Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс доу. Внедрение инновации в организацию образовательного процесса

В НЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС-ОСНОВА

КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Токбаева А.С.

КГУ «Школа –лицей №4 имени Абая»

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

C наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом – в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире… Поэтому первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

Главная цель модернизации образования – повышение его качества и расширение его доступности для всех слоев населения независимо от социального и имущественного положения человека. Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

Понятие качества призвано вооружить учащихся такими знаниями, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном противоречивом обществе. Есть множество подходов к структуре факторов, влияющих на качество образования. Рассмотрим два из этого множества. Первое. Понятие качества образования включает в себя: качество целей, нормы; качество условий; качество образовательного процесса; качество конечных результатов. Следовательно, согласно этой схеме в системе факторов – личность и профессионализм учителя. Вторая трактовка включает в себя создание условий для обновления форм организации и содержания образовательного процесса. Стабильное функционирование и развитие системы образования – необходимое условие развития общества и государства. Система образования занимает в обществе свое, особое место, так как готовит будущее, определяет, что будет завтра. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все граждане без исключения. Казахстан стал страной, открытой миру, демократическим обществом, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Принципиально новые направления должны стать основой кардинальной модернизации образования. Вопросы - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу – волнуют наше общество.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

    владение современными образовательными технологиями;

    способность делать учебный материал доступным пониманию;

    творческое применение методов обучения;

    способность организовать детский коллектив;

    интерес к детям;

    яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую технологию личностно-ориентированного образования. Она используется с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости применяю технологию уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. И учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    создание презентаций к урокам;

    использование готовых обучающих программ;

    работа с ресурсами Интернет.

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, уровня их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов, занятиях кружка, внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

    способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

    позволяют наглядно представлять материал;

    интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

    повышать познавательную активность обучающихся.

Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Кроме того, учителю нужно:

    более продуманно формулировать цели своей деятельности;

    ставить конкретные задачи;

    прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;

    отслеживать уровень мотивации учащихся;

    наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;

    отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.

Главная роль в этом процессе определена учителю. Во все времена учитель был и продолжает быть особым маяком для своих учеников, направляя не только их знания, но и мысли в правильное русло.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

2 1 ноября 201 5 года Жезказганский университет имени О.А.Байконурова проводит международные ХV Байконуровские чтения на тему: «Региональные возможности реализации стратегии индустриально-инновационного развития «Казахстан – 2050»».

Работа конференции планируется по следующим направлениям:

1. Научное наследие академика О.А.Байконурова и вклад в развитие горнодобывающей промышленности Жезказган-Улытауского региона.

2. Инновационные методы обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Экономико-управленческие проблемы инновационного развития общества.

Работа конференции предусматривается на пленарном и секционных заседаниях широким обменом мнениями, научным и производственным опытом.

Рабочие языки конференции – казахский, русский, английский, немецкий.

Расходы связанные с прибытием и участием на конференции, осуществляется за счет участников.

В адрес оргкомитета до 20 октября 201 5 года просим выслать доклад на электронном носителе (с распечаткой 1 экземпляра), регистрационную форму.

Оргкомитет просит авторов при подготовке докладов руководствоваться следующими правилами: объем материалов должен составлять не более 5 страниц, отпечатанные через 1,0 интервал, в редакторе «Word 7.0» на бумаге формата А 4, шрифт “Times New Roman”, кегль – 14, поля: верхнее и нижнее – 3,0см, левое и правое – 2,5см.

Текст статьи набирается в редакторе Word of Windows и печатается на принтере с хорошим качеством печати через одинарный интервал, 14 шрифтом “Times New Roman”. Все рисунки должны быть выполнены черно-белыми и не должны превышать страницу формата А 4. В левом верхнем углу печатается УДК, после просвета в 2 интервала – название статьи заглавными буквами, ниже после просвета в 2 интервала – фамилии и инициалы автора (авторов), далее на следующей строке – наименование организации, через просвет в 3 интервала – текст доклада с красной строки.

Статьи будут опубликованы в авторской редакции, поэтому предоставленные материалы должны быть отредактированы автором и не содержать грамматических и лексических ошибок. Материалы, представленные позднее указанного срока или оформленные не в соответствии с требованиями, не рассматриваются и не возвращаются.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация


Детское общеобразовательное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит что они занимающихся нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.

Существуют различные причины нововведений:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива. 4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания. 5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

3. Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;

4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности - это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

1) постоянно занимается самообразованием;

2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели - стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ.

Доклад по теме:

«Внедрение в практическую деятельность инновационных

технологий в процессе обучения и воспитания».

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе педагогической деятельности учителя? Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке?

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

* Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

* Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

* Концептуальность учебно-воспитательного процесса : сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

* Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .

* Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

4 . Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий, работы с одаренными детьми.

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главное направление экспериментальной работы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе.
Цель экспериментальной работы - создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных технологий в школе.

Направления экспериментальной деятельности:

    Отработка модели индивидуализированного обучения школьников с использованием информационных технологий;

    Разработка системы показателей функциональной грамотности выпускников разных ступеней школы, реализуемой с применением УИТ;

    Реализация информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения;

    Комплекс работ по построению и развитию единого образовательного информационного пространства школы и обеспечению технологии его функционирования;

В своей практической деятельности учителя используют современные педагогические технологии. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает "желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Многие общеучебные понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами …..

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

Ирина Коваленко
Традиционное и инновационное образование. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ

Современное российское дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.

Инновационный процесс – это комплексная направленная деятельность по внедрению (распространению) и использованию новшеств.

Раньше ориентирами образования были формирование знаний, навыков, обеспечивающих «готовность к жизни». Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В споре о том, какая система образования лучше – традиционная или новая – не может быть однозначного ответа. В каждой системе есть и положительные моменты и отрицательные. Если обществу и государству нужен человек дисциплинированный и послушный – приоритет отдается традиционным системам. А если обществу нужны люди творческие, самостоятельные, мыслящие, возможно с чем-то не согласные, где-то не послушные, умеющие отстаивать свою точку зрения – тут зеленую улицу получает развивающая система образования.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательных сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Обновление содержания воспитания – одно из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе развития. Очевидно, что традиционные технологии устаревают, они мало эффективны. Необходимы инновационные методы воспитания, адекватные психологическим, возрастным и культурным возможностям детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявления творческих способностей. Решение этой задачи не возможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, проявляются различные инновационные технологии.

Инновационная технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технологии исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Игровые технологии;

Здоровьесберегащие технологии

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении сказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формировании и развитии знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.

2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги, игротерапия, коммуникационные игры, самомассаж, точечный самомассаж, занятия из серии «Здоровье».

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального развития, сказкотерапия, технологии воздействия цветов, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное неосложненное развитие.

Технологии проектной деятельности.

Целью использования этих технологий являются формирование у ребенка умения работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Смысл проектных технологий заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с педагогом.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.

Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявленными требованиями.

Технологии исследовательской деятельности

Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям исследования: опыты, коллекционирование, путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений, путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений.

Информационно-коммуникационные технологи

Цель Информационно-коммуникационной технологии – развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Использование ИКТ на занятиях в детских учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению полученных знаний. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существующие программы «Страна знаний», «Букварики – смешарики», «Игры для Тигры» и др. дают огромные возможности для развития мышления детей, коррекции речевых нарушений, обучения грамоте, изобразительной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данной технологии – создание демократичных партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребенка во главу обучения.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических технологий. Педагогику сотрудничества разработал Ш. А. Амонашвили. Название этой технологии дано группой педагогов-новаторов, в опыте которых были обобщены лучшие традиции советской школы и достижения русской и зарубежной технолого-педагогической науки и практики (в том числе К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского).

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии в образовательном процессе сначала могут использоваться как отдельные игровые моменты, которые особенно важны в период адаптации детей в детском учреждении. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность в игре, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима в игре.

В игровую технологию включаются:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предмета, сравнивать, сопоставлять их;

Игры на обобщение предметов по определенным признакам;

Игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Игры, воспитывающие умения владеть собой, развивающие быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы.

Популярным среди российских детских садов является игры Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», развивающие игры В. В. Воскобовича «Кубики Зайцева», логические игры с блоками Дынина, «Палочки Кюизенера».

Педагогические коллективы широко практикуют технологию культурно-досуговой работы (игры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»).

Научно-практическую направленность образовательному процессу в дошкольном учреждении придаёт внедрение методов и приемов в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы данной технологии направлены на формирование исследовательских умений детей, творческих способностей, на развитие мышления, воображения и связной речи. Эффективность данной технологии подтверждается и в подготовке детей к школе, так как она позволяет сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.

Каждое дошкольное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или разрабатывать собственные. Технологии дошкольного образования предназначены для того чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив комплексный воспитательный процесс. Гарантии эффективности технологий является их практическое происхождение, так как они разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного многократно повторенного успешного опыта воспитания детей.

Внедрение новых технологий могут быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важные значение имеет конкуренция, когда детские сады соревнуются за звание самого современного ДОУ. Награда известна – большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.

Выступление на педагогическом совете

21.12.2012 года
на тему «Внедрение инновационных технологий и методов

в учебный процесс 1 класса»

Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.

Нам, учителям, нередко бывает трудно выбрать тему исследования или проблему для проекта, а ведь и темы, и проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни. Часто нам подсказывают дети. Так, например, на прогулке поздней осенью первоклассники с удивлением смотрели на свои грязные от снега варежки и спросили: “А почему у нас всегда зимой рукавички чёрные, ведь повсюду лежит снег?!” Так родилась тема эмпирического исследования “Почему у меня зимой рукавички чёрные?” . Ребята активно работали над изучением данной проблемы. Провели соответствующие замеры и выяснили, что зимой загрязняют атмосферу города вредные вещества, в частности сажа, образованные при сгорании некачественного угля. Наблюдая за ребятами во время исследования, я видела, что они выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен был сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, то есть происходила творческая самореализация учащихся.

Не стоит забывать, что темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!

Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.

Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Итак, я выяснила, что и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность

формирует поисковые (исследовательские) умения

Способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,

Самостоятельно принимать решения,

Находить несколько вариантов решения проблемы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

развивает коммуникативные навыки

Умение работать в команде;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение находить компромисс

формирует навыки оценочной деятельности

развивает презентационные умения и навыки

раскрывает индивидуальный потенциал учащихся .

Но не только исследование и проектирование ценны для современного образования. С каждым годом всё большее значение в учебном процессе приобретают информационные технологии. Они позволяют:

1.активизировать познавательную деятельность учащихся;

2.обеспечить положительную мотивацию обучения;

3.усовершенствовать контроль знаний;

4.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

5.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

6.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Действительно, компьютер эффективно заменил классические средства воспроизведения аудио-и видеоматериалов. Это и прекрасные фильмы о звуках и буквах, “Математический конструктор”, благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Если же возникает потребность аккумулировать необходимые учебные материалы, представить их в удобной на данный момент форме, то я использую программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Работая в данном направлении, разработала несколько математических разминок, а во время обучения грамоте применяю разминку “Найди звук” , “Буква потерялась” . Интеллектуальные игры “Своя игра” , “Как стать отличником?” помогают при повторении изученного материала. Создаю “слайд – сказки”, с помощью которых не только проверяю вычислительные навыки, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, формирую чувство эмпатии.

Внедрение инновационных технологий - это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего в озрастает положительная мотиваця обучения.

Мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии

Повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;

Развивают логическое и творческое мышление;

Формируют умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

(или « Дневник моего роста »)

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфолио».

Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Почему образовательная практика нуждается в современных технологиях?

Известно, что сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как: глобализация,открытость, неопределенность.

В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.

Портфолио – технология накопления и систематизации информации

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Литература:

А.Гутников, В.Пронькин, Н.Элиасберг “Живое право” - Санкт –Петербург - 2001 год

И.С.Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся” Москва Издательство “АРКТИ” - 2004 год.

Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 6 -2007 г. Стр. 88 – 96.

Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - Москва “Сентябрь” 1996год.

Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.

Р.В.Овчарова “Практическая психология в начальной школе” Москва “Сфера” 2002г.

А.И.Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников” Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации