой площади при общей лесистости области 58%. Это связано, прежде всего, с экологическим оптимумом темнохвойных пород на территории Западной Сибири. Темнохвойные древостой на ее территории представлены тремя видами древесных пород – пихтой сибирской (Abies Sibirica), кедром сибирским (Pinus Sibirica), и елью сибирской (Picea Obovata). В Кемеровской области пихта, по различным источникам информации, занимает около 46,4% всей лесопокрытой площади области (81,6% земель, занятых хвойными породами), доля кедра составляет не более 6% и ели – 2% (Сводный проект, 1998).

Наиболее распространенный представитель тайги – ПИХТА – долгожитель местной флоры. Поэтому доминирующую роль в возобновлении изучавшихся темнохвойных насаждений играет пихта сибирская (80-98%), с незначительной примесью кедра сибирского и ели сибирской. Главная лесообразующая порода области – пихта сибирская – большинством исследователей отнесена к слабоустойчивой к атмосферным загрязнителям.

Ученики заполняют таблицу «Практическое значение хвойных в природе и для человека», задают вопросы выступающим, оценивают их деятельность. Критерии оценок: интересно, доступно, произвело впечатление.

Пихта сибирская красивое вечнозеленое дерево высотой до 40 метров и толщиной ствола до 80 см. Хвоя мягкая темно-зеленая. Длинные шишки торчат кверху на концах ветвей. Этим пихту легко отличить от ели, у которой хвоя колючая и шишки висят вниз. Пихта дает очень хорошую древесину, которая идет на изготовление бумаги, строительство. Из нее получают камфару, пихтовое масло и пихтовый бальзам (из живицы), используемые в медицине.

Вторая группа «А знаете ли вы, что из семян пихты изготавливают высококачественные лаки?»

Сосна – встречается в лесостепных территориях Кузбасса. Сосняки небольшими группами выходят на берега Томи. Произрастает сосна и в предгорьях. Воздух в сосновых борах считается лечебным, восстанавливающим силы. Особенно много сосняков вокруг городов Кузбасса. Около семидесяти отраслей промышленности потребляют смолу сосны. В коре есть дубильные и клеящие вещества, в камбии – ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия в медицине.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что одно сосновое дерево дает около десяти килограммов хвои, из которой можно получить годичную норму каротина и витамина С для одного человека?»

Кедровых лесов в Кемеровской области немного. Они составляют около четырех процентов от всей площади, покрытой лесами. Кедр – дерево первой величины, достигающее порой сорока метров высоты и двух метров в диаметре ствола. Семена кедра – кедровые орехи – основная ценность дерева. Сосна сибирская (кедр) – красавец и гордость сибирских лесов. Хвоя у него длинная, мягкая темно-зеленая, в пучке сидит не по две как у сосны, а по пять хвоинок. Древесина кедра плотная, мягкая, прямослойная хорошо обрабатывается, имеет красивую текстуру приятный розовый цвет, тонкий аромат и дезинфицирующие свойства. В ядре ореха содержится свыше 70 % жира, хорошо усваиваемого человеческим организмом, около 20 % белков, 12 % углеводов, 4 % клетчатки. Орех по калорийности превосходит мясо и яйца. Из ореха получают кедровое молоко, вкусные сливки и ореховый жмых, который широко используется в кондитерской промышленности. Из живицы кедра получают канифоли, глицериновые эфиры и кедровый бальзам, обладающий целебными свойствами. Кедр славится своими орешками. Орех содержит до 60% жиров, белки и комплекс витаминов, способствующих росту, улучшающих состав крови и состояние кожи. Кедровое масло употребляется в медицине, а так же для изготовления высококачественной олифы и красок. Даже скорлупу орехов и шишки используют для получения витаминов С и Е, скипидара и красок. Шишки кедра созревают за два года, особо крупные деревья дают до 50 кг ореха. Дарами кедра пользуются многие лесные жители: птицы, бурундуки и белки делают запасы ореха, медведи с помощью ореха нагуливают жир для зимнего сна. Самый удивительный распространитель семян кедра – кедровка. Она без устали заготавливает орехи: сядет на ветку, собьет шишку и выбирает из нее лучшие орехи, часть съедает, а остальные прячет кучками под мох, под пни по 5-6 штук. А зимой, когда снег укроет землю, кедровка не может их отыскать. Весной орехи прорастают и вскоре на этом месте появляются маленькие кедры, за одну осень кедровка может посеять более тысячи деревьев.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр живет до 400-500 лет и почти всю жизнь, начиная с 30–50 лет, он плодоносит. Средний возраст кедровых лесов Кузбасса 175 лет».

Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр применяют для изготовления карандашей, музыкальных инструментов. Самые лучшие пчелиные ульи делаются из кедра».

Вторая группа . «А знаете ли вы, что кедр – долговечное растение, способное прожить более 500 лет» .

Лиственница занимает всего 0,2 % площади лесов Кемеровской области. Самый большой массив лиственницы в Кузбассе находится в северо-восточных предгорьях Кузнецкого Алатау в Тисульском районе. Дерево еще имеет хвою, но не вечнозеленую, опадающую с наступлением холодов. Большим достоинством лиственницы является способность быстро расти и неприхотливость к составу почвы. Многие сотни и даже тысячи лет способна она великолепно сохраняться, приобретая со временем и большую прочность, и оригинальную окраску. Лиственницы достигают высоты 50 метров при толщине ствола до двух метров. Лиственничные леса дают рекордное для всех наших пород количество древесины с гектара: до 1500 и больше кубометров.

Вторая группа «А знаете ли вы, что достоинства лиственницы в долговечности и прочности древесины. Живет она около 400–500 лет. Ее древесина практически не знает пределов службы» .

Ель в нашей области распространена довольно широко. Ельники встречаются по склонам горных лощин, на верхних террасах рек. Еловая древесина идет на лучшие сорта бумаги, искусственные ткани, спирты, глицерин, пластмассы, на изготовление некоторых музыкальных инструментов.

Вторая группа. «А знаете ли вы, что ель считают вечнозеленой породой. Это так и не так. Хвоя у ели не «вечная», хвоинки через каждые семь–девять лет опадают – осенью ель сбрасывает не меньше седьмой части своей хвои. Продолжительность жизни ели в среднем 250–300 лет».

Подведение итога работы:

  1. Как в природе, так и в жизни человека хвойные по своему значению занимают второе место после цветковых, далеко превосходя все остальные группы растений. Трудно переоценить роль лесов в жизни человечества.
  2. Леса синтезируют органическое вещество, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу кислород, выполняют климатообразующую, водоохранную, противоэрозионную функции, являются крупным источником сырьевых ресурсов и продуктов питания.
  3. Неоценима роль лесов как хранителей генофонда множества организмов, огромно их рекреационное и эстетическое значение. В условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, когда проблема локального загрязнения атмосферы переросла в региональную, способность ассимиляционного потенциала лесов по нейтрализации вредных выбросов в результате хозяйственной деятельности становится важнейшим условием выживания человечества на Земле.

Закрепление игра «Поле чудес» или «Пять золотых червонцев»

Представьте себе, компьютер превратился в поле Чудес: здесь множество билетов с вопросами. Внутри билетов написано количество жетонов, которые вы получите за верный ответ (от 1 до 4). Вам на экране будут представлены билеты. Вы выбираете любой билет, я открываю его, и вы отвечаете на вопрос, который там записан (попытаться могут сразу 3 ученика). После ответа появляется на экране верный ответ и те, кто ответил правильно, получает то количество жетонов, которое проставлено в билете, если ответ наполовину верен – от 1 до 4 баллов. На пяти билетах прицеплены желтые кружочки с цифрой 10 посредине – это «золотые червонцы», то есть «счастливые билеты», за верный ответ ученик сразу же получает 5 и до конца урока превращается в помощника учителя (раздают жетоны), но вопросы на этих билетах самые сложные. Итак, начнем!»

Выставление оценок за урок

Класс 7

Урок №

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель : Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения : игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока:

    Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III.Сообщение темы и задач урока.

У: Так вот сосна и близкие ей растения ель, кедр имеют название «голосеменные». А почему они имеют такое название нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Голосеменные растения». (запись темы урока в тетрадь). Кроме этого сегодня на уроке мы познакомимся

У: На уроке мы узнаем:

IV. Изучение нового материала.

У. С какими группами растений вы знакомились раньше?

Д.Мхи и папоротники.

У: Ель и сосна - наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

У. Рассмотрите их внимательно.

Сейчас мы с вами проведём исследование и выясним, чем отличаются голосеменные растения от изученных нами ранее групп.

1. Какой стебель у сосны и ели: травянистый или деревянистый?

2. Есть корневая система у сосны и ели?

3. Есть у этих растений листья?

4. Во что видоизменились листья?

5. Есть у сосны и ели цветы?

6.Где образуются семена у этих растений?

У: Главное отличие этих растений от цветковых, то что у них нет цветков. Их семена развиваются не в плодах, а в шишках.

Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи.

этих растений семена не прикрыты стенками плода.Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые.Отсюда и название отдела растений - голосеменные.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 48.

Сколько классов включает отдел?

Перечислите семейства каждого класса.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария , сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна , туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые)

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесинуиз смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI. Домашнее задание.

Параграф 18, стр. 48 – 49, подготовте реферат 2-3 листа «Голосемянные»

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации