Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные нагрузки

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

- Природа - I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,

Во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае , природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае , общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.


Взаимосвязь общества с природой носит объективный характер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, протекающие внутри общества, а связи общества с естественными условиями его существования и осуществления.
Основу взаимосвязи общества с природой составляет их органическое единство. Это единство находит свое выражение, прежде всего, в генезисе общества, которое возникло как продукт длительной эволюции природы и представляет собой более высокую ступень ее развития. Такой вывод подтверждается принципиальным сходством строения органов человека и животных, общностью их физиологических функций. Однако природа создала только биологические предпосылки, а решающую роль в выделении человека из природы сыграл общественный труд.
Будучи взаимосвязанными, природа и общество имеют свои особенности.
Во-первых, общество более высокая, по сравнению с природой, форма существования бытия в мире, что предопределяет различие законов природы и общества. Законы природы действуют как слепая необходимость. Законы общества проявляются через деятельность людей, которая в основном носит сознательный характер. Законы общественного развития тенденциозны. Законы природы характеризуются жесткой детерминацией (обусловленностью).
Во-вторых, человеческий труд принципиально отличается от деятельности даже наиболее развитых животных, поскольку человек в процессе труда оказывает активное воздействие на природу, а не просто приспосабливается к ней. Человек способен не только использовать, но и создавать новые орудия труда. К тому же труд человека носит целенаправленный и осознанный характер, в отличие от животных, действующих инстинктивно.
Природа и общество не просто сосуществуют, а составляют единую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга. Наиболее подвижным, изменчивым элементом этого единства является общество, темпы развития которого непрерывно ускоряются. Поэтому коренные причины значительных изменений в функционировании системы «природа-общество» следует искать в тех новых процессах, которые происходят в производственной, социально-политической и духовной сферах человеческой деятельности. Отсюда и к самой проблеме взаимодействия общества и природы следует подходить как к проблеме социальной.
Воздействие природы на общество носит стихийный характер и обусловлено, с одной стороны, особенностями географической среды в различных районах планеты, а с другой - уровнем развития производительных сил.
В связи с этим можно выделить два исторических этапа взаимосвязи природы и общества. На первом - главным для общества является присвоение готовых продуктов природы. На втором этапе взаимосвязи человека и природы - использование человеком естественных богатств, являющихся предметами труда (земля, руды, уголь, нефть, вода и т. д.).
Сама по себе географическая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития производительных сил. Природные условия оказывают влияние на темпы развития производства, а географическая среда во многом определяет род занятий людей и размещение отраслей производства по различным странам и районам.
Однако с научно-техническим прогрессом производительных сил уменьшается зависимость общества от природы, более того, происходит вовлечение в процесс производства новых компонентов географической среды. Развитие науки и техники, внедрение новых технологий приводит к тому, что монотипизация общественного производства уступает место многоотраслевому хозяйству.
Признавая особую роль природных условий в жизни общества, в то же время не следует их абсолютизировать. Географическая среда составляет первую предпосылку развития общества. Она обеспечивает только его стартовые возможности. Чтобы уяснить соотношение природного и социального факторов, выявить их возможности и приоритеты, важно понять, почему капиталистический способ производства зародился в Европе, а не в Китае, который задолго до Европы достиг определенных высот цивилизации, а также смысл известного тезиса английского экономиста Форстера о том, что «нет большего несчастья для народа, чем быть брошенным на клочок земли, где природа в изобилии дает все средства существования».
Характер взаимодействия общества и природы, человека с естественной средой обитания определяется природой и уровнем развития общественного производства, системой сложившихся общественных отношений.
Общественные отношения осуществляются в определенных условиях, в том числе и в искусственно созданных человеком. Эти условия и есть среда обитания человека. Она включает в себя не только географическую среду (часть природы, вовлеченной в систему общественного производства), но и реальность, созданную в процессе производства. Это не только неодушевленные предметы искусственной природы, но и новые живые и растительные организмы: растения и животные, созданные искусственным отбором или средствами генной инженерии.
Для нынешнего этапа характерно расширение границ антропогенной деятельности. И связано это, в первую очередь, с выходом человека в космос, с освоением околоземного пространства.
Природа осваивается не только «ввысь», но и «вглубь» - сделаны открытия ранее не известных свойств и законов природы, получены новые результаты исследований уже известных явлений на микроуровне.
Усиливается интенсивность использования природных ресурсов: растет объем добычи полезных ископаемых; вовлекаются в производство ранее известные, но не использовавшиеся явления (энергия приливов, геотермальных источников, свойства вечной мерзлоты и др.)
Человек все более настойчиво вмешивается в ход биологических и физиологических процессов, направленно регулируя их в своих интересах. В результате производственной деятельности происходят серьезные изменения в структуре географической среды: ее ландшафта, водного баланса и. т. п. В связи с этим говорят о возможности третьего, антропогенного, круговорота в природе, который отличается от естественных процессов стремительными темпами нарастания в нем компонентов, созданных человеком, не существующих в самой природе.
Оценивая увеличение воздействия человека на природу в целом, нельзя в то же время не видеть отрицательного. Поступательное движение, наряду с прогрессом, включает моменты регрессивных изменений. Еще Ф. Энгельс предупреждал, что «...не следует слишком обольщаться нашими победами над природой, ибо за каждую такую победу она нам мстит», вызывая непредвиденные последствия, сводящие на нет значение достигнутых положительных результатов.
Люди тысячелетиями стремились воздействовать на природу, а сейчас человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата. К сожалению, оно незапланированное, неуправляемое и может оказаться катастрофическим. Его причина - увеличение содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, что ведет к потеплению климата. А значит, к повышению уровня моря и резкому изменению погодных условий во всем мире. Увеличение содержания газа в атмосфере связано с деятельностью мирового промышленного производства и транспортных средств.
Ультрафиолетовые волны Солнца, подавляющие иммунную систему человека, поглощаются озоновым слоем Земли. В 1985 г. спутники зафиксировали над Южным полюсом первые «пробоины» в озоновом экране. Причиной является атомарный хлор - продукт распада хлорфторуглеродов, широко применяемых в холодильных установках, кондиционерах воздуха, а также при производстве пористых пластмасс и очистке компьютерных схем.
Из-за кислотных осадков гибнут леса, замирает жизнь в озерах. Просачиваясь в почву, кислотные осадки выщелачивают тяжелые металлы. Химический анализ осадков свидетельствует о наличии в них серной и азотной кислот, компонентов промышленного производства.
Стремительно сокращаются лесные массивы, хотя леса являются основным источником обогащения атмосферы кислородом. Но леса уничтожают, расширяя территории под сельскохозяйственные угодия. Лесная древесина идет на строительство, служит сырьем деревообрабатывающей и бумажной промышленности.
Важнейшим человеческим ресурсом является плодородная почва. Упадок древних цивилизаций был обусловлен неспособностью сохранить земельные и водные ресурсы. Многие оазисы превратились в пустыни.
Загрязнение среды стало обыденным явлением, хотя за этим, как правило, кроется отравленная вода, воздух, земля. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, 96 единиц возвращает назад, но уже в виде отходов и отравляющих ве-
ществ.
Катастрофически истощаются природные ресурсы: руды черных и цветных металлов, запасы нефти и угля, питьевой воды и древесины.
Все это и составляет сущность глобальной экологической проблемы как противоречия между антропогенной постоянно возрастающей деятельностью человечества и стабильностью природы как среды его существования и осуществления. Ситуация усугубляется тем, что человечество не способно приспособиться к тем изменениям, которые оно привнесло в мир природы, а сам мир природы уже не в состоянии адаптировать эти изменения.
Человечество стало решающим фактором изменения мира природы, ее дестроером (разрушителем). Сущность экологического кризиса не в наличном способе производства, а в господствующем типе сознания, которое сформировалось в пределах парадигмы «человеческой исключительности». Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм.
Традиционно считается, что люди обладают не только генетической, но и культурной наследственностью, а поэтому они на несколько порядков выше представителей животного мира.
Люди полагают, что они живут в социальном пространстве, защитив себя искусственной культурой от агрессивного мира природы.
Ставка на разум и научно-технический прогресс рождает иллюзию всемогущества человека, которому по плечу любые проблемы.
Парадигма человеческой исключительности породила прагматическое отношение к природе. Разрешено все, что полезно для человека. Этические нормы действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Природа рассматривается как объект манипулирования, кладовая, полигон и т. д. Деятельность по охране природы возможна, но продиктована она не заботой о природе, а заботой о своих детях, чтобы и они могли потреблять природные богатства, использовать природу, удовлетворять свои потребности.
Таким образом, экологическая проблема - это прежде всего мировоззренческая проблема. Что касается экономического, политического, правового аспектов этой проблемы, то они носят вторичный характер и зависят уже от сложившегося функционального сознания с ориентиром: после нас - хоть потоп. Только изменив сознание можно решить экологическую проблему, проходящую по реестру глобальных проблем современности.

Понятие окружающей среды. Вопрос о взаимодействии природы и общества приобрел в последнее время особую актуальность, так как от способа его разрешения во многом зависит дальнейшая судьба самого общества. Природа (космическая сфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.) является окружающей средой для человека и общества. Ее законы (механические, физические, химические, биологические и др.) играют значительную роль в существовании и развитии общества. Общее представление о характере взаимодействия человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда». Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Человек всегда зависел и зависит от природы, от естественной среды обитания. По мере развития возрастает роль искусственной среды обитания, «второй природы» (предметы, созданные человеком, растения и животные, выведенные им с помощью искусственного отбора или генной инженерии, совокупность общественных отношений и определенных искусственно созданных человеком материальных условий, в которых они осуществляются)1. Воздействие природы на общество. Взаимосвязь с природой имеет для общества основополагающее значение. «Человек и человечество, - писал В. И. Вернадский, - теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены»2. Отсюда следует, что постоянное поддержание взаимосвязи с природой является приоритетной задачей общества. Природа является важным источником средств существования (дары леса, реки, моря и т.д.) и средств труда (энергетические, сырьевые, минеральные и другие ресурсы). Климатические условия, флора и фауна, географический ландшафт играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде, все это существенно влияет на жизнь общества. Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. Так, установлено, что поведение людей, живущих в суровом климате, отличается по многим признакам от поведения жителей теплых краев. Люди, живущие в горах, отличаются от людей, живущих вблизи рек и морей. Ученые изучают влияние климата и ландшафта на нравы людей, образ жизни и даже на государственный строй и господствующую религию. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» известный российский исследователь Л.И. Мечников решал три проблемы: 1) как появилось человеческое общество и цивилизация вообще; 2) каковы пути развития земных цивилизаций; 3) какими были цивилизации эпохи подневольных союзов. Цивилизация, по Мечникову, зарождается в специфических географических условиях, синтезом которых он считал реку (в таких обществах формой правления является деспотия). Осваивая реку, изменяя географическую среду, цивилизация продвигается к морям, но морям средиземным. Одновременно с этим растет степень свободы в обществе. Освоение средиземных морей под силу только тем цивилизациям, основу которых составляют уже подчиненные союзы. И лишь цивилизации, где подчинение уступает место добровольным, свободным союзам, могут осваивать океаническую среду3. Воздействие общества на природу. Природа влияет на развитие общества и его совершенствование, но и общество в свою очередь оказывает многоплановое воздействие на природу. Характер этого воздействия на протяжении человеческой истории претерпевал существенные изменения. Первобытный человек полностью растворялся в природе, одухотворял ее. Античный человек воспринимал себя как часть природы. В христианской культуре Средневековья природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому об- 2. Взаимосвязь природы и общества ществу. В противоположность Античности основной задачей здесь является не слияние с природой, а возвышение над ней. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту всего естественного, природного, видит в этом воплощение гармонии и совершенства. В период становления промышленного капитализма природу начинают воспринимать как объект преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счету. Однако интенсивное потребление природных ресурсов, «завоевание» природы существенно подорвало основы жизнедеятельности человечества: за последние 500 лет истреблено 2/з покрывающих землю лесов, на каждого жителя индустриальных стран ежегодно приходится около 30 т веществ, из которых используется лишь 1 - 1,5%, а остальное составляют отходы, в результате производственной деятельности в десятки раз увеличилось содержание углекислоты в атмосфере. Ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваний, ухудшению генетического здоровья людей. Так, за последние 40 лет число детей, рождающихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10% числа рожденных. Значительная часть территорий становится непригодной для проживания людей. В результате осмысления печальных итогов покорения природы человечество начинает склоняться к необходимости серьезных изменений стратегии природопользования. Человечеству предстоит определить оптимальное соотношение своих интересов и всей остальной биосферы. Согласно концепции коэволюции (совместного развития) человечество должно изменять не только природу (биосферу), но и изменяться само. Коэволюцион- ный переход системы человек - биосфера в состояние динамически устойчивой целостности будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Ноосфера, согласно В.И. Вернадскому (1863-1945), - это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа обусловлено, по Вернадскому, планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соразмерностью человеческой деятельности по преобразованию природы с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. Основные положения концепции ноосферы в учении Вернадского сводятся к следующим: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных, эволюционных процессов планеты. Для французского теолога, философа и палеонтолога П. Тейяр де Шардена (1881 - 1955), разработавшего учение о перерастании биосферы в ноосферу, ноосфера - «мыслящий пласт», который разворачивается под миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Характер взаимодействия природы и общества. Таким образом, взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. «...Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь - оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит»4. Ключевые слова и понятия Природа. Окружающая среда. «Вторая природа». Биосфера. Ноосфера. Контрольные вопросы и задания 1. Какую роль играет природа и «вторая природа» в жизни общества? 2. Чем ноосфера отличается от биосферы? 3. В чем состоит противоречивый характер взаимодействия природы и общества? 4. Сравните представления о природе в эпоху Средневековья и в период промышленного капитализма. 5. Докажите, что взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. 3.

Прежде всего, соотнесем, сопоставим понятия природы и общества. В истории цивилизации понятия природы и общества подобно другим философским категориям претерпевали существенную трансформацию, употреблялись в различных значениях. И в современной философии эти понятия используются неоднозначно.

Природа, земная и космическая, - та часть материального мира, которая не создана человеком, независима от него и существует до появления общества. Материальным является и само общественное бытие. Человек является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Фактически природа - это одно из наиболее широких понятий. Оно охватывает все существующее, т. е. бытие, частью которого является и сам человек. В истории философии и естествознания чаще употребляется понятие «природа» для обозначения земных естественных (зачастую и геологических, физических) условий существования человека и общества. В этом аспекте под природой понимается естественная среда обитания человечества и в этом смысле она противопоставляется понятию общества.

«Природа в самом общем смысле есть существование вещей, подчиненное законам» (И. Кант).

В широком смысле общество - обособившаяся часть природы. Понятие общества обозначает всю совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество, как качественно новая материальная система, проявляется в функционировании и развитии, воспроизводстве социальных организаций, институтов, групп, классов, наций, межнациональных общностей и др.

В узком смысле под обществом понимают исторически конкретный тип социальной системы (например, «рабовладельческое общество») или определенную форму социальных отношений (например, гражданское общество, противопоставленное государству).

Общество, будучи закономерным результатом развития природы, возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на природу, но одновременно общество всегда испытывало и испытывает обратное воздействие со стороны природы. Эта диалектическая взаимосвязь природы и общества носит сложный, противоречивый характер. Исторически взаимодействие природы и общества менялось. Но сегодня возникли наиболее острые противоречия в связи с формированием расширяющегося очеловеченного пространства (по В. И. Вернадскому «ноосфера»). Обострение противоречий во многом обусловлено тем, что общество все более разрушительно воздействует на природу и истощает ее.

Часть природы, которая оказывалась вовлеченной в процесс производства и качественного изменения человеком, французский ученый Ж. Э. Реклю обозначил понятием географический среды. Причем не только Реклю, но ряд других ученых высказывали и обосновывали мысль о приоритетности географического фактора в развитии общества, рассматривая бедность и богатство естественных условий как важнейшую причину, определяющую ход цивилизационной истории. Такой подход в науке под названием географического детерминизма использовался для оправдания политики отдельных государств, направленной на захват чужих территорий и расширение «жизненного пространства» для населения своей страны.

Содержание и форма конкретных механизмов взаимосвязи природы и общества производны от исторически сложившихся способов производства. Вопрос о конкретных формах взаимосвязи природы и общества сегодня приобретает особое теоретическое и практическое значение. Особенно при выяснении смысла истории, будущего всего человечества. Ныне перед человечеством стоит проблема выживания. Поэтому все поли тические, социальные и экономические явления следует рас: сматривать с позиции необходимости решения этой проблемы. Она требует от каждого из людей нового уровня социальной ответственности, понимания перспектив развития цивилизации, четкого знания, куда и зачем идет человечество. Философия, как духовная квинтэссенция современности, обязана активно участвовать в выработке решения жизненно важной глобальной проблемы взаимодействия природы и общества.

Первое, самое общее представление о взаимосвязи природы и общества позволяет получить приятие окружающей среды жизнедеятельности человека. Различают естественную среду, которая охватывает неживую и живую материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но со временем становятся объектом его воздействия и познания (например, часть Вселенной в результате развития космонавтики). В естественной среде обитания различают 2 вида явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения и животные) и естественные богатств, выступающие в качестве предметов труда (уголь, энергия ветра, нефть и т. д.). На начальных и ранних этапах истории главную роль в жизни человечества играли естественные источники средств жизни. Практика порождает и обусловливает активно-творческое отношение человека к миру. Существенным результатом развития общественного производства является создание искусственной среды жизни человека. Искусственная среда состоит из вещественной основы (производственные сооружения, орудия труда, домашние растения и животные, здания и т. п.) и системы определенных общественных отношений (производственные, семейные, бытовые и др.). Таким образом, компоненты, связанные с проблемами выживания человека, можно разделить, во - первых, на те, существование которых не зависит от человека (космические катаклизмы, излучения, планетарные стихийные бедствия, катастрофы и т. д.); во-вторых, на те, которые создаются человеком (ухудшение среды обитания, мировые и локальные военные конфликты, сокращение минерально-сырьевых и энергетических ресурсов и т. п.).

По мере цивилизационного развития роль общества и значение искусственной среды в жизни человека последовательно возрастают. Можно сказать, что в результате антропогенного воздействия человека на природу искусственная среда наступает и вытесняет сегодня естественную. Ныне географам остается только мечтать о чистой географической среде, ибо ее просто не существует. Но существуют техногенные ландшафты и техногенная среда (ежегодно человечество производит техномассу в количестве 1013 - 1G14 т). Само познание природы зависит не только от восприятия природы человеком, но и от познания человеком самого себя. Естествознание, исследующее условия возникновения искусственной среды, вводит в свой понятийный аппарат представление о человеке как субъекте искусственного преобразования природы, введение категории искусственного в структуру естественного является исходным пунктом его экологизации.

Естественная среда - это не только материальные условия жизнедеятельности, она - исходный пункт производства. Она - объект, при взаимодействии с которым возникают определенные практические, познавательные, эстетические и нравственные отношения, т. е. с ней связана и физическая, и духовная жизнь человека. Человек, отражающий природу в своем сознании и ставящий перед собой цели, является субъектом различных видов деятельности. Жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не свойство знания, наоборот, люди сначала должны жить, а потом уж они способны что-то знать о среде своей жизни, т. е. необходимо рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни. Это нужно особенно помнить и учитывать при философском анализе проблем человека. Подчеркнем, что социальная экология - область социологии, исследующая закономерности взаимодействия общества и природы1.

Под влиянием идей, появившихся в конце XIX - начале XX вв. в России, получивших название космизма, рассматривавших взаимодействие природы и общества, стали широко использоваться такие понятия, как биосфера, ноосфера, которые позволяют конкретизировать, уточнить и выяснить содержание диалектики природного и общественного, прогнозировать их новые реалии. Биосфера включает все сферы проявления жизни (растительное царство, микроорганизмы, животные, человек). Техносфера представляет собой совокупность материальных средств результатов и продуктов человеческой деятельности. «Ноосфера» обозначает такой процесс, - когда человечество, вооруженное научной мыслью, становится движущей силой развития нашей планеты. Как считал В. Вернадский, ноосферой является мир, в котором знание об этом мире является его структурой, а отношение человека к природе рассматривается в качестве формы проявления самой природы. Ноосфера - это универсальная характеристика связей природы и общества, которая позволяет установить гармонизировать искусственные и естественные компоненты человеческой деятельности и проецирует их на эволюцию биосферы,

Сегодня, когда, остро стоит вопрос о сохранении биосферы, жизни на Земле, остановимся на проблеме эволюции биосферы и ее перехода в ноосферу. Человек должен понять, писал В. Вернадский, «что он не есть случайное, независимое от окружающей биосферы существо».

Полезно помнить, что природный субстрат является необходимой материальной предпосылкой, полем деятельности, природной «ипостасью» любой человеческой вещи, машины, системы машин и т. д. и никакая научно-техническая революция не изменит того обстоятельства, что природная составляющая - атрибут любой социальной вещи. Но, тогда любые предметы материальной культуры, поскольку они природные тела, преобразованные человеком, подчинены, детерминированны естественными закономерностями; механическими, физическими и т. д., сохраняющими качество данного природного субстрата. Однако, создавая предметы материальной культуры, человек преследует свои цели, которые вовсе не совпадают с закономерностями воспроизводства природного тела данных предметов, что, конечно, не отменяет закономерностей, которые продолжают действовать, но часто действовать разрушительно.

История показала, что, вырывая, в том числе и в прямом смысле слова, природные тела, органические и неорганические, из сложившихся естественных связей, получая их в своих целях в «чистом виде», люди всегда (вопрос только когда и в некой форме) обнаруживали ту или иную, но уже социальную, а в XX веке глобальную проблему. Так было и будет всегда, поскольку человек, покоритель «природных кладовых», сам, как ни крути - «природное существо» (К. Маркс), но он как творец неоосферы свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Но если природа существовала до человека и может обходиться без человека, то он живет в ней и вне ее жить не может. Став частью биосферы, человек изменяет ее, приспосабливая к своим нужцам и потребностям. В ряде случаев человек улучшил свойства отдельных растений и животных, вывел их новые формы, изменил природный ландшафт, сделал пригодными для обитания людей новые регионы и т. д. В этом смысле воздействие человека на биосферу носит положительный характер. Но если учесть, что эволюция живого идет под влиянием человека, то подавляющее большинство органических форм обречено на вымирание, будучи не в состоянии адаптироваться к среде, резко измененной человеком. Факты свидетельствуют, что в век НТР возрастают последствия разрушительного вторжения человека в биосферу, ведущего к обеднению естественных богатств, масштабному загрязнению окружающей среды, к ломке сложившихся в живой природе связей между биоценозами, отдельными видами и популяциями флоры и фауны. И если на ранних этапах цивилизационного развития последствия деятельности людей не носили рокового характера и природа успевала самовосстанавливаться после нанесенного ей ущерба, то, начиная со времени интенсивного промышленного производства, последствия человеческой деятельности приобретают глобальный, часто катастрофический характер.

Понятие «природа» связано не только с такой наукой, как география. Прежде всего, это общефилософское понятие, которое появилось ещё в античной научной литературе.

Определение понятия «природа»

Существует несколько определений понятия «природа »:

  • в широком смысле : природа - это весь окружающий человека мир, во всём многообразии его форм и проявлений;
  • в узком смысле : природа - это весь материальный мир, за исключением общества, то есть, это естественная среда обитания человека.

Рис 1. Природа без человека

В науке есть и понятие «второй природы». Это та материальна среда, которая была создана (сформирована, преобразована) человеком, стремившимся улучшить условия своей жизни.

Таким образом, природа есть ареал обитания человека и общества. Общество, хоть и отделилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней.

В настоящее время проблемы взаимодействия общества и природы изучаются, в том числе, и на уроках обществознания в 10 классе (эта тема также представлена в ЕГЭ по предмету). В основном речь идёт противоречивом характере взаимодействий в системе «человек-общество-природа».

Отношение человека к природе

На протяжении тысячелетий отношения общества к природе постоянно менялось, трансформировалось под воздействием религии, философии, науки. Эти изменения можно кратко представить в виде следующей таблицы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Исторические этапы

Отношение к природе

Античность

Основным принципам существования была гармония. Природа воспринималось людьми как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек не воспринимал себя как нечто отдельное от природы.

Средневековье

С одной стороны, под влиянием христианской религии, природа воспринималась как нечто вторичное, более низкое, чем человек, наделённый божественной искрой - душой. Основным принципом существование было подчинение природы, возможность безнаказанно черпать природные ресурсы, аргументируя этот тем, что Бог создал мир для человека.

С другой стороны, природа воспринималась как идеальное творение Бога. Считалось, что только через познание природы возможно познать часть замыслов Творца.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Возвращение к античным принципам сосуществования с природой. Отход от природы и природного считался чем-то противоестественным, негативным. Природа для человека - источник радости, наслаждений и удовольствий.

Новое время

Под воздействием научного прогресса установился новый принцип сосуществования человека и природы - полное подчинение природы и природных сил человеку. Природа стала объектом экспериментирования, считалась, что любая природная сила, костная и инертная должна быть покорена человеком и использована на благо общества.

Современность

Начало формирования нового мировоззрения, основой которого стал принцип мирного, партнёрского сосуществования человека и природы. Природа начала восприниматься как уникальный, целостный организм, готовый для конструктивного диалога, служащий основой для жизни и деятельности человека.

Социологи выделяют три периода в истории человеческой цивилизации, характеризующие взаимоотношения человека и природы:

  • палеолит (человек не мог выжить вне природы, зависел от природных условий, ощутимого влияния на природу не оказывал);
  • неолит (в этот период человек начал активнее воздействовать на природу, преобразовывая жизненное пространство под себя: постройка городов, каналов, вырубка леса и т. д.);
  • промышленная эра (человек стал использовать максимально большое количество ресурсов, постепенно истощая природные богатства; именно в этот период появляется термин «экологический кризис» – цела совокупность глобальных проблем, которые, в своём развитии, могут привести к смерти всего живого на планете).

Рис 2. Ландшафт, изменённый человеком

К XXI веку сложилась чёткая система ценностей и моделей взаимодействия, определявшая основной принцип отношений человека и природы - партнёрство. Сейчас люди пытаются устранить ошибки прошлого.

Примеры такой работы:

  • люди борются с незаконной вырубкой лесов ;
  • люди охраняют редкие виды животных ;
  • люди стараются бережно расходовать воду ;
  • люди снижают темпы загрязнения воздуха .

Формы взаимодействия природы и общества

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде-ние качественно нового материального единства, так как чело-веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильна связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели ;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы , некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Экологическое взаимодействие человек общество природа

Когда речь идёт о взаимодействии человека и природы, общества и природы, основной упор делается на экологическое взаимодействие. Человек пытается решить уже возникшие экологические проблемы и не допустить появления новых.

Рис 3. Экологические проблемы: загрязнение окружающей среды

Что мы узнали?

Природа - сложная система, имеющая свои определенные характеристики, свою структуру и существующая отдельно от общества. На протяжении тысячелетий отношения человека к природе менялось, но взаимодействие не прекращалось никогда. Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя-ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи-тельности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за-ключается основа единства мира.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 208.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации