В настоящее время неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность обучающихся. Данная работа представляет собой отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе". В работе представлены особенности технологии метода проектов, примеры проектных работ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени А.П.Румянцева
Тема по самообразованию
«Проектная деятельность обучающихся
По русскому языку и литературе»
Учитель первой
Квалификационной категории
Городилова О.Б.
Учебный год 2014-2015
Отчёт по работе над темой самообразования
«Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе»
Обоснование выбора темы
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Задача школы сегодня заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность или метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
Цели, задачи работы над темой самообразования, сроки
Цели:
Задачи:
Работа над данной темой самообразования осуществлялась в течение 3-х лет (2012-2013 учебный год, 2013-2014 учеб. год, 2014-2015 учеб. год).
Источники самообразования
В процессе работы над темой «Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе» была подобрана и изучена следующая литература:
Предполагаемые результаты
Деятельность по реализации темы самообразования
Этапы работы, сроки | Практическая деятельность | Результаты деятельности |
|
1. Диагностический, 2012 – 2013 учеб. год | 1. Определение темы самообразования. 2. Планирование работы по теме. 3. Изучение литературы по теме, имеющегося опыта. | 2. Изучение учебно-методической литературы. | 1. Курсы повышения квалификации «Обновление содержания образования в школе в условиях внедрения ФГОС» (ЛГУ имени А.С.Пушкина) 2. Изучение литературы по теме. |
2. Прогностический, 2012 – 2013 учеб. год | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Прогнозирование результатов. | 1. Цели и задачи определены. 2. Намечены предполагаемые результаты. |
|
3. Практический, 2012 – 2013 учеб. год, 2013 – 2014 учеб. год | 1. Продолжение изучения литературы по теме. 2. Разработка проектов. | 1. Курсы повышения квалификации. 2. Реализация проектов. | 1. Курсы повышения квалификации «Теория, методика и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС. 5-11 классы» (ЛОИРО) 2. Методические разработки проектов. 3. Выступление на семинаре ЛОИРО по теме «Проектная деятельность на уроках литературы в 7 классе». |
4. Обобщающий, 2014 – 2015 учеб. год | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | 1. Оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся. 2. Оформление результатов в виде отчёта. 3. Выступление на НМК с обобщением опыта работы по теме (презентация). | Подготовлен отчёт и презентация по теме самообразования. |
5. Внедренческий, в ходе дальнейшей педагогической работы | 1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. |
Особенности технологии проектной деятельности
Из истории Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века. |
Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: обучающиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность обучающихся – индивидуальная, парная или групповая.
Что такое проект?
Само понятие «проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.
Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.
Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную деятельность обучающихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности.
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.
Требования к учебному проекту:
Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. желательно не предлагать обучающимся готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикам можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий:
Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками.
К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:
Классификация проектов
| В рамках одной области знаний Проект, объединяющий несколько предметных областей |
|
По организационной форме |
| Проект, выполняемый одним учеником Выполняется двумя учениками Проект, выполняемый группой учеников |
По времени выполнения |
| На один урок 4-6 уроков От недели до года |
По характеру контактов |
| Участники первичного коллектива Участники образовательного учреждения Участники образовательных учреждений |
По виду деятельности
Исследовательские проекты | Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. |
Практико-ориентированные проекты | Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п. |
Информационные проекты | Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п). |
Творческие проекты | Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов, театрализации и т.п. |
Игровые (ролевые) проекты | Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.). Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор? |
Проектный продукт
Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.
Мультимедийный продукт:
Научные или учебные материалы:
Публицистические материалы:
Нормативные документы:
Творческий продукт:
Мероприятия:
Этапы проектной деятельности
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Подготовительный | Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи. | Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению. |
2. Планирование работы | Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»), при организации групповой работы – распределение обязанностей, определить источники информации, ознакомиться с критериями оценки результатов. | Осуществляют: планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации. |
3. Реализация проекта | Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, консультирует по презентации результатов. | Осуществляют поиск, сбор необходимой информации, её обработку, консультируются по необходимости, оформляют документацию проекта. |
4. Презентация (представление) проекта | Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. | Представляют результаты проекта, отвечают на вопросы, дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
5. Осмысление и оценка проекта | Учитель (или жюри) оценивает результаты. | Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности. |
После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить неиспользованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.
Направляя обсуждение, учитель может предложить участникам проекта следующие вопросы:
Возможные варианты критериев оценки проектных работ
Вариант 1
Оценочный лист
Название проекта | Самооценка творческой группы | Оценка педагога | Оценка жюри | Средний балл |
Достигнутый результат | ||||
Оформление | ||||
Защита: представление | ||||
Ответы на вопросы | ||||
Процесс проектирования: интеллектуальная Активность | ||||
Творчество | ||||
Практическая деятельность | ||||
Умение работать в команде | ||||
Средняя итоговая оценка: |
Вариант 2
Экспертный лист для оценки проектов
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта | Баллы |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы | |
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики | |
3. Полнота и содержательность представленного проекта | |
4. Оригинальность решения проблемы | |
5. Оформление проекта | |
Общая сумма баллов |
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации | Баллы |
1. Соответствие реализации задуманному проекту | |
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта | |
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации | |
Общая сумма баллов |
Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Главные достоинства проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слабые стороны проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной вывод эксперта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Портфолио проекта
Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.
Портфолио включает:
Целесообразно выбирать ответственного за наполнение портфолио.
Паспорт проекта
Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих элементов:
Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя. В старших классах учитель может только утверждать паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.
Примеры проектных работ
Паспорт проекта
Название проекта | «Имя числительное в речи» |
||||||||||
Учебный предмет | Русский язык |
||||||||||
Тип проекта | Практико-ориентированный, групповой, кратковременный |
||||||||||
Цель проекта | Составить иллюстрированное пособие по теме «Имя числительное» |
||||||||||
Задачи проекта | 1. Определить частотность употребления числительных в речи (собрать пословицы) 2. Проанализировать тексты разных стилей (научный, художественный, официально-деловой). 3. Совершенствовать умение употреблять числительные в речи. |
||||||||||
Руководитель проекта | Городилова О.Б. |
||||||||||
Возраст участников проекта | 6 класс |
||||||||||
Аннотация проекта | Данный проект осуществлялся в ходе изучения темы «Имя числительное». Итоговый продукт был представлен на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Имя числительное» |
||||||||||
Предполагаемый продукт проекта | Газета-карта «Город Числительнск», лингвистическая сказка «Жители города Числительнска» |
||||||||||
Этапы работы над проектом |
|
||||||||||
Необходимое оборудование и ресурсы | Сборники пословиц и поговорок, тексты разных стилей, ватман, бумага для рисования, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, бумага для печати, компьютер, принтер. |
Проект «Лексическое богатство русского языка»
Проект «Лексическое богатство русского языка» по типу практико-ориентированный, групповой, кратковременный. Обучающиеся 6 класса работали над проектом в группах по четырём направлениям: художественная литература, мифология, иностранный язык, Интернет-ресурсы. Каждая группа исследовала разные источники (повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», «Легенды и мифы Древней Греции» И.Куна, статьи из газет и журналов на тему «Спорт» и «Музыка»). В итоге были составлены словники (списки из 8-10 слов) устаревшей лексики из художественного текста, мифологических фразеологизмов, иностранных слов в современной печати, компьютерных неологизмов. Продуктом проекта стал Словарь, который был представлен в виде презентации. Данный продукт использовался на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», также он может быть использован и во внеклассной деятельности.
Проект «Тексты официально-делового стиля»
Данный кратковременный проект реализовался на уроках русского языка по теме «Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля». Участники проекта (6-классники) составляли свой собственный «портрет» - автобиографию в официально-деловом и художественном стилях. Автобиографию в художественном стиле сопровождали презентации с фотографиями, грамотами, дипломами и т.п. Продуктом проекта стал сборник автобиографий «Наш класс».
Проект «Литературный праздник «Эпос народов мира»»
По типу данный проект практико-ориентированный, групповой, долговременный. Проект по литературе осуществлялся в ходе изучения в 7 классе раздела «Устное народное творчество». В проекте участвовали обучающиеся 4 и 7 классов. В ходе работы над проектом было проведено исследование среди обучающихся школы с целью узнать, что они знают об устном народном творчестве; организован просмотр мульти- и кинофильмов о былинных богатырях; чтение были и эпоса «Калевала». Были созданы три группы: информационная (осуществляла поиск материалов о Карелии, об истории карелов,их занятиях, национальных костюмах, эпических героях, творческая (составляла сценарий праздника, готовила выступление и инсценировку фрагмента их эпоса «Калевала», оформляла декорации и элементы костюмов героев), техническая (отвечала за фотографии, презентацию к празднику). Продуктом проекта стал сценарий литературного праздника «Эпос народов мира», который был реализован в городской библиотеке.
Другие проекты, выполненные на уроках и во внеурочной деятельности.
Название проекта | Учебный предмет | Возраст участников | Продукт проекта |
«Зима пришла» | Русский язык | 6 класс | Сборник рассказов о зиме «Зима пришла» с фотографиями. |
«Знатоки фразеологии» | Русский язык | 6 класс | Мультимедийная презентация. |
«Причастие» | Русский язык | 7 класс | Учебное пособие «Коварное причастие» |
«Частицы в русском языке» | Русский язык | 7 класс | Карта «Страна частиц» |
«Знаешь ли ты мифы?» | Литература | 6 класс | Составление сценария и проведение викторины «Знатоки мифов» |
«Пословицы и поговорки русского народа» | Литература | 6 класс | Сборник сочинений «Пословицы и поговорки русского народа») |
«Читаем Пушкина» | Литература | 7 класс | Сборник кроссвордов по произведениям А.С.Пушкина |
«Русские поэты о Родине, родной природе» | Литература | 7 класс | Литературный праздник |
«Поэзия подвига» | Литература | 8 класс | Инсценирование главы из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского, сборник стихотворений о Великой Отечественной войне» |
В чём преимущество проектной деятельности?
Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.
Описание проектА
Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.
Многие из нас не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в речь детей и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».
Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….
Выводы анкетирования…..
Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:
В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:
1)исконно русские
2) старославянские
3) латинские и греческие 4) западноевропейские
Мы знаем, что Древняя Греция дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…
Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…
Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….
Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.
Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..
Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…
Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,
В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…
работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….
А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...
У учеников?...... у родителей?.....
Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений. Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.
Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной.
Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Лещенко О.В .
Ох, уж эти фразеологизмы!
И что же они затеяли?
Задания нашего проекта:
Познакомиться
Узнать
с новыми фразеологизмами и их значениями
историю возникновения фразеологизмов
Провести опрос и сделать анализ результатов
Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?
Ответы учителей:
Ответы учеников:
Результаты исследования показали:
фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
Водить за нос
Лить крокодиловы слёзы
Заткнуть за пояс
Источники фразеологизмов
1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;
2) старославянские (ищите и обрящете) ;
3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);
4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)
Фразеологизмы, пришедшие из мифов
Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Ахиллесова пята – уязвимое место.
Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.
Двуликий Янус - двуличный человек.
Интересный факт
Манна небесная –
что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.
Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».
Русские фразеологизмы:
Спустя рукава –
относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой
В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.
Фразеологизмы из басен Крылова
Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Фразеологизм
Лексическое значение фразеологизма
держать камень за пазухой
Название сказки
таить злобу
ни пяди не уступить
«Дикий помещик»
нисколько не отдать
стоять на своём
«Дикий помещик»
добиваться выполнения своих требований
моя изба с краю
на бобах разводить
нежелание принимать участие в каких-либо делах
«Дикий помещик»
«Вяленая вобла»
гадать
некуда носу высунуть
«Вяленая вобла»
некуда выйти
ума палата
«Премудрый пескарь»
иметь много ума
гляди в оба
«Премудрый пескарь»
будь бдителен
«Премудрый пескарь»
Отдохнём!
Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.
Фразеологизмы в других языках
Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы
Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.
Пустить петуха –поджечь что-то.
Ума палата -семи пядей во лбу
Голова на плечах - светлая голова.
Два сапога пара – одного поля ягоды.
Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.
Хоть пруд пруди - кот наплакал.
Засучив рукава – спустя рукава.
Заварить кашу – расхлёбывать кашу.
Тяжёл на подъём - лёгок на подъём
Любимый фразеологизм
У учителей – ни свет ни заря.
У учеников – как с гуся вода.
У родителей – зарубить на носу.
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Русский язык в современном мире Выполнила работу: Володина Е. А. Руководитель: Саджая Л.В.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»,
г. Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области
Цели, задачи и методы исследования Цели исследования: Обозначить роль, положение и значимость русского языка в современном обществе Проследить за изменениями в языке за последние десятилетия Задачи исследования:
Русский язык - наше национальное достояние и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством - хранить и приумножать.
Современный русский язык 1) национального русского языка; 2) одного из языков межнационального общения народов России; 3) одного из важнейших мировых языков.
Русский язык выполняет три функции:
Кроме основных функций, которые присущи каждому языку, русский язык имеет еще одно очень важное назначение – он является объединяющим звеном многих народов и наций.
Более 200 миллионов человек считает его родным языком, а число владеющим им достигает 360 миллионов. В более чем 10 стран русский язык имеет статус официального, среди них – Россия, Беларусь, Абхазия, Таджикистан, Казахстан. Более 200 миллионов человек считает его родным языком, а число владеющим им достигает 360 миллионов. В более чем 10 стран русский язык имеет статус официального, среди них – Россия, Беларусь, Абхазия, Таджикистан, Казахстан.
Русский язык является международным языком общения между славянскими странами: Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией.
По общему количеству говорящих на нем людей русский язык занимает 6 место в мире.
Русский язык в международном общении
Англицизм - слова заимствованные из английского языка.
Своё проникновение в речь русского человека англицизмы начали в конце XVIII (18) начале XIX (19) века. Исторический бум притока англицизмов русский язык пережил в начале 90-х годов.
Основные причины заимствования
джобает - работает
глючит - перестало работать
дрова - драйвера
Винда - операционная система
форточка - оболочка Windows
прога - компьютерная программа
клава - клавиатура
сервак - сервер
хакнуть - взломать
Компьютерный жаргон (сленг):
Тюремный жаргон: Тюремный жаргон: малява - записка ксива - документ удостоверения личности петух - новичок, опущенный бывалыми зэками урка - сбежавший зэк фраер - тот, кто находится на воле
Молодежный жаргон (сленг):
чикса, тёлка, чувиха - девушка
чувак, чел - парень
кидать понты - выпендриваться
база, хата - квартира
родоки, предки - родители
мальчик-мажор - избалованное дитя обеспеченных родителей
потрещать - поговорить
труба, мобила - мобильный телефон
уматово - потрясающе
чумовой, отпадный - классный, замечательный
прикид, шмотки - одежда
не прёт, бесит - не нравится
музон - музыка
улёт - слово, выражающее восторг; потрясающе
Как формируется жаргонная лексика? Способы их образования: придание иного значения, метафоризация, переосмысление, переоформление, звуковое усечение, активное усвоение лексики иностранных языков.
Слова и сочетания основываются на базе имеющихся в среде их появления диалектных различий и морфем языка.
Влияние SMS-общения на грамотность речи В 2007 году человечество отметило круглую дату – 15-летие с тех пор, как в сети была отправлена первая со дня сотворения мира смс. Специально к юбилею лингвисты провели исследование среди любителей общения посредством коротких тестовых сообщений. И пришли к неутешительному выводу. Оказалось, многие подростки - любители смс - начинают забывать родной язык! Привыкнув коверкать слова, они забывают о грамотности не только в обыденной речи, но и при выполнении учебных работ. Использование сокращений, компрессия текста Объем sms-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
Харик
Проект по русскому языку
МОЕЙ ШКОЛЫ
Выполнила ученица 11 класса
МБОУ ЦО «Альянс»
Полярж Мария Владимировна
Руководитель Марининская Надежда Анатольевна
Проект по русскому языку
Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
МОЕЙ ШКОЛЫ
Учебный предмет : русский язык.
Возраст участников : 13-17 лет.
Продолжительность: длительный (учебный год).
Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.
Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.
М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.
Ход проекта
Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
Изучить специальные слова в речи учащихся.
Изучить жаргонную лексику школьников.
Изучить сленг школьников 8-11 классов.
Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся
Итоговый продукт.
Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.
На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.
Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.
Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
Диалектная лексика
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.
Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.
Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:
Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;
Другие считают, что в наши дни это не актуально;
Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.
Профессионализм
Значение
Дискуссия
Мировоззрение
Точка зрения
Медикаменты
Лекарства
В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
3. Русский молодежный сленг
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодёжный сленг
Значение
Привет, здравствуй
Зеньки, шары
Чувак, чел
Супер, класс, ништяк
Локаторы
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
4. Жаргонная лексика
Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.
Жаргонная лексика
Что означает
Башка, бубен
Домашняя работа
Дивидишка
Проигрыватель
Тот, кто младше
Мобильный телефон
Родители
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
5. Классификация словарного состава
Принципы классификации словарного состава:
По происхождению: исконно - русская, заимствованная
По степени употребления: пассивный, активный
Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Социологический опрос
Нужен ли речевой этикет?
Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?
Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?
Допустима ли ненормативная лексика?
Необходима ли цензура в периодических изданиях?
Нужен ли закон о речевом этикете?
Результаты опроса:
1.Обучающиеся 8 классов
№ вопроса
Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.
2.Обучающиеся 9 классов
Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.
Обучающиеся 10 класса
Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.
4. Обучающиеся 11 класса
Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.
Вывод из опроса
Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.
Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.
Пути исправления
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.
Заключение
Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.
Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.
В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.
Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.
Использованная литература :
Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.
Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.
Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.
Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.
Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.
Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.
Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
SMS как современный эпистолярный жанр
Виды синонимов.
Возникновение письменности на Руси.
Германизмы в русском языке
Деловой русский язык
Деловые бумаги в школе.
Жаргонизмы в нашей речи.
Заимствования в русском языке.
Забытая буква "Ё".
Звуки и буквы.
Из истории письменности
Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Искусственные языки
Использование буквы "Ф" в творчестве А.С.Пушкина (Языковедческий анализ произведений А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и "Полтава").
Источники и причины засорения речи
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Коммуникативная функция подростковой анкеты
Лексика семейного родства (на материале словаря Даля).
Лексика и фразеология как система красноречия языка.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Математические задачи на страницах художественных произведений.
Названия городских объектов в нашей речи
"Наш дар бессмертный - речь" (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).
Неличные формы глагола в английском и русском языках.
Обращения в русском речевом этикете
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Причастие как самостоятельная часть речи
Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
Принципы русской орфографии.
Речь и этикет.
Русский речевой этикет - приветствия.
Русский язык в сети Интернет.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке.
Фразеологические обороты, характеризующие человека
Энциклопедия одного слова.
Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
ЯзыкА.М. Пешковский – выдающийся ученый языковед.
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
Влиянии зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов.
Виды тропов и стилистических фигур.
Говор жителей Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья.
Жанр интервью в современных газетах.
Жаргоны и жаргонизмы
Значение абстрактного и его отражение в языке.
Нормативное построение словосочетаний. Интонационное богатство русской речи.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Как влияют социальные сети на язык.
Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахмотова.
Некоторые особенности обособления определений.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
Средства художественной выразительности в русском языке.
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Тропы и функции.
Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
Функциональные стили.
Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
Язык как способ существования культуры.
Темы проектов по литературы
Гончаров Иван Александрович
Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
Имена собственные в произведениях И.А. Гончарова.
Трактовка сна Обломова в произведении Гончарова «Обломов».
Гюго Виктор Мари
В. Гюго «Последний день приговоренного к казни» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Гюго и Достоевского.
Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание".
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").
«Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
Что читают герои романа "Преступление и наказание"?
Некрасов Николай Алексеевич
Поэтика поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (по нескольким эпизодам)
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова
Чехов Антон Павлович
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова
Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
Литература и музыка: пьеса Островского "Гроза" и одноименная опера Кашперова
Пушкин Александр Сергеевич
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?»
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Тургенев Иван Сергеевич
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Повесть Толстого "Отец Сергий" и роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стиАнна Ахматова
Александр Сергеевич Пушкин в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Цветовая символика образа Розы в поэтическом мире Анны Ахматовой.
Цветы в поэзии А.А. Ахматовой.
Эпиграф как средство формирования А.Ахматовой диалогической модальности художественного текста.
Борис Акунин
Игра как прием постмодернизма в творчестве Бориса Акунина.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Булгаков Михаил Афанасьевич
Библейские мотивы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и "Фауст" И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" в оценке священнослужителей.
Тайна романа М. Булгакова
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Лермонтов Михаил Юрьевич
Зилов и Печорин (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Зилов и Печорин: опыт сопоставительного анализа "героев времени" (на материале пьесы А. Вампилова "Утиная охота" и романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Марина Цветаева
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой.
Некрасов Николай Алексеевич
Замысел Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэтика поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова.
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова.
Толстой Лев Николаевич
Музыка в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.
Толстой Алексей Николаевич
А.Д. Меньшиков в истории и литературе по роману А.Н. Толстого «Петр Первый».
Система авторских обозначений персонажей в историческом романе А.Н.Толстого «Петр I».
Свободные темы:
«Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии XIX и XX вв.).
«Остров» П. Лунгина – путь к духовному спасению и традиции.
Nickname как разновидность современных антропонимов.
Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
Антиутопия в литературе XX века
Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
Дворянские костюмы пушкинской эпохи
Денисьевский цикл Ф.М. Тютчева
Жизнь замечательных людей
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Изображение детей Холокоста в произведении Дневник Анны Франк и Миша Дефонсека «Выжить с волками».
Интерпретация образов славянской мифологии в романе М. Вишневецкой "Кощей и Ягда или небесные яблоки".
Использование устаревших слов в повседневной жизни.
Концепт "грусть" и "тоска" в русском фольклоре и в поэзии А. Кольцова.
Концепт "пустыня" в русской поэзии XIX-XX веков (на материале лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока, И. Бродского).
Концепты "истина" и "правда" в представлении русского языка и А. Платонова.
Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Любовью дорожить умейте
Маскарад в произведениях русской литературы XIX века.
Метаморфозы эпистолярного жанра в поэтике А.П. Чехова.
Мир символов, пророчеств и грез в произведениях романтиков.
Мир фэнтези в современной литературе
Темы проектов по математике
Темы проектных работ по математике:
Авторские задачи.
Аликвотные дроби
Арифметика остатков. Сравнения по модулю.
Без мерной линейки
Без мерной линейки, или измерение голыми руками.
Бесконечный мир чисел.
Божественное число
Буква в кубе.
Быстрый счет - легко и просто!
Быстрый счет без калькулятора.
В глубь веков, или Как считали древние.
В мире времени (сборник творческих задач).
В мире ребусов и лабиринтов.
В мире удивительных чисел.
В поисках оптимальных решений.
В царстве чисел-великанов.
Вездесущая математика.
Великие задачи
Великолепная семерка
Великолепные цифры.
Виды задач на логическое мышление.
Виды и свойства движений.
Виды текстовых задач и их решение.
Влияние скорости падения дождевых капель на скорость движения человека во время дождя.
Во всем царит гармонии закон...
Время и его измерение
Время остановить нельзя, а измерить?
Время работать и время отдыхать.
Все есть число
Все о "тройке" и чуть больше...
Все о числе 13
Все о числе 7
Всегда ли 2 х 2 = 4?
Вычисление скорости течения реки.
Галерея замечательных чисел.
Галерея числовых диковинок.
Гармония и математика
Генетический код и квадрат Пифагора.
География чисел
Гипотеза об истоках золотого сечения.
Головоломки со спичками
Графические методы и геометрические соображения при решении задач по математике Графические приемы при решении задач по математике.
Графический метод решения сюжетных задач.
Графический способ умножения чисел.
Два способа решения логических задач
Действия над числами в различных системах счисления.
День рождения нуля
День рождения числа "пи"
Детские задачи для взрослых детей.
Древнерусские задачи
Древние системы счисления.
Древние, но вечно юные простые числа
Дружественные тройки чисел.
Дружественные числа
Жар холодных чисел
Живая математика
Живая природа и симметрия.
Загадка бумажной полоски.
Загадка Рамануджана
Загадки числового ряда
Загадочный мир чисел.
Задачи из старинного учебника.
Задачи из Эфиопии
Задачи на все случаи жизни
Задачи на движение двух объектов.
Задачи на движение по реке
Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика.
Задачи на местном материале
Задачи на наибольшее и наименьшее значение величин и методы их решения.
Задачи на оптимизацию
Задачи на переливание жидкости.
Задачи на разрезание
Задачи на свежем воздухе.
Задачи на чётность
Задачи о лабиринтах
Задачи о четырех красках
Задачи повышенной трудности "на движение".
Задачи с ограничениями
Задачи с одинаковыми цифрами.
Задачи с параметрами
Задачи со спичками
Задачи старинные и старые.
Задачи, которые могли бы стать теоремами.
Замечательные числа. Дружественные числа и простые числа-близнецы.
Занимательная логика в математике
Занимательные задачи
Занимательные задачи далекого прошлого.
Занимательные задачи по математике.
Занимательные числа
Заниматика
Занятные стайки простых чисел.
Зарождение и эволюция математической задачи.
Зачем человеку нужны измерения в разные времена?
Знакомое и незнакомое магическое число Пи.
Знакомство с симметрией
Измерение времени.
Изопериметрическая проблема, или Задача Дидоны.
Изучение возможности использования рисунка на уроках математики.
Интересные и быстрые способы и приемы вычислений.
Интересные и интеллектуальные задачки.
Искусство отгадывать числа
Использование математических разрезных игр.
Использование некоторых положений теории чисел для решения задач повышенной трудности.
Использование старинных мер длины и веса для решения и составления задач.
Исследование математических способностей.
Исследование метода решения задач различными способами.
Исследование ряда натуральных чисел.
Исчисление времени
Как велик миллион?
Как измерить время?
Как измерить расстояние между родственниками.
Как найти решение задачи
Как разрезать пирог?
Как считать без компьютера и калькулятора.
Календари времени
Календарная даль веков
Калькуляторы.
Квадратное колесо - правда или миф?
Контактные числа и проблема тринадцати шаров.
Копилка нестандартных задач по математике.
Королева математики
Красивые и быстрые способы вычислений
Красота в симметрии
Красота и математика
Красота через призму науки
Криптограммы - тайнопись прошлого, настоящего и будущего
Криптография
Криптография и криптоанализ.
Криптография и математика
Криптография и стеганография.
Криптография как метод кодирования и декодирования информации.
Криптография, математические алгоритмы при шифровании.
Криптография. Азы шифрования и история развития.
Криптография. Методы ее практического применения.
Криптография. Наука о шифрах
Кристаллография и математика
Крылатые математические выражения.
Курьезы, софизмы, парадоксы в математике.
Ловкий циркуль
Магические тайны числа 7
Магические числа
Магические числа в природе
Магические числа и фигуры
Магическое число "Пи"
Магическое число Шахерезады.
Магия чисел
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни: расчёт ремонтных работ помещения.
Математика в моей будущей профессии.
Математика вокруг нас
Математика на шахматной доске.
Математики-вундеркинды
Математическая обработка экспериментальных данных.
Математическая формула прекрасного.
Математические жемчужины
Математические презентации
Математические софизмы.
Математические термины.
Математический бильярд.
Математический календарь школьникам.
Математический маятник
Математический помощник
Математическое моделирование глобального развития человечества.
Математическое моделирование и его практическое применение.
Математическое моделирование как способ решения задач (проблем).
Математическое моделирование окружающей среды.
Математическое моделирование.
Математическое описание случайных явлений.
Математическое путешествие в мир гармонии.
Материалы для математического досуга.
Мир чисел, звуков и цвета
Моделирование составных задач.
Мир больших чисел.
Моделирование текстовых задач.
Наглядная топология
Неизвестное об известном, или Как сделать открытие. Число Пи равно 4?
Некоторые интересные зависимости.
Необычное в обычных числах
Нестандартные задачи
Нестандартные задачи на олимпиадах по математике.
Нуль в математике занимает особое место.
Нумерации и системы счисления.
Нумерология
Нумерология - магия чисел
Нумерология - миф или реальность?
Нумерология - наука о числах в нашей жизни.
Нумерология - современная наука
Нумерология в жизни человека
Нумерология: наука или заблуждение?
Одним росчерком
Описание красоты и гармонии природы математическим отношением.
Определение в курсе математики
Оптические иллюзии и их применение
Орнамент как отпечаток души народа.
Орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера.
Орнаменты
От пальцев до калькулятора
Открытие: случайность или закономерность?
Очарование простых чисел.
Палиндромы в математике
Параметр. Динамические иллюстрации к решению задач.
Письмо с секретом
Планета чисел
По страницам нестареющих русских учебников по математике.
Практические советы математиков.
Преданья старины далёкой (решение старинных задач)
Приборы, инструменты и приспособления для вычислений.
Прикладные задачи
Применение графических методов при решении текстовых задач.
Применение космических снимков на уроке математики.
Проверка вычисления числа "пи".
Проверка на четность
Простые числа
Противоречие непротиворечивого утверждения.
Путешествие к истокам геометрии.
Развитие понятия "бесконечность" в математике.
Разговор о нуле
Различные способы решения текстовых задач.
Реальный мир воображаемых чисел.
Рекуррентные соотношения и их применение.
Решение диофантовых уравнений
Решение задач методом оценки
Решение задач на смеси и сплавы.
Решение задач на соответствие и исключение неверных ответов.
Решение задач по готовым чертежам.
Решение задач по теме "Движение по реке".
Решение оптимизационных задач по математике.
Решение старинных задач
Решение текстовых задач
Решение уравнений в целых числах.
Самое интересное число
Секрет успешного решения задач.
Семь величайших загадок математики.
Серьезное и курьезное в числах
Симметрические простые числа.
Системы счисления
Скрытые модули
Совершенные числа
Совершенные числа. Дружественные числа.
Совершенные числа. Простые числа Мерсенна.
Сокращенное деление с помощью схемы Горнера.
Способы и приемы быстрых вычислений.
Способы представления чисел в различных системах счисления.
Способы решения задач на движение тел
Способы устного возведения чисел в квадрат.
Сравнительный анализ устойчивости некоторых известных шифров.
Старинные задачи
Старинные задачи древних народов.
Старинные занимательные задачи
Считаем без калькулятора
Тайна чётных чисел
Тайна числа "Пи"
Текстовые задачи в школьном курсе математики.
Текстовые задачи и моделирование.
Текстовые задачи на движение
Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы.
Текстовые задачи на совместную работу.
Учебник математики: вчера, сегодня, завтра
Фигурные числа
Философская тайна чисел
Философские аспекты математики
Финно-угорская система счисления в ряду других систем.
Фольклорные задачи
Целые числа и измерение температуры.
Цена одной минуты
Цепные дроби
Цифра "9" в тувинской нумерологии.
Цифровые корни
Числа в нашей жизни.
Числа вокруг нас
Числа Пифагора и красота мира.
Числа правят миром
Числа правят миром. Можно ли представить себе мир без чисел?
Числа с собственными именами.
Число П.
Число, которое больше Вселенной.
Числовые неравенства
Шестое математическое действие.
Шесть математических действий.
Шифры и криптограммы.
Шифры и математика
Эти удивительные кватернионы.
Темы проектов по физике
А.Д. Сахаров – выдающийся ученый и правозащитник современности.
Авиационные модели свободного полета.
Автожиры
Агрегатные состояния вещества.
Актуальные проблемы физики атмосферы.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.
Алфёров Жорес Иванович.
Альберт Эйнштейн - парадоксальный гений и "вечный ребенок".
Анализ отказов микросборки.
Андронный коллайдер: миф о происхождении Вселенной.
Анизотропия кристаллов
Анизотропия физических свойств монокристаллов.
Аномальные свойства воды
Античная механика
Аристотель - величайший ученый древности.
Артериальное давление
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Атмосферное давление - помощник человека.
Атмосферное давление в жизни человека.
Аэродинамика на службе человечества
Аэродинамика полосок бумаги, или «И все-таки она вертится!»
Аэродинамические трубы.
Баллистическое движение.
Батисфера
Биолюминесценция
Биомеханика кошки.
Биомеханика человека
Биомеханические принципы в технике.
Бионика. Технический взгляд на живую природу.
Биоскафандр для полета на другие планеты.
Биофизика человека
Биофизика. Колебания и звуки
Бумеранг
В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
В погоне за циклом Карно.
В чем секрет термоса.
В.Г. Шухов – великий русский инженер.
В.К. Рентген – открытия, жизненный путь.
Вакуум на службе у человека
Вакуум. Энергия физического вакуума.
Введение в физику черных дыр.
Вертикальный полет
Ветер как пример конвекции в природе.
Ветер на службе у человека
Взаимные превращения жидкостей и газов. Фазовые переходы.
Взаимосвязь полярных сияний и здоровья человека.
Взвешивание воздуха
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Виды топлива автомобилей.
Виды шумового загрязнения и их влияние на живые организмы.
Визуализация звуковых колебаний в трубе Рубенса.
Виртуальные лабораторные работы на уроках физики.
Вихревые образования
Вклад Блеза Паскаля в создание методов изучения окружающего мира.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие физической науки.
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
Влажность воздуха и ее влияние на здоровье человека.
Влажность. Определение содержания кислорода в воздухе.
Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды.
Влияние громкого звука и шума на организм человека.
Влияние звука на живые организмы
Влияние звука на песок. Фигуры Хладни.
Влияние звуков, шумов на организм человека.
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Влияние изменения атмосферного давления на посещаемость занятий и успеваемость учащихся нашей школы.
Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов.
Влияние качества воды на свойства мыльных пузырей.
Влияние лазерного излучения на всхожесть семян гороха.
Влияние магнитного и электростатического полей на скорость и степень прорастания семян культурных растений.
Влияние магнитного поля на прорастание семян зерновых культур.
Влияние магнитного поля на рост кристаллов.
Влияние магнитной активации на свойства воды.
Влияние магнитных бурь на здоровье человека
Влияние механической работы на организм школьника.
Влияние наушников на слух человека
Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.
Влияние погоды на организм человека
Влияние скоростных перегрузок на организм человека.
Влияние сотового телефона на здоровье человека.
Влияние температуры на жидкости, газы и твёрдые тела.
Влияние температуры окружающей среды на изменение снежных узоров на оконном стекле.
Влияние торсионных полей на деятельность человека.
Влияние шума на организм учащихся.
Вода - вещество привычное и необычное.
Вода в трех агрегатных состояниях.
Вода и лупа
Водная феерия: фонтаны
Водород - источник энергии.
Водяные часы
Воздух, который нас окружает. Опыты с воздухом.
Воздухоплавание
Волшебные снежинки
Волшебство мыльного пузыря.
Вращательное движение твердых тел.
Вредное и полезное трение
Время и его измерение
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
Выращивание и изучение физических свойств кристаллов медного купороса.
Выращивание кристаллов CuSo4 и NaCl, исследование их физических свойств.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.
Выращивание кристаллов из разных видов соли.
Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара в домашних условиях методом охлаждения.
Высокоскоростной транспорт, движимый и управляемый силой электромагнитного поля.
Давление в жидкости и газах.
Давление твердых тел
Дары Прометея
Двигатель внутреннего сгорания.
Двигатель Стирлинга - технологии будущего.
Движение в поле силы тяжести.
Движение воздуха
Денис Габор
Джеймс Клерк Максвелл
Динамика космических полетов
Динамическая усталость полимеров.
Диффузия в домашних опытах
Диффузия в природе
Диффузия и ювелирные украшения
Доильный аппарат "Волга"
Единицы измерения физических величин.
Её величество пружина.
Железнодорожная цистерна повышенной ёмкости.
Женщины - лауреаты Нобелевской премии по физике.
Живые сейсмографы
Жидкие кристаллы
Жизнь и достижения Б. Паскаля
Жизнь и изобретения Джона Байрда
Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова.
Жизнь и творчество Льва Николаевича Термена.
Жизнь и труды А.Ф. Иоффе
Зависимость времени закипания воды от её качества.
Зависимость коэффициента поверхностного натяжения моторного масла от температуры.
Зависимость коэффициента поверхностного натяжения мыльного раствора от температуры.
Зависимость скорости испарения воды от площади поверхности и от ветра.
Зависимость сопротивления тела человека от состояния кожного покрова.
Загадки кипящей жидкости
Загадки неньютоновской жидкости.
Загадки озоновых дыр
Загадочная лента Мёбиуса.
Закон Архимеда. Плавание тел.
Закон Паскаля и его применение
Значение паровой машины в жизни человека.
Игорь Яковлевич Стечкин
Из истории летательных аппаратов
Изготовление действующей модели паровой турбины.
Измерение больших расстояний. Триангуляция.
Измерение влажности воздуха и устройства для ее корректировки.
Измерение вязкости жидкости
Измерение плотности твердых тел разными способами.
Измерение температуры на уроках физики
Измерение ускорения свободного падения
Изобретения Герона в области гидродинамики
Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.
Изучение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов.
Изучение свободных механических колебаний на примере математического и пружинного маятников.
Изучение свойств постоянных магнитов.
Изучение сил поверхностного натяжения с помощью мыльных пузырей и Антипузырей.
Изучение сил поверхностного натяжения с помощью мыльных пузырей.
Илья Усыскин - прерванный полет
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
Исаак Ньютон
Испарение в природе и технике.
Испарение и влажность в жизни живых существ.
Испарение и конденсация в живой природе
Использование тепловой энергии свечи в бытовых условиях.
Исследование атмосферных явлений.
Исследование движения капель жидкости в вязкой среде.
Исследование движения по окружности
Исследование зависимости периода колебаний тела на пружине от массы тела.
Исследование поверхностного натяжения.
Исследование поверхностных свойств воды.
Исследование способов измерения ускорения свободного падения в лабораторных условиях.
Исследование теплопроводности жира.
Исследование физических свойств почвы пришкольного участка.
Как управлять равновесием.
Квантовые свойства света.
Колокольный звон с физической точки зрения.
Коррозия металлов
Космические скорости
Космический мусор
Красивые тайны: серебристые облака.
Криогенные жидкости
Лауреаты Нобелевской премии по физике.
Леонардо да Винчи - художник, изобретатель, ученый.
Люстра Чижевского
Магнитная жидкость
Магнитное поле Земли и его влияние на человека.
Магнитные явления в природе
Междисциплинарные аспекты нанотехнологий.
Метеорная опасность для технических устройств на околоземной орбите.
Механика сердечного пульса
Мир невесомости и перегрузок.
Мир, в котором мы живем, удивительно склонен к колебаниям.
Мифы звездного неба в культуре латиноамериканских народов.
Мобильный телефон. Вред или польза?!
Моделирование физических процессов
Модель электродвигателя постоянного тока.
Мой прибор по физике: ареометр.
Молниеотвод
Мыльные пузыри как объект исследования поверхностного натяжения.
Нанобиотехнологии в современном мире.
Нанодиагностика
Наноструктурированный мелкозернистый бетон.
Нанотехнологии в нашей жизни.
Невесомость
Об использовании энергии ветра.
Ода вращательному движению
Озон - применение для хранения овощей.
Опасность электромагнитного излучения и защита от него.
Определение высоты местности над уровнем моря с помощью атмосферного давления.
Определение коэффициента взаимной индукции.
Определение коэффициента вязкости жидкости.
Определение коэффициента поверхностого натяжения воды с различными примесями.
Определение плотности тела неправильной формы.
Определение условий нахождения тела в равновесии.
Определение центра тяжести математическими средствами.
Относительность движения
Очевидное и невероятное при взаимодействии стекла и воды.
П.Л. Капица. Облик ученого и человека.
Парадоксы учения Лукреция Кара.
Плавание тел
Плавление и отвердевание тел.
Плазма.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Плотность и плавучесть тела
Поверхностное натяжение воды.
Поверхностное натяжение воды в космосе.
Приливы и отливы
Применение информационных технологий при изучении криволинейного движения.
Применение силы Архимеда в технике.
Применение ультразвука в медицине.
Принцип относительности Галилея.
Простые механизмы в сельском хозяйстве.
Пушка Гаусса
Радиоволны в нашей жизни
Радиоприемник с регулируемой громкостью.
Развитие ветроэнергетики
Рафинирование селена методом вакуумной дистилляции.
Реактивная тяга
Реактивное движение в современном мире.
Реактивные двигатели
Резонанс при механических колебаниях.
Роберт Гук и закон упругости
Роль рычагов в жизни человека и его спортивных достижениях.
Свойства соленой воды. Море у меня в стакане.
Сегнерово колесо
Сила притяжения
Сила трения.
Сила трения в природе.
Современные средства связи. Сотовая связь.
Создание индикаторов течения воды, плотностью равных плотности воды.
Способы определения массы тела без весов.
Способы очищения воды, основанные на физических принципах.
Суда на подводных крыльях - одно из изобретений К.Э. Циолковского.
Тайны наклонной башни Демидовых
Такой ли пустой космический вакуум?
Температура нити накала
Тепловой насос
Трение в природе и технике.
Ультразвук в медицине
Ультразвук в природе и технике.
Устройство оперативной памяти.
Ускорители элементарных части: взгляд в будущее.
Феномен гениальности на примере личности Альберта Энштейна.
Ферромагнитная жидкость
Физик Гастон Планте.
Физика землетрясений и регистрирующая их аппаратура.
Физика и акустика помещений
Физика смерча. Смерч на службе человека.
Химия и цвет
Цунами. Причины возникновения и физика процессов.
Чем дизельный двигатель лучше бензинового?
Чуть больше о смерче
Экологический паспорт кабинета физики.
Экспериментальные методы измерения ускорения свободного падения.
Эксперименты с неньютоновской жидкостью.
Энергетика: вчера, сегодня, завтра.
Энергетические возможности магнитогидродинамического эффекта.
Энергия будущего
Энергосберегающие лампы: "за" или "против".
Янтарь в физике.
Темы проектов по химии